Законы и нормативные акты

4. Система нормативных актов России. Закон и подзаконные акты, их классификация

Законы и нормативные акты

Всенормативно-правовые акты функционируюткак единая система, которая характеризуетсясогласованностью, взаимодействием,иерархичностью, специализацией идифференциацией по отраслям и институтам.

Системанормативных актов в Российской Федерациивключает в себя правовые актыобщефедеральных органов, акты субъектовФедерации, местного самоуправления, атакже акты прямого народного волеизъявления.

Такоеих разнообразие обусловлено федеративнымстроением государства, своеобразиемправотворческих органов, спецификойрегулируемых отношений, другимиобстоятельствами, служащими основаниямидля их классификации.

Взависимости от особенностей правовогоположения субъекта пра- вотворчествавсе нормативно-правовые акты подразделяютсяна: 

• нормативныеакты государственных органов;

• нормативныеакты общественных объединений(кооперативных, акционерных, профессиональныхи т.п.);

• совместныеакты (государственных и негосударственныхорганизаций);

• нормативныеакты, принятые в порядке референдума.

Взависимости от сферы действия нормативныеакты делятся на:

• общефедеральные;

• актысубъектов Федерации;

• актыорганов местного самоуправления;

• локальныеакты (регулирующие отношения внутрикакой-либо

организации,предприятия, учреждения).

Взависимости от срока действия различают:

• актынеопределенно длительного действия; 

• временныеакты.

Взависимости от юридической силынормативно-правовыеакты подразделяются на: законы иподзаконные акты.

Критерииданной классификации позволяют установитьзначимость нормативных актов, их местои роль в правовой системе. В этой связицелесообразно более подробно рассмотретьназванные выше виды актов.

Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов

Закон -это нормативный акт, принятый в особомпорядке органом законодательной властиили референдумом, выражающий волюнарода, обладающий высшей юридическойсилой и регулирующий наиболее важныеобщественные отношения.

Признакизакона:

1)принимается только органом законодательнойвласти или референдумом;

2)порядок его подготовки и изданияопределяется Конституцией России иРегламентами палат Федерального СобранияРФ;

3)в идеале закон должен выражать волю иинтересы народа;

4)обладает высшей юридической силой, ивсе подзаконные акты должны соответствоватьему и ни в чем не противоречить;

5)регулирует наиболее важные, ключевыеобщественные отношения.

Именноданные признаки и выделяют закон всистеме иных нормативных актов и придаютему качество верховенства.Изменить или отменить закон вправетолько тот орган, который его принял,причем в строго оговоренном порядке.

Классификациязаконов можетпроводиться по различным основаниям:

  • по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  • по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  • по сроку действия (постоянные законы и временные);
  • по характеру (текущие и чрезвычайные);
  • по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  • по степени систематизации(обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);
  • по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
  • по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконныеакты -это изданные на основе и во исполнениезаконов акты, содержащие юридическиенормы.

Подзаконныеакты обладают меньшей юридическойсилой, чем законы,базируются на них. Несмотря на то, чтов нормативном правовом регулированииобщественных отношений главное иопределяющее место занимает закон,подзаконные акты имеют тоже важнейшеезначение в жизни любого общества, играявспомогательную и детализирующую роль.

Выделяютследующие видыподзаконных актов, расположенные поиерархии.

1. УказыПрезидента РФ. Обязательныдля исполнения на всей территорииРоссийской Федерации, не должныпротиворечить Конституции РФ и федеральнымзаконам, подготавливаются в пределахпрезидентских полномочий, предусмотренныхконституционными (ст.

8 – 90 КонституцииРФ) и законодательными нормами. Президент,будучи главой государства, принимаетакты, которые занимают следующее послезаконов место. Важная роль отводитсяуказам.

Благодаря им глава государствареализует полномочия и элементы своегоправового статуса.

Всовременный период сфераправового регулированияохватываемаяуказами, весьма широка.  Нормативныеуказы издаются обычно в случае пробеловв праве. Отдельные, очень малочисленныеуказы (например, о введении военного,чрезвычайного положения) подлежатутверждению Советом Федерации ФедеральногоСобрания РФ.

АктыПрезидента публикуются в официальныхизданиях. Конституционность актов главыгосударства может быть проверена КонституционнымСудом РФ.Ежегодные послания Президента РФФедеральному Собранию представляютсобой официальный документ большойполитической значимости, но не содержатнорм права и поэтому не носят нормативногохарактера.

2. ПостановленияПравительства РФ. Обязательнык исполнению в Российской Федерации.Особенностью актов Правительстваявляется то, что они могут быть принятына основании и часто во исполнениезаконов РФ, а также указов ПрезидентаРФ. Постановления Правительства РФподписываются Председателем ПравительстваРФ и подлежат официальному опубликованиюне позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы,инструкции, уставы, положения министерств,ведомств, государственных комитетов. Этиакты, принимаемые на основе и в соответствиис законами РФ, указами Президента РФ,постановлениями Правительства РФ,регулируют общественные отношения,находящиеся, как правило, в пределахкомпетенции данной исполнительнойструктуры.

Однако есть среди них и такие,которые имеют общее значение, выходятза рамки конкретного министерства иведомства, распространяются на широкийкруг субъектов.

Например, акты Министерствафинансов, Министерства внутренних дел,Центрального банка, Министерства РФ поналогам и сборам, Государственноготаможенного комитета, Федеральногогорного и промышленного надзора,Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решенияи постановления местных органовгосударственной власти(например,областных представительных, законодательныхструктур – Саратовской областной Думы,Астраханского областного ПредставительногоСобрания).

5. Решения,распоряжения, постановления местныхорганов государственного управления (например,областных глав администраций, губернаторови пр.).

6. Нормативныеакты муниципальных (негосударственных)органов.Эти акты принимаются в пределахкомпетенции названных структур идействуют на территории соответствующихгородов, районов, сел, поселков,микрорайонов и т.п.

7. Локальныенормативные акты. Этонормативные предписания, принятые науровне конкретного предприятия,учреждения и организации и регулирующиеих внутреннюю жизнь (например, правилавнутреннего трудового распорядка).

Следовательно,законы и подзаконные акты представляютсобой две большие группы нормативныхактов, в свою очередь подразделяющиесяна соответствующие виды

Источник: https://studfile.net/preview/5567345/page:4/

Нормативно-правовые акты: законы, их виды и особенности

Законы и нормативные акты

Подзаконные акты

Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных правотворческих государственных органов, в которых содержатся нормы права. Среди них следует выделить законы и подзаконные акты:

1. Законы.

2. Декреты.

3. Указы.

4. Постановления правительства.

5. Приказы министров.

6. Решения и постановления местных органов власти и управления.

Система нормативно-правовых актов определяется Конституцией, законами, положениями, закрепляющими компетенцию государственных органов. Так, в РФ Парламент принимает законы, Президент – указы и распоряжения.

Закон это принятый в особом порядке нормативно-правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой.

Иначе говоря, закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом власти.

Черты закона:

1. Нормативный акт, издаваемый или принимаемый представительным органом государственной власти или народом при проведении референдума

2. Закон, обладает высшей юридической силой, то есть имеет верховенство и является главной формой права (хотя в Англии закон рассматривается как второстепенный источник права), а главный источник – судебная практика.

3. Закон должен отражать волю и интересы общества или народа, то есть выражать общую волю. Это положение подвергнуто серьезной критике. На самом деле закон – дело избирательного корпуса.

4. Законы издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке, путем внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения, утверждения, опубликования. Если закон принимается путем референдума, то порядок определяется в Законе о референдуме. Существуют различные критерии классификации законов:

1. В зависимости от значимости содержащихся в законах норм:

– конституционные;

– обыкновенные.

Конституционные – это Конституция, законы, вносящие дополнения и изменения в Конституцию, и законы, издание которых предусмотрено в Конституции.

Обыкновенные принимаются по текущим вопросам жизни государства.

2. В зависимости от органов, издавших закон, а также от территории действия, законы подразделяются на федеральные и на законы, принятые субъектами федерации (действуют на подведомственной территории).

По Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон. Если закон издан по предмету исключительного ведения субъектов РФ, то действует закон субъекта РФ.

Постановления Правительства РФ издаются в пределах компетенции правительства, по важным вопросам хозяйственного, социально-культурного строительства. Президент издает указы. Это нормативно-правовые акты, издаются на основе Конституции и Федеральных законов – в пределах компетенции Президента.

Им издаются также распоряжения (индивидуальные предписания). Министерства, госкомитеты издают приказы и инструкции.

Субъекты федерации:

– республики имеют свою Конституцию и законодательство;

– остальные субъекты – устав и законодательство.

Самостоятельную группу актов образуют решения местного самоуправления (регламенты, положения), они обязательны для расположенных на их территории предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также для должностных лиц и граждан.

С 1991 г. появилась местная администрация. Глава ее в пределах своей компетенции принимает постановления, выносит решения, издает распоряжения.

Подзаконные акты главы администрации, противоречащие законодательству, отменяются соответствующим органом исполнительной власти или судом.

Действие нормативных актов во времени,

В пространстве и по кругу лиц

На практике большую значимость имеет действие нормативно правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие во времени определяется вступлением нормативно-правового акта в силу и утратой им силы. Время вступления в силу устанавливается законом или иным нормативным актом. Время вступления может быть определено конкретным моментом:

– немедленно после официального принятия и опубликования текста нормативно-правового акта;

– по истечении специально предусмотренного срока для конкретного нормативно-правового акта после его опубликования.

Новый нормативно-правовой акт распространяется на все общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу и на те, которые возникнут в будущем. Нормативно-правовой акт может иметь обратную силу. Эти случаи должны быть оговорены в самом нормативном акте.

Так, в уголовном праве закон имеет обратную силу, если устраняется наказуемость деяния или смягчается наказание. Иногда имеет место переживание старого нормативно-правового акта, который формально отменен, но продолжает действовать на длящиеся правоотношения. Указом Президента от 05.04.1994 г.

предусмотрено: законы должны быть опубликованы в информационном бюллетене «Собрание законодательства РФ», в «Российской газете», в эталонном банке правовой информации научно-исследовательского центра правовой информации «Система». Они также могут быть переданы по радио и по телевидению.

Федеральные законы по вопросам ратификации, денонсации международных договоров публикуются в «Бюллетене международных договоров». Президент должен подписать федеральный закон в течение 14 дней, а Конституционный – в течение 7 дней. Федеральные законы вступают в силу на территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Постановления и решения Правительства, ведомственные акты вступают в действие с момента их принятия, если иное специально не оговариваются. Различают акты определенно-длительного и неопределенно-длительного действия. Иногда действие нормативного акта приостанавливается.

Действие нормативного акта в пространстве.

Пространство включает:

– часть суши, внутренние воды, недра в пределах границ государства;

– внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль (1 миля – 1852 м.);

– воздушный столб (на высоте до 35 км);

– воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе, под флагом и гербом государства;

– космические объекты под гербом и флагом государства;

– территории посольств или консульств.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц распространяется на всех юридических и физических лиц, находящихся на данной территории. Исключения установлены для лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом: послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического корпуса.

Ответственность за их нарушения определяется дипломатическим путем.

По физическим лицам различают:

1. Граждане.

2. Иностранцы.

3. Лица без гражданства.

4. Лица с двойным гражданством.

5. Физические лица различаются:

– по возрасту;

– по признаку пола;

– по профессиональной принадлежности;

– иные основания.

Система права

Нормы права, составляющие право того или иного государства, характеризуются внутренним единством, согласованностью. В силу разнообразия регулируемых общественных отношений единое право подразделяется на отдельные структуры, имеющие самостоятельную значимость в правовом регулировании. Единство и дифференциация лежат в основе внутренней структуры всякого права.

Система права – это право данного общества, взятое как в единстве, так и в подразделении на составные части, это внутреннее строение права, обусловленное определенными объективными основаниями.

Поэтому система права – это структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм данного государства и одновременно их разделение на соответствующие отрасли права.

Отрасли права, подотрасли права, правовые институты, норма права – это основные внутренние структурные подразделения права.

Они различаются между собой по:

– значению;

– объему и месту, занимаемому в правовом регулировании.

Отрасль праванаиболее крупное подразделение права. Это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в определенной сфере общественной жизни.

В каждой отрасли права есть Общая часть, в нормах которой выражены общие положения по регулированию всей данной области (имущественных, уголовно-правовых и т. п.) отношений. Отрасль права включает в свой состав иногда подотрасли.

Например, авторское право – подотрасль гражданского права.

Отрасли и подотрасли делятся на правовые институты, то есть группы правовых норм, регулирующих какие-либо однородные общественные отношения, связанные между собой в виде обособленной группы (институт права собственности, институт договора, обязательств и т. п.).

Связь между отдельными отраслями права обеспечиваются смежными правовыми институтами.

От системы права следует отличать систему законодательства. В законах (по соображениям удобства) иногда содержатся нормы разных отраслей права. Эти различия следует учитывать при систематизации законодательства. Система законодательства не совпадает с системой права (с его отраслями).

Система права складывается объективно-исторически. Поэтому в основе деления системы права на отрасли лежат общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права.

Первым и главным основанием деления права на отрасли и институты является предмет правового регулирования, то есть регулируемые правом общественные отношения.

Другим основанием является метод правого регулирования, то есть совокупность правовых приемов воздействия на общественные отношения, применяемых государственными органами при регулировании данных отношений.

Краткая характеристика отраслей права

Систему права следует начать раскрывать с характеристики отдельных отраслей права.

На первом месте стоит конституционное (государственное) право – ведущая отрасль права, в ней объединены нормы, закрепляющие основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи, функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношения личности и государства, механизм осуществления государственной власти.

Административное право – система норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

Финансовое право – регулирует отношения в связи с накоплением денежных и финансовых ресурсов.

Гражданское право – регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения (честь, достоинство).

Трудовое право – система норм, регулирующих общественные отношения по применению труда рабочих и служащих, определяет условия приема и увольнения с работы, устанавливает время труда и отдыха, права и обязанности, условия труда работников.

Уголовное право – регулирует общественные отношения в связи с совершением деяний, признаваемых общественно опасными, то есть преступлениями.

Другие отрасли права.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное правоправовые нормы, с помощью которых воздействие осуществляется прямым путем (нормы материального права закрепляют юридическое положение имущества, лиц, определяют структуру органов государства и т. д.).

Процессуальное правонормы, регламентирующие процедуру при рассмотрении уголовных, гражданских и других юридических дел.



Источник: https://infopedia.su/8x10ff4.html

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.2 Норма права. Источники права. Нормативный правовой акт. |

Законы и нормативные акты

  • Норма права. Понятие.
  • Состав нормы права.
  • Формы норм права.
  • Особенности норм права.
  • Виды норм права.
  • Источники права.
  • Нормативный правовой акт. Понятие, признаки.
  • Виды нормативно-правовых актов.

Норма права.

Норма права (правовая норма) – охраняемое государством общеобязательное право , которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определённые права и обязанности.

Состав нормы права.

  • Гипотеза (предположение) – описывает условия применения права (ЕСЛИ пешеход переходит дорогу).
  • Диспозиция (распоряжение) – описывает само правило (ТО должен переходить дорогу на зелёный свет светофора).
  • Санкция (взыскание) – предусматривает последствия невыполнения нормы (ИНАЧЕ от будет оштрафован).

Формы ном права.

  • Дозволение – предоставление права на совершение определённых положительных действий (что можно делать).

  • Предписание – установление обязанности совершать определённые действия (что нужно делать).

  • Запрет – установление требования воздержаться от определённых действия (чего нельзя делать).

Особенности норм права.

  • Закреплённость в законе или других нормативных правовых актах.
  • Общеобязательность: их обязаны соблюдать все – и отдельные лица и организации.
  • Конкретность, детализированность.
  • Обеспеченность силой государства.

Виды норм права:

  • конституционные законы
  • нормы законов
  • нормы подзаконных актов.

Источники права.

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

  • Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт — властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор — правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Признаки нормативно-правового акта.

  • Содержит нормы права.
  • Предназначен для регулирования общественных отношений.
  • Общеобязателен для исполнения.
  • Выражает волю государства, сформулированную как общеобязательное требование.

  • Издаётся компетентными органами государства или принимается всенародным анием – путём референдума.
  • Имеет вид письменного документа.
  • Характеризуется неконкретностью адресата, то есть обращён к индивидуально-неопределённому субъекту.

  • Рассчитан на многократное применение.
  • Гарантируется принудительной силой государства.

Закон.

Закон – нормативно-правовой акт, имеющий следующие признаки:

  • принимается в особом порядке органами законодательной власти или референдумом,
  • выражает волю народа,
  • обладает вышей юридической силой,
  • регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

  • Основные законы (Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральные конституционные законы).
  • Обыкновенные законы (текущие) – федеральные законы, законы субъектов РФ.

Различайте!

Федеральные конституционные законы – законы, регулирующие вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, то есть к предмету ведения Конституции РФ (например, Закон «О чрезвычайном положении», «О выборах Президента РФ» и др.)

Федеральные законы – законы, регулирующие важнейшие вопросы общественной жизни, не относящие к ведению Конституции РФ (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, «Об акционерных обществах» и др.)

Подзаконный акт.

Подзаконный акт — нормативно-правой акт, изданный на основе и во исполнение закона:

  • обладает меньшей юридической силой, чем закон,
  • базируется на законе, обладая вспомогательной и детализирующей ролью.

Виды подзаконных актов.

  • Указы Президента РФ.
  • Постановления Правительства РФ.
  • Приказы, инструкции, положения министерств и других федеральных органов исполнительной власти.
  • Решения и постановления органов законодательной власти субъектов РФ.

  • Решения, распоряжения, постановления органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • Нормативные правовые акты муниципальных образований.
  • Локальные нормативные правовые акты (предприятий, учреждений, организаций).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-56/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.