Структура нормативных правовых актов

Структурные элементы нормативных правовых актов

Структура нормативных правовых актов

Структура нормативного-правового акта (нпа) отражает внутреннее строение его текста, представленного различными пунктами, разделами, положениями. Нет общего шаблона для существующих на сегодняшний день нпа, однако, в юриспруденции присутствует ряд определенных принципов и требований, предъявляемых к форме и виду таких документов.

Большие по текстовому материалу нормативные акты, дающие описание соответствующих видов права, включают в себя множество разделов и подразделов. Меньшие по содержанию текстового материала и не такие сложные нпа требуют соответственно и меньшей степени выделения в документах разделов и подразделов.

Условная схема элементов структуры нормативно-правовых актов приведена на рисунке 1. Далее ознакомимся с ними более подробно.

Рисунок 1. Структура нормативного правового акта

Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов

Внешние официальные реквизиты закона выступают разделом нормативных документов, характеризующих их законодательные признаки, а также установление и распознавание актов, их статус, принадлежность и становление со стороны юридического воззрения.

Законодательные структуры среди главных официальных реквизитов нпа выделяют следующие:

  • типовое название документа;
  • ФИО и занимаемый должностной пост сотрудника, имеющего право визировать и утверждать нормативный правовой документ, также указывается число и место проведения этой процедуры;
  • название страны или государственной единицы (РФ, область, край и прочие административно-территориальные единицы государства) с указанием герба;
  • число по последовательности выпуска (в большинстве случаев, каждый год обновляется с единицы, применительно к федеральным законам вносят сокращения «ФЗ», «ФКЗ»);
  • законодательный заголовок (означает предмет, регламентируемый рассматриваемым нпа).

Главными распознавательными свойствами нормативно-правовых документов являются: заголовок, число утверждения и номер акта.

Пример 1

К примеру, степень воздействия нормативного акта с юридической стороны характеризуется его видовой принадлежностью; число вступления правового документа в силу законного действия определяет его преимущество перед подобным одновидовым актом.

Заголовок является названием законодательного документа. Он относится к внешней и внутренней структурной составляющей документа, а также характеризует суть определенной отрасли юридических положений.

История законодательства выделяет множество форм создания заголовков.

К примеру, по издавшим законы государственным структурам (магистраты Рима), по именам лиц, придумавших нормы права (законы Хаммурани, Драконта и прочее), по именам лиц, инспирировавших вынесение законопроекта на обсуждение (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Тафта—Хартли и прочее), последнее характерно для Соединенных Штатов Америки. В России тоже давали названия законом по именам создавших их лиц (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и прочее).

Замечание 1

В настоящее время, особенно в Российской Федерации, заголовки, как правило, характеризуют предмет, регламентирования правового акта, изложенную в нем суть. Это значительно облегчает применение нормативных документов и ссылок на них, а также поиск таких документов.

Заголовок обязан строго соответствовать предмету регулирования акта, выражая регламентируемые актом социальные взаимоотношения. Текст заголовка в наименовании нормативного документа должен облегчить сотрудникам правовой системы и всем иным лицам его поиск и мгновенное понимание сущности документа. Заголовок должен быть коротким и максимально выражать суть нпа.

Пример 2

В основном современное законодательство соответствует этому требованию. К примеру, законы: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле».

А в качестве примера, не отвечающего данному требованию можно привести закон: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Бытует общественное мнение о введении коротких подзаголовков в тех случаях, когда невозможно избежать длинного названия документа в основном заголовке.

Главные правила, по которым заголовок нпа должен:

  • быть точным и передавать содержание правового документа (к примеру, «О политических партиях»);
  • быть коротким и емко выражать сущность правового документа. В качестве несоответствия этому правилу можно привести пример Указа Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Подобные наименования сложно употребимы в практическом и словесном обращении;
  • содержать приемлемую обобщенность материала, передающую смысловое значение документа, чтобы оно не было нарушено короткой длиной заголовка. К примеру, заголовок Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» дает только обобщенное понятие о том, что регламентирует данный закон. Однокомпонентные заголовки не раскрывают содержание и не передают нужной информации нпа для удобного использования сотрудниками системы права или иными лицами;
  • быть емким, данное обстоятельство особенно касается разносторонних правовых документов, любая составляющая часть которых может рассматриваться в качестве независимого нормативно-правового акта, но для удобства применения в ходе практической работы такие части объединены в целостный нормативный документ под одним заголовком. К примеру, заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», который регламентирует обеспечение и предоставление услуг связи на территории РФ, удовлетворение необходимостей в использовании услугами связи государственных органов, подразделений обороны, структур, обеспечивающих безопасность и отсутствие правонарушений на территории государства, поддержка подающих надежды нововведений в технологической сфере, охрану и соблюдение интересов потребителей услуг связи, обеспечение и поддержку качественной связи различных хозяйствующих организаций РФ, создание законной конкуренции в сфере предоставления услуг связи, обеспечение расширения отечественных предприятий и учреждений по предоставлению услуг связи, расширения их взаимодействия с международным рынком с сохранением центрального регулирования отечественными радиочастотными ресурсами, в частности орбитально-частотным и ресурсом нумерации. В рассмотренном федеральном законе отражен совокупный подход к управлению и предоставлению услуг связи, чему соответствует емкий заголовок;
  • быть формально официальным, без эмоциональных штрихов.

Наименование и введение нормативно-правовых актов

Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.

Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.

Замечание 2

В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.

Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.

2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.

Пример 3

Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.

Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.

В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.

Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.

Замечание 3

Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.

В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.

Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул. Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав.

Основные принципы

В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».

Замечание 4

Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.

Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:

  • область законодательного влияния и предмет управления;
  • цели и область законного правоприменения;
  • принципы или базисные пункты;
  • законы РФ в регулируемых задачах;
  • компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
  • деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.

Опиши задание

Рубрикация нормативно-правовых актов

Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.

Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.

Пример 4

К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).

Замечание 5

Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.

В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/juridicheskaja-tehnika/struktura-normativnyh-pravovyh-aktov/

Глава I. Структура нормативного правового акта | ГАРАНТ

Структура нормативных правовых актов

Глава I
Структура нормативного правового акта

1. Наименование нормативного правового акта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования. Наименование нормативного правового акта печатается с прописной буквы по центру страницы жирным шрифтом.

В наименовании нормативного правового акта перечисление всех изменяемых им законодательных актов не осуществляется. В наименовании либо должна быть определена тематика вносимых изменений, либо указано, в связи, с чем вносятся изменения в нормативные правовые акты.

Конкретизация наименования нормативного правового акта о внесении изменений возможна только в том случае, если изменения вносятся не более чем в два нормативных правовых акта.

2. Включение в нормативный правовой акт преамбулы не является обязательным. Преамбулы могут подразделяться на абзацы, частей в преамбулах нет.

Преамбула:

не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делится на статьи;

не содержит ссылки на другие нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием нормативного правового акта;

не содержит легальные дефиниции;

не формулирует предмет регулирования нормативного правового акта;

не нумеруется.

Преамбула предваряет текст нормативного правового акта.

Структурные единицы нормативного правового акта не могут иметь преамбулу.

3. В нормативном правовом акте употребляются следующие структурные единицы нормативного правового акта по нисходящей:

раздел;

подраздел;

глава;

статья.

Если в нормативном правовом акте нет глав, структурная единица “раздел” не вводится.

Возможно деление разделов крупных нормативных правовых актов на подразделы.

4. Раздел нормативного правового акта:

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

имеет единую (сквозную) нумерацию для всего акта;

имеет наименование.

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркивания, по центру страницы без точки в конце одно под другим.

5. Подраздел нормативного правового акта:

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение и наименование подраздела печатаются прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркивания, по центру страницы без точки в конце одно под другим.

6. Глава нормативного правового акта:

нумеруется римскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркивания, по центру страницы без точки в конце одно под другим.

7. Статья нормативного правового акта:

является основной структурной единицей нормативного правового акта;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой;

имеет единую (сквозную) нумерацию для всего нормативного правового акта;

имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.

Обозначение статьи печатается жирным шрифтом с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование статьи печатается с прописной буквы жирным шрифтом в одну строку с обозначением порядкового номера статьи, после которого ставится точка.

Если статья не имеет наименования, то точка после порядкового номера статьи ставится, и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа жирным шрифтом.

Структурными единицами статьи являются части, пункты, подпункты, абзацы.

Части статьи обозначаются арабскими цифрами с точкой, имеют единую нумерацию для данной статьи, наименований не имеют. Тексты частей начинаются с прописной буквы и заканчиваются точкой.

Части статей подразделяются на пункты, которые следуют после двоеточия и имеют строчные цифровые обозначения со скобкой: 1), 2), 3), после которых знак препинания не ставится. Пункты следует начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.

Пункты подразделяются на подпункты, которые следуют после двоеточия и имеют строчные буквенные обозначения со скобкой а), б), в), после которых знак препинания не ставится. Подпункты следует начинать со строчной буквы и отделять друг от друга точкой с запятой.

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы. Абзацы внутри частей, пунктов и подпунктов статьи отделяются друг от друга точкой, точкой с запятой, двоеточием.

Деление частей в статье либо частей в разных одного нормативного правового акта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного нормативного правового акта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускаются.

Структурная единица статьи, начинающаяся арабской цифрой с точкой, арабской цифрой или строчной буквой с закрывающейся круглой скобкой и заканчивающаяся двоеточием, именуется “абзацем первым части (пункта, подпункта)”.

В случае если статья состоит из одной части, то часть не обозначается. Если же подобная статья содержит абзацы, идущие после двоеточия через точку с запятой, то их следуют нумеровать арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой и считать пунктами.

8. Нормативными правовые акты о внесении изменений в нормативные правовые акты, а также нормативные правовые акты, содержащие перечни нормативных правовых актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие нормативные правовые акты:

не имеют наименований статей;

делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений.

Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой, и (или) абзацы.

Подпункты могут делиться на абзацы.

9. Нумерация статей, глав, подразделов, разделов нормативного правового акта должна быть сквозной. Недопустимо изменять нумерацию разделов, подразделов, глав, статей нормативного правового акта при внесении в него изменений и (или) признании утратившими силу структурных единиц нормативного правового акта.

Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей нормативного правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи нормативного правового акта.

Если дополнения вносятся в конец нормативного правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию разделов, подразделов, глав, статей.

Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию. Пересчет структурных единиц нормативного правового акта, то есть указание их количества с учетом внесения соответствующих изменений в статью нормативного правового акта, не производится.

При признании структурной единицы нормативного правового акта, структурной единицы статьи нормативного правового акта утратившей силу место этой структурной единицы нормативного правового акта, структурной единицы статьи нормативного правового акта в структуре нормативного правового акта сохраняется.

Если нормативный правовой акт дополняется новыми структурными единицами нормативного правового акта или статья нормативного правового акта дополняется новыми структурными единицами статьи, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительными цифрами, помещаемыми рядом с основными цифровыми или буквенными обозначениями выше опорной линии текста (посредством проставления надстрочного знака).

При изменении структурных единиц нормативного правового акта, структурных единиц статьи нормативного правового акта, признании их утратившими силу, дополнении нормативного правового акта новыми структурными единицами, дополнении статьи новыми структурными единицами должны учитываться все ранее произведенные изменения, в том числе и не вступившие в силу на момент внесения изменений.

10. В статьях о вступлении в силу нормативных правовых актов должно употребляться понятие “Вступление в силу”. Нормативные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении сроков вступления в силу нормативного правового акта через какое-либо время после его официального опубликования (обнародования) расчет времени производится в днях после его официального опубликования (обнародования). При том необходимо использовать слова “вступает в силу по истечении _.. дней после его официального опубликования (обнародования)”.

В случае. Если предполагается, что нормативный правовой акт должен вступить в силу через значительный промежуток времени после его официального опубликования (обнародования), следует использовать слова “вступает в силу “___” ___________ 20__ года, но не ранее его официального опубликования (обнародования)”, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Если в статье о вступлении в силу предусматриваются какие-либо исключения для сроков вступления в силу отдельных структурных единиц нормативного правового акта, в этой статье указывается общий срок вступления в силу нормативного правового акта, за исключением структурных единиц, вступающих в силу в ином порядке, а также определяется порядок вступления в силу этих структурных единиц.

11. Нормативные правовые акты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.

Если к нормативному правовому акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами с указанием знака N.

Юридическая сила приложений и нормативного правового акта, к которому они относятся, одинакова.

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста нормативного правового акта с указанием наименования, регистрационного номера и даты подписания нормативного правового акта.

Наименование приложения располагается по центру страницы. В приложения должны помещаться только те положения нормативного правового акта, которые невозможно изложить в стандартной форме статьи нормативного правового акта, но которые должны быть урегулированы на уровне нормативного правового акта.

Приложение, помимо употребляемых в нормативном правовом акте структурных единиц, может иметь такие структурные единицы, как строка, графа и другие.

В Приложениях, утверждающих порядки, положения и прочее, употребляются следующие структурные единицы: разделы, подразделы, главы, пункты, подпункты, абзацы, обозначаемые и нумеруемые в порядке, предусмотренном настоящим Положением для нормативного правового акта.

В случаях, когда в приложение вносится несколько изменений или приложение имеет сложную структуру, не позволяющую однозначно выделить структурную единицу, подлежащую изменению, следует излагать приложение в новой редакции.

Источник: https://base.garant.ru/21367382/24f1ae75063482537b7ee5fc0af1565e/

Статья 18. Структура нормативного правового акта

Структура нормативных правовых актов

1. Основными структурными элементами нормативного правового акта являются абзац, часть, подпункт, пункт и статья, содержащие в себе нормы права. Внутри статьи, пункта и подпункта нормативного правового акта может быть часть – логически законченная отдельная норма права, выделяемая отступом, которая начинается с заглавной буквы.

Абзацем считается часть текста, представляющая собой смысловое единство, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с заглавной буквы. Абзацы заканчиваются точкой с запятой (кроме первого и последнего абзацев части).

Законодательные акты, как правило, состоят из статей с наименованием “статья”, которые могут включать в себя часть, пункт, подпункт и абзац. Иные нормативные правовые акты состоят из пунктов без их наименования словом “пункт”, которые могут включать в себя подпункты, части, абзацы. 2.

Близкие по содержанию статьи (пункты) значительных по объему нормативных правовых актов могут объединяться в главы. Несколько глав, близких по содержанию, могут объединяться в разделы, а разделы – в части нормативного правового акта. В больших по объему главах и разделах могут выделяться параграфы и подразделы соответственно.

Параграфы и подразделы в нормативных правовых актах обозначаются соответственно словами “параграф” и “подраздел”. 3. Кодекс состоит из статей, которые, как правило, подразделяются на части без их наименования словом “часть”, которые нумеруются арабскими цифрами. 4.

Каждые пункт, статья, параграф, глава, подраздел и раздел нормативного правового акта нумеруются арабскими цифрами. Нумерация статей, глав, разделов и частей нормативного правового акта является сквозной. Самостоятельными являются нумерация параграфов в каждой главе и нумерация подразделов в каждом разделе нормативного правового акта. 5.

Нумерации подпунктов в пунктах и пунктов в статьях соответственно самостоятельны. Нумерация подпунктов в пунктах обозначается арабскими цифрами со скобкой следующим образом: 1), 2), 3) и далее. 6. В случаях, когда необходимо разъяснить цели принятия закона и основные задачи, которые перед ним стоят, изложению норм права предшествует вступительная часть (преамбула).

Вступительная часть (преамбула) не излагается в проектах законов о внесении изменений и (или) дополнений в законодательные акты Республики Казахстан. 7. При необходимости уточнения терминов и определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их смысл.

Термины и определения в нормативном правовом акте на казахском языке располагаются в алфавитном порядке. Термины и определения в нормативном правовом акте на русском языке должны соответствовать порядку их изложения на казахском языке.

Термины и определения, используемые в нормативном правовом акте, должны соответствовать терминам и определениям, применяемым в вышестоящем нормативном правовом акте, регулирующем однородные общественные отношения. 8.

Структурный элемент нормативного правового акта может быть дополнен примечанием, когда соответствующие указания невозможно изложить в тексте нормативного правового акта без ущерба для смысла нормы права. 9. В целях удобства пользования каждые глава, раздел, часть, а также параграф главы и подраздел раздела нормативного правового акта должны иметь заголовки. Статьи законодательных актов должны иметь заголовки, за исключением законодательных актов о внесении изменений и (или) дополнений в законодательные акты. Заголовки частей, разделов, подразделов, глав и параграфов нормативного правового акта отделяются от предыдущего текста двумя межстрочными интервалами, а от последующего текста – одним. 10. В структуру кодекса входит оглавление.

11. В структуру нормативного правового акта могут включаться приложения.

Статья 19. Требования и стилю изложения текста
нормативного правового акта

1. Компетенция, функции и задачи государственных органов в области государственного регулирования общественных отношений должны устанавливаться в нормативных правовых актах в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных процедурах с четким разграничением по уровню государственного управления.

Методические рекомендации по определению типовых функций государственных органов принимаются Правительством Республики Казахстан. 2. Текст нормативного правового акта должен быть напечатан единым шрифтом. 3.

Текст нормативного правового акта излагается с соблюдением норм литературного языка, юридической терминологии и юридической техники, его положения должны быть предельно краткими, содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл.

Текст нормативного правового акта не должен содержать положения декларативного характера, не несущие смысловой и правовой нагрузки. Не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, эпитетов, метафор, сокращений слов.

Норма права, изложенная в структурном элементе нормативного правового акта, не излагается повторно в других структурных элементах этого же акта. 4. Поручения в нормативных правовых актах должны адресоваться государственным органам либо, при необходимости, их руководителям.

По отношению к государственным органам, не подчиненным лицу, дающему поручение, поручения в нормативных правовых актах должны излагаться в рекомендательной форме либо по согласованию с ними. В последнем случае после наименования государственного органа указывается пометка “(по согласованию)”. 5.

В тексте нормативного правового акта наименования государственных органов и иных организаций излагаются полностью в соответствии с официальным названием и единообразно по всему тексту. В целях обеспечения простоты и лаконичности текста нормативного правового акта допускается сокращение наименований государственных органов и иных организаций с расшифровкой значения сокращения либо аббревиатуры в самом тексте нормативного правового акта.

6. В тексте нормативных правовых актов не допускаются обозначение абзацев дефисами или иными знаками, выделение и подчеркивание отдельных слов и словосочетаний.

Статья 20.

Ссылки в нормативных правовых актах на структурные
элементы других нормативных правовых актов, ссылки в
структурных элементах нормативных правовых актов на
другие структурные элементы таких актов.
Воспроизведение в нормативных правовых актах
структурных элементов других нормативных правовых
актов

1. При необходимости в нормативных правовых актах могут быть приведены ссылки на структурные элементы нормативных правовых актов вышестоящих уровней, а также воспроизведены отдельные нормы права из нормативных правовых актов вышестоящего уровня со ссылкой на такие акты. 2.

Ссылки в структурных элементах нормативного правового акта на другие его структурные элементы допускаются только в случаях, когда необходимо показать взаимную связь норм права либо избежать повторений. 3. При ссылке на строки и предложения их нумерация обозначается порядковыми числительными (прописью). 4.

В тексте нормативного правового акта ссылка на структурный элемент приводится с указанием его порядкового номера прописью или цифрами (для их обозначения не допускается использование прилагательных). 5.

При ссылке на нормативный правовой акт указываются в следующей последовательности его форма, дата принятия, регистрационный номер и заголовок этого нормативного правового акта.

При ссылке на законодательные акты указание номеров, под которыми они зарегистрированы, не требуется, за исключением указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу закона. 6.

Если в тексте нормативного правового акта приводятся две и более последовательные ссылки на один и тот же нормативный правовой акт, то полный заголовок данного нормативного правового акта указывается один раз (при первом упоминании в тексте) с последующей ссылкой на него.

7. Если в нормативном правовом акте имеются ссылки на приложения, то указываются номера приложений, присваиваемые в порядке их упоминания в тексте нормативного правового акта, за исключением случаев, когда к нормативному правовому акту имеется одно приложение.

Статья 21. Оформление нормативных правовых актов о внесении
изменений и (или) дополнений в нормативные правовые
акты

1. В заголовке нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт, должна содержаться ссылка на форму, дату принятия, регистрационный номер и заголовок акта, за исключением законов.

В заголовке нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений и дополнений в нормативный правовой акт или нормативные правовые акты, в первую очередь указывается слово “изменений” или “изменения”. 2.

В тексте проекта законодательного акта о внесении изменений и (или) дополнений в законодательные акты указываются заголовок, дата принятия указанных законодательных актов, а также в скобках – год, номер и статья их первоначального опубликования, а в случае внесения в них изменений и (или) дополнений – год, номер и статья опубликования соответствующего законодательного акта в сборнике “Ведомости Парламента Республики Казахстан” либо иной источник официального опубликования в соответствии с настоящим Законом, если законодательный акт не опубликован в указанном сборнике. В тексте проекта нормативного правового акта о внесении изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты указываются заголовок, дата принятия, регистрационный номер указанных нормативных правовых актов, а также в скобках – год, номер и статья их первоначального опубликования в сборнике «Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан» либо дата официального опубликования и название иного источника официального опубликования в соответствии с настоящим Законом, если нормативный правовой акт не опубликован в указанном сборнике. В тексте нормативного правового акта о внесении изменений и (или) дополнений в нормативный правовой акт, прошедшего государственную регистрацию, дополнительно указывается номер, под которым он зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов. 3. При изменении и (или) дополнении трех и более нормативных правовых актов составляются перечни, оформляемые отдельными приложениями. Указанное требование не распространяется на законодательные акты. 4. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в один и тот же нормативный правовой акт, предусматриваются одним пунктом или подпунктом. Нормативные правовые акты, в которые вносятся изменения и (или) дополнения, располагаются в зависимости от соотношения их юридической силы, а также в хронологическом порядке по дате их принятия (издания). В пределах одной и той же даты принятия нормативные правовые акты указываются в соответствии с их регистрационными номерами или номерами статей в официальных источниках опубликования. 5. При внесении изменений и (или) дополнений в структурный элемент нормативного правового акта такой структурный элемент излагается в новой редакции. Требования настоящего пункта могут не применяться при рассмотрении проектов законов, внесенных в Парламент Республики Казахстан. 6. Новые структурные элементы, а также приложения включаются в текст нормативного правового акта под последующими порядковыми номерами за последним структурным элементом того же вида или между структурными элементами того же вида под дополнительными номерами, дублирующими номера тех структурных элементов нормативного правового акта, за которыми следуют, например: пункты 2-1, 2-2; подпункты 8-1), 8-2); раздел 5-1; приложения 3-1, 3-2, 3-3. В случае, если нормативный правовой акт дополняется приложением, в текст нормативного правового акта вносится пункт (подпункт) о дополнении нормативного правового акта приложением или нормативным правовым актом производного вида. 7. Нормативные правовые акты, имеющие грифы секретности или пометки “Для служебного пользования”, “Без опубликования в печати”, “Не для печати”, включаются в перечень без указания их заголовка. 8. При внесении изменений и (или) дополнений в текст нормативного правового акта в объеме, превышающем половину текста нормативного правового акта, принимается его новая редакция. При оформлении проектов законов в новой редакции единицей определения объема является статья. При оформлении иного нормативного правового акта в новой редакции единицей определения объема является пункт. Требования настоящего пункта не применяются при рассмотрении проектов законов, внесенных в Парламент Республики Казахстан.

Сноска. Статья 21 с изменениями, внесенными законами РК от 27.04.2012

Источник: https://infopedia.su/8x10394.html

Нормативно-правовой акт: понятие, виды, структура

Структура нормативных правовых актов

НПА – это письменный документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера, который содержит нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений.

Признаки:

– это акт нормативного характера, т.е он содержит нормативные предписания;

– это правовой акт т.е. содержит в себе нормы права;

– это акт создаваемы результате правотворческой деятельности государства;

– это акт рассчитан на неопределенный круг лиц и обладает общеобязательностью;

– это акт оформляемый в виде официального документа;

– это акт , в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, глвы, разделы).

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды правовых актов:

НПА:

– Содержат нормы права;

– Неопределённое количество случаев регулирования;

– Неопределённый круг лиц.

Акты толкования права:

– Разъясняют нормы права;

– Не создают новые нормы.

Акты применения права:

– Являются индивидуальными предписаниями;

– Определённый случай;

– Определённые лица;

– Создаётся на основе НПА.

Классификация законов:

– по юр.силе (конституция, фкз, фз);

– по сфере действия (федеральные, субъектов федерации);

– по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами гос. Власти);

– по отраслевой принадлежности (конституционные, администаивные, гражданские);

– по внешней форме выражения (конституция, закон, устав);

– по сроку действия (постоянные, временные);

– по кругу лиц (распространяющие свое действие на граждан, иностанцев и лиц без гражданства);

– по времени вступления (непосредственно или с даты указанной в законе).

Подзаконные НПА издаются в пределах компетенции исполнительного органа гос.власти, они не должны потиворечить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Все подзаконные акты как правило являются актами различных органов исполнительной власти.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на:

– общие – это НПА общей компетенции они распространяются на действиена всех лиц опред. Гос-ва. К ним относятся норматворческие предписания высших органов исполнительной власти (Указы и распоряжения президента россии, пост. Распоряж. правительства);

– местные – они издаются территориальными органами гос. Власти и управления или ОМСУ (конституции и уставы суббъектов);

– ведомственные (акты министерства финансов, МВД);

– внутриорганизационные подзаконные НПА (локальные) – это акты издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций.

Внешняя структура определяется реквизитами самого акта:

– указание на форму акта (закон, указ, постановление, приказ и т.д.);

– указание на орган его издавший (парламент, министр, местный орган управления и т.д.);

– заголовок, означающий предмет регулирования (“О молодежной политике”, “О налогах и сборах” и т.д.);

– дата, место приятия акта, его регистрационный номер – подписи лиц, уполномоченных подписывать нормативные правовые акты.

Внутренняя структура нормативного акта складывается из следующих элементов: статьи, которые подразделяются на такие составные как параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы и другие; статьи объединяются в главы, а главы в разделы нормативного правового акта.

Некоторые акты имеют преамбулу, в которую не включаются нормативные предписания, но разъясняются цели и мотивы издания акта.
Тексты нормативных правовых актов излагаются на государственном языке.

В случае необходимости в одном нормативном акте могут воспроизводиться отдельные положения из нормативных актов более высокой юридической силы, со ссылкой на такие акты.

Понятие, признаки, виды законов.

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов.

Их положение определяется следующими основными признаками:

1) законы принимаются высшими представительными органами власти государства в целом или субъекта федерации или непосредственно народом путем референдума. Поэтому данные акты наиболее полно выражают сбалансированную волю общества, обладают представительной природой;

2) законы обладают высшей юридической силой.

Это значит, что содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам (если подзаконный акт вступает в противоречие с законом, применяется закон (ст.

120 Конституции РФ), однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта федерации, изданным в рамках его исключительной компетенции, действует нормативно-правовой акт субъекта федерации).

В случае противоречия закону подзаконный акт должен быть отменен или приведен в соответствие с законом. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял. Таким образом, верховенство закона отражает закономерную связь между правовыми актами и их соотношение друг с другом в процессе формирования и выражения воли народа как основного источника власти;

3) законы регулируют наиболее важные, социально значимые отношения. В них закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.;

4) законы содержат нормы первичного, основополагающего характера. Все иные нормативные акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов. В них чаще, чем в иных нормативных актах, можно встретить нормы-принципы и нормы-дефиниции. Появление закона, как правило, требует внесения изменений в подзаконные акты. Некоторые законы прямо требуют их конкретизации;

5) законы принимаются, изменяются и отменяются в особом процессуальном порядке.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.

Виды законов:

1) по сфере действия:

а) общефедеральные законы;

б) законы субъектов федерации;

2) по отраслям права:

а) государственно-правовые;

б) уголовно-правовые;

в) гражданско-правовые и т.д.;

3) по субъектам законотворчества:

а) законы, принятые в результате референдума;

б) законы, принятые законодательным органом;

4) по сроку действия:

а) постоянные законы;

б) временные;

5) по степени значимости:

а) конституционные;

6) текущие (обычные).

Конституционные законы закрепляют основы государственного строя и служат юридической базой текущего законодательства.

К ним относятся:

1) конституция как основной закон государства, положение которого в системе действующего законодательства определяется ее учредительным характером (так как она законодательно закрепляет качественно новый этап в развитии общества), верховенством, особым порядком принятия и изменения, а также законы, вносящие в нее дополнения и изменения;

2) федеральные конституционные законы, которые:

а) издаются только по вопросам, предусмотренным конституцией (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ), и потому их перечень строго ограничен (законы о чрезвычайном положении, о судебной системе и т.д.);

б) обладают повышенной юридической силой (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ);

в) принимаются в особом порядке;

г) на них не может быть наложено отлагательное вето президента.

Особое положение между конституционными и текущими законами занимают основы законодательства.

Из системы действующих законов их выделяют следующие специфические черты:

1) отражая баланс интересов федерального центра и субъектов федерации, они издаются по вопросам их совместной компетенции;

2) будучи крупным кодифицированным актом и обеспечивая согласованность, как текущих законов, так и подзаконных актов, они возглавляют нормативно-правовой комплекс определенной отрасли законодательства или сферы общественной жизни;

3) наряду с базовыми, общими положениями и принципами, непосредственно регулирующими общественные отношения, они содержат и нормативные предписания, требующие конкретизации применительно к особенностям субъекта федерации.

Текущие (обычные) федеральные законы, не обладая особыми свойствами, создаются на основе конституции, федеральных конституционных законов и основ законодательства, выражаются в формах федерального закона или кодекса и регулируют общественные отношения в самых разных сферах общественной жизни.

Среди них особо следует выделить:

1) кодексы – юридически цельные, внутренне согласованные комплексы правовых норм, регулирующие определенные сферы общественной жизни;

2) чрезвычайные законы, принимаемые при экономических или социальных потрясениях.

Источник: https://studopedia.ru/7_170673_normativno-pravovoy-akt-ponyatie-vidi-struktura.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.