Счет регионального оператора

Порядок перехода от регионального оператора на специальный счет

Счет регионального оператора

Порядок перехода от регионального оператора на специальный счет

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через 3 месяца после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

9 сентября 2015 года Мосгордума приняла Закон «О внесении изменения в статью 75 Закона города Москвы от 27 января 2010 года № 2 «Основы жилищной политики города Москвы», упрощающий порядок реализации собственниками помещений в многоквартирном доме права на самостоятельное накопление средств на капитальный ремонт на специальном счете, сократив срок вступления в силу решения собственников помещений в многоквартирном доме об изменении способа формирования фонда капитального ремонта и переходе со счета регионального оператора на специальный счет дома до трех месяцев.

Пошаговый алгоритм:

Шаг 1. Узнать способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома

– Проверить наличие дома в перечне многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта, – на сайте Фонда капитального ремонта.
– Проверить для дома способ формирования фонда капитального ремонта (убедиться в отсутствии дома в перечне домов, выбравших способ – на специальном счете) – на сайте Фонда капитального ремонта.

Шаг 2. Решить какой способ формирования фонда капитального ремонта выбрать собственникам помещений в многоквартирном доме

Способы формирования фонда капитального ремонта: – перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора);

– перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);

Необходимо знать:

1) формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора минимизирует работу собственников помещений в многоквартирном доме по организации проведения капитального ремонта, так как обязанность по его организации и проведению полностью перекладывается на регионального оператора, созданного субъектом Российской Федерации; 2) формирование фонда капитального ремонта на специальном счете предполагает самостоятельную организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме собственниками помещений; 3) при желании можно перейти со специального счёта многоквартирного дома на счёт регионального оператора в течении месяца.

4) переход со счета регионального оператора многоквартирного дома на специальный счет займет три месяца, согласно принятому 9 сентября 2015 года Закону «О внесении изменения в статью 75 Закона города Москвы от 27 января 2010 года № 2 «Основы жилищной политики города Москвы».

Шаг 3. Провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в очной, очной-заочной или заочной форме, а также оформить данное решение протоколом общего собрания

1) Инициировать собрание собственников помещений в многоквартирном доме, где инициатором может выступать: любой собственник помещения в многоквартирном доме или инициативная группа таких собственников.

2) Полномочными представителями интересов города Москвы, как собственника помещений в многоквартирных домах, являются Государственные казенные учреждения города Москвы инженерные службы (ГКУ ИС) соответствующих районов города Москвы.

3) Собственники помещений в многоквартирном доме, обладающие не менее чем десятью процентами от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая организация), для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

4) При получении письменного обращения от собственников помещений в многоквартирном доме организация, осуществляющая управление многоквартирным домом (ТСЖ, ЖСК, Управляющая организация), обязана в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
(Порядок проведения собрания закреплен в ст.44-48 ЖК РФ).

Необходимо учитывать:

Проведение собрания собственников помещений в многоквартирном доме в очной форме.

1) Собрание проводится при совместном присутствии собственников помещений в многоквартирном доме или инициативной группы для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на ании.

2) Участники собрания проходят регистрацию, которая фиксируется в реестре и прилагается к Протоколу собрания.

3) Решения общего собрания собственников помещений принимаются более чем пятьюдесятью процентами от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме. Количество определяется исходя из общей площади помещения собственника, то есть, чем большей площадью помещений в многоквартирном доме владеет собственник, тем больше у него на собрании.

4) Учет по вопросам повестки дня ведется и подписывается председателем и секретарем собрания, а также членами счетной комиссии (при ее наличии) и фиксируется в протоколе общего собрания.

5) Решения общего собрания оформляются протоколом. В целях обеспечения реализации решений общего собрания, рекомендуется составлять протокол в срок не позднее трех дней со дня проведения общего собрания.

Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в очной – заочной или заочной форме (ст.47-47.1 Жилищного кодекса РФ)

В случае, если не удалось провести очного ания на общем собрании (например, отсутствовал кворум), провести ание собственников можно в очно-заочной или заочной форме, предварительно направив собственникам сообщение о заочном ании:

1) Заочное ание осуществляется опросным путем посредством передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на ании.

2) Заочное ание считается правомочным, если поступило бюллетеней от собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.

Бюллетени учитываются, если они сданы до даты окончания их приема, указанной в сообщении о проведении заочного ания.

Составить протокол решения общего собрания собственников помещений об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.

Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:

1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

2) владелец специального счета; Владельцем специального счета может быть: 1) товарищество собственников жилья; 2) жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив; 3) управляющая компания;

4) региональный оператор.

3) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет.

Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании могут выбрать любую из кредитных организаций, предлагающую такие банковские услуги и соответствующую критериям Жилищного кодекса РФ, руководствуясь условиями надежности и доходности банка.

Перечень кредитных организаций, соответствующих требованиям, установленным Жилищным кодексом РФ, ежеквартально размещается Центральным банком Российской Федерации на своем официальном сайте в сети «Интернет»: http://www.cbr.ru/credit/listfz.asp

Информация о ценовых условиях открытия и обслуживания специальных счетов размещена на сайте Общественно-консультативного совета по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями: www.ubanks.su.

В случае, если владельцем специального счета выбран региональный оператор и собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.

В этом случае отбор кредитной организации для открытия региональным оператором специального счета для формирования фонда капитального ремонта осуществляется по результатам конкурса (постановление Правительства Москвы от 17.06.2015 №369-ПП).

В случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности (ч.2 ст.173 Жилищного кодекса РФ).

Собственники формируют фонд капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.

Шаг 4. Владельцу специального счета открыть специальный счет

Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Шаг 5. Уведомить после открытия специального счета в банке (см. шаг 4) о сделанном выборе: Мосжилинспекцию и регионального оператора

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на специальном счете в течение пяти рабочих дней после принятия такого решения направляется в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы по адресу: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 9, строение 1.

Если владельцем специального счета выбрано ТСЖ, жилищный кооператив или управляющая компания, то указанная организация в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязана представить в Мосжилинспекцию по адресу: 129090, г.

Москва, проспект Мира, д.19, стр.1 уведомление о выбранном собственниками помещений способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений и справки банка об открытии специального счета.

Шаг 6. Направить собственникам помещений в доме уведомление о решениях, принятых очным, очным-заочным или заочным анием, не позднее десяти дней со дня их принятия.

В повестку уведомления следует включить следующие вопросы (ст. 44, п.3.1 ст. 175, ст.

176 Жилищного кодекса РФ): О прекращении формирования Фона капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда на специальном счете, в том числе: 1) о размере ежемесячного взноса на капремонт (он может быть больше или равен минимальному размеру взноса); 2) о перечне услуг и(или) работ по капремонту (он может быть больше чем в программе/при увеличении размера взноса); 3) о сроках проведения капитального ремонта (могут быть установлены более ранее, чем в региональной программе/при увеличении размера взноса/при достаточности средств на специальном счете); 4) о выборе владельца специального счета; 5) о выборе банка, в котором будет открыт специальный счет (или оставить выбор банка на усмотрение регионального оператора); 6) решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условии оплаты этих услуг; 7) о выборе лиц(/а), которые(/ое), уполномочены(/о) действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме.

Шаг 7. Перечисление региональным оператором денежных средств на специальный счет

После вступления в силу вступления решения общего собрания собственников помещения о формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и включения Мосжилинспекции многоквартирного дома в реестр специальных счетов Фонд капитального ремонта капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы осуществит перечисление денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме на специальный счет в течении 5 рабочих дней с момента окончания 3-х месячного срока с даты направления решения общего собрания.

Одновременно с этим Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы направит в адрес владельца специального счета всю имеющуюся документацию о формировании фонда капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе, содержащую информацию о начислениях, оплатах и задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт в отношении каждого собственника жилого и нежилого помещения (постановление правительства Москвы от 22.12.2015 № 908-ПП).

Источник: https://fond.mos.ru/special-account-of-an-apartment-building/the-transition-from-a-regional-operator-to-a-special-account/

Способы аккумулирования взносов на капремонт: общий счет регионального оператора и спецсчёт

Счет регионального оператора
Способы аккумулирования взносов на капремонт: общий счет регионального оператора и спецсчёт

Действующим законодательством определено два способа накопления средств при уплате взносов на капитальный ремонт: на общем счете регионального оператора и на специальном счете, владельцем которого могут выступать либо региональный оператор, либо ТСЖ (жилищный кооператив), либо управляющая организация (п. 3 ст. 170 и п. 2, 3 ст. 175 ЖК РФ).

Как правильно выбрать спецсчет на капремонт, «Общий котел» и спецсчет: сравнение

Региональный оператор – это юридическое лицо, созданное в виде фонда в каждом субъекте РФ. Имущество регионального оператора финансируется в том числе за счет денег собственников помещений МКД (п. 2 ст. 179 ЖК РФ).

Официально счет регионального оператора в ЖК РФ не называется «общим», однако фактически он является таковым.

Деньги попадают в «общий котел» и распределяются государством по своему усмотрению на текущее «латание дыр» в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

В этой программе определяются предельные сроки проведения капитального ремонта собственниками помещений и (или) региональным оператором (п. 1 ст. 168 ЖК РФ).

На большей части сайтов региональных операторов можно проверить сроки того, когда планируется капитальный ремонт конкретного дома.

Рассмотрим пример дома, расположенного по адресу: Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 23, корп. 1. Это дом 1968 г. постройки, общей площадью 7148 м2.

По данным Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы на 2015–2044 гг. (http://repair.mos.ru/), верхний порог капитального ремонта этого дома – 2042 г.

(в частности, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения или инженерных систем), нижний порог – 2021 г. (при необходимости ремонта или замены лифтового оборудования).

Пример описания сроков проведения работ по капитальному ремонту в МКД по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тухачевского д. 23, корп. 1

Способы аккумулирования взносов на капремонт: общий счет регионального оператора и спецсчёт

Не хочу показаться пессимистом, но планировать ремонт внутридомовых систем теплоснабжения в 2042 г. (то есть больше чем через четверть века), храня накопленные собственниками средства на государственном счете, как минимум неосмотрительно.

Льготы по капремонту пенсионерам после 70 или 80 лет: закон, льготы, возврат денег

Как перейти с общего счета на специальный

Формально способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений (п. 1 ст. 173 ЖК РФ). За решение о переходе с общего счета на специальный должны проать 2/3 собственников (не менее 67 % от общей площади).

О решении собрания необходимо уведомить фонд капитального ремонта в течение 5 рабочих дней после его принятия (п. 4 ст. 173 ЖК РФ). Если решение будет отправлено на шестой день, оно автоматически станет недействительным и общее собрание придется проводить повторно.

При этом само решение вступает в силу через один год после его принятия и направления региональному оператору (п. 5 ст. 173 ЖК РФ), а уплаченные деньги переводятся с общего счета на специальный счет в течение 5 дней по прошествии двух лет (если иной срок не установлен законом субъекта РФ).

Таким образом, собственники, принявшие решение платить на специальный счет регионального оператора, будут продолжать платить на общий счет еще в течение года, пока решение не вступит в силу.

(А оно может и не вступить в силу, если региональный оператор найдет к чему придраться.

) С нашей точки зрения, такая правоприменительная практика является откровенно постыдной, делая собственников помещений фактически бесправными в этом вопросе перед государством.

К примеру, региональный оператор не отпустит МКД на специальный счет, если у дома задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества (п. 2 ст. 173 ЖК РФ). Но если у МКД нет задолженности, по какому праву государство на протяжении года насильно удерживает деньги жителей на общем счете?

Особо интересно то, что если уход с общего счета на специальный – дело трудное и затягивающееся на один год, то решение о переходе со специального счета на общий принимается государством за один месяц, а потом деньги переводятся в течение 5 дней (п. 6 ст. 173 ЖК РФ). То есть деньги собственников государство принимает за один месяц, а отдает с задержкой в один год. Хотя стоит отметить, что законами ряда субъектов РФ установлены меньшие сроки перехода с общего счета на специальный.

При принятии решения о переходе с общего счета на специальный решением общего собрания собственников помещений в МКД должны быть определены:

• размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт (не меньше установленного по региону минимума);

• владелец специального счета (ТСЖ ил УК);

• кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (региональный оператор обычно предлагает Сбербанк России или ВТБ).

Обычно на сайтах региональных операторов в разделе «Документы» приводятся формы протоколов с вопросами, которые можно использовать при ании и принятии решения о переходе с общего счета на специальный. Можно использовать уже готовые и предлагаемые государством шаблоны документов, а можно составить их самостоятельно. (Их перечень приводился в разделе о втором общем собрании.)

В любом случае региональному оператору в течение 5 дней после проведения общего собрания предоставляется следующий набор документов, необходимых для перевода на специальный счет ТСЖ (УК):

• уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта;

• копия протокола общего собрания собственников помещений;

• справка банка об открытии специального счета.

Однако факт перехода на специальный счет не означает, что собственники МКД останутся на нем пожизненно. Пунктами 8, 9 и 10 ст.

173 ЖК РФ предусмотрено, что если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее 50 % от размера представленных к оплате счетов, то государство вернет дом‑неплательщик в свое лоно и переведет его обратно, со специального счета на общий.

Если для МКД был открыт специальный счет у регионального оператора, а созданное впоследствии ТСЖ решило сменить владельца специального счета, региональный оператор в течение 10 дней принимает решение о переводе денежных средств на специальный счет ТСЖ (в течение этих 10 дней региональный оператор проверяет протокол общего собрания – п. 5 ст. 176 ЖК РФ).

Предусмотрены два варианта распоряжения ТСЖ средствами, ранее собранными на специальном счете:

1. Закрытие прежнего специального счета, где владельцем выступает региональный оператор, и открытие ТСЖ нового счета в банке для целей аккумулирования сборов на капитальный ремонт.

Этот способ наиболее распространен, а региональный оператор как прежний владелец специального счета обязан подать заявление в банк о расторжении договора специального счета и перечислении остатка денежных средств в течение 10 дней после получения соответствующего решения общего собрания собственников помещений в МКД (п. 5 ст. 176 ЖК РФ).

5 вопросов о капитальном ремонте (разъяснения Минстроя России)

2. Смена владельца специального счета (с регионального оператора на ТСЖ) без открытия нового счета. Согласно пояснениям, которые мне дали сотрудники одного регионального оператора по капитальному ремонту, возможен следующий порядок.

В системе внутреннего пользования регионального оператора руководствуются разъяснениями Банка России (со ссылкой на нормы ГК РФ) о возможной смене владельца специального счета (с регионального оператора на ТСЖ) без открытия нового счета.

Таким образом, ТСЖ не нужно заниматься волокитой с новым открытием в банке расчетного счета, сами документы на прежний специальный счет передаются по двухстороннему акту приема‑передачи от регионального оператора к ТСЖ (п. 3 ст. 176 ЖК РФ). Однако об этой практике мало кто знает, а потому она почти не востребована.

Можно рекомендовать будущим ТСЖ (у которых ранее был открыт специальный счет) использовать вариант со сменой владельца специального счета с регионального оператора на ТСЖ, не открывая заново сам специальный счет. Это относительно просто и удобно.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/jkh/sposoby-akkumulirovaniia-vznosov-na-kapremont-obscii-schet-regionalnogo-operatora-i-specschet-5f67430fc833846a1d9a70db

Счет регионального оператора («Общий счет»)

Счет регионального оператора

Счет регионального оператора – это способ формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

При этом средства со счета могут направляться на возвратной основе на обеспечение капитального ремонта других многоквартирных домов в одном муниципальном образовании.

Региональный оператор ведет учет поступления и расходования средств на счете по каждому собственнику помещения.

Владелец счета – региональный оператор.

Оплата взносов на капитальный ремонт (ст.171 ЖК РФ)

В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Срок проведения капитального ремонта (ст.182 ЖК РФ)

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта

Организация проведения капитального ремонта (ст. 182 ЖК РФ)

Проведение работ по капитальному ремонту в домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, обеспечивает региональный оператор.

Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Региональный оператор обязан:

1) подготовить и направить собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта;

2) обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;

3) привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры;

4) контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;

5) осуществлять приемку выполненных работ;

6) нести иные обязанности, предусмотренные договором о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта.

Учет фондов капитального ремонта (ст. 183 ЖК РФ)

Учет средств, поступивших на счет, ведет региональный оператор

Учет ведется отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме и содержит сведения о:

1) размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником помещения в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных процентов;

2) размере средств, направленных региональным оператором на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе размере предоставленной рассрочки оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

3) размере задолженности за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Региональный оператор по запросу предоставляет указанные сведения, собственникам помещений в многоквартирном доме.

Контроль за деятельностью регионального оператора

Контроль осуществляется Министерсовм финансов Свердловской области, Министерством энергетики и ЖКХ Свердловской области, собственниками. (ст.186 ЖК РФ, ч.3 ПП СО от 16.01.2014 N 10-ПП)

ОСОБЕННОСТИ СЧЕТА У РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА

«+» Плюсы:

  1. В случае, если собственники помещений не смогли к моменту проведения капитального ремонта самостоятельно накопить необходимый объем средств, ремонт все равно будет проведен за счет временного привлечения средств с других домов, у которых ремонт запланирован позже (ст.182 ЖК РФ, ч.4 ст. 189 ЖК РФ);
  2. Все обязанности по начислению и сбору платы за капитальный ремонт, организации капитального ремонта, контроля за его выполнением и гарантии берет на себя региональный оператор бесплатно (ст. 182 ЖК РФ, ч.3 ст.189 ЖК РФ);
  3. Региональный оператор ведет учет начислений и расходования средств по каждому дому, по каждому собственнику и по запросу обязан представить любому собственнику такую информацию (ст.183 ЖК РФ);
  4. Деятельность регионального оператора контролируют не только собственники, но и областные Министерства Финансов и ЖКХ (ст.186 ЖК РФ, ч.3 ПП СО от );
  5. В приемке выполненных работ принимает участие орган местного самоуправления (ч.2 ст.190 ЖК РФ).

«-» Минусы:

  1. Капитальный ремонт может быть проведен не ранее сроков, указанных в региональной программе (ст.182 ЖК РФ);
  2. В случае, если собственниками принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта – на специальный счет, данное решение вступит в силу только через 2 года (ст.173 ЖК РФ).

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ СЧЕТ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА

Счет регионального оператора может быть выгоден, если:

  1. Низкий уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг;
  2. Этажность дома 3 этажа и менее;
  3. Дом и большинство его систем требуют ремонта;
  4. Срок проведения капитального ремонта по региональной программе очень близок, а накоплений на счете мало;
  5. Собственники помещений в доме не уверены, что смогут накопить средства, необходимые для проведения ремонта в срок, установленный в региональной программе;
  6. Собственники помещений в доме не готовы взять на себя ответственность по организации начисления и сбора платы за капитальный ремонт, определению видов и объемов работ, заключению договоров на выполнение ремонтных работ, контроля за ходом работ и их приемки.

ОСОБЕННОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ СЧЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА

Собственники помещений в многоквартирных домах, принявших решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, могут не оформлять протоколы и иные документы, а также не направлять уведомление и протокол общего собрания региональному оператору, так как при не представлении указанных документов, их дома все равно попадут на счет регионального оператора по решению органа местного самоуправления.

Источник: http://www.gobogdanovich.ru/index.php/infrastruktura/kapitalnye-remonty/228-schet-regionalnogo-operatora-obshchij-schet

Региональная программа и региональный оператор капремонта – что это?

Счет регионального оператора

С 2015 года владельцы квартир стали ответственными за проведение капитального ремонта в своем многоквартирном доме (МКД). Для этого каждого собственника помещений в МКД (за исключением некоторых категорий) обязали ежемесячно вносить взнос на капитальный ремонт общего имущества.

Капитальный ремонт проводится на основании региональной программы путем формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

В данной статье поговорим подробнее о таких понятиях, как «региональная программа капитального ремонта» и «региональный оператор капремонта».

1. Что такое «региональная программа капитального ремонта»?

Региональная программа капитального ремонта – это перечень мероприятий, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации 
в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Иными словами региональная программа капитального ремонта формируется, чтобы определить сроки, объемы и виды необходимых работ по капитальному ремонту для всех МКД в конкретном субъекте РФ.

В данной Программе также учитывается предоставление государственной и муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории региона  за счет средств областного и муниципального бюджетов регионов.

Обязанность по разработке и утверждению региональной программы капитального ремонта в каждом субъекте Российской Федерации, возникла на основании поправок, внесенных в Жилищный Кодекс Российской Федерации Федеральным Законом № 271-ФЗ от 25 декабря 2012 года.

Региональная программа капитального ремонта формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех МКД, расположенных на территории субъекта РФ.

Она включает в себя:

  • перечень всех МКД, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; В региональную программу капитального ремонта также могут не включаться МКД, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 %.  А также МКД, в которых совокупная стоимость услуг и работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД;
  • плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в МКД по каждому виду услуг и (или) работ, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
  • иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
  • критерии, согласно которым устанавливается в Программе очередность проведения капитального ремонта;
  • перечень работ и услуг по капитальному ремонту исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ч. 3.1 ст.168 ЖК РФ).

Актуализируется региональная программа капитального ремонта не реже одного раза в год (ч.5 ст.168 ЖК РФ).

Познакомиться с региональной программой можно на официальном сайте уполномоченного органа региональной власти – чаще всего, это областное министерство строительства и ЖКХ.

2. Региональный оператор: понятие, права и обязанности

Для того чтобы региональная программа капитального ремонта своевременно и качественно финансировалась и исполнялась, нужна ответственная уполномоченная структура. Такой структурой является региональный оператор, который создается в каждом субъекте РФв целях формирования и ведения специализированного фонда для осуществления капитального ремонта жилых домов.

Выражаясь языком закона, региональный оператор – это юридическое лицо, зарегистрированное субъектом РФ в правовой форме фонда (ст. 178 ЖК). По общему правилу, правительством субъекта РФ утверждается пакет нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность фонда, включая устав и положение.

Обеспечение деятельности регионального оператора осуществляется также за счет средств субъекта РФ.

Субъект РФ имеет право создавать несколько региональных операторов для осуществления полномочий на отдельных территориях региона. Сам же региональный оператор не вправе создавать собственные подразделения (филиалы, представительства и др.), так как его деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами.

Функции по осуществлению капитального ремонта региональный оператор осуществляет за счёт своего имущества. Это имущество образуется за счёт:

  • взносов учредителя;
  • платежей собственников помещений в МКД, формирующих фонды капитального ремонта на специальном счете или счете регионального оператора (ч.1 ст.179 ЖК).

Таким образом, региональный оператор аккумулирует взносы на капитальный ремонт, уплачиваемые собственниками помещений в МКД, либо на своём счёте, либо на специальном счёте МКД, открытом на имя регионального оператора.

Для собственников помещений в МКД это означает, что они уже не являются владельцами денег, перечисленных в фонд. Взамен они получают законное право требовать выполнения капитального ремонта коллективного имущества дома в объёме и сроках, определенных региональной программой капитального ремонта домов.

В случае если стоимость ремонтных работ превысила размеры фонда капитального строительства, региональный оператор капитального ремонта домов покрывает убытки в счет будущих поступлений.

Региональный оператор обязан:

  • в установленный законом срок предоставлять в адрес собственников квартир необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
  • подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие норме закона;
  • привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
  • контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
  • принимать работы, подписывать акты и другие документы;
  • учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
  • на основании письменного заявления собственников жилья, предоставлять документы об операциях по спецсчету.

Кроме финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в МКД (при необходимости с привлечением средств, полученных из иных источников), к функциям регионального оператора, как правило, относятся:

  • взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
  • оказание консультационной, информационной, организационно-методической помощи по вопросам организации проведения капитального ремонта общего имущества.

3. Порядок заключения соглашения с региональным оператором

А теперь о том, что на практике работают все перечисленные нормы для собственников помещений в МКД.

Итак, субъект РФ предпринял все шаги, сформировал и утвердил все предусмотренные законом документы, о которых мы писали выше.

После этого в течение 6 месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) собственники помещений МКД, включенного в программу (изначально или после актуализации) должны на общем собрании выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта своего дома – специальный счёт или счёт регионального оператора.

При этом владельцем специального счёта могут быть:

  • товарищество собственников жилья;
  • жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив;
  • управляющая организация;
  • региональный оператор (в случае, когда собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета).

Для принятия решения о выборе в пользу специального счета необходимо 50 % + 1 голос всех собственников помещений в МКД.

Контроль за этим процессом осуществляет территориальный орган государственного жилищного надзора (госжилинспекция). Он информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о тех МКД, в которых не выбран способ формирования фондов капитального ремонта.

Если собственники в установленный срок не выбрали способ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

То же самое делается, если выбранный жильцами способ не был реализован.

Заключение договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта осуществляется в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Одной стороной договора являются собственники помещений в МКД. Второй стороной договора – выбранная организация.

Если речь идет не о региональном операторе, то здесь в роли фонда может выступить любая коммерческая организация, к примеру, банк.

Практическая реализация выбранной организацией предусмотренного в ГК порядка заключения такого договора может быть осуществлена разными способами.

Например, проект договора может быть направлен для подписания каждому собственнику; его текст может быть размещен на платежном документе с указанием данного обстоятельства и порядка его подписания договора; договора может быть подписан от имени собственников одним лицом или несколькими лицами на основании доверенностей собственников и пр.

Также в соглашении могут быть прописаны дополнительные функциональные обязанности регионального оператора.

Не менее, чем за 6 месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в МКД, собственникам помещений предоставляются предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта (п.3, Статьи 189. ЖК РФ).

Собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения указанных предложений, обязаны рассмотреть их и принять на общем собрании решение.

В случае, если фонд капитального ремонта формировался на счете регионального оператора, собственники на общем собрании должны определить и утвердить следующее:

  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  • предельно допустимую стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты (часть 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ).

В данном материале мы рассказали Вам подробно, что такое региональная программа и региональный оператор капитального ремонта. Мы желаем Вам, чтобы в Вашем доме все ремонтные работы проводились своевременно и качественно!

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/regionalnaya-programma-i-regionalnyy-operator-kapremonta-chto-eto/

Блог

Счет регионального оператора

Механизм выставления платежных документов на капитальный ремонт  зависит от выбранного способа накопления средств: на спецсчете – по решению общего собрания собственников;  на счете регионального оператора фонда капитального ремонта – по умолчанию.

Если деньги идут в региональный фонд капремонта или региональный оператор является владельцем специального счета для дома, он самостоятельно (за свой счет) должен заниматься  выставлением квитанций и проводить начисление платежей.

При этом не редко возникают ситуации, когда Фонд капитального ремонта в целях экономии средств пытается переложить эту обязанность  на управляющую организацию /ТСЖ.

Насколько это законно,  и как быть в такой ситуации попробуем разобраться в данной статье.

Часть 1 ст.169 ЖК РФ  обязывает собственников помещений МКД уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества.

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления.

Одной из функций регионального оператора в соответствии ч. 1 ст.

180 ЖК РФ является функция по аккумулированию взносов па капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора. Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.

Постановлением от 12 апреля 2016 года № 10-П Конституционный Суд РФ в связи с запросами депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.

Как следует из положений ч. 1 ст.

 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, закон возлагает на регионального оператора обязанность выставлять платежные документы не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Иной порядок может быть установлен региональным законом. Минстрой России  в письме 12315-АЧ/04 от 07.07.

2014  указал следующее: Собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации обязанность по выставлению платежных документов на оплату взноса на капитальный ремонт может быть возложена на иных лиц (например, РКЦ).

В случае передачи региональным оператором функции по печати и доставке платежного документа для оплаты взноса на капитальный ремонт иным лицам ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных функций сохраняется за региональным оператором. Так же Минстрой указал на два варианта выставления взносов на капитальный ремонт: в едином платежном документе и в отдельной квитанции.

Таким образом, никто не вправе обязать управляющую компанию/ТСЖ  бесплатно выставлять взносы на капитальный ремонт в пользу регионального оператора.

При этом взносы на капремонт могут быть включены в единый платежный документ, выставленный РКЦ  (что подтверждается судебной практикой).

Управляющая организация обратилась в Арбитражный суд Московской области   с требованиями к «МосОблЕИРЦ»  о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору (поскольку  ответчик самостоятельно, без указаний истца, включил в единый платежный документ отчисления в Фонд капитального ремонта.

Стороны согласовали форму Единого платежного документа, в котором отдельной строкой указывается к оплате такая услуга как «взнос на капремонт». Согласно ч. 3 ст. 6 Закона Московской области от 01.07.

2013 № 66/2013-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области», региональный оператор вправе заключить с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом или иной организацией, осуществляющей начисление и сбор платы за жилое помещение и коммунальные услуги, договор о включении в платежный документ, на основании которого вносится плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, сведений о размере взноса на капитальный ремонт с указанием наименования регионального оператора, номера его банковского счета и банковских реквизитов, его адреса (места нахождения). Между ООО «МосОблЕИРЦ» (агент) и Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» (принципал) был заключен Агентский договор на формирование начислений взносов на капитальный ремонт.

Суд указал, что включение в единый платежный документ об оплате коммунальных услуг платежа в фонд капитального ремонта не нарушает права истца на получение денежных средств от населения в счет оплаты за коммунальные услуги, оплачиваемых по такому единому документу. (Решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2016 г. по делу № А41-61181/2016).

Зачастую Региональный оператор фонда капитального ремонта заключает соглашение о расчетах/агентский договор  не с расчетным центром, а напрямую с управляющей организацией.

В этом случае  необходимо четко прописывать права и обязанности по договору, поскольку  не четко прописанные условия договора могут повлечь неблагоприятные последствия управляющей организации (как минимум – в виде потраченного времени на взыскание взносов на капитальный ремонт).

Арбитражный суд Кемеровской области Решением от 17 августа 2016 г.

по делу № А27-3745/2016 отказал управляющей организации  в удовлетворении требований  о взыскании  взносов на капитальный ремонт, указав следующее: между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» (принципал) и управляющей организацией (агент) заключен агентский договор, в соответствии с условиями которого принципал поручает, а агент принимает на себя обязательства начислению и обработке взносов на капитальный ремонт; сбору взносов и процентов. Из условий агентского договора  не усматривается право управляющей организации на предъявление в судебном порядке требований о взыскании собранных ответчиком взносов в интересах НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области».
При указанных обстоятельствах, иск удовлетворению не подлежит. 

Поскольку капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, наниматели муниципальных квартир взносы за капитальный ремонт не оплачивают (их должен оплачивать собственник помещения – муниципалитет).

В случае, если РКЦ  в едином платежном документе ошибочно выставил взносы на капитальный ремонт нанимателю – управляющая организация не несет за это  ответственности.

Наниматель муниципальной квартиры обратился в суд с иском к управляющей организации, где одним из требований указал: признание незаконным начисления платы за капитальный ремонт, перерасчете платы на сумму произведенных платежей за капитальный ремонт  и взыскании морального вреда.

Судом установлено, что получателем взносов на капитальный ремонт является региональный Оператор фонда капитального ремонта Нижегородской области.

Управляющая организация получателем данных платежей не является, соответственно отношения к выставлению нанимателям данного жилого помещения счетов на оплату платежей и взносов на капитальный ремонт не имеет, то есть является ненадлежащим ответчиком по данному требованию.(Решение Дзержинского городского суда от 7 июня 2017 по делу № 2-1457/2017, устоявшее в апелляции в Нижегородском областном суде).

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/poryadok-vystavleniya-platezhnykh-dokumentov-na-kapitalnyy-remont-dlya-regionalnogo-operatora/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.