Закон нпа

Закон как нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды, место и роль в системе нормативно-правовых актов

Закон нпа

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый по строгой процедуре верховным органом государственной власти, регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения (Цыганов В.И.).

Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов.

Признаки закона:

1.

Это нормативно-правовой акт, так как он содержит нормы права;

2. Обладает высшей юридической силой. Его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего, его содержанию не должны противоречить все иные нормативно-правовые акты. Все другие нормативно-правовые акты издаются на основе закона и во его исполнение.

3. Принимается по особой процедуре высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или в порядке референдума. Конституцией государства устанавливается четкая процедура принятия законов, отличающаяся сложностью по сравнению с процедурой принятия подзаконных нормативно-правовых актов.

4. Регулирует наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

5. Является фундаментальным юридическим документом. Служит базой, основой, ориентиром деятельности государственных органов.

6. Должен выражать волю и интересы народа.

Виды законов по их юридической силе:

1.

Конституция (закон законов) –это основополагающий учредительный политико-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, закрепляющийконституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и форму государственного устройства, систему и полномочия государственных органов. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все другие нормативно-правовые акты не могут ей противоречить.

2. Федеральные конституционные законы(в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органическими). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

Они являются своеобразным продолжением Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (например, федеральные конституционные законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека, о референдуме Российской Федерации, о судебной системе, об арбитражных судах, о военных судах, о государственном гербе, о государственном флаге, о государственном гимне и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.

3. Федеральные законы –это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.).

Особое место в системе законов занимают кодексы. Кодекс – это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу общественный отношений, подлежащий непосредственному применению.

Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли, например, Уголовный кодекс, либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс).

В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства находятся кодексы.

4. Законы субъектов Федерации –издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, закон Нижегородской области о фармацевтической деятельности и т.д.).

52. Подзаконный нормативно-правовой актэто разновидность нормативно-правовых актов, издаваемая в соответствии с законом и направленная на его исполнение (В.И. Цыганов).

Подзаконные нормативные актыофициальные документы, принимаемые различными органами государства, муниципальными органами и отдельными организациями во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов (Петров А.В.).

Подзаконные акты издаются на основе законов и конкретизируют их нормы. По юридической силе они уступают законам. Тем не менее, их роль в регулировании общественных отношений очень велика. Они более многочисленны и разнообразны чем законы, обладают разными названиями, их юридическая сила зависит от места и роли принявшего их органа.

В Российской Федерации система подзаконных нормативно-правовых актов в общем виде закреплена в Конституции.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Для реализации своих властных полномочий Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Распоряжения в отличие от указов принимаются больше по процедурным текущим вопросам.

Президент издает также многочисленные индивидуальные акты (указы Президента о награждении государственными наградами РФ, о присвоении почетных званий, о назначении или освобождении от должности и др.).

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ.Они принимаются на основании и во исполнение Конституции и законов Российской Федерации, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения в Российской Федерации. Президент РФ может отменить их.

3) Приказы, инструкции, положения, нормативные письма, уставы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут приниматься в случаях и пределах, предусмотренных законами Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства. Если они затрагивают права, свободы и иные законные интересы граждан или являются межведомственными, то подлежат государственной регистрации в министерстве юстиции и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.

4) Нормативно – правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся постановления, распоряжения и т.п.

глав субъектов, администраций, правительств субъектов, подзаконные решения представительных органов субъектов. Данные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта.

Подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации соотносятся с актами федерального уровня в соответствии со ст. 76 Конституции РФ.

5) Нормативно-правовые акты местных органов власти.Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

6) Локальные нормативные акты.Издаются учредителями и иными субъектами управления на предприятиях, учреждениях, организациях (уставы, приказы, положения). Во многих случаях данные акты должны быть зарегистрированы в муниципальном органе.



Источник: https://infopedia.su/17x12a5.html

Нормативно-правовой акт определение, признаки НПА, виды, примеры

Закон нпа

Понятие нормы права определяет общественные правила поведения, которые регулируют отношения в обществе, гарантируемые законом, и отражают деятельность жителей, организаций.

Нормативно правовой акт – это правотворческая деятельность, включающая в себя нормы права. Акт разрабатывается и издается уполномоченными лицами.

Нормативно-правовой акт (НПА) что это такое

Нормативный правовой акт представлен в форме, установленной законодательством.

Может приниматься путем референдума, если процедура соблюдается согласно закону.

Признаки НПА

Определить НПА можно, если ему присущи следующие черты:

  • представляется в виде заверенной письменной бумаги,
  • бумага утвержденной формы и структуры, с реквизитами,
  • имеются последствия правотворческой деятельности,
  • принимается уполномоченными лицами правовой деятельности,
  • базируется на правовых нормах и регулирует их,
  • соблюдение порядка норм права при принятии бумаги,
  • является обязательным к исполнению,
  • предусматривает публикацию для широкого круга людей,
  • возможен для повторной реализации.

Виды нормативно-правовых актов

Российская Федерация издает общие федеральные НПА согласно международным правовым актам и отдельные, только для субъектов РФ. Иерархия НПА в Российской Федерации распределена по высшей степени юридической силы.

Все правовые бумаги в юриспруденции распределяются на 2 вида закон и подзаконные акты.

Подзаконные акты:

  • распоряжения и указы президента,
  • постановления органов власти, у которых имеются полномочия по регулированию общественной деятельности,
  • издаваемые ведомством или министерствами приказы, положения, инструкции, контролирующие общественность, находятся в полномочиях этих подразделений,
  • нормативная документация государственной власти на местах,
  • нормативные бумаги муниципальных структур,
  • локальные документы, которые издаются управлением предприятия, организации.

Документация бывает разного срока действия:

  • временная,
  • длительно-неустановленного.

Акты разделяются на акты специального назначения и узкого. Специально предназначенные акты для определенной категории населения. Общие применяются ко всему населению.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

В РФ все НПА принимаются согласно федеральных законов (ФЗ) страны и не должны им противоречить.

В законодательстве РФ нормативные документы делятся на:

  1. Основные по отношению к другим законодательным документам имеют самостоятельную значимость.
  2. Производные те акты, которые утверждают другие. Они имеют форму правил, уставов, положений, порядков и др. в рамках требований законодательства.
  3. Вспомогательные нормативные документы, которые изменяют или отменяют другие.
  4. Дополнительные объясняет или указывает порядок реализации основного документа.

Как создаются НПА

Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.

Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:

  1. Создание проекта:
    • выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта,
    • материально-техническое обеспечение проекта,
    • схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании,
    • подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
  2. Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
  3. После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
  4. Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.

Особенности действующих НПА

Каждый нормативный документ ориентирован на регулирование разных общественных сфер деятельности.

Как определить, что перед вами действующий нормативно-правовой акт?

Вот некоторые признаки:

  • документ имеет специальные реквизиты,
  • имеется название документа (закон, постановление),
  • документ имеет непосредственное отношение к органу, издавшему его,
  • все изданные документы это часть правой системы государства,
  • обязателен к выполнению для граждан и органов власти,
  • имеет утвержденную структуру,
  • выполнение любого действующего НПА контролируется государством.

Принципы классификации НПА

Нормы права классифицируются по общим чертам, в зависимости от отрасли или содержания:

  • гражданские,
  • Уголовный кодекс,
  • административные,
  • комплексные.

Примеры нормативно-правовых актов

Вот несколько настоящих НПА:

  1. Акт местного назначения. Распоряжение от 30.04.2015 No 237-РП руководства столицы «Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города».

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/normativno-pravovoy-akt-opredelenie-priznaki-npa-vidyi-primeryi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.