Распоряжение это нормативно правовой акт или нет

Приказ: нормативный или правоприменительный акт?

Распоряжение это нормативно правовой акт или нет

Бошно С.В., кандидат юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории права и государства Московского государственного открытого университета.

Пытикова Т.А., специалист Фонда “Консалтинга и правовой защиты населения”.

Подзаконные акты представляют собой объемную, разнородную совокупность. В десятки раз превышая количество законов, именно эти акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.

Актуальность научной проработки системы подзаконных актов предопределяется неуклонным ростом количества такого рода документов. Так, в 2004 г. их было принято вдвое больше, чем в 1994 г. В 2005 г.

тенденция роста продолжается.

Единство этой увеличивающейся разнородной системе должно придавать единообразие форм актов и соответствующего им содержания.

Руководство обществом в современном мире невозможно без широкого использования правовых актов.

В принимаемых государственными органами законах, указах, постановлениях и распоряжениях, приказах и инструкциях выражается воля государственной власти по управлению обществом.

[attention type=yellow]
Эти решения воплощаются в правовых актах и становятся наглядными для широкого круга лиц и организаций, обязанных исполнять данные решения или получающих в силу их принятия определенные права.
[/attention]

Обоснованным представляется мнение С.С. Алексеева о том, что в правовых актах находит внешнее выражение воля государства, что именно через акты люди получают первичные знания о самом праве, правовых нормах и правоотношениях .

Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1965. Ст. 7 – 8.

Российской Федерации присуща довольно сложная система нормативных правовых актов. Результатом правотворческой деятельности государственных органов выступают акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов Федерации, в которых изменяются, устанавливаются или отменяются нормы права.

В системе нормативных правовых актов существуют не только законы, но и множество других нормативных актов, объединяемых понятием “подзаконные нормативные правовые акты”.

В идеале регулирование обществом осуществлялось бы одними лишь законами (без многоступенчатой и запутанной системы подзаконных нормативных правовых актов), но в современном мире это невозможно из-за высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений.

Подзаконные акты издаются на основании и в соответствии с законами, призваны развивать и конкретизировать положения законов. В этих актах содержится значительная часть всех правовых предписаний, поэтому так важно, чтобы в них не содержались противоречивые решения.

Существует множество видов подзаконных нормативных правовых актов. Каждый из них имеет соответствующую юридическую силу, различную форму, но все они находятся в иерархической зависимости от закона.

Исследованию подвергались природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Эти свойства изучались советскими учеными, например А.К. Яхлаковым “К вопросу о разработке унификационной системы классификации законодательных актов”, А.А.

Федосеевым “Нормативные акты советского государства и формы их выражения”, а также современными российскими правоведами. Это, например, работы В.И. Сенчищева “Виды нормативных актов”, В.А. Толстика “Иерархия источников российского права”, Р.Ф. Васильева “О понятии правового акта”, Н.В. Сильченко “Научные основы типологии нормативно-правовых актов” и некоторые другие .

Также подвергались исследованию подзаконные правовые акты. Например, работы А.В. Мицкевича “Акты высших органов Советского государства”, Р.Ф. Васильева “Акты управления”, С. Жевакина “Ведомственные правовые акты”, С.А. Иванова “Соотношение закона и подзаконного акта”, И.В. Котелевской “Закон и подзаконный акт” и другие.
В юридической литературе отсутствуют специализированные работы о приказах как особой разновидности нормативных правовых актов.
Смотри подробнее: Бошно С.В. Нормативные правовые акты.

Разнообразие видов подзаконных актов урегулировано Постановлением Правительства РФ N 1009 от 13 августа 1997 г. Данным документом установлен закрытый перечень, и он включает постановления, правила, инструкции, положения, распоряжения, указы, приказы. В данной работе будет рассмотрен приказ как вид нормативного правового акта.

Издание приказов соответствует общей тенденции правотворчества: принятие законов ведет к увеличению количества подзаконных актов, увеличение количества подзаконных актов, в свою очередь, ведет к увеличению количества приказов как вида подзаконных актов.

Приказ представляет собой “официальное распоряжение руководителя, начальника подчиненным” или “официальное распоряжение того, кто облечен властью” . В энциклопедических определениях данного термина подчеркивается, что он служит отражением власти одного лица над другими, находящимися от него в зависимости.

Приказ – это “правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом (федеральным министром, начальником УВД, директором завода и т.п.) в порядке осуществления единоначалия” .

Единство приведенных определений состоит во внутриорганизационном предназначении приказов, что исключает их нормативный характер.

Российская юридическая энциклопедия. С. 513. Словарь русского языка. С. 512.

Российская юридическая энциклопедия. С. 811.

Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий.

Если основанием к изданию приказа является законодательный, иной правовой акт или поручение вышестоящих органов, то в констатирующей части указывается его вид, дата, номер, заголовок и передается содержание той его части, которая непосредственно касается данного министерства.

Распорядительная часть начинается словом “приказываю”. В пунктах распорядительной части приказа указываются исполнители, конкретные действия и сроки исполнения предписываемых действий.

Если приказ дополняет, изменяет или отменяет ранее изданные приказы или их отдельные пункты, это оговаривается в тексте приказа.

В последнем пункте распорядительной части приказа указывается должностное лицо, на которое возлагается контроль за исполнением приказа.

Проекты приказов представляются на подпись руководителем службы, который несет ответственность за правильность их оформления, включая юридические службы. Приказ подписывает министр (руководитель ведомства) или по его поручению заместитель министра (заместитель руководителя ведомства). Приказы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года.

Представляется, что отнесение приказов, как, впрочем, и распоряжений, к разновидности нормативных правовых актов является ошибочным. Как следует из литературы, в том числе словарей разного характера, приказ – документ локального характера.

Приказ должен использоваться для осуществления власти должностного лица по отношению к лицам, подведомственным ему. Он имеет дисциплинарный характер, что предопределяется наличием властно-подчиненных отношений.

С гражданами органы власти в такого рода отношениях не состоят, что, впрочем, не лишает их возможности при помощи других актов издавать нормативные предписания для сторонних, т.е. независимых субъектов. Тем не менее приказная практика выходит за узковедомственные границы, чему имеется огромное количество доказательств.

Так, например, Министерство образования РФ осуществляет приказное регулирование всех видов деятельности и различных субъектов образовательных услуг, включая образцы документов , организацию работы диссертационных советов и другие предметы.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/5654-prikaz-normativnyj-pravoprimenitelnyj

Нормативно правовой акт

Распоряжение это нормативно правовой акт или нет

Бошно С.В., кандидат юридических наук, профессор, зав. кафедрой теории права и государства Московского государственного открытого университета.

Пытикова Т.А., специалист Фонда «Консалтинга и правовой защиты населения».

Подзаконные акты представляют собой объемную, разнородную совокупность. В десятки раз превышая количество законов, именно эти акты подвергают общественную жизнь детальному правовому регулированию.

Актуальность научной проработки системы подзаконных актов предопределяется неуклонным ростом количества такого рода документов. Так, в 2004 г. их было принято вдвое больше, чем в 1994 г. В 2005 г.

тенденция роста продолжается.

Единство этой увеличивающейся разнородной системе должно придавать единообразие форм актов и соответствующего им содержания.

Руководство обществом в современном мире невозможно без широкого использования правовых актов.

В принимаемых государственными органами законах, указах, постановлениях и распоряжениях, приказах и инструкциях выражается воля государственной власти по управлению обществом.

[attention type=yellow]
Эти решения воплощаются в правовых актах и становятся наглядными для широкого круга лиц и организаций, обязанных исполнять данные решения или получающих в силу их принятия определенные права.
[/attention]

Обоснованным представляется мнение С.С. Алексеева о том, что в правовых актах находит внешнее выражение воля государства, что именно через акты люди получают первичные знания о самом праве, правовых нормах и правоотношениях .

Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1965. Ст. 7 — 8.

Российской Федерации присуща довольно сложная система нормативных правовых актов. Результатом правотворческой деятельности государственных органов выступают акты представительных органов власти федерального уровня и субъектов Федерации, в которых изменяются, устанавливаются или отменяются нормы права.

В системе нормативных правовых актов существуют не только законы, но и множество других нормативных актов, объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты».

В идеале регулирование обществом осуществлялось бы одними лишь законами (без многоступенчатой и запутанной системы подзаконных нормативных правовых актов), но в современном мире это невозможно из-за высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений.

Подзаконные акты издаются на основании и в соответствии с законами, призваны развивать и конкретизировать положения законов. В этих актах содержится значительная часть всех правовых предписаний, поэтому так важно, чтобы в них не содержались противоречивые решения.

Существует множество видов подзаконных нормативных правовых актов. Каждый из них имеет соответствующую юридическую силу, различную форму, но все они находятся в иерархической зависимости от закона.

Исследованию подвергались природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права. Эти свойства изучались советскими учеными, например А.К. Яхлаковым «К вопросу о разработке унификационной системы классификации законодательных актов», А.А.

Федосеевым «Нормативные акты советского государства и формы их выражения», а также современными российскими правоведами. Это, например, работы В.И. Сенчищева «Виды нормативных актов», В.А. Толстика «Иерархия источников российского права», Р.Ф. Васильева «О понятии правового акта», Н.В. Сильченко «Научные основы типологии нормативно-правовых актов» и некоторые другие .

Также подвергались исследованию подзаконные правовые акты. Например, работы А.В. Мицкевича «Акты высших органов Советского государства», Р.Ф. Васильева «Акты управления», С. Жевакина «Ведомственные правовые акты», С.А. Иванова «Соотношение закона и подзаконного акта», И.В. Котелевской «Закон и подзаконный акт» и другие.

В юридической литературе отсутствуют специализированные работы о приказах как особой разновидности нормативных правовых актов.

Смотри подробнее: Бошно С.В. Нормативные правовые акты.

Разнообразие видов подзаконных актов урегулировано Постановлением Правительства РФ N 1009 от 13 августа 1997 г. Данным документом установлен закрытый перечень, и он включает постановления, правила, инструкции, положения, распоряжения, указы, приказы. В данной работе будет рассмотрен приказ как вид нормативного правового акта.

Издание приказов соответствует общей тенденции правотворчества: принятие законов ведет к увеличению количества подзаконных актов, увеличение количества подзаконных актов, в свою очередь, ведет к увеличению количества приказов как вида подзаконных актов.

Приказ представляет собой «официальное распоряжение руководителя, начальника подчиненным» или «официальное распоряжение того, кто облечен властью» . В энциклопедических определениях данного термина подчеркивается, что он служит отражением власти одного лица над другими, находящимися от него в зависимости.

Приказ — это «правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом (федеральным министром, начальником УВД, директором завода и т.п.) в порядке осуществления единоначалия» .

Единство приведенных определений состоит во внутриорганизационном предназначении приказов, что исключает их нормативный характер.

Российская юридическая энциклопедия. С. 513. Словарь русского языка. С. 512.

Российская юридическая энциклопедия. С. 811.

Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части излагаются цели и задачи предписываемых действий.

Если основанием к изданию приказа является законодательный, иной правовой акт или поручение вышестоящих органов, то в констатирующей части указывается его вид, дата, номер, заголовок и передается содержание той его части, которая непосредственно касается данного министерства.

Распорядительная часть начинается словом «приказываю».

Распорядительные документы

Распоряжение это нормативно правовой акт или нет

Среди множества документов, циркулирующих в каждой организации, особое место занимают организационно-распорядительные, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц независимо от форм собственности.

Организационно-распорядительная документация включает организационную, распорядительную, информационно-справочную документацию, документацию коллегиальных органов, документы по личному составу.

Из всего этого перечня нас будет интересовать только одна группа организационно-расспорядительной документации – распорядительные документы.

В данной статье мы попробуем разобраться, какие документы входят в состав распорядительной документации, чем они отличаются друг от друга, в каких ситуациях надо подготовить приказ или распоряжение, а в каких, например, указание. 

Юридическими основаниями для создания распорядительных документов в деятельности организации являются:

  • нормативно-правовые акты, в том числе постановления Правительства РФ, решения органов власти;
  • конкретные поручения вышестоящих органов;
  • осуществление исполнительной и распорядительной деятельности в целях выполнения организацией возложенных на нее задач в соответствии с ее компетенцией;
  • потребность правового регулирования работы аппарата управления.

Состав распорядительной документации

К распорядительной документации относятся:

  • постановления;
  • решения;
  • приказы;
  • распоряжения;
  • указания.

Постановление – правовой акт, принимаемый высшим и некоторыми центральными органами коллегиального управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил поведения[1].

Решение – правовой акт коллегиального или совещательного органа министерств, ведомств, комитетов, общественных организаций, ученых советов НИИ, вузов, а также cоветов директоров предприятий в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем органа государственного управления (его структурного подразделения), действующим на основе единоначалия, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В отдельных случаях может касаться широкого круга организаций и должностных лиц, независимо от подчиненности.

Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций, должностных лиц и граждан.

Указание – правовой акт, издаваемый органом государственного управления преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного органа и вышестоящих органов управления.

Проанализировав функциональные особенности каждого документа, входящего в комплекс распорядительной документации, можно заметить, что главные их различия касаются:

1) порядка разрешения рассматриваемых в них вопросов;

2) перечня рассматриваемых в них вопросов.

Рассмотрим эти отличия более подробно.

■ Отличия распорядительных документов, касающиеся порядка разрешения рассматриваемых в них вопросов (на основе коллегиальности или единоначалия).

Поясним, что представляет интересы организации и действует от ее имени в отношениях с другими предприятиями, а также государственными учреждениями исполнительный орган.

Он воплощает волю учредителей (участников), руководит текущей деятельностью юридического лица. При этом он может быть:

  • единоличным, при котором во главе органа управления (предприятия, учреждения или организации) стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения (например, генеральный директор);
  • коллегиальным, при котором руководство осуществляется группой лиц, обладающих равными обязанностями и правами в решении вопросов, отнесенных к компетенции данного органа (например, правление (дирекция)).

В учредительных документах организации фиксируется, какими правами наделен генеральный директор (директор) или правление (дирекция), там же указывается порядок утверждения (подписи) документов, которые относятся к компетенции соответствующего исполнительного органа. Поэтому чтобы разобраться с правом подписи приказов на предприятии, необходимо внимательно ознакомиться с учредительными документами. Для примера приведем следующую формулировку из Устава:

8.5. Генеральный директор Общества:

издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками Общества…

Кроме того, право подписи организационно-распорядительных документов, изданных единоличным исполнительным органом, находит отражение и в законах о соответствующих организационно-правовых формах юридических лиц.

Извлечение

из Федерального закона от 26.12.2005 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»

Источник: https://www.profiz.ru/sr/9_2011/rasporiaditelnye_doki/

Является ли распоряжение нормативным правовым актом?

Распоряжение это нормативно правовой акт или нет

Государство наделяет организации правом создавать свои собственные внутриорганизационные акты. Сколько бы работников в организации ни было, на всех распространяется единый локальный акт. Рассмотрим особенности создания некоторых таких документов.

Локальные акты: общие положения

В соответствии со ст.

5 ТК РФ регулирование трудовых и иных отношений, непосредственно связанных с ними, осуществляется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, все локальные нормативные акты организации являются частью системы трудового законодательства.

Работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты) для своей деятельности, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями .

Статья 8 ТК РФ.

Примечание. Обратите внимание, что работодатели — юридические лица должны утверждать локальные нормативные акты с учетом мнения представительного органа работников, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия (ст. 8 ТК РФ).

Исходя из положений ТК РФ различают два вида локальных нормативных актов:

  • акты, разрабатываемые и принимаемые работодателем самостоятельно (документы технологического процесса);
  • акты, принимаемые совместно (коллективный договор) или с учетом мнения выборного представительного (обычно профсоюзного) органа, представляющего интересы работников организации.

Разновидности локальных актов

Локальные акты издаются в виде приказов, решений, положений, инструкций и правил.

Приказ — локальный нормативный (распорядительный) документ, издаваемый руководителем для решения основных и оперативных задач.

Решение — локальный акт, применяемый общим собранием работников для реализации права на участие в управлении организацией, предприятием, учреждением. Решения не носят нормативного характера.

Положение — локальный акт, устанавливающий правовой статус органа управления организацией или порядок, процедуру, правила реализации организацией какого-либо из своих правомочий.

Инструкция — локальный акт, устанавливающий порядок и способы чего-либо. Для инструкции характерны повелительные нормативные предписания.

Правила — локальный акт, регламентирующий порядок деятельности организации, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора.

Перечень локальных нормативных актов

Каждая организация должна иметь комплект локальных нормативных актов, соответствующих профилю ее деятельности, которые разрабатываются в этой организации на основе действующих нормативных правовых документов РФ.

В организации должны быть следующие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права:

  • штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — Постановление N 1)). Обязательно для составления в организации;
  • должностные инструкции по каждой должности в соответствии со штатным расписанием (Единый тарифно-квалификационный справочник). Обязательны для составления, если должностные обязанности не урегулированы в трудовых договорах;
  • приказы и распоряжения, имеющие нормативное содержание;
  • положение о персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ). Обязательно для составления;
  • положение о коммерческой тайне . Обязательно, если в трудовом договоре указано, что работник должен сохранять коммерческую тайну;
  • положение о порядке ведения коллективных переговоров (гл. 6 ТК РФ);
  • положение о комиссии по трудовым спорам. Должно быть принято по согласованию с представительным органом работников в установленном порядке (ст. 372 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ). Обязательны для составления;
  • графики сменности (ст. 103 ТК РФ). Обязательны при наличии сменной работы;
  • положение об оплате труда и стимулирующих выплатах (разд. VI ТК РФ). Обязательно, если вопросы оплаты труда не урегулированы в трудовых договорах;
  • график очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление N 1).Обязателен для составления;
  • инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Обязательны для составления.

Источник: https://ruspravosnami.com/yavlyaetsya-li-rasporyazhenie-normativnym-pravovym-aktom/

Определение правового акта и нормативного правового акта

Распоряжение это нормативно правовой акт или нет

Нормативный правовой акт– это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции.

НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений.

Иными словами, НПА всегда порождает норму права.

Правовой акт – понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта.

Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа.

Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

Сравнение правовых и нормативных правовых актов

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм.

Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями.

НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

TheDifference.ru определил, что разница между правовым актом и нормативным правовым актом заключается в следующем:

Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.

Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.

Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.

Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

Вопрос № 53 Понятие признаки виды подзаконных правовых актов.

Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:

издаются в соответствии с законом;

Регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

на указы и распоряжения Президента РФ;

акты Правительства РФ;

акты федеральных министерств и ведомств;

акты исполнительной власти субъектов РФ;

акты органов местного самоуправления;

локальные акты.

Рассмотрим их подробнее.

Указы и распоряжения Президента России

В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».

В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие.

Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права).

Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).

Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.

Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:

не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;

содержат нормы права;

регулируют разнообразные сферы общественной жизни;

имеют общеобязательный характер.

Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:

указы в границах собственных полномочий;

указы на основе полномочий, делегированных парламентом;

указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Акты Правительства РФ

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.

Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.

Акты федеральных министерств и ведомств

Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли).

Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения.

Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.

Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.

Приказы могут быть нормативными и ненормативными.

Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.

Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.

Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.

Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции.

Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ.

Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Акты органов местного самоуправления

В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:

постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;

акты поселковых и сельских сходов (собраний);

акты представительных органов.

Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения.

Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение.

А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.

В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:

приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;

решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).

Виды подзаконных актов:

указы и распоряжения президента (вторые, в отличие от первых, принимаются больше по процедурным, текущим вопросам);

постановления и распоряжения правительства — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

решения и постановления местных органов государственной власти;

решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

нормативные акты муниципальных органов;

локальные нормативные акты — нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).



Источник: https://infopedia.su/8x10fa8.html

Нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации

Распоряжение это нормативно правовой акт или нет

Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ являются одними из видов подзаконных нормативных актов.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

    1. указы Президента РФ;
    2. постановления Правительства РФ;
    3. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;
    4. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);
    5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);
    6. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;
    7. локальные нормативные акты.

Нормативные акты Президента Российской Федерации

К нормативным актам Президента РФ относятся:

Указы Президента РФ

Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Отсюда следует, что указы и распоряжения президента относятся к числу подзаконных актов, то  есть могут быть отменены законом.

Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

Своеобразие указов и распоряжений Президента  Российской  Федерации  связано  с  его компетенцией. Они не  могут  противоречить  федеральным  законам,  но  имеют  приоритетное значение по отношению к иным нормативным актам.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента публикуются в официальных изданиях.

Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Виды указов президента:

1) В  зависимости  от   характера   полномочий   Президента:

    • указы в границах собственных полномочий;
    • указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
    • указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о  введении  военного  положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на  должность  судей  Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального Прокурора).

2) По юридической значимости:

    • нормативные (содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни,  имеют  общеобязательный  характер);
    • правоприменительные (носят  индивидуально-разовый  характер  и  принимаются  по конкретным вопросам управления – о назначении на должность, присвоении звания и т. д.).

Распоряжения Президента РФ

Распоряжения Президента также нормативны  и  принимаются  по  оперативным  вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение  регионам  средств  из резервного фонда и т.д.). Их отличие от ненормативных указов  несколько  условно и  может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому  конкретному  случаю.

Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, тоже  издают  правовые акты в форме указов и распоряжений.

Нормативные акты Правительства РФ

В соответствии с действующим законодательством Правительство РФ для осуществления своих полномочий по управлению обществом принимает:

    • постановления;
    • распоряжения.

Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Постановления Правительства РФ принимаются коллегиально, как правило, нормативны и общеобязательны к исполнению в Российской Федерации, подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

Распоряжения Правительства РФ, будучи разновидностью правоприменительных актов, принимаются и подписываются  Председателем  или заместителем Председателя Правительства на основе единоначалия и адресуются, как правило, узкому кругу исполнителей.

Нормативные акты Правительства РФ  можно  подразделить  на 

    • акты,  издаваемые во исполнение Конституции, федеральных законов и  нормативных актов Президента,  и 
    • акты  по  вопросам  собственной компетенции.   

Специфика координирующей, управленческой деятельности Правительства сказывается на содержании и массиве принимаемых актов.

Принимаемые Правительством акты:

    1. оперативно регулируют отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;
    2. устанавливают правовые ориентиры для деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий и учреждений;
    3. вводят нормативно-правовые основы для издания других правовых актов.

Опубликование и вступление в силу нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации “Система”.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/normativnie-akti-prezidenta-i-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.