Понятие проекта нормативного правового акта

Глава 5. Порядок подготовки проекта нормативного правового акта

Понятие проекта нормативного правового акта

В нормативном регулировании нуждаются основания подготовки нормативного правового акта.

В начале работы важна концептуальная разработка его содержания, где должна быть дана характеристика предмета правового регулирования проектируемого акта, указаны цели правового регулирования, изложены основные положения относительно ситуации в предлагаемой сфере регулирования, а также тех изменений, которые произойдут в системе права в результате принятия акта, последствий его принятия и др.

С точки зрения требований законности необходимо усиление мер по обеспечению концептуальной подготовленности принимаемых правовых решений.

Концептуальная ошибочность не только снижает качество будущего акта, эффективность его действия, но и негативно сказывается на законодательстве в целом.

Положение осложняется тем, что ошибка, заложенная на уровне концепции, не может быть исправлена на последующих стадиях формирования текста проектируемого правового решения.

На этапе подготовки нормативного правового акта следует оценить ресурсы, от которых зависит действие будущего акта.

Лишь при наличии необходимых правовых, организационных, финансовых, иного рода средств можно рассчитывать на реальность применения издаваемого акта, его полную обеспеченность.

Кроме того, подготовку нормативного правового акта должно сопровождать информационное обеспечение, включающее:

анализ состояния и практики применения действующих нормативных правовых актов по теме проекта, их оценку с учетом принятых Конституционным Судом Российской Федерации решений по делам о проверке конституционности тех или иных нормативных правовых актов, а также с учетом ратифицированных (одобренных) Российской Федерацией международных договоров;

обобщение результатов опросов общественного мнения, обращений граждан в государственные органы, материалов средств массовой информации, рекомендаций научных учреждений;

изучение (в сравнительном аспекте) опыта нормативного правового регулирования в соответствующей сфере других стран и регионов.

К проблемам, связанным с процессом подготовки проектов нормативных правовых актов, могут быть также отнесены урегулирование согласования интересов субъектов права всех уровней, затрагиваемых в разрабатываемых проектах, подготовка сопроводительных документов, опубликование (обнародование) проектов нормативных правовых актов и др.

Глава 6. Оформление проектов нормативных правовых актов. Правила юридической техники

В Федеральном законе необходимо определить основополагающие критерии конституционной легитимности нормативных правовых актов, среди которых выделить следующие.

1. Нормативный правовой акт принимается (издается) государственным органом в соответствии с правотворческой компетенцией, предоставленной ему действующей Конституцией Российской Федерации. Ни один государственный орган не вправе принимать (издавать) нормативный правовой акт, не имея на то конституционных полномочий.

2.

Основной формой правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации является закон, который обладает высшей юридической силой и не может быть дополнен, изменен или отменен, а также истолкован никакими иными нормативными правовыми актами.

Решения о введении закона в действие, его пересмотре, механизме его применения принимаются также в форме закона.

Законодательный акт временного или одноразового значения не может изменять содержание постоянно действующего законодательного акта.

3. Нормативные правовые акты, исходящие от исполнительных органов государственной власти, имеют подзаконный характер, основываются на действующем законодательстве и не противоречат ему.

4. При отмене законодательного акта, признанного решением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционным, восстанавливается действие нормативных правовых актов, которые были отменены указанным законодательным актом.

Нормативные правовые акты, принятые во исполнение законодательного акта, признанного решением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционным, подлежат отмене.

5. Федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются (издаются) в строгом соответствии с положениями Конституции Российской Федерации о распределении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

6. Не может быть признан конституционным нормативный правовой акт, не обнародованный в установленном законодательством порядке.

В законопроекте следует отразить требования нормативных правовых актов.

1. нормативного правового акта не может противоречить принципу незыблемости основных конституционных прав человека, закрепленному в Конституции Российской Федерации, международно-правовых документах.

2.

нормативного правового акта не должно противоречить общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Требования к форме нормативных правовых актов следующие.

1. Нормативный правовой акт принимается (издается) в определенной форме (закон, указ, постановление, устав, положение, инструкция и др.) и с соблюдением требований юридической техники, процедурных правил, установленных действующей Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными законодательными актами.

2.

Законом регулируются вопросы, касающиеся общественного и государственного устройства, федеративных отношений, основных конституционных прав и свобод граждан, налогообложения, денежной валюты, приобретения и продажи оружия, общей государственной безопасности, атомной энергетики, правового статуса общественных организаций, органов местного самоуправления, юридической ответственности, юрисдикционных полномочий правоохранительных органов, а также объявления чрезвычайного положения или военных действий.

В законопроекте целесообразно закрепить требования к структуре нормативных правовых актов.

Нормативный правовой акт, изданный в форме закона, должен содержать преамбулу с обоснованием (мотивированием) необходимости его принятия (издания).

Нормативный правовой акт, изданный в форме закона, должен содержать необходимые правовые дефиниции (определения) используемых ключевых понятий.

В федеральных конституционных законах, федеральных законах нормативные предписания объединяются в статьи. Статьи федеральных конституционных законов, федеральных законов могут подразделяться на абзацы, именуемые частями, которые могут содержать пункты и подпункты.

В иных нормативных правовых актах нормативные предписания излагаются, как правило, в виде пунктов. Пункты могут подразделяться на абзацы, именуемые подпунктами.

В виде приложений к нормативному правовому акту могут оформляться рисунки, таблицы, графики, карты, схемы. При этом соответствующие положения нормативного правового акта должны иметь ссылки на эти приложения, в которых указывается, к какому нормативному правовому акту они прилагаются.

Близкие по содержанию статьи (пункты) могут объединяться в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки.

Кроме того, нормативные правовые акты должны быть подготовлены с учетом основных принципов и правил юридической техники, а именно:

нормативности, которая предполагает регулирование соответствующего вида общественных отношений и предусматривает длительное действие, не исчерпываемое их однократным исполнением;

полноты, что означает закрепление в нормативном правовом акте всех необходимых элементов для регулирования правоотношения;

конкретности, т.е. отражения в нормативном правовом акте специфических, наиболее характерных признаков регулируемого правоотношения, позволяющих в процессе реализации нормы права определить правовые отношения, подпадающие под сферу ее действия;

системности, т.е. непротиворечивости с другими предписаниями нормативного правового акта, а также с действующими нормами права;

точности, которая означает соответствие нормативных правовых предписаний, сформулированных в тексте нормативного правового акта, воле законодателя и обеспечивает их однозначное восприятие всеми заинтересованными лицами;

ясности, т.е. использования в нормативном правовом акте языковых средств, доступных для понимания всех заинтересованных лиц;

простоты, т.е. отсутствия в нормативных правовых актах сложных предложений и языковых оборотов;

краткости, т.е. исключения лишних слов, повторов, многословий, детального описания предметов и явлений из текста нормативных правовых актов;

социально-экономической обоснованности, предполагающей соответствие установлений, закрепляемых нормативными правовыми актами, уровню развития общественных отношений;

эффективности, т.е. достижения целей нормативного правового акта в процессе его реализации.

Предполагается закрепить следующие требования, предъявляемые к использованию терминологии при разработке и оформлении проектов нормативных правовых актов.

1. Термины, по возможности, должны быть краткими, немногословными, лексически и стилистически правильно сформулированными, лишенными глаголов, наречий, местоимений и др.

2.

Каждый термин должен быть однозначным, т.е. использоваться строго в соответствии с вложенным в него смыслом.

3. Недопустимо использование терминов в переносном или образном значении. Термин как семиотический (языковой) знак лишен возможности развития, изменения, трансформации своего значения, предопределяемого содержанием понятия, которое он обозначает.

4. Приоритетное значение должно придаваться общеупотребительной и специальной отечественной терминологии. Заимствование иностранной терминологии должно быть обоснованным в смысловом отношении.

В частности, лингвистически оправданным такое заимствование может быть лишь в том случае, если к тому или иному термину затруднительно найти русский эквивалент, который правильно отражал бы его значение.

При этом необходимо иметь в виду, что тот или иной эквивалент не всегда раскрывает смысл иноязычного слова в его полном содержательном объеме.

5. В отраслевом и межотраслевом регулировании общественных отношений должна соблюдаться определенная смысловая преемственность и согласованность в использовании общеупотребительной и специальной правовой терминологии, чтобы упредить правоприменительные коллизии в системе правовых отношений при их дальнейшем развитии, совершенствовании.

6. В условиях федеративной государственности не может быть расхождений между терминологией, используемой в федеративном законодательстве, и терминологией, используемой в региональном законодательстве.

Определенные терминологические заимствования из национальных языков допустимы (например, использование некоторых этнографизмов, т.е.

слов, не имеющих синонимов в государственном языке Российской Федерации) при разработке законопроектов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

7. При разработке законопроектов следует по возможности минимизировать использование терминологии, обозначающей оценочные понятия (например, “существенный вред”, “неуважение к суду” и др.), содержание которых имеет открытую логическую структуру и вызывает определенные затруднения при их толковании в правоприменительной деятельности.

8. Термины, обозначающие узкоспециальные понятия в области науки и техники и имеющие особую информационно-коммуникативную функцию, целесообразно использовать в сферах законодательного регулирования, где они профессионально необходимы (авиация, пользование недрами, атомная энергетика и т.д.).

9. Если в ходе тех или иных социальных перемен в общеупотребительную терминологию возвращаются термины, которые считались устаревшими (например, “частная собственность”, “присяжные” и т.д.), следует уточнить их современное значение.

10. Использование в тексте нормативного правового акта синонимов (слов, имеющих разное написание, но примерно одинаковое значение) или омонимов (слов, имеющих одинаковое написание, но разное значение) должно строго соответствовать содержанию нормативного правового акта.

В законопроекте необходимо изложить положения о языке нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты излагаются на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Нормативные правовые акты республик – субъектов Российской Федерации наряду с изложением на государственном языке Российской Федерации могут излагаться на государственных языках республик.

В необходимых случаях нормативные правовые акты краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, муниципальные нормативные правовые акты официально наряду с изложением на государственном языке Российской Федерации могут излагаться на языках народов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 211;

Источник: https://studopedia.net/8_79148_glava--poryadok-podgotovki-proekta-normativnogo-pravovogo-akta.html

Основные этапы подготовки проекта нормативного правового акта

Понятие проекта нормативного правового акта

⇐ Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒

Принято выделять два основных этапа в процессе правотворчества: этап подготовки нормативного правового акта и этап его принятия .Каждый из этапов в свою очередь делится на стадии.

Первый этап носит неофициальный характер, и деление его на стадии весьма условно. 1. Обычно первый этап начинается с принятия решения соответствующим органом государства о подготовке проекта нормативного правового акта.

Этот проект может подготавливаться как в самом этом органе, так и по его поручению другим государственным органом, либо учеными (специалистами) на основании контракта. 2.

В ходе работы над проектом создаются рабочие группы, просчитываются возможные социальные и иные последствия его действия, анализируется законодательство на предмет согласования с ним содержания проекта. Изучается аналогичное иностранное законодательство. 3.

Подготовленный проект направляется на рецензирование к независимым экспертам. Наиболее важные законопроекты могут публиковаться в средствах массовой информации для изучения реакции на них общественного мнения. Эта стадия завершается доработкой текста проекта и принятием решения о внесении его в соответствующий правотворческий орган.

Второй этап – официальный, поскольку процедура рассмотрения проекта нормативного правового акта в правотворческом органе строго регламентирована законодательством и в регламенте этого органа. Начинается второй с законодательной инициатив. Оно принадлежит далеко не всем субъектам права.

В законодательстве строго очерчен круг таких субъектов. Право законодательной инициативы не только в праве субъекта внести законопроект в правотворческий орган, но и обязанность последнего принять его к рассмотрению. Данная стадия заканчивается официальным включением проекта в повестку дня правотворческого органа.

Вторая стадия – обсуждение проекта в правотворческом органе. Обычно оно проходит в трех чтениях. При первом чтении заслушивается доклад о концепции проекта. На втором чтении обсуждаются поправки и замечания ( по каждой идет ание). При третьем чтении окончательно согласовываются все изменения, предлагаемые в проект нормативного правового акта.

Третья стадия – ание. При ании применяется либо принцип простого большинства (50% плюс один голос от списочного состава правотворческого органа), либо квалифицированного большинства, т.е.

заранее установленного особого большинства (например, в российской Государственной Думе такое квалифицированное большинство составляет 2/3 от общего числа депутатов). Далее следует так называемая внепарламентская стадия правотворческого процесса, когда принятый нормативный правовой акт направляется главе государства для подписания и обнародования .

Глава государства может отклонить принятый акт (наложить вето). Отклоненный акт можно вновь принять, но в прежней редакции и только квалифицированным большинством, и преодолеть вето. Тогда глава государства обязан подписать нормативный правовой акт и обнародовать его.

Официальное опубликование – заключительная стадия процесса правотворчества. Она необходима, поскольку в большинстве стран мира, в том числе в России, существует правило, что не опубликованные законы не имеют действия. Публикация нормативного правового акта осуществляется в специальных официальных изданиях . Одним из них в России является “Российская газета”.

91. Закон: структура и реквизиты. Структурные единицы законодательного текста.

Закон –нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы (иногда называются реквизитами):1. Закон (как и любой нормативно-правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа.

От уровня государственного органа, в компетенцию которого входило принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила.2. Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования).

Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.3. Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно- правовых актов.

При принятии федеральных законов Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой.4. Нормативно-правовое содержание является главным элементом закона. закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер.

В объемных законах могут выделяться разделы и главы.5. Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи. Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм.

6. Обязательным элементом закона должно быть указание об отмене действия иных нормативно-правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи). 7.

После принятия закон подлежит опубликованию и вступает в законную силу непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе.8.Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов – Президента РФ).

Структурные единицы законопроектане могут иметь преамбулу. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:Раздел: имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;имеет наименование.Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.

Глава:нумеруется арабскими цифрами;имеет наименование.Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.Статья законопроекта.

является его основной структурной единицей;имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами; имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь: Вводить структурную единицу “раздел”, если в законопроекте нет глав, не следует. Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

92. Оформление внесения изменений в правовые акты: основные требования.

Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты.

Внесением изменений считается:замена слов, цифр; исключение слов, цифр, предложений; исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта; новая редакция структурной единицы законодательного акта; дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями; дополнение структурными единицами законодательного акта; приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц; продление действия законодательного акта или его структурных единиц.Внесение изменений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.

При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье.

При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).

При внесении изменений в законодательный акт обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а также соответствующие источники его официального опубликования.

Независимо от конкретного содержания законопроекта, т.е.

независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в законодательный акт, наименование законодательного акта всегда содержит только слово “изменение” в соответствующем числе.При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта целесообразно конкретизировать.Изменения всегда вносятся только в основной законодательный акт.Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.

При внесении изменений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки.

Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.

При внесении изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей, принятых различными законодательными актами, в обязательном порядке указывается часть кодекса, в которую вносятся изменения.

При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.

Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.
⇐ Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 7942 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/5-15293.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.