Согласование работ в водоохранной зоне

Строительство в водоохранной зоне – что можно и что нельзя

Согласование работ в водоохранной зоне

Хотите проконсультироваться у юриста бесплатно? Пишите в чат справа внизу или звоните на горячую линию 7 800 350 61 98 – звонок по РФ бесплатен.

Местность, прилегающая к какому-либо побережью, представляет собой особую зону, использование которой подлежит определённому законом регулированию.

Это вызвано, с одной стороны, повышенной уязвимостью береговых местностей и водоёмов перед человеческой деятельностью, а с другой – реальной возможностью нанесения здесь ущерба человеку во время разливов, паводков, наводнений, штормов и т. п.

Исходя из этого, законодательно выработаны особые правила, определяющие, что можно строить в водоохранной зоне.

Что такое водоохранная зона

Ст. 65 Водного кодекса РФ обозначает понятие водоохранной зоны и регламентирует её эксплутацию с установлением действующих здесь запретов. К водоохранным зонам причисляются местности, прилегающие к границам берегов морей, рек, каналов, водохранилищ, озёр, ручьёв.

На таких местностях вводится особый режим хозяйственной или другой деятельности, ставящий своей целью недопущение засорения, загрязнения, заиливания водных объектов и их истощения.

Также запретительные меры направлены на охрану среды обитания водных биологических объектов, принадлежащих к растительному или животному миру. Основные запреты направлены именно на это.

И наиболее весомым из них выступает запрет на сброс в водоёмы дренажных и сточных вод.

В непосредственной близости от водных объектов определяются 2 вида зон:

  1. Собственно водоохранная зона, прилегающая к береговой линии водоёма, в которой установлен особый режим хозяйственной и прочей деятельности человека. Специальные правила разработаны для недопущения загрязнения и истощения побережья и водной толщи с сохранением среды обитания животных и растений. Ширина водоохранной зоны при этом определяется в зависимости от вида водоёма.
  2. Прибрежные защитные полосы, представляющие собой местности с наиболее жёсткими ограничениями. На таких территориях, которые наиболее притягательны для возведения строений для жилья и отдыха, действуют особые правила, регламентирующие строительство.

Правила строительства около водного объекта

Ч. 16 ст. 65 ВК РФ определяет, что использование водоохранной зоны для строительных, хозяйственных и культурных нужд должно сопровождается соблюдением специальных условий.

Особый акцент делается на береговые полосы, которые устанавливаются в качестве земель общего пользования, находящихся вдоль береговой линии водоёма. Их ширина обычно пребывает в пределах 20 метров.

А вот береговые полосы каналов, а также рек и ручьёв, чья протяжённость от истока до устья не превышает 10 километров, составляют исключения.

Здесь ширина береговой полосы определяется в пределах 5 метров.

Схема минимального радиуса для строительства

У реки или ручья протяженностью менее 10 км от истока до устья водоохранная зона идентична прибрежной защитной полосе. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере 50 м.

На прибрежной полосе можно оборудовать пляж или обустроить место для рыбалки, но строительство там запрещено. Не подлежит береговая полоса также приобретению в собственность у государства.

Зато вне границ береговой полосы в пределах водоохранных зон возможны возведение, приобретение, сдача в аренду объектов недвижимости, если при этом соблюдены все санитарные и водоохранные нормы.

Что можно строить в водоохранной зоне

На подобных территориях можно строить практически всё, что и на обычных земельных участках, за исключением объектов, указанных в ст. 65 ВК РФ.

Земельный участок, расположенный в водоохранной зоне, вполне можно застроить жилыми постройками в виде индивидуального жилого или садового дома, а также вспомогательными постройками. Однако при этом они должны быть оборудованы сооружениями, которые обеспечивают охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления, истощения вод.

Подобные устройства представлены:

  • централизованными системами канализации;
  • ливневыми системами водоотведения;
  • колодцами;
  • дренажными установками;
  • системами очистки воды;
  • сооружениями для сбора отходов производства и потребления.

В пределах земельного участка на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, который расположен в границах водоохранной зоны, разрешается использование приёмников, сделанных из водонепроницаемых материалов, до того времени, как здесь будут оборудованы очистные сооружения или осуществится подключение к очистным системам.

Как получить разрешение на строительство

Строительство в водоохранной зоне регламентируют как законодательство страны, относящееся к строительству вообще, так и положения ст. 65 ВК РФ.

Ранее действовавшие правила ВК РФ требовали, чтобы согласование строительства в водоохранной зоне велось с властными структурами в сфере охраны территорий водного фонда.

В настоящее время эти дополнительные согласования упразднены.

Теперь строительство дома в водоохранной зоне с точки зрения выполнения формальностей осуществляется следующим образом:

  1. Необходимо оформить аренду водоохранной зоны и получить землеотвод.
  2. Получить градплан участка.
  3. Получить подтверждение разрешения на строительство.

Согласно ФЗ РФ № 340 от 03.08.2018, в стране действует уведомительный порядок оформления индивидуального жилого или садового дома.

Чтобы соблюсти данное требование, желающему осуществить строительство в водоохранной зоне реки или другого водоёма, нужно направить в местную муниципальную администрацию уведомление о планируемом строительстве объекта недвижимости в виде индивидуального жилого или садового дома, прилагая при этом схему расположения строений на земельном участке с их размерами и параметрами.

Уведомление можно подать с помощью:

  • личного обращения, в том числе через МФЦ;
  • заказным письмом;
  • в электронном виде посредством Единого портала муниципальных и государственных услуг.

Подробно о том, как подать уведомление на строительство дома, читайте у нас.

В ответ администрация должна прислать уведомление, свидетельствующее о соответствии заявленных параметров объекта правилам, дающим право на его строительство. Это уведомление действительно 10 лет. После его получения можно приступать к строительству.

Окончание строительства должно также завершиться направлением в муниципальную администрацию уведомления об этом событии. После чего в срок не более 7 дней администрация обязана отослать в Росреестр ходатайство о государственном кадастровом учёте и госрегистрации права заявителя на построенный объект. При этом заявитель должен за регистрацию заплатить госпошлину в размере 350 руб.

Обновление статьи: 27.12.2020

Источник: https://tvoj-yurist.ru/chto-mozhno-stroit-v-vodooxrannoj-zone/

Порядок согласования Росрыболовством строительства и реконструкции хозяйственных объектов, влияющих на водные биоресурсы

Согласование работ в водоохранной зоне

В соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” Правительство Российской Федерации постановляет:
1.

Утвердить прилагаемые Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания. 2.

Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 569 “Об утверждении Правил согласования размещения хозяйственных и иных объектов, а также внедрения новых технологических процессов, влияющих на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 31, ст. 3740). 3.

Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата Федерального агентства по рыболовству и его территориальных органов.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.Медведев
 Прим. ред.: текст постановления опубликован в “Собрании законодательства Российской Федерации”, 20.05.2013, N 20, ст. 2480.

Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания

1. Настоящие Правила устанавливают порядок согласования Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее – иная деятельность). 2.

Федеральное агентство по рыболовству осуществляет согласование: а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, проектная документация которых является объектом государственной экологической экспертизы; б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации и в трансграничных водных объектах. 3. Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование: а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства – в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации; б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности – в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации. 4. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее – заявители), для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании (далее – заявка), в которой указывают сведения: а) о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя); б) о документации, прилагаемой к заявке. 5. К заявке прилагается следующая документация: а) при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил – копия разделов проектной документации, предусмотренной пунктами 10, 12, 17, 18, 22-25 (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, за исключением линейных объектов) и пунктами 34-40 (для линейных объектов) Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87; б) при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил – копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания. 6. Заявка и прилагаемая к ней документация, указанная в пункте 5 настоящих Правил (далее – документация), представляются заявителем в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) непосредственно либо направляются почтовым отправлением с описью вложения или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая федеральную государственную информационную систему “Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)”. Форма заявки, направляемой в электронном виде, и порядок ее подачи устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. 7. Заявка и документация, поступившие в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), регистрируются в день их поступления. 8. Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) рассматривает заявку и документацию и принимает решение о согласовании (об отказе в согласовании) строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности (далее – деятельность) в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) заявки и документации. 9. Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое подписывается руководителем или уполномоченным заместителем руководителя Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) и содержит следующие сведения: а) краткое описание деятельности и характеристика ее воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания; б) меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией; в) условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия); г) выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания; д) решение о согласовании (об отказе в согласовании) осуществления деятельности; е) замечания и рекомендации по доработке документации (в случае необходимости ее доработки в части планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания). 10. Решение о согласовании (об отказе в согласовании) осуществления деятельности доводится до заявителя в той форме, в которой были поданы заявка и документация (почтовым отправлением или в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа). 11. Решение Федерального агентства по рыболовству (его территориального органа) об отказе в согласовании осуществления деятельности должно содержать основания для отказа. 12. Основаниями для отказа в согласовании осуществления деятельности являются: а) представление в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) не в полном объеме документации; б) несоответствие документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания.

13. В случае отказа в согласовании деятельности заявители могут повторно представить заявку и документацию в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) при условии доработки документации с учетом замечаний и рекомендаций, предусмотренных в решении об отказе в согласовании осуществления деятельности. 

Источник: https://rg.ru/2013/05/20/soglasov-site-dok.html

Строительство в водоохранной зоне: нормы, правила, ограничения на сайте Недвио

Согласование работ в водоохранной зоне

Недвижимость, расположенная вблизи водных объектов (озёр, рек, водохранилищ итп), всегда пользовалась особой популярностью среди частных застройщиков. Это объясняется прекрасной экологией, великолепными пейзажами и возможностью получить новые, уникальные возможности для загородного отдыха.

Собираясь строить дом вблизи водоохранных зон важно следовать определенным правилам. Это обусловлено тем, что частное строительство на таких территориях часто запрещено или входит в список относительных ограничений. Последнее означает, что застройка береговой линии возможна только при соблюдении условий, указанных в законе и правилах местной администрации.

В этой статье мы разберем основные нюансы и ограничения, который должен знать частный застройщик, прежде, чем построить коттедж на берегу реки или озера.

Правила застройки прибрежных зон

Основным законом, устанавливающим правила и нормы строительства на прибрежных территориях, является Водный кодекс РФ. Его основная задача — обеспечить чистоту водоемов, защиту растений и животных, обитающих в воде и на территориях, которые прилегают к водоемам.

Для сохранения окружающей среды, от владельцев и пользователей прибрежных участков требуется соблюдать определенные нормы. В случае их нарушения положена административная и уголовная ответственность, снос построек, а также высокие штрафы.

Разновидности водоемов

Следует понимать, что любые прибрежные земли в России имеют особый статус. Все действия, связанные с ними, регулируются специальным Водным регламентом.

Согласно закону, все водоемы классифицируются на две группы:

К подземным относятся карстовые озера и грунтовые воды. К поверхностным — все остальные. Все они обладают определенными характеристиками, границами и объемом водного режима.

В свою очередь, поверхностные водоемы подразделяются на:

  • реки и ручьи;
  • водохранилища;
  • озера;
  • каналы;
  • моря.

Эти водоемы могут использоваться в различных целях. Например, в целях водоснабжения населенного пункта, выработки электроэнергии, ведения рыболовства, перевозки леса и т. д. В зависимости от целей использования на них либо разрешено, либо запрещено частное строительство.

Что такое водоохранная зона?

Водоохранной зоной называют участок земли, который находится на определенном расстоянии от береговой линии. За такими территориями ведется особый контроль, даже если ими владеют по праву собственности.

Чтобы понять, какие действия разрешены в водоохранной зоне, владельцу участка необходимо обратиться в федеральный орган и службу кадастрового учета. Официальный ответ будет содержать информацию из специального реестра.

Любое строительство или иную хозяйственную деятельность следует начинать только после получения документов, подтверждающих право на их проведение.

Границы водоохранной зоны

Их определяют для того, чтобы облегчить контроль за соблюдением режима использования на указанных участках. Последний становится частью комплекса мер, направленных на их благоустройство и защиту. Таким образом органы власти добиваются улучшения экологического, гидрологического, санитарного и гидробиологического состояния окружающей среды.

Ширину защищенной территории рассчитывают, ориентируясь на береговую линию. Последнюю определяют по уровню вод в теплое время года.

Согласно Водному кодексу (статья 65, часть 4) на участках указывают границы водоохранной зоны с учетом протяженности и ширины водного объекта:

  • 50 м – для рек и озер длиной меньше 10 км;
  • 100 м – от 10 до 50 км;
  • 200 м – больше 50 км.

Размер защитной полосы также зависит от такого показателя, как уклон берега.

Если водоем является источником питьевой воды, возле него устанавливают санитарную охрану. В этом случае на участке категорически запрещено заниматься строительством или иным видом деятельности.

Сведения о территориях, расположенных возле береговой линии, указываются в кадастровом паспорте на земельный участок.

Можно ли строить в водоохранной зоне?

Да. Прибрежную полосу и водоохранные территории разрешено использовать для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), дачного строительства и садоводства. При соблюдении определенных условий такие земельные участки можно арендовать и приватизировать.

При соблюдении каких условий в водоохранных зонах разрешено строить дома? Их три:

  1. Объекты недвижимости должны быть оснащены фильтрационной системой;
  2. От собственника требуется соблюдение предписанных санитарных норм;
  3. Проектная документация должна пройти экологическую экспертизу.

Контроль за ведением строительства на прибрежной территории осуществляет Росприроднадзор.

Прибрежная защитная полоса

Водоохранная зона, в зависимости от удаленности от берега водоема, как правило, включает в себя 2 уровня:

  • Бечевник (или береговая полоса, водный сервитут);
  • Прибрежная защитная полоса.

Бечевником называется береговая полоса у кромки воды. Стандартная ширина бечевника составляет 20 м.

На таком участке запрещено любое строительство домов, не разрешается приватизация и аренда земли в этой зоне.

Каждый гражданин, в соответствии с законодательством, имеет свободный доступ к этой территории и может использовать ее для отдыха. Имейте это в виду, когда видите объявление с текстом «продается участок у воды».

Размер прибрежной защитной полосы определяется местными органами власти, и составляет от 20 до 100 метров.

В прибрежной защитной полосе запрещено любое строительство домов, но можно приобретать земельные участки в собственность или брать их в аренду.

То есть если, к примеру, территория прибрежно-защитной полосы захватывает часть вашего участка, то можно разместить деревянный дом и подсобные строения за пределами полосы, а непосредственно на ее территории — сад или места отдыха.

Следует учитывать, что расстояние от кромки до окончания прибрежной защитной полосы на разных участках может сильно отличаться, в зависимости от статуса водоема, уклона берега и его местоположения. Например, для морей защитная полоса может составлять уже 500 метров. Вот почему эти данные следует уточнить в местной администрации.

Все, что дальше этих полос — может свободно продаваться и покупаться. На такие участки ограничений, согласно Водному и Земельному кодексу, не предусмотрено.

Нюансы строительства на прибрежных территориях

особенность участков у воды заключается в том, что их нельзя полностью огородить от посторонних.

Дело в том, что большинство водных объектов на территории РФ (реки, озера, водохранилища итп) являются государственной собственностью, а это значит, что ими может воспользоваться любой гражданин. Любые заборы и сооружения, мешающие свободному доступу к воде, считаются незаконными постройками.

Еще один важный нюанс: любые земельные участки, находящиеся в пределах береговой линии, нельзя приватизировать.

Важно учитывать, что для того, чтобы начать строительство дома или других построек в водоохранной зоне, нужно иметь оформленный договор аренды или свидетельство о праве собственности на выбранный участок.

Владельцу участка также придется получить разрешение на индивидуальное жилищное строительство. Следует понимать, что если будут найдены какие-либо нарушения СНиПов относительно размещения построек на участке, то разрешение просто не выдадут.

Лицам, которые планируют открыть на таких территориях личное подсобное хозяйство (ЛПХ), следует учитывать, что вблизи береговой линии запрещен выпас животных, складирование грунта и распашка земли.

Есть установленные ограничения при использовании участков в целях с/х деятельности:

Ограничения при пользовании водоохранных зон

Предписанные правила запрещают размещать на прибрежной территории:

  • мусорные свалки, места захоронения отходов, кладбища и скотомогильники;
  • стоянки для автомобилей;
  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • строения, предназначенные для хранения горюче-смазочных материалов и химических веществ.

Очистка берегов и самих водоемов — очень долгая и затратная процедура. Вот почему за такими территориями ведется строгий контроль, а границы прибрежной зоны отмечают соответствующими информационными знаками.

Отдельно отметим правила строительства на водоемах, которые находятся внутри частных территорий. По закону доступ к ним может иметь только собственник или арендатор.

В этом случае порядок их использования определяет частный собственник, а не государство. Это же касается оформления купли-продажи прибрежных участков и, примыкаемой к ним, прибрежной зоне. Если это частный пруд, то никаких ограничений к его застройке нет.

Заключение

Если вы планируете купить участок на берегу реки, озера или другого водоема следует внимательно ознакомиться с Водным кодексом РФ и другими законами об охране и эксплуатации водоохранных зон.

Также следует подать запрос в местную администрацию, чтобы получить точные параметры такой зоны непосредственно в месте прилегания участка к береговой линии. Они могут отличаться в зависимости от особенностей водоема, уклона берега, его использования и других характеристик.

Следует помнить, что при незаконном строительстве в прибрежной зоне, застройщик рискует получить не только штраф, но также рискует остаться без дома или даже понести уголовную ответственность (при значительном ущербе окружающей среде, ст. 26 УК РФ). Поэтому шутить с этим не стоит. Разумнее строить дом, не нарушая экологические нормы.

Водный кодекс РФ

Была ли эта статья для вас полезной? Пожалуйста, поделитесь ею в соцсетях:

Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.

Источник: https://Nedvio.com/stroitelstvo-v-vodoohrannoy-zone/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.