Установления сервитутов что это

Содержание

Обременение прав: что может быть основанием возникновения земельного сервитута?

Установления сервитутов что это

Woman with stamp and document. Shot in studio.

Сервитут

право ограниченного пользования земельным участком.

Частный сервитут — сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.

Публичный сервитут —сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, Краснодарского края или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Срочный сервитут —сервитут, устанавливаемый на определенный срок.

Постоянный «бессрочный сервитут» —сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.

Законодательная база для начала действия соглашения

Фиксация сервитута на государственном уровне происходит в соответствии со ст.274 ГК РФ, которая гарантирует право ограниченного пользования чужим земельным участком в необходимых условиях. В ней говорится о том, что собственник земельной территории имеет право настаивать на предоставлении права пользования землей другого собственника в случае возникновения такой нужды.

Важно! Оплата за пользование чужой территорией при принятии сервитута, интересы сторон, алгоритм проведения данной процедуры – данные вопросы регулируются статьей 274. ГК РФ.

Ст.23 Земельного Кодекса Российской Федерации регулирует ряд вопросов:

  • В соответствии с чем и кем применяется сервитут, для проведения каких работ.
  • Время действия сервитутов.
  • Установление платы за сервитут.
  • Государственная регистрация сервитутов.

Последовательность заключения соглашения об установлении сервитута регулируется ст.39.26 ЗК РФ (требуемые документы и их форма, срок ответа на заявление, случаи отказа в установлении, сроки подписания).

Ст.39.24 ЗК РФ разъясняет кто и на каких основаниях может заключать соглашения об установлении сервитутов, сроки установления и сроки направления уведомлений об этих соглашениях.

В ст.39.25 Земельного кодекса РФ прописаны все необходимые пункты, которые должно содержать соглашение об установлении сервитута, порядок определения платы за него.

Тонкости составления договоренностей по установлению сервитутов содержит в себе Гражданский кодекс РФ:

  • Переход обремененного земельного участка в право владения другому собственнику (ст.275 кодекса).
  • Случаи прекращения действия сервитута (ст.276 кодекса).
  • Обременение сервитутом зданий и сооружений (ст.277 кодекса).

Частный сервитут

Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).

Частный сервитут может устанавливаться для:

  • обеспечения водоснабжения и мелиорации;
  • прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
  • обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
  • также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.

В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.

Основания возникновения обязательства и его цели

Цели установления публичного обременения регулируются ст.23 и ст.39.37 ЗК РФ, и ст.274 ГК РФ. Он служит для:

  1. Расположения объектов местного, регионального, федерального значения (нефте- и газопроводы, теплосети, газовые сети).
  2. Размещение материалов и средств, строительной техники под временными постройками, необходимых для проведения ремонта, реконструкций или строительства дорог и прилегающей к ним инфраструктуры.
  3. Создание перекрестков автомобильных и железных дорог, строительство дорог в туннелях.
  4. Проведение инженерных изысканий для дальнейшего возведения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
  5. Проход или проезд через участок соседа.
  6. Осушительные работы.
  7. Выпас скотины и прогон ее к месту водопоя и прочие сезонные работы (например, сенокос).
  8. Разведение рыбы, проведения охоты.

Публичный сервитут

https://www..com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:

  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • использования земельного участка;
  • прохода или проезда через земельный участок;
  • выпаса сельскохозяйственных животных;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе;
  • использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.

Классификация земельного обременения

Гражданский кодекс Российской Федерации регламентирует установление частных сервитутов, а в случае нахождения земельного района в собственности муниципалитета или государства, учитываются нюансы, предусмотренные главой V.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Оба вида обременения подлежат обязательной регистрации в Едином государственной реестре недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ и п.17 ст.23 Земельного Кодекса РФ.

Помимо этого у каждого сервитута есть своя продолжительность действия. И в зависимости от нее они делятся на срочные и бессрочные.

Более подробно о том, в чем заключаются различия между публичным и частным сервитутом, мы рассказываем тут.

Случаи кода сервитут не подлежит регистрации

Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.

Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:

  • территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
  • условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.

Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.

  1. Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.
  2. Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.
  3. Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.
  4. Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.

Предлагаем ознакомиться Вступление в наследство на квартиру

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
  • заявление на выполнение регистрации;
  • паспорт лица, подающего данное заявление;
  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Частный

Частный сервитут устанавливается при условии достигнутой договоренности между владельцем и пользователем о проезде или проходе через участок или помещение, или проведении временных работ. Если мирная согласованность не достигнута, то решение принимается судом.

Внимание! Статья 277 Гражданского кодекса РФ разъясняет, что право сокращенного пользования устанавливается только в случае явственных потребностей, которые невозможно осуществить без сервитута.

Пример. Владельцем сдано в аренду двухкомнатное помещение двум арендаторам. Арендатор 1 может попасть в свое помещение только проходя через комнату арендатора 2. В данном случае между ними составляется соглашение о сервитуте для беспрепятственного пользования помещением арендатором 1.

Больше информации о частном сервитуте и правилах его установления найдете тут.

Публичный

Только органами государственной или местной власти может быть установлено публичное ограничение (п.2 ст.23 Земельного кодекса РФ). При необходимости обеспечения государственных нужд или интересов многих лиц никакого добровольного соглашения не заключается, а принимается публичный сервитут с учетом общественных слушаний (п.2 ст.23 ЗК РФ).

Обязательно должны проводится экспертизы в разрезе экологии и строительства, расчеты в целях соблюдения прав людей на благоприятные условия жизни, прав и интересов владельцев земельных территорий. Права использующих территорию по публичному сервитуту регламентированы нормативным актом, по которому он установлен (п.2 ст.41 ЗК РФ).

Источник: https://xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai/zhilishche/osnovaniya-vozniknoveniya-servituta.html

Сервитут — что это такое простыми словами? Как устанавливается, чем регулируется

Установления сервитутов что это

Последние изменения: Январь 2021

Имея в собственности любой вид недвижимости, необходимо документально подтверждать право на него для того, чтобы совершать разного рода сделки с ним. Но, несмотря на владение абсолютным правом собственности, все-таки есть существенное его ограничение. Таким ограничением и является сервитут, что это такое и как его оформить, регламентировано такими сферами права как:

  • гражданское законодательство;
  • земельное законодательство;
  • а в некоторых случаях и водное или лесное законодательство.

Это связано с тем, чтобы владельцы как можно меньше нанесли непоправимого ущерба природным ресурсам.

А также не были нарушены права другого собственника, чаще всего проживающего по соседству, в отношении его свободного доступа к своему жилищу.

Понятие термина сервитута

Согласно статье 23 Земельного законодательства сервитутом является частичное (ограниченное) право использования чужого земельного участка для личных (частных) или государственных (общественных) целей, основой которого является соглашение между сторонами.

Для чего он необходим?

С юридической точки зрения сервитут является сделкой, предмет которой – передача ограниченных прав пользования от собственника другому лицу.

Лицо, которому дается право частичного пользования участком (сервитут) не наделяется правом собственности на эту часть, а лишь может ее использовать в весьма ограниченном смысле.

К сожалению, как показывается статистика, граждане, наделенные сервитутом, не до конца осознают правовую основу такого соглашения и после его заключения и регистрации пытаются присвоить себе эту часть земли или начинают использовать ее не по назначению. В этом случае законом предусмотрена правовая защита собственника, определяемая гражданским законодательством (пункт 2 статьи 276 Гражданского кодекса), что дает ему право аннулировать сервитут посредством подачи искового заявления в судебный орган.

Стоит отметить и тот факт, что лицо, нуждающиеся в сервитуте в связи с отсутствием другого способа решения проблемы, также может обратиться с иском в суд и потребовать удовлетворить его права на это.

(Например, гражданин купил участок земли и построил на нем дом, но подвести к нему коммуникации не может по той простой причине, что на пути прокладки расположен участок соседа, а обойти его нет возможности).

Сервитуты подразделяются на два вида и два подвида.

Так законом установлено два основных типа:

  • не общественный (частный);
  • общественный (публичный).

Частным сервитутом считается заключенное соглашение между двумя физическими лицами (соседями) об ограниченном использовании соседнего участка земли для таких целей как:

  • для индивидуального доступа к жилищу (проезд, проход и т.д.) через участок соседа;
  • для подведения коммуникаций к дому;
  • для прокладки теле- и электрокоммуникационных сетей и установки опор электропередачи и т.п.

Общественным (публичным) сервитутом является волеизъявление населения, органов местного или государственного управления использовать часть собственности других лиц для блага общества в целях:

  • доступности транспортной инфраструктуры;
  • выполнения геодезических изысканий или работ по мелиорации;
  • свободного доступа к прибрежной территории;
  • использование земель и лесополос для осуществления охоты или рыбалки;
  • размещения межевых меток (знаков) и т.д.

По подтипам сервитут разделяется на срочный – с указанием конкретного временного промежутка, и бессрочный – без ограничения по времени.

Также сервитуты могут классифицироваться и по принадлежности к конкретному виду законодательства, а именно:

  • гражданскому (здания, сооружения и т.д., без привязки к земельному участку);
  • земельному;
  • лесному;
  • водному;
  • воздушному (исключительно в интересах государства, например, пролету самолетов через воздушное пространство другого государства).

Прерогативой правовой основы регулирующей отношения по сервитуту, было, есть и будет гражданское законодательство (распространяется на все виды сервитутов). Узконаправленными правовыми институтами являются земельное, лесное и водное законодательство, наименование которых говорит само за себя и распространяется исключительно на тот вид сервитута, к которому относится.

Основаниями к заключению такого вида соглашения могут быть:

  • частные заявления (от физических лиц);
  • акты государственных органов и органов местного самоуправления;
  • судебные акты (постановления, решения, вынесенные судебным органом по заявлению одно из сторон).

Стоит также отметить и тот факт, что основаниями могут быть и нормативные правовые акты (законы – ФЗ, региональные; Постановлении Правительства РФ и т.п.).

Порядок установления сервитута

 

Процедура установления сервитута на земельные участки и его прекращения регламентируется гражданским законодательством и аналогичными нормативами земельного законодательства.

В соответствии с пунктами 3,4 статьи 274 Гражданского кодекса право на ограниченное использование чужого земельного участка устанавливается:

  • по письменному соглашению между владельцем и заявителем;
  • при возникновении спорной ситуации, по решению судебного органа;
  • по праву наследования или безвозмездного использования участка.

Для установления сервитута необходимо исполнение обязательного требования – заявитель должен являться собственником своего участка.

Документы

При необходимости установления сервитута, по соглашению сторон, нужно собрать минимальный пакет документов и предоставить их в регистрационный орган (согласно пункту 9 статьи 23 Земельного кодекса любой сервитут подлежит обязательной регистрации в ЕГРН).

Для этого нужны следующие документы:

  • согласие обеих сторон (в форме письменного заявления);
  • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;
  • документы, удостоверяющие личность участников сделки;
  • подтверждение прав на собственность (свидетельство, выписка из ЕГРН).

Ситуации, в которых отношения решаются посредством сервитута носят индивидуальный характер, и состав требуемых документов может значительно различаться.

При публичном сервитуте необходимо соблюдение еще одного немаловажного требования: проведение общественных слушаний.

В части оплаты частный сервитут немногим отличается от публичного. Так, владелец участка, часть которого отдается в пользование соседу, имеет право потребовать от него соразмеренную плату того, из-за чего он не имеет возможность использовать свою землю в полном объеме.

А в отношении публичного, собственник вправе требовать соразмеренную плату у государственного или муниципального органа власти, использующего его участок.

Из чего можно сделать выводы, что основным отличием между ними в части платы является субъект, к которому предъявляются требования.

Важно! Отметим также, что продажа собственником участка другому лицу не может быть основанием для прекращения сервитута. Право на сервитут в данном случае сохраняется и переходит к новому владельцу земли.

Установление сервитута не может быть, чьей либо прихотью, а вынужденная необходимость, если он является единственным возможным решением проблемы. При ликвидации проблемы, сервитут может быть аннулирован по заявлению собственника.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/servitut-chto-eto-takoe/

Что такое сервитут земельного участка в России

Установления сервитутов что это

Сервитут — это право частично использовать чужой земельный участок в личных или общественных интересах.

Начнем с объяснения, что такое сервитут земельного участка, простым языком. Представьте: в садоводстве, где все земли давно размежеваны, зарегистрированы и имеют своих собственников, возникает необходимость дать доступ пожарным машинам к пожарному водоему.

И оказывается, что сделать это можно не иначе, как через чей-то огород.

Или предприимчивые бизнесмены, взяв в аренду у муниципальных властей землю у водоема, перекрывают к нему проход, тем самым нарушая условия сервитута, а вместе с тем право граждан на беспрепятственный проход к водоему.

Далее разберемся, каковы условия передачи собственности в пользование, в каких случаях это делается добровольно, а когда — принудительно, в том числе через суд.

Сервитут на земельный участок: что это такое с юридической точки зрения

Понятие содержится в Земельном кодексе и Гражданском кодексе Российской Федерации. Юридически это сделка, по которой передается право ограниченного пользования чужим земельным участком; сервитут означает, что собственник передает иному лицу ограниченные права на использование своей земли (ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ).

Не стоит пытаться присвоить себе чужую часть земли, продать или использовать ее не по назначению. Это может привести к аннулированию сервитута (по п. 2 ст. 276 ГК РФ), если собственник подаст иск в суд. У владельца остаются все права: он полностью распоряжается своей землей, в том числе вправе и продать ее.

Когда собственник продает участок, права пользования сохраняются и переходят к новому владельцу.

Обычно устанавливается:

  • по соглашению между собственником участка и соседями (частный);
  • по нормативному акту органов государственной власти РФ, регионов, местного самоуправления (публичный).

Виды сервитута

Право ограниченного пользования чужим земельным участком разделяют на публичный и частный сервитут на земельные участки. Частный чаще всего предусматривает ограниченное использование конкретного земельного участка, скажем, для:

  • прокладки коммуникаций;
  • доступа к своему дому и т. д.

Публичный сервитут на земельный участок — это решение органов власти использовать часть чужой собственности на благо общества. Например, для:

  • создания транспортной доступности;
  • геодезических изысканий;
  • мелиорационных работ;
  • доступности прибрежной территории;
  • использования земель и лесополос для охоты, рыбалки;
  • размещения межевых знаков и др. (ст. 23 ЗК РФ).

Сервитуты бывают срочными или бессрочными. В первом случае указывается время применения такого ограничения, а во втором временной интервал отсутствует.

Их делят и по регулирующему законодательству:

  • гражданские (для зданий, сооружений и др., когда нет привязки к земельному участку);
  • земельные;
  • лесные;
  • водные;
  • воздушные (лишь в пользу государства, скажем, для пролета самолетов через воздушную территорию иной страны).

Как устанавливается, оплачивается и прекращается частный или публичный сервитут

У частного сервитута персональный характер — он затрагивает конкретных лиц.

Устанавливают его как добровольно, так и принудительно (об установлении сервитутов через суд расскажем в следующем разделе).

При отсутствии возражений собственника ограничение оформляется письменным соглашением. В документе обязательно отражают все существенные условия, которые участники будут соблюдать, в том числе:

  1. Когда и где составлена бумага.
  2. Личные сведения собственников участка, который ограничивают, и смежных (всех участников соглашения).
  3. Информация о земельном участке, который ограничивают, его кадастровый номер, площадь и другие характеристики.
  4. Для чего нужен сервитут (проход, проезд или другие причины) — суть ограничений.
  5. Срок, на который он вводится (при наличии).
  6. Перечень пользователей.
  7. Описание зоны, где действует режим частного права, — на какой части участка.

Сервитутное соглашение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сведения об этом вносятся в ЕГРН. Для регистрации сделки в службу Росреестра, помимо соглашения (всем участникам совместно), подают такие документы (ввиду персонального характера сделки пакет необходимых документов в отдельных случаях может меняться):

  • удостоверения личности участников сделки;
  • подтверждение права собственности на земли (выписка из ЕГРН, свидетельство);
  • квитанция (чек) об оплате государственной пошлины (физлица заплатят 1500 руб.);
  • заявление на соответствующие регистрационные действия;
  • межевой план участка, который ограничивают, с указанием зоны действия ограничения.

Публичный сервитут вводят без обращения в суд либо оформления соглашения между какими-либо лицами. Для этого федеральные, региональные, муниципальные органы власти принимают нормативный акт, где фиксируются все существенные сервитутные условия. Акт принимается с обязательным проведением общественных слушаний (с участием местных жителей).

Соблюдение всех требований действующих законов обязательно, поскольку такое публичное ограничение значительно ущемляет законные интересы собственника. Когда выявятся нарушения, землевладелец вправе через суд отменить нормативный акт властей.

Такое публичное ограничение обязательно регистрируется в службе Росреестра, сервитутные сведения вносят в ЕГРН.

Плата за сервитут на земельный участок назначется соразмерной ее использованию. По п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 12-13 ст.

23 ЗК РФ, землевладелец, чья земля (частично или полностью) используется другими лицами в сервитутном режиме, может требовать от них соразмерной оплаты использования.

При публичном сервитуте собственник вправе требовать соразмерную плату у властного органа, который установил сервитутный режим для его земли.

Прекращаются соглашения после:

  • окончания срока их действия;
  • удовлетворения судом иска заинтересованного в этом лица. В качестве основания такого иска часто выступает существенное нарушение условий.

Юридически соглашение перестанет действовать после регистрации прекращения его действия в службе Росреестра и появления соответствующих сведений в ЕГРН.

Установление сервитута на земельный участок: судебная практика

К помощи районных или городских судов общей юрисдикции (либо арбитражных судов, если кто-либо из спорящих занимается предпринимательством) прибегают, если переговоры с землевладельцем оказались безрезультатными. Подают иск в том районе, где находится спорная земля. Для судебного урегулирования спора рекомендуется использовать вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения.

В положительном для сервитутного пользователя решении суда фиксируются все условия. Все необходимые для регистрации сервитута документы в службу Росреестра подает только истец.

Выносит решение суд с учетом следующих моментов:

  • позиций истца и ответчика;
  • при недостаточности специальных знаний в земельной сфере назначается экспертное исследование или к участию в процессе привлекают, скажем, кадастрового инженера;
  • решение должно содержать точные пространственные метки, где будет действовать ограничение (нужно для его регистрации);
  • ответчиком по делу может быть только собственник спорной земли, а не ее временные пользователи (арендаторы и т. д.);
  • разрешается вопрос о размере платы (по судебной практике или экспертному заключению).

Скачать образец соглашения о сервитуте земельного участка

Источник: https://ppt.ru/art/rabota/servitut

Специфика установления публичного сервитута

Установления сервитутов что это

Публичный сервитут представляет собой тип обременения земельного надела. Основным нюансом является то, что решение о процедуре принимают на государственном уровне. Однако отчуждать землю в выгоду государства запрещено.

Терминология и аспекты публичной формы

Сервитут публичный — это передача иному лицу на добровольной основе ряд прав на землю, находящейся в распоряжении другого лица.

Публичный тип является разновидностью сервитута, налагаемого на ЗУ. Специфика такого вида ограничения заключается в принятии соответствующего решения органами власти на государственном уровне.

Соответственно, публичный вид обременения обладает комплексом свойств:

  1. Право субъективного характера.
  2. Метод ограничения.
  3. Оформление в двух видах – временное и без срока.

Помимо этого, такая форма обременения носит дополнительные показатели и регулируется рядом статей Гражданского и Земельного кодексов.

Отличия сервитута в публичной и частной форме

На основании Земельного кодекса России, в частности, статьи №23, ограничения подразделяются на два вида:

К частному сервитуту относится право собственника одного земельного участка требовать от владельца соседнего предоставить права обременительного характера в использовании другого надела. Сервитут в форме публичного проводится в рамках интереса общественности и власти на государственном уровне.

Принципиальные отличия сервитутов представлены в таблице №1:

Публичный типЧастный тип
●        необходимость обустройства проезда, дороги или прохода сквозь конкретный ЗУ; ●        пользование надела; ●        строительство пастбища; ●        в качестве района для кошения силоса; ●        обустройство охотничьих или рыболовных угодий; ●        исследовательская деятельность;●        прочее●        возведение проезда либо прохода; ●        возведение элементов электроснабжения; ●        обустройство водопровода;●        и другие сферы

В частных случаях публичный тип обременения может восприниматься как общественный. Логично предположить, что такое мнение основано на том, что слушанья проводятся публично. Тем не менее эти ассоциации, с юридической точки зрения, некорректны. Установление такого типа обременения проводится в отношении ограниченного количества собственников.

Как правило, этот порядок применяется в садовых товариществах либо кооперативе. При этом является подвидом частного обременения, существенно отличающегося от публичной формы в области правового регулирования Законодательства Российской Федерации.

Общественный сервитут может возникать при заключении соглашения сторонами через регистрацию в Росреестре. При этом допускается требование денежного вознаграждения.

Сервитут публичного характера формируется на основании правового акта и идет в пользу городского населения либо другого пункта.

К таким относятся виды отчуждения правообладания совместно с участием квалифицированных специалистов и экспертов.

Во время слушаний допускается присутствие владельца и выступление в защиту личных интересов, касающихся имущества, в т. ч. другим лицам, заинтересованным в конкретном деле.

Перечень объектов, относящихся к публичным обременениям в пределах городов

Определенные типы пользования территорий с проживающим гражданским населением или занимаемой организациями для нужд общественности могут не облагаться ограничением. Перечень следующий:

  • инженерные объекты;
  • электроснабжение;
  • столбы для электропередачи;
  • подвод газа к наделам земли;
  • водопровод, проведенный к жилым сооружениям;
  • коммуникации канализации.

Такие элементы являются ограничениями для пользования земли. К примеру, под линиями электроснабжения не разрешено капстроительство, заниматься без специального разрешения выращиванием или вырубкой деревьев. Подземные коммуникации не позволяют проводить работы по несанкционированному углублению.

Таким образом, позволяется использовать собственный участок в полном объеме, но учитывать ряд запрещенных мер к конкретным типам работ. Но такие ограничения не считаются обременениями в публичной форме.

Основания для возникновения

Чтобы узаконить публичное ограничение в качестве использования гражданским населением, следует иметь основания:

  1. Соглашение, подписанное всеми сторонами – владельцем участка и иным лицом либо группой.
  2. Судебное решение, выписанное в ситуации когда обременение публичной формы неизбежно, а его установление очевидно, но хозяин ЗУ не уступает право на собственность.
  3. Наличие завещательного документа.

Когда будет оформляться договор, допускается, что одной из сторон выступает:

  • один гражданин либо группа лиц;
  • физическое лицо или организация;
  • государство либо местный административный орган.

Невзирая ни на что, соглашение должно оформляться в рамках действующего закона, оно должно составляться на бумаге и визироваться сторонами. Затем договор регистрируется, проводится межевание участка, чтобы в последующем не путаться с границами. Дополнительно проводится оценка имущества, включенная в обременение публичного вида.

Алгоритм установления публичного сервитута на участок земли

Последовательность установления публичной формы сервитута заключается в прохождении утвержденных законом этапов. В первую очередь подается заявление, составленное согласно требованиям. Затем инициируется процедура физ. лицом, а также организацией, муниципалитетом либо государством.

ГК России определяет сервитут как объект права с ограничением, наложенным на землю в срочном виде или без срока. При этом наложение такого вида обременения на участок не должно идти вразрез с интересами собственника.

Хозяин ЗУ имеет право обратиться в соответствующие органы с заявкой об отчуждении с причитающейся компенсацией.

Однако тогда, когда реализация ограничения влечет правонарушение, органы возмещают потери за дискомфорт либо выделяют аналогичный по ценности и объему иной земельный участок.

Осуществляться ограничение будет через написание заявления. В тексте следует указать:

  1. Название участка (объекта).
  2. Фактическое расположение.
  3. Цель, на основании которой будет устанавливаться сервитут.
  4. Информация о сторонах процедуры.

Перед обращением в администрацию заявитель обязан предоставить собственнику предложение о предстоящем соглашении. При его составлении документ прикладывается к заявлению. При отсутствии административный орган оповещается в письменном формате.

Если инициатором выступает орган государственного самоуправления, то обращение происходит также в административное подразделение. В ситуации, когда заявитель иной субъект, прошение подается в местный орган по землеустройству. Обусловлено это тем, что обременение – это ограничение надела земли и прав владельца, поэтому составляется нормативно-правовой акт.

Далее порядок установления публичного сервитута проходит следующие этапы.

Публикация решения

После подачи заявления на рассмотрение отводится определенный период, зависящий от субъекта и региона проведения процедуры. Каждый район составляет собственные акты, подверженные требованиями и правилами прохождения процедуры. Исключением являются пункты с федеральным назначением.

На основании этого заявление рассматривается в рамках заседания, результатом которого является решение. Примечательно, что законодатель не установил регламент таких собраний. Ввиду этого они приравнены к гражданской форме заседаний.

Проведенное слушание протоколируется с указанием повестки дня, вынесенным решением и количеством участников. При этом в земельном праве не прописано обязательное собрание.

Однако на таких заседаниях согласование проводится легче и страхует от возникновения конфликтных ситуаций.

Установление формы публичного обременения подкрепляется договором или нормативным актом с указанием сведений об имуществе:

  • номер из кадастрового паспорта;
  • адрес расположения;
  • площадь и т. п.

В действие обременение вступает после государственной регистрации, которая обуславливает сбор такой документации, как:

  1. Заявка на госрегистрацию ограничения.
  2. Чек об оплате пошлины.
  3. Нормативный акт либо соглашение.
  4. Документы от заявителя, удостоверяющие личность.
  5. План участка.

Процедура межевания

В силу того, что обременение публичного вида является типом ограничения, оно прописывается в кадастровом плане. Для отражения полученной информации проводится процедура межевания территории. Иными словами, фиксируется территория, находящаяся под сервитутом.

Если земля уже получила регистрацию и числится на учете, то выжидают получение нормативного акта от органов о наложении обременения. Лишь затем проводится процедура межевания. При отсутствии регистрации надела проводятся двойные мероприятия – межевание при регистрации ЗУ, а затем та же процедура, но уже в рамках установленного ограничения.

Провести эти работы одновременно теоретически возможно, т. к. проект не будет носить статус основного или правообразующего. Обусловлено это тем, что он создается на основании требований либо устанавливается уже на имеющийся участок.

Однако здесь в плане межевания земли должны отражаться публично-правовые формы сервитута, т. е. документация. С другой стороны, градостроительное право не накладывает запрет на одновременную процедуру.

Но юристы рекомендуют не усложнять процесс, а провести работы поэтапно.

Заключение договора

Процесс по фиксированию публичного обременения на надел завершается заключением договорных отношений в письменном формате. Так, договор составляется согласно действующим нормам и в обязательном формате отражает такие пункты, как:

  1. Предмет наложения обременения. Иными словами, какая собственность подлежит сервитуту публичного типа.
  2. Список лиц, выступающих по обе стороны соглашения, т. е. заявитель сервитута и тот, в правах собственности которого находится недвижимость.
  3. Точные и подробные характеристики земельного надела – границы участка, план расположения, адрес нахождения, общая площадь, расположенные объекты, в т. ч. растительные насаждения. А также цена объекта и сведения из кадастрового паспорта.
  4. Предназначение земли целевого характера, а также условия использования участка с указанием вида ограничения и времени.
  5. Указание на период установления обременения – срочное (до какого времени) или бессрочное.
  6. При наличии условий по преждевременному расторжению договора они обязательно прописываются в документе.

После того как документ составлен и подписан сторонами, договор визируется у нотариуса и проходит обязательную государственную регистрацию в Росреестре. Эти этапы регламентированы действующим Законодательством России. В иной ситуации последствия для сторон будут означать незаконность проведения сделки.

Особое значение отдается кадастрового плану земельного участка, т. к. при его утрате или порчи, следует восстановить в кратчайшие сроки.

Стоимость обременения на земельный участок в публичной форме

На основании того, что сервитут этой формы является отчуждением на участок земли, у владельца есть право установки стоимости за такую процедуру. Основанием служат предположительные финансовые потери или введение обременения.

Этот пункт юристы рекомендуют прописать в соглашении и тщательно рассмотреть, т. к. на первый взгляд, может казаться, что убытки не возникнут. На практике часто ситуация иная.

Ввиду этого, владелец надела может оформить договор и включить в цену охранные мероприятия, поддержку земли в соответствующем виде.

Это актуально, если обременение расположено в городской черте, и цель его отчуждения – возведение автомобильной дороги для проезда общественного транспорта.

В том случае, если после утверждения ограничения выявлено, что указанная стоимость не соответствует реальным затратам, допускается ссылка на Земельный кодекс России. Положения позволяют вносить изменения в соглашения и оформлять дополнения.

Вескими аргументами для формирования дополнительного приложения к договору выступают:

  1. Изменение деятельности в отношении землепользования и природопользования.
  2. Права собственника ограничились или расширились.
  3. Внесены изменения в законодательную базу, если одной из сторон выступает государственный орган.
  4. Обе стороны пришли к мнению о пересмотре договора и внесения коррекции.
  5. Наличие решения судебных органов исполнительной власти.

Как регулируются публичные обременения

Частная форма сервитутов регламентируется ГК РФ, в частности, статьей 274. Публичный вид обременения регулируется ЗК Российской Федерации ст. №23, включающей терминологию ограничения, типы и формы обременения, устанавливаемые в отношении надела, а также особенности процедуры.

Специфика публичного типа заключается в определении общественного интереса, а не отдельного владельца земли, соседствующего с облагаемым сервитутом надела. Понятие введено в ЗК России, а именно ст.№23, действующей с 30 октября 01 года.

Сервитут публичного вида в обязательном порядке регистрируется на государственном уровне в ЕГРН на основании ФЗ №218 (статья №52) и ЗК России (статья №23 пункт 9).

В соответствии с этой статьёй сервитут публичного типа на ЗУ утверждается согласно действующим российским законам либо другими нормативными актами, выданными государством или муниципалитетом. Это возможно, если необходимость отчуждения будет возникать для обеспечения государственных, административных интересов, а также населения.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/publichnyi-servitut.html

Сервитут – порядок установления и регистрации сервитута

Установления сервитутов что это

Есть в юридической терминологии такое понятие как сервитут – использование земельного участка для прохода или проезда с ограниченными правами.

Оно требует официальной регистрации. Эту нелегкую процедуру описывает закон. А заключают  это соглашение по взаимному согласию сторон.

По периоду пользования сервитут бывает как постоянным, так и краткосрочным.

статьи:

Основные виды сервитута – отличие частного сервитута от публичного

Два вида сервитута устанавливает Земельный Кодекс. В этом документе можно найти подробное их описание и признаки различающие их. Но, если рассказать проще, то:

  • Частный сервитут нацелен на частные интересы определенных лиц или организаций.

При этом договор может заключаться по взаимному соглашению при подписании документов, так и в результате вынесения судебного решения. Например, если владелец земли не настроен обременять ее сервитутом.

Землевладелец не ущемляется в правах этим соглашением. Он может полноценно распоряжаться земельным имуществом, а так же просить вознаграждение за использование территорией.

А если основания для действия сервитута иссякли, например, трубопровод направили другим путем или дорога больше используется и закрыта, то собственник имущества может потребовать расторжения договора, как в личном порядке, так и через суд.

  • Публичный сервитут заключается из-за выгоды государства, муниципальный предприятий, в общем, в народных целях.

Причем, если сервитут налагает какие-то трудности в использовании земельного имущества, то  владельцу полагается вознаграждение за его использование.

Если пользование участком вообще невозможно по причине сервитута, то владелец может просить выкупить эту землю.

Какие могут быть основания для возникновения сервитута в соответствии с законом о сервитуте?

Для публичного сервитута причинами выступают:

  1. Эксплуатация территории для охоты и рыбалки
  2. Транспортное передвижение по участку
  3. Применение территории для дренажных работ
  4. Для провода сельскохозяйственных животных по территории землевладельца
  5. Для вольной пастьбы скота
  6. Для сенокоса
  7. Для исследовательских работ – это временная мера
  8. Для  беспрепятственного подхода к прибрежной зоне.

Частный сервитут используют для:

  1. Прокладки трубопровода через территорию, принадлежащую определенному лицу
  2. Установки ЛЭП
  3. Установки теле- и радиовышек
  4. Для перемещения, например, соседний участок земли.
  5. И других необходимых нужд.

Как установить сервитут – порядок установления частного и публичного сервитута

Для возникновения таких отношений заинтересованное лицо должно предложить обладателю земли предложение сервитута. И после решения всех важных моментов, таких как сроки, оплата и прочее, две стороны заключают договор. После регистрации сего соглашения в ЕГРП сервитут считается вступившим в законную силу.

Как зарегистрировать сервитут – список необходимых документов  для государственной регистрации сервитут

Для того, чтобы заключить договор нужно подготовить следующий пакет документов.

  1. Заявление от землевладельца и лица «арендующего» земельное имущество.
  2. Подтверждение уплаты госпошлины
  3. Паспорта заявителей
  4. Если сервитут частный, то требуется обоюдное соглашение или решение суда
  5. Для публичного – правовой акт об установлении сервитута
  6. Бумаги, доказывающие, что объект недвижимости находится в собстенности

Для ЮЛ дополнительно потребуются:

  1. Учредительные документы, включающие все поправки
  2. Свидетельства о ГРЮЛ
  3. Договор о назначении руководителя: протокол избрания и приказ о назначении
  4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН

Кто и как устанавливает размер платы за установление сервитута – какой срок действия у сервитута

Обладателю используемого объекта  в любом случае будет назначаться денежное вознаграждение за сервитут. Причем величина его устанавливается в зависимости от размера материальной выгоды от объекта, если бы он не был отдан под сервитут. Важный факт, что на размер этих выплат оказывает влияние и частота пользования землей.

Срок действия договора определяется в официальном соглашении при подписании документа обеими сторонами. При этом длительность его не должна превышать время нахождения имущества в подряде, в строительных целях и проч.

Особенности сохранения сервитута при переходе прав собственности на имущество

Сервитут привязан не к определенному лицу, а к имуществу. Поэтому при купли-продажи, обмена, а так же аренды земля передается вместе с обременением. Таким образом, вместе с землей новый владелец получает еще и «бонус» в виде сервитута.

Прекращение сервитута – какие могут быть основания для прекращения сервитута?

  1. Соглашение сторон может быть расторгнуто при отпадении нужды пользования имуществом собственника. Например, если открылась новая более удобная дорога.
  2. Договор расторгается, если невозможно использование имущества по назначению. Т.е. если сервитут настолько мешает нормальной деятельности, что полностью останавливает ее.
  3. А так же в случае уничтожения объекта сервитута.
  4. Если пользователь сервитута приобрел используемое имущество у собственника.
  5. Так же вполне возможно прекращение действия договора при отказе от сервитута заинтересованного в нем лица.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/useful/430-servitut-poryadok-ustanovleniya-i-registratsii-servituta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.