Указ это нормативно правовой акт

Содержание

Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

Указ это нормативно правовой акт

В России любые документальные решения, которые принимает государство, муниципальный орган, юридическое должностное лицо называются правовым актом.

Нормативные правовые акты, указы, распоряжения могут принимать различные органы страны и отдельные граждане. Постановление правительства это закон или подзаконный акт.

Они содержат общие постановления, распространяются на определенный круг лиц с определенным периодом применения.

Для того чтобы разобраться, как правильно называть и различать, какие нормативные акты издает правительство Российской Федерации – изучите нашу статью.

  • Кто издает приказы в РФ?
  • Какие бывают правовые акты?
  • Какие нормативные акты издает президент РФ?
  • Постановления правительства издается или принимается?

Чем отличается постановление от указа?

Указ – в некоторых странах это нормативные акты главы государства. Постановления органа, который имеет власть и силу над законом.

Постановление – решение коллектива действующего органа, его официальное распоряжение.

Распоряжение – акт, который издается одним только руководителем учреждения. Распоряжение можно довести до исполнителей оперативных вопросов. Оно касается узкого круга лиц, работает на не долгосрочной основе.

Приказ – официальное распоряжение, которое выполняется в срочном порядке и неоспоримо.

Издание указов и распоряжений, кто занимается этим?

По статье № 90, в Российской Федерации издает и принимает указы Президент России. Принятые законы входят в список обязательных для исполнения, и исполняются по всей территории государства. При этом законы и указы, которые хочет принять глава державы, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным утверждениям.

Указы могут носить нормативный и ненормативный характер. Нормативные законы вступают в действие сразу после их подписания. В течение 7 дней распространяются по всей территории страны.

Все нормативные акты строятся на политической иерархии. Все зависит от юридической силы документа. Царит над любым правовым, нормативным актом Конституция России, поэтому указы должны быть подзаконными и не противоречить правилам Конституции.

Нормативно правовые акты, указы, распоряжения, постановления: виды

Период действия законов определяется после момента их вступления в силу. Так документ может начать действовать во время принятия и опубликования, или по истечению установленного срока.

Поэтому из-за срока годности их разделяют на 2 вида:

  • Временный, периодичный акт.
  • Акт, действующий неопределенно или длительно.

Конкретно правовые акты разделяются на 3 основные группы. Каждая из них имеет свой срок действия, полномочия и распоряжения. Существует: закон, подзаконный акт, международный закон.

  • Закон издает высший орган государственной власти, который обладает высшей юридической силой. Акт могут принять только уполномоченные органы власти. В редких случаях закон может быть принят из-за гражданского референдума. Вносить правки, менять закон может только его создатель, то есть высший орган. Как правило, законы регулируют и развивают социальное, экономическое, военное положение общества и государства.
  • Подзаконный акт это документ, которые подробно прописывает действия закона. Он выстраивает иерархическую модель с целью прописать нормы так, чтобы они соответствовали прописанным нормам в высших источниках юридической силы. Также являются основой для более низких правовых актов. К подзаконным актам относятся: общефедеральные, муниципальные и акты субъектов федерации.
  • Международные законы принимаются вне определенного государства, а с помощью множество стран, которые после будут обязаны соблюдать принятый международный закон. Документ является частью национальной правовой системы.

Указы и распоряжения Президента, в чем разница?

Акт Президента – это документ, который принимает юридическую форму Конституции Российской Федерации, выражает решения власти и соблюдает конституционные полномочия. Президент, как глава органа власти может издавать, как указы, так и распоряжения. После издания закона любой гражданин, предприятие должно выполнять и придерживаться нормативным актам закона по всей территории РФ.

Но не секрет то, что не один Президент трудится над изданием закона, правового акта. Над этим работает вся администрация Президента. Принимается закон с помощью коллег депутатов, методом ания. А если дело касается указа Президента, то ание не играет никакой роли, ведь приказ обязывает всех выполнять его условия.

источник: Аргументы недели

Источник: http://usolie.info/news/eto-interesno/chem-otlichayutsya-ukaz-postanovlenie-rasporyazhenie-i-drugie-pravovye-akty.html

Нормативно-правовой акт определение, признаки НПА, виды, примеры

Указ это нормативно правовой акт

Понятие нормы права определяет общественные правила поведения, которые регулируют отношения в обществе, гарантируемые законом, и отражают деятельность жителей, организаций.

Нормативно правовой акт – это правотворческая деятельность, включающая в себя нормы права. Акт разрабатывается и издается уполномоченными лицами.

Нормативно-правовой акт (НПА) что это такое

Нормативный правовой акт представлен в форме, установленной законодательством.

Может приниматься путем референдума, если процедура соблюдается согласно закону.

Признаки НПА

Определить НПА можно, если ему присущи следующие черты:

  • представляется в виде заверенной письменной бумаги,
  • бумага утвержденной формы и структуры, с реквизитами,
  • имеются последствия правотворческой деятельности,
  • принимается уполномоченными лицами правовой деятельности,
  • базируется на правовых нормах и регулирует их,
  • соблюдение порядка норм права при принятии бумаги,
  • является обязательным к исполнению,
  • предусматривает публикацию для широкого круга людей,
  • возможен для повторной реализации.

Виды нормативно-правовых актов

Российская Федерация издает общие федеральные НПА согласно международным правовым актам и отдельные, только для субъектов РФ. Иерархия НПА в Российской Федерации распределена по высшей степени юридической силы.

Все правовые бумаги в юриспруденции распределяются на 2 вида закон и подзаконные акты.

Подзаконные акты:

  • распоряжения и указы президента,
  • постановления органов власти, у которых имеются полномочия по регулированию общественной деятельности,
  • издаваемые ведомством или министерствами приказы, положения, инструкции, контролирующие общественность, находятся в полномочиях этих подразделений,
  • нормативная документация государственной власти на местах,
  • нормативные бумаги муниципальных структур,
  • локальные документы, которые издаются управлением предприятия, организации.

Документация бывает разного срока действия:

  • временная,
  • длительно-неустановленного.

Акты разделяются на акты специального назначения и узкого. Специально предназначенные акты для определенной категории населения. Общие применяются ко всему населению.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

В РФ все НПА принимаются согласно федеральных законов (ФЗ) страны и не должны им противоречить.

В законодательстве РФ нормативные документы делятся на:

  1. Основные по отношению к другим законодательным документам имеют самостоятельную значимость.
  2. Производные те акты, которые утверждают другие. Они имеют форму правил, уставов, положений, порядков и др. в рамках требований законодательства.
  3. Вспомогательные нормативные документы, которые изменяют или отменяют другие.
  4. Дополнительные объясняет или указывает порядок реализации основного документа.

Как создаются НПА

Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.

Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:

  1. Создание проекта:
    • выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта,
    • материально-техническое обеспечение проекта,
    • схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании,
    • подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
  2. Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
  3. После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
  4. Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.

Особенности действующих НПА

Каждый нормативный документ ориентирован на регулирование разных общественных сфер деятельности.

Как определить, что перед вами действующий нормативно-правовой акт?

Вот некоторые признаки:

  • документ имеет специальные реквизиты,
  • имеется название документа (закон, постановление),
  • документ имеет непосредственное отношение к органу, издавшему его,
  • все изданные документы это часть правой системы государства,
  • обязателен к выполнению для граждан и органов власти,
  • имеет утвержденную структуру,
  • выполнение любого действующего НПА контролируется государством.

Принципы классификации НПА

Нормы права классифицируются по общим чертам, в зависимости от отрасли или содержания:

  • гражданские,
  • Уголовный кодекс,
  • административные,
  • комплексные.

Примеры нормативно-правовых актов

Вот несколько настоящих НПА:

  1. Акт местного назначения. Распоряжение от 30.04.2015 No 237-РП руководства столицы «Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города».

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/normativno-pravovoy-akt-opredelenie-priznaki-npa-vidyi-primeryi

Доклад: Нормативный правовой акт

Указ это нормативно правовой акт

НПА – это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену.

Этот документ всегда обращен к персонально неопределенному кругу лиц. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права. Эта форма права характерна для России и большинства стран Европы.

Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:

1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных; 2) существует особый порядок их принятия; 3) используется писаная форма и оформление в специальном виде; 4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов;

5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.

Нормативные-правовые акты могут издавать не любые государственные органы и должностные лица, а лишь специально уполномоченные государством на этот вид деятельности. Все Нормативные-правовые акты имеют государственный характер, т.е. они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования.

Следует, вместе с тем, иметь в виду, что существуют акты органов государства, которые не носят нормативного характера.

Например, Президент РФ имеет право издавать не только указы нормативного характера, содержащие правила поведения, но и указы ненормативные, в частности, о назначении на должность министра или посла какого-либо конкретного лица, о награждении орденом или присвоении воинского или почетного звания.

Акты ненормативного характера адресуются индивидуально-определенному лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.

Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты – всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять или толковатьуже действующие нормы права.

Закон – это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке. (Пример закона – Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Устав железных дорог).

Эта форма используется для регулирования наиболее важных для жизни общества отношений. Закон обладает высшей юридической силой. Отсюда следует, что закону присущи следующие черты:

1) это акт представительных (законодательных) органов государственной власти или акт, принятый всенародным анием (референдумом);

2) он регулирует наиболее важные общественные отношения, например, права и обязанности личности, отношения собственности, устройство государства и т.д.;

3) закон принимается по особой процедуре, носящей название законодательного процесса;

4) обладает верховенством в правовой системе государства.

Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен. Закон всегда нормативен, так как содержит нормы права, и этим он отличается от деклараций, обращений и других актов, принимаемых представительными органами власти.

Среди законов высшую юридическую силу имеет конституция, основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного ания) 12 декабря 1993 года. Никакой акт государства не может противоречить Конституции, ее нормы всегда имеют приоритет перед нормами других актов.

Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные (текущие). Конституционные законы – это такие законы, принятие которых предусмотрено в самом тексте конституции. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч. 3 ст.

118 Конституции РФ предусматривается , что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом. В Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами. В конституциях других государств, например, Испании, Франции, они называются органическими.

Этим законам присущи следующие особенности:

1) они обладают более высокой юридической силой по сравнению с обыкновенными законами;

2) принимаются в особом порядке – квалифицированным большинством, т.е. заранее установленным повышенным кворумом при ании.

В России, например, за федеральный конституционный закон должны проать не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации от их списочного состава.

В то время как для принятия обыкновенного закона достаточно простое большинство в обеих палатах (50% плюс один голос);

3) Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России – в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его.

Текущими (обыкновенными) называют федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В числе упомянутых в Конституции России федеральных конституционных законов, уже приняты и действуют подобные законы – о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Судебной системе РФ и др. Предстоит принять законы о чрезвычайном положении, о военном положении, о гимне, флаге, гербе России и ряд других.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

Все законы независимо от их характера подлежат обнародованию и опубликованию.

Действует конституционное правило, что неопубликованные законы не могут применяться.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

1. постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер.

Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права.

А указ о повышении размера пенсий или пособий – это нормативный правовой акт, так рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3. постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4. нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

Они не могут противоречить Конституции и законам. Подзаконные нормативные правовые акты принимаются и другими органами государства – правительством, местными органами государственной власти и иными органами.

Они также не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е.

она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

К подзаконным актам относятся и акты центральных органов исполнительной власти – министерств, государственных комитетов, федеральных служб, а также акты глав местной администрации и исполнительных органов субъектов Федерации.

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым незаконодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Определить, как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие.

В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 года, а вступил в действие с 1 января 1997 года.

Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в “Российской газете”, “Парламентской газете” или “Собрании законодательства РФ”.

Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении 7 дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом.

Постановление Правительства РФ вступает в силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан,- по истечении 7 дней после опубликования.

Нормативные акты министерств и ведомств затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиций, вступают в действие с момента регистрации.

Действие нормативного правового акта прекращается по истечении срока, на который он был принят, либо в вязи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющий старый.

В ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закреплено также правило о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что его действие не распространяется на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу. Закон же, смягчающий или устраняющий уголовную ответственность, имеет обратную силу.

Существует также такое понятие, как “переживание старого закона”. Это такая ситуация, когда формально отмененный нормативный правовой акт признается действующим применительно к отношениям, возникшим или существовавшим во время его действия.

Одновременно применительно к такого же рода отношениям действует новый нормативный правовой акт, по-другому регулирующий такие отношения. Т.е. происходит как бы параллельное действие двух актов по одному предмету – отмененного и нового.

Фактически признается действующим не старый акт, а признаются правоотношения, возникшие на основании отмененного акта. Такой подход иногда необходим, чтобы сохранить стабильность в регулируемых отношениях.

( Так, те, кто вступил, в ЖСК до 1984 года продолжают возвращать кредит в течение 15 лет, а вступившие после 1984 года – будут расплачиваться в течение 25 лет).

Нормативные правовые акты прекращают действие во времени в следующих случаях:

1) истечение заранее установленного срока действия, если был принят на определенный срок;

2) отмена специальным актом правотворческого органа;

3) если по предмету данного акта принят новый, в котором содержатся специальные статьи об отмене предыдущего акта.
Иногда происходит фактическая отмена полностью или частично путем издания нового акта по данному вопросу без указания в его тексте об отмене старого.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-21801.html

Нормативно-правовые акты: законы, их виды и особенности

Указ это нормативно правовой акт

Подзаконные акты

Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме решения компетентных правотворческих государственных органов, в которых содержатся нормы права. Среди них следует выделить законы и подзаконные акты:

1. Законы.

2. Декреты.

3. Указы.

4. Постановления правительства.

5. Приказы министров.

6. Решения и постановления местных органов власти и управления.

Система нормативно-правовых актов определяется Конституцией, законами, положениями, закрепляющими компетенцию государственных органов. Так, в РФ Парламент принимает законы, Президент – указы и распоряжения.

Закон это принятый в особом порядке нормативно-правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой.

Иначе говоря, закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом власти.

Черты закона:

1. Нормативный акт, издаваемый или принимаемый представительным органом государственной власти или народом при проведении референдума

2. Закон, обладает высшей юридической силой, то есть имеет верховенство и является главной формой права (хотя в Англии закон рассматривается как второстепенный источник права), а главный источник – судебная практика.

3. Закон должен отражать волю и интересы общества или народа, то есть выражать общую волю. Это положение подвергнуто серьезной критике. На самом деле закон – дело избирательного корпуса.

4. Законы издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке, путем внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения, утверждения, опубликования. Если закон принимается путем референдума, то порядок определяется в Законе о референдуме. Существуют различные критерии классификации законов:

1. В зависимости от значимости содержащихся в законах норм:

– конституционные;

– обыкновенные.

Конституционные – это Конституция, законы, вносящие дополнения и изменения в Конституцию, и законы, издание которых предусмотрено в Конституции.

Обыкновенные принимаются по текущим вопросам жизни государства.

2. В зависимости от органов, издавших закон, а также от территории действия, законы подразделяются на федеральные и на законы, принятые субъектами федерации (действуют на подведомственной территории).

По Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия действует федеральный закон. Если закон издан по предмету исключительного ведения субъектов РФ, то действует закон субъекта РФ.

Постановления Правительства РФ издаются в пределах компетенции правительства, по важным вопросам хозяйственного, социально-культурного строительства. Президент издает указы. Это нормативно-правовые акты, издаются на основе Конституции и Федеральных законов – в пределах компетенции Президента.

Им издаются также распоряжения (индивидуальные предписания). Министерства, госкомитеты издают приказы и инструкции.

Субъекты федерации:

– республики имеют свою Конституцию и законодательство;

– остальные субъекты – устав и законодательство.

Самостоятельную группу актов образуют решения местного самоуправления (регламенты, положения), они обязательны для расположенных на их территории предприятий, учреждений, организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также для должностных лиц и граждан.

С 1991 г. появилась местная администрация. Глава ее в пределах своей компетенции принимает постановления, выносит решения, издает распоряжения.

Подзаконные акты главы администрации, противоречащие законодательству, отменяются соответствующим органом исполнительной власти или судом.

Действие нормативных актов во времени,

В пространстве и по кругу лиц

На практике большую значимость имеет действие нормативно правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Действие во времени определяется вступлением нормативно-правового акта в силу и утратой им силы. Время вступления в силу устанавливается законом или иным нормативным актом. Время вступления может быть определено конкретным моментом:

– немедленно после официального принятия и опубликования текста нормативно-правового акта;

– по истечении специально предусмотренного срока для конкретного нормативно-правового акта после его опубликования.

Новый нормативно-правовой акт распространяется на все общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу и на те, которые возникнут в будущем. Нормативно-правовой акт может иметь обратную силу. Эти случаи должны быть оговорены в самом нормативном акте.

Так, в уголовном праве закон имеет обратную силу, если устраняется наказуемость деяния или смягчается наказание. Иногда имеет место переживание старого нормативно-правового акта, который формально отменен, но продолжает действовать на длящиеся правоотношения. Указом Президента от 05.04.1994 г.

предусмотрено: законы должны быть опубликованы в информационном бюллетене «Собрание законодательства РФ», в «Российской газете», в эталонном банке правовой информации научно-исследовательского центра правовой информации «Система». Они также могут быть переданы по радио и по телевидению.

Федеральные законы по вопросам ратификации, денонсации международных договоров публикуются в «Бюллетене международных договоров». Президент должен подписать федеральный закон в течение 14 дней, а Конституционный – в течение 7 дней. Федеральные законы вступают в силу на территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Постановления и решения Правительства, ведомственные акты вступают в действие с момента их принятия, если иное специально не оговариваются. Различают акты определенно-длительного и неопределенно-длительного действия. Иногда действие нормативного акта приостанавливается.

Действие нормативного акта в пространстве.

Пространство включает:

– часть суши, внутренние воды, недра в пределах границ государства;

– внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль (1 миля – 1852 м.);

– воздушный столб (на высоте до 35 км);

– воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе, под флагом и гербом государства;

– космические объекты под гербом и флагом государства;

– территории посольств или консульств.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц распространяется на всех юридических и физических лиц, находящихся на данной территории. Исключения установлены для лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом: послы, посланники, поверенные в делах, члены семей дипломатического корпуса.

Ответственность за их нарушения определяется дипломатическим путем.

По физическим лицам различают:

1. Граждане.

2. Иностранцы.

3. Лица без гражданства.

4. Лица с двойным гражданством.

5. Физические лица различаются:

– по возрасту;

– по признаку пола;

– по профессиональной принадлежности;

– иные основания.

Система права

Нормы права, составляющие право того или иного государства, характеризуются внутренним единством, согласованностью. В силу разнообразия регулируемых общественных отношений единое право подразделяется на отдельные структуры, имеющие самостоятельную значимость в правовом регулировании. Единство и дифференциация лежат в основе внутренней структуры всякого права.

Система права – это право данного общества, взятое как в единстве, так и в подразделении на составные части, это внутреннее строение права, обусловленное определенными объективными основаниями.

Поэтому система права – это структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм данного государства и одновременно их разделение на соответствующие отрасли права.

Отрасли права, подотрасли права, правовые институты, норма права – это основные внутренние структурные подразделения права.

Они различаются между собой по:

– значению;

– объему и месту, занимаемому в правовом регулировании.

Отрасль праванаиболее крупное подразделение права. Это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в определенной сфере общественной жизни.

В каждой отрасли права есть Общая часть, в нормах которой выражены общие положения по регулированию всей данной области (имущественных, уголовно-правовых и т. п.) отношений. Отрасль права включает в свой состав иногда подотрасли.

Например, авторское право – подотрасль гражданского права.

Отрасли и подотрасли делятся на правовые институты, то есть группы правовых норм, регулирующих какие-либо однородные общественные отношения, связанные между собой в виде обособленной группы (институт права собственности, институт договора, обязательств и т. п.).

Связь между отдельными отраслями права обеспечиваются смежными правовыми институтами.

От системы права следует отличать систему законодательства. В законах (по соображениям удобства) иногда содержатся нормы разных отраслей права. Эти различия следует учитывать при систематизации законодательства. Система законодательства не совпадает с системой права (с его отраслями).

Система права складывается объективно-исторически. Поэтому в основе деления системы права на отрасли лежат общественные отношения, регулируемые нормами той или иной отрасли права.

Первым и главным основанием деления права на отрасли и институты является предмет правового регулирования, то есть регулируемые правом общественные отношения.

Другим основанием является метод правого регулирования, то есть совокупность правовых приемов воздействия на общественные отношения, применяемых государственными органами при регулировании данных отношений.

Краткая характеристика отраслей права

Систему права следует начать раскрывать с характеристики отдельных отраслей права.

На первом месте стоит конституционное (государственное) право – ведущая отрасль права, в ней объединены нормы, закрепляющие основы конституционного строя, принципы организации, цели, задачи, функции государства, основные направления его политики, принципы взаимоотношения личности и государства, механизм осуществления государственной власти.

Административное право – система норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, в экономической, политической и социальной сферах жизни общества.

Финансовое право – регулирует отношения в связи с накоплением денежных и финансовых ресурсов.

Гражданское право – регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения (честь, достоинство).

Трудовое право – система норм, регулирующих общественные отношения по применению труда рабочих и служащих, определяет условия приема и увольнения с работы, устанавливает время труда и отдыха, права и обязанности, условия труда работников.

Уголовное право – регулирует общественные отношения в связи с совершением деяний, признаваемых общественно опасными, то есть преступлениями.

Другие отрасли права.

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Материальное правоправовые нормы, с помощью которых воздействие осуществляется прямым путем (нормы материального права закрепляют юридическое положение имущества, лиц, определяют структуру органов государства и т. д.).

Процессуальное правонормы, регламентирующие процедуру при рассмотрении уголовных, гражданских и других юридических дел.



Источник: https://infopedia.su/8x10ff4.html

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.2 Норма права. Источники права. Нормативный правовой акт. |

Указ это нормативно правовой акт

  • Норма права. Понятие.
  • Состав нормы права.
  • Формы норм права.
  • Особенности норм права.
  • Виды норм права.
  • Источники права.
  • Нормативный правовой акт. Понятие, признаки.
  • Виды нормативно-правовых актов.

Норма права.

Норма права (правовая норма) – охраняемое государством общеобязательное право , которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определённые права и обязанности.

Состав нормы права.

  • Гипотеза (предположение) – описывает условия применения права (ЕСЛИ пешеход переходит дорогу).
  • Диспозиция (распоряжение) – описывает само правило (ТО должен переходить дорогу на зелёный свет светофора).
  • Санкция (взыскание) – предусматривает последствия невыполнения нормы (ИНАЧЕ от будет оштрафован).

Формы ном права.

  • Дозволение – предоставление права на совершение определённых положительных действий (что можно делать).

  • Предписание – установление обязанности совершать определённые действия (что нужно делать).

  • Запрет – установление требования воздержаться от определённых действия (чего нельзя делать).

Особенности норм права.

  • Закреплённость в законе или других нормативных правовых актах.
  • Общеобязательность: их обязаны соблюдать все – и отдельные лица и организации.
  • Конкретность, детализированность.
  • Обеспеченность силой государства.

Виды норм права:

  • конституционные законы
  • нормы законов
  • нормы подзаконных актов.

Источники права.

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

  • Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт — властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор — правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Признаки нормативно-правового акта.

  • Содержит нормы права.
  • Предназначен для регулирования общественных отношений.
  • Общеобязателен для исполнения.
  • Выражает волю государства, сформулированную как общеобязательное требование.

  • Издаётся компетентными органами государства или принимается всенародным анием – путём референдума.
  • Имеет вид письменного документа.
  • Характеризуется неконкретностью адресата, то есть обращён к индивидуально-неопределённому субъекту.

  • Рассчитан на многократное применение.
  • Гарантируется принудительной силой государства.

Закон.

Закон – нормативно-правовой акт, имеющий следующие признаки:

  • принимается в особом порядке органами законодательной власти или референдумом,
  • выражает волю народа,
  • обладает вышей юридической силой,
  • регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

  • Основные законы (Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральные конституционные законы).
  • Обыкновенные законы (текущие) – федеральные законы, законы субъектов РФ.

Различайте!

Федеральные конституционные законы – законы, регулирующие вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, то есть к предмету ведения Конституции РФ (например, Закон «О чрезвычайном положении», «О выборах Президента РФ» и др.)

Федеральные законы – законы, регулирующие важнейшие вопросы общественной жизни, не относящие к ведению Конституции РФ (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, «Об акционерных обществах» и др.)

Подзаконный акт.

Подзаконный акт — нормативно-правой акт, изданный на основе и во исполнение закона:

  • обладает меньшей юридической силой, чем закон,
  • базируется на законе, обладая вспомогательной и детализирующей ролью.

Виды подзаконных актов.

  • Указы Президента РФ.
  • Постановления Правительства РФ.
  • Приказы, инструкции, положения министерств и других федеральных органов исполнительной власти.
  • Решения и постановления органов законодательной власти субъектов РФ.

  • Решения, распоряжения, постановления органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • Нормативные правовые акты муниципальных образований.
  • Локальные нормативные правовые акты (предприятий, учреждений, организаций).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-56/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.