Статья нормативного правового акта это

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Статья нормативного правового акта это

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

Способы изложения правовых норм

Норма права и статья нормативного акта не тождественны. Нередко они могут не совпадать.

Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции.

Статья нормативного акта – это форма выражения, способ изложения правовой нормы.

Норма права и статья нормативно-правового акта могут не совпадать по объему, структуре, по способам изложения нормы права в статьях нормативного акта (актов) и т.п.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

1. По объему:

а) норма права и статья совпадают (в одной статье содержатся все три элемента нормы права);

б) в одной статье содержится несколько норм права;

в) в статье нормативного акта закреплена часть нормы права (наиболее редкий случай), некоторые юридические факты или некоторые правовые последствия.

2. По степени абстрактности:

а) абстрактное изложение нормы права в статье – это изложение нормы права с использованием абстрактных понятий, обобщенно отражающих явления действительности (например, “…тайна усыновления охраняется законом”);

б) казуальное – это изложение юридического правила путем перечисления однородных явлений;

в) смешанное – это изложение, сочетающее в себе абстрактные формулировки и казуальное изложение.

Исторически правовые нормы возникли как конкретные, казуальные предписания и лишь впоследствии получили распространение нормативные обобщения, абстрактные формулировки.

Необходимо сочетать абстрактное и казуальное изложения норм права.

3. По способу изложения норм права в статьях нормативных актов:

а) прямой способ изложения – в статье нормативно-правового акта излагаются все три элемента нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция).

Здесь логически структура нормы права совпадает со структурой статьи нормативно-правового акта. Задача юриста – все три элемента структуры нормы права выделить в данной статье, суметь найти их, так как только при их наличии норма права может обеспечить полновластное регулирование общественных отношений;

б) отсылочный – в статьях нормативно-правового акта содержатся не все элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие сведения;

в) бланкетный – в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушение отдельных правил. Однако самих правил, которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье этого же нормативно-правового акта.

В таких статьях содержится гипотеза и санкция. Диспозиция же только называется, а содержание ее не раскрывается.

Отличие бланкетного способа изложения нормы права от отсылочного:

– при отсылочном способе указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть необходимые сведения. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте;

– при бланкетном способе изложения, отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

Таким образом, норма права не тождественна статье нормативно-правового акта.

Норма права – это логически завершенное правило поведения.

Статья нормативно-правового акта – это форма его изложения.

Расхождение между нормой права и статьей нормативно-правового акта нельзя рассматривать как недостаток законодательства, законодательной техники.

Законодатель стремится экономить место в нормативно-правовом акте, избежать повторения, лаконично, последовательно излагать юридические правила. То есть он в конечном итоге стремится к тому, чтобы правоприменительным органам было бы легко пользоваться нормативным материалом.

Тема 10.

ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

1. Форма (источник) права понятия, виды.

2. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

3. Виды нормативно-правовых актов.

4. Действие нормативно-правового акта во времени, пространстве и по кругу лиц.

5. Юридическая техника.

1. Форма (источник) права: понятие, виды

Применительно к юридическим явлениям понятие “источник права” имеет три смысла:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

2) источник, в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правоотношение и т.д.);

3) источник в формально-юридическом смысле (это и есть форма права).

Форма права – это способ закрепления и выражения вовне правовых норм (юридических правил поведения).

Виды формы права

1. Правовой обычай – это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в результате многократного повторения определенных действий.

Например, законы Хаммурапи, законы Ману, законы XII таблиц, Салическая правда, Русская правда. Они являлись собраниями правовых обычаев, прецедентов и изданных государством правовых норм. Согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.

2. Правовой прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.

Это – правоприменительное (а не правотворческое) решение. Оно используется в дальнейшем при решении аналогичных дел.

Прецедентное право развито в странах с англо-саксонской системой права (Англия, США, Канада, Австрия,…).

В России и других странах континентальной (романо-германской) правовой системы оно не применяется, так как не обеспечивает единства законодательства, единообразного его применения.

В странах романо-германской правовой системы роль судебной практики в основном не выходит за рамки толкования закона. Считается, что правотворческая деятельность является прерогативой законодателя, а также органов исполнительной власти, уполномоченных на это законодателем.

3. Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся нормы права, установленные государством.

Нормативно-правовой акт является основным источником права.

Он наиболее полно и оперативно отражает изменяющиеся потребности общественного развития, обеспечивает необходимую стабильность и эффективность правового регулирования.

4. Нормативный договор – это соглашение между субъектами правотворчества, в результате которого возникает новая норма права.

Например, Федеративный договор 1992 г., коллективный договор (в трудовом праве).

5. Религиозные тексты (каноническое право).

В основе мусульманского права лежат 4 источника:

а) Коран – священная книга, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

б) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных посредниками;

в) Иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;

г) Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права. Таким суждениям придается законный, общеобязательный характер.

6. Юридическая наука (правовая доктрина) – это разъяснения, даваемые крупными учеными юристами, которые исполняются судами при вынесении решения по делу.

2. Правотворчество: понятие, принципы, виды, функции

Нормативно-правовой акт как основной источник права появляется в результате правотворческой деятельности.

Правотворчество – составная часть более широкого процесса – правообразования.

Правообразование – относительно длительный процесс формирования и оформления правовой нормы.

Он начинается с анализа социальной ситуации, осознания необходимости ее правового регулирования (I стадия).

На основе этого формируется общее представление о правовой норме, которую следует создать (II стадия).

III стадия – разработка и принятие правовой нормы.

Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Правотворчество – это организационно оформленная функция государственных органов (в случае референдума – всего народа) по изданию, переработке и отмене нормативно-правового акта.

Посредством правотворчества нормы естественного права и объективные потребности общественного развития облекаются в форму нормативных актов и становятся позитивным правом, то есть правом, существующим в виде законодательства. правотворчества составляет процедура возведения норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в закон.

Черты правотворчества:

1) оно представляет собой функцию активную, творческую, государственную;

2) основная продукция – правовые нормы, воплощающиеся, главным образом, в нормативно-правовом акте;

3) это важнейшее средство управления обществом. Здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения;

4) уровень и культура правотворчества, а значит и качества принимаемых нормативно-правовых актов, – это показатель цивилизованности и демократичности общества.

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность.

Принципы правотворчества:

1) научность (в процессе подготовки нормативно-правового акта важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, общие потребности развития общества);

2) профессионализм (заниматься правотворчеством должны компетентные люди – юристы, управленцы, экономисты и т.д.);

3) законность (правотворчество должно осуществляться в рамках и на основе Конституции и законов);

4) демократизм (характеризует степень участия граждан в правотворческом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);

5) гласность (означает открытость, “прозрачность” правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).

Виды правотворчества в зависимости от субъектов:

1) непосредственное правотворчество народа в процессе референдума (всенародного ания по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

2) правотворчество компетентных государственных органов (принятие закона Федеральным Собранием РФ);

3) правотворчество должностных лиц (издание указа Президентом);

4) правотворчество органов самоуправления (распоряжение мэра г. Н.Новгорода).

В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

1) обновление законодательства, то есть принятие нормативно-правового акта;

2) устранение (отмена) устаревших норм права;

3) устранение пробелов в праве.

Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования законодательства.

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 657 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-62197.html

Структурные элементы нормативных правовых актов

Статья нормативного правового акта это

Структура нормативного-правового акта (нпа) отражает внутреннее строение его текста, представленного различными пунктами, разделами, положениями. Нет общего шаблона для существующих на сегодняшний день нпа, однако, в юриспруденции присутствует ряд определенных принципов и требований, предъявляемых к форме и виду таких документов.

Большие по текстовому материалу нормативные акты, дающие описание соответствующих видов права, включают в себя множество разделов и подразделов. Меньшие по содержанию текстового материала и не такие сложные нпа требуют соответственно и меньшей степени выделения в документах разделов и подразделов.

Условная схема элементов структуры нормативно-правовых актов приведена на рисунке 1. Далее ознакомимся с ними более подробно.

Рисунок 1. Структура нормативного правового акта

Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов

Внешние официальные реквизиты закона выступают разделом нормативных документов, характеризующих их законодательные признаки, а также установление и распознавание актов, их статус, принадлежность и становление со стороны юридического воззрения.

Законодательные структуры среди главных официальных реквизитов нпа выделяют следующие:

  • типовое название документа;
  • ФИО и занимаемый должностной пост сотрудника, имеющего право визировать и утверждать нормативный правовой документ, также указывается число и место проведения этой процедуры;
  • название страны или государственной единицы (РФ, область, край и прочие административно-территориальные единицы государства) с указанием герба;
  • число по последовательности выпуска (в большинстве случаев, каждый год обновляется с единицы, применительно к федеральным законам вносят сокращения «ФЗ», «ФКЗ»);
  • законодательный заголовок (означает предмет, регламентируемый рассматриваемым нпа).

Главными распознавательными свойствами нормативно-правовых документов являются: заголовок, число утверждения и номер акта.

Пример 1

К примеру, степень воздействия нормативного акта с юридической стороны характеризуется его видовой принадлежностью; число вступления правового документа в силу законного действия определяет его преимущество перед подобным одновидовым актом.

Заголовок является названием законодательного документа. Он относится к внешней и внутренней структурной составляющей документа, а также характеризует суть определенной отрасли юридических положений.

История законодательства выделяет множество форм создания заголовков.

К примеру, по издавшим законы государственным структурам (магистраты Рима), по именам лиц, придумавших нормы права (законы Хаммурани, Драконта и прочее), по именам лиц, инспирировавших вынесение законопроекта на обсуждение (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Тафта—Хартли и прочее), последнее характерно для Соединенных Штатов Америки. В России тоже давали названия законом по именам создавших их лиц (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и прочее).

Замечание 1

В настоящее время, особенно в Российской Федерации, заголовки, как правило, характеризуют предмет, регламентирования правового акта, изложенную в нем суть. Это значительно облегчает применение нормативных документов и ссылок на них, а также поиск таких документов.

Заголовок обязан строго соответствовать предмету регулирования акта, выражая регламентируемые актом социальные взаимоотношения. Текст заголовка в наименовании нормативного документа должен облегчить сотрудникам правовой системы и всем иным лицам его поиск и мгновенное понимание сущности документа. Заголовок должен быть коротким и максимально выражать суть нпа.

Пример 2

В основном современное законодательство соответствует этому требованию. К примеру, законы: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле».

А в качестве примера, не отвечающего данному требованию можно привести закон: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Бытует общественное мнение о введении коротких подзаголовков в тех случаях, когда невозможно избежать длинного названия документа в основном заголовке.

Главные правила, по которым заголовок нпа должен:

  • быть точным и передавать содержание правового документа (к примеру, «О политических партиях»);
  • быть коротким и емко выражать сущность правового документа. В качестве несоответствия этому правилу можно привести пример Указа Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Подобные наименования сложно употребимы в практическом и словесном обращении;
  • содержать приемлемую обобщенность материала, передающую смысловое значение документа, чтобы оно не было нарушено короткой длиной заголовка. К примеру, заголовок Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» дает только обобщенное понятие о том, что регламентирует данный закон. Однокомпонентные заголовки не раскрывают содержание и не передают нужной информации нпа для удобного использования сотрудниками системы права или иными лицами;
  • быть емким, данное обстоятельство особенно касается разносторонних правовых документов, любая составляющая часть которых может рассматриваться в качестве независимого нормативно-правового акта, но для удобства применения в ходе практической работы такие части объединены в целостный нормативный документ под одним заголовком. К примеру, заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», который регламентирует обеспечение и предоставление услуг связи на территории РФ, удовлетворение необходимостей в использовании услугами связи государственных органов, подразделений обороны, структур, обеспечивающих безопасность и отсутствие правонарушений на территории государства, поддержка подающих надежды нововведений в технологической сфере, охрану и соблюдение интересов потребителей услуг связи, обеспечение и поддержку качественной связи различных хозяйствующих организаций РФ, создание законной конкуренции в сфере предоставления услуг связи, обеспечение расширения отечественных предприятий и учреждений по предоставлению услуг связи, расширения их взаимодействия с международным рынком с сохранением центрального регулирования отечественными радиочастотными ресурсами, в частности орбитально-частотным и ресурсом нумерации. В рассмотренном федеральном законе отражен совокупный подход к управлению и предоставлению услуг связи, чему соответствует емкий заголовок;
  • быть формально официальным, без эмоциональных штрихов.

Наименование и введение нормативно-правовых актов

Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.

Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.

Замечание 2

В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.

Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.

2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.

Пример 3

Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.

Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.

В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.

Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.

Замечание 3

Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.

В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.

Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул. Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав.

Основные принципы

В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».

Замечание 4

Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.

Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:

  • область законодательного влияния и предмет управления;
  • цели и область законного правоприменения;
  • принципы или базисные пункты;
  • законы РФ в регулируемых задачах;
  • компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
  • деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.

Опиши задание

Рубрикация нормативно-правовых актов

Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.

Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.

Пример 4

К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).

Замечание 5

Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.

В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/juridicheskaja-tehnika/struktura-normativnyh-pravovyh-aktov/

Статья нормативно-правового акта: – это его неотъемлемая составная часть, элементарная, законченная и

Статья нормативного правового акта это

– это его неотъемлемая составная часть, элементарная, законченная и самостоятельная форма выражения конкретного нормативно-правового предписания, учитывающая специфику данного нормативно-правового акта и природу регулируемых общественных отношений.

Варианты изложения нормы права в составе нормативного акта могут быть различны. B одной статье нормативного акта излагаются:

– все элементы нормы права (полное совпадение);

r- один или два элемента логической структуры нормы права;

– две или несколько норм права;

– в двух или нескольких статьях одного и того же норматив ■ ного акта излагается норма права;

– в нескольких статьях различных нормативно-правовых актов излагается норма права.

Способы техники изложения нормы права в статье нормативного акта:

V прямой (статья нормативного акта непосредственно излагает норму права);

V отсылочный (статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта);

V бланкетный (статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает не к конкретной статье этого же акта, а к другому акту или к законодательству вообще).

Виды норм права

Существуют различные основания для деления норм права:

* По отраслевой принадлежности:

нормы конституционного, гражданского, административного, экологического и т.п. права.

* По источнику (юридической силе):

– нормы права, изложенные в законах (высшая юридическая сила);

– нормы права подзаконных-актов.

* По функциям права:

– регулятивные (правоустановительные) – регулируют общественные отношения путем предоставления его участникам прав и возложения на них обязанностей;

– охранительные – регламентируют меры юридической ответственности, меры защиты, учитывают форму вины, последствия деяния.

* По предмету правового регулирования:

~ нормы материального права (уголовного, административного, гражданского права и т.п.), регулирующие непосредственно сами общественные отношения;

– нормы процессуального права (уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права), регулирующие лишь порядок (процедуру) осуществления права, т.е. вторичные обществен-

iiwe отношения, возникающие в процессе реализации норм материального права;

– коллизионные нормы – принимаются с целью устранения I і'олкновения (коллизии), определяют порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.

*По характеру субъективных прав и юридических обязанностей:

– запрещающие – устанавливают обязанность не делать чего- Ji ибо (не переходить улицу на красный сигнал светофора, не мыражаться нецензурно и т.п.);

– обязывающие – предписывают субъекту права делать что- либо, вести себя определенным образом (свидетель явится для дачи показаний к следователю и т.п.);

– управомочивающие – формируют, устанавливают права субъекта, разрешают определенное поведение (собственнику – нладеть, пользоваться, распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом).

* По степени конкретизации содержания:

– первичные (исходные) нормы – не содержат в строгом смысле слова элементов нормы, в обобщенном виде они определяют ОСНОВЫ правового регулирования, его цели и задачи, пределы и направления (дефинитивные, декларативные нормы, нормы- иринципы, нормы-цели, нормы-начала);

– общие нормы – закрепляют содержание, критерии правомерности, суммарные признаки того или иного понятия, распространяющиеся на соответствующую отрасль права или на ряд отраслей права (например, норма права, содержащаяся в ст. 21 УК РФ, определяющая признаки невменяемости лиц, совершивших преступления, или конституционные нормы, по отношению к нормам иных отраслей права);

– конкретные нормы – регулирующие вполне определенный І1ИД типичных общественных отношений, учитывают особенности, условия реализации прав и обязанностей сторон, способы правового воздействия на их поведение и т.д.

* По методу правового регулирования:

– императивные нормы – в широком смысле императивными являются все нормы права (см. свойства права), но есть нормы, иластно-побудительный характер которых выступает особенно рельефно – они выражены в категорических предписаниях, исключают какой-либо выбор, вариант поведения, строго обязательны и ие зависят от воли субъектов права (например, нормы-принципы);

– диспозитивные нормы предоставляют субъектам правовой жизни свободу усмотрения: самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей, оставаясь при этом в пределах закона (правовая автономия наиболее свойственна гражданскому праву);

– поощрительные нормы – в общем смысле любые нормы правг в той или иной степени способствуют законопослушному поведению, но есть нормы, прямо стимулирующие социальное полезное, одобряемое государством поведение (добросовестный, высокопроизводительный труд, творческая активность, воинские подвиги отмечаются государством орденами, медалями, премиями, почетными званиями);

– рекомендательные нормы – устанавливают наиболее желательный для государства и общества вариант поведения в тех сферах жизни, которые подверглись юридической регламентации или затрагивают суверенитет государства (типовые, модельные, международно-правовые документы, рекомендуемые национальным парламентам).

Нормы права могут быть квалифицированы и по своей внутренней структуре, т.е. по признакам, свойственным ее гипотезе, диспозиции, санкции.

Так, например, нормы права называются:

O простыми — если диспозиция состоит из одного варианта поведения,

O сложными – если таких вариантов два и более,

O альтернативными – если у субъекта есть возможность выбрать из предложенного тот или иной вариант.

C учетом степени определенности гипотезы, норму права можно квалифицировать как:

O абстрактную – регулирует более широкий круг отношений, отличается большой стабильностью;

O казуистическую – регулирует более частный, но типичный случай, более доступна для понимания, более эффективна как средство управления.

Учет особенностей характера санкций норм права дает возможность их подразделить на:

A карательные (штрафные) – указывают на активно-принудительные меры государства, например в Уголовном кодексе, и

A правовостановительные (превентивные) – компенсируют расходы, возмещают потери, восстанавливают права, в праворегулятивной сфере.

* По содержанию неблагоприятных последствий (личных, фи- ;

Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-teoriya/statya-normativno-pravovogo-46782.html

Норма права и статья нормативного акта

Статья нормативного правового акта это

Норму права нельзя отождествлять со статьей нормативного акта. Они соотносятся как форма и содержание. Норма – содержание правовых велений. Статья – это форма предписания, письменно закрепленная в нормативном акте.

Совпадают ли они по объему? Здесь возможно несколько вариантов.

Имеется незначительное число статей, содержащих одну единственную норму. Таковой, например, является ст. 32 ТК РФ: «Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями». Других положений данная статья не содержит.

В большинстве же случаев в одной статье содержится несколько норм. Словесно они обозначаются как «часть», «пункт», «абзац».

Может ли одна норма находиться в нескольких статьях? Этот вопрос представляется спорным, и ответ зависит от понимания структуры нормы. С позиции сторонников двучленной структуры нормы, оба ее элемента (например, гипотеза и диспозиция) должны находиться в одной статье.

Если же придерживаться позиции, что норма права состоит из трех элементов (логическая норма), то содержание ее мы найдем в нескольких статьях, включающих несколько норм. Так, регулятивная норма, закрепляющая гипотезу и диспозицию, зафиксирована в гражданском кодексе.

Санкция же этой логической нормы может находиться в уголовном кодексе.

Более подробно особенности и специфика правовых норм рассматривается при изучении отраслевого законодательства.

Литература к теме

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М., 1999.

Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1978.

Бахрах Д.Н. Действие норм права во времени. – М.: Норма, 2004.

Берг О.В. Некоторые вопросы теории норм права// Государство и право. – 2003. – № 4.

Глушаченко С.Б., Пузырева Е.В. К вопросу о логической структуре российской правовой нормы// Актуальные вопросы истории и теории государства и права. – 2005. – № 1.

Лапшин И.С. Диспозитивные нормы права: Монография. – Н. Новгород, 2002.

Рыбушкин Н.Н. Запрещающие нормы в советском праве. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990.

Сенякин И.Н. Специальные нормы советского права. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 1987.

Глава 15. Нормативные правовые акты

1. Понятие и признаки нормативного правового акта. 2. Система нормативных актов по Конституции России. 3. Правотворчество. 4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. 5.Коллизии в праве. Коллизионные нормы. 6. Систематизация в праве.

——————————————————————————————————————-

Понятие и признаки нормативного правового акта

Право – это система формально-определенных норм. То есть нормы права закреплены в формальных письменных источниках. Таковыми источниками, как известно, являются нормативные правовые акты, правовые прецеденты, санкционированные обычаи и нормативные договоры. Для российского права основным источником является нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт – это акт правотворчества компетентных субъектов, содержащий нормы права.

Основные признаки нормативного акта:

· это акт правовой. Правовой характер акта означает, что он:

а) издается компетентными органами государства (или с его санкционирования иными полномочными субъектами);

б) он письменно закреплен;

в) содержащиеся в нем предписания обязательны для исполнения;

г) реализация его предписаний обеспечивается принудительной силой государства.

Указанные признаки отличают нормативный акт от иных, неправовых актов, предписаний, велений (актов общественных объединений, религиозных организаций и т.д.).

Есть и другие признаки, отличающие нормативный правовой акт от иных правовых актов:

а) это акт – результат правотворчества, то есть возникает в результате специфической правотворческой деятельности – деятельности по изданию норм права;

б) это результат правотворческой деятельности компетентных субъектов. Полномочиями по изданию нормативных актов обладают только органы, законодательно уполномоченные для такой деятельности.

Ранее в литературе при характеристике нормативных актов указывалось, что они результат деятельности только государственных органов.

В современных условиях такого указания недостаточно, ибо правотворчеством занимаются и органы местного самоуправления, и работодатель – то есть субъекты, не входящие в структуру механизма государства, не являющиеся его органами;

в) нормативные акты содержат нормы права, то есть правила общего характера. Этим они отличаются от иных правовых актов, содержащих индивидуальные предписания, например, от правоприменительных или интерпретационных.

Особое качество нормативных актов – их юридическая сила, которая означает способность нормативного акта воздействовать на человека, регулировать общественные отношения.

Следовательно, мало издать нормативный акт, мало его принять и опубликовать. Необходимо, чтобы этот акт вступил бы в юридическую силу, получив возможность регулирования.

Только тогда он станет реально действующим актом.

Система нормативных актов по Конституции России

Нормативные акты весьма разнообразны. Их отличает характер, содержание, порядок принятия и опубликования. Они имеют различное наименование и юридическую силу, которая определяется местом издавшего их органа, в механизме государства.

Вместе с тем, действующие в обществе нормативные правовые акты представляют собой не механическую сумму, не простую совокупность. Они системно организованы, объединяясь и группируясь на определенных основаниях, и представляют собой систему нормативных актов (систему законодательства). Рассмотрим организацию системы законодательства на примере российского законодательства.

Наиболее общее основание организации системы законодательства – юридическая сила нормативных правовых актов.

Все нормативные акты России по юридической силе делятся на Законы и подзаконные акты.

Закон как нормативный акт

Закон – непосредственно отражающий интересы общества и принимаемый в определенном порядке высшими представительными органами государства, нормативный правовой акт высшей юридической силы, регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона, отличающие его от иных нормативных актов:

а) закон – всегда только нормативный правовой акт. Если иные акты могут быть как нормативными, так и индивидуальными, то закон всегда нормативен;

б) закон – нормативный акт высшей юридической силы. Это значит, что все иные нормативные акты должны соответствовать ему, не могут вносить в него изменений и дополнений;

в) закон – первичный нормативный акт. Все иные подзаконные акты принимаются «в соответствие» с актами более высокой силы, развивая и конкретизируя их. Закон же выступает как первичный акт, непосредственно отражающий интересы общества;

г) закон как первичный акт принимается только представительными (законодательными) органами – парламентами. В Российской Федерации таким органом является Федеральное Собрание;

д) закон принимается в особом, усложненном, законодательно установленном порядке. В России этот порядок закреплен конституционно (ст.ст. 104-108 Конституции);

е) закон как акт высшей юридической силы регулирует не всякие, а лишь основные, наиболее важные общественные отношения. Более подробно эти отношения регламентируются подзаконными актами.

Виды законов

Законы можно классифицировать по различным основаниям.

Прежде всего, законы могут быть федеральными и законами субъектов Федерации.

Среди федеральных законов выделяется особая группа –конституционные законы. Это Конституция и примыкающие к ней основополагающие законы, посвященные главным вопросам общественного и государственного строя. Вопросы, регулируемые такими законами, закреплены конституционно.

Другую группу федеральных законов составляют законы обыкновенные (федеральные законы).

По времени действия они могут быть постоянные (действуют вплоть до отмены), временные (действуют определенное время) и чрезвычайные (действующие в условиях чрезвычайного положения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b24606.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.