Пояса охраны источников водоснабжения

Содержание

Зоны санитарной охраны источников водоснабжения: назначение, границы и мероприятия

Пояса охраны источников водоснабжения

Водные источники – объекты стратегической важности, так как от качества воды зависит жизнь и здоровье населения страны.

Охрана безопасности природных ресурсов гарантируется Конституцией РФ, является заботой Государства и обеспечивается санитарными правилами и нормативами СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

 Зона санитарной охраны (ЗСО) – это участок с особым режимом землепользования. Он выделяется вокруг мест забора и транспортировки воды для создания барьера против техногенных загрязнений, отравляющих веществ, болезнетворных микроорганизмов.

Пояса ЗСО и определение границ

Распределение границ ЗСО зависит от источника, климата, геологических особенностей местности

Для обеспечения экологической безопасности объектов вокруг скважин питьевой воды или водовода, соединяющего водозабор с основной магистралью водопровода, выделяются прилегающие участки, проходящие полосой вдоль построек.

Рассчитывая ширину поясов ЗСО для источника водозабора, опираются на следующие параметры:

  • вид источника: поверхностный, глубинный-подземный;
  • гидрологические условия и фазы водного режима: половодье, межень, сезонные или дождевые паводки;
  • геологические условия: взаимное расположение водоупорных и водоносных пластов;
  • рельеф местности;
  • климатические условия: температурный режим, роза ветров, количество выпадающих осадков;
  • тип загрязнения: бактериологический, химический.

В соответствии с нормами (СанПиН 2.1.4.027-95) ЗСО делится на несколько поясов, характеризуемых охранными мероприятиями с различной строгостью режима.

Строгий режим – огороженная охраняемая территория

Первый пояс ЗСО – предназначен для защиты источника, водозаборного пункта, водопровода от умышленных или непреднамеренных загрязнений или аварий.

Зона водоотведения должна находиться вне жилой зоны населенных пунктов, а также за территорией промышленных предприятий.

Охранный пояс организуется в виде окружности диаметром от 30 м до 50 м, в центре которой находится водоисточник.

Если скважин несколько, за точку отсчета границы берется самая крайняя. Для защищенных источников, где водоносный слой граничит с двумя водоупорными пластами (например, артезианские воды), по согласованию с Роспотребнадзором допустимо изменение размера первого пояса в сторону уменьшения при существовании экспертного заключения о нулевой вероятности загрязнения с поверхности.

В случае незащищенных источников, где присутствуют подземные воды, над которыми грунт не обладает водоупорными свойствами либо имеются гидрогеологические окна в верхнем водоупорном слое, обустраивается максимально возможная зона санитарной защиты. Это связано с тем, что такие источники подпитываются поверхностной водой, в которую легко могут попасть примеси.

Если подземные водохранилища пополняются через искусственные каналы, охранный пояс может увеличиваться до 150 м.

Режим ограничений – неогороженная территория, обозначенная указателями

Второй пояс – зона противодействия микробному загрязнению.

Размер доходит до 3-5 километров от уреза воды в точке забора, определяется гидродинамическими расчетами с учетом скорости водного потока и времени жизни вредных бактерий в условиях данной среды.

Охватывает площадь, которой должно быть достаточно для того, чтобы микроорганизмы, попавшие в почву или грунтовые воды, успели погибнуть, не достигнув водоносного горизонта. Установленный период времени принимается от 100 до 400 суток.

Третий пояс – буфер от химического отравления.

Расчетная ширина местами совпадает со вторым поясом, но в основном составляет 5 км до водоема, зависит от дальности распространения в водной среде вредного соединения, сохраняющего свою стабильность, или распадающегося в результате физико-химических процессов, протекающих в источнике (например, выпадение неактивного осадка). Он обеспечивает защитную зону, размер которой гарантирует, что вредные вещества химической природы достигнут водозабора только по истечении срока его эксплуатации, то есть не ранее 10000 дней (средний срок жизни водозабора 25 лет).

Из всех типов грунта, наилучшими водоупорными свойствами обладает глина.

Санитарные зоны рассчитываются на всех этапах строительства, а также функционирования водозаборов. Сведения о границах ЗСО отражены в проекте наряду с планом мероприятий по улучшению санитарного состояния охраняемой зоны и правилами ее использования.

Упрощенное проектирование допустимо только для скважин с технической водой, используемой для полива или производственных целей.

Основные мероприятия на территории ЗСО

Режим санитарной охраны водоисточников от загрязнения обеспечивается специальными комплексами мероприятий, установленных для трех поясов отдельно.

Территория первого пояса должна быть обеспечена:

  • охраной;
  • ограждением;
  • пешеходными дорожками с твердым покрытием;
  • озеленением, за исключением высоких деревьев;
  • дренажной системой по отводу поверхностных вод от источника водоснабжения за пределы зоны;
  • подключением к централизованной канализационной сети, а при ее отсутствии, герметичными накопителями, расположенными за пределами ограждения, которые по мере необходимости обслуживаются ассенизаторской службой.

На данном участке запрещено любое строительство, постоянное проживание людей, купание и стирка, выпас скота, использование удобрений, ядов, химикатов, моющих средств.

В ЗСО второго пояса проводятся следующие мероприятия:

  • тампонаж – заглушка защитной подушкой из цемента, глины или расплавленного пластика – неработоспособных скважин, для изоляции водоносного горизонта от проникновения загрязнений химической или микробиологической природы;
  • разрешаются: водный туризм, рыбалка, строительство благоустроенных населенных пунктов, предприятий промышленности, объектов сельского хозяйства, обеспеченных системами канализации и водоснабжения;
  • запрещаются: вырубка лесонасаждений, создание фильтрационных или оросительных систем, разработка месторождений природных ископаемых, применение ядовитых химикатов или удобрений, строительство складов горюче-смазочных материалов, животноводческих ферм, мусорных свалок твердых или жидких бытовых отходов на поверхности, а также под землей.

Мероприятия в третьем поясе в основном совпадают со вторым, но в нем дополнительно разрешаются лесозаготовительные работы, использование химических средств, разрешенных санэпиднадзором, для очистки водохранилищ или водоотводящих каналов от растительности и донных отложений.

Ограничительной мерой общей для поясов является запрет на размещение на их территории кладбищ, скотомогильников, ям для складирования навоза или силоса.

Соблюдение санитарных норм и правил является обязательным как для частных лиц, так и для представителей крупного и мелкого бизнеса.

Источник: https://StrojDvor.ru/vodosnabzhenie/zony-sanitarnoj-ohrany-istocnokov-vodosnobzenia/

Участок попал в санитарную зону питьевого источника

Пояса охраны источников водоснабжения

Уважаемый читатель, в этой статье  мы поговорим о таком ограничении земельного участка, как пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения.

В статье мы рассмотрим,  какие есть запреты, связанные попаданием в эти пояса  , в том числе случаи, когда такие запреты  и сама зона  установлены  необоснованно.  Также мы укажем как  оспорить  утверждение зон санитарной охраны источников водоснабжения, как   можно  преодолеть  Отказ в предоставлении в собственность земельного участка  в ЗСО.

СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения

Пояс санитарной охраны (зоны санитарной охраны источников водоснабжения- ЗСО)  устанавливается для  точки забора питьевой  воды  из водоема или же подземного источника. ЗСО  устанавливается для охраны точки водозабора от загрязнения.

Смысл в том, чтобы на  участках  , находящихся в границах этой зоны  не производилась деятельность, в результате которой  в водоем с точкой забора питьевой воды   попали бы какие-то загрязняющие вещества.

И чтобы мы с Вами когда открываем у себя дома  кран  , то  пили бы чистую воду не зараженную всякими микробами и  вирусами.

Для этих целей главным санитарным врачом утверждены специальные санитарные нормы , именуемые СанПиН. Как раз таки СанПиН 2.1.4.

1110-02  и предусмотрено три  пояса санитарной охраны от источника питьевого водоснабжения..

Стоит отметить, что на уровне Москвы и Москвы и Московской области установка пояса ЗСО регулируются несколько иным образом, чем в остальной части РФ, об этом мы поговорим в отдельной статье.

Водозабор зоны санитарной охраны пояса

Первый пояс санитарной охраны самый жесткий по ограничениям, в нем нельзя почти ничего делать за исключением того , чтобы  возводить сооружения , которые будут обслуживать водозаборную насосную станцию или же предотвращать водоем от загрязнений.

Второй пояс уже менее жесткий по требованиям, но все же ряд ограничений сохраняется. Так , например  во втором поясе не допускается размещение  дачных, садово-огородных участков и участков под индивидуальное строительство на расстоянии менее 150 м от уреза воды.

При попытке выкупить землю во втором  поясе санитарной охраны будет получен отказ администрации в предоставлении земельного участка. В первом втором поясе запрещена приватизация земельных участков, возможна только аренда (ст.27 Земельного кодекса РФ).

Третий пояс санитарной охраны  содержит наименее жёсткие ограничения, в нем уже , например можно оформлять в собственность земельные участки.

В ряде случаев можно столкнуться и с  отказом  в строительстве дома на участке, находящемся во втором и третьем поясе СЗО.

Мы рассмотрим  вопрос  возможности строительства в ЗСО питьевых источников  в отдельной статье.

Карта зоны санитарной охраны

Далее поговорим о том, откуда мы можем узнать о наличии зоны санитарной охраны водозаборов.

Первое и основное где мы должны увидеть границу зоны санитарной охраны это выписка из ЕГРН, до 2022 года сведениях об всех ограничения должны внести в реестр недвижимости и при заказе выписке из ЕГРН мы эти сведения с 2022 года должны будем обязательно увидеть.

Также эти данные зоны санитарной охраны источников питьевого назначения содержаться в карте зон с особыми условиями  в правилах землепользования застройки соответствующего поселения.

Однако   в карте зонирования сведения о наличия поясов не всегда отражены правомерно, что в свою очередь создает для владельца участка определенные проблемы, связанные, например с невозможностью приватизировать участок  или же возвести на нем какой-то объект.

В нашей практике были случаи, когда на карту зон с особыми условиями  наносились зоны санитарной охраны водоснабжения и водопроводов в то время , как точки забора питьевой воды вообще не существовало.

 То есть проектировщик по случайности нанес эту зону на карту, а районная администрация и другие органы, которые утверждают правила землепользования и застройки это все по невнимательности пропустили. Был сделан ряд запросов в государственные и местные органы  с вопросом   почему цчасток попал в зону санитарной охраны питьевого источника водоснабжения.

Путем переговоров с местными органами и Роспортребнадзором  нам удалось доказать, что пояс санитарной охраны установлен неправомерно и снять запрет на приватизацию земельного участка.

В другом случае выяснилось, что хотя точка заборы питьевой воды и есть , но проекта поясов санитарной охраны  в установленном порядке не разрабатывалось не утверждалось, и границы этих поясов нанесены произвольно, что позволило в суде признать неправомерность ее установления для конкретного участка.

Организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, судебная практика

Важным момент является то, что Верховный суд   РФ   указывает на необходимость разработать проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения , а без этого проекта  считает зону не установленной. 

Приводим правовую  позицию, содержащуюся в   Апелляционном  определении  Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2019 N 75-АПА19-5.:

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Как следует из пунктов 1.4 и 1.5 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г.

N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.

1110-02», зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов.

Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Важно!!! Стоит отметить, что если пояс установлен неправомерно, то  подавать заявление о признании незаконным отказа  администрации не совсем верный шаг. Обжаловать нужно сам факт наличия пояса, например его отражение в картах зон с особыми условиями использования территории  в Правилах землепользования и застройки и генерального плана.

Что делать если участок попал в зону ЗСО, Пример из практики

Приведем конкретный пример из нашей практики, когда пояс санитарной охраны фактически отсутствовал, хотя и был нанесен в карте зон с особыми условиями использования территорий  Правил землепользования и застройки.

Предыстория: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее Министерство), рассмотрев заявление гражданина  отказало ему в предоставлении в собственность земельного участка.

В обоснование своей позиции указало  , что испрашиваемый в собственность земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения  

В рамках рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность  Министерством был подготовлен и направлен в адрес администрацию района, которая ответила, что согласно картам зон с особыми условиями использования территорий Генерального плана и Правил землепользования и застройки участок расположен  в границах второго пояса.

В соответствии с пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Выполненные нами  действия для разрешения ситуации:

С целью выяснения наличия проектных документов для указанной зоны, а также условий ее нанесения на карту зонирования были сделаны запросы:

— Роспотребнадзор — орган, осуществляющий надзорные и согласовательные функции в области санитарно-эпидемиологического законодательства.

— Администрацию   муниципального района Республики Карелия –органе согласовавшим установление такой зоны и участвовавшим в разработке Правил землепользования и застройки.

— Администрацию  сельского поселения   муниципального района Республики Карелия непосредственно вносившим пояс санитарной охраны в карту зонирования Правил землепользования и застройки.

— Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия орган власти уполномоченный на согласование  и утверждение зоны санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения.

Из ответа Администрации    муниципального района республики Карелия, пришел ответ, что  второй  пояс санитарной охраны нанесен на карту зонирования ошибочно. В поселке  отсутствует источник питьевого водоснабжения, для которого должны устанавливаться пояса санитарной охраны.

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и управление Роспотребнадзора  ответили, что информация о расположении в поселке источника водоснабжения в Министерстве отсутствует, проект  зон санитарной охраны водных объектов отсутствует.

Таким образом отображение границ второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки произведено в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Таким образом было выявлено,  что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является необоснованным и незаконным, так для указанной территории ограничений в виде поясов Санитарной охраны не установлено, а карте зонирования он указан по признанию самой же районной администрации ошибочно.

Исходя из полученных ответов были сделаны   следующие правовые выводы:

  1. Пояс санитарной охраны ошибочно нанесен на карту зонирования. В поселке  отсутствует источник питьевого водоснабжения, для которого должны устанавливаться пояса санитарной охраны.
  2. Исходя из ответов на запросы поступивших из Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Управления Роспотребнадзора по республике Карелия   проекты ЗСО источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения в поселке  не утверждались. Следовательно, правовые основания для нанесения ее на карту зонирования отсутствовали. Таким образом Установление зон санитарной охраны   было незаконно.

Источник: https://jurist-dolina.ru/uchastok-popal-v-sanitarnuyu-zonu-pityevogo-istochnika/

2 хитрости чиновников с зонами санитарной охраны и как их обойти

Пояса охраны источников водоснабжения
материал обновлен 11 января 2020 года

Зона санитарной охраны водных объектов ограничивает в обороте земельные участки, которые в нее попали.

Участок, ограниченный в обороте не может передаваться в частную собственность[1].

Иными словами, владельцы участков в зоне санитарной охраны, НЕ могут:

  • выкупить землю в собственность, даже если на участке есть их недвижимость,
  • прирезать к своему участку прилегающую территорию,
  • другим способом получить участок в собственность.

Любые ограничения раздражают.

Однако у них есть и положительная сторона.

Например, более низкая кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость участка в зоне санитарной охраны должна быть ниже

Другими словами,  земля в зоне сан охраны дешевле, чем за пределами ЗСО.

Снижение кадастровой стоимости автоматически влечет уменьшение платы за землю.

Проще говоря, владельцы участков в зоне санитарной охраны должны платить меньший земельный налог или арендную плату.

Однако, некоторые региональные власти не хотят терять часть платежей за землю и начинают хитрить.

Рассмотрим 2 хитрости чиновников, а также способы, как владельцам участков обратить их себе на пользу.

Липовая зона санитарной охраны источников водоснабжения. 

Уловка состоит в том, что власти применяют режим зон санитарной охраны, но при этом юридически их не оформляют.

Разберемся в этой хитрости, чтобы понимать, как из этого извлечь выгоду.

Как устанавливаются ЗСО?

В отношении водных объектов (рек, озер, водохранилищ и т.д.), которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны[2].

Порядок установления ЗСО определяется законом.

Суть порядка[3] сводиться к 2-ум аспектам:

  • наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам;
  • утверждение таких зон органами исполнительной власти субъекта РФ.

Другими словами, зоны санитарной охраны водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждаются органами региональной власти при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Обратите внимание: ЗСО утверждаются не органами местного самоуправления, а органами исполнительной власти субъекта РФ, то есть региональной властью.

Для справки.

Как правило, зоны санитарной охраны в населенных пунктах включаются в Правила землепользования и застройки.

На этом основании, чиновники считают, что ЗСО установлены.

Однако, это лукавство, потому что Правила землепользования застройки принимают органы местного самоуправления.

А зоны сан. охраны утверждает региональная власть, а не местная.

Безусловно, муниципалитеты должны отражать в Правилах землепользования и застройки зоны санитарной охраны.

Но должны это делать на основании правовых актов министерств (управлений) региональных правительств или администраций.

Вывод: наличие в ПЗЗ сведений о зонах санитарной охраны не доказывает, что ЗСО установлены законно.

С этим разобрались, двигаемся дальше.

Почему чиновники юридически не оформляют утверждение ЗСО?

Наверняка, вы уже поняли, что дело в деньгах.

Не берусь со 100-процентной уверенностью утверждать, что дело именно в финансовой стороне вопроса.

Однако, анализ законодательства в этой области свидетельствует именно об этом.

Объясню подробнее.

Любые органы власти обязаны[4] направлять в Росреестр документы и сведения, в случае принятия решений об установлении зоны с особыми условиями использования территорий.

Для сведения.

Зона санитарной охраны является одним из видов[5] зон с особыми условиями использования территорий.

Иными словами, в случае принятия региональной властью решения об утверждении ЗСО, данное решение и сведения из него должны быть переданы в Росреестр.

Решение передается в Росреестр в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

При этом, Росреестр, получив такое решение, вносит в ЕГРН сведения об ограничении земельного участка в виде зоны санитарной охраны.

Идем дальше.

Одним из ценообразующих[6] факторов, который учитывается при определении кадастровой стоимости, является наличие обременений (ограничений), зарегистрированных в ЕГРН.

Зоны санитарной охраны ограничивают права на земельный участок

Я не очень разбираюсь в методике расчета кадастровой стоимости.

Но что-то мне подсказывает, что ограничение не может увеличивать стоимость участка.

Наоборот, должно её  уменьшать.

Таким образом, юридическое оформление региональной властью решения об установлении зоны санитарной охраны приведёт к появдению в ЕГРН информации об ограничении земельных участков, попавших в ЗСО.

Чтобы эта информация не появилась в ЕГРН и не учитывалась при определении кадастровой стоимости, чиновники просто не оформляют решение в виде правового акта (приказа, постановления и т.д.).

С их точки зрения, всё до безобразия просто: нет документа об утверждении ЗСО, следовательно, нет записи в ЕГРН об ограничении участков.

Как следствие, нет факторов, снижающих кадастровую стоимость земли.

При этом, в государственных информационных системах (ГИС) и Правилах землепользования застройки (ПЗЗ) сведения о зонах санитарной охраны, каким-то волшебным образом появляются.

А поскольку сведения о зонах содержаться в ГИС и ПЗЗ, то чиновники направо и налево «лепят» отказы:

  • в выкупе земельных участков из аренды под объектами ИЖС и другой недвижимостью,
  • отказы в перераспределении (прирезке) участков,
  • отказы по другим процедурам, предусматривающим передачу участков в частную собственность граждан и организаций.

Согласитесь, хитрый подход: плата за землю не снижается, но ограничение на практике применяется. Очень «удобно».

Что с этим делать и как использовать с выгодой для себя, расскажу ниже.

А пока рассмотрим 2-ую хитрость, к которой прибегают власти.

Зоны санитарной охраны относятся к «сведениям» государственной тайны.

Иногда органы власти могут идти на такую уловку.

Сообщают, что нормативный акт об утверждении (установлении границ) зоны санитарной охраны принят, но не опубликован, потому что якобы сведения о ЗСО относятся к сведениям государственной тайны.

Подобные утверждения не имеют ничего общего с действительностью, потому что ни Указом[7] Президента РФ, ни законом[8], зоны санитарной охраны не отнесены к сведениям государственной тайны.

Как использовать зоны сан охраны для своей выгоды?

Должен предупредить о следующем: у меня нет информации, что абсолютно во всех регионах РФ власти применяют вышеописанные хитрости с зонами санитарной охраны.

По этой причине, целесообразно предварительно проверить: хитрят ли власти в вашем регионе с установлением зон санитарной охраны или действуют законно.

Как проверить законность утверждения ЗСО?

Проверку следует начать с получения выписки из ЕГРН.

Обратите внимание.

Изначально исходим из того, что земельный участок расположен поблизости от водоема и/или уже был получен отказ по причине наличия зоны санитарной охраны.

Получить выписку можно в Росреестре или через онлайн сервис.

В полученном документе нас интересует строка – «Особые отметки».

Если в этой строке отсутствуют сведения о зоне санитарной охраны, то это может означать одно из 2-х:

  • зона не устанавливалась, и соответственно нет правовых оснований передавать сведения в Росреестр,
  • зона фактически установлена, но власти не передали сведения в Росреестр.

В первом случае, когда ЗСО не устанавливалась, то есть вы не испытываете никаких ограничений в виде отказов в выкупе участка, прирезке дополнительной земли и т.д.,  следует вывод, что все законно.

Во втором случае, когда зона фактически установлена, то есть вам отказали в выкупе участка, в прирезке земли или в ином способе получения участка в собственность по причине наличия ЗСО, то данное обстоятельство 1-ый признак того, что власти хитрят в этом вопросе.

Следующим шагом целесообразно проверить сайты органов региональной власти на предмет опубликованного приказа (постановления) об утверждении зон санитарной охраны

Особое внимание уделите сайту министерства (управления) ЖКХ вашего региона, потому что чаще всего утверждение ЗСО передают в компетенцию данного органа.

Проверку сайта можно проводить следующим образом.

В разделе «Поиск по сайту» вводите поочередно следующие запросы:

  • зона санитарной охраны,
  • утверждение зоны санитарной охраны,
  • ЗСО,

полученные результаты проверяйте на наличие правовых актов об утверждении ЗСО.

Не лишним будет направить письменный запрос на имя главы региона (губернатору) с просьбой сообщить – утверждался ли проект либо границы зоны санитарной охраны.

Примерный вариант запроса может быть таким.

Правительство Тьмутараканской области

Губернатору Пыжикову Соломону Альбертовичу

от

Иванова Ивана Ивановича,

проживающего: Тьмутараканская область,

Беспросветный район,

с. Прощайнадежденское,  ул. Пустая дом 5.

 Уважаемый Соломон Альбертович!

           Прошу сообщить, утверждались ли проект и/или границы зоны санитарной охраны для с. Прощайнадежденское.

            В случае, если зоны санитарной охраны утверждались, прошу сообщить:

  • номер, дату и наименование нормативного правового акта, которым были утверждены зоны санитарной охраны,
  • источник официальной публикации указанного нормативного правового акта, в том числе, наименование источника, номер и дата периодического издания официальной публикации.

Кроме этого, прошу сообщить, по какой причине сведения об утвержденных зонах санитарной охраны до сих пор в порядке межведомственного информационного взаимодействия не переданы в Росреестр.

 Дата. подпись.

Результаты проведенной проверки могут быть разными.

Но условно их можно свести к 2 знаменателям:

  1. зоны фактически установлены и есть нормативный акт региональной власти об установлении зон.
    Данный акт официально опубликован, вступил в силу и с полным текстом можно ознакомиться, чтобы проверить в самом ли деле ваш участок находится в пределах ЗСО.
  2. зоны фактически установлены, но нет нормативного акта об их установлении.
    Чиновники могут говорить, что такой акт есть, но найти его не возможно. Текст нигде не опубликован.

Второй вариант уже более убедительно свидетельствует о том, что власти хитрят в вопросе юридического оформления зон санитарной охраны.

Что можно сделать в такой ситуации?

Ответ во многом зависит от ваших целей.

Первый вариант.

Если вы хотели выкупить участок либо прирезать прилегающую землю или иным способом перевести участок в частную собственность, но получили отказ по причине наличия зоны санитарной охраны, то можно обжаловать данный отказ в суде.

Основание для обжалование — зона санитарной охраны не была утверждена в установленном законом порядке.

По данному вопросу есть положительная судебная[9] практика, которую следует использовать, чтобы обжаловать отказ и добиться перевода земли в собственность.

Обжалование осуществляется в порядке административного судопроизводства, на основании статей[10] Кодекса административного судопроизводства.

Важно учитывать, что срок на подачу административного иска составляет 3 месяца с момента получения отказа.

Если вы пропустили 3-х месячный срок, то это не страшно, потому что можно снова обратиться в орган, который вам выдал отказ, с повторным заявлением.

На данное заявление вы получите новый отказ, который будет датирован новой датой, и его вы сможете обжаловать, не пропустив 3-месячный срок.

Второй вариант.

Требовать снижения кадастровой стоимости, с целью уменьшить плату за земельный участок, если такая плата зависит от размера кадастровой стоимости.

Мне не приходилось реализовывать на практике данный вариант.

Но для его практической реализации я бы действовал по следующему алгоритму.

  • направил в региональную прокуратуру заявление о проведении проверки законности фактического установления зоны санитарной охраны, без принятого в законном порядке нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ.
  • оценил бы перспективы снижения кадастровой стоимости, установленной без учета фактически существующего ограничения в виде зоны санитарной охраны.

Судебный или иной конфликт с органами власти не имеет заведомо положительного исхода.

Тем не менее, позволять «дурить» себя, не самый лучший выбор.

Желаю хорошего дня и успешного обхода зон санитарной охраны.

Источник: https://paruslex.ru/zona-sanitarnoy-ohrani/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.