Судебная практика в правовой системе россии

Судебная практика и ее виды в правовой системе России

Судебная практика в правовой системе россии

Энганаев, А. Б. Судебная практика и ее виды в правовой системе России / А. Б. Энганаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/295/66963/ (дата обращения: 21.01.2021).



Учеными и практиками и поднимается вопрос о необходимости участия судебной власти в правотворческом процессе в государстве.

В настоящее время проблемы создания судебными инстанциями правовых норм, вопросы официального признания за судом функций правотворчества являются традиционными не только для зарубежной юридической науки, но и для отечественного правоведения.

Изучение роли судебных органов и судебной практики в правовой системе привлекают внимание не только теоретиков, в изучении правовой дефиниции заинтересованы также практики.

Ключевые слова: юриспруденция, суд, судебная практика, судебная власть.

Scientists and practitioners raise the question of the need for the participation of the judiciary in the law-making process in the state.

Currently, the problems of creating legal norms by the courts, the issues of official recognition of the functions of lawmaking by the court are traditional not only for foreign legal science, but also for domestic law.

Studying the role of the judiciary and judicial practice in the legal system attracts the attention of not only theoreticians, but practitioners are also interested in studying the legal definition.

Key words: jurisprudence, court, judicial practice, judicial power.

Современная юриспруденция началась в XVIII веке и была сосредоточена на первых принципах естественного права, гражданского права и права народов.

Общая юриспруденция может быть разделена на категории как по типу вопросов, на которые стремятся ответить ученые, так и по теориям юриспруденции, или школам мысли, относительно того, как лучше всего ответить на эти вопросы.

Современная философия права, занимающаяся общей юриспруденцией, рассматривает проблемы, присущие праву и правовым системам, а также проблемы права как социального института, имеющего отношение к более широкому политическому и социальному контексту, в котором оно существует.

Аналитическая юриспруденция (разъясняющая юриспруденция) отвергает слияние естественного права с тем, что такое право и каким оно должно быть. Она поддерживает использование нейтральной точки зрения и описательных формулировок при обращении к аспектам правовых систем.

Она включает в себя такие теории юриспруденции как «юридический позитивизм», который считает, что нет необходимой связи между правом и моралью и, что сила закона исходит из основных социальных фактов; и «правового реализма», который утверждает, что реальные практики закон определяет сам, что закон имеет силу того, что он осуществляет.

Нормативная юриспруденция занимается «оценочными» теориями права. Она имеет дело с тем, какова цель или предназначение закона, или какие моральные или политические теории обеспечивают основу для закона.

Она не только затрагивает вопрос «Что такое закон?», но также пытается определить, какой должна быть надлежащая функция закона, или какие действия должны подлежать правовым санкциям, и какие виды наказания должны быть разрешены.

В юридической практике главенствующее звено, поддерживающее соблюдение законов Российской Федерации является суд.

Суд является органом государственной власти, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом порядке. Суд является частью государственной власти, роль которого заключается в обеспечении строгого соблюдения законов или их неукоснительного соблюдения [3, c.144].

Суд играет ключевую роль, когда речь заходит об урегулировании споров, которые необходимо урегулировать юридически.

В большинстве судебных систем суды подразделяются на несколько структур или уровней иерархии; каждый из них предназначен для рассмотрения конкретного типа дел.

К примеру, это судебное заседание, когда человек не удовлетворен решением конкретного судебного уровня. Имеется возможность перейти на следующий уровень, чтобы обжаловать решение конкретного судьи.

Верховный суд — это всегда самый высокий уровень в большинстве иерархий. Последнее слово в деле остается за судьями Верховного Суда.

Суды играют важную роль в жизни общества, особенно в вопросах, связанных с урегулированием споров. Вот в чем заключается существенная роль судов в нашем обществе.

Судебная власть — это система судов, которая толкует и применяет закон от имени государства. Судебную систему также можно рассматривать как механизм разрешения споров.

В соответствии с доктриной разделения властей судебная власть, как правило, не принимает законотворческое право (что является обязанностью законодательной власти) и не обеспечивает исполнение закона (что является обязанностью исполнительной власти), а скорее толкует закон и применяет его к фактам каждого дела.

Во многих юрисдикциях судебная власть имеет право изменять законы в процессе судебного пересмотра.

Суды, наделенные полномочиями по судебному надзору, могут аннулировать законы и правила государства, если оно сочтет их несовместимыми с более высокой нормой, такой как основное законодательство, положения Конституции, договоров или международного права.

Судьи представляют собой важнейшую силу для толкования и осуществления Конституции, тем самым де-факто в странах общего права создается свод конституционного права.

Исторически сложилось, что судебная практика в России — это совокупность результатов деятельности судов или их решений, представляющая собой накопленный опыт применения действующего законодательства по каким-либо вопросам [1, c.75].

В узком смысле судебной деятельностью является только разрешение конкретных споров о праве в различных судебных инстанциях, а судебным решением — соответствующий процессуальный судебный акт.

В широком смысле к судебной практике также следует отнести деятельность суда, которая опосредованно связана с отправлением правосудия по конкретным делам, выражается в анализе и обобщении практики применения закона судами и имеет цель сформировать ее единообразие, оказать судам помощь в понимании и правильном применении закона.

Теория права различает три вида судебной практики, которые условно обозначаются как [2, c. 102]:

а) текущая,

б) прецедентная,

в) руководящая.

Рассмотрим эту классификацию схематически.

Рис. 1. Виды судебной практики

Несмотря на то, что судебная практика в России не признается источником права, фактически она является таковой. Стоит согласиться с мнением, что судебная практика по своему месту среди иных источников права, характеру, принципу функционирования является особым дополнительным источником права.

Литература:

  1. Богдановская, И. Ю. Эволюция судебного прецедента в «общем праве» / И. Ю. Богдановская. // Право. -2019. — № 2. — С. 75–87.
  2. Дивин И. М. Судебная практика как источник современного права России // Закон. 2017. N 4. С. 97–102.
  3. Синюков В. Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 2018. С. 144

Основные термины(генерируются автоматически): судебная практика, судебная власть, суд, Верховный Суд, государственная власть, общая юриспруденция, Россия, теория юриспруденции, урегулирование споров.

Источник: https://moluch.ru/archive/295/66963/

Роль судебной практики в российской правовой системе

Судебная практика в правовой системе россии

Под судебной практикой принято понимать единообразные решения и определения судов общей компетенции и хозяйственных судов, вынесенные при разрешении по существу конкретных дел, также постановления и разъяснения Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного суда. Судебный прецедент не является источником гражданского права, однако значение судебной практики нельзя недооценивать.

Значение судебной практики состоит в следующем:

  • Является базой для совершенствования гражданского законодательства;
  • Выявляет пробелы в законодательстве и способствует их устранению.

Вышеуказанные судебные органы изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и дают судам в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения гражданского законодательства РБ, что способствует выработке единообразного понимания и применения гражданского законодательства судебными органами.

Роль судебной практики в регулировании гражданских правоотношений

Основным источником права в правовой системе России является закон. Язык нормативно-правового акта порой не даёт возможности использовать помощь опытного юриста для того чтобы понять идею законодателя.

Жизнь всегда сложнее, чем устанавливаемые в праве нормы; да и правовая норма достаточно часто несовершенна.

В теории права выделяют такие недостатки правовых норм, как неясность, пробел в праве, изменение смысла правовой нормы при неизменности её текста в связи с эволюцией отношений в обществе.

А в прецеденте содержится и пример (фабула дела), и разъяснения (мотивировочная часть). Отсутствие нормативно-определённых критериев разграничения процессов правотворчества и толкования привело к появлению новой разновидности правоприменительной деятельности, осуществляемой высшими судебными органами.

Судебная практика позволяет оперативно восполнять пробелы в правовом регулировании, которые по каким-то причинам остаются долгое время без внимания законодателя. Правоприменительная практика показывает, что судебный прецедент уже фактически стал источником российского права.

Окончательное решение вопроса о роли актов высших судов в правовой системе России на сегодняшний день невозможно не только в силу отсутствия объективных условий для формирования судебной практики как источника гражданского (арбитражного) процессуального права, но и в силу разного понимания природы судебной практики в целом и ее роли в правоприменительной деятельности. С формальной точки зрения судебная практика не может рассматриваться как источник процессуального права, однако признание её (судебной практики) в качестве источника права не умаляет полномочий законодательной и исполнительной власти, ведь суды выполняют только им присущие полномочия, которые не могут быть выполнены другими органами. Возрастание роли суда в жизни гражданского общества приводит к выполнению судебной практикой не нормотворческой, а правоприменительной функции. Иное противоречило бы Конституции РФ, провозглашающей принцип разделения властей и определяющей функции каждой из ветвей власти.

Важным направлением повышения эффективности и качества правосудия является принятие мер по обеспечению единообразия судебной практики.

Конституция (статьи 126, 127), Федеральные Конституционные законы «О судебной системе РФ» (статьи 19 и 23) и «Об арбитражных судах в РФ» (статьи 9 и 10) наделяют Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ правом давать разъяснения по вопросам судебной практики.

Так, в соответствии с п. 1 ст.

304 АПК РФ судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВАС РФ установит, что оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. Аналогичная правовая норма содержится в пункте 3 статьи 391.9 Гражданского процессуального кодекса РФ.

То есть, разъяснения, даваемые по вопросам толкования и применения норм законодательства Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом, носят обязательный характер для нижестоящих судов и имеют важное значение, порой более важное, чем сама правовая норма. В определениях и постановлениях этих судов и формируется общая судебная практика как источник права наряду с правосознанием и законами.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2003 «О судебном решении» указал и по существу признал постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, постановления Европейского суда по правам человека источником права.

В свою очередь Высший Арбитражный Суд РФ, включает в свои постановления специальную оговорку о том, что судебный акт имеет практикообразующее значение (так называемый «прецедент»).

В этой оговорке Суд указывает, что на основе правовых позиций, изложенных в этом судебном акте, могут быть пересмотрены (или не могут быть пересмотрены) ранее принятые судебные акты по делам со сходными фактическими обстоятельствами или судебные акты, принятые на основании норм права, толкование которых расходится с толкованием, содержащимся в Постановлении Пленума либо Президиума ВАС РФ.

Зачастую мнения высших судов гражданского (арбитражного) процессуального права кардинально расходятся.

Так, например, Президиум Высшего Арбитражного суда РФ, разрешая дела по спорам о защите прав потребителей, в Информационном письме от 13.09.

2011 № 146 указал, что уступка банком лицу, не обладающему статусом кредитной организации, не исполненного в срок требования по кредитному договору с заёмщиком-гражданином не противоречит закону и не требует согласия заёмщика.

Источник: http://xn----8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai/detail3385.html

������������ ���� ���� ���������������������� ������������������������ �������������������� �� ���������������� ����������������

Судебная практика в правовой системе россии

������������������ ������ ������������ ������������ �������� ����������������������: ���������� �������������� ���� ���������������������������� ����������������, ���������������������� �� �������������������� ����������. ���������������������� �������� ������������ ���� ������������ ������������������������ ���������������������� ������������ �������������� ������������������.

�������������� “�������������������� ������������” ������������������ ������ �������������������������� �������������� �������������������� ��������, �������������� ������������ ������ �������������� ��������������������. ���� �������� �� ������ ������������������������ ���������������� �������������������������� ����������.

������������������ �������������������� ���������������� ������������������������ ������ �� �������������������������� �� ������������������������ ��������������������.

�� ��������������������������, �������������������� ������������������������ ����������, �������� ������������ ����������������: ������������������ ������������ ������������ �� �������������������������� ������������������ ���� �������������� ������������������������ ���������������� ���������������� �������������������� �������� ������������. �������� ���������������������� ������������������ ������������������ ������-���� ����-������������, �������������������� �������������� �������� ����������������.

���������������� ������������ ���������� ���������������� “����” ������������������ �� �������������� “����������������������������”

���������������� ���������������� ������������ �������� ������������ ���� �������� ������������.

���� ���������� �������� ����������-���� ������������������ – ������������������ ������ ������������������ – ������������������ ������������.

���� ������������ ����������������, ������ ���� ���������������� �������� ������������������ ���� ����������, ���������� ����������, ������ ����������������, �� ���� ������ ���� ����������������������������������.

������������ ���� ����������������, ��������������������������, ������������������ �������������� �������������� �� ���������������� �������������� �������������� ������.

����������������, �� ���������� ���� ���������������� ������������������ ������������������ ���������� ������������������ �� �������������� ������ �������������������� ������������ �� ��������������. ����������������, ���������� ������������ �������������� ��������������������.

�� ������������������ ������������������ ��������: ������, ���� ���� ������������, ������ ���� �������������������� ������ ������������, ���� ������ ������������-���� ������ �� ������ ������������������, ���� ������������ ������������������ �� ������ ����������.

������������ ������������ ��������������? ������������������, ���������������� ������������������, ���� ������������ ������������������ �� ���������� 130 ���������� ������������. ������ ������������.

������������������ �������� ���������������������� �� ���������� ��������������, ������������������ ������. ������ ����������, ���������� ������������ ���������� �������� ������������ ���� �������������������� �������� ������������.

���������������� ���������������� ������������ �������� ������������ ���� �������� ������������.

���� ���������� �������� ����������-���� ������������������ – ������������������ ������ ������������������ – ������������������ ������������

�������������� ������������������ ���������� ��������������: ������, ���������� ���������� ������������������. ���������� �������������� �������� ���������������� ������������ �� ������������.

������ ������������ ������������������ ������ �������������������� �� �������������� “���������� �� ��������������” ���� ���������������������� ��������, ������ ������������������ ���������������� �������� ���������������� �������� ����������.

������ ������������������ ���������� �������� ������������������, ������ �������� ������������������ ���� ��������������������. �������� ���� ������������������������ �������������� �������� ���������������� �� ���������� ���������������� ���������������� �������������������� �������� ������������.

�������� �� ��������-���� ������������������ ����������������, ���������� ���������� ������������������ ���� �������� ����������������. ���� ���������������� ���� ������������������, ������������������ ���������������� ������������������ ����������������������������: ������ ������������, ������ ���� ����������������.

������������ ������ ������ �� ����������������. ������������, ������ ������������������������ �������������� ���������������� ��������������, ���� ���������������� ������������ �������� ������������ ������, ������ ���� ���������������� ���������������� �������������� �������������� ������������������.

�������������� ���������������� �������������������������� ���� ������������ ������������������������ ���������� ������������. ���������������������� �� ���������������������� ������������ “����” �������������������������� �������������� �������� ���������������������� ���������������������� ����������.

������������, ���� ������������ ������������������, ���������������������� �������������� ���������� �� ������������ �������� �������������������� �� ������������������ ������������������������ ���������� ���������� �������������������� – ������ ���� ����������, ������������������������������ ���� ������, ������ �� ������������������������������ ���� �������������� ���������������������������������� ��������������������������������.

“������������������������ ���������������� ���������������������� ������������������������ ���������� ���������������������������� ���������� 30 ������, – �������������� ���������������� ��������������.

– ���������� ������ �� �������������� ���������������������������������� �������������������������������� ���� “���������� ����������������” ���� ������������ ������������������������ ���� ������������������ ������ ���� ���� ���������������������� ������������������������ ��������������������������������”.

������ ������ �������� ���������� �������������������� �������� ���� ������������ ������������������������ ���������������� �������������� �������������������� �������� ������������.

“�������������� ������������������������ ���������������� ������������������������������ ���������������������������� ���������� ���������������������� ������������������������ ���������� �� �� ������������������������ ���������� ���������� ��������������������, – �������������� �������������� ���������������� ��������������. – ���� ������������ ����������, ������ ���������������� �������������������������� ������������ ���������������� ���������������������������������� ���������������� ������������ �� ���������������������� ����������”.

���� ������������ ������������ ���� ���������� ����������������.

������������, �������������� ���������������� ������������������������ ���������������� ���� ������������������ ������������ ����������������������, ���������� ������������ ���� ������ �������������� ���������� ���� �������������������� ��������������.

�� ���������������� ������ ������������������, ������ ������ ���������������� ���������������� ������������ ���������� ���� ��������������.

���������� ������������������ ������������������ ���������� �������������������������������� ���� ��������, ���� ���������������������� ������������������������ ������������������. ���� ������������������ ������������, ���� ���������� �������������� ������������������������ ������ �� ������������ ������������. �������� ������ ����������������, �� ���������� ������������ �������������� ������������, �� ������������ – ������������.

���� ������������ ����������������, ������������������ ������ ������������ ���� ������ �������������������� ��������������, ������ �� ���������� ���������� ���������������������� ������������ ���������������� ��������������.

���� ������������������ ���������������������� �������� �������������������� ���������������� ��������������, ���������������������������� ���������������� ���������������� �������������� ������������������.

������������ ���� ������ ���������� �������������� �������������� ���� ���������������� ���������� ���������������� ���������������� �������������������� �������� ������������ �� ���������������������� ���� �������������������� ����������.

�� ������������������, ������������ ������ ���� ���������������� �� ������������ ������������, ��������, ���� ������������ ��������, ������������ �������������������� ��������.

�� �������� �������������� �������������� �������������� �������������� �������������� ����������������, ������ ������ �������������������������� ������������������ �� ������������ �������������� �� ���������� ������������������ ���������� ������������������ ��������������������, ������ “�������� ��������, �� ������������ �� ������������������������ �������������� ������������ ������������������������ ���������������� ������”. ���������� ������������, ������, ������ ���� �������������������� �� �������� ������������������������������ �������� �� ������������ ������������������, ���� �������������� ���������������� ����������������, ���� ������-�������� ���� ���������� �������������������� �� ��������������. “������������������������ ������������������ ������ ������������������ ������ �������������������� ������������”, – ������������������������ ��������������.

�� ������ �� ������

������������������������ ���������� ���������� �������� ������������ �� ���������������� �� ���������� �� ������������ ���������������� ������������ ������������ ������������ �������������� �������������������� ��������������.

�� ������ ���� ���������� ���������������� ������������������ ������������������������������ ������������������ �������������� ���������� ���������������������� �� ������������������������, ������������ �������������� ���������������� �������� �������������� ��������, ������ ������������������ ���� ���������� ������������������������ ������������ ������.

�������� �� ������, ������ ������ �� ������������������������ ������������ ���������� ������������������������ �������������������� ���������������� ���������������� ��������������, ���������� �������������� �������������� ���� �������� ������ ���������� ����������, ���������������� ������ �������� �� �������������� ������������.

��������������������������, ������ ���������������������� �������� ������������ ������������������ ���������������� ���������������������� (������������ ���� ��������������������), ������������ ���������� �� ���� ���������������������������������� ���������� �������������������� ������������������, ������������ ���������� ������������������.

������������������ �������������� ���������������������� ������ �� ������, ������ �� ������������ ������������������������ ���������� ������������������ �������� ���������������� �������������� ���� ������������ ������������������������.

���� �������������� ���� ���������������� ������ ���������� ���������������� �������� ������������ ��������������������, �� ���������� �������� ������������ ���������������� ��������������������.

�������� �� ������, ������ ������ �������������������� �������������� ���� �� �������� ������������������ ��������������, �� ���������������������� ������������������ ���� ���� ������������ ������������������ ���������������������� �������������������� ���� ������������������������ ����������, ������ �������������������� �� ������������ 4 ������������������������ �������������� ��������������. ������������ �������������� ���� �������� ���������������� ���������������������� �� ������������ ������������������, ������ ������������������ ������������ ���������������������� �� ������������ ������������������������, �� ������������������ ���� �� ������������ ��������������. ���������� ��������, ���������������� �������������������� ������������ ������������������������ �� �������������������������������� ��������������, ������ ������������ ���������������� �������������������� ���������������� ������������������������������ ����������. ������������ ������������������������ ���� ����������������������, ���� �������������� ������������ �������� ����������������. ������ ���� ���������� �������������� ���������������������� ���������������������� ���������������� ������������������ ������������������ ���� ������������������������ �������������� ���������������������� ���� �������������� ������.

���������������� �������������� �������������������� �������������������������� �������� ������������ ���������������� �������������������������� �������� ������ �������������� �������������������� ������������������������������ ������������, ���� ������ �������� ���� ������������ ���������������� ���������������������� �� ������������������ ������������ �������������� ��������������. ������ ���� ���������� ���������������� ��������������, ������������ ������������������������ ��������, ���������� ���������������������������� �������������� ������������ �� ���������������� ��������������������. “������ �������������������� �� ������������ ���������������� ���� �� ������������������������ �������������� �������������� ������������������������ ����������������, �������������������� ������������������������ ��������������������. ������ ���� ���������� �������������� ���������������� ���� �������������������� ���������� ������������ ������������������ ������ �������������������������� ����������, �������������� ���������� �������������� �� ���������������� �������������� �������������������������� ��������”, – �������������������� “����” �������������� ���������������������������� �� ������������������������ ����������, ����������-�������������������������� “������������������������ �������� ������������” �������������� ������������.

���������������������� �������� �������������� (������), ���������������� ������������������ (����������), �������� ��������������

Источник: https://rg.ru/2020/07/16/plenum-vs-rf-rekomenduet-ispolzovat-precedenty-v-sudebnoj-praktike.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.