Памятники материальной культуры россии

Памятники материальной и духовной культуры

Памятники материальной культуры россии

Это произведения рук человека, древние предметы, орудия труда и сооружения, сохранившиеся на земной поверхности, под слоем земли или под водой. По ним ученые восстанавливают прошлое человеческого общества.

Основные памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, домашняя утварь, одежда, украшения, поселения (стоянки, городища, селища) и отдельные жилища, древние укрепления и гидротехнические сооружения, дороги, горные выработки и мастерские, могильники, рисунки на скалах, затонувшие древние суда и их грузы и т. д.

  • Памятник деревянного зодчества — церковь Преображенья в селе Спас-Вежа, построенная в 1628 г.
  • Вещи, найденные при раскопках в Северной Осетии.
  • Северный Кавказ. Сторожевые башни.

Древнейшие памятники — археологические: стоянки—остатки поселений древнего человека. Обычно они расположены на берегах рек, озер, морей. За прошедшие века обнаружены наиболее древние стоянки — палеолитические — погребены под наслоением песка, глины, почвы настолько глубоко, что их трудно обнаружить.

Легче найти более поздние — неолитические: их нередко размывает водой, и они частично обнажаются. Землю, содержащую следы человеческой деятельности, называют культурным слоем. В нем содержатся зола, уголь от костров, мусор, строительные отходы, предметы домашнего обихода и т. п. Культурный слой хорошо виден в обнажениях на фоне песков и глин.

Здесь можно найти кремниевые изделия с заостренными краями, керамику — глиняные черепки, кости зверей и рыб, костяные и бронзовые изделия.

Городище — остатки древнего укрепленного поселения, располагавшегося на возвышенностях. Возле городища имеются валы, канавы. Здесь можно найти интересные изделия из металла — бронзы, меди, железа. Вокруг городищ размещалось неукрепленное поселение — селище.

Часто встречаются могильники — древние захоронения и курганы. Изобилуют разными орудиями древнего производства рудники и мастерские. Основная задача краеведа — поиск, исследование и регистрация неизвестных и известных науке исторических и археологических памятников.

Раскопки производят специалисты-археологи. До сих пор находят в разных районах нашей страны (на Урале, Кавказе, в Прибайкалье, на Чукотке и т. д.) рисунки древнего человека на скалах или в пещерах. На них изображены фигуры животных и людей, сцены охоты, фантастические существа.

Подобные рисунки имеют неоценимое значение для науки, для познания древней истории, искусства.

Подлежат охране и памятники архитектуры — творения зодчих, составляющие часть культурного наследия страны, народа.

Это постройки разного назначения: церкви, соборы, монастыри, часовни, кладбища, башни, стены, дворцы, парки, особняки, общественные здания, думы (ратуши), замечательные жилые дома, усадьбы, дворянские и купеческие дома, крестьянские Избы и другие сооружения. Каждое из них имеет свою историю, тесно связанную с историей края.

Их изучают не только как памятники истории народа, но и как образцы архитектурного искусства. Так, пленяют изяществом форм белокаменные соборы — образцы древнерусской архитектуры; полны национального своеобразия архитектурные сооружения Средней Азии, Прибалтики и др.

К числу памятников народного художественного творчества относятся декоративные украшения, художественные промыслы и устное народное творчество (фольклор).

Помимо изучения построек как памятников архитектуры юный краевед знакомится с украшениями домов, например с резьбой, украшающей карнизы, наличники окон и дверей, коньки крыш, ставни на окнах, крылечки.

Характерен старинный тип резьбы, «глухой», когда узор не прорезан насквозь; основные мотивы его растительные, иногда — птицы, реже — животные. Более поздний вид резьбы — накладная, пропиленная насквозь. На юге России, в Украине и в Белоруссии часто встречается роспись снаружи стен домов, печей.

Народное прикладное искусство, или художественные промыслы, возникло в глубокой древности. Уже первобытный человек старался украсить свою жизнь, создавать не только практичные, но и красивые одежды, посуду, утварь. Мастерство художников из народа совершенствовалось столетиями.

Высокого мастерства достигает резьба по дереву, народное ювелирное искусство, фарфоровое и стекольное дело. Издревле славились и камнерезы. В конце XVIII в. в России возникло лаковое дело (знаменитые села Федоскино, Палех, Холуй, Мстёра).

Чукотские народные мастера славятся своими рисунками на моржовых клыках, жители Кавказа — узорными коврами из овечьей шерсти, узбекские мастера — резьбой по камню и т. д.

Юные краеведы собирают сведения о народном искусстве и его образцы в каждом населенном пункте своего края. Не следует стремиться искать только редкие, исключительные творения, необходимо обращать внимание и на типичные для данного селения.

Это поможет выявить местные особенности, традиции, приемы мастерства. Интересно разыскать старых мастеров и разузнать факты из истории промысла, выявить ассортимент изделий в прошлом, как и куда они сбывались и т. д.

Когда и в каком возрасте умерли старые мастера, что создали, помнят ли старики историю возникновения промысла, нет ли легенд на эту тему? Особенно важны сведения по технологии производства изделий в прошлом.

Чем достигалось высокое качество работы? Все эти и многие другие сведения будут иметь действительную ценность, если юные краеведы предварительно ознакомятся с соответствующей литературой.

Наконец, существует устное народное творчество — фольклор, изучением которого занимается наука фольклористика. Она исследует словесное, песенное, музыкальное (инструментальное), хореографическое, драматическое и другое коллективное творчество народных масс.

В задачу краеведов входит собирание произведений местного творчества всех жанров: сказов, сказок, былин, песен, частушек, причитаний, заговоров, загадок, пословиц, поговорок, народной драмы. Как записывать? Важно соблюдать точность записи, слово в слово, ничего не сокращая, не выпуская и не переделывая.

Записывают все повторения, междометия, иначе нарушатся ритм, особая окраска рассказа; не следует упускать также и все особенности местного говора. Так как успеть записать очень трудно, нередко прибегают к помощи диктофона. Речь рассказчика нельзя прерывать вопросами или репликами.

Обязательное условие — записать сведения об исполнителе (фамилия, имя, отчество, национальность, возраст, местный житель или приезжий, специальность, грамотность, адрес). Важно знать, от кого научился исполнитель своему искусству.

Источник: https://yunc.org/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B8_%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B

Знаменитые памятники истории России. Часть 1

Памятники материальной культуры россии

— по рубрикам — Культура ᄂКультура

18 сентября 2013, 00:00 | Галина Замыслова

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс “Россия 10”, дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.).

Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, “деревянные кружева”.

По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

историческая ценность Руси – руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них – Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни …шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело.

Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе.

Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров – отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек – весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн.

Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны.

Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз – прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо – и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь – храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма.

Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие – в честь самых знаменательных побед русского оружия.

Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду.

По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное.

Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

 Церковь Покрова Божией Матери – прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории.

Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви.

Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

 В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник “Тысячелетие России”

Монумент “Тысячелетие России” был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.

Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов – М. О.

Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

В этом памятнике – тысячелетняя история России, ее правители и полководцы, государственные деятели и люди культуры и искусства, в нем отразился дух России. Памятник выполнен в виде шара-державы, установленного на постаменте в виде колокола (благовеста), и 6 скульптурных групп.

  • Ангел с крестом в руке и Россия, коленопреклоненная женщина на державе, венчают композицию памятника: “Свершившемуся тысячелетию царства Российского в благополучное царствование императора Александра II-го лета 1862”.
  • Средняя часть памятника символизирует различные периоды истории Российского государства: призвание варягов на Русь (862 год), крещение Руси (988-989 годы), начало изгнания татар (Куликовская битва, 1380 год), основание самодержавного царства Русского (1491 год), начало династии Романовых (1613 год), образование Российской империи (1721 год).
  • Нижний ярус (фриз) содержит горельефы 109 исторических деятелей:

“Просветители” (31 фигура), “Государственные люди” (26 фигур), “Военные люди и герои”, “Писатели и художники” (16 фигур).

История первого тысячелетия Руси, заключенная в одном памятнике, как наглядное пособие по истории правления государством, войн, политики, искусства….

Каким мог бы быть памятник, посвященный второму тысячелетию России?

Галина Замыслова, etoya.ru

nucius.org, visitnovgorod.com, skyscrapercity.com, rusticrecluse.wordpress.com, whyevolutionistrue.wordpress.com, famous-historic-buildings.org.uk, woophy.com – Rik Herrygers, travel.nationalgeographic.com – Izzet Keribar, justgorussia.co.uk

Источник: https://iledebeaute.ru/culture/2013/9/18/37178/

Материальное культурное наследие

Памятники материальной культуры россии

В соответствии с Законодательством к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

  • Памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, в том числе памятники религиозного назначения – церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений.
  • Мемориальные квартиры.
  • Мавзолеи, отдельные захоронения.
  • Произведения монументального искусства.
  • Объекты науки и техники, включая военные.
  • Следы существования человека, включая все движимые предметы, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее – объекты археологического наследия).
  • Ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного, религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям.
  • Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.
  • Достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов;
  • Центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки;
  • Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими событиями, жизнью выдающихся исторических личностей.
  • Культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок.
  • Места совершения религиозных обрядов.

    В списках охраняемых объектов культурного наследия они классифицированы следующим образом:

  • Памятники архитектуры и градостроительства
  • Памятники истории
  • Памятники археологии
  • Памятники искусства

Исторические города и поселения

Список исторических поселений был утвержден в 1990 г. постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР, коллегии Госстроя РСФСР и президиума Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников природы и культуры (ВООПиК).

К историческим городам и поселениям относятся:

    В том числе:

  • 427 – исторических городов
  • 51 – поселок городского типа

Остальные – сельские поселения, разделены на 4 категории.

Категории исторических городов и поселений:Категория I – исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.Категория II – исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.Категория III – исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.Категория IV – прочие исторические города.

Музеи-заповедники и национальные парки

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь культурно-исторический и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты. Российские музеи-заповедники – это уникальный тип учреждения культуры.

Современный музей-заповедник определяется как учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде. Отличие музеев-заповедников от других учреждений культуры заключается в том, что в их ведении находятся не только музейные предметы и коллекции, но и недвижимые объекты культурного наследия, а также окружающая их территория. Музеи-заповедники являются комплексными по своим функциям учреждениями, они призваны сохранять в неприкосновенности не только архитектурные, археологические или мемориальные памятники, но и собственно историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические городские и сельские поселения, уклад жизни проживающего на исторических территориях населения.

Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Находящиеся в их составе объекты культурного наследия представляют Россию в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Из 13 объектов всемирного культурного наследия России 12 входят в состав музеев-заповедников.

При этом следует особо подчеркнуть тот факт, что Россия благодаря музеям-заповедникам, представлена в мировом культурном пространстве не только столицами, но и провинцией.

Музеи-заповедники являются центрами международного и отечественного туризма. Это наиболее привлекательные объекты для посещения российскими и зарубежными гражданами.

Общая посещаемость музеев-заповедников превышает 18 млн. человек в год.

Составляя всего 6% от общего числа музейных учреждений в стране, музеи-заповедники содержат 11% музейных фондов и обеспечивают 25% посещаемости музейных учреждений России.

В России существуют 104 музея-заповедника и 37 музеев-усадеб. Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, историческими событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России.

В России создано 35 национальных парков, во многих из которых сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты.

Национальные парки:

  • Кенозерский” (Архангельская область)
  • “Русский Север” (Вологодская область)
  • “Плещеево озеро” (Ярославская область)
  • “Валдайский” (Новгородская область)
  • “Мещерский” (Рязанская область)
  • “Угра” (Калужская область)
  • “Сочинский” (Краснодарский край)
  • “Самарская Лука” (Самарская область)
  • “Прибайкальский” (Иркутская область)

В национальных парках сохраняется вся историко-культурная и природная среда. Так, например, национальный парк “Кенозерский” – это не только заповедные леса и красивейшие озера, но и место, где сохранились деревянные церкви и часовни, священные рощи, обетные кресты, деревни с живой традиционной культурой.

Благодаря институту музеев-заповедников и национальных парков удается сохранить объекты культурного и природного наследия, как целостные историко-культурные и природные комплексы, историческую застройку старинных городов, исторический ландшафт достопримечательного места, духовные святыни и этнографическую специфику этнокультурных территорий.

Музейный фонд Российской Федерации

В Российской Федерации 1940 музеев всех ведомств (по данным на 2008 г.), имеющих 555 филиалов.
95,5% из всех музеев составляют музеи ведения органов культуры. Из них:104 – музея-заповедника 37 – музея-усадьбы

81 относятся к этнографическим музеям.

Общий состав музейного фонда составляет 81,53 млн. музейных предметов.

В 1854 музеях России хранится около 70 миллионов музейных предметов и музейных коллекций (25% из них в музеях ведения Минкультуры России), входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации.

Более 90% из указанного числа музейных предметов и музейных коллекций относятся к государственной части Музейного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью.

Музеи в форме самостоятельных юридических лиц имеют не менее 20 различных министерств и ведомств частности:

  • Российская Академия наук
  • Российская Академия художеств
  • Российская академия образования
  • Российская академия сельскохозяйственных наук
  • Московский государственный университет
  • Санкт-Петербургский государственный университет
  • Казанский государственный университет
  • Томский политехнический университета
  • Министерства транспорта Российской Федерации
  • МВД России
  • ФСБ России
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и ряда других.

Архивный фонд Российской Федерации

Архивный фонд Российской Федерации – это 233 млн. дел, в том числе в федеральных архивах – 42 млн. дел. Их них примерно 4,3% – это материалы, имеющие ограничительный или запретительный режим доступа (в целом по России такие ограничения имеют 2% дел).

Структурная схема организации Архивного фонда определяется сетью федеральных, государственных и муниципальных архивов, других учреждений, в законодательно определенном порядке хранящих документы Архивного фонда Российской Федерации, а также сетью архивов министерств, ведомств, организаций, в том числе негосударственных, документы которых в установленном порядке отнесены к составу Архивного фонда Российской Федерации.

Наиболее ценная часть Архивного фонда – 42,0 млн. единиц хранения – сконцентрирована в 14 федеральных архивах.

  • Свыше 129 млн. единиц хранения хранится в 201 государственном архиве субъектов Российской Федерации
  • Более 43,0 млн. единиц хранения – в 2,5 тыс. муниципальных архивах.
  • Около 2,3 млн. единиц хранения – в Архиве Российской Академии Наук
  • Свыше 7 млн. единиц хранения – в музеях и библиотеках.

Ежегодно объем документов Архивного фонда РФ увеличивается в среднем на 1,6 млн. единиц хранения.

Национальный библиотечный фонд, состоящий из фонда обязательных экземпляров документов и Фонда книжных памятников

Библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным оценкам, 130 000 библиотек, относящихся к ведению министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений.

Самые многочисленная библиотечные сети :

  • Министерства образования и науки Российской Федерации – 66 000 школьных и более 3000 библиотек средних специальных и высших учебных заведений.
  • Российской Академией наук – 379.
  • В сфере промышленности, транспорта и связи – 3500.
  • В области сельского хозяйства – 720.
  • В медицине и здравоохранении – 1500.

Разветвленной сетью библиотек располагают также Минобороны России и другие силовые ведомства.

Количество публичных (общедоступных) библиотек – около 49,5 тысячи, в том числе:

  • региональных – 264 (85 универсальных, 35 юношеских, 74 детских).
  • 70 – специальных библиотеки для слепых
  • 46,8 тысячи муниципальных (из них 36,1 тыс. сельских).

Кроме того, к ведению Минкультуры России относится сеть музейных, театральных библиотек, библиотек ведомственных учебных заведений, а также сеть книжных палат во главе с Российской книжной палатой, осуществляющей архивное хранение печатных изданий России и администрирующей поступление национального бесплатного обязательного экземпляра в государственные библиотеки.

Общие данные обо всей библиотечной сети страны носят приблизительный характер, так как последняя всероссийская перепись библиотек была проведена более 20 лет назад, а именно в эти годы количество библиотек существенно сократилось, в то же время появлялись новые, имело место слияние некоторых библиотек.

Количественный состав библиотечных фондов страны на 1 января 2009 года составил 942,1 млн. экземпляров, в том числе фонд книжных памятников – 7,866 млн.

экземпляров (по данным Общероссийского свода книжных памятников, ведется Российской государственной библиотекой на основе данных, предоставляемых фондодержателями, выделение фонда книжных памятниках в библиотеках России осуществляется на основании ГОСТ 7.87-2003).

Источник:

Источник: http://www.voopik.ru/our-heritage/kinds-cultural-heritage/material/

Самые известные памятники в российских городах

Памятники материальной культуры россии

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые.

1. Памятник Петру I — Москва

Официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели.

Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь.

Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» — Москва

«Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом.

Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет — Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на Мамаевом кургане. Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника — 85—87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» — Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,

Что, поборов бесправие и тьму,

Мы отковали пламенные крылья

Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м.

По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн.

Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» — Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» — монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу — эмблему царской власти. Общая высота памятника — 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем читайте здесь.

6. Памятник Затопленным кораблям — Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов.

Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям — один из любимейших жителями и гостями города.

Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота — 16.7 метров.

7. Памятник Георгию Победоносцу — Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу — одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» — Санкт-Петербург

Медный всадник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка.

Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину.

Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом.

Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать».

Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.

Источник: https://pikabu.ru/story/samyie_izvestnyie_pamyatniki_v_rossiyskikh_gorodakh_7515887

18 культурных объектов ЮНЕСКО в России

Памятники материальной культуры россии

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены 29 российских объектов, имеющих уникальное культурное и историческое значение: 18, созданных человеком, и 11 природных. Сейчас мы расскажем вам об этих 18 российских памятниках культуры, каждый из которых является единственным в своем роде и представляет ценность для всего человечества.

_>>_ Правила безотходного потребления

Мы часто думаем, что за достопримечательностями нужно ехать куда-то далеко в Европу, ведь наш взгляд «замыливается» от всей этой архитектурной красоты.

Нам повезло жить в этих местах или как минимум иметь возможность в любой момент сюда приехать. Вот они, рядом.

Может быть, после прочтения этой статьи вы запланируете путешествие по России или по-другому взглянете на центр своего родного города?

>>Как меняется московское метро

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников

Основанный в 1703 году при Петре I, исторический центр Петербурга разрастался вплоть до середины 19 века. Его застройка богата выдающимися памятниками дворцового и церковного зодчества, скульптурами, парками и садами, образующими неповторимые по красоте и размаху ансамбли.

Каналы и мосты, которых, к слову, насчитывается более четырех сотен, также включены в наследие ЮНЕСКО.

Сюда же входят пригородные дворцово-парковые ансамбли — Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село, Павловск, Гатчина, Стрельна, Ропша, а также морские форпосты — Кронштадт и Шлиссельбург.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста (Карелия)

Кижский Погост — это единственный сохранившийся в России ансамбль, в состав которого входят две многоглавые деревянные церкви. Он расположен на одном из островов Кижского архипелага в Онежском озере.

Когда-то здесь находилось село Кижи. Жизнь в самом селе давно угасла, но уцелели Преображенская и Покровская церкви, а также расположенная между ними колокольня.

Это шедевры деревянного зодчества, образующие неповторимый вид в тандеме с суровой северной природой.

Московский Кремль и Красная площадь

Этот архитектурный ансамбль формировался на протяжении более чем 500 лет. Здесь находятся выдающиеся достопримечательности, в числе которых Успенский и Благовещенский соборы, собор Василия Блаженного, Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата и другие. Неудивительно, что Московский Кремль и Красная площадь являются одними из самых узнаваемых достопримечательностей мира.

Исторические памятники Новгорода и окрестностей

В Великом Новгороде находится ряд значимых церковных памятников, к которым ежегодно приезжают тысячи верующих. Например, Знаменский собор, который был построен в 1682 году на месте полуразрушенного храма 14 века.

С момента основания в монастыре хранится одна из главных религиозных реликвий — икона Божьей Матери. Церковь Рождества Христова — еще одна достопримечательность, в настоящее время переоборудованная в музей.

Церковь известна своими уникальными фресками, которые сегодня составляют основу экспозиции музея.

Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» (Архангельская область)

Соловецкий архипелаг или, как его чаще называют, Соловки, состоит из 6 островов площадью 300 км². На одном из них находится величественный Спасо-Преображенский монастырь: он включает в себя крепостную стену, сложенную из огромных валунов, храмы, каменные палаты, колокольню.

Комплекс Соловецких островов является объектом культурно-природного наследия, то есть смешанного типа, так как природа и акватория Белого моря также является местным достоянием.

Близость моря, хвойные леса и холмистые рельефы образуют уникальный микроклимат: будучи всего в 150 км от Северного полярного круга, среднегодовая температура островов составляет порядка +1С.

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

Владимир и Суздаль относятся к старейшим культурным центрам Центральной России. Здесь берет свое начало новая архитектурная традиция — кладка из плит белого известняка. Впоследствии постройки такого типа стали называться белокаменными.

Наглядными примерами нововведения того времени служат главные владимирские соборы — Успенский и Дмитриевский — и Золотые ворота — часть городских укреплений.

А также суздальский Рождественский собор и Архиерейские палаты в Кремле, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры (Сергиев Посад)

Уникальность ансамбля Троице-Сергиевой лавры заключается в том, что он возводился на протяжении шести веков.

Первой каменной постройкой стал Троицкий Собор, возведенный над могилой Сергия Радонежского и украшенный фресками Андрея Рублева — одного из самых известных и почитаемых иконописцев в нашей истории.

Со временем Лавра была дополнена Успенским Собором, крепостной стеной и различными гражданскими постройками, предназначенными для приема высокопоставленных гостей. Специально для приездов в Лавру царя был выстроен дворец. Завершила ансамбль почти стометровая колокольня, построенная в XVIII веке.

Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)

Церковь Вознесения — это одна из первых в России церквей шатрового типа, сохранившаяся практически в первозданном виде.

Церковь ознаменовала уход от укоренившейся традиции воздвижения крестово-купольных храмов, своим появлением изменив ход развития русской церковной архитектуры. Церковь была построена при великом князе Василии III.

Ее возведение связывают с ожиданиями князя на рождение наследника престола: здесь Василий III вымаливал у Бога подарить ему сына.

Историко-архитектурный комплекс «Казанский Кремль» (Казань)

Казанский Кремль — это эклектичный ансамбль, впитавший в себя все лучшее от мусульманской и православной культур.

Во многом унаследовавший строение древней татарской крепости, Кремль включает выдающиеся исторические постройки XVI-XIX веков, воздвигнутые на руинах более ранних сооружений X-XVI веков.

Православные комплексы, такие как Благовещенский собор и Спасо-Преображенский монастырь, здесь соседствуют с одной из прекраснейших мусульманских мечетей мира Кул-Шариф.

Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область)

В сравнении с другими религиозными постройками русского севера ансамбль Ферапонтова монастыря отличается небольшими размерами. Всего он включает в себя 6 каменных строений, построенных преимущественно в период ХV-ХVII вв.

Это собор Рождества Богородицы (1490 г.), церковь Благовещения с трапезной палатой (1530-1534 гг.), Казенная палата (середина XVI в.), церковь преп. Мартиниана (1640-1641 гг.), «Святые ворота» с двумя надвратными церквями (1649-1650 гг.

) и колокольня (1680-е гг.).

Куршская коса (Калининградская область)

Один из самых оригинальный культурных объектов, включенных в наследие ЮНЕСКО, расположился на русско-литовской границе. Это полоса суши, отделяющая Куршский залив от Балтийского моря. Длина песчаной косы составляет порядка 98 км, а ширина колеблется от 400 до 3 800 метров.

Сохранение Куршской косы — это результат перманентной борьбы человека с процессами эрозии. Она относится к особо охраняемым природным территориям, поскольку является ориентиром для птиц, мигрирующих с севера на юг. Каждую осень и весну над косой пролетают 10-20 миллионов птиц.

Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан)

По оценкам археологов история города Дербента насчитывает около пяти тысячелетий. Одна из самых старинных построек, дошедших до наших дней, цитадель Нарын-Кала была воздвигнута в VI веке нашей эры.

Вокруг цитадели сохранился Старый город с узкими улочками, домами, мечетями, а также бытовыми постройками — банями и резервуарами для хранения воды.

Цитадель является частью грандиозной оборонительной системы: вдоль берега город преграждают две крепостные стены, к западу от цитадели тянется горная стена, а с востока ее защищает море.

Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)

История Новодевичьего монастыря неразрывно связана со значимыми событиями нашей страны.

Здесь стал царем Борис Годунов, сюда была сослана старшая сестра Петра Великого Софья, в 1812 году отступавшие из Москвы французы задумали взорвать монастырь — но, по легенде, монахиня успела залить водой фитили, подведенные к пороховым погребам.

Эта одна из немногих русских обителей, которая практически не изменилась с момента своей постройки, поэтому основные здания монастыря — Смоленский собор, Успенскую церковь, Амвросиевскую церковь, — а также крепостные стены с 12 башнями можно увидеть в их первозданном виде.

Исторический центр Ярославля

На территории исторического центра Ярославля находится около 140 объектов всемирного наследия, представляющих все архитектурные стили России за последние пять столетий. Один из них — театр драмы им. Ф. Волкова.

Созданный в 1750 году, он стал первым в России общедоступным театром, но кочевал из здания в здание вплоть до начала ХХ века. В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект нового театра. Победитель — архитектор Николай Спирин — в своей задумке подражал павильону Жилярди в Кузьминках.

Сейчас театр Волкова является одним из самых известных театров провинции.

Геодезическая дуга Струве (Ленинградская область)

Дуга Струве, также известная как Русско-Скандинавская дуга, — это цепь триангуляционных пунктов, созданная для измерения формы и размеров Земли под руководством астронома Тартуского университета Фридриха Струве.

Она протянулась вдоль десяти европейских стран: от Северной Норвегии до Черного моря.

Дуга Струве является выдающимся объектом культурного наследия по ряду критериев, в числе которых ее протяженность (дуга представляет собой отрезок меридиана длиной 2820 км), точность измерений, а также международный характер всего исследования.

Древний город Херсонес Таврический (Крым)

Некогда античный полис, основанный древними греками, сейчас Херсонес Таврический представляет собой руины древнего города и угодья, среди которых неплохо сохранившиеся виноградники.

Особо значимыми памятниками Херсонеса являются античный театр (единственный из найденных на территории России и СНГ), построенный на рубеже III и IV в. до н. э.

, центральная площадь, храм «Базилика в базилике», получивший свое название по причине того, что вторая базилика была построена на руинах первой.

Историко-археологический комплекс булгар (Татарстан)

Булгар — городище примерно в 180 км южнее столицы Татарстана города Казани. При монгольском хане Берке, первым среди правителей Улуса Джучи принявшем ислам, Булгар стал центром земель бывшей Волжской Булгарии.

В этот период здесь были построены каменные здания, частично сохранившиеся в настоящем времени. К ним относится крепостной ров XIV–XV веков и около 100 архитектурных памятников разной степени сохранности — от XIII до XVIII века.

Булгар отражает взаимодействие нескольких цивилизаций и культур — в первую очередь тюркских, финно-угорских и славянских.

Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск (Татарстан)

Включенный в список наследия в 2017 году, город Свияжск, на котором расположился Успенский монастырь, был основан в 1551 году Иваном Грозным.

Объект представляется интересным по ряду критериев, в числе которых его историческая значимость — именно с этого форпоста началось завоевание Казани.

Отдельного внимания заслуживают фрески Успенского собора, которые относятся к числу редчайших примеров христианской настенной живописи.

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/38908035-18-kulturnyh-obektov-yunesko-v-rossii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.