Виды законодательных актов в рф

Виды законодательных актов

Виды законодательных актов в рф

Система законодательных актов, регламентирующих ту или иную сферу жизни населения, формирует определённый вид права. Право – это более широкий по сравнению с законодательством термин, однако оно всецело опирается на него. Исторически сложилось материальное право, включающее в себя:

Конституционное право – направлено на регулирование отношений личности и государства.

Административное право – регулирует отношения государственных органов, должностных лиц, а также публичные функции государства.

Гражданское право – регламентирует имущественные и личные неимущественные отношения, права собственности и т.д.

Предпринимательское право – это перечень правовых норм по организации и ведению предпринимательской деятельности.

Трудовое право– устанавливает отношения в сфере наемного труда и рынка труда.

Финансовое право – включает налогообложение, государственные денежные средства и ценные бумаги.

Уголовное право – связано с правонарушениями преступного характера, и наказанием за них.

Экологическое право – регламентирует взаимодействие общества и природы, охрану окружающей среды и экологическую безопасность.

Семейное право – регулирует семейные отношения и связанные с ними имущественные отношения.

Право социального обеспечения – это распределение части ВВП населению путем денежных выплат, социального страхования, социальных услуг, льгот, а также реализация соответствующих правовых норм.

Также были разработаны порядок и процедуры осуществления прав и обязанностей людей, формализованные в виде процессуального права. Это право состоит из следующих видов: Гражданское процессуальное право и Уголовно-процессуальное право, а для России ещё и Арбитражный процесс.

Особое положение занимает Международное право, которое подразделяется на публичное; частное; наднациональное.

В рамках всех вышеперечисленных отраслей права в полном соответствии с ними, без противоречий, должен развиваться любой вид законодательства.

Законодательство базируется на различного рода нормативных актах. Нормативный акт — это разновидность документа, содержащего правовые нормы. Они устанавливают, изменяют,либоотменяют эти нормы. Среди таких документов выделяются две группы:законы иподзаконные акты.

Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами. Законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти. Они призваны регулировать весь перечень общественных отношений.

В России их принимает Государственная Дума, а далее рассматриваются, а затем одобряются или не одобряются Советом Федерации.

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

Конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету ведения Конституции РФ. Такие вопросы указаны в Конституции, а в дальнейшем через законы они получили своё развитие и детализацию.

Текущие законы – это нормативы, принимаемые для урегулирования важных вопросов жизни общества. Они не должны противоречить конституции и конституционным законам.

Виды нормативных актов в Российской Федерации и их иерархия приведена в таблице 1. В перечень актов не включены международные нормативные акты, которые признаёт наше государство. Они принимаются международными организациями, т.к.

они стоят особняком, вне определённого уровня государственной иерархии нормативных документов. Указы – издает Президент РФ. Он одновременно является главой государства и главой исполнительной власти.

В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным.

Постановления регламентируют основные решения вопросов социально-экономического характера, связанных с промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальной зашитой населения, внешними экономическими связями, организацией работы министерств. Эти документы вырабатываются Правительством. Кроме того, Правительство разрабатывает акты, связанные с установлением порядка исполнения законов, принятых законодательным органом.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. роль среди них отведена инструкциям. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории.

Есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются на всех граждан и организации (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.).

Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность.

Наиболее распространёнными законодательными актами являются нормативы законодательных (представительных) органов субъектов Федерации – законы.Они посвящены вопросам, связанным с бюджетом, налогами, приватизацией. Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Таблица 1 – Виды нормативных актов в Российской Федерации

Иерархический уровень Принимающий нормативный акт субъект Вид нормативного акта
Федеральный уровень Народ Конституция Российской Федерации
Государственная Дума Законы
Президент Указы
Правительство Постановления
Министерства Инструкции
Региональный уровень Думы (законодательные собрания) Законы
Губернаторы областей, краёв, президенты республик Указы
Администрации областей, краёв, правительства республик Постановления
Местный уровень Органы местного самоуправления Решения
Организации Корпоративные акты

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они призваны решать различные вопросы, связанные с порядком предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизационные) нормативные акты регламентируют внутренние вопросы. Они посвящаются вопросам использования финансовых средств, управлению, кадровым, социальным вопросам и другим вопросам).

Более широким является понятие нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт это правовой акт, принятый полномочным органом и содержащий предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Этот акт одновременно и нормативный и правовой. Он является официальным документом, выполненным вособом стиле, с учётом специальной терминологии, имеет четкую структуру и реквизиты.

Как отмечалось выше, кроме законов к законодательным актам относятся ещё и подзаконные акты.

Подзаконный акт – это нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы. Они служат дополнению, конкретизации, развитию, детализации законов и имеют упрощённую процедуру принятия. К подзаконным актам относятся следующие виды документов:

указы и распоряжения Президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

приказы, инструкции, положения министерств и ведомств;

решения и постановления местных органов государственной власти;

решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

нормативные акты муниципальных органов;

локальные нормативные акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.

Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 4486; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-65010.html

Виды нормативных актов

Виды законодательных актов в рф

VIDOTIP

Сервис по определению видов

VIDOTIP

Сервис по определению видов

Волеизъявления государства подлежат обязательному закреплению. В России такая информация носит официальный характер и содержится в нормативных правовых актах. Издаются они в строгом соответствии с правилами и имеют влияние на всё население. Разберём, что они собой представляют, и рассмотрим их классификацию.

Понятие и виды нормативных актов

Нормативный акт является официальным документом. Принимается или издаётся такой документ правотворческим органом в пределах его полномочий.

Целью создания является установить, изменить или отменить какую-либо правовую норму. Нормы права, в свою очередь, представляют собой предписание общеобязательного характера.

Рассчитаны они на многократное применение и распространяют своё влияние на неопределённый круг лиц.

Существуют несколько основных видов нормативных актов. Выделяются они по своей юридической силе. Ими являются:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.
  3. Внутригосударственные договоры, которые регулируют отношения между Российской Федерацией и её субъектами, например, вопросы о совместной экономической деятельности.

Ещё одним видом считаются международные договоры, которые регулируют отношения между РФ и иностранными странами или организациями. Однако, выделим его отдельно, поскольку его трудно классифицировать во взаимосвязи с другими актами.

Классификация нормативных актов по различным основаниям

Классифицировать акты можно по различным основаниям. Приведём наиболее значимые из них для российской правовой системы.

Законы по юридической силе подразделяются на:

  1. Конституцию – является основой.
  2. Федеральные конституционные, к примеру, «О Государственном гербе РФ».
  3. Федеральные, например, «О связи».

По правовой (юридической) значимости подзаконные классифицируются следующим образом:

  1. Постановления Государственной думы («О назначении на должность аудитора Счётной палаты Российской Федерации»).
  2. Указы Президента («О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова»).
  3. Постановления Правительства («О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области рекламы», «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования»).
  4. Предписания Федеральных органов исполнительной власти (Приказ Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним»).
  5. Предписания субъектов Российской Федерации, в том числе законы (Указ Главы Республики Башкортостан «О стипендиях Главы Республики Башкортостан», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2018 год»).
  6. Официальные документы органов местного самоуправления («Положение об архиве муниципалитета внутригородского муниципального образования Войковское в городе Москве»).
  7. Внутриорганизационные, предназначенные для регламентации внутренних вопросов (уставы, должностные инструкции).

В зависимости от срока действия бывают:

  • постоянными, к примеру, Конституция;
  • временными, которые ограничиваются конкретными датами или обстоятельствами, например, Положение о годовом бюджете.

По правовому положению субъектов, издавших акты, подразделяются на принятые:

  • по результатам референдума;
  • государственными органами;
  • местным самоуправлением.

Нормативные акты могут быть классифицированы по предмету, которые ими регулируется. В соответствии с этим выделяют:

  • государственно-правовые;
  • уголовные;
  • административные;
  • гражданско-правовые и т. д.

Вышеприведённая классификация является весьма условной. Объясняется это тем, что акты по своему содержанию неоднородны. Существуют документы, которые содержат предписания, касающиеся только одной правовой отрасли, например, уголовной. Однако, наряду с такими, издаются и предписания комплексного значения. В них включены нормы сразу нескольких отраслей права.

Приведём ещё одну классификацию. В зависимости от сферы своего действия акты подразделяются на:

  • общегосударственные, оказывающие своё влияние на всю территорию страны;
  • региональные, действующие только на одной или нескольких территориальных единицах.

Источник: https://vidotip.com/dokumenty/vidy-normativnyh-aktov/

30. Законодательство рф. Виды законов

Виды законодательных актов в рф

Законодательство в широком понимании — система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты — указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.

Законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации (законодательство субъектов Российской Федерации).

Закон – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

1) закон – это нормативно-правовой акт;

2) обладает высшей юридической силой.

3) особый порядок принятия – парламентским путем или путем референдума

4) закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1) Конституция

2) Федеральные конституционные законы

3) Федеральные законы

4) Законы субъектов федерации.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

– Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя.

– Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией.

Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов.

Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

– кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

– текущее законодательство.

Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты.

Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на

постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);

временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ “О федеральном бюджете РФ на 1999 год”.);

чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций; в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения).

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на

– федеральные

– субъектов федерации.

По кругу лиц законы можно подразделить на

– общего действия (это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и др.);

– специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и др.).

31. ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РФ.

Подзаконные правовые акты – это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами.

По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

1. Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны.. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.

К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства. В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской республики) нормативно-правовые акты высшей исполнительной власти находят внешнее выражение в двух разновидностях подзаконных актов.

Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов. Постановления правительства.

Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.

2. Местные подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительной власти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. 3.

Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции, указания) принимаются в пределах своей компетенции министерствами, госкомитетами и иными ведомствами, регулируют отношения, складывающиеся внутри соответствующего ведомства (таможенные, транспортные, банковские отношения, вопросы организации образования, охраны здоровья и т.д.).

Обычно такие акты издаются в форме приказов, инструкций, постановлений, распоряжений, положений, писем, указаний, уставов и др.

В ряде случаев министерствам и ведомствам предоставляется право издавать нормативные акты, действие которых распространяется и на неподчиненные непосредственно им объекты управления, а также на граждан. Такие акты принимаются, в частности, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Роспотребнадзором и т.

д. В настоящее время акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, до вступления в силу должны обязательно пройти процедуру регистрации в Минюсте РФ (если не пройдут, то не вступят в силу и не могут применяться к регулируемым ими отношениям).

4.локальные (внутриорганизационные) подзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями в пределах своей компетенции для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций.

В рамках, определенных актами высшей юридической силы, внутриорганизационные нормативные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей и других организаций (организация труда, служебная дисциплина) и распространяют свое действие на работников (членов) соответствующих предприятий, учреждений, организаций. Таковы, например, Правила внутреннего трудового распорядка на конкретном предприятии.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Проблемы.

Подзаконные правовые акты не должны противоречить закону. Раз уж они издаются в его (закона) развитие, то их положения должны соответствовать нормам закона и не вступать в противоречие с ними.

Проблема субъекта издания подзаконного правового акта заключается в том, что в случае, если акт будет признан не соответствующим закону, то неизбежны неблагоприятные последствия его применения: отмена решений субъекта, состоявшихся на основании такого акта, возмещение вреда и т.п. (вопрос соответствия входит в компетенцию, в частности, прокуратуры, суда. Если обнаружено несоответствие, то запускается механизм оспаривания нормативных правовых актов).

Также, можно говорить о проблеме толкования законов. К сожалению, некоторые нормы законов толкуются двояко и соблюдение одного из толкований исключает соблюдение другого.

Источник: https://studfile.net/preview/4049182/page:20/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.