Законный акт это определение

newinspire

Законный акт это определение

Ключевые слова: понятие, признаки, виды, закон, подзаконных, актов

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

  • по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  • по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  • по сроку действия (постоянные законы и временные);
  • по характеру (текущие и чрезвычайные);
  • по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  • по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);
  • по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
  • по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.

8 – 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам.

Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов.

Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды. … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/397-ponyatie-priznaki-vidy-zakonov-i-podzakonnykh-aktov.html

Акт юридический

Законный акт это определение

Юридический акт

юридический факт в виде правомерного действия, совершаемого с намерением достижения какого-либо определенного юридически значимого результата. — См. также: «Правомерные действия», «Факты юридические».

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Акт юридический

(от actum, документ) — официальный документ нормативного или индивидуально-правового характера, изданный государственным органом или должностным лицом в пределах их компетенции в установленной законом форме и вследствие этого имеющий
обязательную силу; документ, составленный в предусмотренном законом порядке и порождающий определенные правовые последствия.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ

1) составленный в предусмотренном законом порядке официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений. Ю.

а. может содержать общенормативные или индивидуальные предписания; 2) такое правомерное действие, которое специально совершается субъектом права с целью создания, изменения или прекращения определенных правоотношений.

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

Акт юридический

общее название нормативных актов и актов индивидуального действия, принимаемых органами государства.

В зависимости от вида этих органов акты имеют различные названия: закон, принимаемый парламентом; указ президента; постановление правительства; инструкция министерства (министра); приговор и решение суда и др.

В зарубежных странах употребляются названия: резолюция (Конгресса США), ордонанс и декрет (президента и правительства Франции), декрет-закон (акт президента, принятый по решению Совета министров в Италии) и т.д. В.Е. Чиркин

Источник: Юридическая энциклопедия

Акт юридический

англ. legal act акт, издаваемый государственным органом, должностным лицом или по поручению государственного органа общественной организацией в пределах своей компетенции. А.ю.

, в зависимости от того, каким учреждением он издан, называется законом, постановлением, приказом, инструкцией, приговором, распоряжением. А.ю.

называются также документы, составленные в предусмотренном законодательством порядке и порождающие определенные правовые последствия, например, акт страховой, акт о несчастном случае, административный протокол.

Источник: Энциклопедия трудовых отношений

Акт юридический

официальный письменный документ, издаваемый уполномоченным органом в заранее установленной форме, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений, упорядочение взаимоотношений граждан, организаций в процессе производства, в политической сфере, семейной жизни и т.д. Юридические акты делятся на: нормативные акты, устанавливающие нормы права и регламентирующие определенную сферу общественных отношений; индивидуальные юридические акты, порождающие конкретные права и обязанности для конкретных лиц (субъектов).

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Акт юридический

издаваемый полномочными органом в заранее установленной форме официальный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на упорядочение взаимоотношений граждан, организаций в процессе производства, в политической сфере, семейной жизни и т. д. Ю. а.

устанавливает охрану прав и свобод личности, общественного порядка и государственной дисциплины. Обязательное исполнение Ю. а. обеспечивается государственными принудительными средствами, имеющими юридическое значение (уголовная, административная, гражданско-правовая и другие виды ответственности). С помощью Ю. а.

осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Источник: Большой юридический словарь

ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ

издаваемый полномочным органом в заранее установленной форме официальный документ, порождающий определенные правовые последствия. Один из видов Ю.а. – нормативный акт. Другой вид Ю.а. – нормативные договоры, то есть содержащие нормы права соглашения, заключенные между различными субъектами права. Еще один вид Ю.а. – индивидуальные акты, порождающие конкретные права и обязанности органов, организаций и отдельных лиц (приказ о назначении на должность).Самостоятельным видом Ю.а. являются акты официального толкования законов (например, постановления Конституционного Суда РФ, разъясняющие положения Конституции РФ, постановления Пленума ВС по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда по вопросам разрешения хозяйственных споров).Ю.а. должны издаваться в пределах установленной законом компетенции, быть надлежаще оформленными и основываться на законе и других нормативных правовых актах вышестоящей юридической силы. Нарушение требований, предъявляемых к изданию Ю.а., влечет его недействительность.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ

издаваемый полномочным органом в заранее установленной форме официальный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на упорядочение взаимоотношений людей, органов, организаций в процессе производства, в политической сфере, экологии, семейной жизни и т.д. Обязательное исполнение Ю.а. обеспечивается специальными принудительными средствами, имеющими юридическое значение и находящимися в руках государства (уголовная, административная, гражданско-правовая и другая ответственность). С помощью Ю.а. регулируются общественные отношения. Один из видов Ю.а. – нормативный акт. Это официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права – общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение. Нормативные акты составляют иерархическую систему, в которую включаются конституции, иные законы (конституционные и обыкновенные), указы, постановления, ордонансы, регламенты, приказы и т.д. Другой вид Ю.а. – нормативные договоры, т.е. содержащие нормы права соглашения, заключенные между различными субъектами права. К их числу относятся международные договоры, а также договоры между отдельными субъектами федерального государства. В частности, в РФ имеются Федеративный договор, договоры между РФ и ее отдельными субъектами. Заключаются договоры и в трудовом праве. Так, имеют нормативное значение коллективные договоры, регулирующие трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками. Самостоятельным видом Ю.а. являются акты официального толкования законов (например, постановления КС, разъясняющие положения Конституций РФ, постановления Пленума ВС по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел, разъяснения Пленума ВАС по вопросам разрешения хозяйственных споров). Еще один вид Ю.а. – индивидуальные акты, порождающие конкретные права и обязанности органов, организаций и отдельных лиц. Они направлены на реализацию требований юридических норм, конкретизируют их применительно к определенным ситуациям и лицам. Такие акты строго индивидуальны, адресованы поименно определенным субъектам права. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером. Главное место среди индивидуальных Ю.а. занимают принимаемые компетентными органами или должностными лицами акты применения норм права, выражающие конкретные решения государственной власти по руководству обществом и властно устанавливающие определенные права и обязанности, назначающие меры юридической ответственности. Это решения органов исполнительной власти по конкретным вопросам (назначение на пост, награждение орденом, назначение пенсии), правоохранительных органов (приговор суда, следственные акты, решение арбитражного суда, наложение штрафа контрольно-надзорным органом), администрации предприятий и учреждений (приказы о приеме на работу, об отпуске, о применении мер дисциплинарного взыскания). В ряде предусмотренных законом случаев акты применения норм права могут издаваться общественными организациями. Кроме того, к числу индивидуальных Ю.а. относятся имеющие правовой характер сделки и соглашения, заключаемые между предприятиями, организациями (договор подряда, аренды), между ними и гражданами (договор купли-продажи), а также между гражданами (договоры дарения, покупки дома). Виды применения Ю.а. многообразны: коллегиальные и единоличные: исполнительные, т.е. организующие исполнение положительных юридических предписаний, и правоохранительные, с помощью которых нормы права охраняются от нарушений; однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (назначение пенсии); материальные и процессуальные. По внешней форме выделяются указы, решения, распоряжения, приговоры, приказы и т.д., по предмету регулирования – уголовно-правовые, административные, гражданско-правовые и т.д. Нормативные акты, а также акты применения норм права находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, определяемой местом, которое занимает орган, издающий Ю.а., в общей системе органов. Ю.а. должен издаваться в пределах установленной законом компетенции, быть надлежаще оформленным и основываться на законе и других нормативных актах вышестоящей юридической силы. Нарушение требований, предъявляемых к изданию Ю.а., влечет его недействительность. Обычно Ю.а. оформляется в письменной форме. В отдельных случаях он может быть выражен устно (например, воинский приказ, удаление свидетелей из зала судебного заседания) либо в особой знаковой форме (например, жесты сотрудника ГИБДД). Ю.а. называется также определенная часть фактов юридических, т.е. тех правомерных действий субъектов права, которые совершаются с намерением создать (изменить, прекратить) конкретные правоотношения.

Источник: Энциклопедия юриста

Источник: https://determiner.ru/termin/akt-yuridicheskii.html

Что такое законодательный акт? Определение

Законный акт это определение

В каждой стране, вне зависимости от ее размеров, имеется множество законов. Закон – это нормативно-правовой акт, который принимается по особому порядку. Принимать их может лишь высший государственный орган, чаще всего называющийся парламентом.

Однако бывают случаи, когда принятие какого-либо законодательного акта выносится на всеобщее рассмотрение – референдум. В таком случае принимать его или нет, будет решать народ.

К тому же данные акты являются наиболее сильными в юридическом плане документами, предназначение которых – это урегулирование самых важных спорных отношений в социуме.

Признаки

Как и у любого другого документа, у законодательного акта есть свои признаки, по которым его можно отличить от других.

  • Первый признак, как уже говорилось ранее, – это то, что утвердить такой документ может лишь парламент или же всенародный референдум.
  • Второй признак такого акта – это то, что его содержание является чаще всего только нормативным.
  • Процесс принятия таких документов имеет особый порядок.
  • Последний признак законодательного акта – это то, что он всегда выполняется в письменной форме, а также в его содержании есть первичные нормы права, которые призваны решать конфликты в общественной и государственной жизни.

Также стоит подробнее остановиться на том, что такой документ имеет высшую юридическую силу.

  • Во-первых, высшая юридическая сила проявляется в том, что принять или отменить его может лишь парламент или всеобщий референдум, то есть народ всей страны.
  • Во-вторых, другие нормативно-правовые акты должны писаться с оглядкой на уже существующий закон.
  • В-третьих, если возникает конфликт между законом и подзаконом, то есть нормативным актом, то в первую очередь действуют нормы закона.

Система

Законодательные акты Российской Федерации, как, впрочем, и акты других стран, чаще всего объединяются в систему законодательств.

Характерное отличие системы заключается в том, что в ней собраны все нормативно-правовые акты, которые обладают единением и согласованностью. То есть они призваны решить один и тот же вопрос, но каждый из законов дополняет или уточняет другой.

Кроме этого, систематизация законодательства помогает классифицировать правовой материал, что повышает удобство его использования в нужный момент.

Также стоит отметить, что к законодательным актам Российской Федерации относят всю совокупность правовых актов. Данная система также призвана разделить их на классы по области действия, а также по силе с юридической точки зрения. К примеру, в первую группу таких документов входят гражданское, семейное и трудовое право.

Система федерального уровня

Так как государство РФ является федеративным, то у него есть и федеральная система законодательства. В эту систему можно включить такие документы, как Конституция, международные договора, в которых участвует РФ, а также правовые акты (законы).

Законодательные акты далее могут быть и у каждого отдельного субъекта, входящего в состав РФ. Кроме этих актов они могут издавать свои собственные Конституции, а также нормативные и правовые акты.

В полную систему законодательства Российской федерации входят все нормативные акты федерального уровня.

Упорядочивание

Важно отметить, что упорядочивание законодательных актов носит объективный характер. Кроме того, если говорить о системе законодательства, то чаще всего ее содержание определяется материальным, а также социальным положением общества.

Из этого следует, что государство издает какие-либо правовые акты, исходя из того, какие именно задачи необходимо решить, чтобы улучшить жизнь социального общества. И такое происходит на каждом этапе исторического развития страны.

Также стоит отметить, что система законодательства призвана не только упорядочить законодательные акты РФ, но и создать органичную систему законов. Если рассматривать Россию, то основным направлением развития законодательной системы является издание нормативных актов.

Важно также понимать, что нормативно-правовые акты являются базой всей законодательной системы. Законодательные и нормативные акты, систематизированные и собранные в систему законодательства, – это результат успешной и качественной работы правового органа страны.

Классификация

Существует разделение законов на несколько видов. Данное разделение осуществляется исходя из значимости содержания самого документа. По этому признаку отличают конституционные и обыкновенные законы.

К первой группе, то есть к конституционным, относят отдельные законодательные акты Российской Федерации, при помощи которых возможно внесение изменений в саму Конституцию, а также документы, приводящие в действие тот же закон. Кроме того, к этому классу принадлежит и сама Конституция.

Отличить данные законы от других можно по характеру их принятия, а также по их содержанию. Конституция любой страны – это документ, обладающий не только высшей юридической силой, но это также и политический, и в какой-то мере идеологический акт.

Если говорить об обыкновенных законах, то их можно условно разделить на две группы: накодифицированные и текущие. К первой группе принадлежат системы законодательно-нормативных актов, которые принимаются для урегулирования целой области общественных правил. Все же остальные законы считаются текущими.

Федеральный закон

Федеральный закон – это также нормативно-правовой акт, однако его отличие состоит в том, что его изданием и разработкой занимается федеральный орган власти.

Федеральные законодательные акты призваны регулировать важнейшие экономические, общественные и политические стороны жизни общества. Если говорить о юридической силе таких законов, то они стоят сразу же после Конституции.

Другими словами, это второй по своей юридической силе акт в государстве. Именно такая приставка, как “федеральный”, говорит о том, что закон обязателен к исполнению во всех субъектах страны.

Если в каком-либо из случаев столкнутся федеральный закон и закон, принятый субъектом Российской Федерации, то у федерального больше юридической силы и следовать стоит именно ему. К исключениям относятся лишь те случаи, которые описаны в Конституции РФ в части 6 статьи 76.

Если говорить о порядке принятия федерального закона, то он регламентируется Конституцией Российской Федерации, а само действие называется законодательным процессом.

Закон вступает в силу только после того, как он вносится на рассмотрение в обе палаты, то есть в Государственную Думу и в Совет Федерации, принимается этими органами и подписывается, а после обнародуется лично президентом Российской Федерации.

Внесение изменений

Естественно, за длительное время существования акта может понадобиться его повторное рассмотрение и внесение изменений. Внесением изменений в законодательные акты считается:

  • Процесс замены слов или же цифр.
  • Процесс удаления слов, цифр или же целых предложений.
  • Процесс удаления структурной единицы, которая так и не вступила в силу из-за того, что законодательный акт также не был принят.
  • Процесс редактирования или создания новой структурной единицы законодательного документа.
  • Процесс дополнения данной единицы новыми частями.
  • Приостановка действия законодательного акта в целом или же его структурной единицы.
  • Продление срока действия документа или его единицы.

Виды законов

Кроме общей классификации законов, которая включается в себя лишь конституционные и обыкновенные, есть еще несколько видов.

Существуют чрезвычайные законы, которые принимаются правительством в случае возникновения такой необходимости, то есть в чрезвычайной ситуации.

Также существуют обеспечительные или оперативные законы. К этой категории относят документы, при помощи которых в действие можно ввести какой-либо другой закон. Также с их помощью можно ратифицировать какие-либо международные договора. Предназначение таких актов не в том, чтобы создавать новые нормы, а в том, чтобы оперативно подтверждать уже имеющиеся.

Источник: https://autogear.ru/article/339/038/chto-takoe-zakonodatelnyiy-akt/

Законы и подзаконные акты: понятие и классификация

Законный акт это определение

Закон – это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Классификация законов:

  • по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  • по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  • по сроку действия (постоянные законы и временные);
  • по характеру (текущие и чрезвычайные);
  • по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  • по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);
  • по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
  • по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты – это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов.

Характерными признаками подзаконных актов является то, что они принимаются на основе закона, принимаются во исполнение закона, не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов РФ в порядке убывания юридической силы:

· указы Президента;

· постановления Правительства;

· акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

· акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

· акты органов местного самоуправления;

· локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

21. Норма права: понятие и элементы. Структура нормы прав. Соотношение нормы права и статьи правового акта.

Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

Признаки нормы:

1) общеобязательный характер – правило поведения, содержащееся в норме, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и неопределено большой круг лиц;

2) формальная определенность – норма права выражается в письменной форме в официальных документах;

3) устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающее содержание – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов.

Структура нормы права – внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие. Гипотезы подразделяются на простые, указывающие на одно условие реализации нормы, и сложные. Среди сложных гипотез выделяют:

1) кумулятивные – норма вступает в действие при одновременном наличии нескольких условий;

2) альтернативные – норма вступает в действие при наличии одного из указанных в ней условий.

Диспозиция устанавливает права и обязанности субъектов при наступлении ситуации, описанной в гипотезе. Диспозиции также могут быть простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными. По форме выражения диспозиции могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Санкция выражает вид и меры юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, отраженных в диспозиции. Санкции бывают простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными.

Также санкции классифицируются:

1) по степени определенности:

а) абсолютно определенные (лишение свободы на 2 года);

б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей);

в) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);

2) в зависимости от отраслевой принадлежности:

а) уголовно-правовые;

б) административно-правовые;

в) дисциплинарно-правовые;

г) гражданско-правовые.

Логическую структуру нормы права можно выразить в формуле: «Если…, то…, иначе…».

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1. структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2. несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3. все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4. разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст.

12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст.

27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил.

Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

Источник: https://studopedia.ru/10_49329_zakoni-i-podzakonnie-akti-ponyatie-i-klassifikatsiya.html

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.2 Норма права. Источники права. Нормативный правовой акт. |

Законный акт это определение

  • Норма права. Понятие.
  • Состав нормы права.
  • Формы норм права.
  • Особенности норм права.
  • Виды норм права.
  • Источники права.
  • Нормативный правовой акт. Понятие, признаки.
  • Виды нормативно-правовых актов.

Норма права.

Норма права (правовая норма) – охраняемое государством общеобязательное право , которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определённые права и обязанности.

Состав нормы права.

  • Гипотеза (предположение) – описывает условия применения права (ЕСЛИ пешеход переходит дорогу).
  • Диспозиция (распоряжение) – описывает само правило (ТО должен переходить дорогу на зелёный свет светофора).
  • Санкция (взыскание) – предусматривает последствия невыполнения нормы (ИНАЧЕ от будет оштрафован).

Формы ном права.

  • Дозволение – предоставление права на совершение определённых положительных действий (что можно делать).
  • Предписание – установление обязанности совершать определённые действия (что нужно делать).
  • Запрет – установление требования воздержаться от определённых действия (чего нельзя делать).

Особенности норм права.

  • Закреплённость в законе или других нормативных правовых актах.
  • Общеобязательность: их обязаны соблюдать все – и отдельные лица и организации.
  • Конкретность, детализированность.
  • Обеспеченность силой государства.

Виды норм права:

  • конституционные законы
  • нормы законов
  • нормы подзаконных актов.

Источники права.

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

  • Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт — властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор — правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Признаки нормативно-правового акта.

  • Содержит нормы права.
  • Предназначен для регулирования общественных отношений.
  • Общеобязателен для исполнения.
  • Выражает волю государства, сформулированную как общеобязательное требование.
  • Издаётся компетентными органами государства или принимается всенародным анием – путём референдума.
  • Имеет вид письменного документа.
  • Характеризуется неконкретностью адресата, то есть обращён к индивидуально-неопределённому субъекту.
  • Рассчитан на многократное применение.
  • Гарантируется принудительной силой государства.

Закон.

Закон – нормативно-правовой акт, имеющий следующие признаки:

  • принимается в особом порядке органами законодательной власти или референдумом,
  • выражает волю народа,
  • обладает вышей юридической силой,
  • регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

  • Основные законы (Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральные конституционные законы).
  • Обыкновенные законы (текущие) – федеральные законы, законы субъектов РФ.

Различайте!

Федеральные конституционные законы – законы, регулирующие вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, то есть к предмету ведения Конституции РФ (например, Закон «О чрезвычайном положении», «О выборах Президента РФ» и др.)

Федеральные законы – законы, регулирующие важнейшие вопросы общественной жизни, не относящие к ведению Конституции РФ (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, «Об акционерных обществах» и др.)

Подзаконный акт.

Подзаконный акт — нормативно-правой акт, изданный на основе и во исполнение закона:

  • обладает меньшей юридической силой, чем закон,
  • базируется на законе, обладая вспомогательной и детализирующей ролью.

Виды подзаконных актов.

  • Указы Президента РФ.
  • Постановления Правительства РФ.
  • Приказы, инструкции, положения министерств и других федеральных органов исполнительной власти.
  • Решения и постановления органов законодательной власти субъектов РФ.
  • Решения, распоряжения, постановления органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • Нормативные правовые акты муниципальных образований.
  • Локальные нормативные правовые акты (предприятий, учреждений, организаций).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-56/

Понятие нормативного правового акта и практика Верховного Суда РФ (Д.Н. Бахрах,

Законный акт это определение

Понятие нормативного правового акта и практика Верховного Суда РФ

Решая вопросы о действии законов, иных нормативных актов, содержащихся в них норм права, необходимо четко определить, что такое нормативно-правовой акт.

К сожалению, единого, общепризнанного понятия этих правовых явлений нет ни в законодательстве, ни в юридической науке. Это способствует принятию судами решений, которые трудно признать правильными, появлению выводов, которые можно оспорить.

Так, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 сентября 1997 г. говорится:

“Как следует из материалов дела, предметом спора является решение органа местного самоуправления о запрете торговли непродовольственными товарами с рук и лотков на Воткинском рынке Удмуртпотребсоюза в связи с открытием Центрального городского рынка.

Отменяя решение и постановление апелляционной инстанции и прекращая производство по делу, суд кассационной инстанции исходил из того, что оспариваемые акты закону не противоречат, носят нормативный характер, поэтому спор не подведомствен арбитражному суду.

Между тем кассационной инстанцией не учтено, что оспариваемые акты касаются организации торговли непродовольственными товарами на конкретном рынке и, следовательно, данные акты не являются нормативными”*(1).

Представляется, что акт, который рассчитан на неопределенное число лиц, на неопределенное число случаев, не может быть признан индивидуальным, правоприменительным.

Этот пробел в теории попытался устранить Пленум Верховного Суда РФ. В его постановлении от 25 мая 2000 г.

дано такое определение: “Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом”*(2).

Пленум Верховного Суда РФ назвал такие признаки нормативного акта:

1) принят в установленном порядке управомоченными субъектами публичной власти;

2) устанавливает правила поведения;

3) обязателен для неопределенного круга лиц;

4) рассчитан на неоднократное применение;

5) действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

3, 4 и 5 признаки нормативного акта (нормы права), названные в постановлении Пленума Верховного Суда, представляются бесспорными.

Вызывает возражение формулировка такого признака: “устанавливает правило поведения”. Представляется, что правовой акт следует признавать нормативным, если он устанавливает новую норму права, а также, если он изменяет или прекращает действие старой нормы прямо или косвенно.

Официально акты, изменяющие или отменяющие старые нормы, признаются нормативными и публикуются в официальных изданиях – “Собрании законодательства РФ”, Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. В статье 7 утвержденных в 1997 г.

постановлением Правительства РФ “Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти…

” говорится: “Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта”*(3).

В науке преобладает определение нормативного акта как акта, содержащего нормы (норму) права. С.Л. Зивс утверждал, что “источник права есть форма выражения именно правовой нормы, и только нормы”. В связи с этим им предлагался следующий вариант термина “источник права” – “источник норм права”, что подчеркивало внешнюю форму выражения правовой нормы*(4).

На этот пробел в науке – неразработанность понятия “источник права” – обратил внимание проф. А.В. Мицкевич, отметив, что подобное определение не может правильно раскрыть природу некоторых актов, не содержащих в себе как таковых норм права.

А.В.

Мицкевич убедительно показал, что “определение нормативного акта как акта, содержащего нормы права, или как “формы выражения правовых норм” не отвечает на основной вопрос: служит ли правовой акт государственного органа источником (в юридическом смысле) содержащихся в нем норм или нет. Таким может быть лишь акт, в котором выражена воля компетентного органа государства об установлении правила поведения, его изменении или отмене”*(5).

В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД “Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации”, приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы:

“Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение”*(6).

Такое понимание нормативного правового акта представляется вполне приемлемым, если речь идет об актах, подлежащих регистрации, опубликованию. Но возможны и устные нормативные акты, не оформленные документально.

Они существуют во внутриведомственных отношениях на транспорте, в Вооруженных силах и других войсках, они могут использоваться как средство регулирования отношений внутри учреждения, органа публичной власти, они очень близки к деловым обычаям.

В нормативном правовом акте А.В. Мицкевич выделил две стороны: он представляет собой “логически завершенное положение, прямо сформулированное в тексте акта государственного органа” и “обязательное для всех лиц решение государственной власти”*(7).

Рассматривая российское законодательство как иерархическую и федеративную системы, можно отметить, что в их основе лежат нормативные правовые акты, которые являются первичными элементами этих систем.

Именно они “создаются правотворческими органами и образуют в своей совокупности систему.

Они придают содержащимся в них нормативно-правовым предписаниям ту или иную юридическую силу, определяют сферу их действия”*(8) и следует добавить время их действия.

“Законодательство – это форма существования правовых норм, средство их организации, придания им определенности, объективности”*(9). В принципе с приведенными мнениями можно согласиться. Но с одной оговоркой.

Дело в том, что широко используемые слова “законодательство”, “система законодательства”, “закон” имеют разные смыслы. В узком смысле – это важнейший правовой акт, система законов, акты законодательных органов. Закон, хотя и важнейшая, но разновидность нормативных правовых актов.

Система законодательства в точном смысле – это часть системы правовых актов.

И чтобы четко разграничить эти явления, выявить роль федеральных и иных законов в регулировании общественных отношений и по ряду других причин нужно четко разграничить эти понятия: закон, законодательство, система законодательства, с одной стороны, и более широкие понятия – нормативный правовой акт, правотворчество, система нормативных правовых актов.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 25 мая 2000 г. назвал и такой признак нормативного акта: он принят в установленном порядке. Нормативный и ненормативный акты различаются по содержанию и кроме того чаще всего и по порядку их принятия.

К сожалению, если порядок принятия нормативных актов Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти урегулирован соответствующими правилами, то процедура принятия указов Президентом РФ, главами субъектов РФ, актов муниципальных органов урегулированы не полностью или вообще не урегулированы*(10).

Но нарушение порядка принятия, вступления акта в силу не лишает акта качеств нормативности. Оно может быть не очевидным, не обнаруженным или спорным. Например, субъект правотворчества полагает, что правовой акт не подлежит регистрации.

Принятый с нарушением процедуры принятия и даже с превышением компетенции нормативный акт автоматически не прекращает действия, на его основе возникают правоотношения.

Изданный и вступивший в силу нормативный акт точно так же, как и акт правосудия, будет действовать, пока в установленном законом порядке он не будет отменен, признан недействующим или пока его действие не будет приостановлено*(11).

Трудно согласиться с мнением судьи Верховного Суда РФ С. Потапенко, который утверждает, что в ст. 251 ГПК “законодателем подчеркнуто, что правовой акт можно считать нормативным не только при наличии в нем содержательных признаков нормативного акта, но и при условии соблюдения его формы опубликования.

Исходя из этого нормативный правовой акт в отличие от ненормативного должен быть издан в установленном законом порядке, что является одним из важных формальных признаков нормативного правового акта…

Правильной является высказанная в юридической литературе точка зрения, что если правовой акт не опубликован, то он не может признаваться нормативным правовым актом, применяться кем-либо и оспариваться в таком качестве”*(12).

В обоснование своей позиции С.

Потапенко ссылается на практику Верховного Суда РФ и, в частности, приводит такое дело: “Прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному закону постановления и.о.

Главы администрации Новосибирской области от 13 октября 1998 г. N 623, утвердившего Правила обязательного медицинского страхования граждан на территории Новосибирской области, с момента его издания на том основании, что оно не было опубликовано.

Определением судьи Новосибирского областного суда от 14 июня 2002 г. в принятии заявления было отказано на основании п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР. В частном протесте прокурора Новосибирской области поставлен вопрос об отмене определения судьи в связи с его незаконностью.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не нашла оснований для удовлетворения протеста прокурора. В ее определении отмечено, что, отказывая в принятии указанного заявления, судья правомерно исходил из того, что областному суду в соответствии со ст.

115 ГПК РСФСР подсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами являются только правовые акты, изданные в установленном порядке.

Оспариваемый же прокурором правовой акт не был опубликован, и потому его нельзя признать действующим нормативным правовым актом, подлежащим применению (дело N 43-Г02-4)”.

Автор статьи утверждает, что сейчас такая позиция основана на ст. 251 ГПК РФ.

Часть 1 этой статьи предоставляет гражданину, организации, считающим, “что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом” органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица “нарушаются их права и свободы… вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или частично”.

Таким образом, спор о том, что процедура принятия и опубликования является атрибутивным признаком нормативного акта имеет не только теоретический, но и практический интерес. Положительное или отрицательное отношение к этому вопросу влияет на практику работы судов, а главное, на пределы защиты прав граждан в судебном порядке.

Но, во-первых, нарушение порядка принятия, опубликования акта и других требований к его оформлению не может повлиять на содержание акта и превратить закрепленные им нормы в ненормативные предписания. Из содержания ст.

251 возможен формальный вывод, что если акт принят с нарушением установленного порядка, то он должен рассматриваться судом не по нормам главы 24, а на основе норм главы 25 ГПК. С такой позицией согласен и С. Потапенко: “в таком случае можно обращаться в суд не с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в порядке ст.

251 ГПК, а с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти в порядке, предусмотренном ст. 254 ГПК”.

К сожалению, С. Потапенко к этим словам добавляет: “Но это уже не нормоконтроль” (!?). В части 4 ст. 251 четко сказано, что заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной ст. 24, 26 и 27″ ГПК, т. е.

рассматриваются и районными, областными, краевыми судами.

Но разве рассмотрение нормативного акта судом в ином порядке перестает быть контролем за законностью норм? Представляется, что и в этом случае осуществляется нормоконтроль – судебный контроль за соответствием закону нормативных актов меньшей юридической силы.

Источник: https://base.garant.ru/5160472/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.