Порядок резервирования земельных участков
Содержание
- 1 Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд в 2019 году
- 2 Что такое резервирование земель?
- 3 Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд
- 4 Земля может быть изъята и зарезервирована государством
- 4.1 Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
- 4.2 Основания для изъятия земель у населения
- 4.3 Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности
- 4.4 Порядок и сроки резервирования земель
- 4.5 Что такое свободная экономическая зона
- 4.6 Цели создания ОЭЗ
- 4.7 Типы ОЭЗ
- 4.8 Требования к земельным наделам под ОЭЗ
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд в 2019 году
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд представлено в виде определенной функции управления, ориентированной на создание более выгодных условий для изменения в будущем правового режима забронированных земельных территорий с целью их дальнейшего изъятия для целевых нужд.
Резервирование земель считается действительным только в случае соблюдения условия регистрации закрепления земли в Федеральной регистрационной службе. Такое бронирование является для государства определенной гарантией того, что земля не будет использована под чужие нужды.
Постановление о резервировании земельного участка было утверждено Правительством РФ 22 июля 2008г.
Существуют определенные ограничения права пользования данной землей, а именно:
- Запрещается строительство дома или другого объекта, который будет соответствовать целевому назначению территории.
- Не допускается размещение искусственных водоемов, а также накладываются ограничения по внедрению проектов по мелиорации, а также ирригации территории.
- Земли резерва не могут быть оформлены заинтересованным лицом в частное владение.
Срок аренды таких участков не должен превышать установленный период бронирования.
Территории и зоны
Земельный кодекс устанавливает, что данная процедура может осуществляться только в отношении тех земель, которые находятся в специально выделенных в документах зонах, имеющих федеральное, региональное, а также муниципальное значение.
Разметить данные объекты можно только в пределах определенной зоны, отмеченной в заявке от высшего исполнительного органа. Таким же образом происходит планирование некоторых территорий в случае необходимости создания определенных экономических зон, которые предназначены для таких целей, как:
- Развитие транспортной инфраструктуры.
- Развитие туризма.
- Развитие обрабатывающих и высокотехнических отраслей экономики.
Само резервирование не предусматривает обязательного изъятия земельных участков.
Причины
Основные причины, которые являются поводом для осуществления данной процедуры установлены статьей 49 Земельного кодекса. В первую очередь это происходит в следующих случаях:
- Если резервирование помогает России в выполнении определенных обязательств перед зарубежными партнерами.
- В случае, если данный участок по всем своим параметрам соответствует удовлетворению муниципальных, а также государственных нужд.
- Рядом с участком или в его пределах запланировано строительство дополнительных объектов, преобразование энергосистемы, а также строительство атомных электростанций с объектами военного и оборонного назначения.
В основном бронирование происходит если земля находится в личном пользовании, или им владеет юридическое лицо. Резерв необходимо проводить, если предполагается строительство автомагистрали или инженерных систем.
ВНИМАНИЕ! Также зарезервированные участки необходимы для создания природоохранных зон, для создания водохранилищ и других специальных объектов инфраструктуры.
Сроки
Ранее забронированный участок, согласно Федеральному закону, может резервироваться на три года, за исключением объектов, которые находятся в государственной собственности и предназначенных для создания специальных зон экономики.
Период резервирования на данные участки составляет два года с момента регистрации. В некоторых случаях резервирование выполняется до 20 лет.
После окончания сроков бронирования органами власти в 30-дневный срок должно быть предоставлено об этом уведомление в Росреестр и Роскадастр, где принимаются решения о прекращении резервирования и снятии ограничений на пользование земли.
Порядок проведения процедуры
Порядок резервирования регламентирован постановлением Правительства РФ. Решение о переходе земельного участка в резерв принимают органы исполнительной власти федерального, регионального или местного уровня.
ВАЖНО! Если у интересующего надела отсутствует номер паспорта и кадастрового учета, то бронирование территории считается недействительным.
Первым делом рассматривается проект по закреплению земельного участка на основании предоставленных соответствующих документов. В их перечень входят:
- Документы по планированию территории в том случае, если предполагается подготовка природных объектов, а также объектов обороны и безопасности.
- Документы с детальной информацией о границах зон, где будут размещены данные объекты.
- Заключение о том, что конкретная площадь соответствует государственным программам, которые направлены на рациональное ее использование.
После изучения всех предоставленных бумаг соответствующий орган составляет документ о резервировании земельной площади для государственных или муниципальных потребностей, который содержит следующие сведения:
- С какой целью происходит бронирование.
- Срок резерва.
- Наименование документов с указанием их реквизитов, на основании которых проходит процедура резерва.
- Список ограничения относительно пользования данным участком.
- Информация о месте и дате проведения собрания всех заинтересованных лиц с их письменным уведомлением.
- Перечень кадастровых номеров всех закрепленных участков, которые полностью или частично находятся в пределах зарезервированной территории.
К решению должна в обязательном порядке прилагаться схема всех закрепленных территорий, содержащая информацию об участках, подлежащих бронированию. Далее документ и копия постановления о резерве земельной территории передаются в государственный кадастр и Росреестр для последующей регистрации ограничений относительно пользования участками и постановки их на учет.
Если регистрация решения отсутствует, то бронирование государством земли будет считаться недействительным.
Завершающим этапом данного процесса будет размещение информации о бронировании земли в средствах массовой информации конкретно в том субъекте РФ, где располагаются участки. Данное решение вступает в силу только после выхода публикации в СМИ.
Источник: https://domosite.ru/zemlya/poryadok-rezervirovaniya-zemelnogo-uchastka
Что такое резервирование земель?
Право собственности на землю подтверждается специальными правоустанавливающими документами и не может быть без веских оснований ограничено.
Однако государство или муниципальные органы могут ограничить права по пользованию и распоряжению землёй в случае, если ресурсы представляют особую ценность для страны.
Резервирование земель не является изъятием участков из пользования, это лишь процедура, предшествующая изъятию. Факт изъятия может и не состояться, если необходимость в земельных ресурсах отпадёт со временем.
В процессе резервирования накладываются ограничения на оформление земли в собственность, реконструирование уже существующих объектов или возведение новых в целях решения местных или федеральных государственных задач.
Понятие резервирования
Что такое резервирование земель, описывает Земельный Кодекс страны, а именно его ст. 70.1.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд представляет собой наложение ограничений на пользование земельным участком в связи с тем, что существует высокая вероятность использования данного надела на благо развития страны.
Этот участок земли не может быть полноценно использован собственником в течение определённого периода времени.
Резервирование должно иметь веские основания, к примеру:
- размещение на территории объектов государственного или муниципального значения при условии, что в другом месте их разместить не представляется возможным;
- земли нужны для защиты границ страны или организации оборонных мероприятий;
- на землях проходят важные коммуникации или линии связи;
- земля понадобится в космической отрасли;
- на земле расположены дороги федерального или муниципального значения.
Территория земли является зарезервированной только после регистрации факта закрепления ее за государством в Росреестре.
Если необходимость в участке земли отпадёт, он может быть использован по обычному назначению. Отказ в предоставлении земельного участка в связи с резервированием земель возможен. Кроме того, в отношении участка нельзя будет заключить напрямую договор приобретения или организовать по нему торги.
Какие земли можно зарезервировать?
Резервирование земель для нужд сельсовета, города или государства предполагает полное изъятие земельных участков в будущем, когда на них начнут осуществляться работы по возведению важнейших стратегических объектов.
Фактически ни один Федеральный Закон или иной нормативно-правовой акт не содержит ограничений на резервирование земли. Получается, что в резерв государства может уйти абсолютно любой участок земли, который потребуется для государственных нужд.
Нужно лишь, чтобы размещение объектов было запланировано на заранее оговорённой в заявке исполнительного органа территории. Также земли могут быть зарезервированы, если на них планируется организация особых зон, к примеру, промышленных или туристических.
Например, государство может изъять землю на строительство горнолыжного склона и спортивной базы. Купить такую землю и построить на ней частный дом уже не получится.
Как ограничиваются резервом права собственников?
Ст. 40 Земельного Кодекса защищает права собственников земли на пользование и распоряжение ею. Однако резервированием государство может ограничить право собственности.
Ограничения прав собственности прописываются в решении о резервировании территории и обычно бывают трёх видов:
- Оформление в частную собственность земли.
- Строительство новых объектов.
- Реконструкция уже построенных объектов.
Ограничения обязательно фиксируются в Росреестре. В выписке они отражены в графе Ограничения в виде реквизитов принятого решения о резервировании.
Если собственник в период резервирования земли самостоятельно построит на ней объект недвижимости или реконструирует уже существующий объект, то собственнику будет возмещена только стоимость тех объектов, которые были построены до регистрации резервирования.
На какой срок можно зарезервировать землю?
Срок резервирования земли регламентирован ст. 70.1 ЗК РФ. В Кодексе указаны различные сроки резерва для различных оснований, в частности:
- Земля для государственных и муниципальных нужд по общему правилу бронируется сроком не более 7 лет.
- Земля, которая находится в собственности федеральных или местных властей, и земля, на которой планируется создать особую экономическую зону, резервируется сроком до 2 лет.
Если планируется создание особой зоны, это должно быть указано в заявке на бронирование.
Сроком до 20 лет можно зарезервировать землю для строительства автомагистралей, пересадочных узлов метрополитена, объектов воздушного, водного или железнодорожного транспорта.
Как проводится резервирование?
Порядок резервирования земли строго регламентирован. Информацию о порядке содержит в себе Постановление Правительства № 561 от 2008 года. Право принимать решение о резервировании закреплено за органом исполнительной власти местного, регионального или федерального уровня по месту расположения объекта.
Невозможно зарезервировать землю, которая не поставлена на кадастровый учёт, не имеет номера и паспорта.
Решение об использовании порядка должно содержать цель, сроки, ссылки на документацию, на основании которой происходит резерв, перечень прав, которые ограничиваются таким решением, а также сведения об ознакомлении с решением заинтересованных лиц.
Обязательно решение о резервировании земли в 2021 году должно публиковаться в местных или региональных СМИ, где располагается земельный надел. Только после публикации оно будет считаться вступившим в силу. Обязательное требование о государственной регистрации такого решения прописано в п. 8 Постановления Правительства № 561.
Документы, необходимые для процедуры
Для резервирования земли для государственных нужд нужно не только оформленное решение. Кроме него требуются и другие документы, в частности:
- документ, который бы подтверждал план развития данной территории;
- документ о планировании разработки земельных недр на этой территории;
- документ о создании ОЭЗ или оборонных сооружений.
Вместе с письменно оформленными документами и разрешениями прикладываются к пакету документов графики и схемы земельных участков с планируемыми на них изменениями в будущем. Также прикладывается к документам таблица с перечнем кадастровых номеров тех земельных участков, которые подлежат резерву.
Прекращение резерва
Не все зарезервированные территории в будущем действительно изымаются из оборота. Такая необходимость может со временем просто перестать быть актуальной.
На смену выбранной территории может подобраться другой земельный участок, более подходящий по характеристикам. Кроме того весь резерв имеет срок своего действия. Когда срок подходит к концу, бронь земли аннулируется.
Резервирование может быть прекращено:
- При окончании срока резерва, указанного в решении.
- Надел уже предоставлен для государственных или муниципальных нужд.
- Орган, принявший решение о резервировании, отменил его из-за нахождения более подходящего участка или из-за прекращения планируемой деятельности.
- Участок был изъят на законных основаниях.
- Резервирование было отменено судебным решением.
Орган, занимающийся резервированием земель, при прекращении резерва должен обязательно передать соответствующие сведения в Росреестр для изменения имеющейся там записи о резерве.
Отмена резерва
Решение о резервировании земельного участка можно отменять через суд, если на то есть веские основания. Обычно с иском в суд обращается заинтересованная сторона, которая имела планы на данный земельный надел или которая считает принятое о резерве решение незаконным.
Подаваемый в суд иск обязательно должен содержать в себе информацию следующего характера:
- сведения об участке земли, его характеристики;
- основания, по которым участок был зарезервирован;
- основания, по которым участок не может быть использован по резерву.
Получить положительное решение по отмене резерва можно, если доказать, что существуют другие территории, подходящие для осуществления целей резерва, или доказать несоблюдение порядка резервирования земли. В остальных случаях с большой долей вероятности суд примет позицию государственных или муниципальных органов власти.
Резервирование земель используется для того, чтобы защитить участки от передачи другим собственникам или использования земли не по назначению.
Зарезервированные земли представляют особый интерес для государственных или муниципальных органов власти, потому изымаются из владения и пользования на законных основаниях, но только в случае, если не могут быть заменены иными земельными территориями.
Источник: http://expert-home.net/rezervirovanie-zemel/
Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
2.
Установить, что утверждение границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения осуществляется до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 г. федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в установленных сферах деятельности которых предполагается создание объектов капитального строительства федерального значения.
Подготовка проектов решений об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения и оформление прилагаемых к ним карт (схем) осуществляются в соответствии с пунктами 5-14 Положения о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2008 г. N 198, пунктом 12 Положения о составе схем территориального планирования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2006 г. N 680, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 31 Федерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, и абзаца третьего настоящего пункта.
Решение об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения не может быть принято при наличии отрицательного заключения уполномоченного органа в сфере градостроительства и (или) уполномоченного органа в сфере социально-экономического развития.
3. Установить, что резервирование земель может осуществляться до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке документов территориального планирования, но не позднее 1 января 2010 г.
на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о создании особо охраняемых природных территорий соответственно федерального или регионального значения.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1999 г. N718 “О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 27, ст. 3389).Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
В. Путин
Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд
1. Настоящее Положение определяет порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (далее – резервирование земель).
2.
Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование.
Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
3. Решение о резервировании земель принимается в соответствии со следующими документами:
а) документы территориального планирования. При наличии документации по планировке территории решение о резервировании земель принимается в соответствии с такой документацией;
б) решения об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
4. Подготовка решения о резервировании земель осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости.5. Решение о резервировании земель должно содержать:
а) цели и сроки резервирования земель;
б) реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;
в) ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель;
г) сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
6. К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа.
7. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
8.
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона “О государственном кадастре недвижимости”.
9. Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
10. Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается в связи со следующими обстоятельствами:а) истечение указанного в решении срока резервирования земель;
б) предоставление в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
в) отмена решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;
г) изъятие в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
д) решение суда, вступившее в законную силу.
11.
В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Положения, обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.
Источник: https://rg.ru/2008/07/30/zemlya-rezerv-dok.html
Земля может быть изъята и зарезервирована государством
Земельный кодекс РФ в ст. 70.
1 четко определяет, в каких случаях земля, находящаяся в собственности или пользовании граждан и организаций либо в собственности государства и муниципальных образований, может быть изъята и зарезервирована. Краткий смысл закона в том, что земли могут быть помещены в резерв на три или два года (этот срок распространяется лишь на наделы, зарезервированные до первого апреля 2015 г.):
- если представляют большую стратегическую, оборонную, экономическую важность для государства;
- на ней находятся значимые линейные инженерные объекты и сооружения;
- земли расположены в природных охраняемых или особых экономических зонах.
Рассмотрим подробнее, как происходит резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, и какие основания для этого должны быть.
Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Зарезервированы могут земли как находящиеся у собственников (физических и юридических лиц), так и те, которые являются государственной или муниципальной собственностью и ещё никому не предоставлены.
Основания для изъятия земель у населения
Основания для изъятия уже предоставленных гражданам и юрлицам земельных наделов определяются ст. 49 Земельного кодекса. Это:
- Выполнение Россией международных обязательств, взятых на себя по договору.
- Строительство либо реконструкция объектов, имеющих государственное, региональное или местное значение (при отсутствии иных вариантов решения проблемы):
- объекты энергетической и атомной промышленности;
- оборонные и служащие для повышения безопасности объекты (сюда входят также линейные объекты, сооружения, линии связи и коммуникации, проложенные вдоль линий границ);
- объекты космической отрасли;
- транспортные объекты;
- железная дорога со всей её инфраструктурой;
- автомобильные дороги;
- объекты связи, системы газо‑, электро‑, тепло- и водоснабжения, водоотведения и другие линейные объекты государственного, регионального или местного значения;
- Иные законные основания.
Основания для изъятия земель государственной и муниципальной собственности
Изъяты могут быть не только уже распределенные земельные участки, но и те, которые находятся в государственных и муниципальных фондах. Основания такие же, как и в статье 49 ЗК РФ, но добавляются ещё:
- строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры;
- создание природных охраняемых зон, водохранилищ и водоемов;
- создание особых экономических зон (ОЭЗ) и объектов инфраструктуры, предназначенных для обустройства, оснащения техникой и другими материальными ресурсами ОЭЗ и территории, прилегающие к ним;
- разработка и использование недр.
Порядок и сроки резервирования земель
Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд допускается:
- в установленных по технических планам границах размещения объектов, имеющих федеральное/региональное/местное значение;
- в пределах заявленной территории, которая будет зарезервирована по решению высших исполнительных и распорядительных органов РФ, субъекта Федерации, муниципальных образований для создания ОЭЗ;
- в пределах других территорий, в которых нуждается государство или муниципальное образованием.
Земли могут быть зарезервированы государством или муниципальными органами для собственных нужд сроком не более, чем на 3 года.
При этом ограничение срока резервирования не касается земель, зарезервированных до первого апреля 2015 г.
Земли, предназначенные для создания особых (свободных) экономических зон (ОЭЗ) могут быть зарезервированы на срок не более, чем два года.
Законом (п. 3 ст. 70.2 ЗК РФ) допускается резервирование земель, находящихся в федеральной или муниципальной собственности, которая не была предоставлена физическим и юридическим лицам, сроком до 20 лет.Это возможно при строительстве или реконструкции крупных транспортных объектов (железных и автомобильных дорог, морских и речных портов, причалов аэропортов, вокзалов, метро, судоремонтных заводов, плавучих доков, пассажирских комплексов и т.д.
) федерального, регионального, муниципального и местного значения.
Таким образом изъять и зарезервировать землю уже находящуюся населения на срок более, чем 3 года, государство не может (если резервирование состоялось после 1.04.2015 г.).
Что такое свободная экономическая зона
Правила создания ОЭЗ установлены Федеральным законом N 116-ФЗ “Об ОЭЗ в РФ”.
По решению правительства РФ или местных региональных органов на части территории может быть образована зона с особым режимом: на неё распространяются правила свободной таможенной торговли и возможно осуществление предпринимательской деятельности.
Несколько подобных ОЭЗ могут объединяться по характеру деятельности в единое свободную экономическую зону — кластер, и управляться одной УК.
В роли управляющей компании (УК), участвующей в создании и управлении ОЭЗ, могут выступать:
- открытое акционерное общество (ОАО), полностью контролируемое государством (100% акций ОАО принадлежат ему);
- коммерческая хозяйственная организация, сотрудничающая с ОАО и заключившая договор с правительством РФ о совместном управлении ОЭЗ (ст. 2 закона N 116-ФЗ).
Цели создания ОЭЗ
ОЭЗ создаются с целями:
- развития обрабатывающей промышленности и высоких технологий;
- строительство транспортных объектов и создание инфраструктуры, с ними связанной;
- развитие санаторно-курортного бизнеса и туризма;
- производство новой продукции (ст. 3).
Типы ОЭЗ
В связи с родом деятельности свободные экономические зоны можно разделить на такие типы:
- промышленно-производственные;
- туристические рекреационные;
- технико-внедренческие;
- портовые (ст. 4).
Объединить между собой в кластер можно ОЭЗ одного типа или различных типов по решению правительства РФ.
Требования к земельным наделам под ОЭЗ
- Промышленно-производственные ОЭЗ могут быть созданы на территории, площадь которой не превышает 40 км2.
- Технико-внедренческие — на земельных участках не более 4 км2.
- Создание туристических рекреационных зон возможно на одном или нескольких земельных участках (Основание: федеральный законы N 76-ФЗ и N 240-ФЗ).
- Портовые ОЭЗ можно создавать на территориях, не превышающих 50 км2, прилегающих к портам (морским, речным, аэропортам) международного значения, на землях промышленной и транспортной категории, которые предназначены для строительства объектов портовой инфраструктуры.
Они могут включать в себя часть акваторий и территорий портов. В их пределах возможно нахождение объектов инфраструктуры, кроме имущественных комплексов (зданий морских, речных и аэровокзалов), осуществляющих обслуживание пассажиров, их посадку и высадку.
- ОЭЗ может занимать территорию одного или нескольких муниципальных образований или субъектов РФ. Превышение допустимой площади территории ОЭЗ разрешается только при соответствующем правительственном постановлении.
Запрещается в особых экономических зонах:
- размещение ОЭЗ в зонах территориального развития мун. образований;
- строительство жилых помещений (за исключением туристических рекреационных зон);
- разработка недр и добыча полезных ископаемых (кроме природной минеральной воды);
- производство (либо переработка) алкогольной, табачной продукции, бензина, различных видов топлива, масел и других подакцизных товаров (кроме легкового автомобильного транспорта и мотоциклов).
Правительство РФ вправе дополнять список ограничений деятельности в ОЭЗ по своему усмотрению. Разрешать или запрещать определенные виды деятельности в свободных экономических зонах Таможенного Союза имеет право комиссия ТС.
Заключение
Подытожим:
- Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд — факт, доказывающий, что в конечном счёте земле принадлежит государству. Если в интересах государственных органов, субъектов, муниципальных образований будет создание стратегически важных, оборонных, инженерных, транспортных объектов на землях, принадлежащих населению, то данные земельные участки могут быть изъяты из пользования и зарезервированы на определенный или неопределенный срок (определен до 3 лет при резервировании после 1.04.2015 г.).
- Резервирование земель для создания особых экономических зон, заповедников, социально значимых объектов, разработки недр должно вестись из земель, принадлежащих не гражданам, а государственным и муниципальным фондам.
- Срок резервирования земель под особые экономические зоны обозначен законом до 2 лет, однако если в ОЭЗ планируется создание или реконструкция транспортных объектов, то срок может быть увеличен до 20 лет.
Особые экономические зоны предназначены для осуществления коммерческих проектов. Однако резервирование земель под них не должно происходить в ущерб территориальному развитию регионов страны.
Источник: https://moezhile.ru/novostrojki/rezervirovanie-zemel.html