Памятников истории и культуры народов

Всероссийское общество охраны памятников истории

Памятников истории и культуры народов
. Альманаху «Памятники Отечества» Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) в 2020 году исполнилось 40 лет. К юбилею Центральный Совет ВООПИК сделал настоящий подарок всем, кто интересуется историей реставрации и охраны памятников в России, развитием общественных инициатив в сфере сохранения наследия.

Номера «Памятников Отечества» оцифрованы, и электронные копии всех публикаций выложены на специально созданном сайте. Для удобства читателей материалы альманаха систематизированы по выпускам, авторам и тематическим рубрикам.

На сайте доступны выпуски «Памятников Отечества», давно ставшие библиографической редкостью – за 1980–1991 годы, а также размещены выпуски 1990-х – 2000-х годов. Первый номер иллюстрированного альманаха «Памятники Отечества» – тиражом 50 тысяч экземпляров – был подписан в печать 18 августа 1980 года.

«Памятники Отечества» стали первым и долгие годы оставались единственным в России средством массовой информации, посвященным проблемам сохранения и реставрации объектов культурного наследия, общественным движениям этой сферы.

Сайт альманаха: http://almanac.voopik.ru

. Уважаемые друзья и коллеги, в этот непростой и сложный для всех год одному из самых авторитетных изданий в сфере сохранения и популяризации историко-культурного наследия России – Альманаху «Памятники Отечества» исполнилось сорок лет. В 1980 году ВООПИиК было создателем и учредителем этого издания, являющегося в настоящее время библиографической редкостью.

Показать полностью…

Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры при поддержке Российского фонда культуры реализовало проект, который позволит всем нам прикоснуться к истории и духу этого уникального издания родившегося в СССР и продолжающим свою историю в наше время.

Скоро на наших ресурсах мы разместим подборку оцифрованных изданий альманаха включающего 52 выпуска журнала. На нашем канале будут размещены десять онлайн лекций с презентацией серии подкастингов (подкастов) посвященных различным публикациям альманаха созданным в разные годы его существования: Памятники Отечества. 1980. № 2 (2) – Лихачев Д.С.

Экология культуры, Памятники Отечества. 1984. № 2 (10) – Чивилихин В.А.; Болдинская поездка, Памятники Отечества. 1987. № 2 (16) – Алексеев В. Возродить утерянное (Казанский собор), Памятники Отечества. 1989. № 1 (19) – Козлов В.Ф. Без альтернативы (о разрушении памятников Москвы), Памятники Отечества. 1989. № 2 (20) – Толстой А.К.

Письмо императору Александру II, Памятники Отечества. 1997. № 3 (Малая серия) (Как гражданин России) – Корин П. Как гражданин России, Кочемасов В.И. Так начиналось Памятники Отечества. 2002. № 54 (Владимирская земля – Страна городов) – Маланичева Г.И. Наследие надо спасать!; Иванов В.

Когда раскрыли гробницы (записки о сломе Чудова и Вознесенского монастырей), Памятники Отечества. 1988. № 2 (18) – Птицын В.А. Российское шефское движение.
https://www..com/channel/UC5vh6Aa_f7XfOHaXxwSn..

. . . . Друзья, стартовал первый день Международного волонтёрского лагеря в рамках национального проекта «Культура»! Организатором мероприятия выступает Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры при поддержке Ассоциации волонтёрских центров и Министерства культуры Российской Федерации.

Показать полностью…

С приветствием выступил председатель Центрального совета ВООПИиК Артём Демидов, председатель Совета Ассоциации волонтёрских центров, член Общественной палаты РФ Артём Метелев и руководитель дирекции общественного движения «Волонтёры культуры» АВЦ, модератор Дарья Жукова.

Уже завтра к участникам со своими докладами обратятся зарубежные партнёры в сфере сохранения культурного наследия, в их числе Фабрис Дюфо (Франция) и Донован Рипкема (США). Ф.

Дюфо – руководитель международного отдела французской ассоциации REMPART, занимающейся организацией волонтёрских работ на памятниках архитектуры по всему миру. Д.

Рипкема – президент «Heritage Strategies International» и глава компании «PlaceEconomics», автор книги «Экономический аспект сохранения исторического наследия», обладатель The Crowninshield Award – высшей британской награды, присуждаемой Национальным Фондом за личный вклад и заслуги в области сохранения исторического наследия.

Обсудим лучшие практики, проблематику, возможности и барьеры развития добровольчества в сфере культурного наследия в России и в мире.

А об опыте проведения и перспективах развития «Школы волонтёров наследия» в рамках национального проекта «Культура» уже завтра расскажет Олег Пычин, руководитель проекта «Школа волонтёров наследия», член президиума Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Присоединяйтесь к интересным для вас панельным сессиям, образовательным практико-ориентированным модулям и интенсивам. Трансляция ведется на ютюб канале Роскультпроекта https://www..com/channel/UCHs6Z6lP1QukMZHt4WiC.. , а также в zoom для зарегистрировавшихся участников.

Программа Международного волонтёрского лагеря опубликована на сайте https://volculturecamp.com/

у кого то сессии панельные, а кто то таскает кирпичи и доски, чтобы сохранить культурное наследие на деле, некогда болтать… в час легли, в 7 утра подъем
и помощи ни от кого не допросишься… все на конференциях…

. . Уважаемые друзья и коллеги! До начала первого Международного волонтерского лагеря, который пройдет 13 и 14 ноября в онлайн-формате в рамках национального проекта «Культура» осталось совсем немного времени! Эксперты поделятся своим опытом и расскажут о наиболее эффективных практиках реализации волонтерской деятельности в сфере сохранения культурно-исторического наследия. В числе спикеров Международного волонтерского лагеря выступят:

Показать полностью…

• Артем Демидов, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры; • Олег Пычин, руководитель проекта “Школа волонтеров наследия” национального проекта “Культура”; • Артем Метелев, председатель Совета Ассоциации волонтерских центров; • Дарья Жукова, руководитель Дирекции ОД “Волонтеры культуры” Ассоциации волонтерских центров; • Александр Зуев, региональный координатор ОД “Волонтеры культуры” АВЦ в Нижегородской области; • Анна Макарчук, руководитель Центра толерантности Еврейского музея; • Михаил Кожуховский, руководитель волонтерской службы ФГБУК “Государственный Эрмитаж”;

• Мэтью Хик (Лондон) – руководитель волонтерского направления в Объединении музеев науки (sciencemuseumgroup.org.uk), председатель Сообщества волонтеров наследия (heritagevolunteeringgroup.org.uk).

В качестве спикеров приглашены эксперты из Франции, США, Казахстана, Великобритании, Киргизии, Азербайджана, Узбекистана, а также российские представители общественных организаций, координаторы движения «Волонтёры культуры и региональных отделений ВООПИиК. Стать участником Международного волонтерского лагеря может любой гражданин Российской Федерации, достигший 18-ти лет, а также граждане, проживающие в странах Европы и СНГ. Регистрация на сайте volculturecamp.com Регистрация продлится до 11 ноября 2020 года (23:30 по московскому времени)!
. . Первый Международный волонтерский лагерь пройдет 13 и 14 ноября в онлайн-формате в рамках реализации программы «Волонтеры культуры» нацпроекта «Культура». Главной темой образовательной программы лагеря станет популяризация волонтёрской деятельности в сфере культуры. Занятия будут включать в себя панельные сессии и образовательные модули. Каждый участник сможет присоединиться к уникальным интенсивам в онлайн-формате.

Показать полностью…

В числе предложенных тем для слушателей: «Вектор развития региональных сообществ в условиях постпандемического мира», «Роль регионального координатора в сообществе волонтеров культуры» и конечно же практика сохранения объектов культурного наследия силами волонтерского сообщества. Приглашенные эксперты поделятся своим опытом и расскажут о наиболее эффективных практиках реализации волонтерской деятельности в сфере культуры.

В числе спикеров Международного волонтерского лагеря выступят: – Артем Демидов, председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры; – Олег Пычин, руководитель проекта «Школа волонтеров наследия» Национального проекта «Культура»; – Артём Метелев, председатель Совета Ассоциации волонтерских центров; – Дарья Жукова, руководитель Дирекции ОД «Волонтеры культуры» Ассоциации волонтерских центров; – Дмитрий Тузов, научный руководитель проекта “Школа волонтеров наследия”, руководитель отделения реставрации и деревообработки Колледжа 26КАДР; – Анна Макарчук, руководитель Центра толерантности Еврейского музея; – Михаил Кожуховский, руководитель волонтерской службы ФГБУК «Государственный Эрмитаж»;

– Мэтью Хик (Лондон) – руководитель волонтёрского направления в Объединении музеев науки (sciencemuseumgroup.org.uk), председатель Сообщества волонтеров наследия (heritagevolunteeringgroup.org.uk);

Участником Международного волонтерского лагеря может стать любой гражданин Российской Федерации, а также лица в возрасте от 18 лет, проживающие в странах Европы и СНГ. Зарегистрироваться для участия можно на сайте международного

волонтерского лагеря https://volculturecamp.com

Источник: https://vk.com/csvoopik

18 культурных объектов ЮНЕСКО в России

Памятников истории и культуры народов

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 29 российских объектов, имеющих уникальное культурное и историческое значение: 18, созданных человеком, и 11 природных. Сейчас мы расскажем вам об этих 18 российских памятниках культуры, каждый из которых является единственным в своем роде и представляет ценность для всего человечества.

_>>_ Правила безотходного потребления

Мы часто думаем, что за достопримечательностями нужно ехать куда-то далеко в Европу, ведь наш взгляд «замыливается» от всей этой архитектурной красоты.

Нам повезло жить в этих местах или как минимум иметь возможность в любой момент сюда приехать. Вот они, рядом.

Может быть, после прочтения этой статьи вы запланируете путешествие по России или по-другому взглянете на центр своего родного города?

>>Как меняется московское метро

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников

Основанный в 1703 году при Петре I, исторический центр Петербурга разрастался вплоть до середины 19 века. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, скульптурами, парками и садами, образующими неповторимые по красоте и размаху ансамбли.

Каналы и мосты, которых, к слову, насчитывается более четырех сотен, также включены в наследие ЮНЕСКО.

Сюда же входят пригородные дворцово-парковые ансамбли — Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село, Павловск, Гатчина, Стрельна, Ропша, а также морские форпосты — Кронштадт и Шлиссельбург.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста (Карелия)

Кижский Погост — это единственный сохранившийся в России ансамбль, в состав которого входят две многоглавые деревянные церкви. Он расположен на одном из островов Кижского архипелага в Онежском озере.

Когда-то здесь находилось село Кижи. Жизнь в самом селе давно угасла, но уцелели Преображенская и Покровская церкви, а также расположенная между ними колокольня.

Это шедевры деревянного зодчества, образующие неповторимый вид в тандеме с суровой северной природой.

Московский Кремль и Красная площадь

Этот архитектурный ансамбль формировался на протяжении более чем 500 лет. Здесь находятся выдающиеся достопримечательности, в числе которых Успенский и Благовещенский соборы, собор Василия Блаженного, Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата и другие. Неудивительно, что Московский Кремль и Красная площадь являются одними из самых узнаваемых достопримечательностей мира.

Исторические памятники Новгорода и окрестностей

В Великом Новгороде находится ряд значимых церковных памятников, к которым ежегодно приезжают тысячи верующих. Например, Знаменский собор, который был построен в 1682 году на месте полуразрушенного храма 14 века.

С момента основания в монастыре хранится одна из главных религиозных реликвий — икона Божьей Матери. Церковь Рождества Христова — еще одна достопримечательность, в настоящее время переоборудованная в музей.

Церковь известна своими уникальными фресками, которые сегодня составляют основу экспозиции музея.

Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» (Архангельская область)

Соловецкий архипелаг или, как его чаще называют, Соловки, состоит из 6 островов площадью 300 км². На одном из них находится величественный Спасо-Преображенский монастырь: он включает в себя крепостную стену, сложенную из огромных валунов, храмы, каменные палаты, колокольню.

Комплекс Соловецких островов является объектом культурно-природного наследия, то есть смешанного типа, так как природа и акватория Белого моря также является местным достоянием.

Близость моря, хвойные леса и холмистые рельефы образуют уникальный микроклимат: будучи всего в 150 км от Северного полярного круга, среднегодовая температура островов составляет порядка +1С.

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

Владимир и Суздаль относятся к старейшим культурным центрам Центральной России. Здесь берет свое начало новая архитектурная традиция — кладка из плит белого известняка. Впоследствии постройки такого типа стали называться белокаменными.

Наглядными примерами нововведения того времени служат главные владимирские соборы — Успенский и Дмитриевский — и Золотые ворота — часть городских укреплений.

А также суздальский Рождественский собор и Архиерейские палаты в Кремле, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад)

Уникальность ансамбля Троице-Сергиевой лавры заключается в том, что он возводился на протяжении шести веков.

Первой каменной постройкой стал Троицкий Собор, возведенный над могилой Сергия Радонежского и украшенный фресками Андрея Рублева — одного из самых известных и почитаемых иконописцев в нашей истории.

Со временем Лавра была дополнена Успенским Собором, крепостной стеной и различными гражданскими постройками, предназначенными для приема высокопоставленных гостей. Специально для приездов в Лавру царя был выстроен дворец. Завершила ансамбль почти стометровая колокольня, построенная в XVIII веке.

Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)

Церковь Вознесения — это одна из первых в России церквей шатрового типа, сохранившаяся практически в первозданном виде.

Церковь ознаменовала уход от укоренившейся традиции воздвижения крестово-купольных храмов, своим появлением изменив ход развития русской церковной архитектуры. Церковь была построена при великом князе Василии III.

Ее возведение связывают с ожиданиями князя на рождение наследника престола: здесь Василий III вымаливал у Бога подарить ему сына.

Историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль» (Казань)

Казанский Кремль — это эклектичный ансамбль, впитавший в себя все лучшее от мусульманской и православной культур.

Во многом унаследовавший строение древней татарской крепости, Кремль включает выдающиеся исторические постройки XVI-XIX веков, воздвигнутые на руинах более ранних сооружений X-XVI веков.

Православные комплексы, такие как Благовещенский собор и Спасо-Преображенский монастырь, здесь соседствуют с одной из прекраснейших мусульманских мечетей мира Кул-Шариф.

Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область)

В сравнении с другими религиозными постройками русского севера ансамбль Ферапонтова монастыря отличается небольшими размерами. Всего он включает в себя 6 каменных строений, построенных преимущественно в период ХV-ХVII вв.

Это собор Рождества Богородицы (1490 г.), церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-1534 гг.), Казенная палата (середина XVI в.), церковь преп. Мартиниана (1640-1641 гг.), «Святые ворота» с двумя надвратными церквями (1649-1650 гг.

) и колокольня (1680-е гг.).

Куршская коса (Калининградская область)

Один из самых оригинальный культурных объектов, включенных в наследие ЮНЕСКО, расположился на русско-литовской границе. Это полоса суши, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Длина песчаной косы составляет порядка 98 км, а ширина колеблется от 400 до 3 800 метров.

Сохранение Куршской косы — это результат перманентной борьбы человека с процессами эрозии. Она относится к особо охраняемым природным территориям, поскольку является ориентиром для птиц, мигрирующих с севера на юг. Каждую осень и весну над косой пролетают 10-20 миллионов птиц.

Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан)

По оценкам археологов история города Дербента насчитывает около пяти тысячелетий. Одна из самых старинных построек, дошедших до наших дней, цитадель Нарын-Кала была воздвигнута в VI веке нашей эры.

Вокруг цитадели сохранился Старый город с узкими улочками, домами, мечетями, а также бытовыми постройками — банями и резервуарами для хранения воды.

Цитадель является частью грандиозной оборонительной системы: вдоль берега город преграждают две крепостные стены, к западу от цитадели тянется горная стена, а с востока ее защищает море.

Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)

История Новодевичьего монастыря неразрывно связана со значимыми событиями нашей страны.

Здесь стал царем Борис Годунов, сюда была сослана старшая сестра Петра Великого Софья, в 1812 году отступавшие из Москвы французы задумали взорвать монастырь — но, по легенде, монахиня успела залить водой фитили, подведенные к пороховым погребам.

Эта одна из немногих русских обителей, которая практически не изменилась с момента своей постройки, поэтому основные здания монастыря — Смоленский собор, Успенскую церковь, Амвросиевскую церковь, — а также крепостные стены с 12 башнями можно увидеть в их первозданном виде.

Исторический центр Ярославля

На территории исторического центра Ярославля находится около 140 объектов всемирного наследия, представляющих все архитектурные стили России за последние пять столетий. Один из них — театр драмы им. Ф. Волкова.

Созданный в 1750 году, он стал первым в России общедоступным театром, но кочевал из здания в здание вплоть до начала ХХ века. В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект нового театра. Победитель — архитектор Николай Спирин — в своей задумке подражал павильону Жилярди в Кузьминках.

Сейчас театр Волкова является одним из самых известных театров провинции.

Геодезическая дуга Струве (Ленинградская область)

Дуга Струве, также известная как Русско-Скандинавская дуга, — это цепь триангуляционных пунктов, созданная для измерения формы и размеров Земли под руководством астронома Тартуского университета Фридриха Струве.

Она протянулась вдоль десяти европейских стран: от Северной Норвегии до Черного моря.

Дуга Струве является выдающимся объектом культурного наследия по ряду критериев, в числе которых ее протяженность (дуга представляет собой отрезок меридиана длиной 2820 км), точность измерений, а также международный характер всего исследования.

Древний город Херсонес Таврический (Крым)

Некогда античный полис, основанный древними греками, сейчас Херсонес Таврический представляет собой руины древнего города и угодья, среди которых неплохо сохранившиеся виноградники.

Особо значимыми памятниками Херсонеса являются античный театр (единственный из найденных на территории России и СНГ), построенный на рубеже III и IV в. до н. э.

, центральная площадь, храм «Базилика в базилике», получивший свое название по причине того, что вторая базилика была построена на руинах первой.

Историко-археологический комплекс булгар (Татарстан)

Булгар — городище примерно в 180 км южнее столицы Татарстана города Казани. При монгольском хане Берке, первым среди правителей Улуса Джучи принявшем ислам, Булгар стал центром земель бывшей Волжской Булгарии.

В этот период здесь были построены каменные здания, частично сохранившиеся в настоящем времени. К ним относится крепостной ров XIV–XV веков и около 100 архитектурных памятников разной степени сохранности — от XIII до XVIII века.

Булгар отражает взаимодействие нескольких цивилизаций и культур — в первую очередь тюркских, финно-угорских и славянских.

Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск (Татарстан)

Включенный в список наследия в 2017 году, город Свияжск, на котором расположился Успенский монастырь, был основан в 1551 году Иваном Грозным.

Объект представляется интересным по ряду критериев, в числе которых его историческая значимость — именно с этого форпоста началось завоевание Казани.

Отдельного внимания заслуживают фрески Успенского собора, которые относятся к числу редчайших примеров христианской настенной живописи.

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/38908035-18-kulturnyh-obektov-yunesko-v-rossii/

Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Памятников истории и культуры народов

Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе N 73-ФЗ понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом. Подготовлено архитектором Кеслером М.Ю.

Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются: 

федеральный бюджет; 

бюджеты субъектов Российской Федерации; 

внебюджетные поступления. 

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. 

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. 

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. 

В соответствии с Федеральным законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом.

Контроль за сохранностью объектов культурного назначения осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 301 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти.

Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.

3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако государственная система охраны объектов культурного наследия при всех своих достоинствах не вполне соответствует церковной специфике. Несмотря на зачастую подвижнический труд работников государственной системы,  реальные человеческие и материальные ресурсы самой этой системы далеко не соответствуют масштабам того, что по существующему законодательству подлежит охране.

В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права.

Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3 декабря 2010 года вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей – вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации. С сохранностью и доступностью музейного фонда сегодня большие проблемы.

Отчуждать предметы религиозного назначения от храма далеко не всегда оправданно. В экспозиции находится от 3 до 5 процентов музейных коллекций, всё остальное лежит в запасниках, доступ в которые весьма затруднен. Однако в Церкви хранение культурных ценностей налажено не лучше.

Кражи икон из храмов перестали быть чем-то исключительным, реставрация ведется с серьезными ошибками и издержками, во многих епархиях нет никаких контролирующих реставрационную деятельность органов. Забота о сохранении культурного наследия до сих пор не осознана как задача всей Церкви.

«Сегодня забота Церкви в большей степени — строить храмы в густонаселенных районах, быстро возводимые храмы; на этом мы и делаем акцент.

Но что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.

На заседании рабочей группы при президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем в 2011г.  в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России. По его оценкам, на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд рублей.

Озвучив сумму в 100 млрд, при всех оговорках, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями». Патриарх считает, что если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены.

Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях. Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх уже дал архиереям указание сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать.

«Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он. Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации.

Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.

Архитектор Кеслер М.Ю.

Источник: http://kesler.ortox.ru/2013/10/28/gosudarstvennaya-sistema-oxrany-obektov-kulturnogo-naslediya-pamyatnikov-istorii-i-kultury/

Самые известные памятники в российских городах

Памятников истории и культуры народов

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые.

1. Памятник Петру I — Москва

Официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели.

Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь.

Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» — Москва

«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом.

Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет — Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на Мамаевом кургане. Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника — 85—87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» — Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,

Что, поборов бесправие и тьму,

Мы отковали пламенные крылья

Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м.

По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн.

Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» — Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу — эмблему царской власти. Общая высота памятника — 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем читайте здесь.

6. Памятник Затопленным кораблям — Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов.

Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям — один из любимейших жителями и гостями города.

Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота — 16.7 метров.

7. Памятник Георгию Победоносцу — Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу — одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» — Санкт-Петербург

Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка.

Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину.

Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом.

Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать».

Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.

Источник: https://pikabu.ru/story/samyie_izvestnyie_pamyatniki_v_rossiyskikh_gorodakh_7515887

Охрана памятников истории и культуры

Памятников истории и культуры народов

Охрана памятников истории и культуры, система международных, государственных и общественных мероприятий, ставящих целью сохранение и защиту культурного наследия человечества.

Охране подлежат литературные и исторические памятники, произведения архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, археологические находки и комплексы, имеющие национальное и международное значение. Деятельность в сфере О. п. и. и к.

слагается из научно-исследовательской работы (изучение, классификация, каталогизация и публикация памятников), подготовки и издания законодательных актов (признание того или иного объекта памятником истории и культуры; принятие законов, запрещающих порчу, разрушение или перестройку памятников, вывоз памятников за границу и т. п.

; разработка инструкций о порядке учёта, хранения и реставрации художественных и исторических ценностей), консервационных и реставрационных работ (см. Консервация, Реставрация), популяризации памятников как исторического наследия и культурного достояния.

  Идеи О. п. и. и к. получили распространение в эпоху Возрождения вместе с интересом к античному искусству и развитием коллекционирования. В период Великой французской революции декретами Конвента памятники истории и культуры впервые были объявлены всенародным достоянием, были национализированы частные собрания (декрет о создании музея Лувра, 1791).

В 1795 возникла государственная служба охраны памятников. В 19 — начале 20 вв.

с ростом национального самосознания народов во многих государствах Европы памятники истории и культуры берутся под государственную опеку (закон о запрещении вывоза памятников искусства, издан в Греции в 1834), создаются государственные инспекции (во Франции — в 1830, в Пруссии — в 1843), издаются положения (во Франции — в 1887, дополнено в 1962, в Италии — в 1902 и 1909, дополнено в 1939, в Польше — в 1918 и 1928) и законы об охране памятников, начинаются работы по их научной систематизации, каталогизации, консервации и реставрации. Во время 2-й мировой войны 1939—1945 фашисты подвергли варварскому разрушению города и памятники. В кон. 1940—50-х гг. активизировалась деятельность по О. п. и. и к. Положения об охране памятников были изданы в Польше (1945, обновлено в 1962), Японии (1950), Египте (1951), ГДР (1952, обновлено в 1962), Чехословакии (1958), Югославии (1959); проведены огромные работы по восстановлению и реставрации памятников, пострадавших в годы войны. По инициативе ЮНЕСКО на Гаагской конференции 1954 приняты Международная конвенция и протокол «О защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». Вопросами О. п. и. и к. занимаются Международный совет музеев (1946), Международный исследовательский центр по охране и реставрации культурных ценностей (1959), Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест (1965).

  В России меры по охране отдельных памятников старины впервые были приняты Петром I (1722). В соответствии с указами 1838 и 1839 была утверждена государственная опека над памятниками, начата работа по их учёту и каталогизации. Большой вклад в организацию О. п. и. и к. внесли Императорская археологическая комиссия (1850) и Московское археологическое общество (1864).

После Великой Октябрьской социалистической революции Советское государство с первых дней своего существования принимает меры к сохранению памятников искусства и культуры. Изданные по инициативе В. И. Ленина в 1918—24 декреты (более 15) заложили основу советскую государственную системы охраны памятников. С 1922 вопросами О. п. и. и к.

ведал Народный комиссариат просвещения РСФСР, с 1932 — Комиссариат по охране памятников при ВЦИК, с 1936 — Комиссариат по делам искусств при СНК СССР. В конце 1940 — начале 1950-х гг. функции О. п. и. и к. переданы министерствам культуры СССР, союзных и автономных республик, АН СССР и союзных республик, городским и республиканским управлениям системы Госстроя СССР.

В 1950—1960-е гг. в СССР осуществлены большие работы по восстановлению разрушенных фашистами памятников (в Ленинграде, Новгороде, Пскове, Киеве и др.). Большую помощь государственным органам оказывают Общества охраны памятников истории и культуры.

Памятники истории и культуры, признанные в СССР всенародным достоянием и охраняемые государством, широко используются в коммунистическом воспитании трудящихся.

  Лит.: Охрана памятников истории и культуры. Сб. документов, М., 1973; Riegl A., Der moderne Denkmalkultus, W. — Lpz., 1903; Dehio G., Denkmalschutz und Denkmalpflege im 19. Jahrhundert, Stras., 1905; Léon P.

, La vie des monuments français, P., 1951; Noblecourt A., Protection of cultural property in the event of armed conflict, [P., 1958]; Zehn Jahre Denkmalpflege in der DDR,. Lpz., 1959; Denkmalpflege in unserer Zeit, B., 1963; Zachwatowicz J.

, Ochrona zabytków w Polsce, Warsz., 1965.

  А. А. Максимов.

Оглавление БСЭ

Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/085/963.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.