Юридическая сила акта

Юридическая сила нормативных правовых актов российской федерации

Юридическая сила акта

Юридическая сила нормативных правовых актов в Российской Федерации имеет свои особенности в связи с ее федеративным устройством.

Если какой-либо вопрос находится согласно Конституции РФ в исключительном ведении РФ (это, в частности, вопросы террито­риального устройства, войны и мира, обороны и безопасности; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство и др.), то ее нормативные правовые акты имеют безусловную юридическую силу, а в субъектах РФ по этому вопросу нормативные правовые акты приниматься (издаваться) не могут.

В этом случае система нормативных правовых актов образует иерархию, состоящую из четырех уровней:

— федеральные законы;

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ;

— нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.

Если вопрос согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в част­ности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное зако­нодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издавать­ся) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты. При этом федеральные акты имеют приоритет перед регио­нальными.

По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:

1) федеральные законы;

2) указы Президента РФ;

3) постановления Правительства РФ;

4) законы субъектов РФ;

5) нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;

6) нормативные акты органов исполнительной власти субъек­тов РФ;

7) нормативные акты органов местного самоуправления;

8) локальные нормативные акты.

Нормативные правовые акты по вопросам исключительного ве­дения субъектов РФ образуют третий структурный ряд, состоящий из четырех элементов:

1) законы субъектов РФ;

2) нормативные акты исполнительных органов субъектов РФ;

3) нормативные акты органов местного самоуправления;

4) локальные нормативные акты.

Если какой-либо вопрос не входит в исключительное ведение РФ или совместное ведение РФ и ее субъектов, то нормативные правовые акты, принятые (изданные) в субъекте РФ, имеют при­оритет перед федеральными.

Каждый структурный ряд системы нормативных правовых ак­тов характеризуется иерархической связью его элементов.

Она вы­ражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам.

В свою очередь, каждый нормативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, рас­положенных в структурном ряду после него.

Объединяет все три структурных ряда Конституция РФ, которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нормативны­ми правовыми актами. В этих целях предусматривается:

Нормативные акты (или отдельные правовые нормы) прекра­щают свое действие по следующим основаниям'.

1) истечение срока действия нормативного акта (нормы), на который он был рассчитан;

2) прямое указание на отмену действия нормативного акта (нор­мы), содержащееся во вновь изданном нормативном акте (напри­мер, в Законе «О введении в действие Уголовного кодекса Россий­ской Федерации» предписывается признать утратившим силу с 1 января 1997 г. УК РСФСР, принятый в 1960 г. со всеми последу­ющими изменениями);

3) принятие нового нормативного акта (нормы) равной или большей юридической силы, который регулирует эту же сферу об­щественных отношений (например, после принятия Закона «О по­рядке опубликования и вступления в силу федеральных законов, федеральных конституционных законов, актов палат Федерально­го Собрания» в 1994 г. утратил юридическую силу действовавший до этого соответствующий указ Президента России; еще пример — принятие того же УК РФ 1996 г.);

4) изменение обстоятельств, утрата актуальности нормативного акта (нормы), т.е. его устаревание.

Рис. 3. Действие нормативного акта во времени

Следует отметить, что действие нормативного акта во времени связано еще с такими понятиями, как обратная сила закона и пе­реживание закона.

Обратная сила закона (ретроактивность) — распространение дей­ствия норм данного закона на действия, события, возникшие до его вступления в юридическую силу.

В юридической науке и практике существует общее правило: за­кон обратной силы не имеет. Однако в нем имеются и исключения:

— закон, отменяющий и смягчающий юридическую ответ­ственность, имеет обратную силу. Так, уголовный закон, смягчающий наказание, имеет обратную силу. Здесь обрат­ная сила закона основывается на принципе гуманизма;

— в самом законе говорится о том, что его нормы имеют обратную силу.

Переживание закона (ультраактивность) — продолжение дей­ствия норм закона после его отмены. Возможно тогда, когда новый закон продлевает на определенный период действие норм старого закона.

Действие нормативного акта в пространстве. Нормативные акты действуют на определенной территории, обычно такая территория вытекает из уровня субъекта правотворчества. Например, феде­ральный закон действует на территории всей России, региональ­ный закон — на территории соответствующего региона.

Вместе с тем федеральные законы могут специально устанавли­вать территорию, на которую они распространяются (например, законы о Крайнем Севере).

Действие закона по круїу лиц. Действие нормативных актов по кругу лиц зависит от двух факторов:

а) гражданства;

б) уровня субъекта правотворчества.

Например, федеральные законы и другие нормативные акты федерального уровня по общему правилу распространяются на всех лиц, находящихся на территории России, включая иностран­цев и лиц без гражданства.

Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства не могут реализовать ряд политических и трудовых прав (например, они не могут принимать участие в выборах орга­нов государственной власти, занимать определенные должности).

Российские законы распространяются на российских граждан и за пределами России. Так, в соответствии со ст. 61 Конституции РФ российским гражданам гарантируется защита и покровитель­ство российского государства за его пределами.

Следует отметить, что дипломаты пользуются иммунитетом и на них многие законы не распространяются (например, они не мо­гут быть арестованы).

Источник: https://sci-book.com/gosudarstva-prava-teoriya/yuridicheskaya-sila-normativnyih-pravovyih-72195.html

Юридическая сила правовых актов управления

Юридическая сила акта

Правовые акты управления, вступившие в силу, обладают правовым свойством, получившим название юридическая сила.

Такое свойство означает, что акт должен действовать, влиять на общественные процессы, исполняться.

Любой акт управления имеет подобное качество, ибо на него распространяется презумпция правильности (действительности). Он находится в рассматриваемом состоянии до установленного срока его действия или отмены.

Юридическую силу актов можно установить при сопоставлении с другими правовыми актами, существующими в государстве: законами, судебными решениями, актами прокурорского надзора, а также в их действии, исполнительстве.

Законы имеют большую юридическую силу:

во-первых потому, что они издаются органами, находящимися на более высокой ступени по сравнению с органами государственного управления, принимающими правовые акты управления;

во-вторых, акты управления издаются на основании законов, в соответствии с ними, т.е. они являются подзаконными;

в-третьих, актами управления невозможно ни изменить, ни дополнить, ни отменить закон.

Правовые акты управления по юридической силе уступают судебным решениям:

во-первых, по причине возможности их отмены;

во-вторых, в связи с возможностью применения силы (принуждения) при их исполнении;

в-третьих потому, что актом управления нельзя отменить или изменить судебное решение.

Судебное решение не может быть отменено или изменено самим судом (судьей), вынесшим его, ни при каких обстоятельствах (условиях), даже если суд (судья) признает свою ошибку в принятом акте. Управленческий акт может быть отменен (изменен) при наличии условий, указанных выше.

Исполнение судебного решения возможно с более широким применением силы (принуждения) по сравнению с исполнением акта управления, для которого существуют, как будет показано ниже, определенные ограничения.

Акт управления может являться фактом для принятия судебного решения, равно как и судебное решение может служить основанием для издания акта управления. Однако актом управления невозможно отменить или изменить судебное решение.

Напротив, в предусмотренных законодательством случаях возможна отмена судебными решениями актов управления или признание их незаконными.

Например, суд вправе по жалобе или протесту отменить постановление административной комиссии (иного органа, должностного лица) о наложении административного взыскания и направить дело на новое рассмотрение или отменить постановление и прекратить дело (см. ст. 273 КоАП).

Акты прокурорского надзора превалируют по юридической силе над актами управления. С помощью протестов оспариваются акты управления. Принесение протеста приостанавливает исполнение акта до рассмотрения протеста.

Юридическая сила уставов, положений, инструкций, регламентов и правил определяется юридической силой нормативного правового акта, которым они утверждены.

Правовые акты управления вышестоящего органа управления (должностного лица) имеют большую юридическую силу по отношению к актам нижестоящих государственных органов (должностных лиц).

Новые правовые акты управления имеют большую юридическую силу по отношению к ранее принятым (изданным) по тому же вопросу и тем же государственным органом (должностным лицом).

Следует обратить внимание и на тот факт, что правовой акт управления, принятый (изданный) органом государственного управления (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по сравнению с актами государственных органов (должностных лиц) одного уровня, когда государственный орган (должностное лицо), который принял (издал) такой акт, специально уполномочен на регулирование соответствующей области общественных отношений.

Акты управления издаются для того, чтобы они действовали, исполнялись. Однако не все из них действуют в полную силу и вызывают те юридические последствия, ради которых они издавались. Причины здесь могут быть разные.

Одна из них нередко находится в самих актах, их содержании, в возможностях воздействовать на те или иные общественные процессы, явления, поведение людей. Большинство актов принимается адресатами как должные, полезные и добровольно исполняются, другие – отвергаются, т.е. не исполняются.

Поэтому предусмотрены различные способы и средства, понуждающие субъектов к их исполнению.

Каждый правовой акт управления содержит в себе обязательную силу, так как в нем выражается односторонняя воля, повеление (предписание) государственного органа (должностного лица) и необходимость его исполнения.

Вероятно, основываясь на этом, административно-правовая литература обычно подчеркивает факт не только неукоснительности, беспрекословности исполнения акта управления, но и применения силы (принуждения, ответственности) в случае его неисполнения. Однако правовые акты управления не все одинаковы. Среди них есть и рекомендательные.

Более того, некоторые из них создают полномочия, и юридический результат наступает независимо от принудительного исполнения акта. Например, приказ о зачислении в число студентов или на должность государственного служащего не обязывает этих лиц приступать к реализации созданных для них прав и выполнению обязанностей.

Студент и служащий могут выполнять этот акт, а могут и не выполнять, и к ним невозможно применить силу для беспрекословного исполнения указанного акта. Есть и такие правовые акты, которые не предусматривают иного результата, кроме предписания.

Для примера можно привести приказ о присвоении прокурорскому работнику очередного классного чина или награждение государственного служащего почетной грамотой, ценным подарком. Следовательно, каждый правовой акт управления имеет обязательную силу, но это совершенно не означает, что любой рассматриваемый акт может исполняться принудительно.

Принудительное исполнение связано с применением определенных силовых мер воздействия, правовых санкций. Оно должно быть законным, т.е. применяться в соответствии с действующим законодательством и лишь в том случае, если очевидно неисполнение акта управления или его отдельных предписаний при возможности исполнения.

Наличие самого факта неисполнения не влечет за собой автоматического применения принуждения. Первоначально должны быть выяснены причины сознательного неисполнения, целесообразность и возможность принудительного исполнения.

Нередко принудительное исполнение сопряжено с изданием акта управления, исполнение которого также потребует применения иных мер воздействия.

Принудительное исполнение осуществляется различными способами:

– по иерархии;

– в судебном порядке;

– в административном порядке.

Значительное количество правовых актов управления исполняется по иерархии. Исполнение по иерархии – это исполнение по подчиненности нижестоящими органами (должностными лицами) актов вышестоящих органов (должностных лиц). Такое исполнение обеспечено дисциплинарными санкциями, мерами, применяемыми по подчиненности.

Судебное исполнение осуществляется в порядке, определяемом уголовным или административным процессом. Уголовно-процессуальный порядок предусмотрен при разрешении общими судами дел, указанных в Уголовном кодексе Республики Беларусь.

Например, статьи 303-306 предусматривают уголовную ответственность за нарушение правил безопасности горных или строительных работ, нарушение правил пожарной безопасности, нарушение проектов, норм и стандартов при производстве строительно-монтажных работ, нарушение правил охраны труда.

В главе 28 Уголовного кодекса “Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта” предусмотрена уголовная ответственность за нарушение норм, большинство из которых являются административно-правовыми. Они находятся в управленческих актах.

В ряде случаев исполнение обеспечивается хозяйственными судами или общими судами, но с помощью административных санкций.

Например, судья по административным делам и исполнительным производствам участвует в обеспечении исполнения правил дорожного движения, изготовления и использования радиопередающих устройств, торговли, проведения валютных операций, предпринимательской деятельности и т.

д. путем рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложения административных взысканий (см. ст.ст. 115, 136, 148, 1511, 154 КоАП).

Немалое количество правовых актов управления исполняется в административном порядке (по долгу службы), т.е. с применением административного воздействия за пределами служебных отношений, не по подчиненности.

К таким мерам воздействия относятся административно-предупредительные, пресекательные, восстановительные, меры административной ответственности, а также многочисленные финансовые и экономические меры, применяемые в административном порядке.

Указанные меры применяют многочисленные органы государственного управления: органы внутренних дел, таможенные органы, налоговые органы, органы Комитета государственного контроля, государственные инспекции.

На практике не исключаются случаи принудительного исполнения незаконного акта. Конечно, такое исполнение является незаконным. Им грубо нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Кто должен нести ответственность за подобные незаконные действия? Законодательство не дает прямого ответа на поставленный вопрос. На практике подобные нарушения не единичны. Например, Минский городской исполнительный комитет 28 декабря 1995 г.

принял решение, которым утвердил Положение о порядке и условиях отбуксировки, хранения и реализации транспортных средств, загромождающих внутридворовые территории, мешающих уборке улиц и дорог. Принятие такого решения выходило за рамки компетенции исполкома. Однако оно продолжало действовать до 23 июля 1999г.

, а отдельные его пункты в соответствии с заключением Конституционного Суда Республики Беларусь – до 30 ноября 1999 г. Рассматриваемый незаконный акт исполняли работники ГАИ, осуществлялась отбуксировка транспортных средств, “виновные лица” вносили плату за услуги по транспортировке и т.д.

Этот акт признан не соответствующим Конституции Республики Беларусь со дня принятия заключения Конституционного Суда Республики Беларусь. На самом деле он являлся недействительным с момента принятия. Никто не понес ответственность за очевидно незаконные действия.

В целях недопущения подобных случаев в будущем желательно было бы в законодательстве предусмотреть норму, в соответствии с которой “пострадавшим” лицам следовало бы выплачивать возмещение за причиненный ущерб независимо от срока признания акта (или его определенных частей) незаконным (недействительным).

Подобные акты должны не просто отменяться и прекращать свое действие, а аннулироваться – признаваться недействительными с момента появления, устраняя тем самым как будущие, так и наступившие юридические последствия . Подтверждением этого являются положения частей 2-3 статьи 7 Конституции Республики Беларусь.

Возможны случаи незаконного исполнения правового акта управления. Такое нарушение может рассматриваться как самоуправство (ст. 167 КоАП, ст. 383 УК) или незаконное привлечение к дисциплинарной, административной ответственности.

К лицам, виновным в совершении подобных незаконных действий, могут быть применены определенные меры воздействия.

В случае отмены постановления или прекращения дела об административном правонарушении это влечет за собой возврат взысканных денежных сумм и т.п. (ст. 276 КоАП).

Глава V

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Источник: https://studopedia.su/13_150532_yuridicheskaya-sila-pravovih-aktov-upravleniya.html

Способы определения юридической силы правовых актов

Юридическая сила акта

Уманская Виктория Петровна, доцент кафедры административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Одной из острых и актуальных проблем остается установление места правовых актов в системе законодательства, их соотношения с другими актами. В статье исследуются выработанные в науке подходы и способы определения юридической силы правовых актов.

Ключевые слова: правовой акт, система правовых актов, юридическая сила, орган исполнительной власти.

Methods for determining legal force of legal acts

V.P. Umanskaya

One of the most pressing and urgent problems is the establishment place of legal acts in the legislation system, their correlation with other acts. The article considers scientific approaches and methods of determining legal force of legal acts.

Key words: legal act, system of legal acts, legal force, enforcement authority.

Совокупность административных правовых актов представляет собой единую систему, которая является неотъемлемой частью системы законодательства. Правовая система – это организованная и упорядоченная правовая целостность, характеризующаяся: а) определенными видами правовых актов; б) общими правовыми принципами правотворчества; в) системными зависимостями и связями между правовыми актами .

Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство Юридического колледжа МГУ, 1995. С. 6.

Понятие системы правовых актов способствует правильному определению юридической силы каждого отдельно взятого акта, позволяет рационально организовать деятельность по их изданию и претворению в жизнь.

Совокупность правовых актов является единой системой, в которой все правовые нормы взаимосвязаны между собой, что обеспечивает стабильность действующего правового регулирования. Н.М.

Марченко указывает на то, что “сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности” .

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.М. Марченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Зерцало, 1998.

Место правовых актов в иерархии обусловливается их юридической силой. Юридическая сила правовых актов зависит от компетенции и властных полномочий издавших их органов.

Акты высших органов власти имеют высшую юридическую силу по отношению к актам нижестоящих органов. Правовые акты органов исполнительной власти не должны противоречить вышестоящим правовым актам.

Регулирующая сила правовых актов напрямую зависит от их юридической силы.

“Юридическая сила – это свойство нормативного акта, заключающееся в его возможности быть регулятором правоотношений вследствие соблюдения правил о компетенции принявшего (издавшего) его органа или лица, порядке его принятия (издания) и вступлении в силу.

Способность правового акта действовать и порождать определенные юридические последствия рассматривается как юридическая сила акта. Одно из своих проявлений юридическая сила находит в соотношении актов между собой.

В этом смысле принято говорить о степени юридической силы, которая определяется местом органа, его издавшего, в системе органов государства” .

Мицкевич А.В. Акты высших органов Советского государства. М., 1967. С. 6.

В науке не сложилось единого подхода к определению понятия юридической силы правовых актов и способов ее выражения или измерения.

Профессор Ю.Н. Старилов пишет, что под юридической силой акта управления понимается реальность практического использования данной правовой формы управленческих действий в рамках системы публичного управления.

Юридическая сила показывает способность акта управления выступать в роли нормативного регулятора управленческих отношений, а также решать конкретные (или общие) задачи государственного управления и его функции .

Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 4-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2009. С. 443.

Профессор Ю.А. Тихомиров рассматривает юридическую силу как свойство, выражающее соотношение одного вида актов с другими видами актов государственных органов, его место в системе правовых актов .

Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Указ. соч. С. 16.Приведенные определения в целом отражают основные аспекты, на которые ученые обращают внимание при характеристике юридической силы правовых актов.

Во-первых, юридическая сила правового акта рассматривается как способность действовать, т.е. создавать, изменять или прекращать общественные отношения. В этой связи большое значение имеет действие правового акта во времени: момент начала действия правового акта, т.е.

способы приобретения им юридической силы, срок действия правового акта, возможность приостановления его действия и, наконец, прекращение действия акта, т.е. основания утраты им юридической силы. Также действие правового акта характеризуется границами в пространстве и по кругу лиц.

Кроме того, если рассматривать юридическую силу как способность правового акта действовать, то в качестве обязательной характеристики выступают меры государственного обеспечения (принуждения) исполнения правовых предписаний.

Во-вторых, юридическая сила представляется как сравнительная характеристика правовых актов, отражающая приоритет и соподчиненность актов между собой, их место в иерархии актов, а также степень их значимости.

Таким образом, юридическая сила может быть как формальной (т.е. характеризовать правовой акт как действующий), так и реальной – отражать обязательность властных предписаний и влияние на другие правовые акты.

А.В. Мицкевич указывает, что под понятием юридической силы правовых актов следует понимать только те качества (свойства), которые характеризуют то или иное влияние самих актов на нормы или иные предписания, ими установленные, на другие акты и т.п. .

Мицкевич А.В. Юридическая природа актов правотворчества высших органов государственной власти и управления СССР: Дис. … докт. юрид. наук. М., 1967. С. 173.

Одним из наиболее сложных вопросов теории права является способ определения юридической силы правового акта.

В научной литературе указывается на то, что юридическая сила правовых актов определяется в зависимости от места органов государственной власти, принимающих правовые акты, в общей иерархической системе органов .
Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Указ. соч. С. 16.

Однако такой способ определения юридической силы правовых актов не всегда может быть признан корректным. В частности, подзаконные правовые акты могут издаваться органами различных ветвей власти или государственными органами, не принадлежащими ни к одной ветви власти.

В условиях федеративного государства иногда представляется затруднительным определить место регионального органа в общей системе. Даже если рассматривать исполнительную ветвь власти, в отношении которой Конституцией предусмотрена единая система исполнительной власти (ч. 2 ст.

77), многие нижестоящие органы не находятся в подчинении по отношению к вышестоящим органам. Кроме того, один и тот же государственный орган нередко обладает компетенцией на издание нормативных актов с различной юридической силой.

Поэтому данный подход к определению юридической силы правовых актов не может быть признан достаточно точным и юридически последовательным.

Другой способ определения юридической силы правовых актов исходит “из нормативного закрепления определенных формулировок, устанавливающих иерархические свойства различных видов актов и их местоположение в правовой системе страны” . С.А.

Иванов приводит следующие формулировки, определяющие юридическую силу актов: “законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ”, “на основании и во исполнение”, “должны соответствовать” и др.

Иванов С.А. Формальное закрепление юридической силы нормативных актов // Государство и право. 2007. N 12. С. 92.

Данный способ не всегда применим, т.к. субъекты правотворческой деятельности, используя приведенные формулировки, не рассматривают их как способ формирования системы правовых актов.

На практике использование таких клише остается на усмотрение правотворческого органа и происходит, как правило, хаотично.

В частности, об этом свидетельствуют указания в федеральных законах на то, что иные законы принимаются “в соответствии” с данным законом, либо о том, что определенные нормы, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать данному федеральному закону.

Отдельные авторы полагают, что юридическая сила правовых актов определяется сферой (областью) действия акта, т.е. значимостью регулируемых общественных отношений. Например, В.А.

Толстик указывает, что не юридическая сила того или иного акта определяет важность урегулированного им отношения, а, как раз наоборот, степень важности (значимости) такового влияет на иерархическое построение законодательства .

Толстик В.А. Иерархия источников российского права: Монография. Н. Новгород: Интелсервис, 2002. С. 57.

Каждый из представленных способов определения юридической силы позволяет в некоторой мере установить место правового акта в системе актов, однако все они являются недостаточно полными.

Полагаем, что в науке отсутствует единый универсальный способ определения юридической силы правовых актов, т.к.

само понятие юридической силы является относительной категорией, не стабильной и зависимой от различных факторов, которые при определенных обстоятельствах могут появляться или исчезать.

На юридическую силу правового акта оказывает влияние не только значимость регулируемых общественных отношений, но и сфера распространения правового акта.

В условиях федеративного государства при определении юридической силы правового акта необходимо учитывать, какие вопросы затрагивает правовой акт, предметы ведения Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

Правовые акты субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения не должны противоречить федеральным правовым актам.

Основания издания правового акта также предопределяют его юридическую силу, влияют на его место в иерархии правовых актов. Правовые акты могут быть изданы на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также вышестоящих по юридической силе правовых актов.

Правовые акты могут издаваться органами государственной власти инициативно в целях детализации вышестоящих норм, либо федеральные законы и большие по юридической силе правовые акты могут прямо предусматривать необходимость принятия конкретных актов.

Кроме того, обязанность издания определенных правовых актов может быть предусмотрена в решениях Конституционного Суда Российской Федерации или в решениях судов общей юрисдикции, вынесенных в порядке нормоконтроля.

Поэтому для определения юридической силы необходимо учитывать максимально возможное количество свойств правового акта и факторов, влияющих на его положение в системе правовых актов.

Сложность определения юридической силы правового акта состоит также в том, что сама система правовых актов является нестабильной, постоянно изменяющейся и развивающейся. На систему правовых актов оказывают влияние субъективные факторы, потребности юридической практики, динамика развития общественных отношений, потребности в оптимизации правового регулирования.

Таким образом, на качество и эффективность правоприменительной практики оказывают влияние два фактора: во-первых, правильное установление действия правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц, а во-вторых, точное определение места правового акта в системе законодательства и его юридической силы.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/70181-sposoby-opredeleniya-yuridicheskoj-sily-pravovykh-aktov

Правовой акт – что это такое, нормативно-правовой акт: отличие и виды

Юридическая сила акта

Это документ юридической направленности, принимается властными органами, компетентными в вопросах, которые он призван разрешить, для каждого его вида характерен свой специальный порядок создания. Акты фиксируются на бумаге в форме документов, установленных образцов с характерными реквизитами.

Нормативный акт, как нормообразующий документ, называют источником права, по сути это «хранилище» правовых норм. Следует определить, что норма права − прописанное и документально зафиксированное правило, обязательное для выполнения и соблюдения каждым членом гражданского общества.

Это «кирпичик» в стене любой правовой системы. Гарантом их соблюдения выступает государство. Если они нарушаются, наступает гражданская или даже уголовная ответственность, также закрепленная специальными нормами.

У нормативных актов есть ряд характерных черт, по которым их можно отличить от любого другого документа. Перечислим:

  1. Издаются управомоченными государственными органами, органами местной власти, должностными лицами.
  2. Создаются и выпускаются в специальном порядке, который различается на разных уровнях принятия документов, зависит от того каким именно полномочным органом они разработаны. Можно выделить основные этапы общие для всех, до момента официальной публикации он проходит несколько стадий: подготовка проекта, принятие, подписание, государственная регистрация.
  3. Прописанные в них нормы, ориентированы исключительно на каждого, действуют постоянно, их применяют неоднократно, пока акты не отменят либо не внесут в них изменения, в силу которых нормы станут неработающими.

Нормативный правовой акт − законодательная формулировка. Такое же понятие используется во многих источниках юридической литературы. Юристы зачастую употребляют более сокращенный вариант «нормативно-правовой». Существует еще один термин − «правовой акт». В чем смысл такого многообразия, и есть ли разница между ними?

«Нормативный» и «правовой» − не одно и то же

«Нормативный акт», как понятие, несколько у́же определения «правового». К последним относят все документы юридического характера, будь то принимаемые государственными и муниципальными органами, или служебная документация юридических лиц: договоры, регламенты, распоряжения, решения и протоколы.

Теоретики права разделяют правовые акты на группы:

  1. Нормативные правовые.
  2. Не имеющие нормативного характера, то есть не заключающие в себе норм. К ненормативным относят, прежде всего, индивидуальные или, по-другому, акты применения права.

Обе группы имеют юридический характер, но в то же время между ними есть различия, заключающиеся в следующем:

  1. В первой группе наличествуют правила поведения (нормы права), во второй нет, но она несет индивидуальные указания и предписания.
  2. Нормативно-правовые применяются множество раз, индивидуальные − однократно, их действие прекращается после завершения отношений, выполнения предписанных действий.
  3. Первые обращены к неопределенному кругу физических и юридических лиц, в результате чего охватывают практически все общественные отношения, вторые издаются для каждого конкретного случая или лица индивидуально (отсюда и другое название «индивидуальный акт»), заканчивают действовать после наступления ожидаемых событий.
  4. И, наверное, главное отличие: ненормативные акты издаются в целях применения и соблюдения нормативно-правовых.

К индивидуальным можно отнести: приговор или решение суда, гражданско-правовой договор, приказ о приеме на работу или увольнении, решение собрания собственников многоквартирного дома. Все они основываются на нормах права и изданы для их выполнения.

Виды актов

Наряду с нормативно-правовыми и ненормативными следует выделить еще один вид правовых актов − разъяснительные и толкующие нормы. Они направлены на то, чтобы объяснить смысл принятого документа, содержащихся в нем норм, и определяют действие правил установленных ранее.

Нормативные правовые акты являются определяющими в общественной жизни и правоотношениях, поэтому остановимся на них подробнее.

В системе законотворчества существует их разделение на такие виды, как:

Оно основывается на их юридической силе, которая напрямую зависит от положения и компетенции издателя в общей иерархии госорганов.

Например, наименьшей силой обладают документы, принятые на нижней ступени власти (муниципалитетом). Наибольшая − у федеральных конституционных законов.

Платформой для отдельного взятого подзаконного акта служит конкретный закон, уровень которого выше, а сила, соответственно, больше. Приведем пример: президентские указы, правительственные постановления, министерские приказы. Нужно помнить, такие документы будут относиться к подзаконным, только если в них есть те самые «кирпичики» о которых говорилось выше.

Различают еще общие и специальные акты. Под действие общих подпадают всех лица, а специальных − на одну или несколько категорий.

Закон и акт: соотношение терминов

Термины «закон» и «акт» соотносятся между собой довольно просто. Юристы придерживаются мнения, что закон и есть акт. Точнее сказать, это нормативный акт, наделенный высшей юридической силой, для принятия которого установлен специальный порядок.

В повседневной жизни, да и в юридической библиографии, чаще всего термин «закон» используется по отношению к любому документу, заключающему в себе нормы, предписания, указания. Иногда этим термином подменяют понятие «законодательства» в целом. В принципе, здесь не должно возникать недопонимания, поскольку обычно из контекста следует, что имеется в виду вся нормативно-правовая база.

Систематизация и уровни

Совокупность нормативных актов представляет собой довольно сложную, многоступенчато соподчиненную систему. Ее классификация, основываясь на различных характеристиках, полностью охватывает и структурирует законодательство.

Систематизация происходит по следующим критериям:

  1. По субъектам правотворчества. К субъектам относят граждан (народное ание − один из способов, которым принимают законы), органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и власть на местах.
  2. По времени: временные и продолженного действия.
  3. По юридической силе, об этом уже говорилось − это законы и подзаконные акты;

Именно по последнему критерию выделяют следующие уровни:

  1. Федеральный. Это высший уровень государственной власти. На данном уровне Государственная Дума трудится над федеральными конституционными, федеральными законами, разрабатывается нормативная документация Президента России и Правительства;
  2. Региональный. На этой ступени законотворческие деяния − прерогатива субъектов Федерации. Создаются уставы, законы представительных органов, губернаторские указы, указы президентов республик в составе Федерации, постановления исполнительных органов субъектов;
  3. Местный. Это уровень правотворчества муниципальных образований.

Рассмотреть подробнее стоит следующие разновидности:

  1. Федеральные законы регулируют все области общественно-экономических отношений, или как говорят юристы, все отрасли права. Их называют текущими или обычными. Прежде всего, к ним относятся кодексы: гражданский, земельный, налоговый, жилищный, уголовный и многие другие, которые представляют собой сложно структурированные документы, охватывающие все основополагающие отраслевые нормы.
  2. Муниципальные правовые акты − принимаемые городскими, сельскими или поселковыми образованиями местные документы. Их издают думы, администрации либо главы муниципалитетов и отличаются они тем, что их исполнение обязательно только для жителей этого округа и не выходит за местную территорию.
  3. Локальные нормативные акты, не включаются в группу нормативно-правовых, скорее их можно отнести к правовым актам в целом. Они разрабатываются юридическими лицами для формализации положений кодексов и законодательных новелл. Их подготавливают в виде регламентов, уставов, приказов и прочих внутренних документов, которыми работодатели и работники руководствуются в своей профессиональной деятельности.

Западная и восточная традиции законотворчества

История права различает два устоявшихся законотворческих подхода: западный и восточный. В чем же отличие?

В восточной и западной традиции по-разному определяется место и значимость правовых актов в жизни страны и общества.

Общепризнанной определяющей силой и верховным законом на Западе является Конституция. Затем, по принципам соподчиненности и взаимной дополняемости, акты следуют по ступеням правовой системы ниже.

Гражданско-правовое общество повседневно руководствуется законодательно закрепленной нормой.

Однако в странах восточного региона немаловажную ячейку в правовой системе занимают традиции и обычаи, которые зачастую имеют религиозную подоплеку. Моральные устои и образцы поведения, апробированные поколениями, могут подменять нормы.

Основные проблемы российской системы права

В процессе своего становления российская правовая система в большей степени подверглась влиянию западного права, чем восточного. Для России всегда была характерна низкая правовая грамотность граждан, их «отрешенность» от законодательства. Граждане вроде бы живут в рамках законодательства, но при случае становятся незащищенными, в силу незнания своих прав и обязанностей.

Конечно, о проблемах права нужно говорить в рамках отдельной статьи, поскольку в каждой отрасли есть свои недочеты.

Но, если рассматривать систему законодательства Российской Федерации в общем, можно выделить ряд проблем:

  1. Пробелы. Общество и государство всегда в процессе развития, порой случается так, что какие-то отношения и обязательства остаются, не урегулированы.
  2. Отсутствие единого толкования. Нормативные документы при отсутствии официальных разъяснений, допускают существование нескольких мнений по одному и тому же вопросу.
  3. Нет единых принципов, по которым нормативные акты должны вступать в силу, нет общих правил установления сроков публикации.

Законотворчество

Представляет собой созидательную деятельность по составлению и внедрению в жизнь нормативно-правовых актов.

В законодательном процессе есть четыре ступени (стадии), для каждой из которых характерен определенный набор действий и правил:

  1. Законодательная инициатива выносит на рассмотрение законопроекты либо поправки к ним, предложения о необходимости поправок существующих положений.
  2. Законопроекты рассматриваются комитетами палат Федерального собрания РФ, такое рассмотрение называется предварительным.
  3. Непосредственное обсуждение в Государственной думе. Обычно проходит три чтения.
  4. Заключительная стадия законотворчества: принятие или отклонение законопроекта.

Юридическая техника как часть правовой системы

Юридическая техника представляет собой инструментарий законодательного процесса.

Это определенный набор правил, средств, методов, с помощью которых происходит выражение смысла, заложенного в нормативную документацию.

Юридические документы отличаются наличием специальной терминологии, особенным лингвистическим и синтаксическим построением предложений, но в то же время должны «говорить» доступным для людей языком.

Техника призвана упорядочить и структурировать тексты, чтобы вся законодательная база существовала в едином стиле. В настоящее время она стала самостоятельной отраслью, изучение которой проходит наряду с другими и позволяет овладеть практическими навыками для грамотного оформления юридической документации.

Как действуют законы

Ценность и значимость закона выявляются только в процессе его работы. Мало выпустить, нужно еще определить его сферу действия.

Во-первых, они не всегда обязательны для исполнения. Моментом, с которого соблюдать закон становится необходимо, а за неисполнение наступает ответственность, считается время его вступления в силу. Его обязательность длится до отмены или прекращения действия.

Во-вторых, отдельные законы, относящиеся к подвиду специальных нормативных актов, работают для некоторых категорий лиц, например, медицинских работников, военнослужащих, многодетных семей. По принципу территориальности они распространяются на резидентов страны или временно пребывающих иностранных граждан, которые находятся здесь во время их действия.

Работа по подготовке правовых актов − значимая и обоснованная деятельность государства, а сами они, в любом своем варианте, необходимый регулятор общественных, политических, экономических и межличностных отношений.

Источник: https://prostopozvonite.com/realty/document/pravovoj-akt.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.