Требование о сносе дома

Содержание

���� ������������������ ���������� �������������� �� ������������������ ���� �������������������� �������������������� ����������

Требование о сносе дома

�������������������� �������������� �� ������������ ���������� ������������������ ������ �������������������� ���������� ������������ – �������������� ��������������.

�������������������� �������������� ������������������ ������������������ �������������� ������������������ �������������� �� ����������������������.

���������� ���������� �������� �� ���������� ������������ �� �������������� ������������������ �� ���������� �� ��������������������, �������������������� ���������������� ���������������� ���� ���������������������� ���������� �������������������� �������� ����.

�������������������� �������� ������������ �������������� ���������������� �������������������� ���������� ������������������, ������ ������ ���� �������������������� ���������������� ���������� ������������ ���� �������� ������������.

�������� ���� ������ – ������ �������������������� �������������� �� ������������������ ��������������������.

�� �������� ������������������ ���������������������� ���� �������������� �������������������������� ������������������������ ���� �� �������������������������� ���������� ������������ ��������, ������ �������� ������ ��������.

������������ ��������������������, ������ ������������������������������ ������, �� �������������� ������ ����������, �������������������������� �������������������������� ������������ �������������� ������������������ �� �������������������� ����������.

������ �������������� �� ������������������������ ������������������ ���� ���������������������� �������������� ���� �������������������� ������������ ����������. ���� ���� ����������, ������ ���� ��������������������, ���� ���� ��������������������.

�� ���������� ���� ������ �� �������� ������������������ ��������������������, ������ �������������������������� ������������ �������������� �������������� �������������� ���������������� ������������, ������ ������ ������ ���������� �������������������� ������������, �� �������������� ���� ��������������������. ����������, ���� ���� ������������, – ����������������. ������������ ���� �������� ��������������, ������ ���� ������������ ���������������� “������������������������ ���������������������� ������������������������������ ���������� ������������������”.

���� ������������������ ������ �������������� ������������ �������������� ���� �� ������������ �������������������� �������������������� ���������� �� �� �������� ��������������. ���������������� ���������������� �������������������� �������� �������������������� �������������������� ������������. ���������������� ������������ �������������������� �� ������������������ ������ ����.

�� ������������������ �������� ���� �������� �������������� �� �� ���������������� ������������������ ����������������������, ������ ������, ���� ������������ �������������� ������������������, �� �������� “�������������� ������������������ ������ ������������ ������������������������ ���� �������� ���������������� ��������������������������”. ������������������ ������������������ ������ ���� ���������� �� ���������������� �� �������������������� ��������, �� �� ������������������.

������ ������ ������������ �� �������������������� �������� ������������������ ������. �������� �������������� ������������ ���������������� �� �������� �� 2014 ��������.

���� ������������������ ������ ���� ���������� ������������ �������� ���������������� ������������������ �� ������������ �� ������������������������������ ������������������ ����������������������.

������������ �� �������������� �� ���������������� �������� �������������������������������� ���� ��������.

�� �������������������� �������� �������� ������������������������ �������������������������� ������������ �� ������������������ ������������������ ����������������, �������� ������ ������������ �������� ������������������������.

������ ���������� ���������������� ������������ “���������������������� �������������� ������ �������������������������� ��������” �������������������� ������������ �� ������������������ ��������. ���� ������������ ���� ���������������������� ������������������������ �� ������������������������ ����������.

�� ���������������� ������������ ����������������, ����������������, ������ ���������� ���������� “������ ���������������������������� ����������”.

������������������ ������, ������������������ ������������, �������������� ���� ��������, ������ ���������������������������� �������������������������� ���������� ������������ �������������������� “���������������������� ������������ ���� �������������������� �� �������������� ���������������� ����������������������������”.

�� ���������� �������������������� “�������������������� ���� ��������”, ������ ������ ������������������ ���� �������������������������� ������������������ ��������������������. ������������������ �� �������������������������� ������������ ����������������������. �� ������ ������������������ ������ ���� ���������������� ���� ����������������.

�������������� ������������������ ������ ���� ���������������� ���������������� ���������� ������������������������ �� ��������, �������������� �������������� ������������������. ���� �������� ������������ ���������������� �� ������������ 32 ������������������ ��������������.

�� ������ �������������� ������������������ – �� ������������, ���������� ���������������������� ���������� �� ������������������ �������� “���� ���������������������� ������ �������� ������ ��������������������������, �������������� ���������������� ���������������������������� ���������������������� �������������� ���� �������������� �������������������� ��������������, ���� �������������� ���������� ������������������ ������, ������ �������������������������� �������� �� ���������������������������� ���� �������������� ������������ ���������������� �� ��������”.

�������������������� ���� ������������������ ���������� ������������������, ���������� �� ������������ �������������� �������������� ������������������������ ���������������������� �� ��������������������������.

������������������ ������ ���� ������������������������ ������ ������ ������������ 32 ������������������ ��������������, �� �������������� �������������� – ���������������������������� �������������� ������������ ������������������ ���� ������������������ �������������� �������� ���������������� ������������ ������ �������������� �������������������������������� �� ������������������������ ��������������������.

������������ ���������� ������������������ ������������ �������������������� �� ���������� ������������ ���������� �������� �������������������������� ������������������������ ������������ ������ �������������� �������������������������������� ��������������������, ������������������������ �� �������������� ���������������� ����������������������������, �� ������������ �� �������������� ������ ������������������ ������ ���������������������� �������������� �������������������� ���� ������������������ ����������. ������ ���������� ���������������� ������������, ������������ 32.

�������� ���������� ������, �������������������� ������������������, �������������� �� ������������������������ ������������������ ���� ����������������������, ���� ���������������������� ���������� �� ���������� �������� ���� ������������ “�� ���������� �������������������� ���������������������������� ��������������-�������������������������� ������������������” ���������� ���������� ���� ���������������������������� �������������� ������������ ������������������ �� �������������������������� �������� ������ ����������. ������ ��������, ������������������������ ������������������ ������ ����, ���������������������� ���������� ���������� ������������ ������������ ���� �������� ���������������� ���������������������� ������ ���������������� ��������.

���������� ���� ���������� �������������������� ������������������ ���������� ���� ���������� – �������� ������������ ���� ������������ ������������ ���������� ���������� ������������������ �������� ������������ ������������ ������������������, �������� ���������������������������� ���� �������������� ���������� �� ��������������������������. ������������ ������������������ ������������������ �������������������������� ������������, ������ �������������� ������������ �������������������� ���������� ���������������� ��������, ������������ ������������������������ ������������ ���������� �� ��������������������������. ���� �������������������������� ���������� ������������������ ��������������������. ���� ������ ������ ����������: �������� ���������� ���� ���������������� �������������� ���� �������������������� �������������������� �������������� �������������������� ���������������� �������� “�� �������� ���������������������������� �������������� ���������� �� ��������������������������”.

�� ������ ������ ������ ���������������� ���������������� ������������������ ������: �������������� �� ���������������� �������� ���������� ������������������ �������������������� �������� ���� ������ �������������������������� – �������������������������� �������������������� �������� �������������� �� ���� ����������, �������������� �������������������� ��������������������������.

����������: ���� ������������ “�� ���������� �������������������� ���������������������������� ������” �� �������������� �������������������������� “�������������� ����������������������” ������������������������ ������������ �� �������������������������� ������������ ������������������������ ������������������������������ ����������. ���� �������������� �������� ������ ������������������ �������������� ���� ������������ ������������������ �� �������� ������ ������������������ ������������ ���� ������������������, �������� ������ “������������������ ��������������������”.

�� ������, �� ������������������ 196 ������������ ������������������������ �������������� ���������������� �������� “���������������� ���������������������� ������������ �� �������������� (��������������������) ������������������ ������ �������������������������� ���������������������� ������������ ������������ ���� ���������������� 57-�� ������������ ������������������ ��������������, ������������������ ���������� �������������������� ������������ ���� ����������������”.

Источник: https://rg.ru/2018/11/14/vs-raziasnil-prava-grazhdan-v-programme-po-rasseleniiu-avarijnogo-zhilia.html

Предписание на снос дома. За что могут вынести предписание на снос?

Требование о сносе дома

Большинство владельцев самовольных построек начинает задумываться о легализации своих объектов лишь при наступлении критических обстоятельств. Чаще всего речь идет о совершении тех или иных юридически значимых мероприятий с имуществом: дарения, продажи, передачи в долгосрочную аренду, вступлении в права наследования.

В качестве критических обстоятельств рассматривают вынесенное ук предписание о сносе незаконного дома

Самовольно возведенная постройка может находиться как на участке, принадлежащем инициатору ее создания, так и на земле, принадлежащей совершенно постороннему лицу. Эти случаи следует различать между собой.

В случае обустройства самовольной постройки на собственной территории, допустима легализация объекта с обращением в местную администрацию или судебный орган.

Вторая ситуация неизбежно влечет за собой ликвидацию созданной конструкции, законодательством не предусмотрены иные пути разрешения проблемы.

Инициатором подачи иска о ликвидации самостроя не всегда является сосед той земли, на которой расположено сооружение. Подобное предложение может исходить от администрации округа, которая обнаружила наличие самовольного строения на муниципальной территории.

Довольно часто сами владельцы земельных участков направляют в уполномоченный орган иски о ликвидации самостроя.

В качестве обоснования своих требований, они предоставляют доказательства о невозможности легализации объекта предусмотренными законодательством способами.

Также владелец самовольгной постройки может настаивать на несостоятельности иска, подкрепляя свою точку зрения доказательствами нахождения конструкции на собственной, а не на чужой земле.

Ликвидация самовольного сооружения неизбежна, когда:

  • объект расположен на чужой территории;
  • Судом вынесено соответствующее предписание.

В иных ситуациях можно продолжать борьбу за сохранение постройки. Актуальные законодательные нормы не наделяют создателя самовольной постройки правами собственности на нее. В Ст.

218 ГК РФ содержится указание на то, что приобретение имущественных прав возможно лишь при соблюдении закона и иных нормативных актов.

Поскольку создатель самовольной постройки не обладает правами собственности в отношении таковой, то он не может воспользоваться привилегиями, формирующими данное имущественное право.

Административный регламент ликвидации самостроя предусмотрен для ограниченного количества конструкций. Он распространяется лишь на строения, созданные на участках отличного целевого назначения. Одновременно должно соблюдаться условие нахождения земли в:

  • зонах особого режима природопользования (исключая зону охраны построек, представляющих культурное наследие);
  • пределах зон общего пользования;
  • полосах отведения любых инженерных коммуникаций.

В категорию местности с особыми условиями пользования причисляют территории охранного и санитарно-защитного характера, земли охраны памятников.

Также можно говорить о водоохранных зонах, участках подтопления и затопления, территориях санитарной охраны источников водоснабжения и прочих участках, перечисленных в законодательных актах РФ.

Иными словами, речь идет о зонах с наличием серьезных ограничений на ведение строительства или полным запретом такового.

Под зонами для общего пользования понимают те землевладения, доступ к которым и использование которых доступны бесконечному перечню лиц. Создание построек на перечисленных территориях неизбежно приводит к нарушению прав других лиц, поэтому самовольно возведенные объекты подлежат ликвидации.

Границы таких зон могут быть уже существующими, а также запланированными (создаваемыми, корректируемыми). Уполномочены ли местные власти использовать административную процедуру ликвидации самостроя, созданного на проектируемом участке общего пользования?

Ход ликвидации

  • Инициатор создания самовольной постройки получает предупреждение о необходимости ликвидации объекта в добровольном порядке в течение календарного месяца. Предупреждение направляется заказным письмом с уведомлением.
  • Если в течение месяца с момента получения соответствующего уведомления адресат не предпринял действий по добровольному сносу конструкции, не направлял в судебную инстанцию иск о необходимости признания за ним законных прав собственности на объект, то уполномоченная инстанция отправляет извещение в письменной форме о назначенной дате принудительной ликвидации самостроя. В извещении присутствует указание на необходимость личного присутствия адресата при данной процедуре.
  • Инстанция, выносившая предписание о необходимости сноса самовольного строения, обозначает перечень ответственных за ликвидацию объекта лиц.

В процессе принудительной ликвидации самовольно созданных объектов обязательно должна присутствовать специально созданная коллегия ответственных лиц. Ее состав формирует инстанция, которая выносила предписание о сносе конструкции.

Если владелец самовольной постройки отказался присутствовать при процедуре ее сноса, то усилиями комиссии происходит формирование соответствующего акта и детальной описи имущества, оставшегося после ликвидации объекта. Бланк обязательно содержит указание на состояние данного имущества и места его последующего хранения, а также на ответственное за хранение лицо.

Когда установить владельца самостроя не представляется возможным, коллегия, с составлением соответствующего протокола, наклеивает на объект предупреждение о грядущей ликвидации постройки с отражением даты принудительного сноса. Подобное уведомление содержит условие о возможности самостоятельного сноса постройки до наступления указанной в бланке даты.

Если на инженерных коммуникациях происходит авария, то наклеивание предупреждения происходит в этот же день. Для принудительной ликвидации самовольно созданного сооружения дополнительные уведомления не потребуются.

Обязательство по оплате расходов за принудительную ликвидацию самостроя ложится на владельца объекта. Если лицо не намерено в добровольном порядке урегулировать данный вопрос, уполномоченная инстанция направляет документацию в судебный орган.

Практически не существует отличий между добровольным и принудительным исполнением предписания. В последнем случае, владельцу объекта дополнительно придется оплачивать штраф.

Кто может выступать истцом?

Перечень лиц, которые могли бы выступать в подобных делах в качестве истца, весьма ограничен:

  • Если при возведении постройки были нарушены актуальные нормы и правила, то представители местной администрации, владельцы земель, на которых создана конструкция, контролирующие инстанции и прочие государственные структуры;
  • В случае нарушения прав, владельцы смежных территорий.

искового заявления определяется конкретным случаем. Возведение частным лицом бани в непосредственной близости к соседскому ограждению и нарушение застройщиком многочисленных норм при возведении многоэтажного дома обретают совершенно разные масштабы. Иногда можно говорить о наличии нескольких истцов, если их интересы были затронуты.

Ситуации из судебной практики по данной проблеме

Первая ситуация. Владелец земельного надела принялся за создание жилого дома на собственной территории, не утруждая себя получением соответствующей разрешительной документации.

Законный алгоритм действий устанавливает следующую последовательность проведения мероприятий: подготовка проекта, выдача соответствующего разрешения, непосредственно строительные работы. Землевладелец проигнорировал указанный порядок.

Позже выяснилось, что несущая конструкция не была предназначена для обустройства тяжелой кровли и полноценного второго этажа. Попытка инициатора работ легализовать постройку провалилась, суд вынес предписание о необходимости ликвидации объекта. Не желая мириться с подобным решением, землевладелец направил в судебную инстанцию свое заявление.

иска повлекло за собой необходимость создания процессуальной коллегии для исследования проблемы и формирования акта с ориентацией на технические характеристики строения. Указанные параметры противоречили содержанию актуальных строительных норм, отраженным в реестре сооружений и зданий.

Решение: первичное предписание о ликвидации объекта получило дополнительное подтверждение.

Не существует легального способа принудить землевладельца к сносу конструкции, делать это самостоятельно он категорически отказался.

Местная администрация из бюджета и силами наемных рабочих демонтировала постройку. Компенсацию за понесенные расходы взыскали в последующем с землевладельца.

Вторая ситуация. В суде в качестве истца выступил представитель органов стройнадзора, который требовал вынести предпринимателю предписание о необходимости немедленной ликвидации здания магазина.

Решение: Со стороны бизнесмена поступили возражения: он является владельцем территории под данной торговой точкой, хоть и не получал разрешения на строительство объекта для юридических лиц.

При возведении строения он строго следовал актуальным нормам, нарушения не обнаружены. Здание не представляет даже малейшей угрозы для окружающих и не нарушает их интересов.

По иску было вынесено отрицательное решение: здание удалось сохранить.

Если должник не имеет объективных причин для неисполнения требований исполнительного документа, то ему полагается административный штраф с установлением новых сроков для выполнения требований документа.

В 2015 году столичное правительство ужесточило законодательные нормы в сфере выставления возможных претензий владельцам объектов при ликвидации самостроя. Это позволило существенно упростить ход мероприятий по демонтажу строений и реализации мер.

Достаточно следовать законодательным нормам, чтобы навсегда оградить себя от утомительных судебных притязаний и дополнительных издержек.

Остались вопросы? Заполни заявку!

онлайн заявка

Источник: https://moszem.com/predpisanie-na-snos-doma/

Разрешение на снос частного дома на собственном участке: кто выдает, сколько стоит, пошаговый порядок получения разрешения

Требование о сносе дома

С 2018 года разрешение на снос частного дома не требуется. Вместо него собственнику нужно отправить два уведомления: первое – до начала работ по демонтажу, второе – по окончании.

Но многие по привычке вместо термина «уведомление» используют «разрешение», и в статье он тоже будет встречаться.

Рассмотрим, каковы особенности сноса частных жилых домов, учитывается ли мнение соседей, как и в какие сроки направляются уведомления и что потребуется собственнику.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 333-05-49 Бесплатный звонок для всей России.

Особенности сноса жилых домов

Собственник может самостоятельно принять решение о сносе своего дома в нескольких ситуациях:

  1. Если планируется строительство нового жилья.
  2. Строительство другого дома не планируется, но и старый не нужен.

Причины могут быть разными, но главное – каждый волен распоряжаться своей недвижимостью, как угодно.

Сносить частные дома могут и по решению администрации муниципалитета, если они признаны аварийными или изъяты для муниципальных нужд. Но в таком случае собственникам выплачивается денежная компенсация или предоставляется другое жилье.

Важно! Если владелец сам принял решение снести дом, другое жилье или компенсация ему не полагаются.

Нужно ли согласие соседей на снос частного дома?

По закону согласие соседей на снос частного дома не требуется. Но есть и исключения:

  1. Дом на два хозяина, каждому выделена доля в натуре.
  2. Недвижимость приобретена в браке и не поделена супругами. Понадобится согласие супруга заявителя, даже если тот не числится в качестве собственника.
  3. Дом принадлежит ребенку или недееспособному. Сначала нужно найти другое жилье и получить разрешение органа опеки, т.к. при сносе происходит прекращение права собственности.

Совет юриста: лучше заранее позаботиться о порядке проведения планируемых работ. Важно, чтобы после них был убран мусор, а во время работ не нарушались часы тишины, чтобы не было проблем с соседями.

Пройдите опрос и юрист бесплатно расскажет как не допустить ошибок по сделке купли-продажи квартиры в вашем случае

Как получить разрешение на снос здания по Градостроительному кодексу?

Порядок сноса дома регламентируется гл. 6.4 Градостроительного кодекса.

Что нужно сделать:

  1. Запросить условия отключения жилья от коммуникаций, отключить их.
  2. Направить уведомление о запланированных работах по сносу.
  3. Снести жилье.
  4. Утилизировать мусор.
  5. Отправить уведомление о завершении сноса.
  6. Прекратить право собственности в Росреестре.

Рассмотрим каждый шаг более подробно.

Шаг 1: получение условий отключения дома от коммуникаций

Порядок отключения домов от инженерных сетей регламентируется Постановлением Правительства РФ от 03.07.2019 №850 и региональными законодательными актами. В нем указаны правила отключения сетей водо-, электро-, газо-, теплосетей, канализации. Если собственник хочет снести старый и построить новый дом, эти правила не применяются.

Чтобы получить условия отключения, нужно подать в эксплуатационную организацию заявление вместе с другими документами:

  1. Выписка из ЕГРН.
  2. Документ, на основании которого возникло право собственности: договор купли-продажи, дарения, мены, ренты, свидетельство о наследстве.
  3. Паспорт.

Условия выдаются не позднее 10 рабочих дней с момента подачи заявление. Отключение производится бесплатно в течение 30 рабочих дней от даты выдачи условий.

Примечание: эксплуатационных организаций может быть несколько. Например, электроэнергию предоставляет электросетевая компания, газоснабжение – ООО «Газпромежрегионгаз». И у каждой разные условия отключения, которые нужно согласовать и выполнить.

Шаг 2: отключение дома от инженерных сетей

Минимум за три дня до начала работ эксплуатационная организация предупредит собственника об этом. Во время демонтажа инженерных сетей владельцу дома присутствовать необязательно, главное – предоставить работникам доступ к ним.

По итогам отключения составляется соответствующий акт, он в течение пяти дней направляется собственнику.

Шаг 3: отправка уведомления о планируемом сносе

Уведомление составляется на имя руководителя администрации муниципалитета или поселения. Его форма утверждена Приказом Министерства строительства и ЖКХ, а отправляется оно не позднее 7 дней до начала работ по сносу.

и образец уведомления

Какие сведения указываются в уведомлении:

  1. Дата составления.
  2. Наименование органа местного самоуправления, в который оно подается.
  3. Сведения о заявителе: Ф.И.О., место жительства, ИНН.
  4. Информация о земельном участке: кадастровый номер, адрес, сведения о правоустанавливающих документах.
  5. Данные о сносимом доме: кадастровый номер, адрес, правоустанавливающие документы.
  6. Адрес электронной почты для связи или почтовый адрес.
  7. Подтверждение согласия на обработку персональных данных.
  8. Опись прилагаемых документов.
  9. Подпись заявителя.

Важно! Уведомление можно подать лично в администрацию, через МФЦ или Госуслуги.

Документы

При подаче уведомления понадобится только паспорт. Результаты обследования дома не требуются.

Шаг 4: снос жилого дома и утилизация строительного мусора

После подачи уведомления администрация в течение 7 дней размещает сведения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, оповещает орган строительного надзора. Демонтаж вправе проводить любая организация или ИП, допуск СРО для таких работ не требуется.

По завершении работ нужно убрать строительный мусор. Этим занимается собственник или организация, проводившая снос.

Шаг 5: отправка уведомления о завершении сноса

Уведомление о завершении сноса тоже заполняется по форме, отправляется в администрацию не позднее 7 дней по окончании работ.

Шаг 6: подготовка акта обследования кадастровым инженером

Акт обследования составляется кадастровым инженером. Форма утверждена Приказом Минэкономразвития №861. К нему прилагается решение владельца о сносе дома, а также уведомление о завершении демонтажа. Один экземпляр акта выдается собственнику на руки.

Шаг 7: обращение в Росреестр

Когда все документы будут готовы, нужно подать их в Росреестр для прекращения регистрации права собственности на дом. Его снимут с учета в течение 10 дней. Госпошлина за это не взимается.

Примечание: документы можно подать и через МФЦ. Понадобится акт обследования, паспорт, правоустанавливающий документ.

Снос старого дома и постройка нового: оформление

Если старый дом уже снесен, и на его месте планируется строительство нового, подается уведомление о начале строительных работ. Когда они будут завершены, направляется уведомление об окончании.

В дальнейшем нужно оформить право собственности на дом. Для этого понадобится правоустанавливающий документ на земельный участок, паспорт, кадастровый паспорт, техплан. Размер госпошлины за регистрацию составит 2 000 руб.

Как подать уведомление о сносе частного дома через Госуслуги?

Проще всего получить разрешение на снос жилого дома (уведомить) через Госуслуги. Для этого достаточно иметь подтвержденный аккаунт и 20 минут свободного времени:

  1. Найдите в поисковой строке «Прием уведомлений о планируемом сносе объекта недвижимости».
  2. Нажмите на «Получить услугу». Портал автоматически перенаправит на сайт администрации.
  3. Заполните и подайте уведомление, нажав на «Отправить».

Если у администрации возникнут вопросы, заявителю пришлют письмо на электронную почту или позвонят.

Ответы юриста на частные вопросы

Какие расходы несет собственник при сносе частного жилого дома? На него возлагаются расходы только по оплате работы компании, которая будет проводить демонтаж. Уведомления же отправляются бесплатно. Можно ли снести дом и построить новый, не снимая с учета старый? Нет.

Сначала прекращается регистрация права собственности на старое жилье, только после этого можно начинать строительство нового. Можно ли снести частный дом в долевой собственности без согласия других собственников? Нет, нельзя.

Это возможно лишь в том случае, если участок, на котором расположен дом, изымается администрацией для муниципальных нужд.

Что делать, если нужно снести сгоревший дом, а второй собственник не появляется уже несколько лет, и нет его номера телефона? Если второго владельца найти не удается, законно снести дом получится только на основании судебного решения. Нужно ли разрешение на снос строения на участке в собственности, если оно не узаконено и не стоит на кадастровом учете? Нет, уведомление в таком случае не отправляется.

Заключение эксперта

Подведем итоги:

  1. Разрешение на снос частного дома с 2018 года не требуется. Вместо него направляются уведомления о начале и окончании работ по демонтажу.
  2. Первое уведомление направляется собственником не позднее 7 дней до начала работ, второй – не позднее такого же срока по окончании.
  3. Специальный проект по реконструкции или демонтажу для жилого дома разрабатывать не нужно.
  4. Если вместо старого дома планируется строительство нового, сначала нужно снять его с кадастрового учета.
  5. Демонтаж жилого дома возможен только после отключения всех коммуникаций.

Источник: https://SocPrav.ru/razreshenie-na-snos-chastnogo-doma-na-sobstvennom-uchastke

Кого коснется закон о принудительном отъеме жилья

Требование о сносе дома

МОСКВА, 21 сен – ПРАЙМ, Наталья Карнова.

Предоставление на откуп властям в регионах права расселять и сносить практически любое жилье повышает риски россиян внезапно лишиться привычной собственности.

Власти обещают, что на улице никто не останется, однако проблем у переселенцев будет немало. Впрочем, от сноса жилья можно не только проиграть, но и выиграть, считают опрошенные “Прайм” эксперты.

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, разрешающий местным властям принимать программы сноса и реконструкции любого, а не только аварийного жилья. Согласно этому документу, реновацию можно будет проводить при согласии на нее двух третей от общего числа собственников квартир в доме. Жильцам предложат выбор – получить взамен равноценную недвижимость или денежную компенсацию.

Авторы инициативы ссылаются на столичный опыт реновации, где все эти нормы уже были апробированы. 

Они также пытаются продвинуть отложенное в 2018 году спорное решение – объявление определенных территорий зонами комплексного развития. Причем право на это могут дать муниципалитетам.

Под территории комплексного развития могут подходить те, на которых половину застройки занимают аварийные, самовольные или подходящие под реновацию постройки. В таком случае оставшуюся недвижимость могут принудительно изъять для муниципальных нужд. 

По мнению опрошенных “Прайм” экспертов, главная цель новации – обновить недвижимость не только в столице, но и в регионах. “Там отмечается большой объем ветхих и аварийных зданий, поэтому одним из потенциальных результатов программы может стать уменьшение количества таких объектов и улучшение жилищных условий в регионах”, — говорит управляющий партнер компании “Метриум” Мария Литинецкая.

Кроме того, в случае принятия этого закона есть возможность освободить привлекательные площадки для девелоперов. В Москве система работает именно таким образом – застройщики полностью или частично финансируют расселение жилых домов и взамен получают возможность возвести жилые дома, торговый или бизнес-центр. 

ЧЬЕ ЖИЛЬЕ СНЕСУТ

По мнению экспертов, принятие такого закона увеличивает для россиян риск внезапно оказаться в жилье, обреченном на снос в уведомительном порядке.

“Однако в любом случае это будет исключительной ситуацией, и власти не станут беспричинно использовать такую опцию.

Скорее всего, в законопроекте будут прописаны все основания, при которых можно забрать квартиру у собственника”, — полагает Литинецкая.

На улице власти никого не оставят, однако предлагаемое жилье может не устроить переселенцев. По опыту московской программы реновации собственникам квартир в отданных под снос домах предлагается перечень вариантов для будущего расселения. Поэтому адекватную замену можно выбирать только среди этих предложений. При желании можно докупить дополнительные метры. 

Скорее всего, в регионах процесс будет организован аналогично, а, значит, вполне вероятны жалобы на некачественный ремонт, недостаточный размер компенсации, отсутствие инфраструктуры и неудобную планировку. 

Справедливости ради стоит отметить, что многие москвичи довольны новыми квартирами – как минимум, они все же просторнее.

По закону, предоставляться должно равнозначное и равноценное жилье, исходя из нормативов города на каждого члена семьи, зарегистрированного на жилой площади.

Но, как правило, современные квартиры по общему метражу больше, чем в сносимых домах, поэтому власти “дарят” несколько квадратных метров, особенно если речь идет о двух- и трехкомнатных квартирах.

“Если говорить о сносе, то он коснется собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, собственников нежилых помещений, а также субъектов предпринимательской деятельности, арендующих помещения в таких домах”, — говорит доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Свечникова.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Помимо хлопот, связанных с переездом, новым собственникам придется заново получать лицензии и разрешения, “привязанные” к новому адресу. Скорее всего, будет отдельный порядок для субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих площади в таких домах у города, например, как это было в Москве при реновации. 

Банки, которые выдавали кредиты на недвижимость, также столкнутся со сложностями при переоформлении объектов залога или в плане закрытия кредитов за счет получения заемщиками денежных компенсаций, добавила эксперт.

Московский опыт выплаты компенсаций за жилье, отправленное под снос, говорит о том, что сложности возможны и здесь. Так, если квартира или дом находятся в залоге, необходимо получить согласие залогодержателя на такую замену. 

Денежную компенсацию не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения. Например, “московский закон” запрещает брать деньгами, если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние дети или родственники-иждивенцы, рассказала Свечникова. 

ОСТАТЬСЯ В ПЛЮСЕ

Стоит отметить, что в регионах недостаточно финансирования, поэтому появление новых жилых комплексов и расселение ожидающих квартир граждан происходит медленно. Вряд ли новая программа значительно изменит этот тренд.

Однако те, кого все-таки переселят, могут получить не только проблемы, но и преимущества. Так, их жилье, возможно, станет дороже. После запуска программы реновации в столице выросли цены на жилье в аварийных домах, поскольку в перспективе из таких квартир можно переселиться в более комфортные условия. 

Кроме того, квартиры, которые впоследствии получают жители таких домов, оцениваются гораздо дороже. Средний рост цен на дома из списка реновации составлял от 10% и выше в зависимости от района. Аналогичная тенденция может в будущем наблюдаться и в регионах.

Источник: https://1prime.ru/state_regulation/20200921/832052255.html

Всероссийский снос жилья или о чем новый законопроект о комплексном развитии территорий России

Требование о сносе дома

18 сентября 2020 года в Госдуму внесен большой законопроект №1023225-7 о комплексном развитии территорий в России.

Пресса его называет законопроект о всероссийском сносе жилья.

Мы попытались разобраться, что к чему.

Фото из открытых источников (www.unsplash.com)

Суть законопроекта.

Новые поправки хотят внести в Градостроительный кодекс РФ и иные законодательные акты РФ.

Они направлены на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством.

Законопроект закрепляет единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

Критерием определения границ территорий комплексного развития будет являться то, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о её комплексном развитии.

При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома.

Законопроектом разграничены полномочия по принятию решений о комплексном развитии территорий:

  • Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов государственной власти субъектов РФ вправе принять Правительство РФ. Для таких случаев Правительством РФ должен быть определен порядок принятия решений о комплексном развитии территории и порядок реализации такого решения.
  • Правом принятия решений о комплексном развитии территорий также предлагается наделить высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. При этом законом или иным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений о комплексном развитии территорий могут быть наделены органы местного самоуправления. Порядок принятия решений о комплексном развитии территории по инициативе регионов и порядок реализации такого решения будте устанавливаться законодательством субъектов РФ.

При этом, новый проект закона сохраняет действующую редакцию Градостроительного кодекса РФ, где закреплена возможность осуществления деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей земельных участков и/или объектов недвижимости, расположенных в границах такой территории. Исключение составляют аварийные дома или дома, подлежащие сносу, реконструкции на такой территории.

Предполагается, что решение о комплексном развитии территории осуществляется публично-правовым образованием самостоятельно либо путем передачи полномочий специально созданной организации.

Её организационно-правовая форма, цели и предмет деятельности, порядок и условия управления, финансирования будут определяться учредителем.

Деятельность по комплексному развитию территорий может осуществляться органами власти или местного самоуправления как самостоятельно, так и на основании договора о комплексном развитии территории, заключенного с победителем соответствующего аукциона.

В качестве обязательного условия для участия в аукционе на право заключить договор о комплексном развитии территории предусматривается наличие у участников аукциона опыта (не менее 3-х лет) участия в строительстве (создании) многоквартирных домов общей площадью не менее 5000 кв.м.

в в совокупности, который подтверждается наличием полученных разрешений на ввод в эксплуатацию таких многоквартирных домов.

Адресные программы по сносу жилья

Проектом закона предусмотрено, что в целях обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан, общественного пространства, а также в целях предотвращения роста аварийного жилищного фонда на территории субъекта РФ, обеспечения развития жилых территорий и их благоустройства предусматривается возможность утверждения адресных программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых может быть принято решение о комплексном развитии соответствующей территории.

В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции многоквартирных домов. Причем очередность сноса указанных многоквартирных домов определяется с учетом их технического состояния.

В целях реализации такой программы предлагается наделить широкими полномочиями субъекты РФ.

Так, регионы будут вправе:

1) определить содержание программ по сносу и реконструкции;

2) утвердить порядок её формирования и утверждения;

3) определить источники финансирования программы;

4) утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при её формировании и реализации;

5) определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные адресные программы.

В проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых 2/3 собственников и нанимателей поддержали такое решение, в том числе на общих собраниях.

Для выхода из программы достаточно более 1/3 от общего числа всех собственников помещений в этом многоквартирном доме.

В случае принятия такого решения на общем собрании многоквартирный дом подлежит исключению из такой адресной программы.

Предусматривается возможность переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда.

Фактически авторы законопроекта предложили дать местным властям полномочия сносить и реконструировать любые многоквартирные дома в целях «обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан».

Какие права у собственников и нанимателей помещений в домах, подлежащих сносу?

Таким лицам, взамен предоставляются равнозначные жилые помещения.

Под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:

1) жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;

2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом субъекта РФ;

3) такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же населенном пункте, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу по сносу и реконструкции, а в случае, если населенный пункт или городской округ имеют внутригородское деление, – в том же внутригородском районе (на той же внутригородской территории).

При этом границы населенного пункта, городского округа, внутригородского района, внутригородской территории определяются по состоянию на дату утверждения программы по сносу и реконструкции.

Собственник жилого помещения вместо предоставляемого жилого помещения вправе получить равноценное возмещение в денежной форме. НО! Выплату равноценного возмещения в денежной форме не вправе требовать собственник жилого помещения, в отношении которого зарегистрированы в установленном порядке ограничения прав или обременения.

Стоимость предоставляемого равноценного жилого помещения не может быть ниже стоимости освобождаемого жилого помещения.

По мнению авторов законопроекта, реализация законопроекта с использованием нового механизма комплексного развития территории будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды, улучшению жилищных условий граждан.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/slevanapravo/vserossiiskii-snos-jilia-ili-o-chem-novyi-zakonoproekt-o-kompleksnom-razvitii-territorii-rossii-5f688c79f52b7a1881325539

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.