Пожаротушение автостоянок

Содержание

Требования пожарной безопасности подземных стоянок

Пожаротушение автостоянок

Добрый день, Уважаемые Читатели и коллеги! Сегодня тема нашей статьи – Требования пожарной безопасности подземных стоянок.  Выполняя свое обещание сразу нескольким Подписчикам, постараюсь ответить в этой статье на все вопросы, возникшие у Подписчиков при организации встроенных подземных стоянок и соответственно, пожарной безопасности на этих стоянках.

Для начала, стоит упомянуть документ, которым необходимо пользоваться при оценке пожарной безопасности подземной стоянки – это СП 154.13130.2013г “Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности”.

Документ утвержден и введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21 февраля 2013 г.

№ 117, зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22 марта 2013 г. Получается, на сегодня – документ актуальный и действующий.

Теперь приведем перечень вопросов, волнующих наших Подписчиков, в связи с указанной темой и сразу ответ на вопрос:

1. Вопрос: у меня есть место на подземной стоянке под жилым домом. Могу ли я огородить свой участок для машины металлическим листом, т.е. сделать импровизированный гараж. Какие требования пожарной безопасности я должен в этом случае соблюсти.?

Ответ: для соблюдения требований пожарной безопасности, ограждение машиноместа на подземной стоянке допускается только из сетки рабица ( или подобной), согласно п. 5.2.6. СП 154.13130.2013г., металлическим листом ограждения выполнять запрещено.

“5.2.6 В подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы.

В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.

При этом запрещается хранить ЛВЖ, ГЖ, авторезину, горючие вещества и материалы, а также негорючие вещества в сгораемой упаковке. “

2. Вопрос: обязательно ли расcчитывать категорию по пожарной опасности для подземной стоянки?

Ответ: расчет категории по пожарной опасности конечно желателен, но при его отсутствии, категория подземных стоянок определена по СП, как В1, в соответствии с п.5.1.3. СП 154.13130.2013г.  

“5.1.3 Категории помещений для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с и требованиями СП 12.13130. Помещения для хранения автомобилей при отсутствии расчетов следует относить к категории В1, пожарного отсека автостоянок — к категории В.”

3. Вопрос: может ли в помещении подземных стоянок находиться комната сторожа или необходимо строить будку снаружи, вне помещения подземных стоянок?  Если возможно расположение сторожа внутри стоянки, то нужно ли из его помещения строить эвакуационный выход на улицу?

Ответ: Да, комната охраны (сторожа) может размещаться внутри помещений подземных стоянок, но только не ниже первого этажа, в соответствии с п.5.2.8  и п. 5.2.9 СП 154.13130.2013г. Отдельный эвакуационный выход на улицу из помещения охраны строить не обязательно, так как в соответствии с п. 5.2.21СП 154.13130.2013г, эвакуационный выход возможен через помещения стоянки автомобилей.

5.2.8 В подземных встроенных автостоянках допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы. …………”

5.2.9 Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции (только с сухими трансформаторами) , помещение мойки допускается размещать не ниже первого подземного (верхнего) этажа встроенной подземной автостоянки.

5.2.21 Эвакуационные выходы из помещений, указанных в 5.2.8, допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей.

4. Вопрос:  при проверке пожарными наших подземных стоянок, инспектор написал замечание, что помещение подземных стоянок не оборудовано насосами для откачки воды, которая может пролиться из пожарного тушения (видимо система водяного пожаротушения и пожарный водопровод имеется ввиду). Нужно ли делать систему откачки воды? Законно ли требование пожарного инспектора?

Ответ:

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c86022fcd893400b3e4ea8c/trebovaniia-pojarnoi-bezopasnosti-podzemnyh-stoianok-5c867c4676993f00b37bb4ca

Пожаротушение и пожарная безопасность автостоянок – Журнал

Пожаротушение автостоянок
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Паркинг для автомобилей представляет определенную опасность для материальных ценностей и людей в случае возгорания. Нормативные требования к надлежащей организации противопожарной безопасности изложены в Постановлении Правительства №390.

Типы автостоянок

Пожаротушение автостоянок зависит от вида паркинга и его назначения:

1. Открытый: парковочные места располагаются рядом со зданием или сооружением, не имеют конструкционных ограждений в виде капитальных стен. Возможна установка газового или порошкового пожаротушения.

Открытая автостоянка

2. Закрытый: парковочные места располагаются на цокольных этажах зданий и сооружений, либо имеют конструкционные ограждения (стены, крышу). Возможен монтаж водного или порошкового пожаротушения.

Закрытая автостоянка

Требования к безопасному размещению парковочных мест

Площадь паркинга необходимо рассчитывать, исходя из данных о земельном участке, условиях выезда и въезда, а также требований Санитарных правил № 2.2.1/2.1.1.1200.

Если планируется строительство стоянки рядом со зданиями, то важно предусмотреть разделение их между собой с помощью противопожарных стен.
В водоохранных зонах обустройство паркинга законодательно запрещено.

В целях обеспечения противопожарной безопасности важно учесть еще несколько правил:

  • запрещено организовывать закрытые стоянки для машин, работающих на сжатом или сжиженном газе, а также пристраивать их к любым зданиям и сооружениям;
  • строительство стоянок необходимо осуществлять на расстоянии от медицинских учреждений, парков, спортивно-оздоровительных комплексов и образовательных учреждений, указанном в Приложении В к Строительным правилам 113.13330.2012;
  • многоэтажные автостоянки необходимо оборудовать лифтом для перевозки пожарного подразделения.

Требования к пожаротушению закрытых парковок

Пожаротушение подземных автостоянок чаще всего проектируют водяное в соответствии со строительными правилами №10.13130 от 2009 года. Предполагается, что трубопровод для нужд пожаротушения будет установлен отдельно от системы водоснабжения и канализации помещения. Необходимость установки автоматической системы не зависит от количества этажей и машиномест на паркинге.

При проектировании предусматриваются отверстия в полу для отвода воды при ликвидации горения. Вода, поступающая в эти сливные отверстия, должна быть направлена с помощью трубопровода в ливневую канализацию.

Спринклерная система пожаротушения на закрытой стоянке

Спринклеры (распылители) оснащают термозамком, который позволит системе запуститься только при достижении критической температуры воздуха на парковке.

В режиме ожидания система должна быть всегда заполнена водой под определенным давлением.

При разрыве термозамка вода через спринклеры начинает поступать в зону горения, давление в системе поддерживается специальным насосом.

Необходимо предусмотреть время работы насоса в диапазоне 10-15 минут. Система самая экономичная по сравнению с другими типами пожаротушения, не наносит вред находящимся на стоянке людям, не уменьшает видимость.

Паркинги с 2 и более этажами должны быть оборудованы специальными патрубками для подключения техники пожарных машин.

Допускается установка и порошковой системы пожаротушения. Огнетушащая смесь охлаждает зону горения, уменьшает объем токсичных веществ в воздухе, преграждает путь кислорода к очагу. Помимо автоматики устанавливаются дымовые детекторы, световая индикация «Порошок. Уходи!», звуковое оповещение о начале работы системы пожаротушения.

Порошковое пожаротушение подземной автостоянки должно обеспечить задержку запуска огнетушащих модулей до тех пор, пока не будут эвакуированы люди, отключится вентиляция. Обычно время задержки устанавливают на 3-4 минуты. Срабатывание дымоудаления и порошковой системы одновременно запрещено.

Если на стоянке предполагается одновременное нахождение более 50 человек (подземная стоянка торгового центра, кинотеатра), то применять порошковое пожаротушение автостоянки не допускается, поскольку за короткое время в помещении снизится видимость из-за распыляемой смеси, а также увеличится токсичность воздуха, что может отрицательно сказаться на посетителях и персонале парковки. Тогда, когда на паркинге присутствует большое количество человек, а также установлено порошковое пожаротушение, необходимо обеспечить дистанционное управление системой для быстрой остановки срабатывания.

Требования к пожаротушению открытых парковок

Инструкция о мерах пожарной безопасности на автостоянках открытого типа допускает не монтировать систему дымоудаления и вентиляцию. Эффективны будут практически все виды пожаротушения — газовое, порошковое, водяное автоматическое и водяное ручное.

Автоматическое пожаротушение открытой автостоянки возможно только при наличии крыши и конструкционных перегородок для крепления трубопровода и огнетушащих модулей.

Для дополнительной защиты требуется строительство отдельного отапливаемого помещения, где будут храниться огнетушители. Водяное автоматическое пожаротушение автостоянок предполагает строительство насосной станции, которая также должна отапливаться.

Однако в холодный период года эксплуатировать в целом систему водяного пожаротушения не представляется возможным.

Порошковое пожаротушение открытой автостоянки обойдется намного дешевле газовой системы. Такая система не нуждается в монтаже трубопровода, а широкая линейка тепловых замков и возможность подключения к любой СКУД позволяет обеспечить безопасность людей, которые могут в момент пожара находиться на паркинге.

Последствия пожара на автостоянке

Ручное пожаротушение автостоянки открытого типа предполагает оснащение помещений огнетушителями в объеме, рассчитанном в соответствии с актуальными требованиями Постановления Правительства №390. Можно выбрать как порошковые, так и углекислотные огнетушители, огнетушащее содержимое которых сохраняет свои свойства при температуре от -60 до +50 0С.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Источник: https://pozhar.info/trebovaniya/pozharotushenie-i-pozharnaya-bezopasnost-avtostoyanok

Выбор системы пожаротушения подземного паркинга

Пожаротушение автостоянок

Блог > Выбор системы пожаротушения подземного паркинга

Одна из основных задач, возникающих при проектировании и строительстве подземных парковок, — обеспечение противопожарной безопасности. Сводом правил СП 154.13130.2013, региональными и федеральными нормативно-правовыми документами предусмотрено, что встроенные и размещенные под землей автостоянки обязательно оборудовать автономными системами тушения пожаров.

Цели задачи мероприятий по пожаробезопасности подземных парковок

Мероприятия по обеспечению пожаробезопасности комплексные и разработаны для:

  • эффективного предотвращения возгорания;
  • локализации, подавления очага возгорания;
  • недопущения гибели, травмирования людей;
  • сохранения имущества или минимизации возможного ущерба от последствий пожара и его тушения.

Разновидности систем пожаротушения для подземной автостоянки

На подземных парковочных площадках применяют системы пожаротушения следующих типов:

  • тонкораспылительные;
  • порошковые;
  • водяные.

Порошковые противопожарные системы подземного паркинга

Системы пожаротушения порошковые — наиболее дешевое решение для интеграции в комплекс противопожарной безопасности. Применение при проектировании подземных парковок не распространено и ограничено по следующим причинам:

  • высокая токсичность веществ, содержащихся в воздушной смеси для тушения пламени;
  • длительное время задержки перед активацией системы, которое требуется для эвакуации людей, прежде чем начнутся мероприятия по ликвидации возгорания;
  • порошковая масса плохо удаляется с поверхностей после срабатывания противопожарной системы;
  • порошковая технология запрещена в помещениях, где одновременно находится 50 и более человек.

Водяные системы тушения пожаров на изолированных подземных автостоянках

Универсальный, доступный способ обеспечить пожарную безопасность, снабдить объект системами тушения огня. Вода стоит дешево, способствует резкому снижению температуры в очаге горения, блокирует доступ кислорода к пламени, химически инертна в отношении ряда веществ, материалов. Системы тушения огня водой широко распространены, но вместе с этим и не лишены недостатков:

  • чрезмерно большой расход воды;
  • при тушении огня имуществу и конструктивным элементам стоянки, находящемуся на ней транспорту наносится значительный материальный ущерб в результате затопления;
  • к проектированию предъявляются особые требования;
  • дополнительно требуются насосные, дренажные установки, емкости для длительного хранения воды;
  • повышенные затраты на установку, обслуживание трубопроводов, вспомогательного оборудования.

Технология тушения возгораний тонкораспыляемой водой

Относительно новая техника тушения пожаров, которая набирает популярность и приходит на смену традиционной водяной. При сниженном расходе воды высокую эффективность пожаротушения подземного паркинга обеспечивает сочетание следующих факторов:

  • теплоемкий мелкодисперсный туман из распыленной воды резко снижает температуру в очаге возгорания и приводит к быстрой, полной ликвидации пожара;
  • водяной пар вытесняет кислород, при низкой концентрации которого пламя не может разгораться и постепенно затухает;
  • тонкораспыленная вода в виде пара покрывает поверхности, впитывается в толщу пористых материалов, попадает в щели, другие труднодоступные места, тем самым создается тонкая защитная пленка, которая препятствует повторному возгоранию, распространению пожара;
  • вода, как губка, напитывает частицы, сконцентрированные в дыме, и снижает опасный уровень содержания ядовитых вещества, ведь наибольшее число жертв пожаров пострадало не от самого пламени, а от токсичных газов, которые выделяются в процессе сгорания.

Поскольку технология тушения пожаров тонко распыляемой водой снижает уровень задымленности при возгорании, возникает вопрос о целесообразности установки и обслуживания систем удаления дыма.

Ставится под сомнение необходимость наличия таких систем, следовательно, уменьшается конечная стоимость возведения объекта и его ввода в эксплуатацию. Единственная сложность внедрения тонкораспылительной технологии тушения огня заключается в отсутствии общепринятой нормативно-правовой базы.

Системы разрабатывают в индивидуальном порядке под каждый отдельный проект подземной автостоянки.

Спасибо! Ваше сообщение отправлено!

Выбор модульной установки пожаротушения тонкораспыленной водой для подземного паркинга

Наша компания «АФЕС» на собственном заводе в Московской области выпускает модульные установки для тушения пожаров тонкораспыленной водой, которые можно применять на закрытых парковках. Всё оборудование сертифицировано. Конструктивно устройства представляют собой компактные сосуды с установленным распылителем, подвешиваемые на высоте от пола.

Вместительность резервуара в зависимости от модификации — от 4 до 12 литров. Оборудование оснащено автономной либо электрической системой запуска. Возможна подстройка под различные температурные режимы активации. Установки могут быть смонтированы скрытым способом с размещение в пространстве между чистовым потолком и перекрытием. Гарантийный срок службы — не менее 10 лет.

Емкости наполнены специальным огнетушащим веществом «аквамарином» — безопасным водяным составом, который не оказывает вредного воздействия на людей, не портит имущество. После распыления вещество образует высокодисперсную пену.

Она изолирует кислород от очага возгорания, блокирует тление, образует на предметах и основаниях стен, полов, потолков тонкую защитную пленку.

Разлагается микроорганизмами, которые естественным образом живут в окружающей среде, и не оставляет следов.

Оставьте заявку на нашем сайте или позвоните нашим специалистам – мы всегда предложим вам самый выгодный по цене вариант системы пожаротушения подземной автостоянки. Для расчета нам понадобится минимум параметров:

  • площади подземного гаража;
  • высоты потоков;
  • количества временно или постоянно пребывающих людей.

Мы готовы выполнить все работы под ключ: проектирования, доставку, монтаж установок на паркинге и обслуживания смонтированной системы высококвалифицированным персоналом. Ждём Вашего звонка!

Спасибо! Ваше сообщение отправлено!

Понравился пост? Поделись с друзьями!

Источник: https://afes.pro/blog/vybor-sistemy-pozharotusheniya-podzemnogo-parkinga

Пожарная безопасность стоянки автомобилей и паркинга: требования

Пожаротушение автостоянок

Статистика происшествий показывает, что угоны, поджоги, вандализм в отношении автомобилей, принадлежащих гражданам, являются ежедневными событиями. Учитывая стоимость автомобилей, затраты на ремонт после противоправных действий злоумышленников, важной проблемой становится безопасное хранение транспортных средств.

Для владельцев автомашин, проживающих в многоквартирных домах, существует два варианта решения этой задачи:

  • Приобретение индивидуального гаражного бокса.
  • Хранение автомобиля на автостоянке, в здании паркинга, отвечающих требованиям строительных норм и противопожарных правил.

Виды автостоянок

По определению СП 113.13330.

2016, автостоянками, называемыми также парковками, паркингами, гаражами-стоянками, считают строительные объекты, а также их выделенные части, пожарные отсеки, помещения; или оборудованные открытые площадки, что специально предназначены для хранения легковых автомашин, микроавтобусов, других видов транспорта с мотором/двигателем – мотороллеров, мотоциклов, мотоколясок, мопедов, скутеров.

Следует отметить, что велосипеды, за возможность невозбранного хранения которых на автостоянках, в зданиях паркингов, наравне с вышеперечисленными транспортными средствами, ратуют многие граждане-владельцы, в этот нормативно утвержденный список не попали.

Согласно указаниям свода правил хранение легковых автомашин, другого личного транспорта на автостоянках, в паркингах, на закрепленных за каждым владельцем местах, может быть постоянным, длительностью больше 12 часов; или временным – на стоянках общественного, платного пользования.

Среди многообразия разновидностей стоянок для хранения автомобилей выделяют три основных вида, включающих все типы, зависящие от места размещения, обустройства, строительного исполнения, способов заезда, расстановки личного транспорта.

Открытые

Стоянки открытого типа для временной парковки, длительного хранения легкового автотранспорта бывают следующих типов:

  • Внутри дворовыми – для жителей многоквартирных зданий, гостей, посетителей.
  • Общественными, расположенными в административной, общественно-деловой части населенного пункта.
  • Объектовыми, обустраиваемыми для хранения легкового автотранспорта работников производственных предприятий, складских комплексов.
  • Перехватывающими – для временного размещения автомобилей граждан, следующих в центры крупных городов, что обустраивают вблизи станций метрополитена, железной дороги, остановок наземного городского электротранспорта.

На эту тему ▼

Как правильно выбрать огнетушитель в автомобиль

Открытые автостоянки, паркинги также могут быть:

  • Платными, обустроенными, постоянно обслуживаемыми организациями, оказывающими такой вид услуг населению, или общественными – бесплатными.
  • Охраняемыми и без организации охраны.
  • Имеющими ограждение для ограничения свободного доступа помимо ворот, калиток, как правило, в виде легко просматриваемых металлических конструкций, сеток, или без него.
  • Обвалованными – наземными или заглубленными автостоянками с обвалованием грунтом, выступающим больше чем на 50% от уровня земли.
  • Открытыми стоянками, обустраиваемыми на эксплуатируемых кровлях строительных объектов, без установки навесов.

Кроме того, СП 113.13330, к наземным стоянкам открытого типа относит автостоянки, размещаемые в строительных объектах, в которых не меньше 50% поверхности наружного ограждения на любом этаже/ярусе составляют открытые проемы, без какого-либо заполнения, а остальное – парапеты.

А также, как в гаражах автопредприятий, гаражах-стоянках организаций, на территории открытых стоянок допускается размещение постов технического сервиса, текущего ремонта легковых автомобилей.

Пожарная безопасность открытых автостоянок в основном обеспечивается:

  • Наличием, не захламлением, запретом хранения сгораемых материалов, своевременной уборкой растительного мусора в противопожарных разрывах до жилых, общественных, производственных строительных объектов.
  • Обеспечением сквозных основных поездов по территории, в том числе для свободного следования, подъезда автотехники пожарных подразделений к месту возгорания.
  • Строгим соблюдением противопожарного режима, в том числе категорическим запретом курения, сливо-наливных операций с горючими жидкостями.
  • Регулярным обходом территории на охраняемых автостоянках.
  • Обязательным оборудованием территории автостоянок переносными, передвижными огнетушителями, с организацией хранения в холодный период в отапливаемых помещениях.

Подземные

Такими стоянками считают строительные объекты, в которых все этажи имеют отметку пола помещений для расстановки, хранения легкового автотранспорта больше, чем на 50% высоты, ниже планировки отметки земли вокруг сооружения.

Подземные паркинги строятся как одно-, так многоэтажными, в зависимости от потребностей населения, рельефа местности, качества геологических пород, наличия грунтовых вод в местах возведения.

Существуют как традиционные подземные автостоянки, где владельцы легкового транспорта сами маневрируют, размещают машины на выделенных местах, так и автоматизированные, полумеханизированные паркинги, в которых транспортировка осуществляется водителем с помощью устройств, механизмов, или вовсе без его участия.

Подземная парковка Фотограф: Jaymantri

В подземных паркингах допускается:

  • Манежное хранение автомашин, когда они размещаются в общем помещении, имея свободный выезд на внутренний проезд каждого этажа.
  • Боксовое хранение легковых автомашин, когда они находятся в отдельных боксах, обеспеченных выездом наружу, во внутренний проезд.

Боксовое хранение, с разделением машиномест даже противопожарными перегородками, не допускается требованиями пункта 5.2.6 СП 154.13130.2013 во встроенных подземных автостоянках.

Допустимо устройство сетчатого ограждения, выполняемого из негорючих материалов, веществ, чтобы выделять места постоянного хранения автомобилей.

Пожарная опасность подземного паркинга обусловлена как высоким уровнем пожарной нагрузки на единицу площади, так и коротким периодом заполнения токсичными летучими продуктами горения всех помещений, что снижает вероятность безопасной эвакуации людей, находящихся на этажах, сильно затрудняет разведку места возникновения очага возгорания, тушение пожара.

Для успешного преодоления этих серьезных проблем подземные паркинги для размещения личного автотранспорта должны в обязательном порядке оборудоваться стационарными системами пожаротушения, дымоудаления, оповещения людей.

Встроенные

Такие автостоянки, что встраиваются или пристраиваются к строительным объектам другого функционального назначения могут быть как подземными, так и надземными сооружениями.

Требования пожарной безопасности к таким автостоянкам специфические, довольно жесткие как в части проектных решений по строительным конструкциям, объему, планировкам, так и к инженерным системам таких объектов.

Это не удивительно, так как встроенно-пристроенные автостоянки являются частью жилых многоквартирных домов, общественных объектов с массовым нахождением покупателей, посетителей.

Требования пожарной безопасности

«ППР в РФ» запрещает на открытых автостоянках, под навесами для хранения транспорта, в помещениях паркинга, гаража-стоянки:

  • Размещать автотранспорт в количестве, что превышает предусмотренное проектными решениями для данного защищаемого объекта, нарушать план расстановки, в том числе уменьшая расстояния между автомашинами.
  • Допускать загромождение ворот, проездов.
  • Выполнять огнеопасные работы, связанные с термической обработкой, сваркой, резкой металлов, столярные, малярные виды работ; промывать детали, используя горючие, легко воспламеняемые жидкости.
  • Допускать утечку, проливы топлива, смазочных масел, не закрытие горловин топливных баков.
  • Сливоналивные работы с топливом.
  • Хранение любых нефтепродуктов, а также тары из-под топлива, смазочных материалов.
  • Производить подзарядку аккумуляторных батарей, не снимая с автомобилей, так как при этом выделяются горючие газы. Исключение – гибридные и электромобили.
  • Разогревать двигатели, пользоваться для освещения любыми источниками открытого огня.
  • Устанавливать автотранспорт, что предназначен для транспортировки горючих газов, жидкостей, ЛВЖ.

Кроме того, для каждого основного вида автостоянок, паркингов существуют отдельные требования:

  • СП 113.13330, СП 154.13130.
  • СП 300.1325800.2017 о правилах проектирования струйной вентиляции, систем дымоудаления из крытых, подземных стоянок для хранения автомобилей.
  • ГОСТ Р 53300-2009 о методиках испытаний противодымной защиты строительных объектов при сдаче-приемке, периодическом обслуживании.

Открытого паркинга

Стоянки автомобилей открытого вида проектируют в части определения размера земельных участков по требованиям СП 42.13330.2016 о планировке, застройке населенных пунктов, а противопожарные разрывы до зданий жилого, общественного назначения принимают по указаниям СП 4.13130.2013 об ограничении развития пожаров на защищаемых объектах.

Подземной стоянки

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnaya-bezopasnost-avtostoyanki-avtomobiley-i-parkinga/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.