Стадии принятия нормативно правовых актов

Стадии производства по принятию нормативных правовых актов государственного управления

Стадии принятия нормативно правовых актов

Производство по принятию нормативных актов государственного управления состоит из нескольких последовательно осуществляемых стадий. Каждая стадия представляет собой совокупность определенных процессуальных действий специально уполномоченных субъектов государственного управления, посредством которых достигаются промежуточные и конечная цель данного производства.

В рассматриваемом производстве выделяют четыре таких стадии:

1. Подготовка проекта нормативного акта государственного управления.

2. Рассмотрение проекта и принятие нормативного акта государственного управления.

3. Государственная регистрация нормативного акта государственного управления.

4. Опубликование и вступление в силу нормативного акта государственного управления.

В отсутствие единого источника, определяющего основные правила административно-нормотворческой деятельности, в теории административного права и процесса сформировались и иные точки зрения относительно количества и юридического содержания стадий рассматриваемого производства.

Ряд авторов выделяют в рамках данного производства стадию оспаривания нормативного акта государственного управления[83], отдельные авторы – стадию организации исполнения нормативного акта государственного управления и контроля за реализацией содержащихся в нём норм права[84].

Полагаем, что подобное усложнение перечня стадий не соответствует специфике (целям и задачам) данного вида административного производства.

При этом оспаривание нормативных актов государственного управления является самостоятельным видом производства в рамках гражданского процесса, а организация исполнения актов – это неправовая форма управленческой деятельности, контроль же представляет собой один из способов обеспечения законности. Все указанные процедуры, безусловно, связаны с административно-правотворческой деятельностью, но не являются её составной частью.

Каждая из стадий рассматриваемого производства имеет свою специфику в зависимости от вида нормативного правового акта государственного управления и субъекта, осуществляющего подзаконное правотворчество.

Учитывая, что федеральные органы исполнительной власти как субъекты нормотворческой деятельности являются наиболее многочисленными, при рассмотрении стадий производства по принятию нормативных актов государственного управления возьмем за основу Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 и разъяснения к ним, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 г. № 88.

I. Подготовка проекта нормативного правового акта государственного управленияосуществляется по следующим основным правилам:

1) Проект нормативного правового акта государственного управления разрабатывается одним или несколькими структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции.

Определяется круг должностных лиц, ответственных за его подготовку, в случае необходимости предусмотрена возможность привлечения сторонних специалистов.

В подготовке проекта, кроме того, в обязательном порядке участвует юридическая служба федерального органа исполнительной власти.

2) Проекты нормативных правовых актов государственного управления, затрагивающие интересы нескольких субъектов административно-правотворческой деятельности, должны быть согласованы с руководителями этих органов.

Согласование оформляется визами, включающими наименование должности руководителя или его заместителя, личную подпись, ее расшифровку и дату.

Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника.

https://www.youtube.com/watch?v=Ag_ODieNelw

Проекты нормативных правовых актов федеральных служб или федеральных агентств, находящихся в ведении федерального министерства и наделенных соответствующими полномочиями, подлежат согласованию с соответствующим федеральным министерством[85].

3) Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта государственного управления во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.

4) По просьбе федерального органа исполнительной власти и в соответствии с заключенными с ними договорами Министерство юстиции Российской Федерации может осуществлять юридическую экспертизу проектов подготовленных ими нормативных правовых актов государственного управления.

5) В процессе работы над проектом должны быть изучены относящиеся к теме законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемым вопросам, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

6) Структура нормативного правового акта государственного управления должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Нормативно правой акт может включать преамбулу, главы, разделы и прочую рубрикацию.

7) Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта государственного управления должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных нормативных правовых актов или их частей.

8) Подготовленный проект нормативного правового акта государственного управления до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы на обороте каждого листа оригинала.

Источник: https://studopedia.su/20_120649_stadii-proizvodstva-po-prinyatiyu-normativnih-pravovih-aktov-gosudarstvennogo-upravleniya.html

Этап – принятие нормативно-правового акта

Стадии принятия нормативно правовых актов

Этап – подготовки нормативно-правового акта.

Краткое изложение материала

1. Правотворчество – это деятельность уполномоченных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов, представляющая собой процедуру закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативно-правовой акт.

Правотворчество является лишь заключительным этапом правообразования. Правообразование представляет собой процесс появления (создания) новых общественных отношений, включающий в себя анализ и оценку сложившейся действительности, выработку взглядов и концепций о будущем правовом регулировании, а так же собственно правотворчество.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в закон, т. е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательное значение.

Цели правотворчества:

– создание новых норм права;

– конкретизация существующих правил поведения;

– детализация правовых предписаний;

– дополнение существующих правовых норм;

– отмена устаревших норм права;

Принципы правотворчества:

– демократизм;

– гласность;

– профессионализм;

– законность;

– научность;

– связь с практикой;

– своевременность;

2. Правотворческий процесс – последовательность этапов разработки, принятия и опубликования юридических норм.

Этапы и стадии правотворческого процесса:

Стадии:

– принятие решения о подготовке нормативно-правового акта;

– подготовка текста нормативно-правового акта;

– обсуждение текста нормативно-правового акта;

– согласование проекта нормативно-правового акта;

– доработка проекта нормативно-правового акта;

Стадии:

– вынесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа;

– обсуждение проекта нормативно-правового акта в правотворческом органе;

– ание за одобрение (отклонение) проекта нормативно-правового акта;

– подписание проекта нормативно-правового акта;

– опубликование нормативно-правового акта и доведение его до адресатов;

Законотворчество – это процесс создания, изменения или отмены акта высшей юридической силы (закона).

Стадии законодательного процесса:

Законодательная инициатива – право компетентных субъектов возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона.

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения (статья 104 Конституции РФ);

Обсуждение законопроекта: происходит на заседаниях Государственной Думы, предполагает три чтения. На этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключение отдельных положений.

Принятие закона:

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном ании за него проало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (статья 105 Конституции РФ).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира (статья 106 Конституции РФ).

6. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

7. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

8. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию (статья 107 Конституции РФ).

9. Обнародование закона: статья 15 Конституции РФ:

Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

3.Нормативно-правовой акт – это официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в установленном порядке, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения.

Признаки нормативно-правового акта:

– результат правотворческой деятельности компетентных субъектов;

– содержит в себе правила поведения общего характера (нормы права);

– принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке;

– имеет определенную документальную форму;

– направлены на регулирование типичных отношений;

– обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций.

Виды нормативно-правовых актов:

1) от юридической силы:

· законы;

· подзаконные акты;

Закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Признаки закона:

– принимается только законодательным (представительным) органом государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;

– регулирует наиболее важные общественные отношения. Содержит правовые нормы «первичного» характера;

– принимается и вводится в действие в особом процессуальном порядке;

– обладает высшей юридической силой;

Сущность высшей юридической силы:

– принимает и отменяет только законодательный орган (непререкаемость закона);

– все правовые акты государства должны издаваться в соответствии с Основным законом (Конституцией); если нормативно-правовой акт или акт применения противоречит закону, то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом или отменен;

– закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специального уполномоченного на то органа законодательной власти;

Классификация законов:

1) по юридической силе:

а) основные (Конституция);

б) обыкновенные (текущие):

Виды обыкновенных законов:

– по юридической силе:

– федеральные конституционные законы;

– федеральные законы;

2) по сфере действия:

– федеральные законы;

– законы субъектов федерации;

3) по внутренней структуре:

– текущие (закон о бюджете);

– кодифицированные (основы, кодексы, уставы, положения);

Подзаконный нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, призванный конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.

Признаки подзаконных актов:

– базируются на законе, издаются в пределах компетенции правотворческого органа;

– регулируют широкий круг общественных отношений;

– служат основанием для правоприменительной деятельности;

– имеют атрибуты: официальное название акта, наименование органа, принявшего его, дату издания, указание на территориальные пределы осуществления, срок действия и вступления в силу, порядковый номер, подпись руководителя или ответственных лиц;

Виды подзаконных актов:

1) по субъектам:

– акты Президента (указы, распоряжения);

– акты Правительства (постановления, распоряжения);

– акты министерств (приказы, инструкции и т.д.);

– акты государственных органов субъектов;

– акты органов местного самоуправления (решения, постановления);

– акты организаций;

2) по сфере распространения:

– общие;

– местные;

– ведомственные;

– внутриорганизационные;

3) по порядку принятия:

– единолично принятые (Указ Президента);

– коллегиально (Постановление Правительства);

4) срок действия:

– постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены (Конституция);

– временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (Закон о бюджете);

5) по сфере действия:

– общегосударственные;

– региональные;

– локальные;

6) по предмету регулирования:

– акты, регламентирующие государственно-правовую сферу;

– акты, регламентирующие уголовно-правовую сферу;

– акты, регламентирующие гражданско-правовую сферу и др

Лекция 11. Система права.

Тип занятия: Информационная лекция

1. Понятие, признаки и элементы системы права.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли.

Источник: https://studopedia.ru/2_126711_etap--prinyatie-normativno-pravovogo-akta.html

2 Этап – принятие нормативно-правового акта:

Стадии принятия нормативно правовых актов

Стадии:

  1. вынесение проекта нормативно-правового акта на рассмотрение правотворческого органа акта (в Гос-ую Думу) осуществляется предвар-ая экспертиза. В ст. 104 Конст. РФ записано. Законопроекты вносятся в Гос-ую Думу.

    Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске гос-ых займов, об изменении финансовых обязат-тв гос-ва, другие законопроекты, предусмат-ие расходы, покрываемые за счет фед-го бюджета, могут быть внесены только при наличии закл-ия Правит-ва РФ».

    Данная стадия заканчивается официальным включением проекта нормативно-правового акта в повестку заседания Гос-ой дума.

2) обсуждениепроекта нормативно-правового акта вправотворческом органе вправотворческом органе предполагаеттри чтения, если Гос-ой Думой применительнок конкретному законопроекту не будетпринято другое решение.

3) ание заодобрение (отклонение) проектанормативно-правового актапроисходит согласно ст.105 Конст. РФ:1. Фед-ые законы принимаются Гос-ой Думой.2. Фед-ые законы принимаются большинством от общего числа депутатов Гос-ойДумы, если иное не предус-но Конст. РФ.3.

Принятые Гос-ой Думой фед-ые законы втечение пяти дней передаются нарассмотрение Совета Федерации. 4. Фед-ыйзакон считается одобренным СоветомФедерации, если за него проалоболее половины от общего числа членовэтой палаты либо если в течение 14 днейон не был рассмотрен Советом Федерации.

В случае отклонения фед-го закона СоветомФедерации палаты могут создатьсогласительную комиссию для преодолениявозникших разногласий, после чего фед-ыйзакон подлежит повторному рассмотрениюГос-ой Думой. 5.

В случае несогласияГос-ой Думы с решением Совета Федерациифед-ый закон считается принятым, еслипри повторном ании за негопроало не менее двух третей отобщего числа депутатов Гос-ой Думы.

и согласно ст.106 Конс. РФ:

Обязательномурассмотрению в Совете Федерации подлежатпринятые Гос-ой Думой фед-ые законы повопросам: а) фед-го бюджета; б) фед-ыхналогов и сборов; в) финансового,валютного, кредитного, таможенногорегул-ия, денежной эмиссии; г) ратификациии денонсации междун-ых договоров РФ; д)статуса и защиты гос-ой границы РФ; е)войны и мира.

Если Совет Федерациине одобрил принятый Гос-ой Думой закон,то палата для урегул-ния возникшихразногласий могут создавать согласительнуюкомиссию. После этого закон подлежитповторному рассмотрению и аниюс учетом поправок, сделанных согласительнойкомиссией.

При принятии ФКЗтребуется, чтобы за него в Гос Думепроали две трети депутатов, а вСовете Федерации – три четвертых, приэтом Президент РФ не имеет право вето,а обязан в течении 14 дней подписатьпринятый закон и обнародовать его (ст.108 Конст. РФ).

4)подписаниепроекта нормативно-правового актапроисходит согласно статье107 Конст. РФ:1. Принятый фед-ый закон в течение 5 днейнаправляется Президенту РФ для подписанияи обнародования. 2. Президент РФ в течение14 дней подписывает фед-ый закон иобнародует его. 3.

Если Президент РФ втечение 14 дней с момента поступленияфед-го закона отклонит его, то Гос-аяДума и Совет Федерации в устан-ом Конст.РФ порядке вновь рассматривают данныйзакон.

Если при повторном рассмотрениифед-ый закон будет одобрен в ранеепринятой редакции большинством не менее2/3 от общего числа членов СоветаФедерации и депутатов Гос-ой Думы, онподлежит подписанию Президентом РФ втечение 7 дней и обнародованию.

5) опубликованиенормативно-правового акта и доведениеего до адресатовпроисходят согласно статье 15 Конст. РФ:

«3. Законы подлежатофициальномуопубликованию.Неопубликованные законы не применяются.Любые нормативные правовые акты,затрагивающие права, свободы и обязанностичел.

и граж-на, не могут применяться,если они не опубликованы официальнодля всеобщего сведения». Опубликованиемследует считать т.ж.

и официальноеоглашение нормативных актов в инойформе: по радио, телевидению, путемрассылки официальных текстов.

Порядок вступленияФЗ в силу регулируется ФЗ «О порядке опубликования и вступленияв силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Фед-гоСобрания».

ФЗподлежат опубликованию в течение 7 днейпосле их подписания Президентом РФ(акты палат не позднее 10 дней) и вступаютв законную силу по истечении 10 днейпосле их официального опубликования.

Источниками официального опубликованиязаконов явл. «Парламентская газета»,«Российская газета» и «Собрание закон-ваРФ».

Сразу отметим, что:1. Акты Президента РФ и Правит-ва РФ,имеющие нормативный характер, вступаютв силу на территории РФ по истечении 7дней после их опубликования в официальномисточнике; 2.

Ведомственные нормативныеакты вступают в силу со дня присвоенияим порядкового номера гос-ой регистрации,если в самом акте не установлен болеепоздний срок вступления в силу; 3.

Порядоквступления в силу нормативно-правовыхактов субъектов РФ, муниц-ых органовопределяются ими самостоятельно.

См.ФЗ «О порядке опубликования и вступленияв силу ФКЗ, ФЗ, актов палат ФедеральногоСобрания»

Источник: https://studfile.net/preview/5185406/page:16/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.