Охранные зоны рек

Содержание

Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов | Мир Кадастра

Охранные зоны рек
Skip to content

Прибрежная защитная полоса – это территория, которая примыкает к береговой линии и на которой вводятся дополнительные ограничения к режиму её использования по сравнению с теми, которые установлены для  территории водоохранной зоны.

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.

ст 6 ВК РФ

Береговая линия – это граница водного объекта, которая для разных водоёмов определяется по-разному: для моря – по линии максимального отлива, для рек и озёр – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом и т.д.

Причины установления водоохранной зоны и прибрежной полосы

«Водоохранная зона» и «прибрежная защитная полоса» – пограничные понятия. Теоретически, прибрежная защитная полоса входит в водоохранную зону. Они различаются правовым режимом их регулирования.

Водоохранная зона согласно ВК РФ устанавливает специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Прибрежная защитная полоса предполагает под собой те же функции лишь в “усиленном ряде ограничений” в сравнении с водоохранной зоной.

“Порядок следования” устанавливаемых охранных зон водных объектов

Порядок установления границ водного объекта представлен на рисунке (рис.1). Как правило перечень количества устанавливаемых ограничений тем больше, чем “ближе” та или иная зона к границе водного объекта.

Рис. 1 Порядок следования водоохранных и прибрежных защитных зон

Размеры водоохранной зоны

Размеры водоохранной зоны полностью регулируются законодательством в сфере “водных” отношений.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

  • до 10 километров – в размере 50 метров;
  • от 10 до 50 километров – в размере 100 метров;
  • от 50 километров и более – в размере 200 метров.

Для реки, ручья протяженностью менее 10 километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой.

Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере 50 метров.

Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

Морская водоохранная зона составляет 500 метров.

Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются

Размеры прибрежной защитной полосы

Основной параметр, от которого зависит ширина прибрежной защитной полосы – градус уклона берега водоёма.

Водный кодекс устанавливает следующие размеры:

  • Если уклон обратный или нулевой – 30 м;
  • Если уклон до 3 градусов – 40 м;
  • Если уклон 3 и более – 50 м.

Особые размеры устанавливаются в следующих случаях:

  • Для озёр, расположенных в границах болот, – 50 м;
  • Для рек, озёр, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб) – 200 м.

Если в населённом пункте есть набережная или ливневая система водоотведения – по ширине набережной.

Точка отсчета для установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос

Важно, от какой точки начинает отсчитываться размер прибрежной защитной полосы. Рассмотрим все возможные варианты точек отсчёта:

Для морей – от линии максимального прилива.

Если у водоёма есть набережная или ливневая канализация – точки отсчёта нет, так как защитная полоса равна их ширине.

Если нет набережной и ливневой канализации – от границы водоёма.

Новые правила установления водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов

С 11 декабря скорректированы правила установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 10.01.2009 N 17.

Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны подготовить сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения и перечень координат характерных точек в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.

В течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведения о границах направляются уполномоченными органами:

  • в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр;
  • в орган местного самоуправления муниципального, городского округа или поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;
  • в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы для внесения в ЕГРН.

Сотрудники ООО “Мир Кадастра” готовы изготовить необходимые документы для установления водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы в соответствии с современными требованиями в сфере кадастровой деятельности.

Стоимость услуг можно уточнить по телефону 8-905-259-67-68. Консультация  по вопросам законодательства в сфере регистрации снятия здания с кадастрового учета осуществляется бесплатно.

Источник: https://rukadastr.ru/ustanovlenie-granic-vodooxrannyx-zon-i-pribrezhnyx-zashhitnyx-polos-vodnyx-obektov/

Водоохранная зона: Что считается охранной зоной, отличия и штрафы за нарушение

Охранные зоны рек

Водоем и прилегающая к нему водоохранная зона может использоваться в различных целях (источник водоснабжения. полив с/х полей. возведение домов). Независимо от способа использования. собственник участка обязан следить за его чистотой.

Что считается водоохранной зоной?

Водоохранная зона – это земельный участок. примыкающий к водоему с особым режимом использования. Целью ее создания является защита прибрежной территории реки, моря, озера, водохранилища и самого источника воды от мусора, грязи. А также сохранение окружающей среды и обеспечение благоприятных условий для жизни животных.

Использование зон регламентируется Водным кодексом РФ. В этом документе закреплены правила эксплуатации земельных наделов, расположенных на ее территории. и осуществления коммерческой деятельности. Внутри водоохранной зоны обозначаются границы прибрежных защитных полос, на которых действуют дополнительные ограничения.

Территория устанавливается следующим образом:

  • Замер площади объекта;
  • Регистрация границ зоны и схематическое изображение координат с указанием опорных точек;
  • Монтаж информационных знаков, определяющих квадратуру объекта;
  • Передача документации в Росводресурсы;
  • Регистрация зоны в ЕГРН.

Земельный надел, объект недвижимости регистрируется в Едином государственном реестре. После постановки на учет в документах будет стоять отметка о соответствующих ограничениях.

Любая юридическая имущественная сделка проводится при наличии полного комплекта документов. Полная информация об объекте недвижимости содержится в выписке из ЕГРН. В справке представлены данные об имуществе и собственниках.

Получить выписку из Росреестра можно онлайн за десять минут на портале ЕГРНка. Справка заверяется ЭЦП и имеет одинаковую юридическую силу с бумажным экземпляром.

Найти объект

Отличие водоохранной зоны от прибрежной защитной полосы

В состав таких зон включены прибрежная защитная (ПЗП) и береговая полосы. Как правило, ширина водоохранной зоны составляет от 50 до 200 метров, а береговой полосы – 50 м. Структура объекта наглядно показана на рисунке ниже.

Реки, длинной меньше 10 километров, границы водных зон идентичны межам ПЗП. Основное отличие обеих территорий заключается в видах запретов. которые на них действуют. В водоохранной зоне нельзя:

  • Регулировать плодородие почв с помощью сточных вод;
  • Размещать кладбища, захоронения радиоактивных отходов и химических веществ, скотомогильники;
  • Использовать малую авиацию в сельском хозяйстве для распределения отравляющих веществ;
  • Передвигаться на транспортных средствах (кроме спецавтомобилей, которые едут по дороге с твердым покрытием);
  • Размещать АЗС и СТО;
  • Хранение и применение сельскохозяйственных химикатов и удобрений с пестицидами;
  • Слив сточных вод;
  • Исследование недр на наличие полезных ископаемых и их последующая добыча.

На территории прибрежной защитной полосы действуют дополнительные ограничения:

  • Распашка земельных наделов;
  • Организация пастбищ и летних стоянок для с/х животных;
  • Расположение отвала размываемого грунта.

Порядок установления, протяженность зон и их составных частей регулируется Водным кодексом РФ.

Разрешено ли строительство в водоохранной зоне

Возведение ОКС на этой территории разрешено с учетом требований российского законодательства, в том числе ст. 65 Водного кодекса. Объект недвижимости, строящийся в пределах таких зон, должен быть оснащен специальной конструкцией. С ее помощью водоем защищается от попадания грязи, мусора и истощения. Виды сооружений:

  • Система водоотведения (канализация);
  • Конструкция для сброса сточных вод;
  • Система очистных фильтров;
  • Организация хранения отходов.

К каждому из этих объектов застройщик обязан организовать свободный подъезд и стоянку с твердым покрытием для спецтранспорта.

Следует отметить, что береговая полоса (двадцатиметровое расстрояние от воды) должна оставаться в открытом доступе для всех граждан. Даже если на территории водоохранной зоны построен частный дом.

Земельные участки на территории прибрежной зоны (после согласования проекта с Минприроды) используются для строительства таких объектов:

  1. Конструкции, обеспечивающие водоснабжение населения;
  2. Водохранилища;
  3. Организация рыбного и охотничьего хозяйства;
  4. Гидротехнические сооружения и порты (обязательно наличие лицензии).

Владельцы садовых участков, расположенных в пределах водоохранной зоны, имеют право построить вместо очистных систем приемники из водонепроницаемого сырья. Они оградят окружающую среду от вредного воздействия токсинов и отравляющих веществ.

Ограничения, действующие на территории, вступают в силу с момента регистрации объекта недвижимости в ЕГРН. Проверить, находится ли земельный участок или иной объект недвижимости в пределах влияния этой области, можно с помощью публичной кадастровой карты России. Получить официальную выписку из Росреестра с подробной информацией об недвижимом имуществе можно на портале ЕГРНка.

Для проведения юридических операций с недвижимостью нужно оформить расширенную выписку из ЕГРН. С помощью онлайн-сервиса ЕГРНка документ приходит на почту через пятнадцать минут после подачи заявки.

Найти объект

Как поставить на кадастровый учет водоохранную зону?

Водоохранная зона — это своего рода защитная оболочка водоема, которая создана для защиты его экосистемы. Существующие запреты начинают действовать с момента постановки на учет территории в Едином государственном реестре недвижимости.

После постановки водоохранной зоны на кадастровый учет в документах, подтверждающих право собственности на объект, появится отметка о наличии ограничения использования. Застройщик будет проектировать новый объект с учетом этой резолюции.

Отсутствие данных о наличии ограничений не освобождают собственника от административной ответственности. Поэтому перед строительством дома или другого сооружения нужно ознакомиться с документами на участок. Подробное описание надела можно посмотреть в выписке из ЕРГН. Заказать справку можно онлайн на портале ЕГРНка.

Кто должен ставить на кадастровый учет водоохранную зону?

Физическое лицо не может зарегистрировать водоохранную зону в Государственном кадастре. Учет водоохранных зон и прибрежных защитных полос осуществляют органы государственной власти. Установку границ этих территориальных объектов могут заказать Федеральное агентство водных ресурсов и представитель исполнительной власти в регионах, относящийся к водному хозяйству РФ.

После регистрации территории, в базе единого реестра сведения об ограничениях отразяться на публичной кадастровой карте России. Эту информацию можно посмотреть во вкладке “Зоны с особыми условиями использования территорий”.

Регистрация водоохранной зоны осуществляется на основании документа “Текстовое и графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории”. Этот бланк составляет кадастровый инженер и согласовывает с представителями Росводресурсов.

Что еще нужно знать о водоохранных зонах водных объектов?

Строительные работы по возведению объекта на территории водных зон без соблюдения статей Водного кодекса РФ может привести к печальным последствиям. Собственнику земельного участка могут отказать в вводе здания в эксплуатацию или получении Разрешения на строительство.

Особенности водоохранных зон:

  • Кадастровая стоимость объекта, относящегося к зоне особого использования, формируется с учетом ограничений и экологически-чистой среды;
  • Если отсутствуют специальные знаки, используемые для обозначения границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, то специальный режим на их территории все равно сохраняется. Ограничения, которые закреплены в законодательных актах относительно зон особого использования, не теряют своей силы без спецзнаков;
  • Устанавливать границы может только ФАВР (Федеральное агентство водных ресурсов). такими полномочиями не наделены физ- или юрлица. Компании и частные лица могут инициировать корректировку границ этих территорий и воспользоваться услугами кадастрового инженера. Специалист обязан иметь аккредитацию, осуществлять самостоятельно предпринимательскую деятельность или являться штатным сотрудником профильной организации;
  • Водоемы являются общедоступными объектами. Застройщик обязан обеспечить свободный доступ к береговой линии всем желающим гражданам.

Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств

За нарушение особого режима предусмотрена административная ответственность в виде штрафов. Размер денежных взысканий зависит от категории субъекта:

  1. Частные лица – от 500 до 1000 рублей;
  2. Сотрудники государственных учреждений – от 1000 до 2000 рублей;
  3. Коммерческие организации – от 10000 до 20000 рублей.

Кроме внесения штрафа в казну государства, нарушитель обязан ликвидировать последствия своего незаконного деяния.

Протоколы по административным делам, которые указаны выше, составляют сотрудники правоохранительных органов. Рассмотрением инцидентов занимаются госинспекторы по охране ОС.

Чтобы избежать штрафов, нужно тщательно проверять земельный участок на наличие ограничений. Такая информация содержиться в выписке из ЕГРН. заказать справку можно в электронном виде на портале ЕГРНка. Документ заверяется ЭЦП и обладает одинаковой юридической силой с бумажным экземпляром.

Найти объект

Как проверить, находится ли земельный участок в водоохранной зоне?

Перед проведением любой сделки с объектом недвижимости, началом строительства на земельном участке нужно проверить объект на юридическую чистоту. Полная информация о всей зарегестрированной недвижимости на территории РФ содержиться в базе Росреестра. 

Из выписки из ЕГРН можно узнать адрес объекта, данные владельцев, площадь, технические характеристики, а также категорию, к которой относится земельный участок. Заказать справку можно на сайте egrnka.ru. 

С помощью онлайн-сервиса любое заинтересованное лицо может оформить выписку из ЕГРН за пятнадцать минут не выходя из дома. Стоимость справки зависит от его вида и формата. Полный прайс-лист представлен на сайте портала ЕГРНка. 

Найти объект

Источник: https://egrnka.ru/info/vodoohrannaya-zona/

Источник: https://EGRNka.ru/info/vodoohrannaya-zona/

Водоохранная зона. Права, ограничения, штрафы

Охранные зоны рек

Давайте попробуем разобраться, как подъехать к водоему, не нарушая закон и не попадая под санкции охраняющих водоем организаций.

начнем все же не со штрафов , а с рассмотрения основного документа, регулирующего отношения, связанные с водными объектами, то есть с Водного Кодекса РФ.

Статья 6. Водные объекты общего пользования1. Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Поскольку мы говорим сейчас об интересах рыбаков, то есть смысл посмотреть, на Закон о любительском рыболовстве, ведь наше пользование “водными объектами” обуславливается и им.

Вот так прямо и написано в Законе о любительском рыболовстве

Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального законаДействие настоящего Федерального закона распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях осуществления любительского рыболовства.

То есть, если водный кодекс – в основном про воду, то наш закон как бы замахивается на стык воды и земли.

И еще один пункт , важный для нас:

Статья 6. Водные объекты, на которых допускается или запрещается осуществление любительского рыболовства1. Любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

То есть видим два документа, которые в своей декларативной части гарантируют нам свободное и бесплатное пользование водоемами. И появляется вполне закономерный вопрос, как и чем обеспечиваются эти права со стороны основного гаранта прав для граждан? (Я естественно не о Президенте, а о государстве в целом?)

И ответ на этот вопрос мы находим тут же в Водном Кодексе , а именно Статья 6 Водные объекты общего пользования гласит:

6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

То есть вот оно – обеспечение права свободного пользования. В береговой полосе 20 метров от линии воды (границы водоема, если быть более точным) любого федерального водоема любой человек может находиться беспрепятственно.

Опять же в данной статье я не буду рассматривать прямые нарушения практически повсеместно связанные с захватом берегов под строительство , это тема чудовищно больная и раздражительная, мы сейчас разбираемся с правовыми аспектами рыболовства.

и в этой же статье находим

8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

То есть получается, что со стороны воды мы можем совершенно законно и ничего не нарушая к берегу подойти в любом месте, и сколько угодно времени находиться, в том числе и в так называемой “водоохранной зоне”, которая как мы увидим дальше в Водном Кодексе, регламентирует ограничения по подъезду к водоему.

То есть с декларативной частью вроде все здорово, и остальные законы, в том числе Федеральные не должны бы вступать в противоречие с водным кодексом. И более того, есть еще статья 24 Водного Кодекса, которая говорит о том, что делает государство для обеспечения водного режима и сохранности водных объектов

Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;2) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы; 3) осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;

и еще почти 20 пунктов, среди которых нет ни одного который бы говорил об ответственности государства за гарантирование нам прав свободного доступа к водоему, нет функции в соответствии с которой государство обеспечивает условия доступа к водным объектам гражданам.

Есть надзор, есть контроль за качеством воды, есть обязательства по разработке различных нормативов. Но вот продекларировав свободный доступ к воде тут же определили границы водоохранной зоны, в которую нельзя въезжать на автотранспорте.

Тем самым практически нарушая не только продекларированные выше права (как самим водным кодексом, так и … замахнулись на Конституцию)

Конституция РФ

Статья 171. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.Статья 271. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Конечно понятно, что можно посмотреть и еще одну статью Конституции

Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Видимо руководствуясь именно этой статьей Конституции, и соображениями сохранения качества воды, были введены понятия Водоохранной зоны, и ограничения по нахождению в ней транспортных средств.

Статья. 65 Водного Кодекса РФ.4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:1) до десяти километров – в размере пятидесяти метров;2) от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;3) от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров.Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.……….8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

КромеВодоохранной зоны существует еще более строгое понятие Прибрежная защитная полоса, та же статья 65 ВК РФ:

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. …11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

Вот получается, что со стороны воды мы можем подойти и находиться, что в водоохранной зоне, что в прибрежной защитной полосе, а со стороны суши – никак, то есть именно что подойти можем, а вот подвезти лодку, или подъехать на машине поднять лодку – это уже нарушение режима водоохранной зоны

поскольку в водоохранной зоне запрещается :

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

И нарушение этого пункта, уже по КоАП РФ наказывается от 3 до 4,5 тысяч рублей на гражданина.

Появляется простой вопрос.

Запретить то нам запретили, а как и кто организует те самые “специально оборудованные места с твердым покрытием”? Понятно, что сами рыбаки этого не сделают, уж коль государство взялось обеспечивать одно конституционное право -на чистую экологическую среду, то вроде бы оно же должно задуматься и об обеспечении другого – свободы перемещения, и доступности рек для людей. Иначе получается ерунда.

Я уже не говорю об аргументации, что машины загрязняют приводную полосу. Да , конечно в места массового отдыха (то есть на пляжи например) надо запрещать въезд на машинах, но как быть миллионам автотуристов, которые очень часто просто не имеют альтернативы для оставления автомобиля с соблюдением требований водоохранной зоны?

Прежде чем что то требовать необходимо создать условия для выполнения этих требований.

Сейчас же запретительный характер режима водоохранной зоны служит только для улучшения показателей работы надзорного аппарата. Поехали к любой речке, озеру, и “насшибали палок по легкому” .

И ладно бы деньги со штрафов шли бы на создание тех самых дорог и стоянок, они канут в “закрома Родины” и их след тает, как прошлогодний снег.

Недавно депутаты Оренбургской области выступили с предложением в ГосДуму, об изменении водного кодекса, и сокращении водоохранной зоны до 50 метров повсеместно . И можно понять такое обращение. Но… Оно на самом деле не решает проблемы рыбаков.

необходимо еще одно дополнение, например , что для спуска или подъема плавсредства в необорудованном месте можно подъехать например на ограниченное время, к примеру до получаса.

И ограничить зону запрета для стоянки автомобиля например вне границы прибрежной защитной полосы. Это было бы разумно.

Есть еще один момент, и пункт в водном кодексе , он называется

Статья 33. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов

И в рамках этого пункта предполагается, что государство разрабатывает меры и способы комплексного использования водных объектов, на наш взгляд такие меры и схемы должны учитывать не только ограничения по пользованию водоохранной зоной, но и меры по обеспечению доступности для граждан. Тем более что

2. Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях:
1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; …..3. Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются:……

2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов;

…. 7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.

И тогда, становится понятно, что если схемой комплексного использования предусмотрены бесплатные стоянки для автомобилистов, есть возможность оставить машину, без нарушений требований кодекса, то тогда и наказание за нарушение актуально.

А если никто не озаботился ни оборудовать стоянки, ни принять меры к тому, что б люди имели возможность оставить свои машины в соответствии с требованиями экологии, то штрафовать рыбаков и туристов – это только нагнетать в обществе социальную напряженность.

Необходимо дополнить кодекс нормами, обязывающими включать в схемы комплексного использования и охраны водных объектов мероприятия, обеспечивающие доступ людей к берегам, в том числе и с использованием автотранспорта.

опубликовано в блогах на ПКР

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dd185b4f3abe118dc3ad3dd/vodoohrannaia-zona-prava-ogranicheniia-shtrafy-5e3a73d6c0f7854fe5c01f72

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

Охранные зоны рек

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3.

За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров – в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ “Об охране озера Байкал”.

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных.

Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

1) использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

3) осуществление авиационных мер по борьбе с вредными организмами;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

5) строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

6) хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов;

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 “О недрах”).

16.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;

4) сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов;

5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

16.

1. В отношении территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, размещенных в границах водоохранных зон и не оборудованных сооружениями для очистки сточных вод, до момента их оборудования такими сооружениями и (или) подключения к системам, указанным в пункте 1 части 16 настоящей статьи, допускается применение приемников, изготовленных из водонепроницаемых материалов, предотвращающих поступление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду.

16.

2. На территориях, расположенных в границах водоохранных зон и занятых защитными лесами, особо защитными участками лесов, наряду с ограничениями, установленными частью 15 настоящей статьи, действуют ограничения, предусмотренные установленными лесным законодательством правовым режимом защитных лесов, правовым режимом особо защитных участков лесов.

16.

3. Строительство, реконструкция и эксплуатация специализированных хранилищ агрохимикатов допускаются при условии оборудования таких хранилищ сооружениями и системами, предотвращающими загрязнение водных объектов.

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

1) распашка земель;

2) размещение отвалов размываемых грунтов;

3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/VodniyKodeks-RF/glava-6/statja-65/

Сколько метров водоохранная зона реки в 2021 году – для машины

Охранные зоны рек

Александра Рожкова

Сколько метров водоохранная зона реки, в которой запрещается строительство домов и иных сооружений? Какими законами регламентируются нормативы? Какое наказание может последовать за несоблюдение действующего законодательства? Читайте далее.

Для чего устанавливается

Водоохранная зона – это территория, расположенная вблизи водоема (ручей, река, озеро, море, водохранилище и так далее), в которой действует особый режим застройки и ведения хозяйственной деятельности.

Установка особой охранной зоны требуется для:

  • предотвращения загрязнения (заиливания) водоема;
  • истощения реки (водохранилища, озера и так далее);
  • сохранения биологических ресурсов;
  • охраны рыб, растений и иных животных в данной среде обитания.

В границах охраняемой территории недопустимо:

  • использование удобрений и сточных вод для увеличения плодородия почвы;
  • размещать кладбища и/или скотомогильники;
  • производить захоронение радиоактивных отходов;
  • строить различные объекты (здания, сооружения и так далее), занимающиеся изготовлением или потреблением химических препаратов, взрывчатых веществ, токсичных и ядовитых составов;
  • осуществлять меры по борьбе с вредоносными организмами, в том числе и путем обработки при помощи авиации;
  • движение автомототранспортных средств. Исключением являются дороги и специально оборудованные стоянки, имеющие твердое покрытие;
  • размещать заправочные станции, авторемонтные мастерские, станции технического осмотра и иные аналогичные организации;
  • хранить пестициды и ядохимикаты;
  • производить сброс сточных и дренажных вод;
  • производить добычу полезных ископаемых.

На прибрежной территории допустимо строить жилые дома и иные сооружения, при соблюдении следующих правил:

  • в обязательном порядке прокладываются централизованные или локальные системы водоотведения, включая ливневую канализацию;
  • сточные воды должны проходить фильтрацию;
  • строительство ведется с соблюдением всех санитарных норм;
  • получено разрешение на строительство, в котором указано, что постройки не повредят водоему и не навредят растениям и живым обитателям.

Основным законом, вводящим понятие водоохраной зоны, а так же правила пользования особо охраняемой территорией является Водный кодекс РФ, утвержденный Федеральным Законом №74.

Документом устанавливаются правила определения защитной полосы от берега (статья 65 пункт 3 ВК РФ):

  • если размер охранной территории устанавливается вне пределов населенного пункта, то началом отсчета является береговая линия (граница реки, озера, моря и так далее);
  • если ширина полосы определяется в пределах города или иного населенного пункта, то точкой отсчета признается парапет набережной.

Ширина охранной зоны реки (ручья), установленная на государственном уровне зависит от протяженности водного объекта и в 2019 году составляет (статья 65 пункт 4 ВК РФ):

Протяженность реки, км

Ширина водоохраной зоны, м

До 10

50
10 – 50

100

От 50

200

Водоохранная зона:

  • озера и водохранилища, площадь которых более 0,5 км² составляет 50 м (статья 65 пункт 6);
  • моря — 500 м (статья 65 пункт 8);
  • озера Байкал – 200 м (ФЗ №94 «Об охране озера Байкал»);
  • рек и каналов, помещенных в коллекторы закрытого типа – не установлена (статья 65 пункт 10).

Помимо водоохраной зоны кодексом вводится понятие прибрежной полосы, в которой действуют более строгие правила строительства и ведения хозяйственной деятельности.

На таких территориях запрещается (статья 65 пункт 17):

  • распахивание земель;
  • размещение отвалов, которые приводя к размыванию грунта;
  • выпас животных и размещение для них специализированных стоянок на теплый период времени.

Границы прибрежной зоны определяются в зависимости от уклона берега и составляет (статья 65 пункт 11):

Размер уклона, °

Размер прибрежной зоны, м

Обратный или нулевой уклон

30
До 3

40

От 3

50

Прибрежная зона:

  • болот и озер – 50 м (статья 65 пункт 12);
  • водоемов особого значения при наличии нерестовых зон, зимовальных ям и так далее – 200 м, не зависимо от уровня уклона (статья 65 пункт 13).

Водоохранная зона реки сколько метров для машины? На каком расстоянии от водоема нельзя строить дом?

Размер особой зоны наиболее крупных рек Российской Федерации представлен в следующей таблице:

Река

Водоохранная зона, м

Лена, Иртыш, Обь, Волга, Енисей, Урал, Амур, Вилюй, Ишим, Алдан, Оленек, Нижняя Тунгуска

200
Днепр, Колыма, Дон, Подкаменная Тунгуска, Печора, Кама, Тобол, Витим, Чулым, Ангара, Индигирка, Кеть, Алазея

150

Ока, Вятка, Анадырь, Вычегда, Десна, Селенга, Западная Двина, Амга, Белая, Котуй, Таз,

120
Северная Двина, Воронеж, Хатанга, Зея, Уда, Демьянка, Омолон, Васюган

100

Несоблюдение действующего законодательства может привести:

  • к уголовной ответственности. В соответствии со статьей 250 УК РФ загрязнение вод наказывается: — штрафом в размере 80 000 рублей или заработной платы за 6 месяцев; — лишением права занятия определенных должностей или ведения определенных видов деятельности на срок до 5 лет; — обязательными работами до 360 часов; — исправительными работами до 1 года; — арестом – до 3 месяцев; — если в результате загрязнения причине вред людям или животным, то размер штрафа может быть увеличен до 200 000 рублей или замен на лишение свободы до 2 лет;

    — если загрязнение стало причиной гибели человека, то предусмотрена ответственность в виде принудительных работ или лишения свободы на период до 5 лет;

  • к административной ответственности. В соответствии со статьей 8.42 КоАП нарушение режима ведения хозяйственной деятельности или строительства наказываются: — штрафными санкциями для граждан в размере 3 000 – 4 500 рублей, на должностных лиц – 8 000 – 12 000 рублей, на юридических лиц – 200 000 – 400 000 рублей;

    — штрафами при нарушении санитарных норм для граждан – 10 000 – 20 000 рублей, для должностных лиц – 50 000 – 80 000 рублей, для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей – 50 000 – 80 000 рублей, для организаций иной формы собственности – 600 000 – 1 000 000 рублей.

Если в водоохранной зоне возведены самовольные постройки, то помимо штрафа владельца обяжут снести строения за счет собственных средств.

Источник: https://yurzone.ru/skolko-metrov-vodooxrannaya-zona-reki-dlya-stroitelstva-chastnogo-doma.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.