Реконструкция дома признанного аварийным

Как выкупается аварийное жильё? Компенсация собственнику

Реконструкция дома признанного аварийным

Межведомственной комиссией многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, однако никаких действий после этого орган местного самоуправления не предпринимает. Знакомая ситуация?

Рассказываем о процедуре (порядок действий) по выплате собственнику денежной компенсации (или предоставления взамен иного жилья) за жилое

помещение в доме признанном комиссией аварийным

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ,

«признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 – 9 настоящей статьи».

В соответствии с частями 1-3, статьи 32 ЖК РФ,

«1. жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.2. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

3.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с частями 5-9, статьи 32 ЖК РФ, «5.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения. 6. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. 7. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. 8. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. 9. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи».

Таким образом порядок таков:

1. Многоквартирный жилой дом признается межведомственной комиссией аварийным и подлежащим сносу;

2. Признание аварийным дома является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок;

3.

В случае, если собственники в установленный в требовании о сносе срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Управление Росреестра по субъекту Федерации).

Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. Об этом можно почитать и в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2009г». (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 ноября 2009 года):

«Вопрос 3. Является ли соблюдение процедуры, установленной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предшествующей изъятию у собственника жилого помещения, обязательным, и вправе ли суд по заявлению заинтересованных лиц признать неправомерным бездействие органа местного самоуправления, уклоняющегося от совершения указанных действий в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу?Ответ. В соответствии с разъяснением, которое дано в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”, судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы чч. 1 – 3, 5 – 9 ст. 32 ЖК РФ.Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/kak-vykupaetsia-avariinoe-jile-kompensaciia-sobstvenniku-5be07bd3b327ef00a9376aea

Ремонт аварийного дома — проблемы и споры

Реконструкция дома признанного аварийным

Евгения Кустова

Давайте рассмотрим, что такое аварийное жилье, проблемы признания дома аварийным, а также судебную практику. Что же такое аварийное жилье? Это состояние здания, при котором более половины жилых помещений и основных несущих конструкций здания (стен, фундаментов) отнесены к категории аварийных и представляют опасность для жизни проживающих.

В соответствии с ч. 10 ст.

32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае если собственники не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Верховный суд Российской Федерации, изучив практику рассмотрения дел по спорам, связанным с признанием жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пришел к выводу, что, в основном, споры указанной категории возникают в связи с ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления обязанностей, возложенных на них жилищным законодательством.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения) и с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Межведомственная комиссия может вынести решение о признании дома аварийным. И вот три основания для вынесения такого решения:

  • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов;
  • в случаях техногенных ситуаций и природных катаклизмов, в результате которых здание получило такие повреждения, что его невозможно восстановить.

Также хочется отметить, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

  • о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки;
  • о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
  • о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (пункт 47 Положения).

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, сам по себе факт износа здания (выше 70%) не является достаточным основанием для вывода о том, что здание является аварийным или непригодным для проживания по иным основаниям.

Согласно пункту 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г.

№ 47 «Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее — комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям». Согласно п. 42. указанного Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений и процедур, указанных в ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Рассмотрим дело государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования о выселении граждан из жилых помещений с предоставлением других жилых помещений. Итог этого дела был такой, что во всех инстанциях было отказано.

И хочется спросить, почему? Так, истец представил заключение в судебное заседание компании ОАО «Калининградпромпроект», а не межведомственной комиссии, к компетенции которой относится признание помещения непригодным для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 2 и п. 7 Положения).

При вынесении решений суды учитывают разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года.

Определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц, является компетенцией органа местного самоуправления.

Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Рассмотрим пример, когда судом был удовлетворен иск, поданный прокурором в интересах гражданина.

Суд установил, что многоквартирный дом, в котором проживает истец, признан аварийным и подлежащим сносу в декабре 2007 года. Срок расселения дома установлен органом местного самоуправления до 30 ноября 2008 года.

Однако уже на момент обследования в 2007 году состояние фундамента, стен, крыши и других конструктивных элементов здания оценивалось как недопустимое. Тем не менее сроки расселения неоднократно переносились, и в 2012 году расселение отложено до 31 декабря 2013 года.

По результатам экспертизы установлено, что на момент рассмотрения дела существует опасность обрушения чердачного перекрытия в жилые помещения. Возникла реальная угроза жизни и здоровью проживающих в доме граждан.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным постановление администрации о переносе сроков расселения и обязал предоставить Т. жилое помещение во внеочередном порядке.

А вот пример халатности органов местного самоуправления. Апелляционным определением арбитражного суда от 03.09.2012 по делу № 33-2486/2012 с администрации г.

Астрахани взыскана компенсация за утраченное жилье в пользу собственника — гражданина.

Дом был признан аварийным и расселялся постепенно в течение нескольких лет, однако часть дома до завершения расселения обрушилась, погибли люди. Виновное должностное лицо привлечено к уголовной ответственности.

Как указывает Постановление Пленума ВС РФ № 14, «требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 21.06.2011 № 67-В11-3 семье в составе 4 человек была предоставлена однокомнатная квартира, которая является квартирой — студией, в которой жилая комната содержит нишу, оборудованную раковиной, при этом площадь ниши, предназначенной для использования в качестве кухни, учитывается как жилая площадь.

Семья, отказываясь переселиться в данное жилое помещение, считала, что их жилищные права были нарушены, так как в ранее занимаемой ими квартире комната была изолированной от вспомогательных помещений, в ее площадь не была включена площадь кухни.

Суд при вынесении определения указал, что предоставление гражданам квартиры, в которой площадь кухни включена в жилую площадь, ухудшает их жилищные условия, что противоречит требованиям ст. 89 ЖК РФ.

Определением Верховного Суда РФ от 22.05.2012 № 18-КГ12-4 суд указал, что переселять из двухкомнатной квартиры, где проживают разные семьи, в однокомнатную квартиру недопустимо.

При решении вопросов, связанных с защитой жилищных прав граждан в случае признания их жилого помещения непригодным для проживания, важное значение имеет Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?790

Часто задаваемые вопросы

Реконструкция дома признанного аварийным

1. Как признать дом аварийным?

Вынести решение о признании дома аварийным могут только районные или городские межведомственные комиссии (МВК).

Комиссия после осмотра строения, может признать аварийными лишь некоторые квартиры в доме, а вот остальные отнести к категории жилфонда.

Гражданину для того, чтобы признать дом аварийным, необходимо подать заявление в местную администрацию, при которой создана МВК. Вместе с заявлением необходимо подать следующие документы:

· нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение.

· план жилого помещения с его техническим паспортом.

Если жилье соответствует всем признакам, но администрация не признает дом аварийным, то необходимо самостоятельно провести независимую экспертизу технического состояния дома через специализированную компанию, имеющую соответствующую лицензию. Это будет стоить 20-40 тыс. руб. за дом (40 тыс.

– средняя цена за пятиэтажку). Заключение специализированной организации надо представить в МВК или обратиться с этим документом в суд.

2. Дом признан аварийным. Какие мероприятия должны проводить управляющие компании до момента расселения дома?

До момента переселения граждан из аварийных домов, в них выполняются ремонтные работы, направленные на поддержание надлежащего технического состояния общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с п.2.4.3. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170, капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

3. Дом согласно заключению межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу, но администрация его не расселяет. Что делать?

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

Если жилье соответствует всем признакам, но администрация не признает дом аварийным, то необходимо самостоятельно провести независимую экспертизу технического состояния дома через специализированную компанию, имеющую соответствующую лицензию. Это будет стоить 20-40 тыс. руб. за дом (40 тыс.

– средняя цена за пятиэтажку). Заключение специализированной организации надо представить в МВК (межведомственную комиссию), созданную в администрации.

Если и в этом случае администрация отказывается признавать дом проблемным, то необходимо обратиться в суд на бездействие органов местного самоуправления.

Можно воспользоваться другим вариантом. Если дом соответствует признакам аварийного, но не признан администрацией таковым, то сначала можно обратиться в суд, чтобы суд назначил организацию для проведения экспертизы технического состояния дома и в случае, если организация признает дом аварийным, обязал администрацию признать дом таковым.

4. Кто занимается переселением из аварийных жилых домов находящихся в федеральной собственности?

В соответствии с Жилищным кодексом РФ решение вопросов по переселению граждан из жилых домов, находящихся в федеральной собственности, и по сносу таких домов отнесены к полномочиям федеральных органов исполнительной власти РФ.

5. Каким образом предоставляется жилое помещение собственникам жилья?

На основании ст. 32 Жилищного кодекса РФ признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием предъявления муниципальным образованием к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе в разумный срок.

В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме.

Жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

6. Что положено при переселении из аварийного жилья нанимателю жилого помещения по договору социального найма?

Статьей 89 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади и находиться в границах данного населенного пункта.

В случае если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты в коммунальной квартире, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Благоустроенное жилое помещение предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете

7. Когда предоставляются жилые помещения маневренного фонда?

В соответствии со ст.106 Жилищного Кодекса РФ, жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

Жилые помещения маневренного фонда предоставляются на время проведения капитального ремонта или реконструкции жилого помещения по договору найма до предоставления гражданам жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены Жилищным Кодексом РФ.

Источник: https://msk.mosreg.ru/dokumenty/napravleniya-deyatelnosti/avariynoe-zhile/chasto-zadavaemye-voprosy/49378-chasto-zadavaemye-voprosy

У последней черты: ветхие дома предлагают ремонтировать за счет граждан

Реконструкция дома признанного аварийным

Ветхое жилье предлагают ремонтировать за счет граждан до тех пор, пока оно не получит статус аварийного. Как рассказали «Известиям» в Минстрое, речь идет о домах с износом более 70%. Для них планируется разработать отдельные подпрограммы капремонта. Эту инициативу ведомства обсудят 7 ноября на парламентских слушаниях в Госдуме.

Сейчас в стране 25 млн кв. м таких домов. По оценкам опрошенных «Известиями» экспертов, если речь идет только о поддерживающем ремонте, взносы россиян вряд ли существенно повысятся.

Однако есть риск, что это будут бесполезные траты — ветхие дома в любом случае скоро придут в негодность, их проще расселить, а деньги направить на создание нового жилого фонда.

Непрерывное расселение

Дома с износом более 70%, которые не признали аварийными, могут включить в региональные программы капремонта, а точнее, в трехлетние подпрограммы. В этих зданиях будут проводиться только необходимые работы — чтобы поддерживать их в безопасном для жильцов состоянии до тех пор, пока дома не будут переведены в аварийный фонд.

Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Минстроя, подпрограмма будет оплачиваться, как и капремонт, — за счет граждан. По решению местных властей возможно софинансирование из регионального и муниципального бюджетов, добавили в ведомстве. Разработка подпрограммы предусматривается новым законопроектом по расселению аварийного жилья.

Его положения сейчас обсуждаются на различных площадках.

Президент Владимир Путин в своем майском указе поставил перед правительством задачу устойчивого сокращения аварийного фонда. А также поиска непрерывно действующих инструментов переселения граждан из непригодных для жизни домов.

В 2019-2024 годы планируется переселить 530 тыс. человек из 9,54 млн кв. м аварийных домов. На это планируется потратить более 507 млрд рублей, из которых 431 млрд –– из федерального бюджета. Всего по итогам III квартала 2019 года в России насчитывается 54,7 тыс. аварийных домов общей площадью 16 млн кв. м, сообщили в Минстрое.

По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, за 9 месяцев этого года аварийным было признано 2,28 млн кв. м жилья. Больше всего таких домов находится в Республике Саха (Якутия), Кемеровской и Архангельской областях, Пермском крае, Ханты-Мансийском автономном округе.

В октябре правительство внесло в Госдуму законопроект, формирующий новые механизмы расселения аварийного жилья. Помимо подпрограммы для домов с высокой степенью износа, в числе новелл — конкретизация критериев и порядка признания зданий аварийными и наделение региональных властей правом устанавливать меры дополнительной поддержки для переселенцев.

При этом само понятие «ветхое жилье» из законопроекта, разработанного Минстроем, было исключено. Как пояснял вице-премьер Виталий Мутко, было решено не множить юридические понятия — то есть не разделять ветхое и аварийное жилье, тем более что сложно установить критерии первого.

Ни туда ни сюда

Депутат Госдумы Дмитрий Ионин поддержал исключение термина «ветхое жилье» из законопроекта. Если бы в документе было сразу два понятия, то у региональных властей появилась бы возможность для манипуляций, считает он.

–– До ветхого жилья очередь или никогда бы не дошла, или дошла бы через многие годы, –– пояснил Дмитрий Ионин.

Однако вопрос о том, как поступать с домами с высоким износом –– от 66–70%, остается открытым и потому самым дискуссионным, отметил член комитета по жилищной политике и ЖКХ ГД Илья Осипов.

По данным Росстата, на конец 2018 года к многоквартирным домам с износом 66–70% относилось более 231 тыс. зданий (82 млн кв. м), с износом свыше 70% — более 101 тыс. (25 млн кв. м). Это в несколько раз больше, чем официально признанных аварийными.

По словам Ильи Осипова, вопрос о домах с высокой степенью износа стал одним из центральных на расширенном рабочем совещании комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ в Ярославле 1 ноября. На мероприятии присутствовали представители почти 40 регионов.

Они отмечали, что зданий, близких к аварийным, очень много. Они не получают этот статус, но и ремонтировать их по стандартной программе капремонта зачастую невозможно — это слишком дорого, сказал парламентарий.

Этот вопрос снова обсудят во время парламентских слушаний комитета 7 ноября.

По данным генерального директора АО «КТБ ЖБ» Артёма Давидюка, средняя стоимость капремонта домов с износом менее 65% составляет около 30 тыс. рублей за 1 кв. м. Ремонт одного жилого здания обходится примерно в 13,7 млн рублей, добавила исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капремонта многоквартирных домов (АРОКР) Анна Мамонова.

По данным АРОКР, сейчас взнос на капремонт в среднем по стране составляет около 7,24 рубля в месяц за 1 кв. м.

Цена ремонта зданий с износом более 65% дороже примерно на треть — 40 тыс. рублей за 1 кв. м, сказал Артём Давидюк.

А дома с износом свыше 70% требуют не просто капремонта, а реконструкции, стоимость которой может составлять в среднем 100–120 тыс. рублей за 1 кв.

м в зависимости от типа здания, его площади, конструкции, возраста, добавил управляющий партнёр экспертной группы Veta Илья Жарский. Цена всех работ начинается от 40 млн рублей за дом, отметил он.

По мнению эксперта, расходы на поддерживающее содержание зданий по подпрограмме Минстроя могут быть меньше в 2,5–3 раза. По оценке Артёма Давидюка, стоимость самых необходимых видов работ по домам, включенным в подпрограмму, составит в среднем 10 тыс. рублей за 1 кв. м. В этом случае взносы россиян за капремонт вряд ли повысятся, считает Анна Мамонова.

Однако, по мнению Дмитрия Ионина,подпрограмма предполагает ремонт за счет граждан фактически аварийного жилья, которое проще снести и расселить. Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева согласна, что эти «дома, по-хорошему, стоит включать в программу по расселению аварийного жилья».

Ответственный секретарь экспертного совета комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Павел Склянчук предполагает, что в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме может начаться дискуссия о том, что деньги, которые будут тратиться по сути вхолостую, могли бы пойти сразу на создание альтернативного жилого фонда. Он также отметил, что подпрограмма вряд ли обеспечит устойчивое сокращение аварийного жилья, поскольку только оттянет решение проблемы, а не закроет ее.

Источник: https://iz.ru/940344/mariia-perevoshchikova/u-poslednei-cherty-vetkhie-doma-predlagaiut-remontirovat-za-schet-grazhdan

Квадратура метра

Реконструкция дома признанного аварийным

Местные власти смогут принимать программы сноса и реконструкции фактически любого, а не только аварийного жилья при согласии двух третей собственников или нанимателей квартир — об этом говорится в законопроекте, принятом Госдумой во втором чтении.

Целью называется поквартальное «комплексное развитие территорий» в российских городах, то есть ускоренное расселение ветшающего жилья с привлечением инвесторов.

В программы могут попадать дома в «ограниченно работоспособном техническом состоянии», с износом конструктивных элементов и те, которые попросту дорого ремонтировать, но окончательное определение этих понятий отдано на откуп регионам, жалуются некоторые депутаты.

Проект поправок к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам РФ внесли в Госдуму сенаторы Николай Журавлев, Олег Мельниченко, Андрей Шевченко и глава думского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

Местным властям предлагается дать полномочия составлять адресные программы по реконструкции и сносу фактически любых многоквартирных домов в целях «создания благоприятных условий проживания граждан и обновления среды жизнедеятельности». Так, в ст.

 46 ЖК РФ предлагается включить норму, по которой решение может быть принято с одобрения двух третей собственников или нанимателей квартир. Исключить дом из программы разрешается одной третью .

Ключевым понятием выступает «комплексное развитие территорий» (КРТ), но его суть изменилась ко второму чтению. Ранее говорилось, что решение о КРТ власти могут принимать, если половину территории занимают, например, аварийное жилье, самовольные постройки или многоквартирные дома, вошедшие в адресную программу сноса и реконструкции, но эта норма из документа исчезла.

Вместо этого в проекте появились четыре типа КРТ: жилой застройки, нежилой застройки, для незастроенных территорий и «по инициативе правообладателей».

Впрочем, в КРТ жилой застройки все равно могут быть включены фактически любые многоквартирные дома. Так, оговаривается, что здания должны быть построены «в период индустриального домостроения», быть «в ограниченно работоспособном техническом состоянии», иметь определенный износ конструктивных элементов или стоимость капремонта 1 кв. м.

в таком строении превышает определенную цифру. Но при этом период домостроения, порядок признания зданий «ограниченно работоспособными», степень их износа и предельную стоимость ремонта определяют регионы.

Впрочем, в документе уточнена процедура ания жильцов домов о включении в программу КРТ: если в первом чтении разработка порядка ания отдавалась на откуп властям, то теперь речь идет об обязательном общем собрании собственников жилья.

К стройкам по-прежнему могут быть привлечены инвесторы — через конкурсы или аукционы, в которых смогут участвовать компании с минимум трехлетним опытом строительства, сдавшие хотя бы десятую части от той площади квартир, которые они собираются возводить в ходе КРТ.

Евгений Москвичев ранее сообщал “Ъ” об ускорении программ расселения ветхого и аварийного жилья как главной цели законопроекта: он сетовал, что более 40% многоквартирного фонда в РФ старше 50 лет, а построить новое жилье за счет бюджета невозможно. Олег Мельниченко говорил, что в законодательстве «нет механизмов расселения домов, не признанных аварийными», тогда как в РФ около 1 млрд кв. м . жилья построено в 1950–1970-е годы.

Зампред думского комитета по транспорту Павел Федяев прогнозировал: «если ничего не делать», к 2030 году в РФ будет 30 млн кв. м аварийного жилья, стоимость расселения которого он оценил в 2 трлн руб.

В правительстве РФ оценивают площадь жилья в РФ в 3,8 млрд кв. м, из которых 2,4 млрд составляют многоквартирные дома. Вице-премьер Марат Хуснуллин напомнил о задачах строить в РФ по 120 млн кв. м жилья в год, дав понять, что «каждый пятый дом в стране в течение десяти лет должен стать новым».

Отметим, многое в законопроекте взято из нормативной базы по программе реновации в Москве. Так, переселенцам обещано равнозначное жилье (по числу комнат и площади) в своем населенном пункте, а если тот имеет «внутригородское деление» — в том же районе.

Собственники также могут выбрать взамен старой равноценную квартиру или денежную компенсацию. При отказе выселяться это делается принудительно по решению суда. В год расселения переселенцы освобождаются от уплаты взносов за капремонт старого жилья.

Само понятие реновации в документе при этом не упоминается.

Господин Федяев сказал, что к законопроекту поступила 131 поправка, а текст ко второму чтению «поддержали все 85 регионов».

Главу комитета Госдумы по жилищной политике Галину Хованскую возмутила передача критериев по включению зданий в КРТ жилой застройки на уровень регионов: «Это недопустимо: так любой дом можно включить в границы территории».

— «В Москве мы сносим панельные дома, а где-то люди живут в бараках, у них туалет на улице и электричества нет»,— отреагировал на это Павел Федяев, заверив, что конкретные критерии записать в поправках нельзя.

Эксперт площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук называет неоднозначным решением исключение из поправок оговорки, что КРТ осуществляется в отношении застроенной территории, 50% которой занимают дома, включенные в программы сноса и реконструкции.

По мнению вице-президента Центра стратегических разработок Екатерины Папченковой, поправки, с одной стороны, «расширяют свободу региона» по изъятию земель, что «может в некоторых случаях вести к злоупотреблениям».

С другой стороны, отмечает эксперт, эти пределы ограничивает появившееся ко второму чтению положение о том, что вся территория должна быть застроена аварийными, ветхими и другими домами с критериями, которые должны соответствовать определенным требованиям.

Впрочем, добавляет господин Склянчук, логика законопроекта остается прежней: при формировании земельного участка для КРТ производится оценка экономики всего проекта и связанных с выплатами возмещений.

Сужают возможности для изъятия собственности, по мнению госпожи Папченковой, и указанные в поправках цели КРТ, которые должны служить достижению общественного интереса.

Для сравнения Екатерина Папченкова приводит регулирование немецкого градостроительного кодекса: там для аналогичного КРТ-механизма нет четких критериев выбора территории (они отданы на откуп регионов), но главный из них — меры развития должны служить общественному благу, а не частным интересам. «В целом большую роль будут играть суды при оценке законности изъятия объектов в рамках КРТ»,— заключает она. По мнению авторов законопроекта, программы КРТ смогут затронуть 5–6 млн жителей.

Александр Воронов, Евгения Крючкова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4626758

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.