Положения нпа это

Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России

Положения нпа это

Хахов, А. А. Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России / А. А. Хахов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 437-439. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64973/ (дата обращения: 20.01.2021).



В данной статье рассматривается нормативный правовой акт как самая распространенная форма права в современной России.

Несмотря на то, что в юридической литературе нет однозначного определения нормативного правового акта, представляется весьма обоснованным определение характерных признаков данного понятия.

В статье определяется место нормативных актов в системе правовых актов Российской Федерации.

Ключевые слова: форма права, правовые акты, система правовых актов, нормативный правовой акт.

This article discusses a normative legal act as the most common form of law in modern Russia. Despite the fact that in scientific and legal literature there is no unambiguous definition of a normative legal act, it seems very reasonable to define characteristic features of this concept. The article defines the place of normative acts in the system of legal acts of the Russian Federation.

Keywords: form of law, legal acts, system of legal acts, normative legal act.

В современной жизни российского общества правотворчество занимает одно из ведущих мест, служит начальным этапом жизни права, формирует и оформляет его.

В правовом регулировании общественных отношений в Российской Федерации как в государстве, относящемся к странам семьи континентального права, важнейшую роль играют нормативные правовые акты, которые являются основным источником российского права, при этом никакой другой вид источников права не обладает настолько широкой сферой применения и регулятивными возможностями.

Такое руководящее положение нормативного акта предполагает наличие глубокой теоретико-методологической базы, которая обеспечит устойчивость, систематичность и саморазвитие объекта [1].

От признания документа нормативным правовым актом зависит решение вопроса о необходимости его опубликования, государственной регистрации, порядок обжалования.

При этом важное значение имеет правильный выбор вида и формы нормативного правового акта, а также определить место будущего акта в системе нормативных актов с тем, чтобы «не допустить его противоречия действующим нормативным правовым актам» [2].

В юридической литературе России нет однозначно определенного понятия нормативного правового акта.

По мнению одних ученых, нормативный правовой акт — это изданный в особом порядке официальный документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права [3].

По мнению других, нормативный правовой акт — официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права [4].

В связи с отсутствием точного определения нормативного правового акта, рассмотрение его характеристик, отличающих их от иных форм правовых актов представляется весьма актуальным.

В первую очередь, нормативные правовые акты представляют собой документы правотворческих органов.

Признак формальной определенности нормативного акта позволяет четко фиксировать их содержание, вытекающие из них права и обязанности субъектов правоотношений, что предполагает обеспечение соблюдения принципа единообразия правоприменения, исключающего разноплановое и противоречивое толкование таких норм.

Однако необходимо отметить, что действующее законодательство допускает существование и нормативных и ненормативных актов одной и той же формы, принятых одними и теми же органами в одинаковом порядке.

Кроме того, в отличие от правоприменительных и интерпретационных актов, нормативные правовые акты содержат юридические нормы, то есть «обобщающие положения, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и ситуаций» [6].

Нормативный акт рассчитан на регулирование всех случаев возникновения определенного рода отношений, независимо от времени, места их возникновения, состава лиц, участвующих в них.

«То есть, он является универсальным средством регулирования, позволяющим как устанавливать единые правила поведения для всех участников в рамках правовой системы и одновременно помогает этим участникам прогнозировать результаты своего поведения в тех или иных случаях и конечно же, оценку такого поведения государством как правомерного или неправомерного» [7].

Можно сказать, что нормативные акты отличаются от иных (ненормативных) актов правотворчества по своему предназначению, юридической миссии в системе юридической регламентации общественных отношений. Нормативные правовые акты предназначены для того, чтобы быть нормативными регуляторами общественных отношений. [8]

Таким образом, нормативный акт выступает основой для правоприменительных, интерпретационных и индивидуально-правовых актов. Именно поэтому, ошибки, допущенные в процессе принятия нормативного правового акта, с неизбежностью повлекут за собой ошибки в правоприменении, толковании и автономном регулировании.

Более того, «здоровье» системы нормативных правовых актов заметно влияет на «здоровье» системы всех иных правовых актов [9].

Однако необходимо отметить, что дефекты, возникающие в правоприменительных, интерпретационных и договорных актах, могу в свою очередь повлиять на систему нормативных правовых актов, а именно парализовать их или исказить их действие.

Нормативные правовые акты занимают руководящее положение в отечественной правовой системе, в то время как иные формы правовых актов ограничены теми разрешительными рамками, устанавливаемыми законодательством.

Таким образом, нормативный правовой акт представляет собой источник права, который имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими источниками.

Так, нормативный акт как регулятор общественных отношений более оперативен и гибок в его приспособленности к быстроизменяющимся социальным процессам.

Данное обстоятельство обосновывается тем фактом, что нормативный правовой акт может быть оперативно принят при возникновении необходимости регулирования новых процессов и явлений в обществе. Соответственно, в случае необходимости он может быть изменен и отменен.

Литература:

  1. Бошно С. В., Васюта Г. Г. Система нормативных правовых актов: современное состояние и потребности в развитии//Современное право. 2009. № 11.
  2. Анциферова О. В. Система нормативных правовых актов Российской Федерации//Вестник ЧелГу. 2002. № 2.
  3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С.334.
  4. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. С.268.
  5. Алексеев С. С. Право: азбука–теория–философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.77.
  6. Исаков Н. В., Малько А. В., Шопина О. В. Правовые акты: общетеоретический аспект исследования/ / Правоведение. 2002. № 3.
  7. Савченко В. В. Правовая природа нормативного правового акта как источника права // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. № 1.
  8. Козулин А. И. Нормативные правовые акты и иные акты правотворчества // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — Екатеринбург: УрО РАН, 2001, — Вып. 2.
  9. Исаков Н. В., Малько А. В., Шопина О. В. Правовые акты: общетеоретический аспект исследования// Правоведение. 2002. № 3.

Основные термины(генерируются автоматически): нормативный правовой акт, акт, нормативный акт, официальный документ, Российская Федерация, руководящее положение, система.

Источник: https://moluch.ru/archive/287/64973/

Нормативный Правовой Акт & Закон – Что это? (в 2017 году)

Положения нпа это

Что собой представляет нормативный правовой акт? Система НПА России очень широка и играет большую роль в экономике и жизни общества.

этой статьи:

Термин «правовая информация» сегодня используется в различных ситуациях. Однако необходимо четко представлять, каким сведениям стоит доверять безоговорочно.

Правовая система России относится к романо-германской, или континентальной правовой семье.

Это значит, что главным официальным источником правовой информации в стране служит нормативный правовой акт.

Объединенные в определенную систему с четкой иерархией, эти документы регулируют все сферы взаимодействия членов общества.

Рассмотрим подробнее, из каких элементов складывается система права в современной России.

Называться нормативным правовым актом может исключительно официальный документ, который был издан компетентным властным органом с соблюдением определенной процедуры.

м НПА будут правовые нормы, то есть определенные правила, посредством которых регулируются различные общественные отношения.

Иными словами, нормативный правовой акт – это выражение воли государства по тем или иным аспектам общественной жизни.

Правила, сформулированные в НПА, общеобязательны, а их нарушение порождает ответственность.

Отличить НПА от других документов, издаваемых органами власти в процессе их деятельности, можно по следующим признакам:

  • создает, изменяет или отменяет правовые нормы;
  • направлен на урегулирование определенной сферы общественных отношений;
  • содержит все необходимые реквизиты (рассмотрим их далее);
  • имеет четкую внутреннюю структуру, характерную именно для НПА (разделы, параграфы, статьи – как в законах, например, Закон 208-ФЗ «Об акционерных обществах», «Об исполнительном производстве», или «О защите прав потребителей».
  • принимается компетентным государственным (муниципальным органом) в особом порядке;
  • доводится до всеобщего сведения через официальные СМИ;
  • исполнение норм, содержащихся в документе, обеспечивается государственным принуждением (в том числе через ФССП).

Нормативный правовой акт обладает особым свойством – юридической силой.

Это значит, что он способен порождать для лиц, на которых направлено его действие, те или иные правовые последствия.

Юридическая сила НПА зависит от его места в правовой системе, которая выстроена по иерархической схеме.

Одни акты будут иметь верховенство, а другие – занимать подчиненное положение.

Определяющим фактором для отнесения акта к той или иной ступени будет место в системе госуправления того органа, которым издан документ.

back to menu ↑

Все нормативные акты существуют в виде письменных документов. После принятия и подписания они обязательно публикуются в центральных или региональных СМИ, выбранных в качестве официальной площадки для их размещения.

Для федеральных органов власти таковой, например, выступает «Российская газета».

Менее известным широкой публике, но хорошо знакомым профессиональным юристам будет «Собрание законодательства РФ», еженедельно выходящий сборник НПА.

Обнародование, то есть доведение полного текста до сведения населения, важное условие для вступления нормативных актов в силу.

Неопубликованный документ таковой не имеет, следовательно, не может быть применен для общественного регулирования и не способен породить правовых последствий.

Но и опубликованный должным образом акт, как правило, начинает действовать, спустя 10 дней, если только в нем самом не предусмотрен иной срок, например, с момента подписания или с определенной даты.

Форма НПА зависит полностью от содержащихся в нем норм. Нормативные акты издаются в виде:

  • законов (федеральных и региональных);
  • президентских указов;
  • правительственных постановления;
  • ведомственных приказов;
  • положений, инструкций, правил и т.п.

Современным законодательством четко регулируется, какие именно формы нормативных актов компетентна принимать каждая из властных структур.

Например, органы исполнительной власти не наделены полномочием издавать законы.

В их компетенции создание актов, стоящих на других ступеньках иерархии правовых документов.

Для нормативных правовых актов используют специальные реквизиты, которые отличают эти документы от прочих. К ним относятся:

  • указание на принявший НПА орган власти (Президент, Госдума, Правительство и пр.);
  • форма документа (закон, постановление и т.д.);
  • наименование (не для всех);
  • дата принятия;
  • номер документа;
  • место создания;
  • подписавшее документ лицо.

back to menu ↑

Нормативные правовые акты можно классифицировать по различным основания. Рассмотрим наиболее часто использующиеся:

Кто выступил субъектом правотворчества, то есть какой орган проявил инициативу для принятия такого документа:

  • народ через референдум;
  • государственный орган;
  • общественные организации в рамках своей компетенции.

Какой срок действия НПА

  • действующие определенный в самих НПА период;
  • долговременные, без указания срока действия.

На какой территории действуют

  • федеральные (по всей стране);
  • субъектов;
  • муниципальных образований;
  • локальные (на уровне отдельных организаций).

Какую юридическую силу имеют. Это самое значимое основание, так как оно определяет место НПА в системе права. Выделяют две большие группы:

  • законы, имеющие наибольший правовой вес;
  • подзаконные акты, обеспечивающие реализацию зафиксированных в законе норм.

Важно: и законы, и подзаконные акты также выстраиваются в определенную иерархическую структуру с подчиненностью одних другим.

back to menu ↑

Из всех нормативных правовых актов наиболее важными и имеющими высшую юридическую силу являются законы.

Ими регулируются наиболее значимые общественные отношения.

Издавать (принимать) законы уполномочены только представительные (законодательные) органы или сам народ, как источник власти, через референдум.

Процесс законотворчества достаточно сложен и включает в себя несколько обязательных этапов.

Главным из законов, имеющим абсолютное верховенство, в России является ее Конституция.

Этот документ относительно невелик, всего 137 статей, объединенных в 9 глав.

Несмотря на это, именно Конституцией устанавливаются правовые основы всех отраслей общественных отношений.

Она имеет прямое действие, прочие нормативные акты не могут содержать противоречащих норм.

В развитие статей Конституции принимаются Федеральные конституционные законы.

Их число невелико, так как в них содержатся нормы, конкретизирующие декларации основного закона.

Примерами ФКЗ служат законы «Об ОСАГО», «Об образовании в РФ» и т.п.

Эти законы, как и все прочие, не могут содержать нормы, идущие вразрез с Конституцией.

Основное ядро правовой системы составляют многочисленные федеральные законы.

Те из них, что призваны регламентировать наиболее значимые области общественных правоотношений, представляют собой кодифицированные документы.

В каждом из них систематизированы и собраны в одном месте множество норм, регулирующих важнейшие общественные институты:

  • имущественные отношения – Гражданский кодекс;
  • отношения в сфере наемного труда (в том числе, по поводу трудовых договоров) — Трудовой кодекс;
  • ответственность за правонарушения — КоАП и Уголовный кодекс;
  • обязанность вносить платежи в бюджет – налоговый кодекс и т.п.

Все кодексы относятся к постоянно действующим документам.

Текущими законами в них вносятся коррективы: включаются новые статьи, изменяются или признаются утратившими силу формулировки других.

Законы занимают подчиненное положение не только по отношению к Конституции, но и к ФКЗ.

back to menu ↑

Подзаконные акты называются так потому, что издаются для их исполнения.

В нормах таких актов конкретизируются положения законов, прописываются механизмы их дальнейшей реализации.

Могут в них устанавливаться и новые нормы, дополняющие уже существующие, однако они не должны вступать в противоречие ни с тем законом, во исполнение которого приняты, ни с любым другим.

Форма подзаконного НПА зависит от принявшего его органа власти и места в правовой иерархии. Наибольшую силу имеют Указы, которые издает Президент.

За ним следуют нормативные правовые акты Правительства, как правило, постановления.

На следующей ступени стоят акты различных ведомств и министерств, которые имеют форму приказов и распоряжений.

back to menu ↑

Государство в целом выступает субъектом правовых отношений на международном уровне.

Российская Конституция признает документы такого сотрудничества в качестве части правовой системы страны.

Следовательно, международные договоры, одной из сторон которых вступает Российская Федерация, являются нормативными правовыми актами.

Они регулируют отношения и иностранными державами по различным политическим и экономическим вопросам.

Международные договоры имеют приоритет даже перед законами, если нормы последних противоречат условиям подписанного соглашения.
back to menu ↑

Общепринято, что акты судебной власти, изданные по вопросам их компетенции, не считаются источниками права, и не имеют той силы, что присуща нормативным правовым актам.

Однако такие документы, как Постановления высших судов, все же играют важную роль в правовом регулировании.

Они содержат разъяснении по поводу применения уже существующих норм при отправлении правосудия.

Таким образом формируется единообразная практика правоприменения.

back to menu ↑

Источник: https://yurface.ru/zakon/normativnyj-pravovoj-akt/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.