Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд следует отличать от других форм ограничения в праве пользования земельными участками, а так же от изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.

Резервирование земель, по своей сути, представляет собой юридическое закрепление (путем регистрации ограничения прав на земельный участок Федеральной регистрационной службой) возможности использования данного земельного участка в определенных общественных, государственных или муниципальных целей.

Следовательно, это влечет за собой ограничения в праве пользования земельным участком для землевладельца (собственника) земли.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой процедуру, при которой в зонах, установленных в документации по планировке территории, где предполагается размещение объектов государственного значения, происходит выделение земель для расположения данных объектов. Процедура резервирования регламентируется Постановлением Правительства РФ от 22.07. 2008 г. N 561 «Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд». Резервирование земель, как процедура, имеет следующие этапы:

1.Сначала, уполномоченный орган РФ, субъекта РФ или орган местного самоуправления должен принять решение о резервировании земель.

Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти; для государственных нужд субъекта РФ – исполнительным органом государственной власти субъекта РФ; для муниципальных нужд – уполномоченным органом местного самоуправления.

2.Должны быть составлена схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Схема и кадастровые номера в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании.

Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:

-документами территориального планирования

-решением об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, федерального, регионального или местного значения

-государственной программой геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

3.Ограничения прав на земельные участки, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель, в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в ЕГРП. Прекращение ограничений прав (например, после завершения срока резервирования) так же подлежит регистрации.

4.Сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании, подлежат обязательному внесению в государственный кадастр недвижимости.

Вынесенное решение о резервировании земельного участка должно содержать:

-цели и сроки резервирования земель -реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель -ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель -сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Данное решение принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.

Решение о резервировании земель обязательно должно быть опубликовано в СМИ для того, чтобы с ним можно было ознакомиться широкому кругу лиц.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется в публичных интересах, для достижения каких-либо общественных целей.

Самым важным при резервировании земель является соблюдение не только общественных интересов, но и интересов отдельных лиц – поскольку, прежде всего, данная процедура исключает возможность приобретения права собственности на земельный участок тем или иным лицом.

То есть, если лицо владеет и пользуется данным земельным участком не на праве собственности, то после резервирования земельного участка приобрести право собственности на данную землю оно не сможет.

При резервировании земельных участковправа собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов на использование земельных участков могут быть ограничены. В частности, ограничиваются следующие права: 

-право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием -право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты -невозможна приватизация зарезервированных земельных участков

Кроме того, земельные участки, находящиеся в публичной собственности и расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, так же ограничиваются в обороте. Срок договора аренды таких земельных участков и срок установления публичного сервитута в отношении них не должен превышать период резервирования.

Зачастую, но не всегда, резервирование земель предшествует последующему изъятию земель для государственных нужд. Как и решение об изъятии земли, решение органов власти о резервировании земли может быть обжаловано в суд. 

К сожалению, до сих пор вопрос об убытках в связи с резервированием используемого лицом земельного участка, однозначно не решен.

В данном случае, можно говорить лишь о возможности взыскания убытков в судебном порядке, исходя из общих начал гражданского законодательства.

В случае с последующим, после резервирования земельного участка, изъятием земли, убытки и стоимость земельного участка возмещается по правилам об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд может производиться в строго определенных случаях. Основания для резервирования земельных участков включают в себя как основания изъятия земли для государственных и муниципальных нужд, так и специфические, присущие только резервированию, основания (ст.70.1 ЗК РФ).

Резервирование земли допускается: -если это необходимо для выполнения международных обязательств РФ -если это необходимо для размещения объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов -при иных обстоятельствах в установленных федеральными законами случаях. 

Кроме того, в случаях если, земли, находятся в государственной или муниципальной собственности и не предоставлены гражданам и юридическим лицам, то резервирование допускается в случаях:

-связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности -в связи с созданием особо охраняемых природных территорий

-строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов

-строительством объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Данный перечень является исчерпывающим списком оснований для резервирования земель.

Необходимо так же отметить, что резервирование земель для государственных и муниципальных нуждимеет определенные сроки.

Сроки резервирования земельных участков отличаются, в зависимости от ряда причин. По общему правилу, земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет.

Однако, при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для создания особой экономической зоны, резервирование допускается на срок не более чем два года.

В этом случае при резервировании земель для этой цели, на них должно быть указание в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) на создание особой экономической зоны в соответствии с ФЗ от 22.07. 2005 года N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”.

А вот резервирование земель, находящихся  в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов, допускается на срок до двадцати лет.

Таким образом, можно сказать, что сроки резервирования земель колеблются от 2 до 20 лет. Таковы основные моменты, касающиеся резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.

Источник: http://www.remontpozitif.ru

Источник: http://www.remontpozitif.ru/publ/remont_i_zakon/zakony_o_stroitelstve/rezervirovanie_zemel_dlja_gosudarstvennykh_i_municipalnykh_nuzhd/77-1-0-1049

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд

В процедуре перераспределения ресурсов земли большое значение играет резервирование земель для государственных или муниципальных нужд. Данное действие также не обходится без фиксации формы реализации властных и государственных полномочий в сфере управления земельными объектами Российской Федерации.

Решение о резервировании земель осуществляется посредством использования статей Земельного кодекса РФ, а также Правительственным постановлением. В данных государственных документах содержится понятие и порядок осуществления резервирования. Действия осуществляются исключительно в целях обеспечения нужд структур муниципального и государственного уровня.

Государственное законодательство выставляет ряд требований, чтобы осуществить решение о резервировании земель. Принимать данные решения могут:

  • уполномоченные органы Российской Федерации;
  • субъекты государства;
  • органы управления местного уровня.

Во время проведения операции схема резервирования используется в обязательном порядке. Учитываются также и сроки резервирования земель, кадастровый номер, описания земельных объектов.

В наличии должны быть кадастровые номера на каждый земельный участок, который подлежит процедуре резервирования или частично располагается на данной территории.

При необходимости после проведения процедуры все части будут объединены в один объект и закреплены за единым кадастровым номером.

Вышеперечисленные документы содержат самую важную информацию, которая необходима для принятия решения о резервировании земель. При этом условия проведения мероприятий могут быть различными, однако права на земельные участки будут ограничены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и процедуре резервирования.

Орган государственной власти подготавливает всю необходимую документацию, копии бумаг, кадастровые номера, схемы земель, которые полностью или частично располагаются на территории, которая подлежит резервированию.

Все официальные документы отправляются в федеральный орган власти исполнительной, который ведет дела кадастровой недвижимости необходимого земельного участка. Понятие кадастра в данном случае играет важную роль.

Решение о резервировании земель в обязательном порядке требует от исполнителя наличия зарегистрированных прав на пользование земельным участком, статус которого подлежит изменению. Условия использования прав на недвижимое имущество в данном случае зафиксированы в государственном реестре Едином, в нем же отображается понятие о сделках с земельными участками.

Последним этапом процедуры является внесение новых сведений о рассматриваемом земельном участке или его частях, условия использования прав на которые ограничиваются процедурой резервирования, в официальный реестр кадастровый.

Что необходимо предпринять после прекращения действия по ограничению прав собственности?

После прекращения действия срока резервирования орган государственной власти или орган самоуправления, который занимался процедурой резервирования, должен направиться в федеральные органы исполнительной власти на протяжении тридцати дней.

Необходим именно тот орган федерального значения, который занимается ведением кадастровых номеров недвижимого имущества, в состав которого входили территории, используемые для нужд государственного и муниципального управления.

В данном случае необходимо подать заявление, которое свидетельствует о желании исключить земельный объект с учета государственного кадастра.

Публикация сведений о резервировании

Решение о резервировании земель, которое было принято органами местного или государственного самоуправления, открыто публикуется в обязательном порядке, в том числе, и в средствах массовой информации.

Сроки проведения процедуры играют важную роль, если речь касается урегулирования отношений между субъектами государства.

Данными вопросами занимается Земельный кодекс Российской Федерации, который гласит, что максимальный срок резервирования составляет семь лет. Данное правило распространяется на земли, которые являются собственностью муниципальных или государственных органов.

Эти территории не могут предоставляться на протяжении двадцати лет гражданам или юридическим лицам, которые преследуют следующие цели:

  • строительство дорог автомобильного транспорта;
  • сооружение железнодорожных путей соединения;
  • возведение любых других объектов инфраструктуры.

Порядок резервирования земель предполагает определенные ограничения прав, поэтому федеральные законы предусматривают обязательную регистрацию. В соответствии с рядом федеральных законов процедура государственной регистрации выступает в данном случае актом, который имеет юридическую силу. Важную роль играет также факт государственного ограничения вышеназванных прав.

Пренебрежение к любому из вышеперечисленных правил влечет за собой серьезные последствия, среди которых основным является признание недействительности процедуры резервирования. Отсутствие документа, который подтверждает государственную регистрацию по ограничению прав, является официальным поводом для признания недействительности мероприятия.

Государственный Закон о регистрации регламентирует правила и порядок создания регистрации об ограничении прав собственности на земли, необходимые для удовлетворения потребностей структур муниципального и государственного уровня власти. Данный закон также регулирует порядок снятия ограничений в сфере резервирования. 

Существуют конкретные основания для действий по ограничению прав, которые были установлены в процессе резервирования земель для удовлетворения нужд государственных и муниципальных структур власти. Действие ограничений прекращается:

  • после окончания действия срока резервирования, который предусмотрен для данного вида земельных участков;
  • по факту предоставления земель, которые ранее были зарезервированы и определены в целевом предназначении;
  • после отмены разрешения на проведение процедуры по каким-либо причинам исполнительного государственного или муниципального органа власти;
  • по факту осуществления изъятия земельного участка, порядок которого предусмотрен действующим законодательством и удовлетворим потребностями органов государства и самоуправления;
  • на основании законного решения, которое было вынесено в процессе судебного разбирательства.

Процесс судебного разбирательства может иметь место, если субъекты земельных отношений не смогли уладить вопросы мирным путем.

Конфликты могут возникнуть, если документы о схеме резервирования, бумаги с реестра кадастровых номеров и другие сведения были оформлены ненадлежащим образом.

Все вышеперечисленные ситуации предполагаются законом, поэтому могут разрешиться в зале суда посредством использования определенных законопроектов сферы земельных отношений в Российской Федерации. 

Источник: https://zemadvo-femida.ru/zemleustrojstvo/rezervirovanie-zemel-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.