Является ли договор правовым актом

Нормативно-правовой договор и акт

Является ли договор правовым актом
Определение 1

В качестве нормативно-правового договора выступает соглашение ряда субъектов права, в котором отражены общеобязательные правила и юридические нормы.

Существует несколько свойственных нормативно-правовому договору в качестве источника права черт:

  • он выступает в виде соглашения нескольких субъектов права;
  • его можно воспринимать в качестве акта волеизъявления людей, акта их сознательного поведения;
  • для сторон свойственно иметь равное правовое положение;
  • выступает в качестве добровольного волеизъявления сторон;
  • в него входит ряд юридических норм;
  • он схож с нормативными юридическими актами в своих юридических особенностях.

Одно из важнейших свойств нормативно-правового договора в виде источника права – он выступает в качестве добровольного волеизъявления сторон. Нормативно-правовой акт, напротив, выступает в качестве акта одностороннего волеизъявления законодательных органов.

Но важно отметить, что после заключения договора сторонами, для них важно следовать правовым нормам, которые содержит данный договор.

В ситуации одностороннего невыполнения обязательств наступают негативные юридические последствия для стороны, которая нарушила договоренности.

Все правовые системы признают нормоустанавливающее значение договоров.

Но важно видеть разницу между договором в виде источника права (речь идет о нормативном договоре) и правовым договором, который выступает в качестве индивидуального юридического акта (речь идет, к примеру, о договоре купли-продажи в гражданском праве), для которого свойственно устанавливать ряд не юридических правил, а конкретных юридических прав и обязанностей определенных субъектов. В качестве нормативного договора примером выступает такой вид соглашения субъектов права, в состав которого входит ряд новых юридических правил.

Замечание 1

Важно знать, что для нормативно-правового договора свойственно отличаться от договора, который выступает в качестве индивидуального акта, тем, что его предписания имеют неперсонифицированный характер, их действие неоднократно и долговременно.

Важно помнить о нормативном договоре, примерами которого могут служить ряд договоров относительно разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами власти республик в составе РФ.

Особую важность договор в качестве источника права представляет для конституционного и международного права. Для международного права свойственно воспринимать нормативно-правовые договоры как ключевые источники права.

Во время развития рыночных отношений данный вид договора получил распространение в области гражданского и трудового права.

И в общем допустимо предположить то, что нормативно-правовые договоры будут выступать в качестве источников юридических норм.

Замечание 2

Примером нормативного договора можно считать контракты, соглашения, договоренности и т.д. Важно помнить о том, что для него как источника права важно включать в себя ряд юридических норм (правил).

Понятие и особенности нормативно-правового акта

Для нормативно-правового акта свойственно использоваться в качестве основной формы права в государствах с писаным правом. Россия относится к ряду таких стран. Среди его характерных черт выделяют то, что он выступает в качестве одного из источников юридических норм, а также в виде разновидности правового акта.

Если рассматривать понятие «акт» в области права, то для него характерно иметь два значения.

С одной стороны, это правомерные действия, сюда же относятся действия относительно правотворчества, в ситуациях, когда для законодательного органа свойственно совершать ряд действий относительно издания, изменения или отмены законов.

А с другой стороны, это официальный документ, который служит отражением и закреплением результатов определенных действий, которые имеют юридическое значение.

Когда мы говорим о нормативно-правовом акте, то «акт» в данном контексте важно понимать во втором значении.

Как результат двойственной природы нормативно-правовых актов они содержат ряд юридических норм, выступают в качестве официального письменного акта-документа и предстают в качестве результата особой деятельности страны, которую называют правотворческой.

Для нормативно-правового акта также свойственно приниматься в порядке делегированного законодательства или референдума. Но в любой ситуации при участии государства и выражении его воли.

Учитывая названные признаки, можно дать следующее определение нормативно-правового акта.

Определение 2

Под нормативным правовым актом понимается официальный акт-документ в письменной форме, в состав которого входит ряд юридических норм, а также который принимают в особых процедурных формах рядом компетентных органов страны, и в порядке делегированного законодательства или при помощи референдума.

Важно видеть разницу между нормативно-правовыми актами и иными видами правовых актов. Речь идет об индивидуальных юридических актах. А главное видеть разницу между рассматриваемыми актами и таким видом индивидуальных актов, как актами применения права.

Объединяющим признаком для двух данных видов актов служит общая юридическая направленность.

Так, и для тех и для других свойственно содержать государственно-властные предписания, но в правоприменительных актах данные предписания имеют конкретную, индивидуальную направленность, а в нормативно-правовых актах ряд государственно-властных предписаний имеют общий характер, речь идет о юридических нормах.

К примеру, в области уголовного права под нормативно-правовыми актами принято понимать уголовный кодекс, а в качестве акта применения права выступает приговор суда относительно конкретного уголовного дела. И тут, важно отметить, что в данной ситуации и приговор суда, и уголовный кодекс можно воспринимать в качестве правовых актов.

Замечание 3

В качестве основной задачи нормативно-правового акта, как и любой формы права, выступает сохранение правовой информации и оптимальное доведение ее до сведения адресата. В данной ситуации нормативно-правовые акты выступают как самая удобная и совершенная форма права, причем как для «обычных» субъекта права, так и для страны.

Первое, это то, что для нормативных актов свойственно обладать качеством оперативности. Иными словами, их можно быстро издать, изменить в любом объеме и отменить. Это дает возможность гарантировать динамизм права, своевременное реагирование на потребности общественного развития.

Второе, для нормативных актов свойственно исходить в конце концов из единого центра. Речь идет о нормотворческих органах государства. Это позволяет качественно контролировать правовую структуру в границах государства, в полном объеме осуществлять ряд требований правовых норм.

Третье, для нормативных актов характерно давать возможность определенно и точно закреплять в документации содержание юридических норм. Это дает возможность обеспечить корректную формальную определенность права, а это является преградой для произвольного толкования и применения его норм.

Четвертое, для нормативных актов свойственно выражаться в письменном виде, в документах. Это дает возможность оперативно доводить суть новых нормативных положений до сведения всего населения.

Основания для классификации нормативно-правовых актов

Существует большое разнообразие правовых актов, у них есть множество наименований. Среди нормативно-правовых актов, которые издаются рядом государственных органов, выделяют множество видов.

Национальная (индивидуальная) правовая система любого государства есть строгая иерархия, иными словами, жесткая система градации, соподчиненности нормативно-правовых актов.

При классификации нормативно-правовых актов используются различные основания. Ключевое – градация по юридической силе.

Беря во внимание юридическую силу, нормативные правовые акты можно градировать на законы и подзаконные нормативные акты.

Опиши задание

Закон: определение, виды и признаки

Существует несколько признаков закона:

  1. Он выступает в качестве нормативного правового акта, который допустимо принимать исключительно высшими представительными и законодательными органами государственной власти, которые представляют весь народ. Ряд важных законов допустимо принимать при помощи референдума, иными словами, непосредственно самим обществом.
  2. Для него свойственно обладать высшей юридической силой и иметь верховенство по отношению к иным источникам права, занимать главную позицию в иерархии нормативно-правовых актов.
  3. Для него важно выражать общую волю, то есть быть отражением воли и интересов не конкретного социального слоя, в всего общества определенного государства, народа в общем.
  4. Как правило, его издают по самым значимым вопросам общественной и государственной жизни. Он необходим для контроля самых важных социальных сфер, закрепления наиболее важных общественных связей, отправных начал правового регулирования. В данном ключе для закона свойственно иметь первичную направленность.
  5. Для него свойственно приниматься, изменяться и дополняться в особом, более трудоемком, чем иные нормативно-правовые акты, процедурном порядке.
  6. Для него характерно быть исключительно нормативным, то есть содержать исключительно нормы права. В то время как иные нормативно-правовые акты могут иметь элементы индивидуально-властных предписаний.

Исходя из этого, закон можно определить следующим образом.

Определение 3

Под законом понимается нормативно-правовой акт, который принимает высший представительный орган государства или непосредственно народ в особом процедурном порядке при помощи референдума. Помимо этого для него свойственно обладать высшей юридической силой, а также он призван контролировать особо значимые направления общественной жизни в интересах народа.

Законы можно разделить на ряд групп:

  1. Конституция в виде ключевого политико-правового акта государства.
  2. Конституционный закон (органический закон).
  3. Обыкновенный закон.

Если рассматривать конституцию в качестве ключевого учредительного юридического акта государства, то ее можно понимать как ключевой, главный закон, который определяет правовой базис страны, ряд принципов, структуру, ряд ключевых характеристик государственного строя, права и свобод граждан, форму государственного правления, устройства, структуру правосудия и ряд иных основных устоев социума.

Замечание 4

Сегодня в России действует Конституция, которую приняли на референдуме 12 декабря 1993 г.

На основании конституции могут быть изданы конституционные законы, которые также посвящены правовым основам страны, основам государственного строя.

Существует несколько видов конституционных законов:

  1. Те, что необходимы для внесения изменений и дополнений в текст конституции.
  2. Те, важность издания которых предусмотрена самой конституцией.

К примеру, Конституция РФ 1993 г. предусматривает издание 14 конституционных законов. Для конституционных законов свойственно иметь процедуру принятия более сложного, чем для обыкновенных законов, особого характера. К примеру, в России недопустимо накладывать вето Президента РФ на принятый конституционный закон.

Определение 4

Под обыкновенными законами понимается ряд актов нынешнего законодательства, которые принимаются в обычном законодательном регламенте и регулируют разного рода аспекты политической, экономической, социальной жизни социума.

Для них, как и для всех законов, свойственно иметь высшую юридическую силу. Но для них важно следовать конституции, ряду конституционных законов.

Законы данного вида можно разделить на две группы. Речь идет о кодификационных и текущих законах. Для федеративного государства свойственно разделять законы на федеральные и законы субъектов федерации.

Понятие и виды подзаконных нормативно-правовых актов

Определение 5

Под подзаконным нормативным правовым актом понимаются такие нормативно-правовые акты, принятые государственными органами или должностными лицами в рамках своей компетенции, базируясь на действующих законах и в первую очередь на конституции государства.

Для актов данного типа важно основываться на законах. Для них недопустимо противоречить закону.

Подзаконность нормативных актов не говорит о их меньшей юридической обязательности. В рамках своего действия они являются обязательными, имеют необходимую юридическую силу и занимают особое место в структуре нормативно-првового контроля.

Акты такого типа разнообразны и складываются в достаточно трудную иерархическую систему. Расклад разного типа данных актов выстраивается на основании принципа иерархии, то есть учитывая различную юридическую силу разных типов подзаконных актов.

Для акта каждой нижестоящей государственной инстанции свойственно не только быть «под законом», но и соотноситься с нормативными актами всех государственных органов, занимающих более высокую ступень в государственной иерархии.

К примеру, в России для актов Министерства культуры РФ важно соотноситься не только с законом, но и с рядом нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и рядом актов ведомств, имеющих в силу своего статуса межведомственное значение, к примеру, этом могут быть акты Министерства финансов РФ.

На область действия акта такого типа оказывает влияние место государственных органов, которые издали акт, в государственном аппарате, его компетенции.

Важно отметить, что и в данной ситуации необходимо видеть разницу между нормативными актами и индивидуальными управленческими актами, в состав которых входят не общие правила, а ряд индивидуальных предписаний (относительно назначения на должность, выделения бюджетных средств и т.д.).

Существует несколько видов данных актов. Одна из разновидностей это локальные нормативные правовые акты. Под актами такого типа понимаются внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты, которые издает организация в рамках своей компетенции и исключительного для того, чтобы регулировать внутренние вопросы. К примеру, правила внутреннего трудового распорядка.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/normativno-pravovoj-dogovor-i-akt/

Является ли договор правовым актом

Является ли договор правовым актом

  • наименование товара:
  • количество;
  • единица измерения;
  • ставка НДС или акциза;
  • сроки оплаты;
  • способ передачи (отгрузки) товара;
  • общая сумма с НДС;
  • сумма НДС или акциза выделена отдельной строкой;
  • наименование продавца, его банковские реквизиты;
  • наименование покупателя, банковские реквизиты;
  • наименование должностных лиц, ответственных за совершение данных операций;
  • подписи должностных лиц и их расшифровка с указанием ФИО и др.

В некоторых случаях для возникновения договорных отношений достаточно только счета на оплату товаров, работ, услуг, т. е. оформление договора не обязательно. Это счета, оформленные в виде оферты. Полноценной офертой будет являться тот счет на оплату товара, в котором будут содержаться существенные условия договорных отношений.

Уровни нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;
  • акты неопределенно длительного действия.

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;
  • подзаконные акты;
  • международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Предлагаем ознакомиться:  Можно ли отказаться от страховки по кредиту

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. 

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

Является ли соглашение договором

Впрочем, как позывает первая практика применения ст. 70 Закона «Об акционерных обществах», в отношении предварительных договоров, предметом которых также является не имущество, а обязательство по заключению договора относительно этого имущества, для отечественных судов это теоретическое различие не имеет значения.

Источник: https://elenatex37.ru/yavlyaetsya-dogovor-pravovym-aktom/

Гражданско-правовой договор как правовой акт, регулирующий взаимоотношение сторон

Является ли договор правовым актом

2.1. определение гражданско-правового договора.

Это правовой акт (1) основанный на нормах гражданского права, (2) заключенный (совершенный) двумя или более лицами (сторонами), (3) выражающий их согласованную волю, (4) регулирующий (устанавливающий, изменяющий, прекращающий) гражданско-правовое отношение сторон между собой или также с другими (третьими) лицами.

2.2. Существенные признаки гражданско-правового договора.

(1) договор основан на нормах гражданского права и имеет его правовой режим.

Правовой режим договора – основная характеристика договора вообще и гражданско-правового в частности.

Правовой режим – совокупность правовых требований к договору (форма, порядок заключения и т. д.).

Правовой режим определяется нормами гражданского права. Отрасль права на нормах которой основан договор.

(2) заключается двумя или более сторонами – равными, обладающими автономией воли.

(3) выражает согласованною волю заключивших его сторон. Закон часто употребляет термин “воля” см. ст. 154 ГК РФ и др. Проблема воли и волеизъявления.

(4) регулирует взаимоотношение сторон, см. ст. 6 Закона “отношения неурегулированные соглашением сторон”.

Любой договор направлен на установление, изменение или прекращение отношений – следовательно регулирует.

Гражданско-правовой договор регулирует:

– имущественные отношения;

– имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения.

3. Основные характеристики гражданско-правового договора. Предварительный обзор.

1) субъектный состав договора (договорного правоотношения):

а) стороны;

б) третьи лица.

2) содержание договора – совокупность условий на которых он заключен.

3) форма договора – внешнее выражение воли сторон.

4) предмет (объект) договора.

5) правовой режим договора.

4. Отграничение гражданско-правового договора от иных договоров.

4.1. отграничение гражданско-правовых договоров от иных договоров другого вида отрасли права (см. “Правовой режим договора” (п. 2.2 (1)).

4.2. отграничение гражданско-правовых договоров от иных неправовых договоров.

Договоры могут быть неправовыми, а например: нравственными; моральные договоры; серьезность намерений (см.: Цвейг и Кетц “Введение в сравнительное правоведение”, Т. 2, стр. 106).

4.3. отграничение гражданско-правовых договоров от квази – договоров (как – бы договоры) (Современное Российское частное право)

Квази-договор – это дозволенные действия, порождающие обязательства аналогичные договору, но не вытекающие из соглашения сторон (согласования воль).

Например, действия в чужом интересе без поручения.

Гл. 50 ГК РФ.

Согласно ст. 982 ГК РФ если лицо, в интересе которого предпринимаются действия без его поручения, одобрит эти действия, к отношениям сторон в дальнейшем применяются правила о договоре поручения или ином договоре, соответствующем характеру предпринятых действий, даже если одобрение было устным.

Это действия, которые затем обличаются в форму договора.

5. Межотраслевые правовые договоры, содержание, элементы гражданско-правового договора.

Отношения очень многообразны, следовательно и договоры тоже очень многообразны, они могут охватывать элементы различных отраслей права. Например, гражданско-правовой договор в содержание которого входит условие о договорной подсудности (ГК РФ – АПК РФ).

Вопрос: какие нормы применять?

К соответствующим элементам – соответствующие нормы.

Параграф 4. Гражданско-правовой договор как сделка, документ, юридический факт.

4.1. Гражданско-правовой договор как сделка.

Согласно п. 2 ст. 420 ГК РФ к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (“Сделки”).

4.2. Гражданско-правовой договор как документ.

Письменные договоры объективируются в форме документа. Это понимание применимо к письменным договорам. Иногда закон придает форме договора первостепенное значение.

Когда договор выражается в документе который одновременно является ценной бумагой, то эта связь еще больше тесная. Например, договор складского хранения с выдачей поклажедателю складского свидетельства.

4.3. Гражданско-правовой договор как юридический факт (юридические факты, значение гражданско-правового договора).

Это не главное свойство договора.

Собственно юридическое значение имеет не договор как юридический факт, а сам факт заключения договора.

Договор – сам является правовым регулятором, содержит в себе нормы поведения, следовательно он сам нуждается в юридических фактах для возникновения отношений и действия норм договора. Например, если в договоре предусмотрена неустойка, то действия норм договора о неустойке возможно при наступлении юридического факта – недопоставка продукции и т.п.

Теория о юридических фактах груба и не охватывает многообразия отношений.

Юридический факт – жизненная ситуация с возникновением которой закон, другие правовые акты (завещание, др.) связывают возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

Либо под нормами права понимаются и те правила, которые заложены в договоре.

Договор как и правовой акт также подлежит исполнению, как и закон и др.

Источник: https://studopedia.ru/2_48781_grazhdansko-pravovoy-dogovor-kak-pravovoy-akt-reguliruyushchiy-vzaimootnoshenie-storon.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.