Описание местоположения границ земельного участка это

Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2011 г. N 267

Описание местоположения границ земельного участка это

Приказ Министерства экономического развития РФ от 3 июня 2011 г. N 267
“Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства”

16 сентября 2016 г., 6 апреля 2018 г.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 26, ст. 2582; 2005, N 30, ст. 3098; 2006, N 50, ст. 5279; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616) и пунктом 5.2.28.

6 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст.

 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488; 2010, N 5, ст. 532; N 9, ст. 960; N 10, ст. 1085; N 19, ст. 2324; N 21, ст. 2602; N 26, ст. 3350; N 40, ст. 5068; N 41, ст. 5240; N 45, ст. 5860; N 52, ст. 7104; 2011, N 6, ст. 888; N 9, ст. 1251; N 12, ст. 1640; N 14, ст. 1935; N 15, ст.

 2131; N 17, ст. 2411, ст. 2424), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 июля 2011 г.
Регистрационный N 21318

Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства

16 сентября 2016 г., 6 апреля 2018 г.

1. Настоящий Порядок определяет правила описания местоположения границ территорий субъектов Российской Федерации, границ территорий муниципальных образований, а также границ частей указанных территорий (далее – объекты землеустройства).

2.

Описание местоположения границ объектов землеустройства осуществляется с использованием сведений Единого государственного реестра недвижимости, документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, сведений и документов государственных картографо-геодезических фондов и иных предусмотренных законодательством документов и сведений.

3. Местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – установленная система координат).

4. Координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы Единого государственного реестра недвижимости, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства.

Если часть границы объекта землеустройства совпадает с частью границы учтенного в Едином государственном реестре недвижимости земельного участка, то в качестве описания местоположения такой части границы объекта землеустройства принимается указанная часть границы земельного участка, за исключением случаев, если сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границы такого земельного участка требуют уточнения.

5. Описание местоположения границ объектов землеустройства может осуществляться с целью внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах объектов землеустройства или с целью изменения (уточнения) сведений о границах объектов землеустройства, которые ранее были внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

5.1. Описание местоположения границ объектов землеустройства, которое осуществляется с целью внесения сведений о таких границах в Единый государственный реестр недвижимости, может производиться как в отношении всей границы объекта землеустройства, так и в отношении части (частей) его границы. Описание границы объекта землеустройства может быть представлено в виде:

– одного замкнутого контура (полигона);

– нескольких замкнутых контуров (полигонов);

– отрезков прямых или ломаных линий.

5.2. Включенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о границах объекта землеустройства могут изменяться (уточняться):

– по результатам кадастровых работ в отношении границ земельного участка (участков), если часть границы объекта землеустройства должна совпадать с частью границы указанного земельного участка, при условии, что граница такого земельного участка определялась с более высокой точностью, чем граница объекта землеустройства;

– по результатам работ по установлению на местности границ объектов землеустройства;

– в случаях изменения описания местоположения границ объектов землеустройства или прохождения Государственной границы Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. При описании местоположения границ объекта землеустройства необходимо учитывать следующие требования.

6.3. Административные границы не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями о таких земельных участках.

6.4. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения и должна полностью входить в состав территории муниципального района. Территория городского округа не входит в состав территории муниципального района.

6.5. Если характерные точки устанавливаемой административной границы совпадают с характерными точками ранее установленной административной границы, в качестве описания местоположения такой устанавливаемой границы принимается описание ранее установленной административной границы.

7. При описании местоположения административных границ дополнительно составляется текстовое описание местоположения административной границы относительно природных и созданных трудом человека объектов (базисов). При выборе базисов принимается во внимание обеспечение их долговременной сохранности.

https://www.youtube.com/watch?v=nDBvFXsZUwk

Количество точек, в которых изменяется текстовое описание местоположения границ объекта землеустройства, и количество характерных точек границ может не совпадать.

Текстовое описание местоположения границ может составляться в отношении других объектов землеустройства, если предусмотрено соответствующим договором подряда.

8. В результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства.

Карта (план) объекта землеустройства оформляется в виде бумажного и (или) электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г.

N 621 “Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению”*.

При описании местоположения границ объекта землеустройства карта (план) объекта землеустройства составляется на территорию, не превышающую одного кадастрового округа.

Сведения о земельных участках, расположенных в границах объекта землеустройства, в карту (план) соответствующего объекта землеустройства, подготовленную в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, не включаются.

Текстовое описание местоположения границы объекта землеустройства включается в состав карты (плана) объекта землеустройства в графу “Описание прохождения части границ” реквизита “Сведения о частях границ объекта землеустройства” раздела “Сведения о местоположении границ объекта землеустройства”.

Для оформления графической части карты (плана) объекта землеустройства, подготовленной в результате описания местоположения границ объекта землеустройства, используются материалы и данные картографических работ масштаба 1:100000 и крупнее.

Абзацы 6 и 7 утратили силу с 9 июля 2018 г. – Приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 г. N 177

9. Материалы, полученные в результате выполнения

землеустроительных работ по описанию местоположения границ объекта землеустройства, комплектуются в землеустроительное дело.

В землеустроительное дело включаются:

– титульный лист;

– содержание;

– пояснительная записка;

– документы (в том числе фрагменты и извлечения из таких документов), указанные в пункте 2 настоящего Порядка;

– карта (план) объекта землеустройства.

Один экземпляр землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Порядок дополнен пунктом 10 с 9 июля 2018 г. – Приказ Минэкономразвития России от 6 апреля 2018 г. N 177

10. При описании местоположения границ между субъектами Российской Федерации в результате установления (изменения) таких границ соответствующая граница описывается в установленных системах координат.

Карта (план) объекта землеустройства составляется в отношении границы между субъектами Российской Федерации с учетом необходимости внесения сведений о такой границе в соответствующие смежные кадастровые округа в двух экземплярах с указанием координат характерных точек в системе координат каждого из смежных кадастровых округов.

В случае если местоположение характерных точек границы между субъектами Российской Федерации определялось также в единой государственной системе координат, список координат характерных точек такой границы, определенных в единой государственной системе координат, включается в землеустроительное дело, сформированное в отношении данной границы.

Составленная в отношении границы между субъектами Российской Федерации карта (план) объекта землеустройства согласовывается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении которых устанавливалась (уточнялась) граница между субъектами Российской Федерации.

В землеустроительное дело, скомплектованное в двух экземплярах по результатам землеустроительных работ по описанию местоположения границы между субъектами Российской Федерации, помещаются два экземпляра согласованной указанными органами государственной власти карты (плана) объекта землеустройства, составленной в системе координат каждого из смежных кадастровых округов. Землеустроительное дело в двух экземплярах передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст. 4038.

Источник: https://base.garant.ru/12188046/

Описание схемы границ земельного участка и в каких случаях она необходима

Описание местоположения границ земельного участка это

Схема расположения земельного участка (ЗУ) представляет собой план местности, на котором изображены границы образуемого ЗУ (или нескольких участков) на кадастровом плане территории.

На ней должна быть указана площадь всех образуемых ЗУ. В случае, когда таких участков 2 или более, ставятся также их условные номера. Документ составляется на основе данных кадастра.

Требования к схеме границ земельного участка регламентируются приказом Минэкономразвития РФ №762 от 27.11. 2014 г., приложениями № 1 и № 2 к этому приказу, а также ст. 11.10 Земельного кодекса РФ (закон, утверждающий соответствующие изменения в ЗК, начал действовать с 01.03.2015 г.).

Что такое инструкция по межеванию?

Инструкция по межеванию земель – это такой нормативный документ, который был утвержден Роскомземом в апреле 1996 г. В нем установлен порядок, в соответствии с которым следует выполнять разграничение земель, а также сформулированы требования, предъявляемые к каждой стадии межевания и к документированию результатов этой процедуры.

Проще говоря, эта инструкция – прямое руководство по определению и дальнейшему утверждению границ земельного надела.

Полномочиями по контролю за соблюдением предусмотренного инструкцией регламента обладают территориальные подразделения Роскомзема.

Данный нормативный акт на сегодняшний день является действующим.

Его положениями руководствуются специалисты в процессе определения границ землевладений.

Для инструкции по межеванию разработано несколько приложений. В их число входят образцы технических заданий, чертежей и иной документации.

В 2003 г. инструкция была дополнена «Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства».

Такая схема потребуется в случае образования нового надела земли либо при юридически значимом изменении существующих наделов.

Она необходима в следующих ситуациях:

  1. В случае разделения одного землевладения на несколько долей или при объединении нескольких земельных участков, если эти земли к моменту изменения границ находились в частных

    владениях. Такими участками в соответствии с российским законодательством могут являться земли, предназначенные для индивидуального жилищного строительства, а также садово-огородные и дачные участки.

  2. При изменении границ земель, формально находящихся в собственности государства.
  3. В ситуации, когда необходимо выделить участок земли, принадлежащей муниципалитету, для его передачи гражданину или организации. Схема понадобится как при получении муниципальной земли в постоянное пользование, так и в случае оформления на нее арендного договора.
  4. Если администрация поселения изымает землю у ее владельца, когда это необходимо для нужд государства или муниципалитета.
  5. В случае, когда запланировано проведение аукциона. Для организации аукциона подается соответствующее заявление, к которому прилагается схема земельного участка. Далее публикуется объявление, после чего в течение 30 дней идет сбор заявок.Организацией проведения аукциона (и необходимых для него процедур) занимается муниципалитет. Но если была получена только одна заявка, заявитель приобретает ЗУ без аукциона. В последнем случае он сам должен позаботиться о проведении его межевания.
  6. Когда имеется возможность приобрести землю без проведения торгов. Отличительной особенностью данной ситуации является то, что схему границ угодья можно предъявить напечатанной на бумаге.
  7. Для того, чтобы легализовать прирезки (это прилегающие к землевладению участки, которые были самовольно захвачены гражданином и стали как бы принадлежать ему, если отсутствуют претензии третьих лиц), которые находятся во владении гражданина.

В соответствии с правилами, установленными инструкцией по межеванию, определение границ земельного участка является необходимой процедурой для оформления земли в собственность.

Об этом следует помнить гражданам, которые заинтересованы в легализации своих участков в соответствии с действующей сейчас программой дачной амнистии.

Администрация

В общем случае подготовка схемы границ ЗУ выполняется исполнительным органом государственной власти или административным органом муниципального образования.

Соответствующую заявку можно подать на сайте Росреестра (заявителю предварительно следует на нем зарегистрироваться).

Самостоятельная подготовка

Если необходимо подготовить схему земельного участка, который предстоит образовать путем его выделения из муниципальной земли, а проведение торгов при этом не планируется, организацией соответствующих работ может заняться сам гражданин.

Допускается также самостоятельная подготовка схемы в случае проведения аукциона по продаже или выделения в аренду образуемого участка.

Исключение составляют земли, которые располагаются на территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

При выделении ЗУ, располагающегося на территории, принадлежащей государству или муниципалитету, схему расположения может подготовить лицо, которому эта земля выделяется. Для граждан такой порядок допускается при получении земли в безвозмездное пользование или оформлении аренды.

Если участок подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд, схему вправе подготовить лицо, в пользу которого он изымается.

https://www.youtube.com/watch?v=8urK0yJP7uM

В случае, когда образование нового земельного участка происходит в результате перераспределения наделов, принадлежащих гражданам, которые предназначены для ведения личного хозяйства или строительства частного жилья, соответствующие схемы могут подготовить владельцы таких угодий. Это относится также к землям, являющимся собственностью РФ или населенных пунктов.

Несмотря на то, что в этих ситуациях допускается самостоятельное изготовление плана границ, для многих граждан эта процедура может оказаться достаточно сложной. Не каждый человек имеет навыки составления топографических карт и работы с графическими редакторами.

Кадастровый инженер

Согласно требованиям законодательства схема границ земельного участка должна быть привязана к кадастровому плану территории.

Дополнительные затруднения могут возникнуть из-за того, что не всегда известны координаты располагающихся рядом объектов. Поэтому во многих случаях целесообразно для подготовки схемы расположения земельного участка воспользоваться услугами кадастрового инженера.

С выездом

Если в кадастре отсутствуют необходимые сведения для составления документа либо их недостаточно, для его составления инженер может выехать к местоположению участка.

Там он проведет все нужные для составления чертежа измерения и определит точные координаты объекта.

Заказывать проведение работ с выездом кадастрового инженера имеет смысл, когда точно известно, что администрация муниципалитета одобрит выделение надела гражданину.

В противном случае расходы будут неоправданными.

В ситуации, когда в кадастре содержатся все данные, требующиеся для составления схемы, выезд инженера на участок не обязателен. Ведь всю нужную информацию он может получить камерально (с помощью кадастровой карты).

Финансовые затраты в таком случае будут меньше, чем при выезде специалиста.

Особенности

В процессе подготовки схемы расположения земельного участка необходимо учитывать:

  • требования законодательства, определяющие правила пользования землей и застройки;
  • положения утвержденной документации, касающиеся территориального планирования;
  • требования документации по землеустройству;
  • проект планировки территории;
  • расположение территорий, находящихся в общем пользовании;
  • «красные линии»;
  • фактическое расположение границ землевладений;
  • местонахождение построек на местности (включая те, возведение которых еще не завершено);
  • в определенных законодательством случаях необходимо принимать во внимание положение об особо охраняемой природной территории и расположение зон для территорий с особыми условиями использования.

Гражданину, не обладающему достаточной компетенцией, не всегда легко во всем этом разобраться. Поэтому для составления схемы при наличии каких-либо неразрешенных сомнений лучше обратиться к специалисту.

Как выглядит образец

Схема расположения земельного участка оформляется в соответствии с приказом Минэкономразвития № 762. Этот документ бывает двух разновидностей:

  1. Для перераспределения земель уже имеющихся участков (в случае выполнения дорезки к землевладению). Ее образец можно посмотреть здесь
  2. Для образования нового надела смотрите по ссылке

Они отличаются только в одном: в первом случае изображается не только участок, который должен получиться в итоге, но и изначальная территория, к которой должна присоединиться другая земля.

Схема изготавливается в форме электронного документа. Если надел предоставляется гражданину без проведения торгов, то по его желанию она может быть выполнена на бумажном носителе.

Что отображается в документе

Чертеж, на котором показано расположение угодья и отображаются его границы, должен содержать:

  • межевые границы территории землевладения;
  • условные номера всех наделов, которые должны быть образованы согласно схеме расположения земельных участков (если таких участков несколько);
  • информацию о площади образуемых участков земли;
  • координаты, отображающие точное местоположение землевладения (или адрес);
  • кадастровый номер объекта недвижимости или квартала;
  • сведения о проектной мощности каждого надела (если их 2 или более);
  • информацию о категории земли участка.

План обязательно должен быть дополнен системой условных обозначений.

В документ со схемой расположения участка включается текстовое описание. В нем присутствуют наименование документа, его номер, дата утверждения, а также наименование органа административной власти, которым он был утвержден (такими полномочиями обладают органы муниципальной или государственной власти).

Если в районе, где располагается участок, имеются зоны особого пользования, сведения о них также включаются в это описание.

По итогам рассмотрения заявления об утверждении схемы уполномоченный орган проверяет, соответствует ли выделение участка и оформление документа требованиям закона. Если какие-либо предписания законодательства не были соблюдены, в утверждении документа администрация вправе отказать.

Основания для отказа могут быть следующие.

  1. Оформление документов произведено некорректно. Не соблюдены предписания по оформлению схемы, в документах присутствуют фактические ошибки или опечатки, приведена не вся необходимая информация. В таких ситуациях документ нужно будет переделать и снова передать на рассмотрение административному органу.
  2. Площадь, указанная в документе, не соответствует реальным размерам участка (в случае, если на схеме она более чем на 10% больше, чем в действительности).
  3. На территории угодья располагаются объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам или государству.
  4. Земля на момент подачи заявления является собственностью дольщиков.

Также отказать могут и по следующим причинам.

  1. Установлен факт наличия на территории участка пересекающихся границ (территория одного надела частично накладывается на другой или полностью с ним совпадает).
  2. Территория является частью ранее утвержденного межевого плана.
  3. Не были соблюдены требования, установленные для особо охраняемых природных территорий.
  4. Установлено, что место, на котором располагается угодье, в будущем запланировано использовать для обеспечения внедрения проектов, направленных на развитие определенной местности.

В отдельных случаях может получиться так, что администрация поселения изменит целевое предназначение земли уже после того, как заявление подано. К сожалению, в такой ситуации в утверждении схемы также будет отказано.

Заключение

Составление схемы расположения границ земельного участка требуется при образовании нового земельного угодья или изменении существующего. На ней изображены границы надела на кадастровом плане и показано его местоположение. По сути это план участка, утвержденный административными органами.

Полномочиями по изготовлению данного документа прежде всего наделены органы муниципальной или государственной власти.

В ряде случаев, предусмотренных законом, допускается его самостоятельное изготовление самим заинтересованным гражданином. Однако это требует от него определенных навыков работы по составлению топографических карт.

Также необходимо учитывать многие нюансы отечественного законодательства, ведь при несоблюдении требований нормативных актов в утверждении схемы могут отказать.

Чтобы получить качественно выполненную схему, полностью соответствующую требованиям закона, лучше обратиться к специалистам. Заказав изготовление документа у кадастрового инженера, можно сэкономить немало времени и сил, а также свести к минимуму финансовые затраты.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/granitsy/opisanie-shemy

Требования к описанию границ объектов землеустройства – этапы и специфика работ | Статьи компании «СкайЛайн»

Описание местоположения границ земельного участка это

После вступления в силу Федерального Закона РФ № 66 от 13 мая 2008 года отменено определение территориального землеустройства. Нормативный правовой акт дал понятие объектов землеустройства, установил порядок графического, текстового описания границ земельных участков и других территориальных образований.

В рамках землеустроительных работ специалисты устанавливают на местности границы и описывают местоположение объектов землеустройства:

  • субъекты Российской Федерации;
  • муниципальные образования;
  • населенные пункты;
  • территориальные зоны;
  • зоны с особыми условиями использования территорий.

Этапы и специфика работ

Описание местоположения границ объектов землеустройства включает несколько этапов:

  • Подготовительные работы.
  • Подготовка карты-плана границ муниципального образования, земельного участка, зоны с особыми условиями использования.
  • Формирование землеустроительного дела.
  • Согласование и утверждение подготовленной карты объекта землеустройства.
  • Сдача землеустроительного дела в государственный фонд данных.

На этапе подготовительных работ специалисты собирают и изучают данные об объекте землеустройства. Информация берется из документов по установлению границ, государственного кадастра недвижимости, документов по планированию организации территорий, геодезической и картографической основы.

В землеустроительное дело включаются материалы описания, согласованное с заказчиком задание на землеустроительные работы, подготовленная карта-план.

В зависимости от размера объекта землеустройства дело состоит из одного или нескольких томов.

В начале каждого тома помещается оглавление, на титульном листе и обложке – название объекта, контактные данные исполнителя, реквизиты организации. Графическую часть можно не брошюровать, а представлять в форме приложения.

Процесс согласования

Утверждение установленных или уточненных границ объектов землеустройства проводится с органами местного самоуправления и государственной власти.

Представленные материалы рассматриваются до 30 дней – в срок, установленный постановлением Правительства РФ № 514 от 11 июля 2002 года.

В некоторых случаях федеральные органы могут отказать в визировании карты границ объекта и иных документов землеустроительного дела:

  • Установленная или уточненная граница пересекает границы земельного участка, который учтен в ЕГРН.
  • В землеустроительном деле отсутствует графическое описание местоположения границ.
  • Пояснительная записка составлена с грубыми нарушениями требований НПА или отсутствует.
  • Отсутствует список координат воротных точек границ территории и значений среднеквадратических ошибок определения координат.
  • Выбранная система координат не соответствует требованиям по ведению государственного кадастра недвижимости.
  • Границы объектов землеустройства не соответствуют исходным данным из пояснительной записки.

Структура описания границ местоположения объектов землеустройства

Формы текстового и графического описаний местоположений границ населенных пунктов, земельных участков, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ № 650 от 23 ноября 2018 года.

Графическое описание границ местоположения включает 4 раздела:

  • Сведения об объекте (местоположение, площадь объекта с указанием погрешности, описание иных значимых характеристик).
  • Сведения о местоположении границ объекта (выбранная система координат, сведения о характерных точках границ объекта с указанием метода определения координат и величины среднеквадратичной погрешности, сведения о характерных точках частей границ объекта землеустройства).
  • Сведения о местоположении измененных или уточненных границах (выбранная система координат, существующие и уточненные координаты характерных точек, описание обозначения точек на местности, среднеквадратичная погрешность измерений).
  • План границ объекта землеустройства. Указывается масштаб, условные знаки и обозначения. План визируется лицом, составившим графическое описание.

В текстовом описании арабскими цифрами нумеруются точки границ местоположения объекта. Напротив – в виде связного текста приводится описание границ, проходящих между двумя точками. Если границы земельного участка, населенного пункта или зоны с особыми условиями использования территорий образуют замкнутый контур, дается описание только начальной точки.

Важно! Координаты характерных точек границ (части границ) объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы ЕГРН в наиболее крупном масштабе, созданном на территории кадастрового квартала, в котором располагаются границы.

Другие статьи

Источник: https://www.skyline-geo.ru/articles/trebovaniya-k-opisaniyu-granits-obyektov-zemleustroystva

Что такое границы земельного участка. Понятие и значение

Описание местоположения границ земельного участка это

Здравствуйте, уважаемые посетители.

В статье разберем понятие границ земельного участка и их значение на практике, как основной характеристики земельного участка.

Достаточно часто ко мне обращаются владельцы участков с различными неприятными ситуациями по границам. Беседуя с людьми, я вижу, что большинство проблем возникает именно из-за неправильного понимания сути вопроса.

При определении понятия границ земельных участков в законодательстве используется формулировка «описание местоположения границ» (пп. 3 п. 4 ст. 8, п. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

Границы земельного участка — это описание конкретного места на земной поверхности, где фактически расположен участок.

Границы земельного участка описываются посредством определения координат его характерных (поворотных) точек. Координаты характерных (поворотных) точек называются сведениями об описании местоположения границ земельного участка. Сведения об описании местоположения границ вносятся в единый государственный реестр недвижимости и относятся к основным сведениям о земельном участке.

Это немного сложно для понимания, поэтому объясню на наглядном примере.

Любой земельный участок имеет конфигурацию, которая представляет собой одну из геометрических фигур — квадрат, прямоугольник, трапеция и т.п. На картинке ниже изображен участок с конфигурацией квадрата. Цифрами 1, 2, 3, 4 отмечены углы земельного участка.

Один угол земельного участка — это одна характерная (поворотная) точка. Для того, что бы получить сведения об описании местоположения границ этого земельного участка, нужно определить координаты каждого из его углов.

Характерные (поворотные) точки и прямые линии между ними и есть границы земельного участка — то есть описание его местоположения на земной поверхности. А сведениями об описании местоположения границ участка будут являться координаты всех характерных (поворотных) точек или углов земельного участка. Сколько углов, столько и координат.

Координаты характерных (поворотных) точек определяются по аналогии с широтой и долготой и имеют координаты по оси X и координаты по оси Y.

Пример указания координат характерной (поворотной) точки:

Вот так будут выглядеть сведения об описании местоположения границ нашего примера:

На картине указаны четыре характерных (поворотных) точки, каждая из которых имеет свои координаты по оси X и по оси Y, и соединены между собой прямыми линиями. Точки и линии в совокупности представляют собой описание местоположения границ участка на местности.

Прямые линии между характерными (поворотными) точками каких-либо собственных координат не имеют. Поэтому, сведениями об описании местоположения границ земельного участка являются только координаты характерных (поворотных) точек.

Координаты характерных (поворотных) точек, внесенные в ЕГРН, законом и определяются как граница земельного участка. В судебной практике такую границу называют юридической или реестровой.

Визуальное изображение юридической (реестровой) границы, сведения о которой внесены в ЕГРН, отображаются на кадастровой карте и выглядят следующим образом:

Именно так границы земельных участков выглядят во всех современных землеустроительных документах и в таком виде сведения о них вносятся в ЕГРН.

Координаты характерных точек определяются в процессе кадастровых работ специальным геодезическим оборудованием. Каким-либо иным способом их определить невозможно.

Метод определения координат различается в зависимости от самого земельного участка.

Если участок является ранее предоставленным и необходимо уточнить его границы — то характерными точками могут являться все углы ограждения земельного участка.

Если участок лишь предстоит образовать — то его характерные точки определяются по желанию заинтересованного лица с учетом особенностей местности, конфигурации смежных участков, требований закона и т. д.

2. Что такое фактические границы земельного участка

Фактическая граница земельного участка – это существующие на местности объекты искусственного происхождения (заборы, столбы, стены домов или хозяйственных построек, дороги, проезды и т. д.) или естественного происхождения (лесополосы, овраги, реки и т. п.), которые визуально отделяют один участок от других и позволяют определить его на местности.

Забор, ограждающий участок по периметру — самый простой пример фактической границы:

Юридическая и фактическая граница земельного участка это не одно и тоже.

Фактическая граница выполняет роль межевого знака — то есть объекта, который закрепляет на местности юридическую границу участка и служит ее визуальным отображением.

Юридическая граница (если она является достоверной и определена в соответствии с законом) первична по отношению к фактической. Если внесенные в ЕГРН сведения об описании местоположении границ земельного участка не соответствуют его фактическим границам (например, забору), то приоритет будет отдаваться именно этим сведениям.

Однако, большинство собственников земельных участков под границей понимают именно фактическую границу (заборы, стены домов и т. д.), а не описание местоположения границ земельного участка, сведения о которой внесены в ЕГРН.

В этом и заключается основная проблема.

Несмотря на то, что кадастровый учет земельных участков введен более 10 лет назад, многие землевладельцы до сих пор считают, что если им в «седые» 90-е выдали участок, который они огородили забором (или участок огорожен лесом/рекой/оврагом), то этого достаточно и никто не покуситься на их землю. При этом не понимая, что понимает под границами земельного участка закон.

А с точки зрения закона, участок считается имеющим границы лишь тогда, когда сведения об описании местоположения его границ внесены в ЕГРН. Соответственно и местоположение земельного участка на местности считается определенным (уточненным) только при внесенных в ЕГРН сведениях о его границах.

Пример из практики

Мне приходилось защищать интересы фермера, в 1993 году получившего земельный участок для ведения с/х деятельности, и который до 2016 года никаким образом не пытался привести его правовой статус в соответствии с требованиями действующего законодательства. Участок даже не стоял на кадастровом учете, как ранее учтенный. Его просто забыли туда внести. Соответственно и описания местоположения границ этого участка в кадастре недвижимости не было.

В один прекрасный момент, приехав после зимы на «свой» участок, он увидел совершенно чужие трактора, которые бодро этот самый участок распахивали.

Были длительные разборки, махания кулаками, многочисленные письма в прокуратуру, администрацию, Росреестр, президенту и иже с ними. И ожидаемые ответы в стиле: «Участок отняли? Даааа? Хм…ну идите в суд!».

Думаю вы уже догадались, что на все свои аргументы о принадлежности ему этого кусочка земли, в ответ фермер получал кадастровый паспорт и фразу «Вот видишь – здесь границы моего участка! А где твой документ с границами?». Показать что-нибудь в ответ было нечего.

И если с землями под жилую застройку в аналогичных ситуациях доказать фактическое местоположение участка не так сложно, то с земельными участками под сельхозназначение – это просто беда. А в большинстве случае просто мертвое занятие.

В процессе работы над проблемой мы выяснили, что на месте участка доверителя были выделены земельные паи из ближайшего единого сельскохозяйственного землепользования. Кадастровый инженер, не увидев на публичной кадастровой карте никаких границ, с чистой совестью посчитал эту местность не занятую никем – и произвел выделение паев на этом месте.

Должен признать, что кадастрового инженера здесь упрекнуть сложно. Ведь он, как и все остальные, ориентировался на данные официального реестра – государственного кадастра недвижимости. А раз ничего нет – значит будет.

Эта история закончилась вполне благополучно. Кадастровый учет земельных паев был оспорен, а участок клиента через, простите, танцы с бубном, был поставлен на учет как ранее учтенный. В последствие, сведения о границах участка были уточнены и внесены в государственный кадастр недвижимости.

Если в отношении земельного участка в ЕГРН не внесены сведения о его границах, то велика вероятность определения на его месте границ чужих участков. От частичного наложения, до полного занятия.

Беда таких ситуаций в том, что даже у опытных юристов далеко не всегда получается найти из них выход и защитить интересы пострадавших.

Споры о границах, несмотря на кажущуюся простоту, являются одними из самых сложных в земельной практике. В большей степени потому, что не всегда удается получить достаточно доказательств для защиты своей позиции.

Cудебная практика знает тысячи случаев, когда в спорных ситуациях землевладельцы проигрывали дела и лишались своей земли.

Именно поэтому, очень важно иметь правильное представление о том, что такое границы земельного участка.

3. О границах участков с декларированной площадью

На всем протяжении становления российского земельного права система координат, в которых определялись координаты характерных точек границ участков, постоянно изменялись. Изменялись также и требования к точности определения этих координат, от чего напрямую зависит их погрешность.

В настоящее время, в отношении львиной доли ранее учтенных земельных участков в ЕГРН внесены сведения о их границах. Но такие границы определены не с нормативной точностью, имеют большую погрешность и почти всегда не соответствуют реальным границам участков.

Такие участки легко определить — на публичной кадастровой карте их площадь имеет статус «декларированная». Как определить декларированную площадь я писал в другой статье.

Границы подобных участков определялись по результатам массовой инвентаризации земель муниципальными образованиями. Инвентаризация делалась двумя методами — аэрофотосъемкой с самолета или по спутниковым картам. Разглядеть реальные границы существующих участков в обоих случаях — мероприятие хоть и увлекательное, но крайне далекое от достоверности.

Поэтому, результаты такой инвентаризации много лет повергают в шок собственников земельных участков, которые внезапно выясняют, что границы их участков в ЕГРН описаны совершенно не там, где они расположены в реальности. Или конфигурация участков изображается неверно. Или имеет место существенное смещение одной из границ участка.

В отношении подобных участков обязательно нужно проводить кадастровые работы по уточнению их границ на местности в соответствии с действующим законодательством. Оставлять границы участка в таком состоянии я не рекомендую, так как это может повлечь за собой много спорных ситуаций.

Если вы являетесь правообладателем земельного участка, полученного в нелегкие годы становления российской демократии, и никогда не занимались оформлением его границ – сейчас самое время подумать об этом. Жизнь не стоит на месте.

Тема границ земельных участков продолжена в следующих статьях:

Источник: https://jurist-goraynov.ru/chto-takoe-granicy-zemelnogo-uchastka/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.