Порядок резервирования земельных участков

Содержание

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд в 2019 году

Порядок резервирования земельных участков

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд представлено в виде определенной функции управления, ориентированной на создание более выгодных условий для изменения в будущем правового режима забронированных земельных территорий с целью их дальнейшего изъятия для целевых нужд.

Резервирование земель считается действительным только в случае соблюдения условия регистрации закрепления земли в Федеральной регистрационной службе. Такое бронирование является для государства определенной гарантией того, что земля не будет использована под чужие нужды.

Постановление о резервировании земельного участка было утверждено Правительством РФ 22 июля 2008г.

Существуют определенные ограничения права пользования данной землей, а именно:

  • Запрещается строительство дома или другого объекта, который будет соответствовать целевому назначению территории.
  • Не допускается размещение искусственных водоемов, а также накладываются ограничения по внедрению проектов по мелиорации, а также ирригации территории.
  •  Земли резерва не могут быть оформлены заинтересованным лицом в частное владение.

Срок аренды таких участков не должен превышать установленный период бронирования.

Территории и зоны

Земельный кодекс устанавливает, что данная процедура может осуществляться только в отношении тех земель, которые находятся в специально выделенных в документах зонах, имеющих федеральное, региональное, а также муниципальное значение.

Разметить данные объекты можно только в пределах определенной зоны, отмеченной в заявке от высшего исполнительного органа. Таким же образом происходит планирование некоторых территорий в случае необходимости создания определенных экономических зон, которые предназначены для таких целей, как:

  • Развитие транспортной инфраструктуры.
  • Развитие туризма.
  • Развитие обрабатывающих и высокотехнических отраслей экономики.

Само резервирование не предусматривает обязательного изъятия земельных участков.

Причины

Основные причины, которые являются поводом для осуществления данной процедуры установлены статьей 49 Земельного кодекса. В первую очередь это происходит в следующих случаях:

  1. Если резервирование помогает России в выполнении определенных обязательств перед зарубежными партнерами.
  2. В случае, если данный участок по всем своим параметрам соответствует удовлетворению муниципальных, а также государственных нужд.
  3. Рядом с участком или в его пределах запланировано строительство дополнительных объектов, преобразование энергосистемы, а также строительство атомных электростанций с объектами военного и оборонного назначения.

В основном бронирование происходит если земля находится в личном пользовании, или им владеет юридическое лицо. Резерв необходимо проводить, если предполагается строительство автомагистрали или инженерных систем.

ВНИМАНИЕ! Также зарезервированные участки необходимы для создания природоохранных зон, для создания водохранилищ и других специальных объектов инфраструктуры.

Сроки

Ранее забронированный участок, согласно Федеральному закону, может резервироваться на три года, за исключением объектов, которые находятся в государственной собственности и предназначенных для создания специальных зон экономики.

Период резервирования на данные участки составляет два года с момента регистрации. В некоторых случаях резервирование выполняется до 20 лет.

После окончания сроков бронирования органами власти в 30-дневный срок должно быть предоставлено об этом уведомление в Росреестр и Роскадастр, где принимаются решения о прекращении резервирования и снятии ограничений на пользование земли.

Порядок проведения процедуры

Порядок резервирования регламентирован постановлением Правительства РФ. Решение о переходе земельного участка в резерв принимают органы исполнительной власти федерального, регионального или местного уровня.

ВАЖНО! Если у интересующего надела отсутствует номер паспорта и кадастрового учета, то бронирование территории считается недействительным.

Первым делом рассматривается проект по закреплению земельного участка на основании предоставленных соответствующих документов. В их перечень входят:

  • Документы по планированию территории в том случае, если предполагается подготовка природных объектов, а также объектов обороны и безопасности.
  • Документы с детальной информацией о границах зон, где будут размещены данные объекты.
  • Заключение о том, что конкретная площадь соответствует государственным программам, которые направлены на рациональное ее использование.

После изучения всех предоставленных бумаг соответствующий орган составляет документ о резервировании земельной площади для государственных или муниципальных потребностей, который содержит следующие сведения:

  1. С какой целью происходит бронирование.
  2. Срок резерва.
  3. Наименование документов с указанием их реквизитов, на основании которых проходит процедура резерва.
  4. Список ограничения относительно пользования данным участком.
  5. Информация о месте и дате проведения собрания всех заинтересованных лиц с их письменным уведомлением.
  6. Перечень кадастровых номеров всех закрепленных участков, которые полностью или частично находятся в пределах зарезервированной территории.

К решению должна в обязательном порядке прилагаться схема всех закрепленных территорий, содержащая информацию об участках, подлежащих бронированию. Далее документ и копия постановления о резерве земельной территории передаются в государственный кадастр и Росреестр для последующей регистрации ограничений относительно пользования участками и постановки их на учет.

Если регистрация решения отсутствует, то бронирование государством земли будет считаться недействительным.

Завершающим этапом данного процесса будет размещение информации о бронировании земли в средствах массовой информации конкретно в том субъекте РФ, где располагаются участки.  Данное решение вступает в силу только после выхода публикации в СМИ.

Источник: https://domosite.ru/zemlya/poryadok-rezervirovaniya-zemelnogo-uchastka

Что такое резервирование земель?

Порядок резервирования земельных участков

Право собственности на землю подтверждается специальными правоустанавливающими документами и не может быть без веских оснований ограничено.

Однако государство или муниципальные органы могут ограничить права по пользованию и распоряжению землёй в случае, если ресурсы представляют особую ценность для страны.

Резервирование земель не является изъятием участков из пользования, это лишь процедура, предшествующая изъятию. Факт изъятия может и не состояться, если необходимость в земельных ресурсах отпадёт со временем.

В процессе резервирования накладываются ограничения на оформление земли в собственность, реконструирование уже существующих объектов или возведение новых в целях решения местных или федеральных государственных задач.

Понятие резервирования

Что такое резервирование земель, описывает Земельный Кодекс страны, а именно его ст. 70.1.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд представляет собой наложение ограничений на пользование земельным участком в связи с тем, что существует высокая вероятность использования данного надела на благо развития страны.

Этот участок земли не может быть полноценно использован собственником в течение определённого периода времени.

Резервирование должно иметь веские основания, к примеру:

  • размещение на территории объектов государственного или муниципального значения при условии, что в другом месте их разместить не представляется возможным;
  • земли нужны для защиты границ страны или организации оборонных мероприятий;
  • на землях проходят важные коммуникации или линии связи;
  • земля понадобится в космической отрасли;
  • на земле расположены дороги федерального или муниципального значения.

Территория земли является зарезервированной только после регистрации факта закрепления ее за государством в Росреестре.

Если необходимость в участке земли отпадёт, он может быть использован по обычному назначению. Отказ в предоставлении земельного участка в связи с резервированием земель возможен. Кроме того, в отношении участка нельзя будет заключить напрямую договор приобретения или организовать по нему торги.

Какие земли можно зарезервировать?

Резервирование земель для нужд сельсовета, города или государства предполагает полное изъятие земельных участков в будущем, когда на них начнут осуществляться работы по возведению важнейших стратегических объектов.

Фактически ни один Федеральный Закон или иной нормативно-правовой акт не содержит ограничений на резервирование земли. Получается, что в резерв государства может уйти абсолютно любой участок земли, который потребуется для государственных нужд.

Нужно лишь, чтобы размещение объектов было запланировано на заранее оговорённой в заявке исполнительного органа территории. Также земли могут быть зарезервированы, если на них планируется организация особых зон, к примеру, промышленных или туристических.

Например, государство может изъять землю на строительство горнолыжного склона и спортивной базы. Купить такую землю и построить на ней частный дом уже не получится.

Как ограничиваются резервом права собственников?

Ст. 40 Земельного Кодекса защищает права собственников земли на пользование и распоряжение ею. Однако резервированием государство может ограничить право собственности.

Ограничения прав собственности прописываются в решении о резервировании территории и обычно бывают трёх видов:

  1. Оформление в частную собственность земли.
  2. Строительство новых объектов.
  3. Реконструкция уже построенных объектов.

Ограничения обязательно фиксируются в Росреестре. В выписке они отражены в графе Ограничения в виде реквизитов принятого решения о резервировании.

Если собственник в период резервирования земли самостоятельно построит на ней объект недвижимости или реконструирует уже существующий объект, то собственнику будет возмещена только стоимость тех объектов, которые были построены до регистрации резервирования.

На какой срок можно зарезервировать землю?

Срок резервирования земли регламентирован ст. 70.1 ЗК РФ. В Кодексе указаны различные сроки резерва для различных оснований, в частности:

  1. Земля для государственных и муниципальных нужд по общему правилу бронируется сроком не более 7 лет.
  2. Земля, которая находится в собственности федеральных или местных властей, и земля, на которой планируется создать особую экономическую зону, резервируется сроком до 2 лет.

Если планируется создание особой зоны, это должно быть указано в заявке на бронирование.

Сроком до 20 лет можно зарезервировать землю для строительства автомагистралей, пересадочных узлов метрополитена, объектов воздушного, водного или железнодорожного транспорта.

Как проводится резервирование?

Порядок резервирования земли строго регламентирован. Информацию о порядке содержит в себе Постановление Правительства № 561 от 2008 года. Право принимать решение о резервировании закреплено за органом исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.

Невозможно зарезервировать землю, которая не поставлена на кадастровый учёт, не имеет номера и паспорта.

Решение об использовании порядка должно содержать цель, сроки, ссылки на документацию, на основании которой происходит резерв, перечень прав, которые ограничиваются таким решением, а также сведения об ознакомлении с решением заинтересованных лиц.

Обязательно решение о резервировании земли в 2021 году должно публиковаться в местных или региональных СМИ, где располагается земельный надел. Только после публикации оно будет считаться вступившим в силу. Обязательное требование о государственной регистрации такого решения прописано в п. 8 Постановления Правительства № 561.

Документы, необходимые для процедуры

Для резервирования земли для государственных нужд нужно не только оформленное решение. Кроме него требуются и другие документы, в частности:

  • документ, который бы подтверждал план развития данной территории;
  • документ о планировании разработки земельных недр на этой территории;
  • документ о создании ОЭЗ или оборонных сооружений.

Вместе с письменно оформленными документами и разрешениями прикладываются к пакету документов графики и схемы земельных участков с планируемыми на них изменениями в будущем. Также прикладывается к документам таблица с перечнем кадастровых номеров тех земельных участков, которые подлежат резерву.

Прекращение резерва

Не все зарезервированные территории в будущем действительно изымаются из оборота. Такая необходимость может со временем просто перестать быть актуальной.

На смену выбранной территории может подобраться другой земельный участок, более подходящий по характеристикам. Кроме того весь резерв имеет срок своего действия. Когда срок подходит к концу, бронь земли аннулируется.

Резервирование может быть прекращено:

  1. При окончании срока резерва, указанного в решении.
  2. Надел уже предоставлен для государственных или муниципальных нужд.
  3. Орган, принявший решение о резервировании, отменил его из-за нахождения более подходящего участка или из-за прекращения планируемой деятельности.
  4. Участок был изъят на законных основаниях.
  5. Резервирование было отменено судебным решением.

Орган, занимающийся резервированием земель, при прекращении резерва должен обязательно передать соответствующие сведения в Росреестр для изменения имеющейся там записи о резерве.

Отмена резерва

Решение о резервировании земельного участка можно отменять через суд, если на то есть веские основания. Обычно с иском в суд обращается заинтересованная сторона, которая имела планы на данный земельный надел или которая считает принятое о резерве решение незаконным.

Подаваемый в суд иск обязательно должен содержать в себе информацию следующего характера:

  • сведения об участке земли, его характеристики;
  • основания, по которым участок был зарезервирован;
  • основания, по которым участок не может быть использован по резерву.

Получить положительное решение по отмене резерва можно, если доказать, что существуют другие территории, подходящие для осуществления целей резерва, или доказать несоблюдение порядка резервирования земли. В остальных случаях с большой долей вероятности суд примет позицию государственных или муниципальных органов власти.

Резервирование земель используется для того, чтобы защитить участки от передачи другим собственникам или использования земли не по назначению.

Зарезервированные земли представляют особый интерес для государственных или муниципальных органов власти, потому изымаются из владения и пользования на законных основаниях, но только в случае, если не могут быть заменены иными земельными территориями.

Источник: http://expert-home.net/rezervirovanie-zemel/

Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд

Порядок резервирования земельных участков

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

2.

Установить, что утверждение границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения осуществляется до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 г. федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в установленных сферах деятельности которых предполагается создание объектов капитального строительства федерального значения.

Подготовка проектов решений об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения и оформление прилагаемых к ним карт (схем) осуществляются в соответствии с пунктами 5-14 Положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. N 198, пунктом 12 Положения о составе схем территориального планирования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2006 г. N 680, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 31 Федерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, и абзаца третьего настоящего пункта.

Решение об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения не может быть принято при наличии отрицательного заключения уполномоченного органа в сфере градостроительства и (или) уполномоченного органа в сфере социально-экономического развития.

3. Установить, что резервирование земель может осуществляться до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 г.

на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о создании особо охраняемых природных территорий соответственно федерального или регионального значения.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 г. N718 “О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3389).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации

В. Путин

Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд

1. Настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее – резервирование земель).

2.

Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.

Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

3. Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:

а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;

б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

4. Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.

5. Решение о резервировании земель должно содержать:

а) цели и сроки резервирования земель;

б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;

г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

6. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.

7. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.

Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.

Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.

8.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”.

9. Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

10. Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:

а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;

б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;

г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

д) решение суда, вступившее в законную силу.

11.

В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Положения, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.

Источник: https://rg.ru/2008/07/30/zemlya-rezerv-dok.html

Земля может быть изъята и зарезервирована государством

Порядок резервирования земельных участков

Земель­ный кодекс РФ в ст. 70.

1 чет­ко опре­де­ля­ет, в каких слу­ча­ях зем­ля, нахо­дя­ща­я­ся в соб­ствен­но­сти или поль­зо­ва­нии граж­дан и орга­ни­за­ций либо в соб­ствен­но­сти госу­дар­ства и муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний, может быть изъ­ята и заре­зер­ви­ро­ва­на. Крат­кий смысл зако­на в том, что зем­ли могут быть поме­ще­ны в резерв на три или два года (этот срок рас­про­стра­ня­ет­ся лишь на наде­лы, заре­зер­ви­ро­ван­ные до пер­во­го апре­ля 2015 г.):

  • если пред­став­ля­ют боль­шую стра­те­ги­че­скую, обо­рон­ную, эко­но­ми­че­скую важ­ность для государства;
  • на ней нахо­дят­ся зна­чи­мые линей­ные инже­нер­ные объ­ек­ты и сооружения;
  • зем­ли рас­по­ло­же­ны в при­род­ных охра­ня­е­мых или осо­бых эко­но­ми­че­ских зонах.

Рас­смот­рим подроб­нее, как про­ис­хо­дит резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных или муни­ци­паль­ных нужд, и какие осно­ва­ния для это­го долж­ны быть.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Заре­зер­ви­ро­ва­ны могут зем­ли как нахо­дя­щи­е­ся у соб­ствен­ни­ков (физи­че­ских и юри­ди­че­ских лиц), так и те, кото­рые явля­ют­ся госу­дар­ствен­ной или муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­стью и ещё нико­му не предоставлены.

Основания для изъятия земель у населения

Осно­ва­ния для изъ­я­тия уже предо­став­лен­ных граж­да­нам и юрли­цам земель­ных наде­лов опре­де­ля­ют­ся ст. 49 Земель­но­го кодек­са. Это:

  • Выпол­не­ние Рос­си­ей меж­ду­на­род­ных обя­за­тельств, взя­тых на себя по договору.
  • Стро­и­тель­ство либо рекон­струк­ция объ­ек­тов, име­ю­щих госу­дар­ствен­ное, реги­о­наль­ное или мест­ное зна­че­ние (при отсут­ствии иных вари­ан­тов реше­ния проблемы): 
    • объ­ек­ты энер­ге­ти­че­ской и атом­ной промышленности;
    • обо­рон­ные и слу­жа­щие для повы­ше­ния без­опас­но­сти объ­ек­ты (сюда вхо­дят так­же линей­ные объ­ек­ты, соору­же­ния, линии свя­зи и ком­му­ни­ка­ции, про­ло­жен­ные вдоль линий границ);
    • объ­ек­ты кос­ми­че­ской отрасли;
    • транс­порт­ные объекты;
    • желез­ная доро­га со всей её инфраструктурой;
    • авто­мо­биль­ные дороги;
    • объ­ек­ты свя­зи, систе­мы газо‑, электро‑, теп­ло- и водо­снаб­же­ния, водо­от­ве­де­ния и дру­гие линей­ные объ­ек­ты госу­дар­ствен­но­го, реги­о­наль­но­го или мест­но­го значения;
  • Иные закон­ные основания.

Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности

Изъ­яты могут быть не толь­ко уже рас­пре­де­лен­ные земель­ные участ­ки, но и те, кото­рые нахо­дят­ся в госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных фон­дах. Осно­ва­ния такие же, как и в ста­тье 49 ЗК РФ, но добав­ля­ют­ся ещё:

  • стро­и­тель­ство объ­ек­тов соци­аль­ной и инже­нер­ной инфраструктуры;
  • созда­ние при­род­ных охра­ня­е­мых зон, водо­хра­ни­лищ и водоемов;
  • созда­ние осо­бых эко­но­ми­че­ских зон (ОЭЗ) и объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры, пред­на­зна­чен­ных для обу­строй­ства, осна­ще­ния тех­ни­кой и дру­ги­ми мате­ри­аль­ны­ми ресур­са­ми ОЭЗ и тер­ри­то­рии, при­ле­га­ю­щие к ним;
  • раз­ра­бот­ка и исполь­зо­ва­ние недр.

Порядок и сроки резервирования земель

Резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных и муни­ци­паль­ных нужд допускается:

  • в уста­нов­лен­ных по тех­ни­че­ских пла­нам гра­ни­цах раз­ме­ще­ния объ­ек­тов, име­ю­щих федеральное/региональное/местное значение;
  • в пре­де­лах заяв­лен­ной тер­ри­то­рии, кото­рая будет заре­зер­ви­ро­ва­на по реше­нию выс­ших испол­ни­тель­ных и рас­по­ря­ди­тель­ных орга­нов РФ, субъ­ек­та Феде­ра­ции, муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний для созда­ния ОЭЗ;
  • в пре­де­лах дру­гих тер­ри­то­рий, в кото­рых нуж­да­ет­ся госу­дар­ство или муни­ци­паль­ное образованием.

Зем­ли могут быть заре­зер­ви­ро­ва­ны госу­дар­ством или муни­ци­паль­ны­ми орга­на­ми для соб­ствен­ных нужд сро­ком не более, чем на 3 года.

При этом огра­ни­че­ние сро­ка резер­ви­ро­ва­ния не каса­ет­ся земель, заре­зер­ви­ро­ван­ных до пер­во­го апре­ля 2015 г.

Зем­ли, пред­на­зна­чен­ные для созда­ния осо­бых (сво­бод­ных) эко­но­ми­че­ских зон (ОЭЗ) могут быть заре­зер­ви­ро­ва­ны на срок не более, чем два года.

Зако­ном (п. 3 ст. 70.2 ЗК РФ) допус­ка­ет­ся резер­ви­ро­ва­ние земель, нахо­дя­щих­ся в феде­раль­ной или муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­сти, кото­рая не была предо­став­ле­на физи­че­ским и юри­ди­че­ским лицам, сро­ком до 20 лет.

Это воз­мож­но при стро­и­тель­стве или рекон­струк­ции круп­ных транс­порт­ных объ­ек­тов (желез­ных и авто­мо­биль­ных дорог, мор­ских и реч­ных пор­тов, при­ча­лов аэро­пор­тов, вок­за­лов, мет­ро, судо­ре­монт­ных заво­дов, пла­ву­чих доков, пас­са­жир­ских ком­плек­сов и т.д.

) феде­раль­но­го, реги­о­наль­но­го, муни­ци­паль­но­го и мест­но­го значения.

Таким обра­зом изъ­ять и заре­зер­ви­ро­вать зем­лю уже нахо­дя­щу­ю­ся насе­ле­ния на срок более, чем 3 года, госу­дар­ство не может (если резер­ви­ро­ва­ние состо­я­лось после 1.04.2015 г.).

Что такое свободная экономическая зона

Пра­ви­ла созда­ния ОЭЗ уста­нов­ле­ны Феде­раль­ным зако­ном N 116-ФЗ “Об ОЭЗ в РФ”.

По реше­нию пра­ви­тель­ства РФ или мест­ных реги­о­наль­ных орга­нов на части тер­ри­то­рии может быть обра­зо­ва­на зона с осо­бым режи­мом: на неё рас­про­стра­ня­ют­ся пра­ви­ла сво­бод­ной тамо­жен­ной тор­гов­ли и воз­мож­но осу­ществ­ле­ние пред­при­ни­ма­тель­ской деятельности.

Несколь­ко подоб­ных ОЭЗ могут объ­еди­нять­ся по харак­те­ру дея­тель­но­сти в еди­ное сво­бод­ную эко­но­ми­че­скую зону — кла­стер, и управ­лять­ся одной УК.

В роли управ­ля­ю­щей ком­па­нии (УК), участ­ву­ю­щей в созда­нии и управ­ле­нии ОЭЗ, могут выступать:

  • откры­тое акци­о­нер­ное обще­ство (ОАО), пол­но­стью кон­тро­ли­ру­е­мое госу­дар­ством (100% акций ОАО при­над­ле­жат ему);
  • ком­мер­че­ская хозяй­ствен­ная орга­ни­за­ция, сотруд­ни­ча­ю­щая с ОАО и заклю­чив­шая дого­вор с пра­ви­тель­ством РФ о сов­мест­ном управ­ле­нии ОЭЗ (ст. 2 зако­на N 116-ФЗ).

Цели создания ОЭЗ

ОЭЗ созда­ют­ся с целями:

  • раз­ви­тия обра­ба­ты­ва­ю­щей про­мыш­лен­но­сти и высо­ких технологий;
  • стро­и­тель­ство транс­порт­ных объ­ек­тов и созда­ние инфра­струк­ту­ры, с ними связанной;
  • раз­ви­тие сана­тор­но-курорт­но­го биз­не­са и туризма;
  • про­из­вод­ство новой про­дук­ции (ст. 3).

Типы ОЭЗ

В свя­зи с родом дея­тель­но­сти сво­бод­ные эко­но­ми­че­ские зоны мож­но раз­де­лить на такие типы:

  • про­мыш­лен­но-про­из­вод­ствен­ные;
  • тури­сти­че­ские рекреационные;
  • тех­ни­ко-внед­рен­че­ские;
  • пор­то­вые (ст. 4).

Объ­еди­нить меж­ду собой в кла­стер мож­но ОЭЗ одно­го типа или раз­лич­ных типов по реше­нию пра­ви­тель­ства РФ.

Требования к земельным наделам под ОЭЗ

  • Про­мыш­лен­но-про­из­вод­ствен­ные ОЭЗ могут быть созда­ны на тер­ри­то­рии, пло­щадь кото­рой не пре­вы­ша­ет 40 км2.
  • Тех­ни­ко-внед­рен­че­ские — на земель­ных участ­ках не более 4 км2.

  • Созда­ние тури­сти­че­ских рекре­а­ци­он­ных зон воз­мож­но на одном или несколь­ких земель­ных участ­ках (Осно­ва­ние: феде­раль­ный зако­ны N 76-ФЗ и N 240-ФЗ).

  • Пор­то­вые ОЭЗ мож­но созда­вать на тер­ри­то­ри­ях, не пре­вы­ша­ю­щих 50 км2, при­ле­га­ю­щих к пор­там (мор­ским, реч­ным, аэро­пор­там) меж­ду­на­род­но­го зна­че­ния, на зем­лях про­мыш­лен­ной и транс­порт­ной кате­го­рии, кото­рые пред­на­зна­че­ны для стро­и­тель­ства объ­ек­тов пор­то­вой инфра­струк­ту­ры.

    Они могут вклю­чать в себя часть аква­то­рий и тер­ри­то­рий пор­тов. В их пре­де­лах воз­мож­но нахож­де­ние объ­ек­тов инфра­струк­ту­ры, кро­ме иму­ще­ствен­ных ком­плек­сов (зда­ний мор­ских, реч­ных и аэро­вок­за­лов), осу­ществ­ля­ю­щих обслу­жи­ва­ние пас­са­жи­ров, их посад­ку и высадку.

  • ОЭЗ может зани­мать тер­ри­то­рию одно­го или несколь­ких муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний или субъ­ек­тов РФ. Пре­вы­ше­ние допу­сти­мой пло­ща­ди тер­ри­то­рии ОЭЗ раз­ре­ша­ет­ся толь­ко при соот­вет­ству­ю­щем пра­ви­тель­ствен­ном постановлении.

Запре­ща­ет­ся в осо­бых эко­но­ми­че­ских зонах:

  • раз­ме­ще­ние ОЭЗ в зонах тер­ри­то­ри­аль­но­го раз­ви­тия мун. образований;
  • стро­и­тель­ство жилых поме­ще­ний (за исклю­че­ни­ем тури­сти­че­ских рекре­а­ци­он­ных зон);
  • раз­ра­бот­ка недр и добы­ча полез­ных иско­па­е­мых (кро­ме при­род­ной мине­раль­ной воды);
  • про­из­вод­ство (либо пере­ра­бот­ка) алко­голь­ной, табач­ной про­дук­ции, бен­зи­на, раз­лич­ных видов топ­ли­ва, масел и дру­гих подак­циз­ных това­ров (кро­ме лег­ко­во­го авто­мо­биль­но­го транс­пор­та и мотоциклов).

Пра­ви­тель­ство РФ впра­ве допол­нять спи­сок огра­ни­че­ний дея­тель­но­сти в ОЭЗ по сво­е­му усмот­ре­нию. Раз­ре­шать или запре­щать опре­де­лен­ные виды дея­тель­но­сти в сво­бод­ных эко­но­ми­че­ских зонах Тамо­жен­но­го Сою­за име­ет пра­во комис­сия ТС.

Заклю­че­ние

Поды­то­жим:

  • Резер­ви­ро­ва­ние земель для госу­дар­ствен­ных или муни­ци­паль­ных нужд — факт, дока­зы­ва­ю­щий, что в конеч­ном счё­те зем­ле при­над­ле­жит госу­дар­ству. Если в инте­ре­сах госу­дар­ствен­ных орга­нов, субъ­ек­тов, муни­ци­паль­ных обра­зо­ва­ний будет созда­ние стра­те­ги­че­ски важ­ных, обо­рон­ных, инже­нер­ных, транс­порт­ных объ­ек­тов на зем­лях, при­над­ле­жа­щих насе­ле­нию, то дан­ные земель­ные участ­ки могут быть изъ­яты из поль­зо­ва­ния и заре­зер­ви­ро­ва­ны на опре­де­лен­ный или неопре­де­лен­ный срок (опре­де­лен до 3 лет при резер­ви­ро­ва­нии после 1.04.2015 г.).
  • Резер­ви­ро­ва­ние земель для созда­ния осо­бых эко­но­ми­че­ских зон, запо­вед­ни­ков, соци­аль­но зна­чи­мых объ­ек­тов, раз­ра­бот­ки недр долж­но вестись из земель, при­над­ле­жа­щих не граж­да­нам, а госу­дар­ствен­ным и муни­ци­паль­ным фондам.
  • Срок резер­ви­ро­ва­ния земель под осо­бые эко­но­ми­че­ские зоны обо­зна­чен зако­ном до 2 лет, одна­ко если в ОЭЗ пла­ни­ру­ет­ся созда­ние или рекон­струк­ция транс­порт­ных объ­ек­тов, то срок может быть уве­ли­чен до 20 лет.

Осо­бые эко­но­ми­че­ские зоны пред­на­зна­че­ны для осу­ществ­ле­ния ком­мер­че­ских про­ек­тов. Одна­ко резер­ви­ро­ва­ние земель под них не долж­но про­ис­хо­дить в ущерб тер­ри­то­ри­аль­но­му раз­ви­тию реги­о­нов страны.

Источник: https://moezhile.ru/novostrojki/rezervirovanie-zemel.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.