Право на житло

Содержание

Статья 40 Конституции РФ: Право на жилище

Право на житло

В цивилизованном обществе люди не могут жить на улице, они в качестве поддержки или самостоятельно должны получать жилье.

Гарант их прав и свобод – основной закон страны Конституция РФ регламентирует наравне с другими важными правами право на жилище.

Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) – это не только положение о том, что граждане страны должны иметь жилье и просто так оттуда выселенными они быть не могут.

Это положение также говорит об обязанности государства в лице его уполномоченных органов поощрять и развивать жилищное строительство, повышать доступность жилья для тех, кто в этом нуждается.

Что такое жилище?

Для того, чтобы понять, что означает право граждан на жилище, нужно разобраться с сутью понятия «жилище». Жилище значительно шире таких категорий как «жилое помещение» или «жилая недвижимость».

По ст. 15 ЖК РФ жилое помещение – это изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом и подходящее для постоянного проживания.

По сути же жилище – это не только квартиры, дома и комнаты. Это могут быть различные помещения, служащие для укрытия (шалаш, пещера или что-то в этом роде).

Жилище рассматривается не только как вид помещения, но и как место на определенной территории, имеющее адресно-географические координаты.

Не будут признаваться жилищем следующие объекты:

  • специальные и естественные укрытия;
  • производственные помещения;
  • автомобиль;
  • камера содержания в тюрьме;
  • больничная палата.

Даже в ст. 158 УК РФ о краже даётся разграничение понятий жилище и помещение. Это не одно и то же, жилище включает в себя понятие помещения, помещение же значительно уже понятия жилище.

Что значит лишиться жилища?

Лишение права на жилище не может существовать без правомерных оснований. Никто не может быть произвольно лишён жилища и выселен на улицу.

Рассмотрим понятие «лишение жилища» в двух аспектах:

  1. Лишение жилища – это по сути не выселение гражданина, а само уничтожение жилого объекта. Таким лишением может быть снос дома, уничтожение его из-за катаклизмов или катастроф. Если гражданин физически может вернуться в свой дом, это не лишение. Лишение в правовом смысле называется конфискацией. Конфисковано жилье может быть только по решению суда в соответствии с положениями ст. 243 ГК РФ.
  2. Лишение права на проживание в конкретном жилье. Нанимателей могут выселить без предоставления другого жилья, если они используют дом не по назначению, мешают соседям, разрушают строение. Кроме того без замены жилья могут выселить лишённых родительских прав граждан, тех, кто произвёл в помещении несанкционированную перепланировку.

В 2021 году по сформулированной позиции Конституционного суда РФ нельзя выселить человека, временно не проживающего в своем арендуемом помещении. Раньше это можно было свободно сделать, если, к примеру, гражданин отбывал наказание в колонии сроком от 6 месяцев.

К какой группе относится право на жилище? Это конституционное право, относящееся к группе основных гражданско-правовых прав человека.

Каждый имеет право на жилище, и при невозможности обеспечить себя самостоятельно им, вправе претендовать на реальную помощь государства.

Причем правом на жилище обладают не только граждане страны, но и все остальные пребывающие на ее территории лица — иностранцы или лица без гражданства.

В этом смысле они имеют право жить не на улице, приобретать номера в гостиницах, снимать жилье в любом удобном для них месте. Просто так выселить их из жилища никто не имеет права, тем более на том основании, что они не являются гражданами страны.

Право на жилище неотчуждаемо. Это означает, что жилье не может быть изъято государством или ограничено в пользовании без оснований, предусмотренных законодательством. По ст. 56 Конституции страны даже при введении чрезвычайного положения право на жилище не подлежит ограничению.

Действия государства

Ст. 40 Конституции РФ состоит из 3 пунктов, первый из которых посвящён праву граждан на жилье, а вторые два – помощи государства в решении жилищных вопросов.

Поощрение жилищного строительства

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить всех жильем.

Для этого они активно поощряют жилищное строительство, развивают его, контролируют ввод в эксплуатацию новых жилищных строений. Кроме того они должны создавать все необходимые условия для реализации этого права всеми гражданами.

В лице органов опеки и попечительства государство обязано защищать права детей на жилище. Дети не могут лишиться квартиры или даже прописки без оформления новой.

Продать одну квартиру, где проживают дети, и купить другую меньшей площади не получится. Ведь для оформления и регистрации сделки потребуется получать согласие органов опеки и попечительства, которые строго следят за защитой прав несовершеннолетних.

Чтобы удовлетворить потребности граждан в жилище, органы власти должны:

  1. Создавать нормативно-правовую базу для развития строительства жилых объектов.
  2. Выделять финансовые средства на субсидирование жилищного строительства.
  3. Защищать права и законные интересы граждан, приобретающих жилье.
  4. Совершенствовать рынок жилищной сферы.
  5. Стимулировать возведение новых жилых объектов.
  6. Переселять жителей ветхого и аварийного жилья.
  7. Помогать льготным категориям граждан получать жилье.
  8. Осуществлять контроль над застройщиками и качеством возводимых недвижимых объектов.
  9. Организовывать работу специальных жилищных служб и контролирующих инспекций.

В РФ действует национальный проект о доступности жилья, в рамках реализации которого были приняты ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах», ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» и др.

Жилищная помощь льготникам

Пункт 3 статьи 40 Конституции регламентирует обязательства государства в оказании помощи тем, кто нуждается в жилье. Вообще граждане должны самостоятельно приобретать жилье на рынке недвижимости путём совершения гражданско-правовых сделок.

В ситуации, когда лица признаются малоимущими и нуждающимися, они получают жилье бесплатно из специального государственного фонда.

Чтобы гражданин по ст. 49 ЖК РФ был признан малоимущим, государство учитывает ряд параметров:

  • размер дохода членов семьи;
  • наличие в семье имущества.

Признаются граждане малоимущими Постановлением Правительства № 512 от 20 августа 2003 года.

На региональном и местном уровне власти вправе регламентировать дополнительную жилищную помощь другим категориям граждан, не только малоимущим.

Малоимущие граждане не платят за пользование жилым помещением, в отличие от обычных нанимателей. Последние должны не только оплачивать услугу найма, но коммунальные платежи.

Норма предоставления жилищной помощи определяется в каждом регионе или городе индивидуально.

Способы реализации права

Как реализовать право на жилище обычному гражданину? В какой момент можно посчитать действия других лиц ущемляющими это конституционное право?

Рассмотрим наиболее распространённые способы реализации права на жилище:

  1. Предоставление жилища по договорам социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде.
  2. Передача жилья по договорам коммерческого найма.
  3. Приобретение или строительство жилых помещений по доступным ценам без ограничения по площади.

Приобретать жилье граждане могут за личные средства на рынке через сделки купли-продажи, дарения, обмена, наследования. Иногда государство в лице уполномоченных органов может оказывать содействие гражданам в виде выдачи субсидий на покупку жилья или строительство дома.

Граждане, реализуя своё право на жилье, могут вступать в жилищные кооперативы, возводить объекты ИЖС, покупать квартиры в многоквартирных домах.

Чтобы получить бесплатную субсидированную помощь от государства на решение жилищного вопроса, нужно встать на очередь в качестве малоимущего гражданина.

Рассчитывать на такую помощь могут:

  • жители ветхого и аварийного жилья;
  • проживающие в 2 неизолированных комнатах семьи, не имеющие родственных отношений;
  • жители коммунальных квартир, вместе с которыми проживает тяжело больной гражданин.

Каждый гражданин должен иметь определённое количество квадратных метров в своём пользовании в жилом помещении. Если норматив по площади помещения не выполняется, может возникнуть основание рассчитывать на расширение жилья при содействии государства.

Чтобы получить бесплатно жилье, нужно встать в очередь. Для этого в отделение местной администрации подаётся заявление от нуждающегося. В ответ на заявление человек получает справку с отказом или согласием на предоставление помощи.

Есть в очереди и внеочередники, к которым относятся участники военных действий, тяжело больные люди или герои страны.

Когда решение о предоставлении жилья принято, гражданин получает на руки от администрации ордер. На основании ордера далее заключается договор социального найма помещения бессрочного характера.

Право на жилище – это основное конституционное право гражданина страны. Все должны иметь своё жилье, лишиться которого они не могут без веских на то правовых оснований.

Любые действия по противоправному лишению жилья человека являются преступными и требующими опротестования.

Источник: http://expert-home.net/pravo-na-zhilishhe-st-40-konstitutsii-rf/

Какие законы о жилье и недвижимости вступают в силу с 1 января 2021 года :: Жилье :: РБК Недвижимость

Право на житло

Рассказываем, какие нововведения в сфере недвижимости и жилищно-коммунальных услуг начнут действовать в новом году

GagoDesign/shutterstock

С 1 января 2021 года в силу вступают законы, затрагивающие все сферы жизни российских граждан. Вводятся новые льготы, правила, запреты и тарифы для владельцев и нанимателей недвижимости.

Рассказываем, о чем говорится в законах, которые начнут действовать сразу после Нового года.

Противопожарные правила

С 1 января 2021 года вступает в силу постановление правительства № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации». Оно запрещает жителям многоквартирных домов хранить на чердаках и цокольных этажах личные вещи, ставить решетки на аварийных окнах, закрывать общий балкон и оставлять на балконе непотушенные сигареты и свечи без присмотра.

Размер маткапитала

С 1 января 2021 года материнский капитал увеличится: за первого ребенка — с 466,6 тыс. до 483,8 тыс. руб., за второго — с 150 тыс. до 155,5 тыс. руб. Маткапитал на второго ребенка в семьях, где за первого ребенка его не получали, составит 639,4 тыс. руб.

Базовый материнский капитал с 2021 года составит 483,8 тыс. руб. ( Olga Bocharnikova/shutterstock)

Сельская ипотека

С 1 января 2021 года средства материнского капитала можно будет потратить на первоначальный взнос по сельской ипотеке. Чтобы стать участником программы, теперь не обязательно быть собственником участка, получить сельскую ипотеку сможет и арендатор.

Удаленная работа

С 1 января вступает в силу закон об особенностях удаленной работы.

Он предусматривает, в частности, что дистанционка не может являться поводом для снижения зарплаты при сохранении объема работы, устанавливает нормы, касающиеся рабочего времени и отдыха, а также порядок взаимодействия работника и работодателя.

Для дистанционных работников также скорректирован перечень оснований для увольнения. Их смогут увольнять за невыход на связь с работодателем более двух рабочих дней подряд без уважительной причины.

Закон об удаленной работе скорректировал несколько причин для увольнения ( Pinkasevich/shutterstock)

Льготы на коммуналку

С января 2021 года россияне, имеющие право на льготы или компенсации по оплате коммуналки, освобождены от предоставления органам соцзащиты документов об отсутствии долгов по коммунальным платежам. Учреждения соцзащиты обязаны будут самостоятельно проверить наличие или отсутствие долгов по квартплате через информационную систему ГИС ЖКХ. При наличии задолженности право на субсидию отменяется.

Пени и штрафы

Запрет на начисление пеней и штрафов за долги по коммуналке действовал с 6 апреля по 31 декабря этого года. С 2021-го гражданам снова будут начислять неустойку.

С 1 января неустойку могут потребовать по долгам, возникшим до 6 апреля уходящего года.

Если задолженность образовалась в период моратория, гражданам дадут шанс вернуть долг, а пени начислят только с 31-го дня просрочки платежа.

Персональные данные

С января 2021 года поменяются правила взыскания долгов за ЖКУ.

Управляющие компании и ресурсоснабжающие организации при подаче в суд иска на должника будут обязаны указать один из его идентификаторов — паспортные данные, ИНН, СНИЛС или номер водительского удостоверения.

Эти данные они смогут запрашивать через суд у органов власти. Такой порядок позволит получить необходимые сведения и защитит персональную информацию граждан.

Поверка счетчиков

В 2021 году россиянам необходимо провести поверку электросчетчиков. С 6 апреля до 31 декабря этого года из-за ограничений, связанных с пандемией, был установлен мораторий на поверку.

Первые три месяца после отмены запрета — до апреля 2021 года — плату за услуги будут рассчитывать по средним показателям за последние полгода.

Но если не провести поверку, с 6 апреля плату начислят по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5.

С 6 апреля 2021 года плату за электроэнергию начнут начислять по нормативу с учетом повышающего коэффициента 1,5 ( Sunshine Studio/shutterstock)

Рост тарифов

Ежегодно в России плата за коммуналку индексируется, но повышение не может быть выше уровня годовой инфляции. В 2021 году тарифы вырастут с 1 июля. В каждом регионе установлены свои индексы их повышения.

Например, в Москве это 4,6%, в Подмосковье — 3,6%, а в Санкт-Петербурге коммуналка может подорожать максимум на 3,5%.

В столице уже с января 2021 года вырастет ставка за пользование жилым помещением для нанимателей квартир госфонда на 3,5%, за содержание жилого помещения — на 4,6%, а минимальный размер взноса на капремонт — на 3,5%.

Гостиничные услуги

С 1 января вступают в силу новые правила оказания гостиничных услуг. В частности, перед заселением несовершеннолетних без родителей отели должны будут потребовать их нотариально заверенное согласие.

Кроме того, за отсутствие свидетельства о присвоении гостинице категории будет грозить административная ответственность.

Эта норма не будет применяться к гостиницам, в которых 15 и менее номеров, до 1 января 2022 года.

Пляжные правила

С 1 января 2021 года в России вступают в силу единые правила пользования пляжами. В соответствии с ними запрещается приводить туда животных, плавать на бревнах и досках, заплывать за буйки, срывать, топить или передвигать их, купаться при подъеме красного или черного флага.

Шашлыки на даче

С 1 января 2021 года на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домов запрещается разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест.  Штраф за такое нарушение составит от 2 тыс. до 5 тыс. руб. Также запрещается сжигать мусор, траву, листву и другие отходы, материалы или изделия, кроме мест, установленных органами местного самоуправления.

Штраф за приготовление шашлыка в необорудованном месте составит с 2021 года от 2 тыс. руб. ( Tagwaran/shutterstock)

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5feb18f89a7947cf6d58a6de

Жилищные права граждан РФ: Право на жилище (дом, квартиру)

Право на житло

Понятия «жилье», «жилище» и «жилое помещение» в различных нормативно – правовых документах имеют разный смысл. Вопрос об объектах жилищных прав граждан – жилье, жилище и жилое помещение, является одной из центральных проблем жилищного права в РФ.

Понятия “жилье” и “жилой”:

  • более широко используются по сравнению с “жилище” и “жилищный” в общелитературном употреблении и в разговорной речи – “жилой фонд”, “жилая площадь”.

Правильно в официальной речи:

  • жилище, жилищный фонд, жилое помещение.

Жилище, наряду с водой, пищей, одеждой, является одним из важнейших условий жизни человека. О праве на жилище говорится в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года и в других международных документах.

Жилищные права граждан РФ или, другими словами, права граждан на жилище, как уже подробно рассматривалось в материале “Жилищное право и жилищное законодательство в РФ”, гарантировано всем гражданам Российской Федерации Конституцией РФ.

Пункт 1 статьи 40 Конституции РФ устанавливает:

  • каждый гражданин РФ имеет право на жилище и
  • никто не может быть произвольно лишен жилища.

Понятие жилище содержится в ряде законов РФ, не имеющих отношения к жилищным правоотношениям (жилищным правам):

  • статья 139 «Нарушение неприкосновенности жилища» УК РФ:
    • “Под жилищем в настоящей статье, а также в других статьях настоящего Кодекса понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания”;
  • пункт 10 статьи 5 «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе» УПК РФ:

    • Жилище – индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания”.

Таким образом, в УК и в УПК под жилищем понимается как жилое помещение (дом, квартира, комната), так и иное помещение для постоянного или временного проживания.

В отличие от указанных законов профильный Жилищный кодекс РФ, регулирующий именно жилищные права граждан, понятие «жилище» не раскрывает, оперируя лишь понятием “жилое помещение”:

  • статья 15 «Объекты жилищных прав»:
    • «Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)»;
  • статья 16 «Виды жилых помещений»;

  • статья 17 «Назначение жилого помещения и пределы его использования. Пользование жилым помещением»;

  • статья 18 «Государственная регистрация прав на жилые помещения».

Понятие “жилое помещение” используется и в Гражданском кодексе РФ:

  • статья 288 “Собственность на жилое помещение”,
  • статья 671 “Договор найма жилого помещения” и др.

Как реализуются жилищные права граждан РФ

Жилищный кодекс РФ предусматривает только такие формы реализации жилищных прав граждан РФ (прав на жилье):

  • владение жилым помещением;
  • распоряжение жилым помещением и
  • пользование жилым помещением.

Статья 30 «Права и обязанности собственника жилого помещения» Жилищного кодекса РФ

Максимальное количество жилищных прав имеют владельцы жилых помещений. Они могут пользоваться и распоряжаться жилыми помещениями, то есть:

  • продавать;
  • завещать;
  • дарить;
  • менять;
  • сдавать в аренду или
  • просто ими не пользоваться.

Значительно меньшими жилищными правами обладают граждане, использующие жилые помещения на основе аренды или социального найма.

Однако именно данному виду жилищных прав в Жилищном кодексе РФ посвящён один из самых больших разделов:

  • Раздел III «Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма».

Такое внимание этому виду использования жилых помещений уделено по той причине, что социальный найм жилых помещений имеет много особенностей, требующих законодательного регулирования.

Например, если собственник жилого помещения может жить в другом месте, то ответственный квартиросъёмщик жилого помещения лишён такого права. Длительное проживание в другом месте влечёт за собой расторжение договора социального найма.

Большая часть статей раздела Жилищного кодекса, посвящённых социальному найму жилых помещений, регламентирует процедуры обеспечения граждан жилыми помещениями, находящимися в собственности государства, в частности муниципалитетов.

Данные разделы Жилищного кодекса регламентируют:

  • составление договора социального найма жилого помещения;
  • правила использования жилых и общих помещений;
  • права, обязанности и ответственность нанимателя жилого помещения по договору социального найма;
  • ограничения в использовании и распоряжении жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма;
  • выселение из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма;
  • правила предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

В разделе, посвящённом праву собственности на жилые помещения, рассматриваются вопросы общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с положениями Жилищного кодекса, помещения многоквартирного дома за пределами квартир, а также придомовые территории принадлежат всем владельцам квартир в качестве общей собственности с долями, пропорциональными площади квартир, находящихся в собственности данного владельца квартиры.

В домах, где пользование квартирами осуществляется на правах социального найма, общее имущество многоквартирного дома принадлежит собственникам дома, то есть муниципалитету или государству.

Жилищное право и жилищное законодательство в рф

Источник: https://moiprava.info/semya-i-zhilishche/zhilishchnoe-pravo/1260-zhilishchnye-prava-grazhdan-rf-pravo-na-zhilishche-dom-kvartiru

Кто имеет право на бесплатное жилье?

Право на житло

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
 

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан.

Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства.

Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст.

40 Конституции РФ гласит: “Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами”.

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение.

Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).
 

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв.

м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г.

Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 “Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма”).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 “Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”).

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.

Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г.

№ 5-Г07-56 “Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года”).

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/1114799/

Жилищные права граждан в РФ: правовое регулирование, виды и категории, способы защиты

Право на житло

Каждый гражданин России имеет право на жильё. Этот момент закреплён во всех законодательных актах, отражающих нормы жилищных отношений. Никто не может принудить лицо, проживающее на соответствующей жилплощади, беспричинно покинуть место проживания.

Однако жилищные права разных лиц могут иметь противоположные интересы, что приводит к их столкновению. А также жилищные права нередко сталкиваются с имущественными интересами собственника.

Поэтому для регулирования обозначенных правоотношений предусмотрен свод источников законодательства, где детально рассматриваются те или иные проблемы.

Удостоверение того, что каждый гражданин имеет законное право на жилище, отражено в источниках:

  • статьи 40 Конституции РФ;
  • статьи 11 Жилищного Кодекса (ЖК) РФ.

Статьи 25 и 27 Конституции РФ утверждают положение о неприкосновенности жилища, а также право каждого гражданина свободно перемещаться по территории страны и выбирать место жительства по своему усмотрению.

Основные положения законодательства, регулирующие отношения между жильцами, а также между собственниками и лицами, проживающими на их территории, отражены в нормах:

  • статей 3, 84-91 ЖК РФ;
  • статей 293, 687, 688 ГК РФ.

Некоторые правоотношения между собственником и жильцом возникают на основании Семейного кодекса. Если обозначенные права лиц отстаиваются в суде, дополнительно привлекаются нормы Гражданско-правового кодекса РФ.

Статья 5 ЖК РФ указывает на законность применения регионального административного законодательства и создания самостоятельных муниципальных и локальных актов, регулирующих жилищные отношения на местном уровне.

Однако они не должны вступать в конфликт с федеральным законодательством, а могут лишь дополнять его с учётом особенностей региональной жилищной политики.

Виды и возникновение прав

Жилищные права могут возникать только в отношении объектов, относящихся к категории жилых помещений (ст. 15 ЖК РФ). Их разновидности следующие:

  1. Собственность на жилое помещение. Предусматривает максимальное участие лица в распоряжении, пользовании объектом.
  2. Иное титульное владение: аренда, социальный найм, ссуда, рента.
  3. Право пользования в качестве члена семьи.
  4. Право пользования с согласия собственника по временной или постоянной прописке.
  5. Распоряжение объектом со стороны административных органов, распределение жилья среди очередников и лиц, входящих в льготную очередь.
  6. Право жильцов на ответственное управление со стороны Управляющих компаний (УК), ТСЖ, ЖКХ.

Каждое из перечисленных прав имеет свой источник возникновения. Но в целом все они делятся на следующие базовые категории:

  • правоустанавливающие;
  • правоизменяющие;
  • правопрекращающие.

Полномочия собственника проистекают из официального оформления жилья в собственность. Это может произойти на основании:

После вступления в собственность владелец помещения предоставляет право пользования членам своей семьи и иным лицам, которых вправе прописать в квартире и вселить в неё.

Право пользования членами семьи проистекает из норм Семейного и Гражданского кодексов и закрепляется нормами ЖК РФ. Однако данное законодательство предусматривает особую роль супруга, не являющегося собственником.

На него распространяются солидарные полномочия собственника, если жильё приобреталось в совместном браке и имеет признаки совместно нажитого имущества (ст. 35 СК РФ).

Такое имущество нельзя продать без нотариально удостоверенного согласия второго супруга, а после развода оно будет делиться между супругами.

Совместно нажитым не считается недвижимое имущество, полученное по наследству или в дар, даже если прецедент его получения произошёл в период брачных отношений.

То же касается жилой недвижимости, приобретённой до вступления в брак. Соответственно, все эти виды имущества находятся в полном ведении владельца.

Остальные члены семьи имеют на их территории лишь право пользования, защищённое их жилищными правами.

Административные органы считаются собственниками объектов, которые не оформлены в частную собственность. На этом основании они отчуждают право пользования ответственному квартиросъёмщику по договору социального найма.

Ответственный квартиросъёмщик не располагает теми возможностями, что собственник. Он ограничивается лишь правом пользования помещения вместе с членами своей семьи.

То же касается арендаторов, чьи правоотношения возникают на основании аренды квартиры – они обладают лишь полномочиями, которые:

  • предоставлены им арендодателем;
  • отражены в положениях договора аренды.

Право жильцов располагать услугами управляющих и эксплуатационных компаний возникает в момент заключения договора услуг с соответствующей компанией.

Заключение такого договора является обязательным, так как многоквартирный дом должен эксплуатироваться в соответствии с чётким регламентом, предписанным законодательством.

При возникновении нарушений жилищных прав граждан применяются механизмы законодательства для защиты от недобросовестных и незаконных действий третьих лиц. Они заключаются в препятствовании незаконному посягательству на проживание лица в установленном месте. Способы такой защиты делятся на виды:

  1. Признание юридического факта проживания и пользования помещением, устранение препятствий для его полноценной реализации.
  2. При произвольном нарушении со стороны третьих лиц происходит восстановление нарушенных прав до состояния, которое предшествовало наступлению незаконных действий.
  3. Пресечение и прекращение в сторону жильца агрессивных выпадов и иных незаконных, недобросовестных действий третьих лиц.
  4. Уголовное наказание за вторжение в квартиру или в дом.

Защита предоставляется двумя способами:

  • в административном порядке;
  • в судебном порядке.

Административные формы помощи по преимуществу распространяются на нанимателей муниципального жилья.

Также влияние муниципалитета оказывается на заброшенные, бесхозные или незаконно захваченные комнаты или квартиры (ст. 7.1 КоАП РФ).

Во многих случаях санкции административных решений требуют судебного регулирования, если вопрос касается выселения, изъятия жилплощади или ареста имущества за долги.

В основном защита и восстановление нарушенных прав осуществляется в судебном порядке (ст. 46 Конституции РФ, ст. 11 ЖК РФ). Обращение происходит в суд общей юрисдикции первой инстанции по району расположения многоквартирного или частного дома.

В случае неправомерного поведения соседей и иных лиц, нарушивших принцип неприкосновенности жилища, по вызову жильцов защиту осуществляет полицейский наряд. Права несовершеннолетних при имущественных сделках с недвижимостью и в иных случаях, когда несовершеннолетние дети могут остаться без жилья, защищают органы опеки и попечительства.

При неправомерных действиях ответственных лиц на администрацию или на управляющую компанию можно подать жалобу:

  • в прокуратуру;
  • в ФС Государственной жилищной инспекции.

Крайняя инстанция, которая допускает рассмотрение вопроса по защите прав тогда, когда их не решили иным способом в рамках досудебного урегулирования, это суд. Если районным или городским судом нарушенные жилищные права не восстановлены, то его решение можно обжаловать в течение 10 дней в областном или кассационном суде.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/prava

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.