Право хозяйственного ведения на земельный участок

Содержание

Право хозяйственного ведения имуществом | Студент-Сервис

Право хозяйственного ведения на земельный участок

Для вовлечения государственного и муниципального имущества в хозяйственный оборот оно закрепляется за государственными и муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения представляет собой ограниченное вещное право юридических лиц, производное от права собственно­сти, по хозяйст­венному и иному использованию имущества собственника.

Право хозяйственного ведения было впервые введено в хозяйст­венный оборот Законом РФ от 25.12.1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Основы современного правового режима хозяйственного ведения закреплены в главе 19 ГК РФ и в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (с изм. и доп.).

Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только го­сударственные или муниципальные унитарные предприятия. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, па­ям, долям, акциям.

Имущество, переданное предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания соб­ственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Это имущество становится «распределенным», обособленным от имуще­ства других лиц, в том числе и собственника, и служит базой само­стоятельной хозяйственной деятельности и имущественной ответственности предприятия.

Разграничение полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятиямежду федеральными органами исполнительной власти утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. №739 (с изм. и доп.).

Указан­ным Постановлением полномочия разграничены между Федеральным агентством по управлению государственным  имуществом  и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное ре­гулирование в соответствующей отрасли экономики.

Согласно закону, собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйствен­ном ведении предприятия.

В соответствии с п. 2 ст.

17 Закона об уни­тарных предприятиях, государственное или муниципальное пред­приятие, действующее на праве хозяйственного ведения, ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающей­ся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Право хозяйственного ведения на недвижимое имущество возникает с момента регистрации данного права  в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр). Правомочие пользования осуществляет­ся предприятием в соответствии с целями деятельности и назначе­нием имущества

Однако следует отметить, что у собственника нет права изымать используемое не по назначению имущество в качест­ве санкции за неправомерное поведение предприятия.

На это было обращено внимание в Постановлении Пленума Верхов­ного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г.

№ 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

В пункте 40 Постановления отмеча­ется, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать и передавать в аренду либо иным образом распоряжаться иму­ществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.

Акты государственных органов и орга­нов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принад­лежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.

Собственник не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия унитарного предприятия (п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Государственные и муниципальные унитарные предприятия пользуются всеми предоставленными законом собственнику правами на судебную защи­ту закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения имущества, включая право на предъявление виндикационного и негаторного исков, в том числе и в отношении собственника указанного имущества.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, в соответствии со ст.65 ГК  решением арбитражного суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

Основания признания унитарного предприятия несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов за счет его имущества устанавливается  законом о несостоятельности (банкротстве).

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/pravo-hozyajstvennogo-vedeniya-imushhestvom/

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение

Право хозяйственного ведения на земельный участок

СТ 39.20 ЗК РФ

1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

1.1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.

2.

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее – неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

3.

Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

4.

В случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

5.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком, на основании сервитута, публичного сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута, на подачу ходатайства в целях установления публичного сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

6. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

7.

В течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.

8. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 1 – 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

9. Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 – 4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.

10.

Размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 – 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.

11.

В случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.

Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется.

В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка.

Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.

12. До установления сервитута, указанного в пункте 11 настоящей статьи, использование земельного участка осуществляется владельцами зданий, сооружений или помещений в них в соответствии со сложившимся порядком использования земельного участка.

13. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-5-1/st-39-20-zk-rf

Право владения земельным участком — виды и особенности

Право хозяйственного ведения на земельный участок

Недвижимость, в том числе и земельные участки, может принадлежать гражданам и предприятиям на различных правах, в зависимости от способа ее получения и предоставляемых при этом возможностей.

Помимо права собственности, которое является наиболее распространенным, существует еще и право владения земельным участком. Состав этого права, его особенности и предоставляемые при этом полномочия будут рассмотрены далее.

Понятие и виды

Оно позволяет собственнику иметь его в наличии, определять в качестве своего и т. п.

В российском законодательстве выделяются следующие виды владения земельным участком:

Собственность

В этом случае объем прав у собственника максимально широкий, поскольку он может совершать с объектом любые действия: продавать его, обменивать, отдавать в качестве залога, дарить и т. п.

Возможные ограничения при этом могут касаться только вида разрешенного использования, которое также (в случае необходимости) может быть изменено собственником.

Пожизненное наследование владения землей

В этом случае для реализации возможны практически все права, что и при собственности, кроме тех ситуаций, когда это приводит к получению дохода без непосредственного использования участка. То есть, его нельзя продавать, закладывать, менять или дарить — допускается только такая сделка, как наследование.

Стоит отметить, что данная форма владения доступна только для физических лиц. Правоустанавливающим документом при этом будет государственное свидетельство о праве пожизненного наследуемого владения землей.

Бессрочное (или постоянное) пользование

В этом случае прав еще меньше, чем в предыдущей ситуации — передавать земельный надел по наследству уже нельзя, его можно только иметь в наличии и использовать для какой-либо деятельности. Документальным подтверждением полномочий собственника будет государственное свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования участком.

Аренда

Получать земельный надел во временное пользование могут как юридические, так и физические лица, однако арендодателем должен быть только собственник участка.

Правоустанавливающим документом является договор аренды.

Сервитут

Это право является обременением для собственника участка и позволяет другим лицам законно использовать его, если для этого есть необходимость. Например, может быть установлено разрешение перегонять через участок животных, пересекать его территорию посторонними и т. п.

Каждая из данных форм владения может быть характерна для участков, находящихся в различной собственности — частной, государственной или смешанной. От того, кто является собственником земли, во многом зависит порядок ее получения, особенности использования или передачи третьим лицам.

Кто может быть собственником

Права собственности на земельный надел могут возникать при наступлении некоторых оснований, которые обозначены в законодательстве.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, на него могут быть установлены следующие виды собственности:

  1. Частная. В этом случае собственником могут быть частные лица:
  • физические — граждане (как российские, так и иностранные) или предприниматели;
  • юридические — предприятия, учреждения или организации.

Недвижимость чаще всего приобретается путем ее покупки, получения в дар или обмена.

2. Государственная. При этом владельцем недвижимости является государство в лице органов, через которые оно осуществляет свои функции. Может быть разделена на два вида:

2.1. Федеральная — сюда входит вся земля, которая прямо не отдана в частную или муниципальную собственность, а также для субъектов РФ. Обычно ее целевым назначением является осуществление общегосударственных функций, например:

  • охрана границ;
  • безопасность;
  • оборона страны и т. п.

Осуществление прав собственности происходит либо органами государственной власти РФ, либо юридическими лицами (но только в предусмотренных законом случаях).

2.2. Субъектов РФ — это государственная собственность различных административных единиц РФ: республик, краев, округов, областей, автономных областей и округов, городов федерального значения. Участки в этом случае находятся в пределах данных территориальных единиц, за исключением тех, что переданы в муниципальную, частную, федеральную или другую форму собственности, предусмотренную законом.

Целевое назначение участков данной формы собственности — решение проблем и задач, поставленных перед различными субъектами РФ.

Однако непосредственное использование участков (например, путем ведения хозяйственной деятельности) они не осуществляют.

3. Муниципальная. В этом случае территория участка находится в пределах муниципальных образований (например, города, села и т. п.).

Ее основным назначением является удовлетворение и обслуживание потребностей местных жителей, коммунального хозяйства и благоустройства населенного пункта.

Осуществлением прав собственности занимаются органы местного самоуправления и администрации, а также физические или юридические лица, но только в предусмотренных законом случаях.

В отличие от частной собственности, при государственной или муниципальной земля преимущественно предоставляется на особых правах: бесплатно, за меньшую плату, в порядке очередности (если речь идет о льготных категориях населения).

При покупке участка между всеми претендентами практически всегда проводится конкурс в виде торгов, на котором и определяется покупатель.

Что можно делать с землей

Основное отличие права владения от права собственности состоит в том, что первое понятие несколько ограничено по сравнению со вторым. В частности, владение участком допускает совершение с ним следующих действий:

Владение

Здесь подразумевается фактическое обладание недвижимостью, основанное на возможности физического контроля за участком. Именно оно является основанием для возникновения двух других правомочий — распоряжения и пользования. Для юридических лиц владение участком предполагает еще и его включение на свой баланс.

Пользование

В этом случае возможно извлечение из нее полезных свойств или дохода любым доступным в законе способом, например, путем:

  • ведения хозяйства (фермерства, огородничества, садоводства);
  • использования ресурсов, которые есть на участке (полезных ископаемых, воды, торфа);
  • пребывания в лесу для сбора ягод, грибов, отдыха;
  • земли в аренду;
  • возведения на участке различных построек (если это допускается его видом разрешенного использования).

Что же касается возможности распоряжения, характерной для права собственности, при владении землей оно не допускается. Например, участок в этом случае нельзя передать никому другому ни одним из предусмотренных в законе способов (при помощи продажи, дарения, мены, залога).

Исключение составляет только ситуация с наследством — в некоторых случаях передача земли таким способом все же допускается. Также она может передаваться другим лицам во временное пользование (например, в аренду). Однако в отдельных случаях для этого требуется разрешение от ее собственника.

Поэтому по возможности необходимо прикладывать максимум усилий для того, чтобы получить полные права собственности на участок — после этого его можно будет продавать, дарить, обменивать или же изменять его вид разрешенного использования на более удобный.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/prava-vladeniya-zemly.html

Земельные споры. Верховный суд против ушедшего в историю ВАС

Право хозяйственного ведения на земельный участок
14 октября 2014 г. по делу N 305-ЭС14-442 было вынесено очень интересное определение Верховного Суда РФ.

Фабула такова: Российская Федерация в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области обратилось с иском к московскому ФГУП о взыскании неосновательного обогащения в виде сбережения денежных средств за пользование земельным участком .

Ранее, распоряжением территориального управления от 2007 г.,  за государственным предприятием было закреплено на праве хозяйственного ведения 19 незавершенных строительством объектов недвижимого имущества.

Право собственности Российской Федерации на недвижимые объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним . ТУ ФАУГИ передало, а государственное предприятие приняло указанные объекты во владение по акту приема-передачи. При этом договор аренды заключен не был. Государственное предприятие просто игнорировало требования ТУ ФАУГИ о заключении договора. Действительно, зачем заключать, если можно не платить вообще, а если будет суд, то будет вынесено решение только о взыскании земельного налога, а не арендной платы. ТУ ФАУГИ, взыскивая неосновательное обогащение в размере не выплаченной арендной платы за фактическое использование земельного участка, рассчитало арендную плату на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В соответствии с пунктом 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582:

«В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка, по следующей формуле: А = С x Р, где: А — арендная плата; С — рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка; Р — действующая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.»

Сумма, как вы понимаете, набегает совсем не маленькая. А взыскивали аж с 2007 г..  Но государственное предприятие чувствовало себя совершенно спокойно. И не случайно.

Несмотря на то, что суд первой инстанции удовлетворил иск, и всё же взыскал неосновательное обогащение, апелляция и кассация всё отменили и постановили, что никакой арендной платы. Только земельный налог.

Апелляционная инстанция указала :

«территориальное управление, закрепившее за предприятием объекты недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, не вправе требовать оплаты за пользование земельным участком, занятым такой недвижимостью и необходимым для их использования, поскольку предприятие должно уплачивать земельный налог, взыскателем которого является соответствующий налоговый орган. Применив по аналогии нормы пункта 1 статьи 552 ГК РФ, суд сделал вывод, что одновременно с передачей права хозяйственного ведения на недвижимость, земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, также передан предприятию на праве хозяйственного ведения. При этом указал, что поскольку субъект права оперативного управления не является собственником недвижимости, внесенные собственником в его уставный капитал объекты недвижимости и следующий их судьбе земельный участок, поступают в хозяйственное ведение предприятия.»

Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции, и, сославшись на принцип единства судьбы земельных участков, и прочно связанных с ними недвижимых объектов, признав, что земля, так же как и объекты находится в хозяйственном ведении предприятия, сославшись на пункт 5 статьи 1 и статью 65 ЗК РФ, пункт 1 статьи 216 ГК, пункт 1 статьи 3 НК, указав, что договор аренды с предприятием не был заключен, сделал вывод «о невозможности взыскания с ответчика неосновательного обогащения в размере арендной платы и о наличии у ответчика обязанности уплачивать земельный налог».

Такой вывод соответствовал выводами правовой позиции Президиума ВАС РФ, сформулированной в постановлениях от 12.07.2006 N 11403/05 и N 11991/05.

Эта позиция заключается в следующем: если государственное предприятие обладает правом хозяйственного ведения в отношении переданного ему имущества, является балансодержателем переданного имущества, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с его назначением, целями деятельности предприятия, законодательством РФ, уставом предприятия с ограничениями, установленными договором, то и земля находится в хозяйственном ведении предприятия.

Вывод суда в Постановлении Президиума ВАС РФ N 11991/05:

«Исходя из принципа, что судьба земли следует судьбе недвижимости, предприятие, получив на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, получило в фактическое владение, пользование, распоряжение с учетом ограничений, установленных законом и договором, и земельные участки. Согласно статье 1 Закона о плате за землю использование земли в Российской Федерации является платным, формы платы за землю — земельный налог и арендная плата. Поскольку предприятие не является арендатором земель, оно обязано исчислять и уплачивать земельный налог».
В Постановлении от 12.07.2006 N 11403/05 указано, что « с момента составления актов приема-передачи комплекса муниципального имущества, у муниципального предприятия возникла обязанность по уплате земельного налога в связи с использованием соответствующих земельных участков». И в этом Постановлении был сделан тот же вывод :

«одновременно с передачей права хозяйственного ведения на недвижимость, земельный участок, занятый этой недвижимостью и необходимый для ее использования, также передан предприятию на праве хозяйственного ведения».

Источник: https://pravorub.ru/articles/42315.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.