Определение нормативного правового акта

Нормативный правовой акт

Определение нормативного правового акта

Акт нормативный правовой

письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органов в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Источник:

Нормативно-правовой акт

(современ.) — это изданный в установленном порядке акт правотворческого органа, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

Источник: Римское право. Основные понятия законы и иски персоналии и сентенции. Cловарь-справочник.

Нормативно-правовой акт

властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений, являются основным источником права.

Источник: Государственное и муниципальное управление терминологический словарь.

Нормативный правовой акт

изданный в установленном порядке документ управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные законом.

Источник: Большой юридический словарь

Нормативный правовой акт

от англ. standard / normative act) – официальный властный документ компетентного правотворческого органа, принятый в определенном процедурно-процессуальном порядке и содержащий нормы права. Н.п.а.

находятся в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит их юридическая сила.

Различаются Конституция (Основной закон) и иные законы, принимаемые представительными законодательными органами, а также подзаконные Н.п.а.

Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению

Нормативный правовой акт

изданный в установленном порядке акт уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

Источник: Военно-юридический энциклопедический словарь

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

результат правотворческой деятельности соответствующих государственных или негосударственных органов, который представляет собой текст, содержащий правовые и иные нормы, в т. ч. нормы профессиональной морали. Н.-п. а.

принимается и публикуется в порядке, установленном законодательством, имеет особую структуру. Публикация Н.-п. а. влечет за собой юридические последствия. Ведомственные Н.-п. а.

МВД России, Министерства юстиции содержат ряд норм профессиональной морали, обязательных для исполнения сотрудниками правоохранительных органов.

Источник: Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Нормативно-правовой акт

это изданный в установленном порядке компетентным органом акт правотворчества, устанавливающий, отменяющий или изменяющий правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

Отличительными чертами нормативно-правового акта являются: содержание общих правил поведения; письменная форма выражения; – особый порядок издания. Важнейшей разновидностью нормативно-правового акта считается закон.

Под законом понимается нормативно-правовой акт, обладающий наибольшей юридической силой, принятый представительным законодательным органом государственной власти в установленном порядке и направленный на регулирование социально значимых, устойчивых общественных отношений в пределах всей территории страны.

Наряду с законами существует громадный массив подзаконных нормативных актов (указы, постановления, декреты, приказы, директивы и т. д.), значительно преобладающий над законами. По своей природе они производны от законов и призваны обеспечить их реализацию.

Источник: Энциклопедия правовой мысли. 2018.

Нормативный правовой акт

письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н. п. а.

издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др.

Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти Н. п. а.

издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание Н. п. а. в виде писем и телеграмм не допускается. Является основным источником права в РФ и других странах романо-германской системы права. Н. п. а. образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

Источник: Большой юридический словарь

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ

Источник: https://determiner.ru/termin/normativnyi-pravovoi-akt.html

Нормативно-правовой акт определение, признаки НПА, виды, примеры

Определение нормативного правового акта

Понятие нормы права определяет общественные правила поведения, которые регулируют отношения в обществе, гарантируемые законом, и отражают деятельность жителей, организаций.

Нормативно правовой акт – это правотворческая деятельность, включающая в себя нормы права. Акт разрабатывается и издается уполномоченными лицами.

Нормативно-правовой акт (НПА) что это такое

Нормативный правовой акт представлен в форме, установленной законодательством.

Может приниматься путем референдума, если процедура соблюдается согласно закону.

Признаки НПА

Определить НПА можно, если ему присущи следующие черты:

  • представляется в виде заверенной письменной бумаги,
  • бумага утвержденной формы и структуры, с реквизитами,
  • имеются последствия правотворческой деятельности,
  • принимается уполномоченными лицами правовой деятельности,
  • базируется на правовых нормах и регулирует их,
  • соблюдение порядка норм права при принятии бумаги,
  • является обязательным к исполнению,
  • предусматривает публикацию для широкого круга людей,
  • возможен для повторной реализации.

Виды нормативно-правовых актов

Российская Федерация издает общие федеральные НПА согласно международным правовым актам и отдельные, только для субъектов РФ. Иерархия НПА в Российской Федерации распределена по высшей степени юридической силы.

Все правовые бумаги в юриспруденции распределяются на 2 вида закон и подзаконные акты.

Подзаконные акты:

  • распоряжения и указы президента,
  • постановления органов власти, у которых имеются полномочия по регулированию общественной деятельности,
  • издаваемые ведомством или министерствами приказы, положения, инструкции, контролирующие общественность, находятся в полномочиях этих подразделений,
  • нормативная документация государственной власти на местах,
  • нормативные бумаги муниципальных структур,
  • локальные документы, которые издаются управлением предприятия, организации.

Документация бывает разного срока действия:

  • временная,
  • длительно-неустановленного.

Акты разделяются на акты специального назначения и узкого. Специально предназначенные акты для определенной категории населения. Общие применяются ко всему населению.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

В РФ все НПА принимаются согласно федеральных законов (ФЗ) страны и не должны им противоречить.

В законодательстве РФ нормативные документы делятся на:

  1. Основные по отношению к другим законодательным документам имеют самостоятельную значимость.
  2. Производные те акты, которые утверждают другие. Они имеют форму правил, уставов, положений, порядков и др. в рамках требований законодательства.
  3. Вспомогательные нормативные документы, которые изменяют или отменяют другие.
  4. Дополнительные объясняет или указывает порядок реализации основного документа.

Как создаются НПА

Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.

Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:

  1. Создание проекта:
    • выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта,
    • материально-техническое обеспечение проекта,
    • схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании,
    • подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
  2. Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
  3. После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
  4. Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.

Особенности действующих НПА

Каждый нормативный документ ориентирован на регулирование разных общественных сфер деятельности.

Как определить, что перед вами действующий нормативно-правовой акт?

Вот некоторые признаки:

  • документ имеет специальные реквизиты,
  • имеется название документа (закон, постановление),
  • документ имеет непосредственное отношение к органу, издавшему его,
  • все изданные документы это часть правой системы государства,
  • обязателен к выполнению для граждан и органов власти,
  • имеет утвержденную структуру,
  • выполнение любого действующего НПА контролируется государством.

Принципы классификации НПА

Нормы права классифицируются по общим чертам, в зависимости от отрасли или содержания:

  • гражданские,
  • Уголовный кодекс,
  • административные,
  • комплексные.

Примеры нормативно-правовых актов

Вот несколько настоящих НПА:

  1. Акт местного назначения. Распоряжение от 30.04.2015 No 237-РП руководства столицы «Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города».

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/normativno-pravovoy-akt-opredelenie-priznaki-npa-vidyi-primeryi

Определение понятия нормативно-правового акта и его признаки

Определение нормативного правового акта

Нормативно-правовые акты – это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.

Нормативный акт издается органами обладающими компетенцией в строго установленной форме, является офиц. документом.

Признаки нормативно-правовых актов:

1. Имеют государственный характер, выражают волю государства.

2. Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.

3. Издаются в ходе установленных законодательством процедур (правотворческих)

4. Имеют определенную сферу действия. Можно выделить предметное действие, т.е. распространение на общественные отношения, действие в пространстве, во времени, по кругу лиц.

5. Имеют нормативный характер, содержат в себе, вводят в действие, изменяют, отменяют правовые нормы. (не имеет нормативного характера преамбула, также поручение конкретным органам.)

Виды нормативно-правовых актов и их общая характеристика.

1.Кодекс– кодифицированный за­конодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголов­ный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

2.Устав– кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регу­лируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочис­ленные уставы .

3.Положение сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.

Определение понятия закона, его признаки, виды, характеристика.

Закон– правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главный источник права в современном мире – закон. Является основным источником права в странах континентальной правовой системы.

Признаки:

– Содержит нормы права.

– Принимается высшим органом государственной власти.

– Регулирует наиболее значимые общественные отношения.

– Обладает высшей юридической силой – а) невозможность признания его утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который его принял; б) содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

– Является фундаментальным юридическим документом – служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование).

Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими органами. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законодательный орган.

Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр. ислу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен.

В свою очередь законы подразделяются на конституц. и обыкновенные. Конституц. законы определяют начала гос. и общ. строя, правовое положение личности и организации.

Среди законов прослеживается след. иерархия(в РФ):

1) Конституция основной закон государства, является основой всего законодательства России. Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с К.

2) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ).

3) Федеральный закон (ФЗ).

4) Законодательство субъектов РФ.

Определение понятия подзаконного нормативно-правового акта: его виды и характеристика.

Подзаконные акты – это издаваемые на основе и во исполнение законов правотворческие акты компетентных органов, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов.

По своему содержанию подзаконные акты являются актами различных органов исполнительной власти.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр. силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти. Они исходят от Президента или Главы Правительства.

Существует 2 разновидности общих подзаконных актов:

1. Указы и распоряжения Президента РФ – ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут быть нормативными и ненормативными. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции и законам. Они регламентируют различные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением

2. Постановления и распоряжение Правительства РФ – постановления принимаются по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим.

Они издаются на основании К., ФЗ,… нормативных Указов Президента и обязательны к исполнению на территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены Президентом. Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

Действие нормативно-правового акта во времени.

Начало их действия определяется моментом вступленияв юридическую силу.

В действующем законодательстве существует 3 способа установления этого момента:

во-первых, нормативно-правовой акт вступает в силу со времени его издания;

во-вторых, время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования нормативно-правового акта;

в-третьих, нормативно-правовой акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем самом.

Продолжительностью действия нормативно-правового акта считается время, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.

Нормативно-правовые акты считаются утратившими силу и прекратившими действие по следующим основаниям:

1. В результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в решении специально на то уполномоченных органов государства.

2. В связи с принятием нового нормативно-правового акта, заменившего ранее действовавший, если даже старый акт формально не отменен.

3. По истечении срока действия, установленного в самом нормативно-правовом акте.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b25627.html

1.Понятие нормативного правового акта: . Нормативно-правовой акт – это правотворческий государственный

Определение нормативного правового акта

. Нормативно-правовой акт – это правотворческий государственный документ, содержание которого составляют нормы права.

Значение нормативного правового акта. Значение нормативных правовых актов в правовой сфере проявляется в том, что они:

– являются нормативной основой механизма правового регулиро­вания;

-служат формой реального существования юридических норм (одним из ведущих источников права);

-обеспечивают полное и точное выражение содержащейся в них государственной воли;

-служат важнейшим средством и источником правовой пропаганды и воспитания.

Нормативный правовой акт – разновидность правовых (юридических) актов. Под правовым актом понимается внешнее выражение воли (волевые действия) государства, отдельных лиц, направленных на достижение определенного юридического эффекта. К правовым актам относятся нормативные правовые акты, индивидуальные правовые акты (например, акты правосудия) и акты интерпретационные (акты толкования).

Общие черты правовых актов. Указанные виды правовых актов характеризуются волевым содержанием, внешним выражением воли, правовой направленностью волевого действия.

Признаки нормативного правового акта:

-это официальный акт-документ. Он издается официальными лицами, органами, уполномоченными на его принятие, имеет официальное название (закон, указ, постановление), на него ссылаются при решении юридических дел;

-акт-документ, содержащий юридические нормы. Он устанавливает, изменяет или отменяет правовые нормы, т.е. является актом правотворчества. В нем излагается содержание установленных норм; он является «хранителем», носителем юридических норм;

-акт-документ, которым закрепляется воля государства. Акт придает воли государства властный характер;

-акт-документ, обладающий юридической силой. Он охраняется и обеспечивается государством, властно порождает правовые последствия, занимает определенное место в системе законодательства;

-акт-документ, который имеет письменную форму. Он имеет определенные реквизиты, структуру.

Возможно выделение и других признаков нормативного пра­вового акта. В частности, то, что нормативный акт: имеет внутреннюю структуру – разделы, главы, статьи, части статей; имеет определенный предмет регулирования; действует в течение определенного строка; входит в единую иерархию нормативно-правовых актов, занимает в ней свое место.

Нормативные правовые акты:

-дифференцированы, поскольку государственный аппарат имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями;

-находятся в иерархическом порядке. Система нормативных правовых актов строится на основе разновеликой юридической силы при ведущей роли конституции государства;

-конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права.

Нормативно – правовой акт имеет как внешнюю, так и внутреннюю форму.

Внешней формой являются реквизиты. Это такие внешние обозначения, “знаки”, атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащей оформленности законодательного документа, о наличии в нем всего необходимого, официально подтверждающего, что закон или иной нормативный правовой акт имеет юридическую силу и вводится в действие.

В число реквизитов нормативно-правового акта входят: вид акта; наименование органа, принявшего его; заголовок; дата принятия акта; номер акта; сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каждый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все реквизиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка.

Часть названных реквизитов образует понятие титула нормативно-правового акта. Титул нормативного правового акта – это совокупность следующих реквизитов: его название (по виду содержания), дата, орган и место принятия.

Внутреннюю форму нормативного правового акта составляет его структура. В числе структурных основных единиц нормативного правового акта выделяют: преамбулы, пункты и статьи, главы, разделы, части, примечания, приложения.

Преамбула нормативного правового акта представляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некоторые другие положения. По общему правилу, преамбула не может содержать норм права. Это бесстатейное общее введение, в котором порой формулируются исходные философские, мировоззренческие положения.

Например, преамбула Конституции РФ: “Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов… сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации”.

Статья – это исходная, первичная часть текста нормативно-правового акта. Она представляет собой форму выражения (изложения) нормы права, содержит (в различной степени) ее элементы.

Статьи в обширных нормативно-правовых актах (в тексте законов) объединяются в главы и разделы. Как правило, из статей складываются главы, а они, в свою очередь объединяются в разделы. Например, гл. 4.

“Президент Российской Федерации” в Конституции РФ 1993 г. состоит из 13 статей (80–93). Конституция РФ состоит из двух разделов. Первый включает 9 глав и 136 статей.

Второй раздел – “Заключительные и переходные положения” – глав не имеет, состоит из 9 пунктов.

Наиболее крупные подразделения законов – части. Так, содержание уголовного кодекса подразделяется на две части – Общую и Особенную.

Примечание нормативного правового акта – это разъяснение текста соответствующей статьи либо изложение положений, не связанных с темой нормативно-правового акта.

В приложении обычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта.

Источник: https://sci-lib.biz/gosudarstva-prava-teoriya/1ponyatie-normativnogo-pravovogo-47139.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.