Статья нпа

Статья нормативно-правового акта: – это его неотъемлемая составная часть, элементарная, законченная и

Статья нпа

– это его неотъемлемая составная часть, элементарная, законченная и самостоятельная форма выражения конкретного нормативно-правового предписания, учитывающая специфику данного нормативно-правового акта и природу регулируемых общественных отношений.

Варианты изложения нормы права в составе нормативного акта могут быть различны. B одной статье нормативного акта излагаются:

– все элементы нормы права (полное совпадение);

r- один или два элемента логической структуры нормы права;

– две или несколько норм права;

– в двух или нескольких статьях одного и того же норматив ■ ного акта излагается норма права;

– в нескольких статьях различных нормативно-правовых актов излагается норма права.

Способы техники изложения нормы права в статье нормативного акта:

V прямой (статья нормативного акта непосредственно излагает норму права);

V отсылочный (статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта);

V бланкетный (статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает не к конкретной статье этого же акта, а к другому акту или к законодательству вообще).

Виды норм права

Существуют различные основания для деления норм права:

* По отраслевой принадлежности:

нормы конституционного, гражданского, административного, экологического и т.п. права.

* По источнику (юридической силе):

– нормы права, изложенные в законах (высшая юридическая сила);

– нормы права подзаконных-актов.

* По функциям права:

– регулятивные (правоустановительные) – регулируют общественные отношения путем предоставления его участникам прав и возложения на них обязанностей;

– охранительные – регламентируют меры юридической ответственности, меры защиты, учитывают форму вины, последствия деяния.

* По предмету правового регулирования:

~ нормы материального права (уголовного, административного, гражданского права и т.п.), регулирующие непосредственно сами общественные отношения;

– нормы процессуального права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права), регулирующие лишь порядок (процедуру) осуществления права, т.е. вторичные обществен-

iiwe отношения, возникающие в процессе реализации норм материального права;

– коллизионные нормы – принимаются с целью устранения I і'олкновения (коллизии), определяют порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.

*По характеру субъективных прав и юридических обязанностей:

– запрещающие – устанавливают обязанность не делать чего- Ji ибо (не переходить улицу на красный сигнал светофора, не мыражаться нецензурно и т.п.);

– обязывающие – предписывают субъекту права делать что- либо, вести себя определенным образом (свидетель явится для дачи показаний к следователю и т.п.);

– управомочивающие – формируют, устанавливают права субъекта, разрешают определенное поведение (собственнику – нладеть, пользоваться, распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом).

* По степени конкретизации содержания:

– первичные (исходные) нормы – не содержат в строгом смысле слова элементов нормы, в обобщенном виде они определяют ОСНОВЫ правового регулирования, его цели и задачи, пределы и направления (дефинитивные, декларативные нормы, нормы- иринципы, нормы-цели, нормы-начала);

– общие нормы – закрепляют содержание, критерии правомерности, суммарные признаки того или иного понятия, распространяющиеся на соответствующую отрасль права или на ряд отраслей права (например, норма права, содержащаяся в ст. 21 УК РФ, определяющая признаки невменяемости лиц, совершивших преступления, или конституционные нормы, по отношению к нормам иных отраслей права);

– конкретные нормы – регулирующие вполне определенный І1ИД типичных общественных отношений, учитывают особенности, условия реализации прав и обязанностей сторон, способы правового воздействия на их поведение и т.д.

* По методу правового регулирования:

– императивные нормы – в широком смысле императивными являются все нормы права (см. свойства права), но есть нормы, иластно-побудительный характер которых выступает особенно рельефно – они выражены в категорических предписаниях, исключают какой-либо выбор, вариант поведения, строго обязательны и ие зависят от воли субъектов права (например, нормы-принципы);

– диспозитивные нормы предоставляют субъектам правовой жизни свободу усмотрения: самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей, оставаясь при этом в пределах закона (правовая автономия наиболее свойственна гражданскому праву);

– поощрительные нормы – в общем смысле любые нормы правг в той или иной степени способствуют законопослушному поведению, но есть нормы, прямо стимулирующие социальное полезное, одобряемое государством поведение (добросовестный, высокопроизводительный труд, творческая активность, воинские подвиги отмечаются государством орденами, медалями, премиями, почетными званиями);

– рекомендательные нормы – устанавливают наиболее желательный для государства и общества вариант поведения в тех сферах жизни, которые подверглись юридической регламентации или затрагивают суверенитет государства (типовые, модельные, международно-правовые документы, рекомендуемые национальным парламентам).

Нормы права могут быть квалифицированы и по своей внутренней структуре, т.е. по признакам, свойственным ее гипотезе, диспозиции, санкции.

Так, например, нормы права называются:

O простыми — если диспозиция состоит из одного варианта поведения,

O сложными – если таких вариантов два и более,

O альтернативными – если у субъекта есть возможность выбрать из предложенного тот или иной вариант.

C учетом степени определенности гипотезы, норму права можно квалифицировать как:

O абстрактную – регулирует более широкий круг отношений, отличается большой стабильностью;

O казуистическую – регулирует более частный, но типичный случай, более доступна для понимания, более эффективна как средство управления.

Учет особенностей характера санкций норм права дает возможность их подразделить на:

A карательные (штрафные) – указывают на активно-принудительные меры государства, например в Уголовном кодексе, и

A правовостановительные (превентивные) – компенсируют расходы, возмещают потери, восстанавливают права, в праворегулятивной сфере.

* По содержанию неблагоприятных последствий (личных, фи- ;

Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-teoriya/statya-normativno-pravovogo-46782.html

Статьи нормативного правового акта

Статья нпа

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Статьи нормативного правового акта.
Рубрика (тематическая категория)Право

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать.

Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта – форма выражении государственной воли, средство нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве её формы.

Излагая правило поведения, законодатель˸

– может все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

– может в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

– может элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

– может элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта˸

1) прямой способ имеет место тогда, когда норма права непосредственно излагается в статье нормативного акта;

2) отсылочный (ссылочный) способ имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

3) бланкетный способ имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду каких-то нормативных актов, правил.

124. Классификации норм права˸ понятие и значение.

Норма права – это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

Классификация позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать и природу и назначение.

Выделяют следующие основные виды правовых норм˸

1) исходя из функциональной роли они разделяются на˸

– исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, ᴇᴦο цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);

– общие нормы, которые присущи общей части какой-либо отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

– специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам какой-либо отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

Статьи нормативного правового акта. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Статьи нормативного правового акта.” 2015, 2017-2018.

  • – Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта

    Конкретно-регулятивная норма права представляет собой правило поведения, состоящее обычно из двух элементов. Статья нормативного правового акта – это внешняя форма выражения нормы права (правила поведения). Словесная формулировка статьи нормативного правового акта не… [читать подробнее].

  • – Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта

    Конкретно-регулятивная норма права представляет собой правило поведения, состоящее обычно из двух элементов. Статья нормативного правового акта – это внешняя форма выражения нормы права (правила поведения). Словесная формулировка статьи нормативного правового акта не… [читать подробнее].

  • – Соотношение правовой нормы и статьи нормативного правового акта

      Норма права – относится права, это правило поведения, содержащее гипотезу, диспозицию, санкцию. Статья законодательного акта – внешняя форма выражения права, средство воплощения нормы права. Норма права – это структурное подразделение права, а статья -… [читать подробнее].

  • – Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

    Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта – форма выражении государственной воли, средство нормы права. Норма… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/pravo/view/168578_stat_i_normativnogo_pravovogo_akta

    Структурные элементы нормативных правовых актов

    Статья нпа

    Структура нормативного-правового акта (нпа) отражает внутреннее строение его текста, представленного различными пунктами, разделами, положениями. Нет общего шаблона для существующих на сегодняшний день нпа, однако, в юриспруденции присутствует ряд определенных принципов и требований, предъявляемых к форме и виду таких документов.

    Большие по текстовому материалу нормативные акты, дающие описание соответствующих видов права, включают в себя множество разделов и подразделов. Меньшие по содержанию текстового материала и не такие сложные нпа требуют соответственно и меньшей степени выделения в документах разделов и подразделов.

    Условная схема элементов структуры нормативно-правовых актов приведена на рисунке 1. Далее ознакомимся с ними более подробно.

    Рисунок 1. Структура нормативного правового акта

    Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов

    Внешние официальные реквизиты закона выступают разделом нормативных документов, характеризующих их законодательные признаки, а также установление и распознавание актов, их статус, принадлежность и становление со стороны юридического воззрения.

    Законодательные структуры среди главных официальных реквизитов нпа выделяют следующие:

    • типовое название документа;
    • ФИО и занимаемый должностной пост сотрудника, имеющего право визировать и утверждать нормативный правовой документ, также указывается число и место проведения этой процедуры;
    • название страны или государственной единицы (РФ, область, край и прочие административно-территориальные единицы государства) с указанием герба;
    • число по последовательности выпуска (в большинстве случаев, каждый год обновляется с единицы, применительно к федеральным законам вносят сокращения «ФЗ», «ФКЗ»);
    • законодательный заголовок (означает предмет, регламентируемый рассматриваемым нпа).

    Главными распознавательными свойствами нормативно-правовых документов являются: заголовок, число утверждения и номер акта.

    Пример 1

    К примеру, степень воздействия нормативного акта с юридической стороны характеризуется его видовой принадлежностью; число вступления правового документа в силу законного действия определяет его преимущество перед подобным одновидовым актом.

    Заголовок является названием законодательного документа. Он относится к внешней и внутренней структурной составляющей документа, а также характеризует суть определенной отрасли юридических положений.

    История законодательства выделяет множество форм создания заголовков.

    К примеру, по издавшим законы государственным структурам (магистраты Рима), по именам лиц, придумавших нормы права (законы Хаммурани, Драконта и прочее), по именам лиц, инспирировавших вынесение законопроекта на обсуждение (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Тафта—Хартли и прочее), последнее характерно для Соединенных Штатов Америки. В России тоже давали названия законом по именам создавших их лиц (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и прочее).

    Замечание 1

    В настоящее время, особенно в Российской Федерации, заголовки, как правило, характеризуют предмет, регламентирования правового акта, изложенную в нем суть. Это значительно облегчает применение нормативных документов и ссылок на них, а также поиск таких документов.

    Заголовок обязан строго соответствовать предмету регулирования акта, выражая регламентируемые актом социальные взаимоотношения. Текст заголовка в наименовании нормативного документа должен облегчить сотрудникам правовой системы и всем иным лицам его поиск и мгновенное понимание сущности документа. Заголовок должен быть коротким и максимально выражать суть нпа.

    Пример 2

    В основном современное законодательство соответствует этому требованию. К примеру, законы: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле».

    А в качестве примера, не отвечающего данному требованию можно привести закон: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

    Бытует общественное мнение о введении коротких подзаголовков в тех случаях, когда невозможно избежать длинного названия документа в основном заголовке.

    Главные правила, по которым заголовок нпа должен:

    • быть точным и передавать содержание правового документа (к примеру, «О политических партиях»);
    • быть коротким и емко выражать сущность правового документа. В качестве несоответствия этому правилу можно привести пример Указа Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Подобные наименования сложно употребимы в практическом и словесном обращении;
    • содержать приемлемую обобщенность материала, передающую смысловое значение документа, чтобы оно не было нарушено короткой длиной заголовка. К примеру, заголовок Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» дает только обобщенное понятие о том, что регламентирует данный закон. Однокомпонентные заголовки не раскрывают содержание и не передают нужной информации нпа для удобного использования сотрудниками системы права или иными лицами;
    • быть емким, данное обстоятельство особенно касается разносторонних правовых документов, любая составляющая часть которых может рассматриваться в качестве независимого нормативно-правового акта, но для удобства применения в ходе практической работы такие части объединены в целостный нормативный документ под одним заголовком. К примеру, заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», который регламентирует обеспечение и предоставление услуг связи на территории РФ, удовлетворение необходимостей в использовании услугами связи государственных органов, подразделений обороны, структур, обеспечивающих безопасность и отсутствие правонарушений на территории государства, поддержка подающих надежды нововведений в технологической сфере, охрану и соблюдение интересов потребителей услуг связи, обеспечение и поддержку качественной связи различных хозяйствующих организаций РФ, создание законной конкуренции в сфере предоставления услуг связи, обеспечение расширения отечественных предприятий и учреждений по предоставлению услуг связи, расширения их взаимодействия с международным рынком с сохранением центрального регулирования отечественными радиочастотными ресурсами, в частности орбитально-частотным и ресурсом нумерации. В рассмотренном федеральном законе отражен совокупный подход к управлению и предоставлению услуг связи, чему соответствует емкий заголовок;
    • быть формально официальным, без эмоциональных штрихов.

    Наименование и введение нормативно-правовых актов

    Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.

    Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.

    Замечание 2

    В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.

    Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.

    2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.

    Пример 3

    Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.

    Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.

    В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.

    Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.

    Замечание 3

    Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.

    В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.

    Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул. Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав.

    Основные принципы

    В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».

    Замечание 4

    Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.

    Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:

    • область законодательного влияния и предмет управления;
    • цели и область законного правоприменения;
    • принципы или базисные пункты;
    • законы РФ в регулируемых задачах;
    • компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
    • деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.

    Опиши задание

    Рубрикация нормативно-правовых актов

    Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.

    Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.

    Пример 4

    К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

    Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).

    Замечание 5

    Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.

    В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

    Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/juridicheskaja-tehnika/struktura-normativnyh-pravovyh-aktov/

    Теория государства и права

    Статья нпа

    Норма права и статья нормативного акта нетождественны, нередко они могут не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья нормативно-правового акта — форма выражения государственной воли, форма изложения мысли законодателя.

    При этом законодатель может три элемента логической структуры включить в одну статью нормативного акта или включить несколько норм в одну статью, а может элементы нормы права закрепить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта, или в нескольких статьях различных нормативных актов. Кроме того, не следует забывать, что может иметь место относительное, а не полное совпадение статьи нормативного акта и нормы права.

    Например, в главе Налогового кодекса, посвященной налоговым правонарушениям, статья может содержать в себе одну норму права и совпадать с ней по объему, но не по структуре. Здесь в статье ярко видна санкция нормы права. Остальные же элементы нормы права (гипотеза и диспозиция), как правило, слиты воедино в одном абзаце.

    Причем гипотеза в этом абзаце просматривается достаточно отчетливо, а диспозиция подразумевается, и мы ее выявляем при помощи логического способа толкования нормы права. Проиллюстрируем это на примере ст.

    117 Налогового кодекса гласит: «Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет за собой взыскание штрафа в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей».

    Правилом поведения (диспозицией) здесь будет выступать совершение действий, направленных на постановку на учет в налоговом органе или соблюдение запрета на ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

    Гипотезой же является само ведение деятельности организацией, индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе. Таким образом, гипотеза и диспозиция выявляются из текста одного абзаца статьи нормативно-правового акта.

    Норма права и статья нормативного акта могут не совпадать по объему, структуре, по способам изложения нормы права в статьях нормативного акта (актов) и т.п. Однако это ни в коем случае не отрицает того, что норма права всегда состоит из трех элементов (и имеет представительно-обязывающий характер).

    Статья нормативного акта может даже содержать один из элементов нормы права, но это не означает, что остальных двух ее элементов вообще не существует. Они есть, но находятся в другой статье или в статьях этого нормативного акта или же в нескольких статьях различных нормативных актов.

    Следовательно, несмотря на имеющее место несовпадение статьи нормативного акта и нормы права, последняя всегда состоит из трех элементов.

    На конкретных примерах рассмотрим варианты соотношения нормы права и статьи нормативного акта.

    По объему возможны три варианта соотношения нормы права и статьи:

    1) когда норма права и статья совпадают. Например, «заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений наказывается штрафом в размере…» (ст. 316 УК РФ).

    «Укрывательство особо тяжких преступлений запрещено» — правило поведения (диспозиция). «Если заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений совершено субъектом» — гипотеза нормы права.

    «Влекут взыскание штрафа в размере…» — санкция нормы права;

    2) когда в одной статье содержится несколько норм права. Например, ст. 129 НК РФ состоит из двух пунктов.

    В первом пункте содержится запрет на отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в налоговой проверке и санкция за нарушение этого запрета; во втором пункте содержится запрет давать ложное заключение экспертизы и осуществлять заведомо ложный перевод. За нарушение данных запретов предусмотрены самостоятельные санкции, а гипотеза и диспозиция выявляются из текста статьи логическим путем.

    3) когда в статье нормативного акта закреплена часть нормы права, некоторые юридические факты, само правило поведения или некоторые правовые последствия.

    По способу изложения в статье нормативного акта можно определить три варианта соотношения нормы и статьи:

    1) прямой способ изложения нормы, когда норма права непосредственно (текстуально) излагается в статье нормативного акта;

    2) отсылочный способ изложения нормы права имеет место тогда, когда статья нормативного акта, не раскрывая вопроса по существу, отсылает к другой конкретной статье, в которой содержится часть нормы права. Например, в п. 1 ст.

    65 НК РФ говорится: «Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1-3 п. 2 ст. 64 настоящего Кодекса».

    Отсылочный способ позволяет избежать большого и ненужного числа повторений, скоординировать нормы между собой и сделать текст закона кратким и лаконичным.

    3) бланкетный способ изложения имеет место тогда, когда статья отсылает не к конкретной статье, а к законодательству вообще. Например, в п. 2 ст.

    3 НК РФ указывается: «Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством Российской Федерации».

    Достоинство этого способа в том, что сама норма может не меняться долгое время, тогда как законодательство, к которому она отсылает, может изменяться.

    По степени абстрактности возможны три варианта изложения нормы права в статье нормативного акта:

    1) абстрактное — это изложение нормы права с использованием абстрактных понятий, обобщенно отражающих явления действительности.

    Абстрактная норма, как правило, представлена в виде сжатой формулировки или оценочного понятия, требующего пояснения. Так, в ст.

    87 НК РФ сформулировано, что «если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации…» «Необходимость» — абстрактное и оценочное понятие;

    2) казуальное — это изложение юридического правила путем перечисления однородных явлений. Например, в ст.

    46 закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» казуально перечисляется перечень операций и сделок, которые имеет право осуществлять Центральный Банк, а именно: предоставлять кредиты; покупать и продавать государственные ценные бумаги; покупать и продавать иностранную валюту; покупать и продавать облигации и т.д. Казуальный способ предельно конкретизирует норму, ее легко применять, т.к. она становится ясна и понятна, но казуальное изложение имеет и существенный недостаток.

    Даже при малейшем развитии общественных отношений конфетные формулировки уже не отражают их действительного содержания и создают проблемы в правоприменительной деятельности;

    3) смешанное изложение нормы права сочетает в себе абстрактные формулировки и конфетные факты, т.е. сочетает в себе абстрактное и казуальное изложение — вышеизложенные два варианта. В качестве примера процитируем п. 4 ст.

    92 НК РФ: «В необходимых случаях при осмотре производятся фото и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или производятся другие действия» (п. 4 ст. 92 НК РФ). Законодатель не поясняет, какие случаи являются необходимыми для проведения фото и киносъемки, т.е.

    абстрактно излагает гипотезу нормы права, но одновременно казуально перечисляет перечень возможных действий.

    В заключении отметим, что изложение элементов нормы права в одной или нескольких статьях зависит от волеизъявления законодателя.

    Он стремится экономить в нормативном акте место, избегать повторений и лаконично, последовательно излагать юридические правила, для того чтобы обыкновенным гражданам и правоприменительным органам было легко пользоваться нормативным актом.

    Вот почему расхождение между нормой права и статьей нормативного акта нельзя рассматривать как недостаток действующего законодательства.

    Источник: https://isfic.info/tgp/lipin31.htm

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.