Понятие и виды правовых актов презентация

«Формы (источники) права» 1. ПЛАН 1. Понятие формы (источника) права. 2. Нормативный правовой акт: понятие и виды. 3. Понятие, признаки, виды законов. – презентация

Понятие и виды правовых актов презентация

1 «Формы (источники) права» 1

2 ПЛАН 1. Понятие формы (источника) права. 2. Нормативный правовой акт: понятие и виды. 3. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов. 1. Понятие формы (источника) права. 2. Нормативный правовой акт: понятие и виды. 3. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов. 2

3 И СТОЧНИК ПРАВА Источник в материальном смысле Источник в идеологическом смысле Источник в формально – юридическом смысле Это и есть форма права

4 И СТОЧНИК ПРАВА 4 форма официального выражения общеобязательных предписаний создаваемых органами государственной власти в целях регламентации общественного порядка

5 Ф ОРМЫ ПРАВА Нормативно правовой акт Юридический прецедент Правовой обычай Нормативный договор 5

6 Н ОРМАТИВНЫЙ АКТ – Это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование особых общественных отношений 6 Право

7 Н ОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ – конституция – законы – подзаконные акты – конституция – законы – подзаконные акты 7

8 П РАВОВОЙ ОБЫЧАЙ – Это истерически сложившееся правило поведения, содержащиеся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям 8

9 П РАВОВЫЕ ОБЫЧАИ Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе (ст. 5 ГК РФ). 9

10 Ю РИДИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ – Э то судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. 10

11 Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда 11

12 Н ОРМАТИВНЫЙ ДОГОВОР – это соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права 12

13 К ОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). 13

14 Н ОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ Правовой акт, принятый полномочным органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение 14

15 Н ОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией в строго установленной форме 15

16 П РИЗНАКИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА Имеет конкретную сферу применения Охраняется от нарушений правоохранительными органами государства Регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер Обладает определенной юридической силой Издается уполномоченным государственным органом Обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику 16 1 точка зрения

17 П РИЗНАКИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА Содержит юридические нормы Выражает государственную волю народа Издается компетентным органом государства Обладает юридической силой Документально оформляется Охраняется государством Носит государственно-властный характер 17 2 точка зрения

18 О ТЛИЧИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ОТ ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ Точно фиксируют содержание правовых норм Занимает строго определенное место в иерархической системе источников права Может быть издан оперативно, изменен в любой своей частим Всегда обладает четкой внутренней структурой Точно фиксируют содержание правовых норм Занимает строго определенное место в иерархической системе источников права Может быть издан оперативно, изменен в любой своей частим Всегда обладает четкой внутренней структурой 18

19 В ИДЫ ЗАКОНОВ конституция Федеральные конституционные законы Федеральные законы Закон субъектов РФ 19

20 З АКОН Н ормативный акт, принятый в особом порядке законодательным органом власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. 20

21 Принимается только органом законодательной власти или референдумом Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ Выражает волю и интересы народа Обладает высшей юридической силой Принимается только органом законодательной власти или референдумом Порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ Выражает волю и интересы народа Обладает высшей юридической силой П РИЗНАКИ ЗАКОНА 21

22 П ОДЗАКОННЫЕ АКТЫ Изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие правовые нормы. 22

23 В ИДЫ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ указы Президента РФ Решения, распоряжения, постановления органов местного самоуправления Постановления Правительства РФ Локальные нормативные акты Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств и др. 23

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1270551/

Презентация

Понятие и виды правовых актов презентация
Слайд 1

Виды нормативно-правовых актов в Российской Федерации

10 класс 2014-2015 учебный год Учитель Кузнецова А.А.

Слайд 2

Нормативно – правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве. НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован. НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

Нормативно-правовые акты Российской Федерации

Слайд 3

В совокупности нормативно – правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е.

последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархия нормативно-правовых актов РФ

Слайд 4

Конституция РФ ↓ Законы РФ о поправках к Конституции ↓ Федеральные конституционные законы РФ ↓ Международные договоры и соглашения РФ ↓ Федеральные законы РФ ↓ Акты Президента РФ ↓ Акты Правительства РФ ↓ Ведомственные акты

Слайд 6

Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года по итогам референдума, и закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека.

Конституция Российской Федерации

Слайд 7

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов. Преамбула — это торжественная вступительная часть.

Первый раздел — собственно Конституция, состоит из 9 глав, которые посвящены основным положениям жизни государства: «Конституционный строй», «Права и свободы человека», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Второй раздел — «Заключительные и переходные положения».

Слайд 8

Демократическое государство: источником власти является народ, закрепление принципа разделения властей, идеологического и политического многообразия; гарантированно местного самоуправления.

Федеративное устройство: территория состоит из 85 субъектов и каждый находится в равном положении перед федеральной властью.

Республиканская форма правления: высшие органы власти и должностные лица избираются населением на определённый срок, осуществляют свою власть от имени народа и несут ответственность перед ним.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Слайд 9

Правовое государство: гарантируются верховенство закона и взаимная ответственность человека и государства. Перед законом все равны и несут одинаковую ответственность за совершённые противоправные действия.

Социальное государство: проводимая в государстве политика направлена прежде всего на благополучие граждан, развитие и поднятие уровня образования, здравоохранения, стремление к тому, чтобы эти сферы являлись бесплатными (доступными) и качественными.

Включаются такие пункты как охрана труда и здоровья, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и др. Гуманистичность: высшей ценностью в государстве является человек, его права, свободы и благополучие.

Светский характер: религия отделена от государства, ни одна из конфессий не имеет полномочий по нормативно-правовому регулированию, а также законодательной инициативы, не вправе участвовать в политических выборах, а государство в свою очередь не может вмешиваться в деятельность религиозных объединений.

Слайд 10

Также Конституция РФ разделяет власть на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент России не входит ни в одну из трёх властей, а стоит над ними в качестве гаранта Конституции.

Органы местного управления не являются частью государственной власти и решают вопросы местного значения самостоятельно.

Правом принятия законов обладает исключительно законодательная власть (Федеральное собрание), а субъекты исполнительной и судебной власти обладают правом законодательной инициативы, то есть имеют право разрабатывать проекты законодательных актов и передавать их в парламент для рассмотрения и принятия.

Слайд 11

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо обозначенным в Конституции РФ и обладают большей юридической силой, чем федеральные законы.

Согласно Конституции, ФКЗ охватывают следующие вопросы: порядок принятия нового субъекта в состав РФ; изменение статуса субъекта РФ; установление Государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядок официального использования; порядок деятельности Правительства РФ; установление судебной системы РФ; полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ; режимы чрезвычайного и военного положения; порядок созыва Конституционного Собрания.

Федеральные конституционные законы

Слайд 12

Федеральный Конституционный Закон РФ считается принятым, если он одобрен не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. Принятый закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию, правом вето в этом случае он не обладает.

Порядок издания ФКЗ

Слайд 13

Частью 4 статьи 15 Конституции РФ установлено верховенство международных договоров над действующим законодательством России. В случае противоречия между законодательством и международным договором Российской Федерации, применяются правила международного договора.

На практике это означает, что при наличии разногласий, граждане, организации, государственные органы, суды руководствуются нормами международного договора до того времени, пока законодательство не будет приведено в соответствии с ним.

Вместе с тем, международный договор Российской Федерации считается вступившим в силу, если прошёл все необходимые стадии согласования и подписания, а также, при необходимости, ратификацию.

Международные договоры и соглашения РФ

Слайд 14

Ратификация (лат. ratificatio от ratus — решённый, утверждённый + facere — делать) — процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом.

Ратификация международных договоров является одним из способов выражения Россией согласия на обязательность для нее международного договора и требуется в 5 случаях, перечисленных в статье 15 Закона «О международных договорах».

В частности, ратификация требуется, если она предусмотрена самим международным договором, а также если международный договор устанавливает иные правила, нежели законы Российской Федерации. Ратификация осуществляется в форме федерального закона у каждой из сторон.

Ратификация

Слайд 15

Денонса́ция

Денонса́ция, денонсирование (от фр. dénoncer — «расторгать») — надлежащим образом оформленный отказ государства от заключённого им международного договора. Отличается от иных способов расторжения международных договорных обязательств тем, что право на денонсацию должно быть предусмотрено в самом договоре и осуществляется в строго установленном договором порядке.

Слайд 16

Федеральные законы — ключевой элемент законодательного регулирования в России и могут затрагивать любые вопросы, отнесённые Конституцией РФ к предметам ведения федерации либо совместного ведения федерации и субъектов РФ, и требующие государственного регулирования.

Нормы федеральных законов являются обязательными для исполнения на всей территории страны, а все акты меньшей юридической силы не должны им противоречить.

Вместе с тем, ответственность за неисполнение норм федеральных законов наступает только в том случае, если она явно предусмотрена самим законом, либо другими законами, включая уголовный кодекс или кодекс об административных правонарушениях.

При этом федеральные законы принимаются в первую очередь по предметам, относящимся к ведению Российской Федерации (установлено ст. 71 Конституции РФ) и совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Федеральные законы

Слайд 17

Проекты федеральных законов могут разрабатываться любым органом или лицом (депутаты, члены Совета Федерации), обладающим правом на законодательную инициативу в соответствии со статьёй 104 Конституции РФ. Затем проект ФЗ вносится в Государственную Думу.

Закон считается принятым, но ещё не вступившим в силу, после его принятия в трёх чтениях Государственной Думой (простым большинством). С момента принятия в 3 чтении, в названии федерального закона исключается слово «проект».

Далее ФЗ должен быть одобрен Советом Федерации (также большинством ) и подписан президентом РФ. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его 2/3 .

Президент может наложить вето на закон, а чтобы преодолеть его закон в существующей редакции должен быть подержан 2/3 депутатов ГД РФ и членов Совета Федерации.

Порядок принятия федеральных законов

Слайд 18

1) указы Президента РФ – высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты; 2) постановления Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных органов; 7) локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Виды подзаконных актов

Слайд 19

Указы и распоряжения Президента РФ принимаются по вопросам предметов ведения федерации и не могут противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории России.

указ — решения Президента нормативного характера, то есть предписания, рассчитанные на постоянное или многократное действие, а также решения о назначении и освобождении от должности руководителей центральных органов и иных структур системы федеральной исполнительной власти, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, почетных званий РФ, о помиловании; распоряжение — решения президента по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам работы Администрации президента РФ; при этом распоряжения не должны содержать предписаний, носящих нормативный характер.

Акты президента РФ

Слайд 20

В соответствии со статьёй 114 Конституции РФ, Правительство России имеет следующую компетенцию: разработка федерального бюджета с представлением его в Государственную Думу, исполнение федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; управление федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами президента.

Акты Правительства РФ

Слайд 21

По этим вопросам, а также в рамках исполнения Конституции, федеральных законов, нормативных указов президента Правительство РФ издаёт постановления и распоряжения, обеспечивая их исполнение.

Различие между постановлением и распоряжением определено федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»: постановления — акты, имеющие нормативный характер (то есть адресованные неограниченному кругу лиц и предполагающие постоянное или многократное действие); распоряжения — акты не имеющие нормативного характера.

В случаях, когда постановления и распоряжения Правительства РФ противоречат Конституции, федеральным законам и указам президента они могут быть отменены президентом

Слайд 22

федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) могут принимать нормативные правовые акты, определяющие порядок действий по определённым вопросам государственного регулирования и распространяющиеся на неопределённый круг лиц. Возможные виды нормативных актов: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения.

При этом ключевой особенностью является процедура государственной регистрации в Минюсте России, только после прохождения которой нормативный правовой акт считается имеющим силу. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе самостоятельно издавать нормативные правовые акты.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти имеют право принимать ведомственные акты ненормативного характера. Их регистрация в Минюсте России не требуется, но подобные акты воздействуют на ограниченный круг лиц, прямо определённый в документе.

Акты федеральных органов исполнительной власти могут быть приостановлены или отменены Правительством РФ.

Ведомственные нормативные акты

Слайд 23

1) В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: – нормативные акты государственных органов; – нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); – нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); – нормативные акты, принятые на референдуме.

Классификация нормативно-правовых актов РФ

Слайд 24

2) В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: – общефедеральные; – нормативные акты субъектов Российской Федерации; – нормативные акты органов местного самоуправления; – локальные нормативные акты.

Слайд 25

3) В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: – нормативные акты неопределенно длительного действия; – временные нормативные акты.

Слайд 26

Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

ВЫВОДЫ

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-raznie/98824-vidy-normativno-pravovyh-aktov-v-rossijskoj-federacii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.