Особенности правового режима движимого имущества

Основные положения ст. 130 ГК РФ о недвижимости и движимых объектах с ми

Особенности правового режима движимого имущества

Каждый человек в какой-то момент времени сталкивается с необходимостью определения того, какие предметы могут относиться к движимому имуществу, а какие – к недвижимому. Для этого требуется обратиться к ст. 130 ГК РФ, которая описывает основные нюансы относительно определения характеристик разного имущества.

Основные положения статьи

Гражданский Кодекс содержит многочисленные требования, касающиеся имущества, но первоначально надо обратить внимание на ст. 130, так как в ней прописаны важные моменты:

движимое имуществообъекты недвижимости
деньги, представленные в наличном виде или на счетах в банках.сюда относятся элементы, которые неразрывно взаимосвязаны с землей. Поэтому причисляются к недвижимости земельные наделы, строения и участки недр. Перемещение данных предметов невозможно без причинения серьезного урона. Сюда относятся даже объекты незавершенного возведения
в ст. 130 п. 2 ГК РФ указываются ценные бумаги, к которым относятся акции, облигации или иные документыв статье 130 п. 1 ГК РФ прописывается, что воздушные суда, которые в обязательном порядке должны быть зарегистрированы, также являются недвижимостью
автомобильные транспортные средства, которые могут быть легковыми или грузовымиморские суда, проходящие через процедуру государственной регистрации
жилые и нежилые помещения
в эту группу дополнительно входят места для автомобилей или иных предметов, которые непременно должны состоять на кадастровом учете и обладать строго определенными границами

Важно! 1 ст. данной статьи 130 ГК содержит информацию о недвижимости, а 2 ст. описывает все движимые предметы.

В большинстве случаев на основании Гражданского Кодекса не требуется регистрация движимых предметов, но имеются исключения, к которым относятся автомобили.

Основные комментарии к статье

Статья 130 ГК РФ считается значимым пунктом в Гражданском Кодексе, поэтому она изучается юристами, компаниями и физлицами с особой тщательностью. При этом должны учитываться не только ее положения, но и комментарии к ней. Относится эта статья к ГК РФ ч. 1, поэтому считается одним из самых важных положений законодательства.

Непременно в Российской Федерации при определении принадлежности имущества к недвижимости или движимым объектам учитываются нюансы:

  1. 130 ст. ГК РФ п. 1 указывает элементы, которые имеют естественное происхождение, а к ним относятся недра, сама земля и водные объекты. Надо знать, что дополнительно имеются некоторые законы, имеющие отношение к природным ресурсам, которые определяют их не как недвижимость, а как определенный вид права собственности. Недра могут быть собственностью государства, частью земной коры, горным отводом или элементом, который может предоставляться разным компаниям или частным лицам во временное или постоянное пользование.
  2. В процессе определения принадлежности конкретного имущества к определенному виду учитываются их естественные характеристики. В статье указывается, что недвижимость обычно не может переноситься с одного места на другое, а также обладает некоторыми неизменными, незаменимыми и индивидуальными параметрами. Движимые объекты можно без сложностей передвигать и перемещать, причем они обладают не только индивидуальными свойствами, но и родовыми.
  3. В первую часть статьи дополнительно входит водный комплекс. Объекты, входящие в него, могут быть не только государственными, но и муниципальными. Использоваться могут не только данные элементы, но и некоторые их участки.
  4. Первая часть статьи указывает на то, что многие недвижимые элементы не могут каким-либо образом переноситься без нанесения им существенного вреда. Это обусловлено тем, что они неразрывно связаны с землей. Причисляются они к недвижимости только то время, когда располагаются на земле, а если отделяются от нее, то становятся движимыми предметами.

Таким образом, вышеуказанные нюансы позволяют легко определять, что можно отнести к недвижимости, а что нет.

Особенности правового режима в отношении недвижимости

В гражданских статьях имеется много сведений о том, каковы особенности правового режима для разных недвижимых объектов. К ним относится:

  • обязательно требуется государственная регистрация в отношении разных прав на недвижимость, а также она необходима для прекращения, перехода или возникновения этих прав;
  • регистрация должна осуществляться по месту, где находится недвижимость;
  • право владеть и распоряжаться конкретной недвижимостью при ее создании или передаче возникает исключительно после грамотной регистрации;
  • в ГК РФ дополнительно имеется понятие бесхозных недвижимых предметов, для которых предусмотрен специфический порядок получения права на них;
  • в отношении недвижимости используются достаточно длительные сроки давности на приобретение права на них;
  • при совершении сделок с недвижимыми предметами используются особые правила, которые зависят от наличия прав на объекты, например, если продается какое-либо сооружение, то одновременно с переходом права на него у покупателя появляются права на земельный участок, на котором располагается данное строение.

Важно! Компании и физлица должны изучить не один закон в отношении недвижимости или движимых объектов, чтобы хорошо разбираться в правилах их покупки, регистрации и продажи, поэтому обязательно надо тщательно прочитать все акты ГК, имеющие отношение к этим объектам.

Нюансы в отношении морских или воздушных судов

Особенно выделяется то, что в ГК РФ статья 130 дополнительно включает некоторые объекты, которые по своим характеристикам являются движимыми.

Сюда причисляются суда, которые могут быть морскими или воздушными, а также различные космические объекты. Дополнительно относятся к недвижимости суда внутреннего плавания.

Все вышеуказанные элементы могут причисляться к недвижимости исключительно после их государственной регистрации специальными органами, обладающими соответствующими полномочиями.

К основным особенностям законодательства в отношении данных объектов относятся:

  • понятия в отношении вышеуказанных судов и космических аппаратов содержатся в соответствующих уставах, международных конвенциях и кодексах;
  • морские суда представляют собой плавучие сооружения, которые могут быть самоходными или несамоходными, причем основным их назначением выступает плавание по различным водным путям;
  • регистрация морских судов выполняется в соответствии с информацией, содержащейся в ст. 23 КТМ;
  • воздушные суда представлены летательными аппаратами, которые могут находиться в воздухе за счет взаимодействия с ним;
  • регистрация воздушных судов осуществляется на основании сведений, имеющихся в ст. 33 ВК;
  • в РФ отсутствует точное понятие космических объектов, поэтому используются сведения, имеющиеся в международной документации, в которых говорится, что они представлены техникой, которая запускается в космос, отправляется на разные небесные тела или формируется на них;
  • процедура регистрации космических объектов производится на основании принимаемых решений Правительства РФ, а также изучаются сведения из Конвенции о регистрации данных объектов.

Допускается включение в недвижимость других объектов, которые не прописаны в ст. 130 ГК, но для этого должны иметься соответствующие основания.

Особенности движимого имущества

К нему относятся разные виды денег, а также различные ценные бумаги. Дополнительно сюда включаются другие элементы, которые по своим параметрам и характеристикам не могут относиться к недвижимости.

По общим правилам не возникает необходимость производить регистрацию таких объектов, но существуют определенные исключения, действующие для некоторых видов движимых элементов. Сюда относятся разные виды транспортных средств, которые обязательно регистрируются для их оптимального использования.

Таким образом, ст. 130 ГКРФ считается важным актом, на основании которого компании, государственные учреждения или физлица легко могут определить, какие элементы являются объектами недвижимости, а какие принадлежат к движимому имуществу.

При этом требуется изучить не только сам акт, но и комментарии к нему, чтобы учесть некоторые особенности разных объектов, правила их регистрации, нюансы учета и эксплуатации.

Только в этом случае можно правильно пользоваться и приобретать права на разнообразные объекты.

Источник: https://PriNasledstve.ru/imushhestvo/osnovnye-polozheniya-st-130-gk.html

Движимое имущество: понятие, сущность, особенности правового регулирования

Особенности правового режима движимого имущества

Движимым имуществом являются объекты владения или пользования физическим или юридическим лицом. К движи­мому имуществу относятся виды имущества, не являющиеся недвижимостью, то есть имущество, использование которого по назначению и без ущерба его характеристикам и ценност­ным свойствам возможно и в случае его перемещения.

Движи­мым имуществом помимо денежной наличности являются: нематериальные активы; транспортные средства; машины и оборудование, которые не входят в состав зданий и сооруже­ний; технологии; производственные запасы, незавершенное производство и запасы готовой продукции, хозяйственный инвентарь, спецодежда и спецобувь; животные и скот; крат­косрочные и долгосрочные финансовые вложения всех ти­пов; казна; дебиторская задолженность, права требования и т. п. К особо ценным видам государственного движимого иму­щества относятся (по состоянию на 01.01.2013) объекты сто­имостью более 200 тыс. руб. По общему правилу права на дви­жимое имущество не подлежат регистрации, если иное не пре­дусмотрено законом.

В собственности граждан и юридических лиц могут нахо­диться самые разнообразные движимые вещи, не изъятые из гражданского оборота и не ограниченные в нем (письменные принадлежности, одежда, обувь, мебель, компьютеры, бытовая техника, деньги, ценные бумаги, драгоценности, домашние животные, транспортные средства и т. д.).

Применяя нормы гражданского законодательства о праве собственности в отно­шении движимого имущества, необходимо учитывать следую­щие основные особенности их правового режима.

Во-первых, в современном мире движимые вещи, как правило, производят и выпускают серийно, и в обороте всегда находится большое количество одинаковых по внешним признакам вещей одного рода и качества. Поэтому индивидуализация их в качестве объекта права собственности конкретного гражданина или юридического лица крайне затруднена.

Для устранения данно­го неудобства на движимых вещах проставляют различные индивидуальные знаки отличия (индивидуальные номера на бытовой технике, фамилия собственника на книге и т. п.).

Во-вторых, решающую роль в определении собственника дви­жимой вещи играет факт владения ею: при отсутствии доказа­тельств иного собственником движимой вещи предполагается ее владелец. В-третьих, Гражданско-процессуальный кодекс выделяет определенные группы движимых вещей, находящих­ся в собственности граждан, на которые не может быть обра­щено взыскание по исполнительным документам.

Граждане и юридические лица могут иметь в собственно­сти наличные деньги, которые являются движимыми вещами. В случае, если деньги хранятся в наличной форме, собствен­ник владеет, пользуется и распоряжается ими так же, как и любым другим движимым имуществом.

Особенностью денег является то, что они служат универсальным платежным сред­ством за товары, работы или услуги и обязательны к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Законным платежным средством в нашей стране является рубль.

Полномочие пользования деньгами осуществ­ляется в основном посредством реализации полномочия рас­поряжения, так как сами по себе деньги не имеют потребитель­ской ценности.

Наличные деньги как движимые вещи могут храниться соб­ственником у себя дома или в кассе юридического лица, а мо­гут передаваться другим лицам по договору хранения, в том числе по договору хранения ценностей в банке или по договору хранения ценностей в индивидуальном банковском сейфе.

При этом право собственности на деньги остается за лицом, передав­шим их на хранение.

Поэтому в случае ликвидации банка в ре­зультате банкротства наличные деньги, хранящиеся у банка по договорам хранения, не поступают в конкурсную массу, а дол­жны возвращаться собственникам, передавшим их на хранение.

В соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. «О животном мире», объектом животного мира признается орга­низм животного происхождения (дикое животное) или их попу­ляция. Дикие животные в естественной среде обитания находят­ся исключительно в государственной собственности Российской Федерации или ее субъектов.

В частной собственности могут находиться только дикие животные, изъятые из среды обитания в установленном порядке.

Так, в ГК РФ установлено в случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением собствен­ника или по местным обычаям в лесах, водоемах или на другой территории допускается сбор ягод, лов рыбы, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственнос­ти на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

В частной собственности также могут нахо­диться домашние животные (кошки, собаки, племенной, молоч­ный и рабочий скот, олени, кролики), птица, пчелы. К живот­ным применяются общие правила гражданского законодатель­ства об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Наиболее существенными объектами государственного дви­жимого имущества являются ценные бумаги (первичные и вто­ричные, а также производные), казна и бюджеты всех уровней. Первичные ценные бумаги основаны на активах, в число кото­рых не входят сами ценные бумаги, например, акции, облига­ции, векселя, закладные и др.

, которые отражаются в балансе как имущество предприятия. Данный объект собственности может принадлежать либо непосредственно государству, либо государственным унитарным предприятиям, а также организа­циям, в которых государство владеет долей в капитале.

Вторич­ные ценные бумаги представляют собой ценные бумаги, вы­пускаемые на основе первичных ценных бумаг: то есть ценные бумаги на сами ценные бумаги, например, варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и т. д. Вторичные ценные бу­маги могут принадлежать государству на тех же условиях, что и первичные.

Наконец, производные ценные бумаги, или деривативы — это бездокументарная форма выражения имуществен­ного права (обязательства), возникающего в связи с изменени­ем цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива.

К производным ценным бумагам относятся: фьючерс­ные контракты, свободно обращающиеся опционы и свопы, которые могут принадлежать государству либо предприятиям с долей государственного участия. Помимо указанных бумаг, го­сударство может выпускать государственные ценные бумаги, которые относятся к категории долговых ценных бумаг.

Казна представляет собой средства бюджетов всех уровней и иное государственное имущество, нераспределенное между государственными предприятиями и учреждениями и принадле­жащее государству (муниципалитету) на праве собственности. В нашей стране в государственную казну включают: казну Рос­сийской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных об­разований.

В казне Российской Федерации выделяют следую­щие составные части: средства федерального бюджета, внебюд­жетных фондов Российской Федерации (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного меди­цинского страхования), средства иных внебюджетных фондов, средства Центрального банка РФ, Золотой, Алмазный и Ва­лютный фонды РФ, а также государственный резерв.

Как видно из приведенного перечня видов государственно­го движимого имущества, оно включает разнообразные эле­менты, что диктует необходимость систематизации основных методов управления ими.

Источник: https://studopedia.ru/17_92890_dvizhimoe-imushchestvo-ponyatie-sushchnost-osobennosti-pravovogo-regulirovaniya.html

Вс рф высказал новый подход к критериям квалификации имущества как движимого или недвижимого для целей налогообложения

Особенности правового режима движимого имущества

Новости и аналитика Новости Вс рф высказал новый подход к критериям квалификации имущества как движимого или недвижимого для целей налогообложения

По мнению Верховного Суда Российской Федерации, при решении вопроса о том, является ли имущество (в частности, производственное оборудование) движимым или недвижимым для целей налогообложения налогом на имущество организаций, принципиальным является вопрос, выполняет ли такое имущество какую-либо самостоятельную функцию или оно предназначено только для обслуживания недвижимой вещи (здания, сооружения и т. д.), а не наличие у объекта тесной физической связи со зданием, сооружением или иной недвижимостью и способности функционировать только в такой взаимосвязи (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12 июля 2019 г. № 307-ЭС19-5241).

Такая позиция сформулирована Экономколлегией ВС РФ при рассмотрении спора между лесозаводом и налоговым органом о доначислении недоимки по налогу на имущество организаций за 2013-2015 г.г. (более 11 млн руб.) в отношении внутрицехового оборудования, а также соответствующих сумм пени и штрафа.

Суть данного дела заключалась в следующем: завод, считая данное имущество движимым, воспользовался применительно к нему льготой по налогу на имущество, предусмотренной п. 25 ст. 381 Налогового кодекса.

Налоговый же орган настаивал, что спорное оборудование – это недвижимое имущество, в связи с чем льгота в отношении него применена неправомерно.

Суд первой инстанции, ссылаясь на положения гражданского законодательства, определяющие правовой режим сложных и неотделимых вещей, а также на результаты проведенной по делу экспертизы, пришел к выводу, что здание цеха и размещенные в нем объекты – производственное оборудование, транспортеры, система защиты от пожаров и пылевых взрывов – составляют сложный неделимый объект (“Цех по производству древесных гранул”) и основания для их освобождения от налогообложения отсутствуют, поскольку установленные в здании объекты, должны быть признаны составной частью объекта недвижимости “Цех по производству древесных гранул”.

Он исходил из того, что:

  • здание цеха изначально проектировалось для установки оборудования, приобретенного налогоплательщиком,
  • здание и установленное в нем оборудование представляют собой единое целое и предназначены для получения целевого продукта по единому технологическому процессу (производство древесных гранул по одной непрерывной технологической линии) и, соответственно, получения дохода организации,
  • изъятие объектов из единого комплекса “Цех по производству древесных гранул” приведет к прекращению или изменению процесса производства древесных гранул.

Суд апелляционной инстанции и суд округа согласились с выводами суда первой инстанции.

Однако ВС РФ занял другую позицию. Он указал следующее:

  • по смыслу Конституции РФ в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность: необходимые элементы налогообложения должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить.
  • Определенность налогообложения при взимании налога на имущество организаций обеспечивается за счет использования установленных в бухгалтерском учете формализованных критериев признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов основных средств.
  • Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены ПБУ 6/01, в соответствии с п. 5 которого рабочие и силовые машины и оборудование выделены в отдельный вид подлежащих учету объектов основных средств, отличный от зданий и сооружений.
  • Основой классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступает Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) и ранее действовавший Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 .
  • Если иное не вытекает из содержания ПБУ 6/01 и ОКОФ, машины и оборудование, приобретенные как объекты движимого имущества, учитываются в бухгалтерском учете отдельно от зданий и сооружений в качестве самостоятельных инвентарных объектов, и согласно п. 1 ст. 374 НК РФ подлежат налогообложению в таком качестве. Соответственно, по общему правилу к машинам и оборудованию, выступавших движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, применимы исключения из объекта налогообложения, предусмотренные подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ.
  • Необходимость взимания налога должна быть основана на объективных критериях, соблюдение которых являлось бы ясным любому разумному налогоплательщику при принятии объекта основных средств к учету, а не зависело бы от оценочных суждений экспертов и не приводило бы к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление производственного оборудования в зависимости от особенностей монтажа и эксплуатации этих объектов, например, от климатических условий места производства, требующих расположения оборудования в здании для обеспечения его нормальной эксплуатации.

В рассматриваемом же деле, как указал ВС РФ, не получили надлежащей оценки со стороны судов, хотя имели значение для проверки законности оспариваемого решения налогового органа, следующие доводы и подтверждающие их доказательства:

  • спорные объекты были поставлены заводу в составе линии для производства древесных гранул из отходов деревообработки как движимое имущество и приняты к учету налогоплательщиком в таком качестве после окончания монтажа как самостоятельные инвентарные объекты основных средств;
  • при рассмотрении дела завод обращал внимание на то, что приобретенные им объекты движимого имущества, формирующие производственную линию, согласно ОКОФ, действовавшему на момент принятия этих объектов к учету, предназначены не для обслуживания здания, а для производства готовой продукции, и относятся к такому виду объектов основных средств как машины и оборудование, классификатором прямо не предусмотрено их включение в состав зданий. Кроме того, завод ссылался на письмо БТИ, которое указало, что спорное оборудование не является недвижимым имуществом.

Суды трех инстанций высказали суждение о том, что здание и установленное в нем оборудование образуют “единое целое”, поскольку данные предметы имеют общее назначение: здание цеха изначально проектировалось для установки оборудования, приобретенного налогоплательщиком, и изъятие смонтированных в здании объектов приведет к прекращению использования как самого здания, так и производства готовой продукции.

Однако, как подчеркнул ВС РФ, сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, в том числе, если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

В связи с этим, заключения экспертов по существу сводятся к оценке экономической целесообразности последующего демонтажа оборудования в случае перемещения производства, если такое решение будет принято в будущем.

Однако применение критерия экономической целесообразности в данном случае приводит к постановке в неравное положение налогоплательщиков, осуществивших инвестиции в обновление оборудования, и не позволяет обеспечить достижение тех целей дифференциации налогового бремени, из которых исходил законодатель при введении подп. 8 п. 4 ст. 374 и п. 25 ст. 381 НК РФ, – стимулирование организаций к инвестированию в средства производства, к их модернизации, приобретению новых и развитию существующих средств производства, а также повышению спроса на них.

Таким образом, резюмирует ВС РФ, судебная экспертиза, равно как и представленные налоговым органом и заводом заключения экспертов, полученные во внесудебном порядке, проведены по вопросам, не имеющим значения для правильного разрешения настоящего спора.

Соответственно, такое экспертное заключение не могло быть признано относимым к делу доказательством, поскольку оно не опровергает правомерность классификации приобретенного налогоплательщиком имущества в качестве оборудования, подлежащего учету в виде отдельных инвентарных объектов.

В итоге дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, которому следует учесть позицию ВС РФ.

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Источник: http://www.garant.ru/news/1283296/

Разграничение движимых и недвижимых вещей в налоговых целях

Особенности правового режима движимого имущества

Проектом «Поддержка» проведен открытый вебинар по вопросу о том, что такое недвижимость и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение

Запись доступна по ссылке после регистрации. 

В обсуждении приняли участие: 

  • партнер компании Taxolodgy Алексей Артюх, представлявший компанию Лесозавод 25 в широко обсуждавшемся деле, в котором СКЭС ВС РФ выработала некоторые подходы к решению поставленного вопроса, 
  • партнер компании Пепеляев Групп Роман Бевзенко – один из ведущих ученых в области вещного права, профессор РШЧП,   
  • ведущий юрист компании Пепеляев Групп Петр Попов, признанный эксперт по налогам, отличающийся взвешенным подходом и собственным взглядом на многие обсуждаемые вопросы, соавтор главы про имущественные налоги в учебнике «Налоговое право» под редакцией С.Г.Пепеляева. 

Поставленный на обсуждение вопрос является одним из тех, при решении которого невозможно обойтись только знанием налоговой нормы. Необходим межотраслевой взгляд. Таких вопросов на сегодня накопилось предостаточно. 

Для их обсуждения приглашаем на открытую (т.е. бесплатную) онлайн конференцию «Налоги 2019: фундаментальные проблемы», на которую соберется звездная команда специалистов, представляющих различные области права и сферы деятельности (наука, власть, бизнес). В конференции примут участие коллеги, составлявшие основу правовой мысли ликвидированного ВАС РФ. 

Регистрация по ссылке https://podderzhka.org/taxconf/ .

Постановка проблемы. 

1. Согласно п.1 ст.374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организация признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

С 1 января 2019 г. было исключено обложение налогом на имущество организаций движимого имущества; до данных изменений такое имущество не облагалось при условии, если оно было приобретено после 1 января 2013.

Оценивая указанное освобождение, Конституционный Суд РФ в постановлении от 21.12.2018 № 47-П указал на ее цель – «стимулировать организации к инвестированию в средства производства, к их модернизации, приобретению новых и развитию существующих средств производства, а также повышению спроса на них». 

2. Признавая данную цель, вместе с тем полагаю, что она была некорректно реализована путем использования гражданско-правовой классификации вещей и их деления на движимые и недвижимые.

Гражданским правом такая классификация  вводилась с иной целью – для определения режима оборота.

Иными словами, поставленная задача и способ ее решения лежат в разных плоскостях и, как следствие, – не пересекаются.  

Ведь здания и сооружения производственного назначения относятся к средствам производства. А значит обновление, модернизация, реконструкция таких объектов также весьма важны для решения выделяемой КС РФ цели развития производства.

Исключив любое движимое имущество из числа облагаемых объектов, законодатель исключил и обложение «старого» оборудования, машин, приобретенных до 1 января 2013 г. , которые не были самортизированы полностью на 1 января 2019 г.

(относящихся к 5 амортизационной группе и выше).

3.

Корректное достижение указанной цели заключалось бы, на мой взгляд, в освобождении любого имущества вне зависимости от его квалификации и деления (является оно недвижимым или нет, какова его функциональная, технологическая связь, монтируется оно в состав иного объекта, присоединяется к нему физически или нет и, как следствие, представляет собой составную часть этого объекта или нет) в первые, например, 5 лет с момента приобретения. Не исключалось бы его применение и для случаев, когда движимая вещь утрачивала свое самостоятельное назначение, становясь составной частью неделимой вещи (в части стоимости такой «поглощенной» вещи).  Пятилетнее освобождение позволяло бы исключить налогообложение основных средств, относящихся к первой – третей амортизационным группам. 

В последующие 5 лет могла бы применяться ставка, пониженная, например, в 2 раза либо введены плавно возрастающие понижающие коэффициенты.

  Подобный подход на сегодня реализован в отношении объектов, относящихся к железнодорожным путям общего пользования (п.2 ст.385.

3 НК РФ), для которых исчисление налога в течение первых 6 лет производится с учетом понижающих коэффициентов, возрастающих от 0 (в первый) до 0,8 (в шестой год).

Для поддержки именно модернизации применение льготы могло быть ограничено основными средствами, с даты производства которых прошло не более, например, 5 лет на момент их приобретения налогоплательщиком. 

Освобождение могло бы применяться в указанный срок и при достройке, дооборудовании, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении основных средств в части стоимости улучшений. 

Те сферы экономики, модернизация основных средств в которых не рассматривается в качестве приоритетных направлений, могли быть поименованы в законе в качестве сфер, на которые указанные правила на распространяются, либо для них могли быть предусмотрены иные понижающий коэффициенты и сроки их применения. К облагаемым объектам могли быть отнесены указанные в ст.378.2 НК РФ объекты недвижимости, приносящие рентный доход (административно-деловые, торговые комплексы, помещения в них и т.д.). 

4.

Когда же для решения налоговой задачи определения объекта обложения, поставленной с учетом цели стимулирования обновления средств производства, законодателем был использован недолжный гражданско-правовой инструментарий деления вещей на движимые и недвижимые, имеющий свое назначение в ином (в определении правил имущественного оборота, правил совершения сделок и перехода права на объекты от одного лица к другому) в налоговом праве возникли весьма странные последствия. 

Но как только произошла методологическая ошибка, выразившаяся в смешении целей и средств их решения, мы встали перед трудновыполнимой задачей определения объекта обложения по налогу на имущество организаций. Одна из них – исключение оборудования из под понятия недвижимости в налоговых целях – была разрешена СКЭС ВС РФ в деле Лесозавода 25 (определение от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241). 

Цивилистические заметки.

5. С позиции гражданского права при обсуждении вопроса об определении  круга вещей, относящихся к недвижимости, можно выделить несколько аспектов. Необходимо разобраться с критериями, по которым мы приходим к выводу о том, что перед нами, во-первых, вещь, и, во-вторых, что такая вещь является недвижимостью

6. К недвижимым вещам в силу ст.130 ГК РФ помимо земельных участков относятся вещи, имеющие прочную связь с землей, в т.ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также поставленные на кадастровый учет помещения и машино-места.

7. В доктрине гражданского права отмечается необходимость закрепления в законе концепции единого объекта недвижимости. Согласно данной концепции, к постепенному внедрению которой стремится и судебная практика, и реформаторы Гражданского кодекса,  существует только один вид недвижимости – земельный участок, а здания и сооружения рассматриваются как составные части такого участка. 

8.

В текущих реалиях при признании зданий, сооружений в качестве самостоятельных объектов недвижимости в момент государственной регистрации права собственности на такие вновь созданные объекты происходит, по образному выражению Р. Бевзенко, горизонтальное разделение единого объекта (земельного участка и построенного на нем здания, сооружения) на два объекта и появление здания, сооружения как самостоятельного объекта недвижимости.

9. Возможно, четкое закрепление концепции единого объекта путем изменения статьи 130 ГК явится предпосылкой введения единого налога на недвижимость вместо существующих на сегодня отдельно земельного налога, с одной стороны, и налога на имущество организаций и физических лиц, с другой.  

Хотя, повторюсь, на мой взгляд, установление правового режима вещей для гражданского оборота и определение правил обложения таких вещей имущественными налогами – это разнопорядковые цели, которые не соотносятся между собой как причина и следствие.

И при концепции единого объекта возможно сохранение правил налогообложения, требующих отдельного расчета налоговой базы для земельного участка исходя из его кадастровой стоимости и для иных составных частей такого участка (зданий, сооружений) в соответствии со стоимостью последних. 

10. Регистрация права в ЕГРН на вновь созданный объект как на недвижимую вещь не означает безусловного признания того, что перед нами действительно объект недвижимости. Регистрация – это акт, который может быть опровергнут, если в качестве недвижимости зарегистрирован объект, который не является таковым. 

Вопрос о таком опровержении либо, напротив, о необходимости применения правил, регулирующих оборот недвижимости, в ситуации, когда сделка была совершена с объектом как с движимой вещью,  достаточно часто ставится в рамках гражданско-правовых споров (например, это м.б.

споры о признании незаконным отказа управления Росреестра в регистрации объекта как недвижимой вещи,  о признании регистрации права на объект как на недвижимую вещь отсутствующим, о признании права собственности, об оспаривании сделок об отчуждении вещи без соблюдения соответствующих правил, установленных для оборота недвижимости и т.д.).   

11. В значительном числе дел высшие судебные инстанции несмотря на связь спорного объекта с землей приходили к выводу о невозможности горизонтального разделения земельного участка и регистрации права на объект как на недвижимую вещь, поскольку то, что воспринималось как недвижимость вещью не являлось.

Такое решение объяснялось тем, что спорные объекты не являются «подлинными» вещами ввиду отсутствия у них собственной ценности и, как следствие, они не способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Сами по себе такие объекты в отрыве от иной подлинной вещи ценностью не обладают.  

У них отсутствует собственное хозяйственное назначение, отличное от обслуживания земельного участка (ограждение, оросительная система на землях с/х назначения).

Либо такие объекты, представляя собой элемент благоустройства (газон, замощение, асфальтовое покрытие), не имея назначения, отличного от цели использования участка, рассматривались как неотъемлемая составная часть, свойство такого участка.

12. Для иллюстрации примеров таких объектов, не являющихся вещами, могут быть приведены следующие судебные акты высших судебных инстанций:

«Данные системы не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью».

«Ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и находящимся на нем зданиям.

Соответственно, в связи с отсутствием у ограждения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с землей.»

«Суды, квалифицировав результат работ по подсыпке грунта как объект незавершенного строительства, не оценили, привели ли данные работы к появлению на земельном участке объекта недвижимого имущества, отличного от собственно самого земельного участка». 

«Асфальтовая площадка (основание – щебеночная подушка 20 см.; покрытие – асфальтовое 7 см.), газоны с кустарниками и деревьями самостоятельную функцию не выполняют, а представляют собой элемент благоустройства территории, т.е. улучшают полезные свойства самого земельного участка, приспособленного для стоянки автотранспорта».

Аналогичные выводы сделаны также в отношении разрушенного асфальтового покрытия пришедшей в негодность спортивной площадки СКЭС ВС РФ в определении от 07.04.2016 № 310-ЭС15-16638.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/8/26/razgranichenie_dvizhimyh_i_nedvizhimyh_veschej_v_nalogovyh_celyah

Гражданско-правовой режим движимого и недвижимого имущества

Особенности правового режима движимого имущества

1Договор купли-продажи: понятие, предмет, содержание.

2Договор розничной купли-продажи: понятие, особенности. Защита прав

покупателя-потребителя.

3Особенности гражданско-правовых договоров с недвижимостью.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все,

что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению

невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда,

суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное

имущество.

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Сделка: – в собственность, – в аренду.

I особенность – индивидуализация предмета (если предприятие, то необходим баланс предприятия, его оценка).

II особенность. Особые правила передачи – передаточный акт.

III особенность. Оформление договорных отношений. к-п – письменная форма в виде одного документа, жилые

помещения и предприятия – гос.рег-я договора, регистрация перехода права собственности.

аренда – срок более года, так же регистрация (помещение, содание и сооружение).

4Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов

дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Статья 1070. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания,

предварительного следствия, прокуратуры и суда

1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к

уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или

подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного

ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к

административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за

счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской

Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц

органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

2. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов

дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1

настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего

Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена

приговором суда, вступившим в законную силу.

Комм. Файзутдинов И.Ш.

1. Статья детализирует ст.53 Конституции РФ и в основном повторяет п.2 ст.127 Основ ГЗ. Она устанавливает

особый режим возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями должностных лиц органов

дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, более широкую защиту прав граждан при нарушении

их личных свобод в рамках исчерпывающего перечня случаев: в сфере правосудия.

2. Гражданин признается осужденным, если в отношении него имеется приговор суда (судьи), вынесенный в

соответствии со ст.300, 303 УПК. Привлеченным к уголовной ответственности считается гражданин, в отношении

которого органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры вынесено согласно, ст.143, 144 УПК,

постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Заключение под стражу и подписка о невыезде в качестве

меры пресечения может быть избрана органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в

порядке ст.93, 96 УПК. Административные взыскания в виде ареста и исправительных работ могут применяться

судьей в соответствии со ст.31, 32 КоАП. Для наступления деликтной ответственности по п.1 ст.1070 ГК

необходимо, чтобы перечисленные действия должностных лиц указанных органов носили противоправный

характер.

3. Условия и порядок возмещения вреда в случаях, предусмотренных п.1 ст.1070, устанавливает Указ

Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину

незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц» и

утвержденное этим Указом Положение «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» (Ведомости СССР, 1981, No.21,

ст.750). При этом необходимо учесть, что отдельные нормы названных документов, противоречащие

действующему российскому законодательству, применению не подлежат. Так, положение ст.2 Указа от 18 мая

1981г., ограничивающее право на возмещение ущерба гражданину, незаконно привлеченному к уголовной

ответственности, заключенному под стражу, осужденному, если гражданин в процессе дознания,

предварительного следствия и судебного разбирательства путем самооговора препятствовал установлению истины

и тем самым способствовал наступлению указанных последствий, не подлежит применению, поскольку ст.53

Конституции РФ и п.1 ст.1070 устанавливают право на возмещение государством вреда без подобных

ограничений.

4. Право на возмещение вреда в сфере правосудия возникает при условии: постановления оправдательного

приговора; прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления (пп.1, 2 ст.5 УПК);

прекращения уголовного дела за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления (п.2 ч.1 ст.208

УПК); прекращения дела об административном правонарушении. Право на возмещение такого ущерба возникает

лишь в случае полной реабилитации гражданина (Бюллетень ВС РФ, 1993, No.1, с.5).

Прекращение дела по т.н. нереабилитирующим основаниям: амнистия; недостижение возраста, с которого

наступает уголовная ответственность; примирение обвиняемого с потерпевшим; отсутствие жалобы потерпевшего;

смерть обвиняемого; изменение обстановки; передача виновного на поруки и др. (пп.3—9 ст.5 УПК) не дают права

на возмещение вреда.

5. Вред в смысле п.1 ст.1070 возмещается независимо от вины должностных лиц, в результате незаконных

действий которых он причинен, и в полном объеме.

Убытки определяются на момент причинения ущерба. Поскольку деликт носит здесь длящийся характер, он

определяется периодом времени от незаконного привлечения к уголовной ответственности и др. действий,

указанных в п.1 ст.1070, и до вынесения реабилитирующего документа правоприменительного органа. Убытки,

возникшие у потерпевшего после вынесения реабилитирующего решения, по п.1 ст.1070 возмещаться не должны.

Если же размер убытков у потерпевшего увеличится из-за виновного поведения работников соответствующих

правоприменительных или финансовых органов (например, задержки в расчетах, выплате, оформлении

документов), то ответственность этих организаций может наступить по правилам ст.1068 ГК.

6. В Положении от 18 мая 1981г. определен состав возмещаемого ущерба: заработок и др. трудовые доходы,

которых потерпевший лишился в результате незаконных действий; пенсии и пособия, выплата которых была

приостановлена в связи с незаконным лишением свободы; имущество (в т.ч. деньги, денежные вклады и проценты

на них, облигации и иные ценности), конфискованное или обращенное в доход государства судом либо изъятое

органами дознания или предварительного следствия, а также имущество, на которое наложен арест; взысканные

штрафы, судебные издержки, а также суммы, выплаченные потерпевшим за оказание юридической помощи.

При этом расчет ущерба при возмещении заработной платы, пенсий и приравненных к ним выплат

производится с индексацией, размеры которой определяются законодательными актами РФ на момент получения

возмещаемых сумм. При возмещении стоимости конфискованных или утраченных вещей применяются индексы

цен, исчисленные органами Государственного комитета по статистике (см. разъяснения Главного управления

федерального казначейства Минфина РФ – Финансовая газета, 1995, No.42).

7. Возмещение ущерба, причиненного в случаях, предусмотренных п.1 ст.1070, производится органами

федерального казначейства за счет средств федерального бюджета на основании решений (постановлений,

определений) органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Вред, причиненный гражданину в т.н. сфере правосудия, подлежит возмещению, по общему правилу, за счет

казны РФ. В п.1 ст.1070 также говорится о возможности взыскания такого вреда в случаях, предусмотренных

законом, за счет казны субъекта РФ или муниципального образования. В настоящее время подобные случаи

законом не определены.

8. Потерпевшему восстанавливаются трудовые права (предоставляется прежняя работа, а при невозможности

этого – др. равноценная работа, восстанавливается трудовой стаж, аннулируется порочащая запись об увольнении в

трудовой книжке) и жилищные права (возвращается ранее занимаемое жилое помещение, а при невозможности

возврата – предоставляется вне очереди равноценное). Подлежат восстановлению личные неимущественные права

(возвращаются медали и ордена, восстанавливаются звания и пр.) и компенсируется моральный вред (ст.151 и 1100

ГК).

9. Причинение вреда в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в порядке ст.122 УПК не

включено в перечень п.1 данной статьи. В этом, как и в случае других незаконных действий органов дознания,

предварительного следствия и прокуратуры, возмещение ущерба производится в порядке ст.1069 ГК. К «другим

незаконным действиям» названных органов относятся, к примеру, неправильные действия, связанные с

поддержанием общественного порядка, с обеспечением правил дорожного движения, арестом имущества,

задержанием граждан в административном порядке и т.д. Эти действия носят властно-административный характер

и их необходимо отличать от противоправных действий в сфере хозяйственной и технической деятельности (см.

Источник: https://infopedia.su/12x6bc2.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.