Жилище индейцев типи

Типи и вигвам – отличия, особенности

Жилище индейцев типи

Если спросить среднего человека, в чём живёт индеец, ну или жил, от ответит – вигвам. Уж так повелось, да ещё и пёс Шарик из мультика сильно “поднабросил”. 🙂

Не деле индейцы – они все очень и очень разные. Если говорить именно за Северо Американских, в дальнейшем буду обозначать их СА, то у них градация очень запутанная.

Есть племена оседлые, есть кочевые, есть смешанного типа. Южные, Северные, лесные, степные..

И жилища у всех очень разные. Однако когда мы вспоминаем конусообразные, большие “палатки”, из фильмов или с этнических фестивалей, мы вспоминаем не вигвамы, нет. Это – типи. А вигвам, это штамп от европейцев.

Ну так вот. Типичный вигвам, это для начала жилище Лесных индейцев Севера и Северо Востока США. Скажем, к этим индейцам относятся микмаки.

Это и есть типичный вигвам. Его главная особенность, касаемая всех вигвамов – он чисто утилитарен. Никаких изысков, простейший каркас, который можно собрать именно из тех лесных веток и палок, которые найдёшь на новом месте, только шкуры и ткань забираешь с собой. С украшением оных жилищ никто не загонялся. Это если что именно вигвам Микмаков.

Вигвам племён Оджибве. Карта расселения и ниже – сам вигвам.

Общая суть – материал для каркаса всегда под рукой у тех индейцев, кто жил в этих краях, включая и Северо Восток. Плюс важная пометка – вигвамы иногда делались очень большими.

На 25 – 30 человек. Это как бы и вариант увеличиваемого по площади, простого и удобного в возведении жилья. Но без какой либо искры знаете ли. вигвам, он и есть вигвам. Пожил, а коли надо уйти, каркас бросил и не жалко. У вигвама, кроме размеров по сути нету “лица”.

Тот или иной тип шалаша, сколь либо дельно сделанный, уже по сути вигвам – если есть каркас и покрытие от дождя, которое не сдувается ветром, вы “вигвамник”. 🙂 Ну это я шучу конечно, но по сути верно.

_______________________________________________________________________________

Типи.

Ооо, это детище, идея индейцев Великих Равнин. Он и вошло в символ жилища индейцев и скажу вам – не зря. Правда стоит учитывать исторический факт – именно переносное жильё, вот что это такое.

когда индейцы оставались надолго или вообще оседали на одном месте, они либо строили вигвам, либо вообще комбинированные типы жилищ – порой это были полуземлянки с травяной или кожаной крышей, порой полу-домики.

Но об этом в другой раз.

Для начала вот что это такое – на карте, Великие Равнины это одновременно и Север, Северо Запад и Юг США и Центральная часть заодно.

Племена которые использовали типи, либо постоянно, либо периодически кочевали. Основу питания этих племён составляла охота на бизонов, плюс у многих, как дополнение к пропитанию – земледелие. Но в итоге племена часто находились в тех местах, где сразу не найти материал для жилища, степь есть степь. Обычная высотка – 6 – 7 метров, до 8. Диаметр – 3 – 6 метров.

Покрышка – до прихода Европейцев, делалась из бизоньих кож, до 40 штук уходило, либо, реже, из оленьих. Затем стали использовать и парусину и комбинирование материалов.

Вообще , если технически, это конечно палатка. Даже если взять самый первичный вариант, из бизоньих уникальных кож, всё равно. Но ниже, я покажу, что это всё таки круче любой палатки. В нём сокрыта целая культура многих народов-племён.

Типи в первую очередь – строго индивидуальное жильё, личный маркер хозяина, показатель его аккуратности, статуса, воображения и чувства красоты. Его аккуратно складывали и перевозили с собой в другие места.

А когда ты кочуешь, ты встречаешься с бОльшим количеством людей и потому не ударить в грязь лицом было очень важно. Индейцы вообще очень гордые оп природе своей.

Для них что охота, что война, были не просто занятиями для выживания и пропитания, а именно способом подтверждать статус. И типи быстро становилось ещё одним маркером достатка.

В них жили многие знаменитые племена, вошедшие так сказать в анналы истории.

Черноногие, к примеру.

Вот оно, классическое и прекрасное.

Хозяин каждого типи считал важным, помимо раскрашивания и разных узоров, помещать на типи амулеты, украшения в виде вырезанных вещей. Особенно рядом со входом, для защиты от плохих взглядов и духов. Бисер, рисунки, плюс трофеи добытые на охоте.

Покрышка – то что мы и видим, когда смотрим на типи – это покрышки индейцев кайова.

Каждая – уникальна.

Шайенны. С ними интересно то, что изначально они жили в Миннесотте. Вот здесь и здесь, две карты.. Жили оседло и занимались земледелием.

Но когда получили от европейцев лошадей, поменяли свою жизнь и переместились на Великие Равнины. И заодно стали жить в типи.

Команчи – как же без них.

Само собой бывали и упрощённые, совсем походного типа вещи. Всё зависело от ситуации, племени и нужды.

Кто то был менее удачлив и поводов в племени, ставить красивое жильё, было мало. Отсюда и различия в убранстве. Индейцы были не просто горды, у них не забалуешь. Коли ты мало себя проявил, роскошествовать ни в чём не получится. За этим они всегда ревностно следили.

Типи располагался всегда так, что бы стена покрышки, в которой вход проделан, была повёрнута на безветренную сторону. Достигалось таким образом две вещи. Сохранить тепло и что бы ветер не унёс к чертям всё жилище.

Так же в типи очень интересный подход к костру и управлению дымом. выход дыма регулируется двумя подвижными клапанами.  Они фиксируются в нужном положении с помощью жердей.

И отрегулировать их по уму, целая наука. У опытного хозяина в типи можно почти в рост стоять и не будешь глотать дым, только лёгкий, приятный аромат костра будет вокруг.

У того кто не разбирается – кумар, зловоние и бегство из типи.

Внутри схематично это выглядит так. И самая загвоздка для новичка, правильно вот те две палки, у верхушки конуса, верно поставить по высоте.

раскрашивание – цвета и рисунки, всё имело смысл и отражало реалии того места и племени, в котором стояло типи.

Красный – цвет Земли и Огня. Это самый священный цвет, почитаемый не только у индейцев, но и у многих других народов, которые связывали свою жизнь с землей.

Желтый – это цвет Камня, а также Молнии, которая по многим повериям имеет связь с камнями, землей и огнем.

Белый и голубой – цвета Воды или пустого пространства – Воздуха, прозрачного как вода.

Черный и синий цвета – это Небо, бездонность.

Изображений всех не описать. Общий принцип такой. Треугольники – они означают горы и, соответственно, землю. Маленькие круги в сочетании с ними – это камни. Широко распространенным символом, который вводил в ступор христианских миссионеров, был крест, означающий четыре священных направления, четыре стороны света или небесные светила.

Учитываем, что все древние народы, так или иначе проходили период пентаграмм, на пути к полноценному языку и письменности,

Источник: https://pikabu.ru/story/tipi_i_vigvam__otlichiya_osobennosti_5724671

Индейское типи

Жилище индейцев типи

Вечное типи –
Символ Великого Круга Жизни

Джордж П. Хорс Кэпчер – индеец племени гровантров изрезервации Форт Белкнап (Монтана). В настоящее время онявляется хранителем Музея Равнинных Индейцев приИсторическом Центре Баффало Билла в Коди (Вайоминг).

Стоит только ледяному дыханию севера пасть на степнуютраву и отправить в дальний путь на юг перекати-поле, какперед нами, словно живая, снова встает та красота, котораяименуется сменой времен года. Все в мире движется покругу.

Оглядись вокруг, и ты увидишь, что все – гнезда,яйца, капли дождя, звезды имеют форму круга. Даже годычеловеческие, от детства до старости, выстраиваются вкруг. Все эти бесчисленные круговые движения и составляютВеликий Круг Жизни.

Индейцы давно поняли значение круга. Жизнь человекатечет и изменяется по кругу. Некогда отжившие идеи вновьобретают ценность, и мы переосмысливаем то, что когда-тоотвергали. Древние представления, которые отбрасывалисьиз-за своей якобы “примитивности” и “упрощенности”возрождаются уже как “экологические” и “природные”. Ещеодин круг замыкается с возвращением интереса к древнемуокруглому типи.

Традиционное жилище равнинного индейца, типи,олицетворяет собой таинственный круг жизни. Эта постройказащищала индейцев в ту пору, когда они перебрались на этотконтинент и расселялись по нему. За тысячи лет быловыстроено бесчисленное количество типи, принимавших вразных регионах различные формы.

До появления в XYII веке на равнинах лошадей, всеперевозки производились на одомашненных собаках илиусилиями, главным образом, женщин. Поскольку максимальныйвес груза был весьма ограничен, покрышки от типи в этупору были невелики и состояли из двух частей.

Лошадь произвела в индейском обществе большие перемены.Верхом воины могли свободно охотиться и добывать бизонов,оставляя людям время для динамичного развития другихсторон культуры.

Теперь бизоньи шкуры, необходимые дляизготовления покрышек, были в изобилии; они стали больше,тяжелее, цельными в своем составе, поскольку лошади моглиперевозить и перетаскивать с места на место значительныетяжести.

Позднее, после того, как цивилизация белого человекараспространилась по равнинам, индейцы были поселены врезервациях и их традиционный образ жизни начал отмирать.Кожаные жилища старели, а новые шкуры было тяжело достать.

К началу XX века парусина почти полностью вытеснила кожу вкачестве материала для изготовления покрышек, а позднеедаже это стало роскошью. Вскоре индейцы были вынужденыжить в квадратных домах, а типи стали редкостью. Однако,круг не оборвался.

Сегодня, когда туземцы (и не толькоони) сознают непреходящую ценность этого проверенногообраза жизни, многие традиционно настроенные слоииндейского общества возвращаются на круги своя.

Этопризнание становится возможным только тогда, когда самииндейцы говорят это за себя, когда они единственныепризнаются авторитетами в вопросах, связанных синдейцами.

Даже само слово “типи” вызывает к жизни волнующиеобразы: величественность, красота, сила, индейцы – все этозаключено здесь. Типи – это свидетельство человеческогогения, оно поражает и сохраняет высокое положение междуэлементами природы и потребностями человека.

Его формавстречается в природе и прекрасно сочетается с окружающейсредой. Практичность его можно оценить, если представить,что тебя в дороге застала тьма или ненастье.

По сути дела,без всяких инструментов можно собрать поваленные деревья иветки и выстроить их в виде конуса, оставив посрединесвободное пространство для жилья, покрыть снаружи веткамиили чехлом, и типи готово.

Для того, чтобы начать круговое движение обратно ккрасотам природы и сблизиться с миропониманием индейца, сего отношением к “Высшей Силе”, нужно хотя бы раз в жизнипожить или провести ночь в типи. Это непередаваемоеощущение. Послушайте, как сегодня можно достать типи.

Первое – материалы. Лучше всего шесты делать изпалаточной сосны (Lodgepole pine), которую можно достать вбольшинстве резерваций Сев. Равнин. Обычно для 16-футовоготипи требуется 17 обрубленных и очищенных от коры шестов.

Идеальная длина составляет от 30 до 35 футов, а основаниеследует подбирать как можно меньшим по размеру.Шесты-одногодки ровны и чисты, но еще сохраняютжизненный сок, и поэтому тяжелы. Прошлогодние шесты лучше:они легче, но не менее прочны.

Срубленные шесты надлежиточистить от коры и срезать полностью все неровности исучки. Если этого не сделать, то вскоре сучки прорвутпокрышку. Нам нравятся длинные шесты, верхушки которыхгордо выделяются на фоне неба.

Кроу оставляют недалеко отверхушек небольшие сучки, а шесты от их типи сверху имеюттакую же длину, что и в нижней части. Ни с чем нельзясравнить вид хорошо поставленного посреди прерии типи, с колыхающимися флажками на длинных шестах, уходящих внебо.

Булавки для застегивания палатки легко можно сделать изречной ивы; они должны быть длинными, прямыми изаостренными. Оставьте на концах немного коры для красоты,а остальное срежьте. Колышки сделайте из вишни или другогопрочного дерева, чтобы избежать расщепления и прорастания.Никогда нельзя использовать пластиковые или металлическиеколышки – они противоречат духу типи.

Сегодня единственный доступный материал для покрышки -это парусина. Хорошо, что в резервациях на Сев. Равнинахмного мастеров по изготовлению типи. Посоветуйтесь скем-нибудь из них, и он будет рад поделиться с вами своимизнаниями или направит вас к другому знающему человеку.Если можете, купите парусину потолще и сшейте ее двойнымшвом. Это дороже, зато долговечнее.

Когда мы отправляемся за город или на индейскийпраздник, самая большая трудность заключается в доставкешестов. Лучше всего использовать багажник на крышеавтомобиля.

У каждого племени есть свой способ установки типи. Дваосновных способа отличаются количеством шестов,используемых в основании – три или четыре.

Кайова,ассинибойны, гровантры, шайенны, тетон-сиу, арапахо идругие ставят типи на трех шестах, а черноногие, сарси,флатхеды, кроу, хидатса и другие – на четырех. Кроме того,существовало несколько способов расположения шестов поверхосновных.

Оба способа доказали свою жизнеспособность иэффективность. Наша племенная группа – гровантры Монтаны -использует в основном три шеста. Мы делаем все, чтобыотобрать для этой цели лучшие шесты.

Ставить типи не так просто, как это может показаться.Без точного расчета, труда и ошибок тут не обойтись.Всегда существует опасность привязать покрышку к основномушесту слишком высоко, создав “эффект паводка”.

Конечно,неопытному наблюдателю можно сказать, что индейцыпоступают так, когда слишком жарко, и покрышка поднятавысоко над землей для вентиляции. Но большинство поймет,что вы ошиблись. Другая крайность так же плоха.

Еслипокрышку привязать слишком низко, она будет морщиться, аэто тоже никуда не годится.

Подробно описывать процесс установки типи долго исложно. Полезную информацию можно найти в книгеРеджинальда и Глэдис Лаубинов “Индейское типи”, изданнойОклахомским университетом в 1957 году. Не огорчайтесь,если вам не удастся поставить типи с первого раза. Учтитесвои ошибки и запомните все на будущее.

Может возникнуть большой соблазн расшить или раскраситьтипи; не делайте этого. Украшать типи надлежит либо втрадиционном стиле, либо вообще отказаться от этой мысли.

Расписывать покрышку можно только под руководством шамана,а рисунки и цвета должны опираться на сновидения или насемейные или племенные обычаи. Каждый символ имеетдуховный смысл и не может наноситься просто для красоты.

Не украшайте типи самодельными рисунками или карикатурами.Даже индейцы редко расписывают свои типи, ведь чистые игладкие, они и так красивы.

Внутреннее пространство современного типи обставляетсяобычной походной мебелью и снаряжением. Пол обычночастично или полностью устилается старыми ковриками илициновками. Мы застилаем только часть пола, так как хотимбыть ближе к земле.

Старший мужчина в семье отдыхает и спит на почетномместе в дальнем углу типи, напротив входа. Женщины и детирасполагаются по бокам. Считается невежливым проходитьперед почетным местом; все передвижения в типи следуетосуществлять в направлении входа, но ни в коем случае непоперек задней части.

Теперь мы можем войти в типи. Мы на мгновениезадерживаемся в дверях, осознавая, что переходим рубеж,отделяющий день сегодняшний от дня вчерашнего. Мы нетолько вступаем в истинно индейский мир прошлого, но ипреодолеваем психический барьер сегодняшнего дня радичего-то гораздо более чистого и свободного. При входе втипи мы наклоняемся, отвешивая таким образом типипоклон.

Мы оказываемся в совершенно ином мире, новом для нас,но старом для земли. Стоит солнцу коснуться покрышки, каквсе внутри начинает светиться. Невозможно забытьпоразительную красоту светлого пространства, окруженногокаркасом, уходящим в небо.

Хотя “живая” оболочка отделяетнас от внешнего мира, мы по прежнему свободны, можемходить по земле, видеть и вдыхать запах неба. Мыстановимся частью этого моста между землей и небом, междупрошлым и настоящим.

Теперь можно сесть и подумать об этомсоюзе, ибо часть нас прислушивается к пению ветра илугового жаворонка.

Вы почувствуете, что после всех этих утраченных лет выснова дома. Дышите полной грудью, и пусть это станетчастью вашей плоти и вашего разума. В этом заключенамагия. Теперь вы поймете и прочувствуете, почему индейцывсегда предпочитали типи. Ступите в этот мир индейца, и мыразделим его с вами.

Завтра нам придется оставить этот магический кругчеловека и земли. Но мы все же чуть-чуть изменимся. Мы нашаг приблизились к центру, и от этого стали болеецельными.

Быть может, мы уловили мгновение силы и красотывселенной и поняли, как все-таки мы ничтожны. С помощью”Высшей Силы” прерия, где мы короткое время жили, никогдане изменится.

Завтра лишь помятая трава и полынь будутнапоминать о том, что человек ступил в Великий Круг Жизни,ведь Круг бесконечен.

Джордж П. Хорс Кэпчер

Перевод Дзибеля Г.

“American West”, March/April 1981, v.XVIII, ╬2, pp. 32-39.

Источник: https://www.first-americans.spb.ru/n3/koi/tipi.htm

Вигвамы и Типи

Жилище индейцев типи

Вопреки распространенному мнению, вигвам — это не остроконечная платка на жердях с костром посередине. Тем не менее, если в голову взбредает идея о постройке такой, в походе, или даже на своем дачном участке, развлечения ради, в голову приходит именно такой образ индейского жилища. А называется оно правильно не «вигвам», а «типи».

Начнем мы с того, что посмотрим, что такое настоящий вигвам. А жилище это использовалось лесными племенами североамериканских индейцев и представляло собой небольшой шалаш, высотой 8—10 футов, куполообразной формы. Но в больших вигвамах могло проживать до 25—30 человек.

Каркас вигвама изготовлен из изогнутых тонких гибких стволов. Он связан и покрыт берёзовой или вязовой корой; циновками из тростника, камыша, травы или листьев обвёртки кукурузы; шкурами или несшитыми кусками ткани. Покрытие может быть и комбинированное. Сверху оно дополнительно прижимается наружной рамой, шестами или стволами деревьев.

Вход, который бывает высотой всего три фута или достаточно высоким, закрывается занавеской. Сверху имеется отверстие для выхода дыма, прикрывающееся, например, куском коры, который можно приподымать с помощью шеста. Стены куполообразных вигвамов могут быть как наклонными, так и вертикалными. В плане вигвамы чаще круглые, но есть овальные и прямоугольные.

Подобные жилища могут быть вытянуты в довольно длинный овал и иметь несколько дымовых отверстий.

Вигвамы использовали следующие племена североамериканских лесных индейцев: абенаки и массачусеты, алгонкины, делавары, майами, иллинойсы, микмаки, оджибве, черноногие, шайенны, кри, меномини, сауки.

Однако, говоря «вигвам» имеют ввиду именно «типи». Типи — это жилище не лесных индейцев, а индейцев Великих Равнин, то есть, предгорного плато в США и Канаде, к востоку от Скалистых гор.

Также этот вид временного жилища использовался горными индейскими племенами, очевидно, из-за более высокой, чем у вигвама, «аэродинамичности». Ведь в горах и на равнинах гораздо больше шансов, что палатку сорвет и унесет ветром.

Типи имеет форму прямого или слегка наклонённого назад конуса или пирамиды высотой 4—8 м (обычно 6—7 м), с диаметром в основании 3—6 м. Каркас собирается из шестов длиной от 12 до 25 футов, сосновых — на северных и центральных равнинах и из можжевельника — на южных.

Покрышка традиционно сшивалась из сыромятных кож бизонов и реже — оленей. В зависимости от размера, для изготовления типи требовалось от 10 до 40 кож. Позднее, с развитием торговли с европейцами, чаще использовалась более лёгкая парусина.

Так как ткань огнеопасна, а кожу грызут собаки, то могут быть и комбинированные покрышки: в верхней части — оленья кожа, а внизу — парусина.

Стороны покрышки скрепляются деревянными палочками-булавками, а низ привязывается к колышкам, вбитым в землю, но так, что остаётся щель для прохода воздуха.

Сверху находится дымовое отверстие, с двумя лопастями — дымовыми клапанами, которыми регулируют тягу дыма очага с помощью особых шестов, закреплённых за их верхние углы. Часто для этого имелись ещё и ремни, растягивающие клапаны за нижние углы.

У типи канадских чиппева одиное лунообразное полотнище клапанов не прикреплено к покрышке, и поэтому может вращаться двумя шестами на 360° вокруг дымового отверстия. В качестве верёвок традиционо использовались ремни из сыромятной кожи (rawhide).

Типи могут соединяться с обычной палаткой и даже соединяться по два или более вместе, что даёт дополнительную площадь.

Внутри типи от места соединения шестов спускается к земле ремень, который привязан к особым колышкам и служит якорем на случай сильного ветра.

В нижней части помещения, вдоль стен, обычно, имеется дополнительная подкладка шириной 1,4—1,7 м, создающая больший комфорт, изолируя находящихся внутри от потока наружного воздуха, который поступает из-под низа покрышки. Иногда натягивают, соединённый с подкладкой, полукруглый потолок «озан», спасающий от капель дождя.

Племена, живущие у Миссури, для защиты от дождя на верхние концы шестов (они должны быть достаточно короткими) надевали как зонт круглые кожаные лодки («storm cap», «bull-boat»).

В разных племенах имеются свои особенности конструкции этого жилища.

Они различаются количеством главных опорных шестов (3 или 4), порядком соединения шестов, формой пирамиды из шестов (прямая или наклонная), формой основания (круглая, овальная, яйцевидная), способом раскроя покрышки и формой дымовых клапанов, способом соединения клапанов и шестов (с помощью отверстий на углах или особых кармашков).

Об установке типи написано уже много, однако все способы разнятся, в зависимости от того, на какое из индейских племен опирался автор, при написании мануала. Изучайте — нет ничего невозможного!

Источник: https://adventurist.pro/kak-postroit-vigvam/

Национальные типы жилья народов мира – Глобус – медиаплатформа МирТесен

Жилище индейцев типи

Их «лепили» из того, что было: эскимосы — из снега, индейцы — из листьев кукурузы, а славяне — из бревен. Эти дома — отражение уклада и образа жизни своих хозяев.

Первые давно канули в Лету, вторые возводятся по большим праздникам, ну а третьи активно строятся до сих пор.

Иглу

Кто: Эскимосы
Материал: Снег, лед, тюленьи кишки, шкуры

В настоящих иглу всегда сухо, свежо и тепло — главное, построить правильно. Иглу делают из блоков льда или утрамбованного снега, которые укладываются по спирали.

Форма их должна быть разной, так как жилище сужается кверху (полукруглое иглу лучше противостоит ветру, а еще оно более вместительное).

Вход должен быть устроен ниже уровня пола — это обеспечивает отток углекислого газа и приток более легкого кислорода, а также не позволяет уходить теплому воздуху. В итоге в иглу устанавливается весьма комфортная температура.

А еще такое помещение отлично впитывает излишнюю влагу, поэтому здесь всегда сухо. В иглу даже можно установить «нагревательные» и «осветительные» приборы — плошки-сальники. Стены от них слегка оплавятся, но не растают — лишнее тепло все равно выводится через снег на улицу.

А еще свет могут пропускать сами стены. Хотя для большего тепла можно занавесить их шкурами — в этом случае эскимосы делали в своих домиках маленькие окошки изо льда или кишок тюленя.

И да, строились снежные коридоры, ведущие от одного иглу к другому — так получалась целая снежная деревня. А сейчас строительство правильного иглу — одно из важных умений военных или экстремальных туристов.

Времянка, построенная за час, спасет жизнь заплутавшему лыжнику.

Землянка

Кто: Славяне
Материал: Дерево, земля, солома

Приблизительно до X века наши предки жили в землянках — предшественниках избы. Дом был незамысловат: в земле рылся котлован — на высоту или половину высоты стен, далее укладывалось три-четыре ряда бревен, внутри сооружался очаг из камней и глины.

Вся постройка покрывалась покатой крышей из соломы. На месте двери — отверстие примерно метр на метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом. Пол — земляной. Его сначала проливали водой, а когда земля высыхала, подметали.

Время от времени древние славяне кочевали с места на место в поисках лучших земель (земледелие было подсечно-огневым, поэтому наши предки каждый раз искали новые территории для посевов). Землянку можно было легко отстроить заново, а бревна — сплавить по реке до нужного места.

Постепенно славяне становились все более оседлыми, а их дома — более капитальными. Пол поднимался все выше, появились «оконца» — небольшие отверстия в стенах для выхода дыма, — а затем и отверстие в крыше. В Средние века все славянские жилища топились по-черному — через эти самые отверстия, отчего назывались курными избами.

Трубы появились в боярских избах в XV веке, а в крестьянских — лишь в конца XIX столетия.

Добо

Кто: Жители Индонезии
Материал: Дерево, листья

В свое время представители племени короваев, как и многие другие жители Индонезии и Полинезии, были успешными охотниками за головами. И жертвами тоже были, вполне вероятно.

Оттого и начали строить свои дома на высоте 30–50 м, спасаясь от соседей-каннибалов, хищных животных и «призрачных демонов» (белых людей с огненными палками).

Говорят, что до 1970-х годов, когда короваев посетили первые научные экспедиции, эти люди ничего не знали о существовании всего остального мира, да и сегодня лишь единицы из них умеют читать и писать.

Короваи называют свои жилища добо и возводят их высоко над землей, в качестве «свай» используя тонкие стволы деревьев. На них строится квадратная площадка из еще более тонких жердей и листьев — с такими же стенами. Крышу покрывают листьями.

Чтобы посетить дом короваев, придется взобраться по лестнице, состоящей из единственного ствола дерева, что, впрочем, не мешает делать это ни беременным женщинам, ни мамашам с детьми на руках.

В такой хижине короваи даже умудряются разводить огонь.

Вигвам и типи

Кто: Индейцы Северной Америки
Материал: Стволы деревьев, березовая и вязовая кора, тростник, камыш, трава, листья кукурузы, шкуры, ткань

Все слышали про вигвам, но мало кто догадывается, что этим словом часто называют другое жилище индейцев Северной Америки — типи. Впрочем, они похожи.

Правда, первое предназначалось часто для большего числа людей — до 25–30 человек, второе было камерным.

Вообще, у индейцев, вопреки распространенному мнению, было очень разнообразное жилье: они строили и полуподземные землянки, и полукруглые глиняные дома из бревен и глины, называемые хоган.

Типи собиралось на манер палатки, поэтому такой тип жилища использовали в основном кочевые народы Великих равнин.

Оно имело конусообразную форму с дымовым отверстием наверху, каркас делался из сосновых или можжевеловых шестов, сверху покрывался сыромятной кожей, а с приходом европейцев — и парусиной.

Некоторые покрытия раскрашивались традиционными узорами племени (как правило, это были животные или явления природы, а иногда образы из снов или жизненного опыта хозяина) и украшались подвесными амулетами, военными или охотничьими трофеями.

Вигвам — жилище лесных индейцев севера и северо-востока Северной Америки. Каркас вигвама изготавливали из тонких гибких стволов деревьев, покрывали березовой или вязовой корой, циновками из тростника, камыша, травы или листьев кукурузы, а еще шкурами или кусками ткани. Сейчас вигвамы имеют ритуальное значение.

Пальясо, труллы и нураги

Пальясо

Труллы

Руины нураге

Кто: Итальянцы, испанцы
Материал: Камень, дерево, солома

Европа? Конечно, замки! Простые люди в них не жили, но еще со времен эпохи бронзы жители Апеннин предпочитали строить высокие каменные дома — башни-нураги, круглые в сечении конусообразные постройки.

Жили ли в них люди — до сих пор не известно, возможно, нураги были резиденцией исключительно правительственной верхушки, а то и вовсе храмами. Ясно одно: их строили методом сухой кладки, без раствора.

По этому же принципу итальянцы в Средние века стали возводить труллы — каменные дома с конической крышей. Правда, их без раствора сооружали еще и для того, чтобы можно было быстро разрушить, а значит, не платить налоги за проживание на дорогих плодородных землях.

Похожим образом выглядели и традиционные жилища расположенной по соседству Испании. Особенно они были распространены на северо-западе Пиренейского полуострова — в регионе Галисии. Их называют пальясо — что-то среднее между трулло и домом хоббита.

Тоже строили из камней, хотя каркас был деревянным, а крыша — соломенной. Частенько она доходила почти до самой земли, отчего домик с единственным отверстием во внешний мир — входной дверью, походил на гномий.

Диаметр пальясо был небольшим — от 10 до 20 м, и, как правило, с одной комнатой, но иногда делалась и вторая — для скота.

Юрта

Кто: Тюркские и монгольские кочевники
Материал: Деревянные жерди, войлочная ткань

Первые изображения частей юрты датируются серединой I тысячелетия н. э. Но зарей строительства таких жилищ считается XIII век.

Юрта — это, по сути, большая складная и очень удобная «палатка», в которой можно разжигать очаг, ведь на крыше ее имеется специальное круглое отверстие для выхода дыма и просто освещения, которое в случае дождя или на ночь закрывается войлоком — достаточно потянуть за аркан.

Каркас юрты сделан из складывающихся гармошкой решетчатых деревянных жердей, в которые продеваются длинные одиночные жерди, составляющие купол. Сверху настилается кошма — войлочная ткань, покрывающая все сооружение: благодаря ей в юрте всегда тепло и не дует, а если жарко, можно убрать боковую кошму.

Внутри такое жилище застилается коврами и условно делится на две неравные половины: большую мужскую (у монголов это восток) и маленькую женскую (запад) — между которыми натягивается занавесь. На первой по стенам развешивают оружие, конскую упряжь и талисманы.

На второй находится утварь, пищевые припасы, женская и детская постель и одежда. У двери располагался посудный шкаф и ступа для взбивания кумыса — символ достатка. Многие монголы живут в юртах до сих пор, а в Казахстане, к примеру, их сооружают в честь национальных праздников или для туристов.

Источник: https://globus.mirtesen.ru/blog/43477791362/Natsionalnyie-tipyi-zhilya-narodov-mira

Национальные дома народов Америки: вигвам, типи и хоган. Традиционные жилища американских индейцев

Жилище индейцев типи

Национальные дома любых народов наилучшим образом отражают их образ и стиль жизни, который во многом зависит от рода занятий людей и климатических условий окружающей среды. Так, оседлые народы живут в постройках и полуземлянках, кочевники – в палатках и шалашах.

Охотники покрывают свои жилища шкурами, а земледельцы – листьями, стеблями растений и землей.

В предыдущих статьях мы рассказали вам о национальных домах народов Африки и Севера, и сегодня наш рассказ посвящается американским индейцам и их знаменитым традиционным жилищам – вигвамам, типи и хоганам. 

Вигвам – жилище североамериканских индейцев

Вигвам представляет собой основной тип жилища индейцев Северной Америки. По сути, вигвам – это обычный шалаш на каркасе, который изготовлен из тонких стволов деревьев и покрыт ветками, корой или циновками.

Такое строение обладает куполообразной, но никак не конической, формой. Очень часто вигвам путают с типи: возьмем хотя бы Шарика из известного мультфильма «Простоквашино», который был уверен, что нарисовал на печке вигвам.

На самом же деле он нарисовал типи, который имеет форму конуса. 

По поверьям американских индейцев вигвам олицетворял собой тело Великого Духа. Округлая форма жилища символизировала собой мир, а человек, выходящий из вигвама на белый свет, должен был оставить позади себя все плохое и нечистое.

Посередине вигвама располагалась печь с дымоходом, который символизировал мировую ось, соединяющую землю с небом и ведущую прямо к солнцу. Считалось, что такой дымоход обеспечивает доступ к небесам и открывает вход духовной силе.

 

Интересным является и тот факт, что наличие очага в вигваме вовсе не означает, что индейцы готовили там пищу. Вигвам предназначался исключительно для сна и отдыха, а все остальные дела делались снаружи дома.  

Типи, который, как мы уже говорили, часто путают с вигвамом, является переносным жилищем кочевых индейцев Великих равнин и некоторых горных племен Дальнего Запада.

Типи имеет форму пирамиды или конуса (слегка наклоненного назад или прямого), изготовленного в виде каркаса из шестов и покрытого полотнищем из сшитых шкур оленей или бизонов. В зависимости от размера конструкции на изготовление одного типи уходило от 10 до 40 шкур животных.

Позднее, когда Америка наладила торговлю с Европой, типи часто покрывали более легкой парусиной. Небольшой наклон некоторых конусообразных типи давал возможность выдерживать сильные ветра Великих равнин. 

Внутри типи по центру обустраивался очаг, а сверху строения (на «потолке») находилось дымовое отверстие с двумя дымовыми клапанами – лопастями, которые можно было регулировать при помощи шестов.

Нижняя часть типи обычно оснащалась дополнительной подкладкой, которая изолировала находящихся внутри людей от потока наружного воздуха и, таким образом, создавала достаточно комфортные условия проживания в холодное время года.

Впрочем, в разных индейских племенах типи имели свои конструктивные особенности и несколько отличались друг от друга. 

Удивительно, но во времена доколониальной эпохи транспортировку типи осуществляли преимущественно женщины и собаки, причем тратили на это немало усилий из-за достаточно большого веса конструкции.

Появление лошадей не только устранило эту проблему, но и дало возможность увеличить размеры основания типи до 5-7 м.

Устанавливали типи обычно входом на восток, однако это правило не соблюдалось, если жилища располагались по кругу. 

Жизнь в индейских типи протекала по своему особому этикету. Так, женщинам полагалось жить в южной части жилища, а мужчинам – в северной. Перемещаться в типи нужно было по солнцу (по часовой стрелке). Гости, особенно те, которые пришли впервые, должны были находиться в женской части.

Верхом неприличия считалось пройти между очагом и кем-то еще, так как это нарушало связь всех присутствующих с огнем. Чтобы пройти на свое место, человек по возможности должен был перемещаться за спинами сидящих людей.

Зато особых ритуалов покидания жилища не существовало: если кто-то хотел уйти, то он мог сделать это сразу и без лишних церемоний. 

Основная часть типи не раскрашивалась, однако если хозяин жилища хотел поделиться своим опытом, полученным на войне, охоте, в пути или даже во сне, то он переносил соответствующие изображения (реальные или символические) на холст типи.

Красный цвет символизировал огонь, землю и горы; желтый – камень и молнию; белый – воздух и воду; синий и черный – небо. Помимо рисунков индейские типи могли быть украшены медальонами, амулетами, трофеями (охотничьими и военными), бизоньими хвостами, рогами и др.

В более поздний период типи украшались бисерными поделками.   

В современной жизни типи чаще всего используют консервативные индейские семьи, свято чтущие традиции предков, индеанисты и исторические реконструкторы. Также сегодня выпускаются туристические палатки, имеющие название «типи», внешний вид которых несколько напоминает традиционные индейские жилища. 

Хоган – это еще один вид жилища американских индейцев, наиболее распространенный у народа навахо. Традиционный хоган имеет коническую форму и круглое основание, однако сегодня можно встретить и квадратные хоганы. Как правило, дверь хогана обустраивается на его восточной стороне, поскольку индейцы уверены, что при входе через такую дверь солнце обязательно принесет удачу в дом. 

Навахо считали, что первый хоган для первого мужчины и женщины был построен духом-Койотом при помощи бобров. Бобры дали Койоту бревна и научили его, как построить дом.

Сегодня такой хоган носит название «мужской хоган» или «хоган с вилочным шестом», а его внешний вид напоминает пятиугольную пирамиду. Нередко снаружи пятигранная форма дома скрыта за толстыми земляными стенами, защищающими строение от зимней непогоды.

В передней части такого хогана находится вестибюль. «Мужские хоганы» используются преимущественно для проведения частных или религиозных церемоний. 

В качестве жилья навахо использовали «женские» или круглые хоганы, которые еще называли «семейными домами». Такие жилища обладали несколько большими размерами, чем «мужские хоганы», и не имели вестибюля.

Вплоть до начала XX века индейцы навахо строили свои хоганы в соответствии с описанным способом, однако затем они начали возводить дома шестиугольной и восьмиугольной формы. По одной из версий такие изменения были связаны с появлением железной дороги.

Когда в руки индейцев попали деревянные шпалы, которые нужно было укладывать горизонтально, они начали строить просторные и высокие дома с дополнительными помещениями, но при этом сохранили форму «женского» хогана. 

Любопытным является и тот факт, что с хоганом у индейцев были связаны многочисленные поверья. Например, нельзя было продолжать жить в хогане, о который терся медведь, или неподалеку от которого ударила молния.

А если в хогане кто-то умирал, то тело замуровывали внутри и сжигали вместе с жилищем, либо выносили его через северное отверстие, пробитое в стене, а хоган покидали навсегда.

Причем древесина покинутых хоганов никогда и ни для каких целей не использовалась повторно.

Помимо хоганов у народа навахо были также распространены подземные дома, летние домики и индейские парные бани. В настоящее время некоторые старые хоганы используются как церемониальные сооружения, а некоторые – в качестве жилищ. Однако новые хоганы редко когда строятся с целью дальнейшего проживания в них. 

В заключении Ремонт позитивный хотел бы сказать о том, что вигвамы, типи и хоганы – это далеко не все виды национальных домов американских индейцев. Существовали и такие построения как викупа, малока, тольдо и др., которые имели как общие, так и отличительные черты с описанными выше конструкциями. 

Источник: http://www.remontpozitif.ru

Источник: http://www.remontpozitif.ru/publ/stroitelstvo/stroitelstvo_doma/nacionalnye_doma_narodov_ameriki_vigvam_tipi_i_khogan_tradicionnye_zhilishha_amerikanskikh_indejcev/73-1-0-1478

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.