Строительство в прибрежной защитной полосе

Содержание

Прибрежная защитная полоса: что это, отличие от водоохранной зоны, размеры и запреты

Строительство в прибрежной защитной полосе

Ранее мы уже рассказывали про водоохранные зоны. Чтобы до конца разобраться в данной теме, в этой статье мы расскажем о прибрежных защитных полосах. Рассмотрим вопросы, которые касаются их установления, что можно в них делать, а чего нельзя, и что за это будет.

Что такое «прибрежная защитная полоса»?

Начнём с определения. Прибрежная защитная полоса – это территория, которая примыкает к береговой линии и на которой вводятся дополнительные ограничения к режиму её использования по сравнению с теми, которые установлены для  территории водоохранной зоны.

Береговая линия – это граница водного объекта, которая для разных водоёмов определяется по-разному: для моря – по линии максимального отлива, для рек и озёр – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом и т.д.

Прибрежная защитная полоса устанавливается для того, чтобы предотвратить загрязнение водоёма, а также сохранить благоприятную окружающую среду для рыб, зверей и растений.

Отличие прибрежной защитной полосы от водоохранной зоны

«Водоохранная зона» и «прибрежная защитная полоса» – пограничные понятия. Грубо говоря, прибрежная защитная полоса входит в водоохранную зону. Они различаются правовым режимом их регулирования. Для водоохранной зоны и так устанавливаются определённые ограничения хозяйственной деятельности.

На прибрежную защитную полосу, как часть, входящую в её состав, они также распространяются, но плюсом к ним добавляется ещё некоторые. Защитная полоса на то и «защитная», так как это особо охраняемая часть территории по сравнению с остальной частью водоохранной зоны.

Более подробно о водоохранной зоне и её отличии от прибрежной защитной зоны можете почитать в другой нашей статье, полностью посвященной водоохранной зоне.

Все водные объекты с прибрежной защитной полосой

В статье Водного кодекса указано, вокруг каких водных объектов устанавливается прибрежная защитная полоса. К ним относятся: моря, реки, ручьи, каналы, озёра, водохранилища.

Прибрежная защитная полоса не устанавливается для тех водных объектов, для которых нельзя установить береговую полосу, под которой понимают полосу земли вдоль границы водного объекта общего пользования. К таким водным объектам относятся болота, ледники, снежники, родники, гейзеры.

Порядок установления и обозначения прибрежной защитной полосы

Порядок установления прибрежной защитной полосы регулируется Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 “Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов”.

Установлением прибрежной защитной полосы занимаются властные органы, в зависимости от того, где расположен водоём:

  • Территориальные органы Росводресурсов в отношении морей (их частей), водоёмов, используемых на территории двух и более соответствующих субъектов, при этом включённых в перечень Правительства РФ.
  • Региональные органы власти – в отношении водоёмов, находящихся в пределах соответствующего субъекта (в случае, если ему переданы полномочия соответствующие Российской Федерации).

Для установления границ прибрежной защитной полосы, органы осуществляют следующие действия:

1) определяют ее ширину;

2) описывают границы полосы, её координаты и опорные точки;

3) фиксируют границы на картах;

4) устанавливают границы на местности (размещают информационные знаки);

5) представляют документы в Росводресурсы (сведения о типе и наименовании водного объекта, границы ПЗП, их координаты, площадь, текстовое и графическое описание, схемы в формате XML), которое вносит сведения в государственный водный реестр.

Затем Росводресурсы направляет сведения в Росреестр для внесения их в ЕГРН. Только со дня внесения сведений в ЕГРН, границы прибрежной защитной полосы считаются установленными.

Поскольку прибрежная защитная полоса является частью водоохранной зоны, то их установление происходит одномоментно.

Органы, занимающиеся установлением границ прибрежной защитной полосы, в обязательном порядке размещают на всем протяжении этих границ специальные информационные знаки – специальные таблички или указатели, свидетельствующие о том, что данная территория имеет особый режим её использования. Такие знаки устанавливаются:

  • в характерных точках рельефа (ямы, холмы и т.д.);
  • в местах пересечения водных объектов дорогами;
  • в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан.

Требования к информационным знакам ПЗП установлены в Приказе Минприроды России от 13 августа 2009 г. N 249 “Об утверждении образцов специальных информационных знаков для обозначения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов”.

Информационное обозначение должно отвечать следующим параметрам: размер  – 500×1000 мм, сделан из прочного материала, фон должен иметь синий цвет, надпись выравнивается по центру и наносится на знак печатными буквами белого цвета, которые должны быть видны в светлое время суток с расстояния 50 метров. Выглядит такой знак следующим образом:

Значение таких указателей заключается в том, чтобы оказавшиеся рядом люди не нарушали установленного законом режима для таких территорий.

Размеры прибрежных защитных полос

Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма. Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
  • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
  • Если уклон 3 и более – 50 м.

Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озёр, расположенных в границах болот, – 50 м;
  • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м;
  • Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

  • Для морей – от линии максимального прилива.
  • Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине;
  • Если нет набережной и ливневой канализации – от границы водоёма.

Что можно делать в прибрежной защитной полосе?

В общем-то, на территории прибрежной защитной полосы можно делать всё, что не запрещено. В том числе отдыхать, размещать объекты водоснабжения, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения. При этом нужно помнить, для чего устанавливаются защитная полоса, поэтому также нельзя мусорить, загрязнять водоём.

Что запрещено делать в прибрежной защитной полосе?

Здесь список будет значительно больше.  Во-первых, на прибрежную защитную полосу распространяются все те ограничения, которые закреплены для водоохранной зоны. В границах прибрежной защитной полосы запрещено:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, свалок различных видов отходов (производства, отравляющих и ядовитых веществ и т.д.);
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • размещать заправки, склады ГСМ, СТО, мойки ТС.
  • движение и стоянка ТС (кроме специальных ТС). Движение допускается только на дорогах, а стоянки только на дорогах и в оборудованных местах с твёрдым покрытием;
  • размещение и применение хранилищ пестицидов и агрохимикатов,
  • сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых.

Если на территории прибрежной защитной полосы есть лес, то дополнительно запрещено:

  • сплошные рубки лесных насаждений;
  • использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов; ведение сельского хозяйства, за исключением сенокошения и пчеловодства;
  • создание и эксплуатация лесных плантаций;
  • размещение объектов капитального строительства, за исключением объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья.

Дополнительно запрещается:

  • пахать земли,
  • сваливать размытый грунт,
  • пасти скот,
  • организовывать детские лагеря и ванны.

Строительство на территории прибрежной защитной полосы, также как и в границах водоохранной зоны, не запрещается, но в таком случае необходимо оборудовать строящиеся объекты системами очистки воды и сборы отходов. Более подробно об этом также можно почитать в статье про водоохранные зоны.

Если не выполнять эти запреты, полиция может составить на нарушителя протокол, а инспектор в области охраны окружающей среды привлечь к ответственности. За использование прибрежной защитной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности в  ч. 1 ст. 8.42 КоАП. Наказание – штраф:

  • для граждан – от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц – от 8000 до 12 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.

Заключение

Теперь Вы точно знаете всё о прибрежных защитных полосах и водоохранных зонах. Эти знания помогут Вам правильно организовать свою хозяйственную деятельность на этих территориях, сберечь природу, а также сберечь финансовые средства, потратив их не на штраф, а на что-то более приятное и полезное.

Законодательство в РФ быстро меняется, поэтому информация в данной статье могла потерять актуальность. Рекомендуем обратиться к нашим юристам, которые бесплатно проконсультируют Вас. Для этого заполните форму ниже:

Источник: https://zemsovet.ru/ogranicheniya/zoni-s-osobimi-usloviyami-ispolzovaniya-territoriy/pribrezhnaya-zashchitnaya-polosa

Особенности использования земель в прибрежной зоне

Строительство в прибрежной защитной полосе

Территории прибрежных зон, особенно в курортных городах России, традиционно привлекательны для развития туристической инфраструктуры, строительства отелей, а также жилой и коммерческой недвижимости.

Текущая экономическая и политическая нестабильность создает дополнительные возможности для развития в России внутреннего туризма.

Потенциал российских регионов реализован не в полной мере, что побуждает инвесторов, в том числе международных сетевых операторов, вкладываться в освоение данных территорий.

Какие особенности использования земель в прибрежной зоне предусмотрены законодательством, какие установлены ограничения и запреты в отношении ведения деятельности на данных территориях, – эти и многие другие вопросы рассмотрим в данной статье.

Согласно Водному кодексу РФ земельные участки, расположенные вблизи моря, можно покупать, сдавать в аренду и застраивать. Однако указанное не означает, что владельцы таких земельных участков полностью свободны при определении порядка их использования, поскольку в отношении них законодательством РФ устанавливается специальный режим, накладывающий ряд существенных ограничений.

Исходя из положений Водного кодекса РФ, в отношении земельных участков, расположенных вблизи моря, могут быть установлены три вида «зон охраны»: водоохранная зона, прибрежная защитная полоса и береговая полоса общего пользования.

Под водоохранными зонами морей в соответствии с положениями Водного кодекса РФ понимаются территории, которые непосредственно примыкают к берегу моря. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. В границах данных зон устанавливаются ограничения хозяйственной деятельности в целях предотвращения загрязнения водного объекта.

Так, в границах водоохранной зоны, среди прочего, запрещается движение и стоянка транспортных средств, размещение автозаправок, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств, а также сброс сточных вод.

Осуществление строительства (реконструкции) и последующая эксплуатация объектов капитального строительства в границах водоохранных зон допускается только при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения.

Выбор типа охранного сооружения осуществляется застройщиком самостоятельно с учетом необходимости соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. Такими сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов, являются:

  • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
  • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
  • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку, исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и Водного кодекса РФ;
  • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.
  • Прибрежные защитные полосы

Прибрежные защитные полосы входят в границы водоохранных зон. Ширина прибрежных защитных зон варьируется от 30 до 50 метров в зависимости от уклона берега моря.

На территориях населенных пунктов при наличии централизованной ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами таких набережных.

В дополнение к ограничениям, установленным для водоохранной зоны, в границах прибрежных защитных полос, среди прочего, запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.

  • Береговые полосы общего пользования

Береговые полосы общего пользования входят в границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос.

Под береговой полосой общего пользования понимается часть земли шириной 20 метров, примыкающая непосредственно к морю, которая предназначена для общего использования.

Иными словами, любая территория, находящаяся на расстоянии 20 метров от воды, является местом общего пользования. Береговые полосы могут беспрепятственно использоваться любым лицом для передвижения и пребывания около них, в том числе для рыбалки и причаливания лодок, парусников и иных плавучих средств.

Приватизация земельных участков в пределах береговой полосы или иное ограничение свободного доступа к ним запрещается.

Взимание платы за доступ к водному объекту и его береговой полосе, а также установление ограждения на таком водном объекте не соответствуют действующему законодательству. Организация частного пляжа в пределах береговой полосы водного объекта также нарушает установленный законом порядок использования такой территории.

Подобные действия противоречат положениям Водного кодекса РФ, закрепляющим право каждого гражданина иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 года по делу №А70-8868/2011).

На местности границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос общего пользования водных объектов отмечаются специальными информационными знаками. При этом владельцы участков, расположенных вблизи моря, не должны препятствовать размещению на таких участках информационных знаков.

Необходимо учитывать, что водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы общего пользования устанавливаются в силу закона на основании самого факта примыкания территории земельного участка к соответствующему водному объекту.

Ширина таких «зон охраны» определяется на законодательном уровне и не может быть установлена иначе ни на основании подзаконных нормативных актов РФ, ни на основании законодательства субъектов РФ, что подтверждается сформировавшейся судебной практикой (см.

, например, Определение Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 года №33-Г08-5).

Говоря об особенностях использования земель в прибрежных зонах, важно при этом учитывать и специфику отдельных регионов.

Так, например, до 01 января 2017 года на территориях Республики Крым и города Севастополя установлен так называемый «переходный период».

Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определил, что по согласованию с федеральным органом исполнительной власти органы власти Республики Крым, а также города Севастополя могут самостоятельно устанавливать особенности регулирования градостроительных и земельных отношений.

В соответствии с Соглашением между Федеральным агентством водных ресурсов и Советом министров Республики Крым о передаче Совету министров Республики Крым осуществления части полномочий в области водных отношений, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 05 августа 2014 года №1466-р, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым может самостоятельно устанавливать границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос морей или их отдельных частей.

В конце мая 2016 года Глава Республики Крым Сергей Аксенов дал поручение подготовить распоряжение о полном временном запрете на любые строительные работы на участках ближе 100 метров от воды.

Такой запрет планируется установить в целях проведения ревизии всех земельных участков, ранее предоставленных государством землепользователям, а также для пресечения возведения самовольных построек в пределах «зон охраны» водных объектов.

В этой связи в текущее время к приобретению «объекта у моря» стоит подходить предельно внимательно, поскольку имеется высокий риск признания такого объекта самовольной постройкой по результатам вышеуказанной ревизии.

При этом даже если объект недвижимости, размещенный вблизи побережья с нарушением законодательства в сфере охраны водных объектов, не признан самовольной постройкой, владельцам таких земельных участков в границах «зон охраны» и иным землепользователям следует учитывать риски привлечения к ответственности.

Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за нарушение режима использования земельных участков в «зонах охраны» и правил охраны водных объектов, а также за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В зависимости от характера нарушения наказания для физических, юридических, а также должностных лиц за такие правонарушения варьируются от штрафа (в размере от 3 тысяч рублей до 500 тысяч рублей) до административного приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на срок до 90 суток. При этом привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Загрязнение вод и морской среды может повлечь также и уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (в зависимости от степени опасности такого нарушения).

Помимо описанной выше специфики использования прибрежных территорий, действующим законодательством РФ могут устанавливаться и иные ограничения.

Так, например, в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии положениями Федерального закона №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года земельные участки в границах морского порта не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.

Подводя итоги, отметим, что параметры использования любого земельного участка, в том числе территории прибрежных зон, равно как и возможность размещения на нем того или иного объекта строительства, должны проходить тщательную проверку в каждом конкретном случае. Только всесторонняя оценка пригодности земельного участка для целей строительства объекта позволит избежать риски его признания самовольной постройкой и наложения ответственности на застройщика. 

Источник: https://www.cls.ru/rus/press-centr/publikacii/osobennosti-ispolzovaniya-zemel-v-pribrezhnoy-zone/

Как построить дом на берегу Волги в водоохранной зоне?

Строительство в прибрежной защитной полосе

https://realty.ria.ru/20200707/1574002409.html

Как построить дом на берегу Волги в водоохранной зоне?

Как построить дом на берегу Волги в водоохранной зоне?

Этим жарким летом многих занимает вопрос о том, как бы хорошо было проводить эти знойные дни, находясь в своем уютном доме, из окна которого открывается… Недвижимость РИА Новости, 07.07.2020

2020-07-07T13:03

2020-07-07T13:03

2020-07-07T13:07

вопрос-ответ – полезное

земельные участки

загородная недвижимость

строительство

жилье

земля и загородная недвижимость – вопрос-ответ – полезное

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn24.img.ria.ru/images/sharing/article/1574002409.jpg?1594116464

Этим жарким летом многих занимает вопрос о том, как бы хорошо было проводить эти знойные дни, находясь в своем уютном доме, из окна которого открывается прекрасный вид на реку.

Возможно ли это? Позволяют ли нормы действующего законодательства стать собственником такой недвижимости, находящейся, допустим, на берегу реки Волги, например, ближе 200 метров от линии воды? Давайте разбираться.Ограничения, которые в данном случае установлены, предусмотрены статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Здесь дается объяснение двум понятиям – “водоохранная зона” и “прибрежная защитная полоса”.Водоохранная зона – это территория, примыкающая к береговой линии и составляющая от пятидесяти (например, если это ручей) до пятисот метров (водоохранная зона моря). Если мы разберем водоохранную зону реки Волги, то она составляет двести метров.

Прибрежная защитная полоса, это часть водоохранной зоны, которая имеет дополнительные ограничения. В Водном законодательстве есть и еще одно понятие – это береговая полоса, которую раньше называли “бечевник”, это название пошло от бурлаков, которые с помощью бечевы тянули свои баржи, сами находясь на короткой кромке берега.

Особенности этой зоны, что она примыкает к воде и не может быть отделена от общего доступа граждан. Так что же со строительством и эксплуатацией дома, расположенного на берегу великой реки?Жесткого запрета на возведение такого дома нет. Есть только перечень обязательных правил и требований, которым данное строительство должно соответствовать.

Стройка не производится в зоне подтопления (перечень таких зон закреплен в специальном реестре), должны быть соблюдены все санитарные и водоохранные нормы. Наш объект недвижимости должен быть оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Это централизованная система водоотведения, система для отведения сточных вод и другие системы. Все строительство должно быть согласовано и от соответствующей администрации органа местного самоуправления должно быть получено уведомление о соответствии нашего объекта параметрам разрешенного строительства.

Только после получения этого уведомления вы можете начинать возведение желанного дома у реки. В том же случае, если администрация незаконно отказала нам в строительстве, такой отказ может быть обжалован в суд и при наличии достаточных оснований может быть отменен.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в принципе, построить свой дом с видом на реку можно, но этому будет предшествовать длительная, сложная и весьма затратная процедура.

Но, для осуществления мечты, как мы знаем, экономить считают необходимым далеко не все и не всегда, что подтверждается многочисленными, самыми разнообразными строениями, которые находятся и будут находиться на берегах наших многочисленных рек и озер.

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Недвижимость РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

земельные участки, загородная недвижимость, строительство, жилье, земля и загородная недвижимость – вопрос-ответ – полезное, задать вопрос

Вопрос:

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, возможно ли строительство дома в водоохранной зоне – ближе 200 метров к берегу реки Волги? И может ли эта земля быть выделена под ИЖС? Спасибо.

Ответ:

Алексей Иванов

Адвокат (Тверь)

Этим жарким летом многих занимает вопрос о том, как бы хорошо было проводить эти знойные дни, находясь в своем уютном доме, из окна которого открывается прекрасный вид на реку.

Возможно ли это? Позволяют ли нормы действующего законодательства стать собственником такой недвижимости, находящейся, допустим, на берегу реки Волги, например, ближе 200 метров от линии воды? Давайте разбираться.

Ограничения, которые в данном случае установлены, предусмотрены статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации. Здесь дается объяснение двум понятиям – “водоохранная зона” и “прибрежная защитная полоса”.

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к береговой линии и составляющая от пятидесяти (например, если это ручей) до пятисот метров (водоохранная зона моря).

Если мы разберем водоохранную зону реки Волги, то она составляет двести метров.

Прибрежная защитная полоса, это часть водоохранной зоны, которая имеет дополнительные ограничения.

В Водном законодательстве есть и еще одно понятие – это береговая полоса, которую раньше называли “бечевник”, это название пошло от бурлаков, которые с помощью бечевы тянули свои баржи, сами находясь на короткой кромке берега. Особенности этой зоны, что она примыкает к воде и не может быть отделена от общего доступа граждан.

Так что же со строительством и эксплуатацией дома, расположенного на берегу великой реки?

Жесткого запрета на возведение такого дома нет. Есть только перечень обязательных правил и требований, которым данное строительство должно соответствовать. Стройка не производится в зоне подтопления (перечень таких зон закреплен в специальном реестре), должны быть соблюдены все санитарные и водоохранные нормы.

Наш объект недвижимости должен быть оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Это централизованная система водоотведения, система для отведения сточных вод и другие системы. Все строительство должно быть согласовано и от соответствующей администрации органа местного самоуправления должно быть получено уведомление о соответствии нашего объекта параметрам разрешенного строительства.

Только после получения этого уведомления вы можете начинать возведение желанного дома у реки. В том же случае, если администрация незаконно отказала нам в строительстве, такой отказ может быть обжалован в суд и при наличии достаточных оснований может быть отменен.

Подводя итог, можно сделать вывод, что в принципе, построить свой дом с видом на реку можно, но этому будет предшествовать длительная, сложная и весьма затратная процедура.

Но, для осуществления мечты, как мы знаем, экономить считают необходимым далеко не все и не всегда, что подтверждается многочисленными, самыми разнообразными строениями, которые находятся и будут находиться на берегах наших многочисленных рек и озер.

Источник: https://realty.ria.ru/20200707/1574002409.html

Жилой или садовый дом в водоохранной зоне: что нужно знать?

Строительство в прибрежной защитной полосе

Использование водоохранной зоны регулируется водным и природоохранным законодательством. По российским законам водоохранные зоны водных объектов имеют особый правовой статус.

Поэтому, если Вы стали собственником земельного участка, расположенного возле водоема и планируете возвести на нём дом или являетесь владельцем недвижимости на берегу, во избежание конфликтных ситуаций рекомендуем ознакомиться с данным материалом.

1. Что такое водоохранная зона?

В нашей стране на законодательном уровне принят ряд мер, направленных на установление защитных механизмов в сфере водопользования.

Понятие водоохранной зоны содержится в ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ).

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ.

На данных территориях устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиливания водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Водным законодательством установлен ряд запретов при использовании водоохранных зон. Наиболее существенным для владельцев объектов недвижимости, расположенной в такой зоне, является запрет на сброс сточных и дренажных вод (п. 7 ч. 15 ст. 65 ВК РФ).

Подробнее

Согласно ч. 15. ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон также запрещается:

  • использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
  • размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением отдельных случаев), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
  • размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;
  • разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением некоторых).

Другая цель установления специального режима водоохраной зоны – защита людей и хозяйственных объектов от разливов, паводков и других подобных стихийных бедствий.

Ширина водоохраной зоны, установленная в чч. 4-10 ст. 65 ВК РФ, зависит от типа и размера водоёма и составляет от 50 до 500 м (500 м – для моря).

Водный кодекс РФ также вводит понятие прибрежной защитной полосы в границах водоохраной зоны. Режим использования территории прибрежной защитной полосы имеет дополнительные ограничения.

Подробнее

Ч. 17 ст. 65 ВК РФ наряду с общими для водоохранных зон ограничениями в границах прибрежных защитных полос дополнительно запрещает:

  • распашку земель;
  • размещение отвалов размываемых грунтов;
  • выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега водного объекта и составляет от 30 до 50 м, а для водоёмов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, – 200 м.

В ч. 16 ст. 65 ВК РФ указано, что водоохранная зона может быть использована для хозяйственных, строительных и культурных целей исключительно с соблюдением особых условий.

Так, проектирование, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию объектов недвижимости в водоохранной зоне разрешаются при условии оборудования их сооружениями, которые могут обеспечить охрану водных объектов от загрязнения и истощения вод.

Подробнее

Под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, в ВК РФ понимаются:

  • централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;
  • сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;
  • локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и ВК РФ;
  • сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов.

2. Как получить сведения о расположении земельного участка под объектом недвижимости в границах водоохранной зоны?

Понять, что Ваш земельный участок частично или полностью находится в  границах водоохранной зоны, можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

Для этого подайте через МФЦ либо в электронном виде запрос в Росреестр о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о земельном участке.

Используя сведения, содержащиеся в выписке из ЕГРН об объекте недвижимости, проверьте сведения о том, что земельный участок частично или полностью входит в зону с особыми условиями использования территории – водоохранную зону.

Такие сведения также можно получить с помощью общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта Росреестра» на официальном сайте Росреестра (http://www.pkk5.rosreestr.ru) по кадастровому номеру земельного участка.

Подробнее

Если границы земельного участка установлены, то на Публичной кадастровой карте появится контур земельного участка.

Чтобы узнать в какую охранную зону попадает участок, предварительно выберите слой «Зоны с особыми условиями использования территории», после чего на карте отобразятся все границы, внесенные в ЕГРН.

Если у участка не установлены границы, то существует другой – «визуальный» – способ определения охранных зон.

Для этого в слое «Управление картой» выберите «Космические снимки» для более удобного поиска интересующего земельного участка на карте, а также слой «Зоны с особыми условиями использования территории». После определения местоположения Вашего земельного участка визуально сопоставьте его расположение с границами водоохранной зоны на местности.

Если самостоятельный поиск и анализ данной информации для Вас по каким-то причинам затруднителен, то рекомендуем обратиться к сервису нашего сайта ПАСПОРТ ОБЪЕКТА.

С его помощью Вы получите документ, в котором  квалифицированные специалисты специально для Вас  обобщат и проанализируют не  только, имеющуюся в ЕГРН информацию о зоне с особыми условиям использования, но и дадут все необходимые рекомендации по соблюдению санитарных и водоохранных требований и норм. 

3. Размещение индивидуального жилого или садового дома в водоохранной зоне: условия и ограничения

Как уже было сказано, действующим законодательством допускается размещение объектов недвижимости в границах водоохранных зон при условии соблюдения всех санитарных и водоохранных требований и норм.

Прежде чем начать строительство в водоохранной зоне, нужно взвесить все плюсы и минусы этого решения.

С одной стороны это накладывает внушительный ряд ограничений, Вам в обязательном порядке придётся соблюсти не только основные строительные, санитарные и противопожарные нормы и правила, которые необходимо учитывать при проектировании и строительстве объекта ИЖС (они содержатся в Земельном кодексе, Градостроительном кодексе, СНиПах), но и все требования водоохранного законодательства. С другой же стороны, домик с речкой, разве то не чудесно!?

В частности, речь идёт о требовании оборудовать объекты недвижимости, расположенные в водоохранной зоне, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод (ч. 16 ст. 65 ВК РФ).

При этом на территориях садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, допускается применение приёмников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду (ч. 16.1 ст. 65 ВК РФ).

Законодательством РФ установлено, что все водные объекты, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования (ч. 1 ст. 6 ВК РФ).

Если иное не предусмотрено законом, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд (ч. 2 ст. 6 ВК РФ).

Поэтому организация личных закрытых пляжей является незаконной.

С 4 августа 2018 года Федеральным законом № 340-ФЗ от 03.08.

2018 “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” введен уведомительный порядок для начала строительства жилых домов на земельных участках, предоставленных для ИЖС и ведения личного подсобного хозяйства, а также для строительства жилых и садовых домов на садовых земельных участках.

Для соблюдения этого порядка направьте в муниципальную администрацию уведомление о планируемом строительстве объекта недвижимости (индивидуального жилого или садового дома) с приложением схемы расположения строений на земельном участке с размерами и параметрами.

Форма уведомлений утверждены приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр “Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома”.

Подать уведомление можно:

  • посредством личного обращения (в том числе, через МФЦ);
  • заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • в электронной форме через Единый портал муниципальных и государственных услуг «Госуслуги» www.gosuslugi.ru.

Получив от администрации уведомление о соответствии параметров объекта, указанных в уведомлении о начале строительства, предельным параметрам разрешенного строительства, можно приступать к стройке (срок действия уведомления – 10 лет).

По окончании строительства следует направить в муниципальную администрацию уведомление об окончании строительства.

Муниципальная администрация, согласовавшая созданный Вами объект ИЖС или садовый дом, в срок не позднее 7 рабочих дней с даты поступления от Вас уведомления об окончании строительства, обязана направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации Вашего права на такой объект, и уведомить Вас о подаче заявления (ч. 1.2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”; далее – Закон о регистрации недвижимости).

Подробнее

Если по какой-то причине муниципальная администрация не направит в Росреестр в установленный срок заявления и документы, Вы можете направить указанное заявление самостоятельно. При этом никаких дополнительных документов прикладывать к заявлению не придётся – они будут запрошены в администрации Росреестром в течение 3 дней со дня получения Вашего заявления.

4.2. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на индивидуальный жилой или садовой дом, расположенный в водоохранной зоне

Чтобы узаконить существующий индивидуальный жилой или садовый дом в водоохраной зоне, необходимо, в первую очередь, подготовить его технический план. Для подготовки технического плана обратитесь к кадастровому инженеру.

В техническом плане в обязательном порядке должна содержаться информация об оборудовании объекта недвижимости необходимыми сооружениями для очистки сточных вод или приёмниками, изготовленными из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

Для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации Вашего права собственности на индивидуальный жилой или садовый дом, расположенный в водоохраной зоне, необходимо обратиться с заявлением в Росреестр, приложив к заявлению подготовленный технический план и правоустанавливающие документы на земельный участок.

Уведомление и документы могут быть Вами поданы лично либо Вашим представителем, в том числе:

  • через МФЦ;
  • посредством почтового отправления с уведомлением о вручении;
  • через Единый портал государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru.

Размер госпошлины за государственную регистрацию права собственности составит 350 руб.

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/zhiloy-ili-sadovyy-dom-v-vodookhranoy-zone-chto-nuzhno-znat/

Строительство в водоохранной зоне, что можно, ограничения

Строительство в прибрежной защитной полосе

Строительство в водоохранной зоне допускается с учетом обеспечения охраны водных объектов от загрязнения и истощения.  Обязательным условием для проектной документации объекта капитального строительства будет наличие системы очистных сооружений.

Подключение к ливневой канализации в водоохранной зоне или разработка собственной системы очистки стоков — выбор будет  за Вами. Однако нужно быть готовым к тому, что точки врезки в централизованную  канализацию поблизости может и  не оказаться.

Септик в водоохранной зоне на выходе из коллектора может быть решением  Вашей проблемы по очистке стоков. Однако при проектировании серьезных хозяйственных объектов, например, производственных предприятий,  нужно предусмотреть систему полной очистки.

Можно установить несколько люков для сбора дождевых стоков  с очисткой в отстойных колодцах.

Разрешение на строительство в водоохранной зоне хозяйственного объекта будет получено только при наличии системы очистки стоков. Вся проектная документация должна соответствовать требованиям СНиПов и ГОСТов.

    Если введенные ранее в эксплуатацию объекты до сих пор  не оборудованы системой очистки от ливневых и хозяйственных стоков, это будет являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Следует отметить, что  садоводства по отношению к ИЖС  в водоохранной зоне имеет очень льготный режим. Членам садоводств разрешается использовать вместо полноценных  очистных сооружений  стокоприемники из водонепроницаемых материалов, не допускающие  поступления вредных  веществ, иных веществ и бактерий  в окружающую среду.

При строительстве ИЖС  также нужно учесть, что движение и стоянка транспорта в водоохранной зоне допускается только на специальной твердой поверхности (но никак не по растительному или почвенному покрову). В связи с этим для заезда на машине  нужно предусмотреть  подъездную дорогу с твердым покрытием, а также асфальтовую площадку для стоянки.

Важно знать! Строительство в лесах водоохранных зон предполагает ряд дополнительных ограничений, предусмотренных Лесным кодексом РФ.

Разрешение на строительство в водоохранной зоне

Далее   мы  дадим ответ  на достаточно распространенный вопрос:   что же можно строить в водоохранной зоне?

Этот ответ   достаточно прост —  почти все, что и не в водоохранной зоне, кроме сооружений, предусмотренных  шестьдесят пятой статьей Водного кодекса. Так, в водоохранной  зоне Вам не разрешат разместить АЗС, СТО   и прочие опасные для  водоема хозяйственные объекты.

Итак, строительство АЗС в водоохранной зоне запрещено. А как насчет автомойки в водоохранной зоне, можно ли ее там размещать?

Вопрос  этот достаточно дискуссионный, по нему  имеются разные точки зрения.   В некоторых регионах органы власти выносили отказы в согласовании автомойки в водоохранной зоне , в некоторых выдавали   разрешение на строительство при наличии очистных сооружений.

 В  части размещения остальных объектов  все просто. Если, например, Ваша семья хочет осуществить строительство дома в водоохранной зоне реки, то первое, что вы делаете, это   оформляете аренду водоохранной зоны, получаете землеотвод.

Дальше  — руководствуетесь  правилами  градостроительного законодательства, а именно: получаете  градплан участка, после этого  получаете подтверждение  разрешения  на строительство.

Теперь можно смело строить, никаких дополнительных согласований со стороны природоохранных надзорных органов не понадобится.

Единственное, что необходимо учитывать при строительстве и проектировании,  это наличие  системы сооружений, которые будут защищать водный объект от загрязнений  (очистные сооружения). Основные строительные  требования к таким сооружениям содержаться в шестьдесят пятой статье Водного кодекса.

То есть индивидуальное строительство в водоохранной зоне осуществляется в соответствии с общими требованиями Российского законодательства с учетом положений ст. 65 Водного кодекса РФ.

Можно    добавить, что по  старому (ранее действовавшему) Водному кодексу РФ,  строительство в водоохранной зоне происходило только во взаимодействии   с органами власти в области охраны земель водного фонда. Сейчас хозяйственная деятельность в водоохранной зоне  допускается без дополнительных согласований.

Еще раз акцентируем Ваше внимание на том, что строительство автомойки в водоохранной зоне могут разрешить  при наличии системы централизованной системы отвода стоков.

Юрист по  строительству в водоохранной зоне, правонарушения

Судебная практика по  строительству в водоохранной зоне сводится к оспариванию постановлений предписаний прокуратуры об установке систем ливневой канализации  или подключении к хозбытовой канализации объектов капитального строительства.

Также весьма острым и обсуждаемым является вопрос о том, насколько законна   стоянка автомобиля в водоохранной зоне  на грунтовом покрытии.

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива, все зависит от того, как составлены процессуальные документы.

Если субъект двигался по проселочной грунтовой дороге, которая явно является /частью автомобильной дороги, то к ответственности его не привлекут.

Источник: https://jurist-dolina.ru/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B2-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B5-%D1%87%D1%82/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.