Закон об объектах культурного наследия народов рф

Что гласит закон об объектах культурного наследия

Закон об объектах культурного наследия народов рф

В Российской Федерации культурные ценности считаются достоянием государства, поэтому их обязательно следует зарегистрировать. Охрана объектов культурного наследия происходит согласно законодательным актам. В России подобные предметы проходят экспертную проверку перед внесением в общий список.

Характеристика объектов

В 2019 году были внесены существенные поправки в Федеральный закон об объектах культурного наследия, и теперь этот документ:

  • устанавливает правила сохранности и применения культурных памятников;
  • способствует продвижению историко-культурных памятников;
  • регулирует правила распоряжения историко-культурными объектами;
  • устанавливает правила регулирования и функционирования перечня ценностей;
  • контролирует охрану культурного наследия государства.

ФЗ 73 «Об объектах культурного наследия» (с изменениями 2019 года) действует в соответствии с основными законодательными нормами Российской Федерации. Этот законодательный документ установил категорию и вид ценности, обозначил ее суть, возможную область знаний: ценность может являться предметом недвижимости, археологической находкой или быть частью исторического факта.

Объекты культурного наследия федерального значения выступают источником знаний. Археологические ценности можно найти в грунте во время проведения раскопок. Это всевозможные поселения, укрепления, каналы и т.п. Религиозные сооружения, садово-парковое искусство, народные промыслы — все это историко-культурное наследие.

Перечень культурных памятников включает строения, здания в исторических районах, жилые помещения, где проживали известные личности, совершались знаменательные исторические события.

Культурный пласт — часть земли, которая содержит предметы старше 100 лет. Перечень объектов культурного наследия федерального значения включает вещи и территории, дающие представление о развитии народностей, общностей России. Согласно ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) ценности могут иметь федеральное, региональное и местное или муниципальное значение.

Порядок ведения реестра

ФЗ (глава IV) обозначил регламент ведения единого списка. Данные списка — источник информации обо всех обнаруженных и зарегистрированных объектах, о месте их расположения. Формирование общего списка происходит по решению специализированного органа. Исключение (внесение) ценностей из списка также происходит по его решению.

Выявление объектов проводят органы охраны по просьбе заинтересованного физического или юридического лица. Расходы по исследованию возлагаются на заказчиков. ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) указывает на необходимость представления заявления о добавлении в реестр. Документ содержит упоминание о культурной ценности предмета и точном месте его расположения.

Поданная бумага является причиной инициирования действий по обнаружению ценности. Порядок действий устанавливается законодательными актами субъектов России. Процедура длится на протяжении 3 месяцев.

Затем орган охраны выносит резолюцию о внесении предмета в список. Информирование заявителя производится в течение 3 дней.

Государство охраняет выявленный объект культурного наследия с момента внесения его в реестр.

Владельца извещают об обязанности содержания предмета в неизменной форме после вынесения резолюции о добавлении его к Единому реестру. Это предписание собственник вправе опротестовать. Сносить объект категорически запрещено.

Экспертиза по выявлению

Глава V ФЗ № 73 посвящена регламенту работы по выявлению ценностей. Для этого назначается историко-культурная экспертиза. Ее задачи:

  • обосновывать внесение ценности в единый список;
  • определять категорию значения;
  • исключать из списка;
  • определять требования для содержания и хранения подтвержденной ценности;
  • определять зоны охраны объектов культурного наследия;
  • выявлять значимость;
  • определять соответствие проекта на работы выставленным требованиям;
  • уточнять информацию о выявленной ценности;
  • сохранять объект во время мероприятий в месте его размещения.

Историко-культурная экспертиза имеет следующие принципы:

  • она должна быть объективна, научно обоснована;
  • проведение исследования подчинено законодательным требованиям;
  • предмет наследия следует сохранить при любых видах деятельности;
  • сведения, представляемые для экспертизы, должны быть полными и достоверными;
  • исследование не должно быть сокрытым.

Согласно статье 30 ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) предметом экспертизы может выступать:

  • земля, где планируются работы;
  • документация, дающая объяснение, почему тот или иной предмет должен быть внесен в реестр или исключен из него;
  • документация, относящая предмет к другой категории;
  • документация, объясняющая, почему предмет должен быть отнесен к заповедникам или всемирным ценностям;
  • план по проведению действий для сохранения ценностей;
  • проект зон охраны объекта культурного наследия.

Оплату проверки производит его заказчик. Стоимость устанавливается правительственными нормативами. Результат экспертизы — документ, включающий итоги исследования.

Опираясь на результат, выносится резолюция: вписать выявленный объект культурного наследия в общий перечень ценностей России или отказать. По исковому документу заинтересованного лица возможно назначение повторного исследования.

Выводы проведенной экспертизы, учитывая принцип гласности, должны размещаться в интернете.

Изготовление паспорта

Каждый ценный предмет, включенный после проведенной экспертизы в перечень памятников культуры, получает паспорт объекта культурного наследия. Представитель государственного исполнительного органа утверждает форму документа. Она состоит из следующих данных:

  • наименования ценности;
  • даты возникновения, изменения или перестройки произошедшего исторического факта, связанного с ценностью;
  • категории, куда входит данный предмет (культура, архитектура и другие);
  • вида объекта;
  • реквизитов решения о внесении объекта в реестр и времени его вынесения;
  • информации о местоположении выявленного предмета (место расположения, его описание);
  • информации о территории, подлежащей охране;
  • определения предмета;
  • фотографии ценности или местности, где он располагается;
  • информации о зонах охраны;
  • деталей решения проводить охрану экземпляра.

Читать также:  О дорожном знаке жилая зона

Федеральным органом охраны устанавливаются правила оформления паспорта. Его образец и форму можно найти на нашем сайте. Помощь можно получить у опытного юриста, который рассмотрит конкретную ситуацию и подскажет правильное решение, поможет составить заявление. Обратиться к специалисту можно по телефону. На сайте есть обратная форма связи с экспертом.

Правила владения и использования ценности

Одно из главных требований относительно выявленной ценности — необходимость ее регистрации. Остальной перечень посвящен ее сохранению (статья 47). Законодательство обязывает консервировать объект или место, где он располагается, производить ремонт, восстановление. При необходимости его следует приспособить к применению.

Реставрация объектов культурного наследия проводится по запросу. Согласно статье 47 ФЗ № 73 физические лица или организации, отвечающие за сам предмет или зону, где он расположен, должны:

  • осуществлять расходы по содержанию ценности в должном состоянии;
  • отказываться от работ, если они подвергнут изменениям выявленный предмет, ухудшат условия хранения;
  • воздерживаться от проведения мероприятий, способных изменить ценность, пока предмет охраны объекта культурного наследия остается неопределенным;
  • гарантировать неизменность состояния;
  • воздерживаться от применения предмета в качества склада, производственного помещения, лаборатории;
  • извещать органы охраны о повреждении, происшествии, вследствие которого был причинен вред ценности;
  • совершать действия по предотвращению чрезвычайного происшествия, ухудшившего состояние ценности;
  • поддерживать территории в надлежащем, благоустроенном состоянии.

Законодательные акты запрещают владельцам ограничивать россиянам и гостям государства доступ к культурным ценностям. Правила устанавливаются органами охраны. Право владельца пользоваться объектом или территорией нельзя ограничивать, нарушать.

Вследствие порчи предмета возможно ограничение доступа (статья 47.5). Такое положение может наступить при реставрации. Решение о приостановлении и восстановлении доступа выносится органом охраны.

Действия для сохранности ценности

ФЗ № 73 (статья 45) определил процедуру осуществления мероприятий по содержанию и сохранению предметов культуры. Для деятельности нужна санкция, выданная органом охраны. Чтобы осуществлять деятельность, готовят проектную документацию.

Заявление на проведение действий относительно ценностей регистрируют в МФЦ. Инициатором запроса становятся собственники. Сотрудники органа охраны наследия выдают разрешение на начало процедуры, определяют ее задания, согласовывают запланированные мероприятия.

Составители проекта руководят проводимыми действиями и осуществляют надзор. Лицензия на реставрацию объектов культурного наследия требуется, чтобы провести работу. Ее выдают гражданам и юрлицам в соответствии с регламентом.

Отчет изготавливают на протяжении 90 дней с момента прекращения исследования. Еще месяц дается сотрудникам органа охраны, чтобы утвердить его. Регламент по утверждению результата установлен на государственном уровне.

Прием работы осуществляет владелец ценности или заинтересованное лицо вместе с представителями органа. Документы о приеме выдают в 15-дневный срок с момента принятия отчета. Охрана объектов культурного наследия завершается при изъятии предмета из реестра.

Суть охранных обязательств

Законом предусмотрено наложение требований на владельца предмета или территории, где он находится. Они содержатся в охранном обязательстве объектов культурного наследия и включают следующие предписания:

  • сохранять ценности согласно ФЗ № 73;
  • содержать и использовать ценный предмет при ухудшении состояния в соответствии с нормами, описанными в законе;
  • обеспечить доступ к предмету;
  • при необходимости рекламы размещать ее на объекте культуры, когда действие разрешено законом.

В охранное обязательство разрешено вносить дополнительные требования (пункт 3 статьи 47.6). Обжалование документа возможно через судебную инстанцию.

Охранное обязательство несет в себе информацию о предмете, если отсутствует паспорт. Документ содержит:

  • название;
  • время появления самой ценности и фактов о ней;
  • категорию;
  • вид;
  • информацию о внесении ценности в общий перечень;
  • данные о месте нахождения объекта;
  • описание границ охраны и ее предмет;
  • фото ценности или участка;
  • зоны и детали акта их принятия.

Охранное обязательство включает обязательства владельцев, ответственных граждан (организаций):

  • финансирование действий для исполнения требований по сохранности предмета;
  • следование требованию по сохранности.

Охранное обязательство утверждает акт органа охраны. После вынесения он пребывает в публичном доступе. В России подобные акты выкладывают в интернет.

Копию акта на объект культурного наследия отправляют владельцу ценности и регистрационному органу. Если охраняемый предмет или территория передается другому лицу, охранное обязательство переходит к нему.

Внесение информации в Единый реестр выполняется в соответствии с ФЗ № 73. При подготовке заявления необходимо обращаться к опытным специалистам. Юристы сайта всегда предоставят помощь и своевременный совет.

https://www..com/watch?v=hj_t8Bjwg6U&t=41s

Источник: https://yurist-konsult.ru/zhilie/fz-ob-obektax-kulturnogo-naslediya.html

Федеральный закон от 25.06.2002. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Закон об объектах культурного наследия народов рф

Статья 1. Предметы регулирования настоящего Федерального закона

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

Статья 3.1. Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия

Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Статья 5. Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия

Статья 5.1. Требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия

Статья 6. Государственная охрана объектов культурного наследия

Статья 7. Права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

Статья 8. Содействие общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

Статья 9. Полномочия федеральных органов государственной власти в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

Статья 9.1. Полномочия Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, переданные для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации

Статья 9.2. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

Статья 9.3. Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

Статья 10. Федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

Статья 11. Государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

Статья 12. Государственные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

Статья 12.1. Информация о состоянии и государственной охране объектов культурного наследия, содержащаяся в ежегодном государственном докладе о состоянии культуры в Российской Федерации

Статья 13. Источники финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

Статья 14. Льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия

Статья 14.1. Льготы, предоставляемые физическим и юридическим лицам при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии

Статья 15. Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Статья 16. Формирование реестра

Статья 16.1. Порядок выявления объектов культурного наследия

Статья 17 (утратила силу)

Статья 18. Порядок включения объектов культурного наследия в реестр

Статья 19 (утратила силу)

Статья 20. Ведение реестра

Статья 20.1. Особенности регистрации в реестре объектов культурного наследия, включенных в реестр в качестве объектов культурного наследия в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона

Статья 20.2. Информационное взаимодействие при ведении реестра

Статья 21. Паспорт объекта культурного наследия

Статья 22. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия

Статья 23. Исключение объекта культурного наследия из реестра

Статья 24. Особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации

Статья 25. Основания для включения объекта культурного наследия в Список всемирного наследия и порядок представления соответствующей документации

Статья 26. Право на пользование информацией об объекте культурного наследия

Статья 27. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

Статья 28. Государственная историко-культурная экспертиза

Статья 29. Принципы проведения историко-культурной экспертизы

Статья 30. Объекты историко-культурной экспертизы

Статья 31. Финансирование историко-культурной экспертизы, порядок назначения и проведения историко-культурной экспертизы

Статья 32. Заключение историко-культурной экспертизы

Статья 33. Цели и задачи государственной охраны объектов культурного наследия

Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия

Статья 35 (утратила силу)

Статья 35.1. Распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях

Статья 36.

Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ

Статья 37 (утратила силу)

Статья 38. Ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

Статья 39 (утратила силу)

Статья 40. Сохранение объекта культурного наследия

Статья 41. Консервация объекта культурного наследия

Статья 42. Ремонт памятника

Статья 43. Реставрация памятника или ансамбля

Статья 44. Приспособление объекта культурного наследия для современного использования

Статья 45. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия

Статья 45.1. Порядок проведения археологических полевых работ

Статья 45.2. Использование специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов

Статья 46 (утратила силу)

Статья 47. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия

Статья 47.1. Ограничения (обременения) имущественных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия

Статья 47.2. Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия

Статья 47.3. Требования и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия

Статья 47.4. Требования к обеспечению доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объекту культурного наследия, включенному в реестр

Статья 47.5. Приостановление доступа к объекту культурного наследия, включенному в реестр

Статья 47.6. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр

Статья 48. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия

Статья 49. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом археологического наследия и земельным участком или водным объектом, в пределах которых располагается объект археологического наследия

Статья 50. Ограничения в гражданском обороте объектов культурного наследия, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 50.1. Особенности распоряжения объектами культурного наследия, включенными в реестр, выявленными объектами культурного наследия, находящимися в государственной или муниципальной собственности

Статья 51. Основания возникновения права пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и права пользования выявленным объектом культурного наследия

Статья 52 (утратила силу)

Статья 52.1. Предоставление объекта культурного наследия, включенного в реестр и находящегося в федеральной собственности, в безвозмездное пользование

Статья 53 (утратила силу)

Статья 54. Специальные основания прекращения права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия

Статья 56.1. Особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом

Статья 56.2. Особенности государственной охраны памятников, являющихся произведениями монументального искусства

Статья 56.3. Особенности государственной охраны объектов культурного наследия, являющихся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства

Статья 56.4. Особенности государственной охраны достопримечательных мест

Статья 57. Историко-культурные заповедники

Статья 58. Порядок организации историко-культурного заповедника и определение его границы

Статья 59. Понятие исторического поселения

Статья 60. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении

Статья 61. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Статья 62. Приведение нормативных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Статья 63. Срок и пределы действия нормативных актов об охране и использовании памятников истории и культуры Российской Федерации

Статья 64. Отнесение памятников истории и культуры к объектам культурного наследия соответствующей категории и к выявленным объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом

Статья 65. Приведение нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

Статья 66. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Источник: http://www.conventions.ru/lex/17/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.