Уровни законодательных актов

Иерархия нормативно – правовых актов РФ

Уровни законодательных актов

Нормативно – правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

В совокупности нормативно – правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон “О чрезвычайном положении” № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Вам может понадобиться информация из ментальной карты “Права потребителей”, в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителя

Или узнайте ЗДЕСЬ, как осуществляется продажа товара через интернет-магазины

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Иерархическую структуру имеют и нормативно – правовые акты субъектов РФ

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно – правовых документов

Законы субъектов РФ

Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно – правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/ierarkhiya-npa/

Уровни нормативно-правовых актов

Уровни законодательных актов

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Что касается подзаконных нормативно-правовых актов, то тут три уровня:

1. Акты Президента РФ;

2. Акты Правительства РФ;

3. Акты федеральных органов исполнительной власти.

Акты Президента РФ

Это указы Президента РФ, например, Указ Президента РФ от 15 мая 2008 г.

«О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г.

«О первоочередных мерах поддержки малого предпринимательства», Указ Президента РФ от 18 декабря 2007 г. «О дне российского предпринимателя», от 26 мая. Распоряжения Президента РФ носят индивидуально-правовой характер.

Акты Правительства РФ

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Вступают они в силу по истечении 7 дней после их официального опубликования. Акты Правительства принимаются в форме распоряжения и постановлений. Многие распоряжения носят нормативно-правовой характер, но могут и носить индивидуально-правовой характер.

Есть ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997 г.

Акты федеральных органов исполнительной власти

Это Постановление Правительства РФ от 12 августа 1997 г. «Об утверждении правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Акты бывают в видах: постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание НПА в виде писем и телеграмм не допускается.

Все они должны пройти в регистрацию в Министерстве Юстиции РФ, там они проходят экспертизу, в том числе антикоррупционную, потом получают специальные нормы и подлежат официальному опубликованию.

Локальное нормотворчество

В большей степени происходит в организации корпоративного типа, различные нормы можно встретить в положениях и уставах. Может быть «Положение о конфиденциальной политике общества», «Положение о дивидендной политики», Устав акционерного общества.

Некоторые авторы относят к ЛНА «Кодекс корпоративного поведения», одобренный на заседании Правительства РФ 28 ноября 2001 г. «Кодекс этики аудиторов», принятый Советом по аудиторской деятельности при МинФине 28 августа 2003 г.

Лектор считает, что эти акты в большей степени систематизируют принципы делового поведения, которые можно отнести к сфере обыкновения. Вот если стороны ссылаются на соответствующий акт, то он приобретает силу договорного условия, если нет, то это правило носит рекомендательный характер.

А вот ЛНА имеет ограниченную сферу действия. Несмотря на различные точки зрения, нужно иметь соответствующую позицию.

Судебный прецедент

Прецедент – поведение в определённой ситуации, которая рассматривается как образец при аналогичных ситуациях.

Судебный прецедент – решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при рассмотрении аналогичных дел. То есть общеобязательное правило.

Прецедент формируется высшими судебными инстанциями, нижестоящие суды действуют в рамках сформированного прецедента.

Позиция Российской Федерации

После присоединения РФ к ряду международных организаций (Совет Европы), решения ЕСПЧ по отношению к РФ являются обязательными, потому что носят характер норм. Рассуждая таким образом, можно найти и российское подтверждение. Роль судебным прецедентам отводится факультативно.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ обобщает практику применения закона и иных НПА и даёт разъяснения по другим вопросам судебной практики.

Данное разъяснение принимается в виде постановления Пленума ВАС РФ и является обязательным для арбитражных судов.

Президиум ВАС РФ рассматривает отдельных вопросы судебной практики и издаёт информационные письма и в отличие от ППВАС РФ закон не предусматривает их обязательными для арбитражных судов, он носит рекомендательный характер.

Обычаи делового оборота

Обычай – источник гражданского права. Обычай – сложившееся и широко применяемое в области предпринимательской или иной деятельности, непредусмотренное законодательством, правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет. Действительно, как правило, обычай делового оборота не зафиксирован, но предусмотрен.

Обычай делового оборота имеет факультативное значение по отношению к НПА и не только к НПА. Статья 309 ГК РФ выстраивает данную иерархию. Обычай, который противоречит обязательным положениям законодательства, не применяется. Применение обычаев предусмотрено НПА, в основном в сфере внешнеторговой деятельности.

В кодексе торгового мореплавания, статья 138 говорит о порядке размещения палубного груза (в соответствии с соглашением сторон или обычно применяемыми методами). Вот в морском праве складывается очень много обычаев делового оборота. В гражданском праве есть термин «обычные предъявляемые требования», это статья 478, 992 и т. д.

Возникает вопрос о соотношении обычно предъявляемых требований и обычаев делового оборота.

Обычаи делового оборота – это разновидность обычно предъявляемых требований. Обычай делового оборота имеет самостоятельное значение и на основе обычных предъявляемых требований складываются обычаи делового оборота. Эти обычно предъявляемые требования формируют обычай как норму права, правило поведения. Обычай делового оборота может получать и различные способы фиксации.

Обычаи нужно отличать от обыкновений, в том числе и в предпринимательской деятельности. Международные правила толкования терминов инкотернц. В настоящее время нужно руководствоваться инкотернц, которые вступили в силу с 1 января 2010 года.

Что это – обычай или обыкновение? Этот термин используется в российском законе, ФЗ «О международном коммерческом арбитраже». Этот термин используется в международных актах и соглашениях, например, Конвенция ООН о международных договорах купли-продажи. Мы должны трактовать обычай как норму или правило поведения.

Деловые обыкновения отличаются от обычаев тем, что необходима прямая ссылка на них прямо в договоре, то есть пока мы не сошлёмся на инкотернц, он действовать не будет.

В компетенцию торгово-промышленной палаты входит свидетельствование некоторых обстоятельств, в том числе и обычаев. Речь идёт о том, что торгово-промышленная палата должна свидетельствовать конкретные обычаи, поэтому обращаем внимание на это обстоятельство.

Существуют также иные акты, где содержатся иные обыкновения, например, унифицированные правила и обычаи для унифицированных аккредитивов.

В РФ пример обыкновений – в СССР действовали два акта: «Инструкция П-6 (о порядке приёме по количеству), Инструкция П-7, эти акты применялись как нормативные, но с принятием ГК РФ, эти акты утратили общеобязательную силу, но применяются в том случае, если есть ссылка на них в конкретном договоре. А так они носят характер деловых обыкновений.

Обычаи делового оборота находятся у нас в стадии становления. Формирование обычаев делового оборота существенно замедлено, потому что у нас судебный прецедент – не источник права.

Реформа антимонопольного законодательства, практика наработала ряд примеров в сфере недобросовестной конкуренции, они выработаны практикой на основе применения конструкции злоупотребления права.

Уже подготовлена инициатива федеральной антимонопольной службы по поводу изменения в ФЗ «О защите конкуренции». Вот такова тенденция.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 2429 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/11-63418.html

Виды законодательных актов

Уровни законодательных актов

Система законодательных актов, регламентирующих ту или иную сферу жизни населения, формирует определённый вид права. Право – это более широкий по сравнению с законодательством термин, однако оно всецело опирается на него. Исторически сложилось материальное право, включающее в себя:

Конституционное право – направлено на регулирование отношений личности и государства.

Административное право – регулирует отношения государственных органов, должностных лиц, а также публичные функции государства.

Гражданское право – регламентирует имущественные и личные неимущественные отношения, права собственности и т.д.

Предпринимательское право – это перечень правовых норм по организации и ведению предпринимательской деятельности.

Трудовое право– устанавливает отношения в сфере наемного труда и рынка труда.

Финансовое право – включает налогообложение, государственные денежные средства и ценные бумаги.

Уголовное право – связано с правонарушениями преступного характера, и наказанием за них.

Экологическое право – регламентирует взаимодействие общества и природы, охрану окружающей среды и экологическую безопасность.

Семейное право – регулирует семейные отношения и связанные с ними имущественные отношения.

Право социального обеспечения – это распределение части ВВП населению путем денежных выплат, социального страхования, социальных услуг, льгот, а также реализация соответствующих правовых норм.

Также были разработаны порядок и процедуры осуществления прав и обязанностей людей, формализованные в виде процессуального права. Это право состоит из следующих видов: Гражданское процессуальное право и Уголовно-процессуальное право, а для России ещё и Арбитражный процесс.

Особое положение занимает Международное право, которое подразделяется на публичное; частное; наднациональное.

В рамках всех вышеперечисленных отраслей права в полном соответствии с ними, без противоречий, должен развиваться любой вид законодательства.

Законодательство базируется на различного рода нормативных актах. Нормативный акт — это разновидность документа, содержащего правовые нормы. Они устанавливают, изменяют,либоотменяют эти нормы. Среди таких документов выделяются две группы:законы иподзаконные акты.

Законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами. Законы принимаются в особом порядке органами законодательной власти. Они призваны регулировать весь перечень общественных отношений.

В России их принимает Государственная Дума, а далее рассматриваются, а затем одобряются или не одобряются Советом Федерации.

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

Конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету ведения Конституции РФ. Такие вопросы указаны в Конституции, а в дальнейшем через законы они получили своё развитие и детализацию.

Текущие законы – это нормативы, принимаемые для урегулирования важных вопросов жизни общества. Они не должны противоречить конституции и конституционным законам.

Виды нормативных актов в Российской Федерации и их иерархия приведена в таблице 1. В перечень актов не включены международные нормативные акты, которые признаёт наше государство. Они принимаются международными организациями, т.к.

они стоят особняком, вне определённого уровня государственной иерархии нормативных документов. Указы – издает Президент РФ. Он одновременно является главой государства и главой исполнительной власти.

В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным.

Постановления регламентируют основные решения вопросов социально-экономического характера, связанных с промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальной зашитой населения, внешними экономическими связями, организацией работы министерств. Эти документы вырабатываются Правительством. Кроме того, Правительство разрабатывает акты, связанные с установлением порядка исполнения законов, принятых законодательным органом.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. роль среди них отведена инструкциям. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории.

Есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются на всех граждан и организации (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.).

Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность.

Наиболее распространёнными законодательными актами являются нормативы законодательных (представительных) органов субъектов Федерации – законы.Они посвящены вопросам, связанным с бюджетом, налогами, приватизацией. Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Таблица 1 – Виды нормативных актов в Российской Федерации

Иерархический уровень Принимающий нормативный акт субъект Вид нормативного акта
Федеральный уровень Народ Конституция Российской Федерации
Государственная Дума Законы
Президент Указы
Правительство Постановления
Министерства Инструкции
Региональный уровень Думы (законодательные собрания) Законы
Губернаторы областей, краёв, президенты республик Указы
Администрации областей, краёв, правительства республик Постановления
Местный уровень Органы местного самоуправления Решения
Организации Корпоративные акты

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они призваны решать различные вопросы, связанные с порядком предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизационные) нормативные акты регламентируют внутренние вопросы. Они посвящаются вопросам использования финансовых средств, управлению, кадровым, социальным вопросам и другим вопросам).

Более широким является понятие нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт это правовой акт, принятый полномочным органом и содержащий предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Этот акт одновременно и нормативный и правовой. Он является официальным документом, выполненным вособом стиле, с учётом специальной терминологии, имеет четкую структуру и реквизиты.

Как отмечалось выше, кроме законов к законодательным актам относятся ещё и подзаконные акты.

Подзаконный акт – это нормативный правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы. Они служат дополнению, конкретизации, развитию, детализации законов и имеют упрощённую процедуру принятия. К подзаконным актам относятся следующие виды документов:

указы и распоряжения Президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

приказы, инструкции, положения министерств и ведомств;

решения и постановления местных органов государственной власти;

решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

нормативные акты муниципальных органов;

локальные нормативные акты – нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации.

Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 4475; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-65010.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.