Оформление охранного обязательства

Содержание

Порядок оформления охранных обязательств

Оформление охранного обязательства

22.01.2015 изменена процедура оформления охранных обязательств в связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ).

Так с 22 января 2015 года отменен заявительный характер оформления охранных обязательств.

Согласно п. 7 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия утверждается приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее – Управление).

В силу п. 12 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ копия приказа Управления с копией утвержденного им охранного обязательства, оформленного в соответствии со ст. 47.

6 Федерального закона № 73-ФЗ, вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия, включенного в реестр не позднее трех рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства.

Все утвержденные охранные обязательства размещаются на официальном сайте Управления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.оkn.midural.ru).

Более подробная информация об охранных обязательствах изложена в ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ.

Форма охранного обязательства, порядок подготовки и утверждения охранного обязательства, а также порядок подтверждения собственником или иным законным владельцем выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве, утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.07.2020 № 774.

Статьей 48 Федерального закона № 73-ФЗ установлен порядок государственной регистрации перехода права владения и (или) пользования недвижимым имуществом, являющимся объектом культурного наследия или его частью, установлен.

1.

В случае если к моменту продажи объекта культурного наследия или его части, сдачи в аренду, передачи в хозяйственное ведение или оперативное управление, уполномоченным органом на объект культурного наследия оформлено охранное обязательство нового образца (в соответствии со ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ), то такое охранное обязательство является неотъемлемой частью договора о передаче права владения, пользования или распоряжения и обязательно для предоставления в Росреестр для регистрации перехода права.

2. В случае если к моменту регистрации перехода права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, на объект культурного наследия не оформлено охранное обязательство нового образца, то к договору о переходе права прикладывается любой иной охранный документ в отношении указанного объекта недвижимости вне зависимости от указанных в нем собственников или пользователей.

Охранное обязательство на нового собственника (пользователя) не оформляется!

Все действующие охранные обязательства сохраняют свою силу в полном объеме вне зависимости от смены собственника (пользователя) и не требуют обращения в уполномоченный орган за их переоформлением.

При переходе права владения и (или) пользования объектом культурного наследия все обязанности, установленные охранным обязательством, в полном объеме переходят на нового собственника (пользователя).

3. Если к моменту регистрации перехода владения и (или) пользования объектом культурного наследия, на объект культурного наследия не оформлены никакие охранные документы, сделка должна быть зарегистрирована Росреестром в отсутствие охранного обязательства.

Однако в таком случае в договоре о переходе права владения и (или) пользования объектом культурного наследия обязательно должно быть указано на необходимость соблюдения новым собственником (пользователем) требований, предусмотренных пунктами 1 – 3 статьи 47.

3 Федерального закона № 73-ФЗ.

При заключении договора, предусматривающего переход права владения и (или) пользования объектом культурного наследия, в нем в обязательном порядке должно быть указано, что сделка совершается в отношении объекта культурного наследия.

https://www.youtube.com/watch?v=wecPoWVyFoY

Отсутствие охранных документов на объект культурного наследия или его часть, а также отсутствие охранного обязательства нового образца, оформленного в соответствии с требования ст. 47.

6 Федерального закона № 73-ФЗ, не освобождает собственника или пользователя от необходимости соблюдения требований, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ, а также не создает препятствий для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ.

Законодательством не предусмотрено уведомление уполномоченного органа о продаже, передаче права пользования объектом культурного наследия, однако при желании собственник или иной законный владелец может уведомить Управление о совершении такой сделки.

Также в соответствии с современными нормами законодательства не предусмотрено преимущественное право покупки объектов культурного наследия государством.

Форма заявления на оформление охранного обязательства.

Источник: https://okn.midural.ru/poryadok-oformleniya-ohrannyh-obyazatelstv.html

Что нужно знать, приобретая объект культурного наследия?

Оформление охранного обязательства

Приобретая в собственность или в аренду объект недвижимого имущества в районе исторической застройки, необходимо учитывать, что потенциально такая недвижимость может оказаться объектом культурного наследия.

Правообладатели объектов недвижимости, представляющих собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства и искусства, вместе с приобретаемым объектом дополнительно получают ряд обязанностей и ограничений, установленных на законодательном уровне для собственников и арендаторов таких объектов.

Как же узнать, не является ли предмет планируемой покупки или аренды объектом культурного наследия? Какие особенности необходимо учитывать, приобретая права на объекты культурного наследия? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в данной статье.

1. Получение сведений о включении объекта недвижимости в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН)

До заключения сделки купли-продажи с объектом жилой или нежилой недвижимости в зоне исторической застройки рекомендуем получить сведения о его включении-невключении в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН).

Указанные сведения предоставляются в виде выписки из реестра объектов культурного наследия всем заинтересованным физическим и юридическим лицам федеральными или региональными органами охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 26 Закона № 73-ФЗ).

О включении здания или сооружения в реестр объектов культурного наследия можно также узнать на сайте Министерства культуры Российской Федерации.

Кроме того, поскольку указанные сведения подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в порядке межведомственного взаимодействия (ч. 3. ст. 20.2 Закона № 73-ФЗ), их можно получить, запросив в Росреестре выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.

Если Вы убедились, что приобретаемая Вами недвижимость является объектом культурного наследия (либо его частью), примите во внимание, что владение и пользование такими объектами осуществляется с учетом требований Федерального Закона от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Закон № 73-ФЗ), Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), Градостроительного Кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, а также иных законодательных актов.

С целью сохранения объектов культурного наследия и поддержания их в надлежащем состоянии законодательно предусмотрен ряд ограничений и запретов, как для собственников таких объектов, так и для иных правообладателей (например, арендаторов).

Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав и иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в ЕГРОКН, а также на выявленные объекты культурного наследия в обязательном порядке вносятся в ЕГРН.

В соответствии с нормами действующего законодательства обязанности правообладателей объектов культурного наследия можно условно разделить на 4 блока:

К 1-ому блоку относятся обязанности, направленные на сохранение объекта культурного наследия. В частности, правообладатели объектов культурного наследия обязаны:

  • осуществлять расходы на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • проводить работы по его сохранению;
  • обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (пп.4 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • соблюдать установленные требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия (пп. 5 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (пп. 7 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ);
  • не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (пп. 8 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ).

Правообладатель объекта культурного наследия обязан обеспечить доступ к нему третьих лиц в целях реализации права граждан на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия, использования его при осуществлении научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности (ст. 47.4 Закона №73-ФЗ).

Право на доступ во внутренние помещения объектов культурного наследия ограничено законом: требование о необходимости обеспечить такой доступ может быть установлено только в том случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к предмету охраны объекта культурного наследия.

Доступ к объекту культурного наследия может быть приостановлен только в интересах сохранения объекта культурного наследия на время проведения работ по его сохранению или в связи с ухудшением его физического состояния.

При осуществлении работ в отношении объекта культурного наследия его правообладатель обязан:

  • не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия или ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
  • не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен.

4-ый блок обязанностей правообладателя объекта культурного наследия включает в себя ряд запретов по его использованию.

Так, правообладатели обязаны не использовать объект культурного наследия:

  • под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов; предметов и веществ, загрязняющих его интерьер, фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
  • под производственные объекты с оборудованием, оказывающим динамическое и вибрационное воздействие на его конструкции, независимо от мощности данного оборудования;
  • для размещения наружной рекламы (ст. 35.1 Закона № 73-ФЗ);
  • под производственные объекты и лаборатории, связанные с неблагоприятным для него температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ (пп. 6 п. 1 ст. 47.1 Закона № 73-ФЗ).

6. Особенности проведения работ по перепланировке и реконструкции объектов культурного наследия

Зачастую в ходе эксплуатации возникает необходимость в перепланировке или реконструкции объекта культурного наследия.

При проведении таких работ необходимо учитывать, что, несмотря на отсутствие в законодательстве прямого запрета на реконструкцию объекта культурного наследия, Законом № 73-ФЗ установлен ряд ограничений.

В частности, в нём определено, что любые работы в отношении объекта культурного наследия возможны только в целях сохранения такого объекта и только с письменного разрешения органа охраны объектов культурного наследия на основании документации, согласованной с ним (ст.40, 44, ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Важно! К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.

Работы по сохранению включенного в ЕГРОКН  или выявленного объекта культурного наследия проводятся при условии осуществления технического и авторского надзора, а также государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением на основании:

  • задания на проведение указанных работ;
  • проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;
  • разрешения на проведение указанных работ.

Выдача задания и разрешения осуществляется органами охраны объектов культурного наследия в зависимости от значения такого объекта (федеральный, региональный, местный (муниципальный)).

Для получения вышеуказанных документов необходимо обратиться в органы охраны объектов культурного наследия соответствующего уровня лично либо через МФЦ (п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ).

Общий алгоритм действий по проведению рассматриваемых работ выглядит следующим образом:

  • оформление в органе охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в котором указаны виды работ, а также требования к составу проектной документации;
  • разработка проектной документации;
  • получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы проектной документации;
  • на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы получение согласования проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • на основании согласованной проектной документации и договора авторского (технического) надзора получение разрешения на проведение работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • выполнение согласованных работ в полном объёме;
  • оформление необходимой документации по результатам выполненных работ, в том числе:

– подготовка и направление в орган охраны объектов культурного наследия научного отчета о выполнении работ;
– получение в органе охраны объектов культурного наследия согласования указанного научного отчета (при этом орган охраны объектов культурного наследия вправе осуществлять контроль за всеми этапами работ);

– получение акта приемки работ в органе охраны объектов культурного наследия, выдавшем разрешение на проведение указанных работ.

Важно! Приведенный алгоритм является примерным и может иметь свою специфику в каждом конкретном случае.

7. Особенности распоряжения объектом культурного наследия

По общему правилу собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Распоряжение включенным в ЕГРОКН или выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований Закона 73-ФЗ (п.5 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Важно! Законодательством не предусмотрено уведомление уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия о продаже или передаче права пользования объектом культурного наследия, однако при желании его собственник или иной законный владелец может уведомить о совершении такой сделки.

При заключении гражданско-правовой сделки с объектом культурного наследия необходимо соблюсти определенные законом требования, которые зависят от наличия утвержденного охранного обязательства.

8. Требования к сделкам при наличии утвержденного охранного обязательства объекта культурного наследия

Если охранное обязательство на объект культурного наследия оформлено в установленном порядке, то в договор купли-продажи объекта культурного наследия в качестве существенного условия договора необходимо включить выполнение требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения.

При этом копия охранного обязательства является неотъемлемой частью соответствующего договора. При отсутствии в договоре упомянутых условий такая сделка является ничтожной в силу прямого указания закона (п. 7 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Важно! Охранное обязательство на нового собственника (пользователя) не оформляется!

Переход права собственности или иного вещного права на объект культурного наследия к другому лицу не прекращает охранного обязательства, а лишь влечет изменение его условий в части субъекта права собственности, к которому оно переходит (ст. ст.47.6, 50, 50.1, 51 Закона № 73-ФЗ).

9. Требования к сделкам при отсутствии утвержденного охранного обязательства объектом культурного наследия

Если охранное обязательство объект культурного наследия на момент заключения договора по отчуждению не утверждено в установленном законом порядке, то к договору прилагаются иные действующие охранные документы (охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

Если к моменту заключения договора охранные документы не оформлены, то лицо, у которого на основании этого договора возникает право собственности на объект культурного наследия либо право владения и (или) пользования, всё равно обязано выполнять предусмотренные законом обязанности и требования в отношении такого объекта. Данные обязанности и требования фиксируются в договоре.

После получения охранного обязательства на объект культурного наследия на лицо, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, возлагается обязанность обеспечить внесение изменений в договоры, предусматривающие передачу третьим лицам прав владения и (или) пользования таким объектом (п. 9, 10 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Внимание! Особенностью правового режима находящихся в общей собственности памятников и ансамблей, а также земельных участков в границах соответствующих объектов является запрет раздела общего имущества и выдела из него доли в натуре (п.14 ст. 48 Закона № 73-ФЗ).

Остались вопросы – мы ответим! Задать вопрос.

Оригинал статьи на нашем сайте.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vladeilegko/chto-nujno-znat-priobretaia-obekt-kulturnogo-naslediia-5d942ba8f557d000ae816e88

Исторические объекты и охранные обязательства по ним

Оформление охранного обязательства

Начиная с 2015 г. существенно изменился порядок, связанный с выдачей разного рода документов. Охранное обязательство на объект культурного наследия, как раз, относится к их числу.

Основные понятия

ФЗ № 73 дает определение понятия «объект культурного наследия» — это формы недвижимости, произведения искусства и прочие материальные предметы, появление которых соотносится с важными с исторической точки зрения событиями. Они обязательно должны иметь ценность как свидетельства истории, искусства, а также любых отраслей науки.

Закон позволяет выделить следующие их виды:

  • Памятники – это отдельно расположенные сооружения (дом, квартира, индивидуальное захоронение и пр.).
  • Ансамбли – это группа памятников на одной территории, о которой можно сказать, что она исторически сложилась. Они могут иметь дворцовое, жилое, научное и пр. назначение. Сюда же относят садово-парковые и ландшафтные ансамбли.
  • Достопримечательные места – плод трудов человека и природы, памятные места, которые связаны с историческими событиями или личностями, а также свидетельствующие о формировании этнических групп.

Следует учесть возможность взаимного проникновения представленных видов. Например, памятник может находиться на территории достопримечательного места и т. д.

Рассматриваемые структуры могут быть трех уровней значения:

  • Федерального.
  • Регионального.
  • Муниципального.

Все сведения, касающиеся границ объекта и обязательных рекомендаций по его использованию должны заноситься в Росреестр. Правила осуществления деятельности на территории объекта регулируются ФЗ № 73. Прочие требования устанавливаются соответственно органами федеральной, региональной и муниципальной власти.

Объекты культурного наследия должны охраняться

Если объект располагается на земле, которая принадлежит определенному лицу, то это лицо (физическое, юридическое, общественное) обязано выполнять ряд требований по его содержанию:

  • Не осуществлять работы, которые могут изменить вид объекта.
  • Поддерживать надлежащее техническое и санитарное состояние за счет собственных средств.
  • Не использовать объект для тех видов деятельности, которые не предусмотрены особым порядком.
  • При авариях и повреждениях надлежит незамедлительно сообщать о случившемся компетентным органам.

Собственник (или арендатор) объекта или участка земли, на которой он располагается, должен взять на себя ответственность за его сохранность. С этой целью каждому такому лицу должно быть выдано охранное обязательство – документ, подтверждающий факт принятия обязательств. В него включают все требования, которые зафиксированы в Росреестре.

Правила оформления документа

Начиная с 2015 г., получение обязательства больше не носит заявительный характер. Такой документ создается исходя из Приказа органов исполнительной власти. Копия его должна быть вручена владельцу (арендатору) объекта. Сделать это можно двумя способами:

  • Отдать лично в руки под роспись.
  • Отправить заказным письмом по почте с уведомлением о вручении.

При выдаче документа действуют следующие правила:

  • При условии, что к сроку продажи или передачи в аренду или управление охранное обязательство уже было оформлено, то оно передается вместе со всем имуществом новому хозяину. И во время регистрации в Росреестре предъявлять его обязательно.
  • При условии, что на момент передачи объекта новое свидетельство еще не было оформлено, то к составляемому договору о продаже (сдаче в аренду и пр.) необходимо приложить любой документ, который имеет охранные функции.

При смене хозяина получать новое обязательство не нужно, все обязанности, закрепленные в первичном тексте, сохраняются за новым владельцем

  • Если до регистрации в Росреестре не было оформлено никаких охранных документов, внести запись регистрирующий орган все равно обязан. Но при этом в договоре о передаче прав необходимо указать все обязанности, которые теперь есть у нового владельца по отношению к приобретаемому имуществу.

Когда у нового хозяина отсутствуют охранные документы на объект, это не считается причиной освобождения его от обязанностей, закрепленных в ФЗ № 73.

В охранном обязательстве должна содержаться следующая информация:

  • Перечень требований к владельцу, цель которых осуществление мероприятий по сохранению объекта.
  • К документу должен быть приложен паспорт объекта. Если таковой отсутствует, то все его основные данные должны быть внесены непосредственно в обязательство:
  1. Наименование объекта.
  2. Адрес, местоположение и сведения о границе (если таковые имеются).
  3. Основные даты, с ним связанные (время постройки, исторических событий и пр.).
  4. К какой категории относится (федерального или регионального значения).
  5. Сведения о внешнем облике.
  6. Дата регистрации в государственном реестре.
  7. Фотография или графическое изображение (исключение составляют отдельные структуры, связанные с археологическими изысканиями, для фотографирования которых надлежит оформлять специальное разрешение).
  8. Сведения о возможных вариантах деятельности, которую допустимо осуществлять в границах объекта.
  • Перечень обязанностей владельца.

Образец оформления охранного обязательства на объект культурного наследия может видоизменяться исходя из особенностей процедуры.

За неисполнение обязательств грозит как штраф, так и уголовная ответственность

Мера ответственности

Нарушения правил, установленных Федеральным законом, предусматривает два вида ответственности для виновных:

  • Уголовную.
  • Административную.

Уголовная ответственность может наступить за хищение предметов, которые имеют историческую или культурную ценность, а также за причинение серьезного вреда или разрушение объекта культурного и исторического наследия. При совершении деяний, степень вины, за которые определяется согласно УК РФ, положены следующие наказания:

  • Принудительные работы на срок до 5 лет.
  • Ограничение свободы на срок до 15 лет плюс штраф до 500 тыс. руб. или в размере дохода за 3 года.

Правонарушения административного характера влекут за собой наложение штрафа (данные значения действительны на момент 2018 года):

  • На физических лиц – до 600 тыс. руб.
  • На юридических лиц – 5 млн. руб.

К нарушениям административного характера может быть отнесено ненадлежащее исполнение хозяином или другими ответственными лицами мероприятий по сохранению облика объекта и пр.

Как осуществляется контроль

Надзор за выполнением ФЗ № 73 и в частности за соблюдением обязательства возложен на федеральный орган по охране объектов наследия. На местном уровне действует региональный орган, которому были делегированы соответствующие полномочия.

Исполнение обязательств по охране контролируется госорганами

Предметом надзора являются:

  • Соблюдение требований по охране и содержанию объекта в надлежащем состоянии.
  • Осуществление мер по защите и сохранности.

Организации по контролю имеют право не только выявлять нарушения, но и привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять в компетентные органы материалы, которые могут послужить причиной возбуждения уголовного дела, а также подавать исковые заявления в суд на нарушителей (например, с требованием изъятия из собственности объекта). Самой известной структурой по надзору является ГКИОП – комитет при Правительстве Санкт-Петербурга.

Защита и сохранение памятников старины и культуры – одна из первейших задач государства. Именно для ее реализации разработана система, при которой каждый владелец (пользователь) такого объекта обязан получить охранное обязательство и соблюдать его.

Узнать об обязательствах можно из видео:



Источник: https://MoyDolg.com/obyazatelstva/vidy/ohrannoe-kulturnyj-obekt.html

Охранное обязательство на объект культурного наследия

Оформление охранного обязательства

Сохранение объекта культурного наследия в неизменном виде является одной из обязанностей его правообладателя (пп. 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” от 25.06.2002 № 73-ФЗ; далее – Закона № 73-ФЗ).

С целью охраны объектов культурного наследия на такие объекты оформляется охранное обязательство.

1. Охранное обязательство на объект культурного наследия: понятие, порядок утверждения

Под охранным обязательством понимается документ, в котором определяются публичные обязанности собственника или иного законного владельца по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (ЕГРОКН), а также предусматриваются определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта культурного наследия (п. 1 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Важно! В отличие от объектов культурного наследия, включенных в ЕГРОКН, на выявленные объекты культурного наследия охранное обязательство не оформляется.

Согласно действующему законодательству охранное обязательство утверждается актом федерального или регионального органа охраны объектов культурного наследия в зависимости от категории объекта (федерального, регионального или местного значения).

Акт соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте соответствующего органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Например, охранные обязательства собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия, утвержденные Министерством культуры РФ, доступны на его официальном сайте www.mkrf.ru.

Охранные обязательства объектов культурного наследия, утвержденные региональными органами власти доступны на соответствующих официальных сайтах данных органов.

Форма охранного обязательства, порядок его подготовки и утверждения установлены Приказом Министерства культуры России от 01.07.2015 № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)».

Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия вместе с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику или иному владельцу объекта культурного наследия.

Кроме того копия такого акта направляется в орган регистрации прав для регистрации указанных ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными органом охраны объектов культурного наследия, он может обжаловать указанные требования в суд (абз. 2 п. 3 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ).

Охранное обязательство подлежит выполнению, как правообладателями, так и пользователями объекта культурного наследия.

Подробнее

  Такое обязательство следует судьбе объекта культурного наследия. На практике это означает, что при переходе права на объект культурного наследия к новому владельцу обязанность по выполнению охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права.

Несоблюдение требований охранного обязательства может повлечь негативные последствия для нарушителя. В частности, явиться основанием для:

  • привлечения к административной ответственности (ст. 7.13 КоАП РФ);
  • оспаривания сделки по передаче прав в отношении объекта и/или отказа в государственной регистрации такой сделки (перехода права) и др.

2. Паспорт объекта культурного наследия как неотъемлемая часть охранного обязательства

Неотъемлемой частью охранного обязательства является паспорт объекта культурного наследия (ч. 1 ст. 21 Закона № 73-ФЗ).

Требования к оформлению паспорта определены Порядком оформления и выдачи паспорта. Форма паспорта утверждена Приказом Минкультуры России от 02.07.2015 № 1906 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия».

Выдачу паспорта осуществляет соответствующий региональный орган охраны объектов культурного наследия по заявлению (запросу) собственника или иного законного владельца указанного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия, включенного в ЕГРОКН, либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (п. 1 ст. 21 Закона № 73-ФЗ).

Внимание! Отсутствие паспорта объекта культурного наследия не является административным правонарушением и не влечет привлечение к ответственности, а также не является препятствием для государственной регистрации сделок с объектом культурного наследия, поскольку паспорт объекта культурного наследия предоставляется органом охраны объектов культурного наследия по межведомственному запросу Росреестра..

Источник: https://vladeilegko.ru/matherial/okhrannoe-obyazatelstvo-na-obekt-kulturnogo-naslediya/

Приложение N 2. Порядок подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия

Оформление охранного обязательства

6. Охранное обязательство готовится и утверждается Органом охраны по форме согласно приложению N 1 к настоящему Приказу с учетом следующих особенностей:

6.1. Титульный лист Охранного обязательства.

Гриф “Утверждено” должен содержать указание о виде акта Органа охраны, которым утверждено Охранное обязательство, а также его дате и номере.

В графе “Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации / земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия” необходимо указать полное наименование объекта культурного наследия в соответствии с правовым актом о его принятии на государственную охрану.

В графе “Регистрационный номер объекта культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации” необходимо указать регистрационный номер объекта в Реестре (при его наличии).

6.2. Раздел 1 Охранного обязательства.

Раздел 1 заполняется в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 47.6 Закона.

О наличии либо отсутствии паспорта объекта культурного наследия в одной из соответствующих граф раздела 1 проставляется отметка в виде знака “V”. В случае наличия паспорта объекта культурного наследия пункты 1 – 10 не заполняются.

Пункт 1 заполняется в соответствии с правовым актом о принятии объекта культурного наследия на государственную охрану.

Пункт 2 заполняется при наличии у Органа охраны соответствующих сведений.

При заполнении пунктов 3 и 4 выбирается один из предложенных в форме Охранного обязательства вариантов, о чем проставляется отметка в виде знака “V”.

Пункт 6 заполняется в соответствии с правовым актом о принятии объекта культурного наследия на государственную охрану.

При наличии у Органа охраны данных об иных адресах объекта культурного наследия, соответствующая информация вносится в графу “Иные сведения” пункта 6. При этом указывается(ются) источник(и) данных о каждом из адресов.

В случае изменения адресных данных информация об этом указывается в Охранном обязательстве путем внесения в него изменений или дополнений в соответствии с настоящим Порядком.

Для объектов культурного наследия, включенных в Реестр / объектов археологического наследия, расположенных вне границ населенных пунктов или не имеющих адреса, в графе “Иные сведения” пункта 6 указывается описание местоположения / топографическая привязка (координаты) объекта культурного наследия, включенного в Реестр / объекта археологического наследия.

Пункты 7 и 8 подлежат заполнению при наличии у Органа охраны соответствующих сведений.

При заполнении пункта 9 учитывается следующее.

К Охранному обязательству прилагается фотографическое (иное графическое) изображение объекта культурного наследия, за исключением отдельных объектов археологического наследия, фотографическое изображение которых вносится на основании решения соответствующего органа охраны объектов культурного наследия.

В пункте 9 указывается количество прилагаемых к Охранному обязательству фотографических (иных графических) изображений объекта культурного наследия, включенного в Реестр / земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.

Прилагаемые фотографические (иные графические) изображения объекта культурного наследия, включенного в Реестр / земельного участка, в границах которого расположен объект археологического наследия, должны быть выполнены надлежащим образом, фиксирующим индивидуальные особенности объекта культурного наследия на момент утверждения Охранного обязательства. В отношении земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, прилагаемые фотографические (иные графические) изображения должны позволять оценить состояние объекта археологического наследия.

При необходимости к Охранному обязательству могут прилагаться более ранние фотографические (иные графические) изображения объекта культурного наследия, позволяющие оценить его индивидуальные особенности в динамике и исторической ретроспективе.

При заполнении пункта 10 указывается наличие у Объекта культурного наследия зон охраны, реквизиты (дата, номер акта органа государственной власти, наименование этого органа) акта об утверждении таких зон охраны.

При отсутствии у Объекта культурного наследия, в отношении которого утверждается Охранное обязательство, утвержденных зон охраны, а также в случае расположения объекта культурного наследия, включенного в Реестр / земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, в зонах охраны другого объекта культурного наследия, а также в объединенных охранных зонах, об этом делается запись в пункте 10, с указанием сведений об этих зонах охраны.

В пункте 12 указываются иные сведения, предусмотренные Законом, которые, по мнению Органа охраны, подлежат включению в данный раздел.

6.3. Раздел 2 Охранного обязательства.

Акт технического состояния объекта культурного наследия составляется по форме и в порядке, установленными соответствующим Органом охраны. Требования к составу и срокам (периодичности) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия могут быть установлены предписаниями соответствующего Органа охраны, выдаваемыми в порядке, установленном законодательством.

При заполнении в пункте 14 наименования регионального органа охраны объектов культурного наследия, в который Ответственному лицу надлежит направлять письменное заявление об обнаружении объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, в том числе объектов археологического наследия, в случае, если Охранное обязательство утверждено тем же региональным органом охраны объектов культурного наследия, допустимо указать его сокращенное (в том числе сокращенное для целей конкретного Охранного обязательства) наименование.

В случае если Охранное обязательство утверждается Министерством культуры Российской Федерации (его территориальным органом), при заполнении указывается региональный орган охраны объектов культурного наследия соответствующего субъекта Российской Федерации. Указывается полное и сокращенное (при наличии) наименование регионального органа охраны объектов культурного наследия, его почтовый адрес, включая индекс.

Источник: https://base.garant.ru/71162000/f7ee959fd36b5699076b35abf4f52c5c/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.