Территории с особым статусом

Если открыть бизнес на территории особой экономической зоны, можно не платить налоги. Так почему не все российские компании этим пользуются? — Meduza

Территории с особым статусом
Перейти к материалам

Партнерский материал

Так называют территории с особым юридическим статусом и условиями для компаний. Тем, кто там зарегистрирован, государство дает разные льготы — например, налоговые, таможенные или административные.

В России закон о создании особых экономических зон (их еще называют СЭЗ, то есть свободные экономические зоны) приняли в 2005 году. С тех пор таких зон становится все больше.

В этих карточках, которые мы написали вместе с управляющей компанией ОЭЗ «Центр», разбираемся, зачем государству подобные территории и в чем их особенности.

Большинство расположены в центральной и южной частях страны, но не только. Например, ОЭЗ есть в Томской области и в Бурятии. Недавно Совет Федерации предложил открыть новую ОЭЗ в Арктике.

Всего в России таких зон 36 — и их будет все больше, потому что регионы могут создавать их самостоятельно по прописанным в законе правилам с одобрения федерального правительства.

Так, в декабре 2018 года по инициативе правительства в Воронежской области появилась ОЭЗ «Центр».

Нет. Такие зоны есть и в других странах (например, в Китае, Малайзии, Сингапуре), но там они могут называться иначе.

Знаменитый белорусский IT-сектор вырос как раз в одной из таких зон — так называемом Парке высоких технологий. Ее главная фишка — обширные налоговые льготы для резидентов.

Офшорные юрисдикции тоже в каком-то смысле особые экономические зоны: они предлагают низкие налоговые ставки, которые приводят в страну иностранный капитал.

Так государство борется с оттоком денег за границу. Стране выгоднее, чтобы компания платила налоги в России (пусть сниженные), а не развивала бизнес за рубежом и не платила вообще ничего. А еще в зарегистрированные в ОЭЗ компании могут на выгодных условиях инвестировать иностранцы. Это тоже способствует притоку капитала в Россию.

Бизнес получает льготы. Какие — зависит от конкретной территории. Льготы могут различаться от одной особой экономической зоны к другой, но основные выглядят так: 

  • Налог на прибыль от 0 до 15,5% — против стандартных 20% 
  • Налог на имущество организаций 0% — вместо 2,2%
  • Земельный налог 0% — вместо 1,5%
  • Транспортный налог 0 рублей — вместо 1–500 рублей за лошадиную силу

Также ОЭЗ работают в режиме беспошлинных таможенных зон: туда можно ввозить оборудование, сырье и материалы и экспортировать произведенные товары, не уплачивая пошлины. Еще один бонус — землю в ОЭЗ можно купить за 1–30% от кадастровой стоимости, а не за полную рыночную. 

У ОЭЗ «Центр» льготы такие: в первые пять лет налог на прибыль составляет 2%, затем еще пять лет — 7%, а потом — 15,5% бессрочно. Компании освобождаются от налога на имущество и транспортного налога на 10 лет, а от земельного налога — на 5 лет.

Экспортная продукция освобождается от НДС и таможенных платежей в соответствии с режимом свободной таможенной зоны.

Скорее да, чем нет. Зон много, у всех своя специализация, так что каждая компания сможет найти что-то подходящее. В особых зонах, по данным Минэкономразвития, уже зарегистрировано более 1300 юрлиц.

Все территории с особым статусом делятся на четыре группы — по видам деятельности компаний, которые они готовы принять:

  • Промышленно-производственного типа. Их резидентами могут быть только компании, которые занимаются промышленным производством, внедрением технологий или логистикой. Есть минимальный порог капитальных вложений — 120 млн рублей. Таких зон больше всего, они есть и в Центральной России, и на Урале — например, в Свердловской области. 
  • Технико-внедренческого типа. Резидентом может быть и компания, и ИП. В них принимаются компании с теми же видами деятельности, что и в ОЭЗ промышленно-производственного типа. Минимального порога инвестиций нет. Пример таких зон — «Иннополис» в Татарстане или «Технополис» в Москве. 
  • Туристско-рекреационного типа. На их территории могут зарегистрировать компании и ИП, а минимальный порог инвестиций не установлен. Направления деятельности понятны из названия: туризм и отдых. Несложно догадаться, что такие ОЭЗ существуют, например, на Алтае и на Кавказе. 
  • Портового типа. В них принимают компании с как минимум 120 млн капитальных вложений. Компаниям разрешена портовая деятельность, в том числе складирование товаров, и промпроизводство. Портовые ОЭЗ есть в Ульяновской и Астраханской областях. 

А еще у каждой зоны есть свой профиль. Например, в Липецке она специализируется на бытовой технике и медоборудовании, а в Ступино — на одежде и продуктах. Есть и менее формализованная специфика, которая влияет на выбор резидентов: у всех зон разная транспортная доступность, стоимость участков и помещений. 

ОЭЗ «Центр» — это территория промышленно-производственного типа. Ее специализация — это атомная, радиоэлектронная, космическая и химическая (для производства продуктов питания) промышленности. Также сюда могут переехать компании, которые производят стройматериалы, занимаются машиностроением или металлообработкой.

Не только.

У разных зон разные условия входа: у зон промышленно-производственного и портового типа есть минимальный порог входа. Нужно вложить в бизнес не менее 120 миллионов рублей (за исключением нематериальных активов), из которых 40 миллионов рублей — в первые три года.

У зон туристско-рекреационного и технико-внедренческого типа таких требований нет.

Зависит от того, как устроен бизнес. По закону у компании-резидента ОЭЗ не может быть филиалов или представительств за пределами этой территории.

Так что если бизнес — это производство, оно действительно должно быть расположено на территории ОЭЗ.

Но если речь, например, об индивидуальном предпринимателе с несколькими сотрудниками, который занимается разработкой приложений на удаленке, переезжать совсем не обязательно.

Все те же, что и для бизнеса в России в целом. Плюс одни зоны существуют давно, у них есть развитая инфраструктура для жизни. Другие только-только появились, и им еще предстоит ее наладить. Поэтому и риски, и привилегии нужно оценивать индивидуально для каждой компании.

Партнерский материал

Источник: https://meduza.io/cards/v-rossii-suschestvuyut-osobye-ekonomicheskie-zony-chto-eto-takoe-i-kak-oni-rabotayut

Территории особого статуса

Территории с особым статусом

После успешного запуска особых портовых территорий в Китае в 1980-х специальные экономические зоны (СЭЗ) стали важным инструментом для диверсификации экономики и привлечения инвестиций в высокотехнологичные сектора во многих странах. В России современные особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются с 2005 года, их резиденты могут рассчитывать не только на налоговые льготы, но и на доступ к готовой инфраструктуре и комфортному административному режиму.

Хотя территории с особым торговым статусом создавались еще до нашей эры (к примеру, в Римской империи действовал режим свободного порта), первая полноценная экономическая зона была создана на территории аэропорта в ирландском городе Шеннон в 1959 году.

Международные организации относят к СЭЗ выделенные территории с единой администрацией, особыми преимуществами для инвесторов, льготным таможенным режимом и упрощенными процедурами. Также зачастую в зоне действуют более либеральные экономические правила, чем на остальной территории страны.

При этом такие территории могут быть разного предназначения: от предоставления складов для беспошлинного транзита товаров до отдельного правового режима для целых городов.

Всего на данный момент в мире насчитывается более 4,3 тыс. особых экономических зон более чем в 130 странах. По оценке Международной организации труда, в них заняты более 65 млн человек, в том числе 55 млн — в азиатских странах.

Такой интерес к СЭЗ объясняется просто: в случае успешной реализации создание зоны дает не только легко просчитываемый макроэкономический эффект (увеличение занятости, рост экспорта, доходов бюджета и поступлений твердой валюты), но и способствует повышению производительности, трансферу технологий и диверсификации экономики.

Великий китайский эксперимент

Одним из самых крупных и успешных примеров применения режима СЭЗ считаются особые портовые зоны в Китае, изначально запущенные с целью проведения рыночных экономических реформ в ограниченном масштабе.

Эксперимент начался в 1980 году с четырех зон, резидентам которых были предоставлены финансовые, инвестиционные и таможенные льготы.

Три зоны — в Шэньчжэне, Чжухае и Шаньтоу — располагались в провинции Гуандун, еще одна — в Сямыне (провинция Фуцзянь), однако во всех случаях был обеспечен легкий доступ к логистике по морю.

Самой крупной из этой четверки стала СЭЗ в Шэньчжэне: ее территория изначально составляла 400 кв. км, однако в 2010 году была расширена в пять раз и покрывает теперь весь город (это, впрочем, не сопоставимо с площадью СЭЗ “Хайнань”, охватывающей весь остров величиной 30 тыс. кв. км).

Теперь в КНР действует более 200 зон такого типа, а также еще несколько десятков особых территорий с меньшим количеством послаблений.

По оценке Всемирного банка, суммарно на СЭЗ приходится 22% китайского ВВП, 46% зарубежных инвестиций и 60% экспорта. Более того, индустриальные парки обеспечивают от 50% до 80% прироста ВВП.

Резко отличается и уровень коммерциализации разработок: если в целом по стране он составляет около 10%, то в особых зонах — 60%.

Помимо изменений в режиме доступа иностранных инвесторов, упрощения процедур и действия режима свободной таможенной зоны важным фактором успеха первых СЭЗ в Китае эксперты считают расширение полномочий административных органов зон (в частности, они получили возможность самостоятельно принимать муниципальные акты и менять регулирование), запуск земельной реформы (до этого вся земля находилась в собственности государства или сельских кооперативов), а также влияние китайской диаспоры — после запуска зоны в Шэньчжэнь потекли капиталы из Гонконга и Тайваня.

Но, безусловно, привлечению частных инвесторов способствовали и фискальные послабления: налог на прибыль для фирм с зарубежным капиталом был снижен вдвое — до 15% (позже ставка была повышена до 25% для всех резидентов), также инвесторам было дано освобождение от подоходного налога.

Помимо этого с учетом ограничений доступа мигрантов в крупные города (в Китае действует система обязательной регистрации) портовые зоны смогли привлечь большое количество квалифицированных работников, которым предоставлялись жилье и субсидии на обучение, компании же получили возможность нанимать и увольнять сотрудников на более гибких условиях.

Мировая же практика показывает, что наиболее успешными являются зоны, тесно встроенные как в цепочки поставок внутри страны, так и имеющие выход на глобальные рынки, что повышает ценность качественной инфраструктуры. К тому же все чаще новые зоны создаются там, где частные инвесторы готовы разделить часть издержек — это позволяет избежать появления СЭЗ “на бумаге” и является гарантией реального интереса со стороны бизнеса.

Зоны нового порядка

В России эксперименты по созданию специальных экономических зон начались еще в начале 1990-х, когда появились внешнеторговые (“Шерризон” у аэропорта Шереметьево) и свободные таможенные зоны (“Московский Франко-Порт” у аэропорта Внуково).

В это же время в регионах в форме ОЭЗ создавались низконалоговые территории, игравшие роль внутренних офшоров. Самыми известными из них стали зона экономического благоприятствования “Ингушетия” и зона льготного налогообложения в Калмыкии.

До начала 2000-х годов различные виды особых зон действовали примерно на трети территории РФ, однако они зачастую использовались отнюдь не для развития новых технологических проектов.

В итоге 22 июля 2005 года был принят закон “Об особых экономических зонах”, который упразднил все ранее существовавшие ОЭЗ, за исключением Калининградской (создана в 1996 году) и Магаданской (1999), и упорядочил принципы их создания и функционирования.

В частности, закон с последующими поправками определил четыре типа ОЭЗ, а также перечень преференций и требований к резидентам каждой из них. Инициативу создания ОЭЗ передали на местный уровень, но решение об удовлетворении заявок на конкурсной основе принимало правительство РФ.

В законе оговорено, что ОЭЗ — это часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.

Каждая ОЭЗ наделена специальным юридическим статусом, который дает инвесторам ОЭЗ ряд налоговых льгот и таможенных преференций, а также гарантирует доступ к инженерной, транспортной и деловой инфраструктуре.

Всего в России действует 21 особая зона, созданная сроком на 49 лет (поправки о продлении срока действия зоны в Калининграде готовятся ко второму чтению в Госдуме). Они разделяются по типам: девять промышленно-производственных, шесть технико-внедренческих, пять туристско-рекреационных и одна портовая.

Промышленные зоны создаются для размещения производственных площадок компаний, размер территории таких зон не может превышать 40 кв. км.

Такие зоны располагаются в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах, где преобладают промышленные предприятия, а также развита транспортная инфраструктура, есть доступ к природным ресурсам и квалифицированной рабочей силе.

Резидент промышленной зоны обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем 120 млн руб., из которых не менее 40 млн руб. должны быть проинвестированы в течение трех лет со дня заключения соглашения.

Технико-внедренческие зоны, в свою очередь, ориентированы на развитие инноваций и реализацию научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения.

Такие зоны располагаются в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, на участках площадью не более 4 кв. км.

В данных ОЭЗ также допускается применение процедуры свободной экономической зоны.

По данным Минэкономразвития РФ, с 2005 года в российских ОЭЗ зарегистрировались более 670 резидентов, из которых более 100 компаний с участием иностранного капитала из 35 стран мира.

За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более $15 млрд, вложенных инвестиций — более $4,5 млрд, было создано более 25 тыс. рабочих мест, уплачено свыше 67 млрд руб. налоговых и таможенных платежей.

Резидентами также получено более 400 патентов на изобретения.

В среднем, по расчетам ведомства, издержки инвесторов при реализации проектов в ОЭЗ на 30% ниже, чем в остальной части РФ. Это поспособствовало и привлечению иностранных инвестиций: больше всего средств вложили компании из Китая ($1,5 млрд), США ($1 млрд), Турции ($646 млн) и Японии ($532 млн). Также среди крупных инвесторов значатся компании из Австрии, Германии, Франции и Вьетнама.

Татьяна Едовина

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3720172

Всего в мире 356 стран и территорий особого статуса | Клуб интеллектуалов

Территории с особым статусом

              Страны

     Общепризнанные (например, Россия), частично признанные (например, Абхазия), ассоциированные государства (например, Пуэрто-Рико), под протекторатом (например, Лихтенштейн), под совместным управлением (например, Андорра), непризнанные существующие де-факто (например, Приднестровье),  признанные существующие де-юре без контроля территории или без контроля большей части территории (например, Сомали), непризнанные существующие де-юре без контроля территории (например, Княжество Иммортия), непризнанные существующие де-факто с сомнительным статусом де-юре (например, Княжество Силенд).

              Территории особого статуса

     Колонии, владения, зависимые, заморские и неинкорпорированные территории (например, Виргинские острова (США)), непризнанные колонии, (например, Британская Антарктика)), автономии с особым статусом (например, Гренландия), удаленные территории (например, Галапагосские острова), де-факто с особым статусом (например, Курдистан Сирийский), резервации индейцев и эскимосов (например, Нунавик (территория Канады)), спорные и оспариваемые территории (например, острова Спратли)), арендованные территории (например, Байконур)), ничейные территории, автономные поселения одного государства на территории другого государства (например, российские посёлки на Шпицбергене)), военные базы с особым статусом, де-факто колонии (например, Гуантанамо)), коронные территории (под прямым управлением монарха) (например, Нормандские острова).

     Не рассматриваются автономии без особого статуса, штаты, провинции, федеральные земли, области, края, районы и так далее как части государств и территорий.

     Не рассматриваются объединения государств по типу содружества, таких как Европейский Союз.

     Не рассматривается Союзное государство России и Беларуси, как формальное объединение и так как составные части обладают большим суверенитетом.

     Не рассматриваются виртуальные государства, так все они образованы с грубым нарушением международного права.

Австралия и Океания 40 стран и территорий

Австралия

Ашмор и Картье острова (Австралия)

Бейкер (США)

Бугенвиль (автономия Папуа-Новая Гвинея)

Вануату

Гавайские острова (удалённый штат, США)

Гавайские хоумлэнды (резервации гавайцев, США)

Галапагосские острова (удалённая территория Эквадора)

Гуам (владение США)

Джарвис (США)

Джонстон атолл (США)

Исла де Паскуа (удаленная провинция Чили, включает остров Пасхи)

Кингмен (Риф, США)

Кирибати

Кораллового моря острова  (Австралия)

Кука острова

Марианские Северные острова

Маршалловы острова (ассоциация с США)

Мидуэй острова (США)

Микронезии Федеративные Штаты

Науру

Ниуэ

Новая Зеландия

Новая Каледония (владение Франции)

Норфолк (Внешняя территория Австралии)

Палау (Ассоциация с США)

Пальмира атолл (США)

Папуа–Новая Гвинея

Питкэрн (владение Великобритании)

Полинезия Французская

Самоа Американское

Самоа

Соломоновы острова

Токелау

Тонга

Тувалу

Уоллис и Футуна (Франция)

Уэйк атолл

Фиджи

Хауленд (США)

Азия 80 стран и территорий

Абхазия (частично признана)

Азад-Кашмир (автономия Пакистана, спорная с Индией)

Азербайджан

Азербайджанские оккупированные территории (де-факто Армения, де-юре – Азербайджан)

Акротири и Декелия (владение Великобритании)

Аксайчин (Китай, спорный с Индией)

Армения

Аруначал-Прадеш (Индия, спорная с Китаем)

Афганистан

Байконур (де-факто Россия, арендован у Казахстана)

Бангладеш

Бахрейн

Британская Территория в Индийском океане

Бруней

Бутан

Ва Государство (непризнанно)

Вазиристан Исламский Эмират (непризнанно)

Вьетнам

Газа (автономия Израиля)

Голанские высоты  (де-факто Израиль, де-юое Сирия)

Гонконг (автономия Китая)

Грузия

Египет

Йемен

Израиль

Индия

Индонезия

Иордания

Ирак

Иран

Казахстан

Камбоджа

Катар

Кипр Северный  (частично признан)

Кипр

Китай

Китайская республика (Тайвань) (частично признан)

КНДР

Кокосовые острова (зависимая территория от Австралии)

Кувейт

Курдистан Иракский (особыё статус, Ирак)

Курдистан Сирийский (особый статус, Сирия)

Курилы Южные (Россия, оспаривается Японией)

Кыргызстан

Лаос

Лианкур острова (Южная Корея, спорные с Японией)

Ливан

Макао (автономия Китая)

Малайзия

Мальдивы

Монголия

Мьянма

Нахичеванская автономная республика (удаленный регион Азербайджана)

Непал

НКР (Карабах) (непризнан)

ОАЭ

Оман

Осетия Южная (частично признана)

Пакистан

Палестина (де-факто автономия Израиля)

Парасельские острова (спорная территория)

Рождества остров (зависимая территория от Великобритании)

Саудовская Аравия

Сенкаку острова (Япония, спорные с Китаем)

Сентинел  Северный (де-факто независимая территория, де-юре Индия)

Сингапур 

Сирия

Спратли острова (спорная территория)

Таджикистан

Таиланд

Тимор Восточный

Туркменистан

Турция

Узбекистан

Филиппины

Чеджу Провинция с особой автономией (Южная Корея)

Шан (непризнанно)

Шри-Ланка

Южная Корея

Япония

АМЕРИКА 76 стран и территорий

Ангилья

Антигуа и Барбуда

Аргентина

Аруба

Багамские острова

Барбадос

Бахо-Нуэво (Колумбия, спорная территория)

Белиз

Бермудские острова

Боливия

Бразилия

Венесуэла

Виргинские Острова (Великобритания)

Виргинские Острова (США)

Гайана

Гаити

Гваделупа

Гватемала

Гвиана Французская

Гондурас

Гренада

Гренландия

Гуантанамо, военная база (США)

Доминика

Доминиканская республика

Индейские резервации Белиза

Индейские резервации Гайаны

Индейские резервации Канады

Индейские резервации Колумбии

Индейские резервации Коста-Рики

Индейские резервации Перу

Индейские резервации США

Индейские резервации Чили

Индейские территории Бразилии

Каймановы острова

Калинаго территория (Доминика)

Канада

Карибские Нидерланды

Клиппертон (Франция)

Колумбия

Коста-Рика

Кри автономная область (Канада)

Куба

Кюрасао

Мартиника

Мексика

Монтсеррат

Навасса (США)

Никарагуа

Нунавик (территория Канады)

Нунавут (территория Канады)

Нунатсиавут (территория Канады)

Панама

Парагвай

Перу

Пуэрто-Рико

Регион поселения инувиалуитов (территория Канады)

Сальвадор

Сан-Андрес-и-Провиденсия (Колумбия)

Сен-Бартельми

Сен-Мартен

Сен-Пьер и Микелон (Франция)

Сент-Винсент и Гренадины

Сент-Китс и Невис

Сент-Люсия

Синт-Мартен (Нидерланды)

Суринам

США

Теркс и Кайкос

Тринидад и Тобаго

Уругвай

Федеральные владения Венесуэлы

Фолклендские (Мальвинские) острова (владение Великобритании, оспаривается Аргентиной)

Чили

Эквадор

Ямайка

Антарктида и Антарктика 14 стран и территорий

Австралийская антарктическая территория (непризнанно)

Антарктида (особый статус, протекторат ООН)

Аргентинская Антарктика (непризнанно)

Британская антарктическая территория(непризнанно)

Буве (зависима от Норвегия)

Зависимая территория Росса (Новая Зеландия) (непризнанно)

Земля Адели (Франция) (непризнанно)

Земля Королевы Мод (Норвегия) (непризнанно)

Иммортия Княжество  (непризнанно, существует де-юре)

Петра I остров (Норвегия) (непризнанно)

Французские Южные и Антарктические Территории

Херд остров и острова Макдональд (Австралия)

Чилийская антарктическая территория (непризнанно)

Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова

Африка 76 стран и территорий

Азавад (непризнанно)

Алжир

Ангола

Бенин

Бир Тавиль (ничейная территория)

Ботсвана

Буркина-Фасо

Бурунди

Вознесения Остров (владение Великобритании)

Габон

Галмудуг (непризнанно, бывшая часть Сомали)

Гамбия

Гана

Гвинея Республика

Гвинея Экваториальная 

Гвинея-Бисау

Джибути

Джубаленд (непризнанно, бывшая часть Сомали)

Египет

Замбия

Занзибар (удаленная автономия, Танзания)

Зимбабве

Кабо-Верде

Камерун

Канарские острова (Испания)

Кения

Коморские Острова

Конго Демократическая Республика

Конго Республика

Кот-д’Ивуар

Лесото

Либерия

Ливия 

Маврикий

Мавритания

Мадагаскар

Мадейра (Португалия)

Майотта

Малави

Мали

Марокко

Мозамбик

Намибия

Нигер

Нигерия

Пунтленд (непризнанно, бывшая часть Сомали)

Реюньон

Родригес остров (удаленный, Маврикий)

Руанда

Сан-Томе и Принсипи

Сахарская Арабская Демократическая Республика

Святой Елены остров (Владение Великобритании)

Сейшельские острова

Сенегал

Сеута (Испания)

Сокотра (Африканские острова Йемена)

Сомали Государство центральных регионов (непризнанно)

Сомали Юго-Западное (непризнанно)

Сомали (ограниченный контроль территории)

Сомалийское Государство Хатумо (непризнанно)

Сомалиленд (непризнанно)

Судан

Судан Южный

Сьерра-Леоне

Танзания

Того

Тристан-да-Кунья остров (владение Великобритании)

Тунис

Уганда

Хиршабелле (непризнанно, бывшая часть Сомали)ЦАР

Чад

Эритрея

Эсватини Королевство (ранее Свазиленд)

Эфиопия

ЮАР

Европа 70 стран и территорий

Австрия

Азорские острова (Португалия)

Аланды (Финляндия)

Албания

Андорра Княжество (совместное владение Франции и Испании)

Беларусь

Бельгия

Болгария

Босния (автономия, Босния и Герцеговина)

Босния и Герцеговина

Ватикан (теократическое государство)

Великобритания

Венгрия

Германия

Гернси (коронная территория)

Герцеговина (автономия, Босния и Герцеговина)

Гибралтар (колония Великобритании)

Греция

Дания

Джерси

ДНР (непризнанно)

Ирландия

Исландия

Испания

Италия

Калининградская область (удалённый регион России)

Каталония (автономия Испании, особый статус)

Корсика (отдалённая автономия, Франции)

Косово (частично признанно)

Крым (автономия России, частично признанно)

Латвия

Литва

Лихтенштейн

ЛНР (непризнанно)

Люксембург

Македония Северная

Мальта

Мальтийский орден

Молдова

Монако (протекторат Франции)

Монашеское государство Святой Горы (особый статус, теократия, Греция)

Мэн (коронная территория монархов Англии)

Нидерланды

Норвегия

Польша

Португалия

Приднестровье (непризнанно)

Россия

Румыния

Сан-Марино (протекторат Италии)

Сербия

Сербская Республика (автономия, Босния и Герцеговина)

Силенд Княжество (непризнанно, спорный статус)

Словакия

Словения

Татарстан (ассоциация с Россией)

Украина

Фареры

Финляндия

Франция

Хорватия

Черногория

Чехия

Чеченская республика (Россия, де-факто особый статус)

Швейцария

Швеция

Шпицберген (Норвегия)

Шпицберген российский (автономные российские поселения в Норвегии)

Эстония

Ян-Майен (владение Норвегии)

Для желающих

Уникальная и полная коллекция видеопутешествий, все страны и территории особого статуса, 356  стран и территорий. 411 ролика, 50 Гигабайт на флешке, хорошее качество. Полное представление о планете Земля во всем многообразии!

Для приобретения пишите в личку.

Источник: https://maxpark.com/community/88/content/7210935

Понятие территории с особым организационно-правовым и экономическим статусом. Основные группы территорий с особым статусом

Территории с особым статусом

⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 25Следующая ⇒

Территория с особым статусом – часть территории России, по отношению к которой нормативно установлена специальная система государственного регулирования по формированию и поддержанию определенных параметров, свойственных только данной территории, или уникальных для достижения государственного интереса, отличная от единой, система власти и разграничения полномочий.Территории с особым правовым статусом создают специфические особенности управления в системе территориального устройства государства, что в свою очередь, играет определённую роль в реализации публичной власти в стране. Среди них можно обозначить такие территории как закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), особые экономические зоны и наукограды.

*-*Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) –городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Нормативная база: ФЗ «О закрытом адмиистративно-территориальном образовании»

*-*Особая экономическая зона –часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные ОЭЗ

2) технико-внедренческие ОЭЗ

3) туристско-рекреационные ОЭЗ

4) портовые ОЭЗ

Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Нормативная база: ФЗ -116«Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Налоговый, Градостроительный, Земельный, Таможенный кодексы, а также подзаконные акты.

*-* Наукоград РФ – муниципальное образование со статусом городского округа, либо район более крупного города, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом.
Выделяется семь основных специализаций наукоградов России:

-авиа-, ракетостроение и космические исследования;

-электроника и радиотехника;

-автоматизация, машино- и приборостроение;

-химия, химическая физика и создание новых материалов;

-ядерный комплекс;

-энергетика;

-биология и биотехнология

Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации с установлением срока этого статуса.

Нормативная база: ФЗ -70«О статусе наукограда Рф»

*-*Оффшорные зоны – данная форма используется для привлечения финансового капитала, как правило, островными государствами или на островах с особой юрисдикцией. Регистрируемые в оффшорных зонах фирмы свою основную деятельность в большинстве случаев осуществляют в других странах (регионах).

46.Методы и механизмы государственного регулирования экономической деятельности на территориях с особым статусом.

По Федеральному Закону №116-ФЗ – разработка единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ и управление ОЭЗ возлагаются на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Механизмы государственного регулирования в ОЭЗ:

введение беспошлинного или льготного режима для ввозимых и вывозимых товаров, создание обособленности торговых, валютных, финансовых, хозяйственных отношений, использование методов, способствующих активному притоку иностранного капитала. Для других особых территорий (например, наукограда) важным фактором является проведение гос.

поддержки, разработка федеральных целевых программ.
К методам государственного регулирования можно отнести проведение финансовой политики (мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов и их эффективное распределение).

Здесь же следует говорить о государственном программировании: создание целевых госпрограмм, направленных на развитие конкретных территорий (в данном случае с особым экономическим статусом).

К методам регулирования экономической деятельности также относятся субвенции, субсидии, дотации, выплаты из специальных бюджетных фондов, благодаря которым территории получают в значительной мере стимулы для развития за счет бюджетного финансирования.

47 Особые экономические зоны в РФ: история создания, законодательная основа функционирования, типология особых экономических зон, основные задачи, ограничения и требования к особым экономическим зонам, риски и проблемы развития особых экономических зон в России

Особые экономические зоны — это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Законодательная основа функционирования:

Законодательную основу функционирования особых экономических зон — достаточно прозрачную составляет законодательство федерального уровня, которое обеспечивает защиту резидентов ОЭЗ (фирм и компаний, зарегистрированных в этих зонах) от внезапных резких изменений регионального законодательства

Источник: https://mydocx.ru/12-40091.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.