Региональная программа проведения капитального ремонта

Личный опыт: как я сэкономила соседям 2 млн рублей на взносах за капремонт

Региональная программа проведения капитального ремонта

Не так давно Алена Шевченко продала свою квартиру вблизи Зеленограда, но спустя пару недель новым собственникам пришла квитанция с довольно крупной задолженностью за капитальный ремонт, которую по правилам должен оплатить предыдущий владелец жилья. Алена провела свое личное расследование и выяснила: долга на самом деле не существует, это ошибка. Корреспонденту Новострой-М она рассказала, как проверить, правильно ли начисляются взносы на капремонт и не платить долги, которых на самом деле нет.

ЖК «Первый Зеленоградский» возводится в Московской области, в Солнечногорском районе по адресу: деревня «Голубое», Тверецкий проезд 16, к. 1-3. Застройщик: ООО «ЖилИно». В комплексе запланировано строительство двадцати двух 17-ти этажных домов и семи 25-ти этажных домов. Часть домов уже готовы, сданы и заселены.

В апреле этого года я продала квартиру в ЖК «Первый Зеленоградский». В свое время мы приобрели ее, потому что были планы перебраться из Москвы. Квартира была уже готовая, поэтому мы заключали не ДДУ, а договор купли-продажи.

Общая площадь – 72 кв. м, сделали предчистовой ремонт два года назад, но планы изменились – и мы выставили ее на продажу. Продавалась она около полугода, потом покупатели нашлись, мы заключили сделку и все стороны остались довольны.  

Однако спустя пару недель после завершения сделки пишет мне наш покупатель. Пришла, говорит, квитанция с долгом за капитальный ремонт дома. На сумму больше 6 тысяч рублей.

Ничего себе, думаю, сюрприз. Надо оплачивать, раз должны. Но должны ли, вот в чем вопрос. Ведь все начисления, которые приходили, мы исправно оплачивали. И, как положено, перед сделкой брали справку об отсутствии задолженностей. Делать нечего – я начала разбираться.

У нас же собственник жилья сам себе и эксперт, и юрист, и помогатель. Так я начала свое собственное расследование.

Должны ли покупатели новостроек сразу, с момента приобретения жилья, платить взносы за капитальный ремонт дома, ведь дом-то новый! Может быть, есть такое понятие как «гарантия» застройщика?

Понятия «гарантия» на новостройку есть. Точнее, отдельные гарантийные обязательства производителей на отдельные элементы конструкции дома: на инженерное оборудование и системы, на кровлю и окна-двери, фасад и прочее. Но к взносам на капитальный ремонт дома все это отношения не имеет.

Взнос платится собственником квартиры в любом случае в счет будущих ремонтных работ, которые будут вестись в доме позже, по мере его износа. Обязанность наступает спустя 6 месяцев с момента включения дома в региональную программу капремонта, которая обновляется в среднем по 2 раза в год.

То есть буквально так: появился адрес вашего дома в списке объектов программы – и ровно через полгода вы должны начать получать счета и оплачивать взносы.

Сколько платить?

Тарифы устанавливаются региональными отделениями Фонда капитального ремонта, и сумма платежа с квартиры зависит только от ее площади.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории Московской области, установлен на 2019 год Постановлением Правительства Московской области от 04.12.

2018 N 905/43 в размере 9 рублей 7 копеек в месяц на один квадратный метр общей площади квартиры.

Следовательно, за свою «двушку» я должна была платить 9,7 руб Х 72 кв. м = чуть меньше 700 руб в месяц.

Источник: fkr-mosreg.ru

Кому платить?

Если вы посмотрите в свои квитанции, то наверняка найдете там строчку начислений за капитальный ремонт. Это значит, что ваша управляющая компания заключила договор с Фондом капремонта и его уполномоченными структурами на сбор и перечисление взносов в Фонд. Если такой строчки нет, значит – не заключила. И Фонд поручил это какому-то другому подрядчику.

В любом случае назначенный агент по сбору платежей обязан оповещать собственников о сумме выплат ежемесячно. Вот только в нашем случае этого не произошло. Первая и единственная квитанция пришла от некой организации МособлЕИРЦ более чем через 2 года владения мной недвижимостью и сразу с огромным долгом.

Как проверить, нет ли за вами долга?

Не стоит ждать, пока к вам придет долговая квитанция. Нужно найти два ресурса: сайт Фонда капремонта МО (fkr-mosreg.ru) и МособлЕИРЦ (мособлеирц.рф). На этих сайтах следует зарегистрироваться и ввести адрес квартиры. Что я и сделала.

И велико же было мое удивление, когда сумма долга по квартире на сайте Фонда оказалась даже больше суммы в долговой квитанции – целых 11 тысяч рублей! Чем дальше, тем страшней, подумала я и приступила к изучению структуры долга.

Выяснилось, что первый платеж я, по логике Фонда, должна была сделать еще в ноябре 2016 года. Замечу, квартира в собственности у меня с января 2017 года. Не очень нормально, правда? Будем как минимум настаивать на корректировке долга, решила я.

ЖК «Первый Зеленоградский»

Куда жаловаться?

В первую очередь, безусловно, в сам Фонд и в МособлЕИРЦ. Ожидаемо, что дозвониться туда оказалось непросто: операторы все заняты и сначала ты в очереди десятый, потом шестой и так далее, а спустя 15-20 минут, когда ты уже первый, звонок просто обрывается.

Моего терпения хватило перезванивать туда три раза. Попеременно доставая то Фонд, то ЕИРЦ, мне удалось-таки обрести живую связь с оператором. Я не стала мелочиться, выясняя, почему мне начислили лишнего, а задала вопрос в лоб: на каком основании и с какого именно числа-месяца-года дом (назвала точный его адрес) был взят на учет и поставлен в программу капремонта?

На другом конце провода наступило продолжительное молчание, вероятно, оператор начала искать в базе адрес дома. Переспросила адрес. Я повторила.

Минут 10 спустя, девушка удивленно сообщила мне, что в адресной программе дом вот именно с таким адресом, как мой, впервые появился в декабре 2018 года. До этого, с 2016 года, в программе фигурировал некий дом номер 16, без названия улицы, и даже административно он принадлежал к поселку Андреевка, а не к деревне Голубое.

Ничего себе новости! Почему я должна платить за неизвестный мне дом? Не буду, решила я и села писать жалобу.

Для того, чтобы не мучить операторов, как я, и для большей надежности, вы можете проверить сроки включения вашей новостройки (в данном случае – речь только о новостройках МО, для объектов в других регионах нужно искать аналогичные местные документы) в программу капремонта.

Для этого основательно изучить вот этот документ: Постановление Правительства Московской области от 27.12.2013 № 1188/58 «Об утверждении региональной программы Московской области «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области, на 2014-2038 годы».

И далее, последовательно, все дополнения к ней, которые с большой вероятностью будут называться: Постановление Правительства МО (номер и дата) «О внесении изменений в…и далее – отсыл к постановлению 13-го года».

Скачав последовательно все эти «изменения», я действительно нашла первое упоминание адреса своей новостройки только в редакции документа от 18 декабря 2018 года.

Значит, согласно ст 5 ч 22 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов за капремонт установлена Жилищным кодексом Российской Федерации и возникает у меня как у собственника помещения в многоквартирном доме, по истечении 6 месяцев с даты включения в региональную программу. Следовательно, не ранее, чем с июня 2019 года. И никакого долга ни за апрель, ни за май в этом случае быть не могло!

Остальное было делом техники. Я сформулировала жалобу, почему я отказываюсь признавать существование своего долга (как положено со ссылками на документы) и потребовала:

1) признать необоснованным уже произведенные начисления и обнулить долги по их выплате;

2) произвести соответствующие корректировки в личном кабинете фонда;

3) направить мне письменное уведомление о дате начала сбора взносов на капитальный ремонт для сверки выполнения финансовых обязательств оплаты содержания квартиры ее новым собственником.

Напоследок предупредила, что в случае уклонения от перерасчета и корректировки начислений, я буду вынуждена обратиться для защиты своих интересов в суд.

Приложила копию выписки ЕГРН и распечатку состояния счета в личном кабинете на сайте Фонда. Отправила перед майскими праздниками 2 экземпляра жалобы, в Фонд и ЕИРЦ, по почте с уведомлением о вручении.

Срок ответа – 30 дней. Поэтому срок получения официального ответа от них еще не истек. Но долг в личном кабинете уже обнулили.

Я считаю это своей маленькой личной победой. И, кстати, с удовольствием делюсь текстом шаблона своей жалобы с соседями, пусть уже и бывшими. Иначе получается, что по логике Фонда мы им суммарно по дому уже больше 2 млн рублей были бы должны.

Алена Шевченко, специально для Новострой-М

Редакция Новострой-М обратилась за комментарием к Марии Артёмовой, управляющему партнеру юридической фирмы Via lege:

1. В силу п. 3 ст. 158 ЖК РФ при переходе права собственности на помещение в МКД, к новому собственнику переходит неисполненная предыдущим владельцем обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт.

Поэтому юридически задолженность за капитальный ремонт ложится на покупателя.

Взыскать денежные средства с предыдущего владельца можно лишь в порядке регресса и только если это прямо предусмотрено договором купли-продажи.

Поэтому при заключении договора о приобретении квартиры настоятельно рекомендуется получить из управляющей компании справку о том, что задолженность продавца по капитальному ремонту квартиры отсутствует.

Это важно как для продавца, так и для покупателя.

Также важно включать в договор фразу о том, что продавец обязуется возместить покупателю задолженность по капитальному ремонту, возникшую до момента перехода права собственности на квартиру.

2. Довольно часто встречается мнение, что собственник квартиры в МКД в течение 5 лет от даты ввода МКД в эксплуатацию оплачивать капремонт не должен. Такое мнение обусловлено тем, что согласно п. 5 ст. 7 ФЗ № 214 застройщиком устанавливается гарантийный срок на МКД – 5 лет.

Однако согласно п. 5.1. ст. 170 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в новостройке возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Московской области от 04.12.2018 года № 905/43 размер платы за капитальный ремонт установлен в размере 9 р. 07 коп. за 1 кв. м в месяц.  

При этом согласно п. 2.2. Закона Московской области от 01.07.2013 года № 66/2013-ОЗ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в доме-новостройке возникает по истечении 6 месяцев с даты включения МКД в региональную программу.

Такая дата видна в соответствующей редакции Постановления Правительства Московской области (об утверждении адресной программы проведения капитального ремонта), которую можно найти на официальном сайте https://mosreg.ru  

Поэтому обязанность по оплате капремонта у собственника квартиры в новостройке есть, и возникает она без привязки к дате ввода дома в эксплуатацию и гарантийному сроку, через 6 месяцев с момента включения нового МКД в адресный перечень объектов капремонта.

3. На текущий день в Московской области (и в ряде других регионов) сложилась парадоксальная ситуация, когда вследствие «войн» управляющих компаний или платежных агентов одному и тому же дому счета на оплату взносов в ФКР выставляются несколькими организациями (например, Мособлеирц, Мосэнерго и управляющей компанией).

В этом случае надо выбрать одного платежного агента и, убедившись, что он действительно имеет право выполнять функцию по сбору платежей в Фонд капитального ремонта (для этого можно просто в ФКР позвонить и спросить), оплачивать счета только ему.

В квитанциях, выставляемых другими платежными агентами, задолженность, разумеется, будет расти, но это не должно беспокоить собственника, главное, сохраняйте платежки. В случае судебного разбирательства это снимет все претензии.

Алена Шевченко, специально для Новострой-М

Источник: https://www.Novostroy-m.ru/statyi/lichnyy_opyt_kak_ya

Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах – Жилищный кодекс

Региональная программа проведения капитального ремонта
[Жилищный кодекс] [Раздел IX] [Глава 15]

1. Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее – государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

2. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее – региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:

  • 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определённую нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции;
  • 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
  • 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учётом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трёх календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт;
  • 4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

3. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.

3.1. Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

4.

Внесение в региональную программу капитального ремонта при её актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:

  • 1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
  • 2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
  • 3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
  • 4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
  • 5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.

4.

1. Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

4.

2. Изменения в региональную программу капитального ремонта по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, должны предусматривать плановый период оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) после устранения соответствующих обстоятельств. Сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 настоящей статьи, не допускается.

5. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

6. Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом.

7.

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.

7.

1. Краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов:

  • 1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счёте, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учётом требований, установленных статьёй 185 настоящего Кодекса;
  • 2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счёте, счетах регионального оператора;
  • 3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

8.

Региональная программа капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта подлежат размещению в системе органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвердившими программу или соответствующий краткосрочный план, в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D0%B6%D0%BA_%D1%80%D1%84/%D1%81%D1%82_168/%D1%80%D0%B5%D0%B4-01.01.2021/

Эксперты назвали 5 проблем реализации программы капремонта в России :: Жилье :: РБК Недвижимость

Региональная программа проведения капитального ремонта

Организация и проведение торгов, контроль и отсутствие активности со стороны собственников жилья — среди основных проблем программы капремонта в регионах России

Александр Рюмин/ТАСС

Система капремонта многоквартирных домов действует в России шесть лет. В некоторых регионах эта система до конца еще не отлажена, а собственники квартир часто жалуются на качество исполнения.

Какие проблемы возникают по региональным программам капремонта, как бизнесу и коммунальщикам проводить торги, а собственникам жилья контролировать результаты — об этом шла речь на специальной конференции, которая прошла в середине августа в Сочи.

На этой конференции собрались представители региональных операторов из фондов по капремонту из 40 субъектов, представители Минстроя России, ФАС и региональных властей. «РБК-Недвижимость» поговорила с участниками конференции, чтобы узнать о текущих проблемах региональных программ капитального ремонта.

Проблема № 1: отсутствие планирования в регионах

Одним из важных этапов капремонта является создание краткосрочной (годовой) программы в регионах. На этом этапе необходимо взаимодействие всех его участников: муниципалитетов, управляющих компаний и региональных операторов фонда капремонта.

Не во всех регионах процесс отлажен, отмечает заместитель исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Павел Сысоев.

В идеальном варианте планы по ремонту домов должны формироваться за год до начала его реализации, чтобы программы и сроки выполнения не срывались, рекомендует Сысоев.

Однако часто в планы вносится множество изменений, дома включаются в программу или исключаются из нее, в результате региональные фонды капремонта не могут своевременно и в полном объеме выполнить работы в срок.

Проблема № 2: неправильная организация капремонта

Собственники многоквартирного дома должны получить соответствующие уведомления, согласиться с планом или внести в него корректировки, согласовать их с оператором и провести общее собрание собственников. Только после этого оператор программы может приступить к организации капремонта — провести конкурсы на проектирование, выбрать подрядчиков, сделать закупки и т. д.

«Здесь нередко возникают злоупотребления в плане неправильной организации работ, когда уже поджимают сроки. Например, проводятся объединенные торги, когда проектные работы совмещаются со стройкой. Это часто встречается в Москве», — отметил Сысоев.

По его словам, такие процедуры рекомендуется проводить поэтапно (раздельно), в том числе и для экономии ресурсов фонда капремонта. В противном случае подобные сдвоенные аукционы приводят к тому, что подрядчик заинтересован в максимизации прибыли, поясняет эксперт.

Если такая негативная практика продолжится в различных субъектах, то в будущем не исключены изменения в механизме проведения торгов, сказал эксперт.

Проблема № 3: нарушения при закупках

В 2018 году, по данным ФАС России, была рассмотрена 591 жалоба на осуществление закупок при проведении капремонта многоквартирных домов, но при этом вынесено порядка 129 предписаний. Для сравнения, в 2017 году рассмотрено 469 жалоб и вынесено 121 предписание, отметила начальник отдела контроля торгов управления контроля строительства и природных ресурсов ФАС России Ульяна Кондратьева.

Процесс закупок по капремонту, который проводится с 2016 года в электронном виде, становится все более прозрачным. Раньше оценивать заявки конкурсной комиссии было сложно, а сам процесс занимал много времени и ресурсов.

Электронные площадки — это технологичное решение, которое позволяет экономить время и деньги всем участникам процесса, и в первую очередь самим собственникам, рассказал генеральный директор одной из крупнейших в России электронных площадок для проведения закупок «РТС-Тендер» Владимир Лишенков.

Проблема № 3: дефицит подрядчиков

Во многих регионах есть дефицит квалифицированных подрядчиков, которые осуществляют ремонт домов.

В среднем по России на один аукцион по капремонту заявки подают 1,6 подрядчика, приводят статистику в «РТС-Тендер».

«Конкуренция сильно разнится — все зависит от региона, где-то число участников аукционов составляет десять организаций, а где-то находится только один подрядчик», — пояснил Баранов.

Отсутствие конкуренции приводит к тому, что средства фондов капремонта расходуются неэффективно. С другой стороны, для конечного заказчика — собственников многоквартирного дома — важно не снижение стоимости работ, а качественный ремонт, отметил Баранов.

Проблема № 4: цифровизация и прозрачность

В цифровизации процессов в капремонте уже сделан первый шаг, теперь нужно сделать второй — начать администрирование контрактов в электронной форме, считает Баранов из «РТС-Тендер».

«Сейчас после проведения торгов заключается контракт, затем все опять возвращается на бумагу — и начинаются проблемы: срыв сроков, непрозрачность, сложность регулирования исполнения контракта», — пояснил Лишенков из «РТС-Тендера».

Применение электронных технологий, по мнению Баранова, дисциплинирует участников процесса. По его словам, невозможно подписать акт принятия работ задним числом, чтобы не платить просрочку. Таким образом, улучшается администрирование процессов.

Для жильца это гарантия ремонта более высокого качества, считает представитель «РТС-Тендера». «Два года назад в Подмосковье мы запустили модуль исполнения контрактов, в котором можно проводить весь документооборот, контроль за его исполнением и сроками, а также вести претензионную работу.

Уже сейчас почти на треть сократились сроки исполнения контрактов, на 40% уменьшились сроки оплаты работ», — привел пример Баранов.

Проблема № 5: низкая активность собственников

Отсутствие активного участия собственников — еще одна проблема при реализации капремонта домов. Часто собственники сами не принимают участия в этом процессе, и, соответственно, контроль за качеством выполненных работ проходит на уровне, который в некоторых регионах не всегда высок.

Если собственники сами осуществляют контроль, то, по его словам, даже в тех регионах, где плохо реализованы некоторые процессы, получается добиться качественного ремонта дома.

Однако бывают злоупотребления и с их стороны — шантаж подрядчиков, вымогательство денег за приемку работ, отметил Сысоев.

Институт собственников имеет большое значение во многих процедурах подготовки, проведения и контроля за работами подрядчиков. Для усиления инициативы собственников рассматривается вариант переложить на них больше ответственности.

«В рамках минимального размера взноса на капремонт проводить только необходимые работы. Для собственников, которые установили для себя взносы за капремонт чуть выше, проводить дополнительные работы — утепление фасадов или установку более дорогих лифтов.

Также на повестке стоит возможность предоставления кредитов на такие дополнительные работы», — предложил Сысоев.

Вице-премьер Виталий Мутко назвал проведение капремонта, содержание общего домового имущества и чрезмерно изношенное лифтовое хозяйство главными проблемами в управлении жилым фондом России.

Новая региональная система капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах была запущена в России в 2014 году. Основным источником ее финансирования стали взносы собственников жилья.

Это один из самых масштабных проектов модернизации жилищного фонда, который когда-либо проводился в России и направлен на обеспечение безопасности проживания населения, снижение уровня износа жилищного фонда, сокращение количества аварийного жилья. В настоящий момент в региональные программы капитального ремонта включено более 700 тыс.

домов общей площадью 2,5 млн кв. м. Только в 2019 году планируется капитально отремонтировать 56,6 тыс. многоквартирных домов общей площадью более 173 млн кв. м.

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5d5fbbb99a79470ddfcd1aee

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.