Порядок списания недвижимого имущества

Содержание

Бюджетный учет: как организовать учет зданий и помещений

Порядок списания недвижимого имущества

В случае со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями правильно определить инвентарный объект бывает непросто. И здесь важно ориентироваться на несколько правил:

  • инвентарная единица — это отдельно стоящее здание или целый комплекс построек, возведенных на едином фундаменте, которые выполняют одну или несколько общих функций; 
  • примыкающие здания с разными функциями — это разные объекты;
  • если вспомогательные строения обеспечивают эксплуатацию основного здания, они считаются его частью;
  • всевозможные надворные постройки, заборы и иные сооружения, которые обеспечивают работу нескольких зданий или имеют самостоятельное назначение (гараж, летняя кухня), учитываются как отдельные объекты.

Например, отдельно стоящая баня — это строение с самостоятельным назначением, отдельный объект учета. А вот помещение для хозяйственного инвентаря сотрудников учреждения является вспомогательным, обеспечивает эксплуатацию конкретного здания, поэтому бухучет не выделяет его как самостоятельное помещение.

Каждому вновь поступившему объекту бухгалтер присваивает индивидуальный инвентарный номер. Он сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации здания/помещения данным учреждением. Структуру номеров, логику их присвоения объектам учреждение вправе придумать самостоятельно.

Группы объектов недвижимости по их назначению определяет Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Предназначенные для проживания человека здания/помещения разных типов считаются жилыми.

Нежилые объекты — это административные, промышленные, обслуживающие здания, в том числе гаражи и складские помещения. В этом бюджетный учет ничем не отличается от учета в коммерческих предприятиях.

Какой ОКОФ применять

Опираясь на ОКОФ, бухгалтер определяет срок полезного использования объекта и рассчитывает ежемесячную амортизацию. В 2017 году Минфин России серьезно изменил структуру классификатора (письмо от 27.

12.16 № 02-07-08/78243), некоторые позиции ведомство удалило вовсе или заменило обобщающими понятиями. Изменился и вид кодировки основных средств.

Прежний код состоял из 9 цифр вида ХХ ХХХХХХХ, например:

11 0000000 Здания (кроме жилых):

  • 11 0001000 Здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки
  • 11 4521000 Здания топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий

Новые коды имеют иную структуру — ХХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. Для сравнения приведем  классификацию некоторых зданий по новому ОКОФ:

Пятая группа (имущество со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно)

Здания
Здания (кроме жилых)Сборно-разборные и передвижные здания
Жилища
Здания жилые общего назначенияЖилища каркасно-камышитовые и другие облегченные

Новый ОКОФ применяется только для зданий, сооружений и помещений, которые введены в эксплуатацию и поставлены на учет после 1 января 2017 года. Пересматривать группы ранее полученного имущества не надо, для них сохраняется прежняя классификация.

Ключевые принципы учета

Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н  уточняет, как формировать номера счетов по основным средствам. Для синтетического учета в Плане счетов бюджетного учета выделен счет 010100000 «Основные средства» и два субсчета: 

  • 010111000 «Жилые помещения»;
  • 010112000 «Нежилые помещения».

Любое движение основных средств: поступление, внутреннее перемещение, перестройка, списание и пр. — учреждение оформляет типовыми первичными формами (о них см. ниже), в том числе специальными, предназначенными только для зданий и сооружений (приказ Минфина РФ от 30.03.15 № 52Н).  Документы составляются в двух экземплярах, один из которых оставляет у себя МОЛ, а второй забирает бухгалтерия.

Как принять здание к учету

Учреждения, как правило, не являются собственниками имущества, а только распоряжаются им на правах оперативного управления в соответствии с назначением имущества, целями своей деятельности и заданиями собственника, то есть учредителя.

Инструкция № 157н диктует строгое правило: объекты недвижимости принимать и снимать с учета можно только на основании первичных форм с обязательным приложением регистрационных документов (свидетельства о регистрации права собственности или права оперативного управления (выписка из ЕГРП).

А значит, принимая здание или помещение к учету, руководитель учреждения и бухгалтер прежде всего уточняют условия передачи имущества (аренда, хранение и пр.). Эти условия должны быть где-то зафиксированы: в отдельном письме или в акте приема-передачи собственник указывает, что до регистрации права оперативного управления недвижимость переходит в безвозмездное пользование учреждению.

Когда статус объекта уже уточнен, бухгалтерия может применять соответствующую норму Инструкции № 157н.

Если учреждение планирует использовать имущество до того, как зарегистрирует свое право на оперативное управление, оно составляет договор безвозмездного пользования и ставит объект на учет на забалансовый счет 01 (п. 333 Инструкции № 157н).

Организации госсектора, принимающие недвижимость, должны помнить, что ни один из объектов не может числиться в балансовом учете двух учреждений.

операцииДебетКредит
До государственной регистрации объекта недвижимости
Подписан акт приема-передачи на основании распорядительного акта собственника01
Отражены расходы на коммунальные услуги0 401 20 2230 302 23 730
После государственной регистрации объекта недвижимости
С забалансового учета списан объект на основании государственной регистрации прав на недвижимое имущество01
Основное средство принято к учету по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество:
на сумму балансовой стоимости0 101 1х 3100 210 06 6600 401 10 180
на сумму начисленной амортизации0 210 06 5600 401 10 1800 104 1х 410

При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».

Для бухгалтерии акт приема-передачи вместе с технической документацией на объект — основание составить инвентарную карточку или внести запись об изменениях в уже имеющуюся. Бухгалтер оформляет инвентарные карточки на каждый из инвентарных номеров и регистрирует их в специальной описи.

Вести бюджетный учет и формировать отчетность в программе «Контур‑Бухгалтерия Бюджет»

Как в бухучете отразить модернизацию

Балансовая стоимость основных средств складывается из их первоначальной стоимости и затрат на производимые изменения, что особенно актуально для зданий, сооружений и помещений, которые часто реконструируются, достраиваются и пр.

Эти изменения увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате произведенных операций улучшаются основные нормативные показатели: эффективность использования, срок эксплуатации и пр.

Балансовая стоимость поменяется и в случае переоценки объектов (приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н).

Разницу в балансовой стоимости, изменение первоначальной стоимости и технических характеристик ОС бухгалтеру следует отразить в той же форме 0306002 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств».

Как списать здание

В число наиболее частых причин для списания зданий и помещений входят:

  • моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;
  • передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
  • ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

Все случаи выбытия/списания объектов перечислены в п. 51 Инструкции № 157н.

Вместе со стоимостью имущества с балансового учета списывается и сумма начисленной амортизации. Сделать это можно только на основании решения собственника объекта и акта, заверенного руководителем учреждения. До окончания всех мероприятий по ликвидации/списанию объекта недвижимости бухгалтерия не может производить какие-либо операции.

Как отразить выбытие таких основных средств в бухучете, зависит от основания списания и типа учреждения. Казенные учреждения опираются на Инструкцию № 162н, бюджетные учреждения — на Инструкцию № 174н, автономные — на Инструкцию № 183н.

Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение
ДебетКредитДебетКредитДебетКредит
Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ
1 104 1х 410 1 401 10 1721 101 1х 4100 104 1х 410 0 401 10 1720 101 1х 4100 104 1х 000 0 401 10 1720 101 1х 000
Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий
1 104 1х 410 1 401 20 2731 101 1х 4100 104 1х 410 0 401 20 2730 101 1х 4100 104 1х 000 0 401 20 2730 101 1х 000

Пример. Наводнение разрушило секцию здания МКУ «Петровская библиотека», учредитель принял решение списать пришедшее в негодность здание. Балансовая стоимость ОС — 3 200 000 рублей, сумма амортизации к моменту разрушения — 1 300 000 рублей.

Хозяйственные операции по списанию объекта:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Списание начисленной амортизации здания1 104 12 4101 101 12 4101 300 000
Списание остаточной стоимости здания1 401 20 2731 101 12 4101 900 000

При выбытии основных средств бухгалтер заполняет один из документов:

  • форму 0306003 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • форму 0306033 «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)».

Что проверяет инвентаризационная комиссия

Одна из важных составляющих учета зданий и помещений — своевременная инвентаризация. Порядок проведения подробно изложен в законе «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49) и других нормативных актах.

Специально созданная руководителем учреждения комиссия осматривает объекты и заносит полученные данные по их наличию и состоянию в инвентаризационные описи. Комиссия также проверяет, в каком объеме представлена техническая документация на объект, правильно ли ведутся инвентарные карточки, описи и книги, законно ли учреждение использует недвижимость.

Руководителю учреждения и бухгалтеру следует отнестись к инвентаризации зданий сооружений и помещений внимательно.

Впрочем, этот совет касается и остальных этапов работы с недвижимостью, ведь она составляет значительную долю в активах учреждений.

Ошибки в учете, некорректное начисление амортизации может повлечь нарушения в финансовой отчетности и привести к серьезным штрафам со стороны контролирующих органов.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2017/9/12674

Порядок списания имущества

Порядок списания недвижимого имущества

Как известно, любое имущество рано или поздно приходит в непригодность и, следовательно, возникает необходимость списать его с баланса учреждения.

Как показывает наша практика, списание федерального имущества часто оборачивается головной болью для бухгалтера учреждения.

Какой пакет документов подготовить? С кем и в какие сроки согласовывать списание? Как избежать нарушений законодательства?

На эти и другие вопросы мы ответим в данной статье.

Для «грамотного» списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, федеральными органами государственной власти, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, следует запомнить ряд важных документов общего характера (актуальны на момент написания статьи):

Уточните, существует ли в вашей организации приказ учредителя или иной внутриведомственный документ, регламентирующий более подробный порядок списания.

– Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 года N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (далее – Постановление N 834);

– Приказ Министерства экономического развития РФ и Минфина РФ от 10 марта 2011 года N 96/30н «Об утверждении порядка представления федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления».

Учитывая положения указанных нормативных актов и разъяснения, приведенные в письмах Минэкономразвития, подробно рассмотрим особенности списания движимого и недвижимого федерального имущества.

Согласно п.

2 Постановления N 834 под списанием федерального имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием федерального имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

Списание федерального имущество – комплекс действий по признанию этого имущества непригодным для использования.

К сведению.

Положения Постановления N 834 не распространяются на списание:

а) федерального имущества, изъятого из оборота;

б) музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также документов, включенных в Архивный фонд Российской Федерации и (или) Национальный библиотечный фонд;

в) федерального имущества, расположенного за пределами Российской Федерации.

Решение о списании федерального имущества принимается в следующих случаях:

  • если федеральное имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;
  • если федеральное имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

При этом решение о списании имущества принимается:

а) в отношении федерального движимого имущества, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, – организацией самостоятельно;

б) в отношении федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным государственным учреждением собственником либо приобретенного федеральным государственным учреждением за счет средств, выделенных его учредителем на приобретение федерального имущества, – организацией по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится.

В целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия по подготовке и принятию такого решения (далее – комиссия).

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя организации.

Комиссию возглавляет председатель, который осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии.

В состав комиссии по списанию имущества могут включаться: – главный бухгалтер (бухгалтер; иные лица, на которых возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета);

– руководители структурных подразделений учреждения;

– материально ответственные лица, на которых возложена ответственность за сохранность имущества;

– специалисты учреждения, которые могут дать объективное заключение о состоянии имущества.

В случае отсутствия у организации работников, обладающих специальными знаниями, для участия в заседаниях комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Экспертом не может быть лицо организации, на которое возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за материальные ценности, исследуемые в целях принятия решения о списании федерального имущества.

Понятие «эксперт» в различных нормативных актах трактуется по-разному, но в любом случае это не только профессионал, но и человек, обладающий глубокими познаниями в определенной сфере и соответствующим опытом.

Приведем несколько определений.

Эксперты – граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю (Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Эксперт саморегулируемой организации оценщиков – член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков (ст. 16.2 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Если договором, заключенным между организацией, в которой создана комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется: а) федеральным органом государственной власти, органом управления внебюджетным фондом Российской Федерации, федеральным государственным учреждением, являющимися в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателями средств федерального бюджета, – в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на их содержание;

б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением – за счет собственных средств либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;

в) иными организациями – за счет собственных средств.

Если вы не хотите платить эксперту, необходимо, во-первых, найти такого энтузиаста, а во-вторых, прямо прописать безвозмездный характер в договоре.

Комиссия проводит заседания по мере появления утратившего целевое назначение имущества. Порядок заседаний аналогичен собранию учредителей какой-либо коммерческой организации.

Четко регламентирован срок рассмотрения комиссией представленных ей документов. Он не должен превышать 14 дней, после чего комиссия выносит решение.

Решение принимается большинством членов комиссии, присутствующих на заседании, путем подписания акта о списании федерального имущества.

При этом заседание комиссии считается правомочным при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии.

Комиссия осуществляет следующие действия:

а) осматривает федеральное имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания федерального имущества, в числе которых: – физический и (или) моральный износ;

– нарушение условий содержания и (или) эксплуатации;

– аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации. При этом желательно, чтобы все события такого рода имели свое документальное подтверждение;

– длительное неиспользование для управленческих нужд и иные причины, которые привели к необходимости списания федерального имущества в соответствии с п. 3 Постановления N 834;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества (далее – акт о списании) в зависимости от вида списываемого федерального имущества по установленной форме и формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.

Источник: https://bcoll.ru/1609-poryadok-spisaniya-imushhestva/

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Порядок списания недвижимого имущества

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Вид ОСПраво распоряжения
Недвижимое
Любые здания, сооружения, помещения и прочееОперации по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы
Движимое
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидийДля осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельностиБУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИИсключения, в которых требуется согласие учредителя:
Прочее движимое

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС.

При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее.

Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта

Скачать

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

Категория малоценных активов делится на две группы:

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 104 00 000 бухгалтерского учета.

Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

ОперацияДебетКредит
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту0 104 ХХ 4100 101 ХХ 410
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:
При недостаче или уничтожению0 401 10 2710 101 ХХ 410
При стихийных бедствиях0 401 10 2730 101 ХХ 410
Прочие причины0 401 10 1720 101 ХХ 410
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ0 105 ХХ 3400 401 10 172
Отражены произведенные затраты на списание объекта0 401 20 2000 302 ХХ 730

Источник: https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/kak-spisat-osnovnye-sredstva-byudzhetnogo-uchrezhdeniya

Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 16 ноября 2011 г. N 153н г. Москва

Порядок списания недвижимого имущества

Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 января 2012 г. Регистрационный N 23021

В соответствии с подпунктом “г” пункта 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 834 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 42, ст. 5402), приказываю:

Утвердить прилагаемый Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству финансов Российской Федерации.

И.о. Министра финансов Российской Федерации А. Силуанов

Перечень документов, необходимых для принятия решения о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, подведомственными Министерству финансов Российской Федерации

1.

Для принятия решения о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), а также особо ценного движимого имущества федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения, подведомственные Министерству финансов Российской Федерации (далее – Организации), представляют в Министерство финансов Российской Федерации следующие документы:

1.1. Обращение Организации – на бланке, содержащем полное наименование Организации;

1.2. Копию1 учредительных документов (устав и (или) положение);

1.3. Копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации Организации;

1.4. Копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданную не ранее трех месяцев до дня представления документов;

1.5. Копии документов, подтверждающих право лица, подписавшего обращение, действовать без доверенности от имени Организации (контракт с руководителем, главным бухгалтером Организации, приказ о назначении на должность);

1.6. Копию приказа об утверждении персонального состава постоянно действующей Комиссии по подготовке и принятию решения о списании федерального имущества (далее – Комиссия Организации) (с приложением положения о данной Комиссии Организации)2.

1.7. Перечень объектов федерального имущества, решение о списании которых подлежит согласованию, подписанный руководителем и главным бухгалтером Организации, заверенный печатью Организации. В перечне объектов федерального имущества указывается:

номер по порядку;

наименование объекта;

инвентарный номер объекта в случае его присвоения;

год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта;

балансовая стоимость объекта на момент принятия решения о списании;

остаточная стоимость объекта на момент принятия решения о списании;

срок полезного использования, установленный для данного объекта, и срок фактического использования на момент принятия решения о списании;

1.8. Копию протокола заседания Комиссии Организации о подготовке и принятии решения о списании объектов федерального имущества;

1.9. Акты о списании объектов основных средств, указанных в перечне, представленном в соответствии с пунктом 1.7. (далее – акты о списании), в одном подлинном экземпляре3.

2. Для списания федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), Организации дополнительно к документам, указанным в пункте 1 настоящего Перечня, представляют:

2.1. Копию Инвентарной карточки учета основных средств, подлежащего списанию, с указанием всех обязательных реквизитов на дату принятия решения Комиссией Организации о списании объекта;

2.2. Копии правоустанавливающих документов на федеральное недвижимое имущество, указанное в перечне, оформленном согласно пункту 1.7 настоящего Перечня (распоряжение органа по управлению имуществом или решение уполномоченного органа государственной власти о закреплении имущества и акт приема-передачи имущества, договор о приобретении);

2.3. Копии документов технического учета (кадастровый и/или технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, действительный на дату его представления, выданный организацией, осуществляющей государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности;

2.4. Копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором располагается объект недвижимости, подлежащий списанию (с приложением копии кадастрового плана земельного участка или ситуационного плана (при отсутствии кадастрового плана);

2.5. Копии выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, подлежащий списанию и на земельный участок, на котором располагается объект недвижимого имущества, выданных не ранее чем за один месяц до дня их направления;

2.6. Копию выписки из реестра федерального имущества, которая подтверждает, что объект недвижимого имущества, подлежащий списанию, внесен в указанный реестр в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.

2007 N 447 “О совершенствовании учета федерального имущества” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 34, ст. 4237; 2009, N 17, ст. 2095; 2010, N 33, ст. 4435; 2011, N 7, ст.

978) (далее – постановление Правительства Российской Федерации);

2.7. Техническое заключение независимого эксперта (заключение технической экспертизы при списании объектов незавершенного строительства), с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации;

2.8. Фотографии объекта;

2.9. Справку об остаточной стоимости объекта недвижимого имущества, подлежащего списанию, составленную на дату принятия решения Комиссией Организации о списании объекта, подписанную руководителем и главным бухгалтером Организации и заверенную печатью Организации;

2.10. В случае если списанию подлежит объект незавершенного строительства – справку с подробным обоснованием причин списания объекта незавершенного строительства с приложением копий документов, являющихся составной частью проектной документации.

3. Для списания особо ценного движимого имущества дополнительно к документам, указанным в пункте 1 настоящего Перечня, Организации представляют:

3.1. Копию Инвентарной карточки учета основных средств, подлежащих списанию, с указанием всех обязательных реквизитов на дату принятия решения Комиссией Организации о списании объектов движимого имущества;

3.2. Копии документов технического учета, паспорт изделия (при списании транспортного средства – технический паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации автотранспортного средства, документ о прохождении последнего техосмотра);

3.3. Техническое заключение независимого эксперта с приложением копий документов, подтверждающих его полномочия по осуществлению соответствующей деятельности на территории Российской Федерации;

3.4. Фотографии объектов, подлежащих списанию;

3.5. Сведения из реестра федерального имущества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.

4. При списании объектов недвижимого имущества в связи с новым их строительством, реконструкцией и сносом старых в актах на списание необходима ссылка на номер проекта, распоряжение главы администрации публично-правового образования о сносе зданий и (или) на акт межведомственной комиссии администрации публично-правового образования с приложением копий этих документов.

5. Для списания федерального имущества, пришедшего в негодное состояние, либо утраченного в результате аварий, пожаров, стихийных бедствий, Организациями дополнительно предоставляются документы, подтверждающие указанные обстоятельства:

– копия акта о причиненных повреждениях;

– копия справки органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подтверждающей факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций;

– справка Организации о стоимости нанесенного ущерба;

6. Для списания федерального имущества, пришедшего в негодное состояние в результате его умышленного уничтожения, порчи, хищения, и (или) по которым срок фактической эксплуатации не превышает срока полезного использования, Организациями дополнительно предоставляются:

– акт проверки, проведенной Организацией, о ненадлежащем использовании (хранении) объекта с указанием виновных лиц;

– информация о принятых мерах в отношении виновных лиц, допустивших повреждение объекта основных средств, с приложением копий подтверждающих документов (в случае выявления виновных лиц);

– копия постановления о возбуждении или прекращении уголовного дела (при его наличии);

– справка Организации о стоимости нанесенного ущерба;

– справка Организации о возмещении ущерба виновными лицами;

– справка с подробным пояснением причины, вызвавшей списание объектов до истечения срока полезного использования (в случае отсутствия виновных лиц).

1 Копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью Организации. В представляемых документах не допускается наличие помарок, подчисток, исправлений.

2 Документы, указанные в пунктах 1.1. – 1.6. представляются в случае первичного обращения Организации, либо, если в них были внесены изменения со времени предыдущего обращения.

3 В акте о списании в обязательном порядке должна содержаться информация о состоянии имущества (непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности и неэффективности их восстановления).

Акты о списании должны быть заверены печатью Организации, которой они оформлены, с указанием даты составления акта и даты утверждения его руководителем Организации.

Акты о списании, состоящие из двух и более листов, должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью Организации.

Источник: https://rg.ru/2012/02/01/imuschestvo-dok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.