Пример подзаконного акта

Подзаконные нормативные акты в РФ

Пример подзаконного акта

Подзаконный нормативный акт представляет собой документ, принятый компетентным органом в рамках его полномочий, который регулирует определенную область правоотношений. Он издается в соответствии с законом и ставит перед собой цель развитие его отдельных положение.

На территории России используются несколько видов подзаконных актов:

  • распоряжения, а также указы, выданные Президентом;
  • правительственные акты;
  • документы, издаваемые министерствами или ведомствами;
  • акты исполнительных органов;
  • документы, выданные местными властями;
  • локальные акты, имеющие силу на определенном предприятии.

Подзаконные акты Президента

В России в течение многих лет указ использовался для выражения царской воли. Во времена СССР прерогатива издания этих подзаконных актов принадлежала Верховному Совету. Если указы Президиума носили законодательный характер, то они подлежали утверждению законодательным органом.

Конституция РФ наделяет Президента правом принимать указы и распоряжения. Эти акты отличаются друг от друга. Первые имеют более значимый характер за счет регулирования более широкого круга общественных отношений.

Тогда как для распоряжений свойственно конкретное назначение. Как правило, они не являются нормативными актами (в них отсутствуют правовые нормы).

Чаще всего распоряжения издаются по управленческим вопросам, например, формирование комиссии или выделение из резерва средств.

Указы также нельзя причислить к нормативным актам. Президент выдает их по вопросам управления, например, о назначение или смещении с должности. В последнем случае их относят к правоприменительным актам. Отличие указов от распоряжений носит условный характер.

Указы Президента отличаются следующими особенностями:

  • не вступают в противоречие с законами;
  • являются приоритетными по отношению к другим подзаконным актам;
  • содержат правовые нормы;
  • являются обязательными к выполнению;
  • регулируют различные правоотношения.

Учитывая эти характеристики, указ нормативного характера можно определить как подзаконный акт, в состав которого входят правовые нормы. Он регулирует определенную область общественной жизни, и обладает приоритетом по отношению к другим нормативным актам.

Исходя их характера полномочий, указы Президента подразделяются на:

  • изданные в рамках собственных полномочий;
  • принятые на основании полномочий, полученных в порядке делегирования от парламента;
  • указы, которые подлежат последующему утверждению Советом Федерации, например, о назначении судей высших судебных инстанций (Верховного или Конституционного суда) или объявлении чрезвычайного положения.

Правительственные акты

Правительство вправе выдавать постановления, а также распоряжения. Издание этих документов осуществляется для исполнения определенных положений Конституции, законов или актов Президента. Таким образом, правительственные акты имеют подзаконный характер.

В большинстве случаев постановления содержат нормы права, поэтому их причисляют к нормативно-правовым актам. Они адресованы широкому кругу лиц, и обязательны для исполнения.

Распоряжения относятся к правоприменительным актам. Они рассчитаны на небольшое количество исполнителей.

Акты министерств и ведомств

Эти субъекты издают документы на основании правительственных постановлений.

В большинстве случаев акты регулируют правоотношения в отдельной отрасли, и имеют силу только для лиц, работающих в конкретной сфере.

Если министерство или ведомство носит межотраслевой характер, то его акты адресуются сразу нескольким министерствам. В качестве примера можно привести документы, выданные Министерством внутренних дел.

В компетенцию министерств и ведомств входит издание инструкций и приказов. Последние могут носить нормативный или ненормативный характер. Первые регулируют самые важные вопросы, касающиеся деятельности исполнительных органов, например, определяют их функции или задачи. Ненормативные приказы чаще всего издаются в форме правоприменительных актов.

Разработка инструкций проводится с целью определения функциональных обязанностей работников, принадлежащих к отдельной категории. Также эти акты устанавливают формы служебной деятельности. Они носят нормативный характер.

Акты исполнительной власти

Речь идет о документах, издаваемых на уровне отдельных субъектов федерации.

К их числу относят:

  • указы, а также распоряжения президентов республик, которые входят в состав РФ;
  • распоряжения и постановления, издаваемые губернаторами, главами администраций областей, краев, округов или городов федерального значения;
  • постановления правительства отдельных регионов;
  • приказы и распоряжения министерств, департаментов, ведомств местного значения.

Другие органы исполнительной власти на местах также издают подзаконные акты в рамках своей компетенции. Их полномочия определяются Конституцией и законами определенной федерации. Стоит отметить, что эти документы не могут вступать в противоречие с актами федерального значения.

Акты исполнительной власти распространяют свое действие исключительно на территорию определенной административной единицы. Они могут носить как нормативный, так и правоприменительный характер.

Акты местного самоуправления

Конституция наделяет органы местного самоуправления правом управлять собственностью, которая относится к муниципальной. В рамках предоставленных полномочий они разрабатывают и утверждают бюджет, определяют размер местных налогов, обеспечивают охрану порядка в регионе, а также решают другие организационные вопросы.

Характер подзаконных актов зависит от органа, который его издает. Так, главы местного самоуправления осуществляют руководство вверенным им регионам посредством выдачи распоряжений и постановлений. На собраниях в селе и поселке издаются акты, имеющие силу исключительно на их территории. Представительные органы также выдают документы для регулирования отношений, входящих в их компетенцию.

Акты местного самоуправления бывают нормативного и правоприменительного характера.

Акты отдельных учреждений и организаций

Они издаются с целью урегулирования организационных, производственных, управленческих или других отношений, возникающих на отдельном предприятии.

У каждой организации или учреждения есть учредительный документ (например, устав или положение), на основании которых оно осуществляет свою деятельность. Также предприятие не может работать без ряда других актов, например, правил внутреннего трудового распорядка.

Их действие распространяется на всех работников. Поэтому все акты, имеющие нормативное значение, регистрируются или утверждаются государственными органами.

Среди документов локального характера выделяют приказы и распоряжения руководителя. Они регулируют организационные вопросы. Также на их основании к определенному сотруднику применяется материальное поощрение или дисциплинарное взыскание. Кроме того, на локальном уровне принимаются коллегиальные решения, например, по результату общего собрания акционеров.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/podzakonnye-normativnye-akty-v-rf/

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ:ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. ИЗ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Пример подзаконного акта

Если говорить о легальном ПОНЯТИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА, то в России на федеральном уровне такое понятие отсутствует, при этом оно встречается в региональном законодательстве (применительно к нормативным правовым актам органов государственной власти). Например, в соответствии с п. 1 ст.

2 Закона Кировской области от 25 сентября 2013 года № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области», нормативный правовой акт органа государственной власти Кировской области – это официально опубликованный (обнародованный), вступивший в силу письменный документ, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного на то органа государственной власти Кировской области, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии со ст.

2 Закона Республики Марий Эл от 06 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» , нормативный правовой акт Республики Марий Эл – это письменный документ, принятый (изданный) управомоченным органом государственной власти Республики Марий Эл в определенной законодательством форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть обязательных предписаний постоянного или временного характера для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение на территории Республики Марий Эл.

Аналогичные законы, определяющие понятие нормативного правового акта приняты и во многих других регионах, а вот на федеральном уровне, повторимся, такого нет.

В достаточно “стареньком” Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1996 г.

№ 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» отмечается, что «нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение» . Данное определение достаточно часто используется в официальных документах, регулирующих вопросы подготовки нормативных правовых актов .

При этом проблема дефиниций нормативно-правовых актов, используемых в законодательстве, связана с тем, что здесь определения носят достаточно узкий характер, поскольку непосредственно связаны со сферой, которая регулируется конкретным законом, использующим такое понятие.

Например, вышеприведенные примеры из регионального законодательства связывают нормативно-правовые акты с конкретными субъектами их принятия, а именно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

В целом такой подход справедлив, поскольку региональный законодатель не рассуждает о том, что в целом является нормативно-правовым актом, а определяет его дефиницию применительно к конкретному региону, в общем же круг субъектов, полномочных принимать нормативные правовые акты, намного шире, вплоть до народа, который может принят такой акт посредством референдума как формы прямого народовластия.

В науке можно встретить следующие дефиниции нормативно-правового акта.

  • “Нормативный правовой акт – это источник права, из которого возникает государственное регулирование как способ выражения социального интереса субъектов права, имеющий установленную форму, закрепляемый посредством особого рода нормотворческих процедур и предназначенный для реализации данного интереса путем общеобязательности”.
  • “Нормативно-правовой акт – это официальный документ, принятый (изданный) в установленной законом порядке и форме, уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках их компетенции, содержащий нормы права – правила поведения общего характера, неперсонифицированные, рассчитанные на многократное использование, направленный на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия”.

ПРИЗНАКИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО АКТА

Определения нормативно-правовых актов позволяют выделить систему их признаков.

  •  акт характеризуется волевым содержанием;
  •  акт имеет официальный характер;
  •  акт входит в единую систему;
  •  акт носит нормативный характер;
  •  акт представляет собой письменный документ;
  •  акт принимается по специальной процедуре;
  •  акт принимается компетентными органами;
  •  акт регулирует общественные отношения;
  •  акт гарантируется принудительной силой государства .

ВИДЫ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Нормативно-правовые акты могут быть классифицированы по различным основаниям. В частности, в основу такой классификации могут быть положены:

  •  юридическая сила нормативно-правового акта;
  •  особенности правового положения субъектов правотворчества;
  •  срок действия нормативно-правового акта;
  •  сфера действия нормативно-правового акта;
  •  предмет правового регулирования.

В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на:

  •  Конституцию;
  •  законы;
  •  подзаконные нормативные акты.

Конституция обладает высшей юридической силой на всей территории Российской Федерации, ее нормы имеют прямое действие, и в случае противоречия любого иного нормативно-правового акта Конституции применяются нормы последней.

В свою очередь, законы можно разделить на федеральные конституционные и федеральные.

Отдельно можно назвать «законы Российской Федерации», т.е. нормативно-правовые акты, принятые до вступления в силу действующей Конституции (например, Закон РФ «О недрах» ). Атрибутом «федеральные» такие законы не наделены, хотя по своей юридической силе приравниваются к ним.

Безусловно, именно законы (федеральные конституционные и федеральные) являются ядром правовой системы России, и они занимают центральное место в классификации нормативно-правовых актов.

Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постановления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и др.

Следует отметить, что юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами .

В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества, их места в системе публичной власти, нормативно-правовые акты подразделяются на:

  •  акты, принятые в результате референдума;
  •  акты, изданные государственными органами;
  •  акты органов местного самоуправления.

В свою очередь, акты, изданные государственными органами, в силу федеративного устройства России можно разделить на принятые органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты.

  •  постоянные – такие акты не ограничены в своем действии временным промежутком и действуют вплоть до их отмены.
  •  временные (срочные) – такие акты ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения).

При этом временный (срочный) характер нормативно-правового акта должен быть прямо прописан в законе. Иными словами, «по умолчанию» любой нормативно-правовой акт является бессрочным (постоянным). Чтобы такой акт приобрел характер временного (срочного), конкретный срок его действия должен быть прямо указан в таком акте.

По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на:

  •  общегосударственные, действующие на всей территории страны;
  •  региональные, действующие на территории одной или нескольких административно-территориальных единиц.

По предмету правового регулирования (по содержанию) выделяют:

  •  акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере;
  •  акты, регламентирующие отношения в сфере трудовых отношений и т.д.

При этом такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания.

Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер.

Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство – примеры комплексных нормативно-правовых актов.

Например, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации включает в себя гражданско-правовые нормы, административно-правовые, нормы предпринимательского права и т.д.

Элементы состава преступления. Из теории уголовного права – здесь

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5faa7e02363ad27e8d3edee1/normativnopravovoi-aktponiatie-priznaki-i-vidy-iz-teorii-gosudarstva-i-prava-5fc3f38b4c127965db129da6

Подзаконные нормативные акты и их виды

Пример подзаконного акта

Замечание 1

Подзаконный акт – это правовой нормативный документ, который издается компетентным органом в соответствии с законодательством, направлен на развитие и исполнение законодательных положений и регулирует конкретные аспекты отношений в обществе.

В отличие от законов подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу.

Признаки подзаконного акта:

  • отображение и закрепление в законе, конституции или другом нормативно-правовом акте полномочий издавать нормативные акты определенными органами;
  • зависимость подзаконных нормативно-правовых актов от законов;
  • в нормативных актах происходит опосредование норм законов через их дополнение, воспроизведение, конкретизацию, детализацию, развитие и др.;
  • упрощенный, по сравнению с законом, порядок принятия, введения в действие и опубликования;
  • эффективно приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам, более оперативно и быстро реагируют на перемены в жизненной обстановке;
  • нормы подзаконных актов чаще всего выступают нормами видового значения относительно норм законов;
  • высокая степень неоднородности, представляющая единое целое;
  • все нормативные подзаконные акты обладают разной юридической силой, имеют различную форму издания и наименования.

Виды подзаконных актов

В зависимости от издавшего подзаконный акт органа выделяют следующие его виды:

  • общие акты, которые действуют на всей территории России в отношении всех ее граждан и лиц, находящихся на территории страны – указы и распоряжения Президента РФ; постановления палат Федерального Собрания – Совета Федерации и Государственной Думы; распоряжения и постановления Правительства РФ; распоряжения, директивы, приказы федеральных ведомств и министерств;
  • региональные акты – постановления законодательного органа государственной власти субъекта РФ, постановления губернатора, приказы министерств и других органов исполнительной власти субъекта Федерации, то есть акты органов государственной власти;
  • местные акты – постановления и другие решения представительных органов муниципальных образований и глав администраций, которые действуют только на территории данного муниципального образования;
  • локальные акты – приказы руководителей предприятий и организаций, решения участников ООО, общего собрания акционеров акционерных обществ, решения совета директоров и др., данные акты распространяются только на работников конкретных организаций.

Характеристика отдельных подзаконных нормативных актов

Распоряжения и указы Президента РФ. В РФ Президент имеет право издавать распоряжения и указы (ст. 90 Конституции).

Указ является актом более значимого и широкого, действия, а распоряжение представляет собой документ более конкретного, частного назначения.

Распоряжения, как правило, принимаются по вопросам государственного управления (выделение средств из резервного фонда регионам, создание рабочих комиссий и т. д.).

Нормативные указы Президента обладают отличительными признаками, а именно, они:

  • не должны противоречить федеральным законам;
  • по отношению к другим подзаконным актам имеют приоритетное значение;
  • содержат нормы права;
  • регулируют различные сферы общественной жизни;
  • обладают общеобязательной природой.

Указ Президента нормативного характера представляет собой подзаконный акт, который содержит нормы права, регулирует различные сферы жизни общества и имеет приоритетное значение относительно других подзаконных актов.

Акты Правительства имеют подзаконный характер. Исполнение правительственных постановлений происходит в пределах предметов полномочий и ведения.

Распоряжения являются правоприменительными документами и адресованы для узкого круга исполнителей.

Акты федеральных ведомств и министерств подчинены правительственным актам и имеют отраслевое назначение, то есть распространяются только на лиц, которые работают в данной отрасли.

Если ведомство и министерство обладает разнонаправленностью, то такие акты адресуются нескольким министерствам и могут регулировать разные межотраслевые отношения.

Акты федеральных ведомств и министерств могут издаваться в виде инструкций или приказов.

Выделяют приказы нормативные и ненормативные. Нормативные приказы предназначены для использования в работе федеральных органов власти: их задачам, структуре, функциям.

Ненормативные приказы выполняют роль правоприменительных актов. Инструкции регулируют основные формы служебной деятельности, а также функциональные обязанности какой-либо категории сотрудников.

Инструкции имеют нормативное содержание.

К актам исполнительной власти субъектов Федерации относятся указы и распоряжения, изданные президентами республик, распоряжения и постановления, приказы и инструкции. Главы администраций краев, областей (в том числе, автономных), округов и городов федерального значения, правительство регионов, осуществляя свои полномочия издают распоряжения и постановления.

Соответствующие региональные департаменты, ведомства и министерства, другие органы исполнительной власти субъектов Федерации наделяются правом издавать приказы и инструкции.

Такие акты издаются исходя из полномочий соответствующего органа, согласно конституциям, уставам и законам субъектов РФ. Они распространяются только на территорию данных субъектов и имеют локальную сферу действия.

Данные акты могут носить нормативный или правоприменительный характер.

Органы местного самоуправления, согласно Конституции, могут самостоятельно управлять муниципальной собственностью, создавать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные сборы и налоги, осуществлять охрану местного порядка, решать различные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления в пределах собственных полномочий имеют право издавать правовые акты:

  • распоряжения и постановления глав органов муниципального управления;
  • акты сельских и поселковых собраний;
  • акты представительных органов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/podzakonnye_normativnye_akty_i_ih_vidy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.