Земельное право это

Особенности законодательства по Земельному праву в России

Земельное право это

Земельное право – сложная система норм и отношений, представляющая собой множество правовых форм собственности на землю. Все вопросы урегулированы государством и обществом, описаны в официальных актах по использованию земельных недр (природных, недвижимых объектов).

Что такое ЗП в России, нормы и предмет

В понятие права может входить целый комплекс взаимоотношений между людьми, регулируемых нормативами и законами. Метод связан с охраной, распределением, применением природных ресурсов. Это самостоятельный термин (отрасль), подразумевающий под собой дисциплинарное поведение участников – сторон, наделенных правом занимать участки, использовать по назначению.

Процессами урегулирования занимается уполномоченный орган – Земельный отдел, наделенный, в свою очередь, правами по распределению наделов, прекращению, возобновлению или изменению вида правоотношений, вынесению решений в соответствии с административно-нормативными актами в рамках данной отрасли.

Признаки норм:

  • предписание со стороны государства по должному (возможному) поведению людей при использовании наделов;
  • письменное (формальное) определение права с обозначением в рамках деяний субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение мер воздействия (принуждение, стимуляции) со стороны гос. органов;
  • возложение обязанностей на субъекты по возможному (невозможному) использованию ресурсов.

Права на землю согласно юридическим нормам по классификации подразделяются на:

  • регулятивные с содержанием в себе предписаний для участников общественных отношений;
  • охранительные с регламентом мер, юридической ответственностью с целью защиты субъективных прав.

С учётом функциональной роли виды норм подразделяют на:

  • исходные — с определением основ регулирования общественных отношений, задач и целей направлений;
  • общие — с распространением на большую часть земельного института;
  • специальные — с отношением к отдельной отрасли, урегулированием определённого вида общественных отношений.

В зависимости от характера нормы различают:

  • материальные (земельные, экологические);
  • гражданское, уголовно-процессуальные.

Виды материально-правовых нормативов: обязывающие, управомочивающие, компенсационные, запретительные, поощрительные, карательные. Например, процессуальный вариант включает в себя регламент упорядочения деятельности государственных структур во взаимодействии с иными объектами природных правоотношений.

Предмет права – отдельный отраслевой элемент, включающий принципы и основы жизнедеятельности народов, проживающих на определенной местности. Специфика тесно связана с природными объектами, т. е. землей – важным орудием для ведения лесного (сельского) хозяйства, которая, в свою очередь – с другими объектами: животный (растительный) мир, вода, леса, поля.

Метод права

Основные методы урегулирования:

  • диспозитивный вариант урегулирования общественных отношений с предоставлением участникам свободы выбора в их действиях;
  • императивный метод подчинения властям, должного поведения или запретов с их стороны.

Преимущество – за императивным методом, учитывая специфику и концепцию земельных отношений, когда большую роль играет регулирование охраны, социальная значимость.

Императивный метод предполагает возложение неких обязанностей для собственников сельхозугодий с обязательным занесением в кадастр, осуществлением контроля за охраной и использованием ресурсов со стороны государства.

Принципы земельного права

Принципы – базовое определение земель. Подразделяют по сфере применения на: отраслевые, межотраслевые, общественные.

В основе принципов – конституционные законы, хотя способы регулирования норм и отношений тесно связаны с административными нормативами, на основании которых и осуществляется возможное привлечение лиц к ответственности в случае совершения правонарушений по отношению к природным богатствам при неправильном использовании или не по назначению.

Основные принципы ЗП:

  • общеправовые, закрепленные в Конституции РФ, описанные в законах;
  • межотраслевые в составе сразу нескольких смежных отраслей;
  • частноправовые и публичные взаимоотношения, тесно связанные с Административным, Гражданским кодексом;
  • отраслевые (базовые) для урегулирования отношений между людьми.

 Особенности реализации отраслевых принципов земельного права

Особенности реализации отраслевых принципов (подотраслей):

  • придание значения наделам как природным охраняемым объектам либо собственному недвижимому имуществу;
  • изменение целевого назначения сельхозугодий, защитных лесов, объектов культурного наследия по мере необходимости;
  • использование природных ресурсов за определённую плату в качестве экономического механизма урегулирования правоотношений;
  • определение принадлежности природных площадей к той, иной категории с обозначением целевого назначения, т. е. разделение на зоны (части), участки для разрешенного использования;
  • разграничение наделов на собственные или принадлежащие государству, отдельным субъектам, муниципальным образованиям РФ;
  • разграничение по нормативам согласно актам для урегулирования отношений по использованию природных ресурсов.

Субъекты земельного права

Субъектами могут выступать физические и юридические лица (муниципальные, образовательные комитеты). Согласно ст.5 ЗК РФ участники отношений:

  • собственники с наличием права собственности на земельные наделы;
  • землепользователи, владеющие участками бессрочно либо постоянно при безвозмездном пользовании;
  • землевладельцы, использующие унаследованные угодья;
  • арендаторы, взявшие в наем участки на основании субаренды, договора найма;
  • обладатели публичного сервитута с ограниченными возможностями по использованию наделов, не принадлежащих им в собственности;
  • участники отношений, обладающие определённым правом на основании законодательства при наличии доверенности на управление наделами;
  • физические лица, граждане РФ, без гражданства.

СПРАВКА! На сегодняшний день права предусмотрены законодательством по использованию наделов на территории РФ исключительно своим гражданам.

Ограничение же может быть в случае использования участков на правах бессрочного либо срочного безвозмездного пользования. В актах не оговаривается, что юридические лица могут использовать участки для ведения хозяйства.

Хотя вправе принимать активное участие исключительно в интересах общества.

Источники земельного права

Источники – нормативно-правовые акты с урегулированием земельных отношений. Основные источники ЗП:

  • Конституция России с установлением общих принципов регулирования правоотношений;
  • международные договоры с определением государственных границ РФ для использования участков в определенном режиме в приграничных зонах;
  • Земельный кодекс (ст. 136) по урегулированию охраны недр, закреплению системы норм, освещению вопросов по возможному приобретению сельхозугодий в собственность с учетом категории.

Земельные права граждан

С юридической точки зрения, граждане могут иметь следующие права:

  1. Собственности на субъектный, многосубъектный участок, подразумевающее под собой использование исключительно по целевому назначению, не допускающее каких-либо нарушений со стороны других лиц. Собственник вправе владеть определенной земельной территорией.
  2. Владения в рамках интересов государства, когда инспекторы по охране природных ресурсов могут совершать на определенной территории контрольные функции.
  3. Распоряжения с принадлежностью наделов гражданам на праве собственности, но с некими ограничениями в рамках закона с целью недопуска нанесения ущерба общественности. Это долевая собственность, при которой один участник не вправе нарушать интересы другого дольщика при использовании совместных площадей.
  4. Реальное право, предполагающее наличие объектов собственности в натуре для граждан.
  5. Вещное право с подразделением по принципу действия на временное, бессрочное, пожизненно наследуемое использование природных богатств.
  6. Обязательное — результат сделок между гражданами, составление договоров аренды, срочного (бессрочного, возмездного) пользования наделенными участками.

Права на природные ресурсы для граждан предопределены законами. В ряде случаев – без установления режима со стороны администрации, местных органов муниципалитета, которые не вправе отменять выданное наследство либо пожизненное владение землей, поскольку это противоречит законам.

Разъяснение сложных моментов

Гражданам важно понимать, что надел земли – отдельный объект и должен быть разрешен со стороны государства, нормативных актов к использованию по назначению для застройки, ведения деятельности. Необходимо провести сбор документации, получить разрешение на строительство, например, в ИЖС.

  1. Отдельное внимание стоит уделить созданию проекта будущего здания в соответствии с планировкой, ранее проведенным межеванием участка.
  2. Многие ошибаются, думая, что брать разрешение на строительство и составлять проектную документацию перед воздвижением отдельно стоящего дома необязательно. Стоит понимать, что отсутствие разрешения не даст возможности провести регистрацию дома на момент введения в эксплуатацию. Это значит, что подключить коммуникации (свет, газ, отопление) будет затруднительно.
  3. За разъяснением непонятных вопросов гражданам рекомендуется обратиться в градостроительный комитет, выдающий разрешения на строительство, документацию органам местного муниципалитета для проведения регистрации наделов на местах. Взять разрешение можно в МФЦ, предварительно подготовив план и проект участка, выданный градостроительным комитетом.
  4. Проектная документация обязательно подлежит составлению, если предполагается построить дом свыше 3 этажей. Разрешение на строительство не требуется только в случае застройки на дачном участке небольшого домика, киоска, павильона, иного некапитального объекта.
  5. Выгода для собственников, использующих угодия по целевому назначению – возможность строительства жилого дома. Но заручиться разрешением нужно, пройдя немало инстанций. Без документации проведение строительных работ, возведение сооружений (построек) может стать незаконным, и это – повод для сноса.

Земельные отношения урегулированы гражданским, административным законодательством. Участки могут становиться объектами товарооборота с возможностью применения дополнительных норм Гражданского кодекса. Но в ряде случаев право по использованию наделов для граждан может быть прекращено. Причины:

  • использование не по целевому назначению;
  • применение методов, приведших к снижению плодородия с сельхозугодий, ухудшению экологии, отравлению и загрязнению участков.

Основанием для прекращения прав в случае изъятия может стать систематическая неуплата налогов, непроведение мероприятий по улучшению земель, возникновения чрезвычайной ситуации в стране.

Понятие земельного права – это совокупность строгих общественных отношений, урегулированных соответствующими нормами.

Хотя в определённых ситуациях законодательство может выходить за рамки предписанных отношений.

Особенности законодательства по Земельному праву в России Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/osobennosti-zakonodatelstva.html

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Земельное право это

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Земля Российской Федерации – это вся территория (поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря), на которой установлен свой земельный порядок.

Основу земельного права составляют: гражданское, административное и экологическое право. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, которая имеет свой собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений.

Предмет земельного права — совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами в отношении распределения, использования и охраны земель, которые регулируются нормами земельного права.

Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения):

·                    административно-правового (организационного) воздействия – посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Характерными чертами этого метода регулирования является проявление отношений в системе «власти и подчинения»;

·                    гражданско-правовой (деспозитивный) – определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих пределов.

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно, как мы уже говорили, проявление “власти и подчинения”. Участники таких отношений не равноправны, так как один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять.

Административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения (например в области государственного контроля за правильным использованием земель); при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования – в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве – опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.

Административно-правовой метод регулирования земельных отношений особенно сильно проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства и при необходимости их предупреждения.

В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).

Однако, следует иметь в виду, что административно-правовой метод распространяется не на все виды земельных отношений.

Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей стадии – при внутрихозяйственном планировании использования земли – применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства.

С одной стороны, контроль за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой – эта служба не может руководствоваться в своей деятельности только методом администрирования, в том числе в области организации внутрихозяйственного использования земли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения (гражданско-правовой).

Земельное право дает правомочие землепользователю свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях, например при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т.п.

Чаще всего, в практике земельного права, используется смешанный метод, – в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях – администрирование. Примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды.

То есть, земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников арендных (договорных) отношений.

При этом если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Итак, земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.

Литература:

1.                  Иконицкая И. А., Фомина Л. П.. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001.

2.                  Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 400с.

3.                  Земельное право России. Ерофеев Б.В. 9-е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 656 с. 

Источник: https://moluch.ru/archive/60/4369/

Что такое земельное право?

Земельное право это

Определение 1

Самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере использования и охраны земли, понимаемой как природный ресурс и объект недвижимого имущества, называется земельным правом. Его целью является обеспечение экономического развития России, оптимальное сочетание интересов государства, общества и каждого конкретного гражданина.

Для предмета земельного права характерен дуализм, поскольку оно регулирует сразу две группы отношений:

  1. использование земель;
  2. охрана земель.

В первую группу входят вопросы предоставления участков гражданам и юридическим лицам и прекращения прав на использование земли, а также нормы ответственности за земельные правонарушения, особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д.

Охрана земель связана со специальными экологическими требованиями, предъявляемыми ко всем правообладателям земельных участков. Причем, соблюдение и исполнение установленных нормативов позволяет обеспечить рациональное использование этих участков.

С одной стороны, земельное право регулирует отношения, связанные с управлением природными ресурсами государства. И это роднит его с водным, горным и лесным правом. А с другой стороны, существует тесная связь между земельным и экологическим правом.

Земельное законодательство

Основы действующего в нашей стране земельного законодательства определены Конституцией РФ, которая исходит из того, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.

Согласно статье $9$ Конституции РФ, природные ресурсы, в том числе и земля, могут находиться как в частной, так и в государственной, муниципальной или иных формах собственности.

А статья $36$ основного закона нашей страны закрепляет за гражданами и их объединениями право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей, если это не нарушает законные интересы других лиц и не наносит ущерба окружающей среде.

Действующее в России земельное законодательство состоит из целого комплекса федеральных законов, а также нормативных актов субъектов Федерации. Центральное место в этой системе занимает Земельный кодекс РФ. Он рассматривает землю как объект права сразу в трех категориях:
  1. природный ресурс;
  2. часть экологической системы;
  3. недвижимое имущество.

Во-первых, земля является компонентом природной среды, она может быть использована при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, выступая при этом в качестве средства производства или территории, предназначенной для размещения различных объектов.

Во-вторых, земля – это неотъемлемая часть экологической системы, сохраняющая свои свойства, что позволяет создавать особо охраняемые природные территории, в том числе заповедники и заказники.

В-третьих, земельные участки представляют собой объекты недвижимости, которые могут принадлежать государству, юридическим или физическим лицам, а также находиться в гражданском обороте.

Рисунок 1.

Основы земельного права

Земельное право основано на целом ряде принципов. Перечислим их все:

  1. учет значения земли как основы жизни и деятельности человека;
  2. приоритет охраны земли над использованием ее в качестве объекта недвижимого имущества;
  3. дифференцированный подход к установлению правового режима земель;
  4. участие граждан, общественных объединений и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
  5. единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;
  6. экологическая защита особо ценных земель и охраняемых природных территорий;
  7. платность использования земли;
  8. разграничение государственной собственности на землю, которая может находиться в хозяйственном ведении Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;
  9. приоритет охраны жизни и здоровья человека;
  10. деление земель по целевому назначению на категории;
  11. сочетание интересов общества и законных интересов граждан как собственников земельных участков.

Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется, исходя из представлений о ней как о природном объекте.

Владельцы участков вправе распоряжаться своим имуществом, только если это не наносит ущерба окружающей среде и не противоречит законным интересам других лиц.

Земли сельскохозяйственного назначения, особо охраняемые природные территории и участки, занятые объектами культурного наследия по закону запрещено использовать для иных целей.

В Российской Федерации выделяют девять основных категорий земель:

  1. сельскохозяйственные;
  2. территории населенных пунктов;
  3. участки, занятые объектами промышленности, энергетики, транспорта и связи;
  4. земли специального назначения, связанные с обеспечением безопасности государства и его граждан, а также принадлежащие министерству обороны РФ;
  5. особо охраняемые природные территории;
  6. участки, занятые объектами культурного наследия;
  7. лесной фонд;
  8. водный фонд;
  9. земли запаса.

Использование и охрана земель осуществлюется в интересах всего общества. При этом гражданам России гарантировано право на свободное владение и распоряжение принадлежащими им участками.

Институты земельного права

Земельное право состоит из собственных институтов, природа которых обусловлена характером регулируемых ими отношений.Общая часть земельного права складывается из института собственности на землю, ограничения вещных прав, оборота участков, управления земельным фондом, экологических требований и ответственности за допущенные правонарушения.

Замечание 1

Особенную же часть земельного права представляют институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых гражданам или юридическим лицам органами государственной и муниципальной власти по целевому назначению.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_zemelnoe_pravo/

Земельное право и земельное законодательство в РФ

Земельное право это

Законы Российской Федерации – Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, другие федеральные земельные законы.

Земельное право – это система норм, регулирующих земельные отношения.

Предметом земельного права выступают земельные отношения, то есть отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации.

В Российской Федерации, несмотря на то, что земельная реформа осуществляется уже более двадцати пяти лет, земельное законодательство находится еще на стадии становления.

Принятые за это время основные земельные законы являются одними из наиболее часто изменяемых законов. Это, несомненно, негативно отражается на правоприменительной практике в области земельного права.

А это, в свою очередь, приводит к тому, что большинство граждан РФ не знают о своих правомочиях в области владения, пользования и распоряжения землей.

Взаимодействие земельного права с другими отраслями права

Земельное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права, в частности:

Так как земля является недвижимым имуществом и объектом гражданского оборота, то имущественные земельные отношения (право собственности, сделки с землей и др.

) в той или иной мере регулируются гражданским законодательством, поскольку именно оно регулирует имущественные отношения.

Таким образом, имущественные земельные отношения регулируются совместно нормами гражданского и земельного права, при этом гражданское право устанавливает общие положения, а земельное право особенности, связанные со специальным объектом, каковым является земельный участок;

  • с административным правом

В земельном праве большую роль играет институт государственного управления земельными отношениями. Государственное управление — это сфера регулирования административного права.

Земельное право заимствует из административного систему органов государственной власти, прежде всего исполнительной, которые осуществляют управление земельными отношениями, а также закрепляет специфические виды такого управления (кадастр, землеустройство идр.);

Земля и земельные участки, прежде всего, являются природными ресурсами, следовательно, объектами экологической правовой охраны. Значит, экологическое законодательство распространяет свое действие и в отношении земель;

  • с природоресурсными отраслями права (водным, горным, лесным и другими)

Многие положения природоресурсных отраслей права пересекаются с нормами земельного права, дополняя и конкретизируя друг друга;

При исчислении земельного налога как основной формы платы за землю применяются положения налогового законодательства;

  • с градостроительным правом

Правовой режим земель населенных пунктов регулируется в большей степени не земельным, а градостроительным законодательством;

Кроме того, при совершении правонарушения, объектом которого выступают земельные отношения, вступают в действие нормы трудового, гражданского, административного или уголовного права соответственно, которые совместно с земельным законодательством регулируют порядок наложения ответственности на лицо, виновное в совершении земельного правонарушения.

Конституция РФ и земельное право

Конституция РФ – главный источник земельного права. В ней сформулировано несколько положений, касающихся земельных отношений.

Статья 9 Конституции РФ

В пункте 1 этой статьи закреплено положение о том, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Данная норма является основополагающей для всего земельного права.

Пункт 2 статьи 9 Конституции РФ содержит принцип, устанавливающий и гарантирующий многообразие форм собственности на землю – государственной, муниципальной, частной и иных форм.

Статья 36 Конституции РФ

Эта статья определяет, что собственник земли вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушают прав и законных интересов иных лиц.

Таким образом, Конституция РФ определила главное направление земельного законодательства — природоохранное, закрепив «принцип приоритета природоохранных норм при регулировании земельных отношений».

Статья 72 Конституции РФ

Эта статья устанавливает, что вопросы владения, пользования распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также само земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Таким образом, Конституция РФ предоставляет возможность регионам самим регулировать те земельные отношения, которые объективно являются особенными для той или иной территории.

Земельный кодекс РФ и федеральное земельное законодательство

Основным источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

После принятия Земельного кодекса РФ (25 октября 2001 г.) земельное законодательство стало более или менее упорядоченным, систематизированным.

В Земельном кодексе РФ содержатся общие положения земельного права, на его основе принимаются другие федеральные земельные законы, среди которых можно назвать:

  • Федеральный закон от 18.06.2001 «О землеустройстве»;

Источник: https://moiprava.info/semya-i-zhilishche/zemelnoe-pravo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.