Нпа по силе действия

Содержание

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Нпа по силе действия

Замечание 1

Действие нормативных правовых актов – это принципы функционирования нормативных актов по предмету, определенные кругом общественных отношений.

Границы действия нормативно-правовых актов по предмету могут определяться общественными отношениями, урегулированными отраслью законодательства и этим актом, разновидностью содержащихся в нем общих или специальных правовых норм. Нормы Конституции обладают неограниченным действием по предмету распространяются абсолютно на все правовые отношения, присутствующие в государстве.

Действие законов и кодексов в отдельных отраслях ограничено рамками предмета этой отрасли законодательства. Согласно Гражданскому кодексу (ст.

2) его нормы применяются к личным неимущественным и имущественным отношениям между субъектами, обладающими равными правами и не распространяющимися на имущественные отношения, в основе которых лежит властное подчинение (административные, финансовые, налоговые).

Исключение составляют случаи, когда закон указывает на возможность применения положений какой-то одной отрасли для отношений, регулируемых другой отраслью.

Согласно Налоговому кодексу (ст. 11) институты, термины и понятия гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, применяемых в кодексе (если не определены в самом законе), применяются в значении, в котором используются в отраслях законодательства. В пределах одной отрасли законодательства функционирует приоритет перед общими нормами специальных.

Нормативно-правовые акты содержат по определенному кругу общественных отношений общие положения и в тоже время предусматривают специально установленные, особые правила, разработанные для конкретных случаев.

Например, к договору купли-продажи недвижимости (ст. 454 ГК) общие положения о купле-продаже применяются в ситуациях, когда другое не предусмотрено положениями действующего Кодекса о данном виде договора.

Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативных правовых актов во времени – это действия, которые определяются временем вступления того или иного нормативного акта в силу, утраты им своей юридической силы.

Нормативно-правовые акты вступают в силу в следующих случаях:

  • с момента принятия;
  • со времени, которое указано в нормативном или специальном акте о введении его в действие (в частности, с момента опубликования);
  • со дня опубликования по истечении установленного срока.

Утрата юридической силы наблюдается в ситуациях: по истечении установленного в нормативном акте срока; при официальной прямой отмены действующего нормативного акта; вследствие замены одного правового акта другим, устанавливающим новое регулирования определенной социальной сферы.

Закон не имеет обратной силы, поэтому не распространяется на те правонарушения, которые возникли до вступления в силу. Во время действия нового закона суд должен решать дело согласно с прежним законом, в ситуациях, если имущественный спор начал рассматриваться до вступления нового закона в силу.

В отдельных случаях нормативно-правовой акт имеет обратную силу: если в самом акте имеется на это указание; если акт смягчает или устраняет административную или уголовную ответственность.

В порядке исключения применяется принцип действия нормативного акта – «переживание закона», при котором прежний закон, уже утративший силу, по специальному положению нового закона имеет право регулировать отдельные вопросы.

Типичным принципом функционирования закона во времени выступает принцип немедленного действия, при котором закон может действовать только «вперед» (с момента вступления в силу). Он не производит ревизии существующих до него юридических прав и обязанностей.

Действие нормативных правовых актов в пространстве

В зависимости от своего вида нормативно-правовые акты в пространстве действуют по-разному:

  • распространяются на всю территорию страны;
  • действуют только на определенной части государства;
  • предназначаются для действия за территорией государства.

Согласно принципам государственного суверенитета, законы определенного государства должны действовать только на его территории.

Государственная территория – это часть земной поверхности (включая сушу, водное и воздушное пространство, недра), находящаяся под суверенитетом этого государства и на которую распространяется его власть.

Государственный суверенитет распространяется на территорию военных кораблей, кораблей в открытом море, посольств и других объектов, которые принадлежат государству и находятся в открытом водном или воздушном пространстве, в космосе.

Экстерриториальность – это порядок, предусматривающий, что законы не распространяются на определенных лиц или пространство. Данный принцип указывает на то, что в границах государства согласно с нормами международного права могут располагаться лица и участки территории, на которых не распространяется нормативно-правовая база данного государства.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта распространяется на всех лиц, которые находятся на территории его действия и выступают его адресатами.

Исключение из правила: лица без гражданства или иностранные граждане не могут являться субъектами некоторых правоотношений (состоять на военной службе в РФ, быть судьями и др.

); по российскому законодательству граждане иных государств, пользующиеся правом экстерриториальности и наделенные дипломатической неприкосновенностью, не несут административной и уголовной ответственности; отдельные нормативно-правовые акты РФ распространяются на тех граждан Федерации, которые находятся за пределами страны.

Нормативно-правовой акт распространяет свое действие на круг лиц, который определяется по возрасту, полу, по состоянию здоровья, по профессиональной принадлежности и др.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/deystvie_normativnyh_pravovyh_aktov_vo_vremeni_prostranstve_i_po_krugu_lic/

Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Нпа по силе действия

Классификация НПА производится по различным основаниям: по юр. силе, по содержанию, по объему и хар-ру действия, по субъектам их издающим.

Юридическая сила – место НПА в иерархии НПА – это соответствие соподчиненности НПА нижестоящими органами нижестоящих.

По юр. силе все НПА делятся на законы и подзаконные акты. Юр. сила НПА явл. наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе гос. нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества НПА вышестоящих правотворческих оргнаов обладают высшей юр. силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов.

Последние издаются на основе и во исполнение НА, издаваемых вышестоящими органами.

Закон– правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главный источник права в современном мире – закон. Является основным источником права в странах континентальной правовой системы.

Признаки:

– Содержит нормы права.

– Принимается высшим органом государственной власти.

– Регулирует наиболее значимые общественные отношения.

– Обладает высшей юридической силой – а) невозможность признания его утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который его принял; б) содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

– Является фундаментальным юридическим документом – служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование).

Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими орагнами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр.

ислу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. В свою очередь законы подразделяются на конституц. и обыкновенные. Конституц. законы определяют начала гос. и общ.

строя, правовое положение личности и организации. Среди законов прослеживается след. иерархия(в РФ):

1) Конституция – основной закон государства, является основой всего законодательства России. Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с К.

2) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ).

Федеральный закон (ФЗ).

4) Законодательство субъектов РФ.

Подзаконные акты – это издаваемые на основе и во исполнение законов правотворческие акты компетентных органов, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр.

силой, чем законы и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивид. интересов. По своему содержанию подз. акты явл. актами различных органов исполнит. вл.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, метсные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подз. акты. Это НПА общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр. силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной вл. Они исходят от През. или Главы Прав-ва. Существует 2 разновидности общих подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента РФ – ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут быть нормативными и ненормативными. Они обязат. для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить К. и законам. Они регламентируют различные сторооны общ. жизни, связанные с гос. управлением

Постановления и распоряжение Правительства РФ – постановления принимаются по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на основании К., ФЗ,… нормативных Укавзов През.

и обязательны к исполнению на территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены През.

Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

2. Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы исполн. вл. и орагны местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Акты органов местного самоупр.

устанавливают статус муницип. территории и еее органов, налоги и сборы, правила местного хар-ра и др. вопросы местного значения.

Нормативные акты органов местного самоуправления – акты представительных органов, акты глав администраций районов, городов, муниципалитетов, акты принимаемые на референдуме.

3. Ведомственные НПА (приказы, интсрукции) – это НПА общего действия, но они распростран. только на ограниченную сферу общ. отношений (таможенные, банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и ведомствами

4. Внутриорганизационные (корпорационные) НПА Локальные нормативные акты, которые регулируют внутреннюю жизнь предприятий. Они распространяются на членов этих проедприятий, регулируют самые различные отношения, возникающие в конкретной сфере деятельности гос. учреждений, предприятий, в/ч и др. организаций.

НПА классифицируются и по содержанию, но такое деление условно. Эта условность объективно объясняется тем, что не во всех НПА содержатся нормы однородного содержания.

Существуют акты, содержащие нормы только одной отрасли права (УП, СП, ТП). Но наряду с отраслевыми НПА имеются НПА, имеющие комплексный хар-р. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни.

(хозяйственное, торговое, военное, морское зак-во – комплексные НПА)

По объему и хар-ру действия НПА подразделяются на:

акты общего действия – охватывающие всю совокупность отношений определнного вида на данной территории;

акты ограниченного действия – только на часть территории или на определенный круг людей, находящихся на данной территории;

– акты исключитеольного (чрезвычайного) действия . Их регулятивные возможности реализуются только при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчиттан акт (военные действия, стихийные бедствия).

Т.о. в нормативном регулировании общ. отношений главное и определяющее место занимает закон. Подз. каты играют вспомогательную и детализирующую роль. В правовом гос-ве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он явл. главным гарантом коренных институтов, прав и свобод личности.

Акты палат Федерального Собрания.

Акты федеральных органов исполнительной власти – приказы, инструкции, постановления, положения, письма, уставы и др.

Акты субъектов Федерации:

а) указы и распоряжения главы субъекта Федерации,

б) постановления и распоряжения правительства субъекта Федерации.

По субъектам правотворчества:

Принятый законодательным органом.

Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

Конституционный.

Административный.

Гражданский.

Уголовный и т.д.

По сроку действия:

Постоянный.

Временный.

Также существуют и другие виды законов: чрезвычайные, тематические, бюджетные и т.п.

Источник: https://poisk-ru.ru/s20234t6.html

Действие нормативно-правовых актов

Нпа по силе действия

Какие бывают виды действия нормативных правовых актов, проблемы и пределы.

Ирина Нестерова ✔ 15.12.2017

Нестерова И.А. Действие нормативно-правовых актов // Энциклопедия Нестеровых

Нормативные правовые акты действуют во времени и пространстве. Правовые аспекты этого явления заставляют правоведов снова и снова обращаться к этому вопросу.

Прежде чем говорить о том, что такое действие нормативных актов, обратимся к трактовке понятия нормативно-правовой акт. Существует несколько подходов к определению этого понятия, но ключевой признана следующая:

Нормативно-правовой акт – правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определённых общественных отношений [1].

Действие нормативного правового акта представляет собой правовую характеристику нормативно-правого акта, основанную на его принципах и особенностях. В научной литературе дается следующая трактовка термина:

Действие нормативного правового акта – представляет собой динамическую характеристику процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта, на урегулированные им общественные отношения [2]

Нормативные правовые акты наделены особенностями и принципами.

Как правило, действие нормативного правового акта рассматривается применительно к хронологической, пространственной и субъектной сферам.

Проблемы действия нормативных правовых актов

Действие нормативных правовых актов изучается применительно к следующим аспектам:

  • времени,
  • пространству,
  • кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов в пространстве

Действие нормативно-правовых актов в пространстве представляет собой особенности функционирования тех или иных актов на различных территориях. Например, местные законы не действуют на федеральном уровне, а федеральные законы действуют по всей территории страны.

Нормативно-правовые акты, действующие в пространстве, делятся по двум принципам:

  1. Территориальный принцип;
  2. Экстерриториальный принцип.

Факторы, от которых зависит действие нормативных правовых актов в пространстве, нашли свое отражение на рисунке ниже.

Факторы, от которых зависит действие нормативных актов в пространстве

Действие нормативно-правовых актов в пространстве не должно противоречить принципам номативно-правового акта, выступающего в качестве правовой категории.

Действие нормативных правовых актов во времени

Действие нормативных правовых актов во времени обусловлено временем вступления в силу и временем завершения действия. Все нормативно-правовые акты во времени подразделяются на два вида:

  • долгосрочные нормативно-правовые акты;
  • краткосрочные нормативно-правовые акты.

Действие нормативного правового акта во времени предполагает сохранение юридической силы нормативно-правового акта в течение определенного промежутка времени.

Функционирование нормативных актов во времени сопряжено с рядом проблем. Во-первых – проблема обратной силы нормативных актов.

Обратная сила закона – это распространение его действий на обстоятельства, возникшие до вступления закона в силу. В РФ по общему правилу обратная сила закона не допускается.

Исключение составляют нормы, которым законодатель специально придает обратную силу, а также нормы, смягчающие или устраняющие наказание.

Действие нормативно-правовых актов во времени

Во-вторых – процедура вступления в силу нормативно-правового акта. Этот процесс может быть слишком затянутым. В правовой науке изучены четыре варианта вступления нормативных правовых актов в действие:

  • истечение определенного срока после его официального опубликования;
  • момент их принятия или официального опубликования;
  • указание на время вступления нормативного акта в действие в самом акте;
  • нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц условно делят на два типа:

  1. действие по отношению к юридическим лицам;
  2. действие по отношению к физическим лицам.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обозначает, что лица находящиеся на территории российского государства подчиняются законам в равной мере.

Однако существуют исключения, к которым относят следующее:

  1. иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений;
  2. иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;
  3. некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами.

В завершении подчеркнем – нормативно-правовые акты наделены пределом действия. Действие нормативных актов приходит к концу по ряду причин: устаревают, противоречат новым правовым актам и т.д.

Литература

  1. Большой юридический словарь / Под редакцией А.В. Малько – М.: 2009.
  2. Ромашов Р. А. Теория права и государства. – М.:2012

Источник: http://odiplom.ru/lab/deistvie-normativno-pravovyh-aktov.html

Вопрос 30@.Нормативно-правовой акт@: понятие, виды. Соотношение нпа по юридической силе в российском законодательстве

Нпа по силе действия

СОРОКИН:

НПА– официальные формально-выраженныедокументы, содержащие общеобязательныеправила поведения (нормы права),рассчитанные на многократное применениев отношении персонально – неопределенногокруга лиц.

Признаки:

    1. Содержат нормы права

    2. Ориентированы на обширные категории населения

    3. Действуют до тех пор, пока не отменены в установленном порядке.

КлассификацияНПА по юридической силе:

  1. Конституция РФ- основной закон государства. Закрепляет основы конституционного строя страны, права и свободы граждан, обязанности, правовой статус высших органов государства. Конституция является актом прямого действия и реализуется непосредственно без необходимости издания дополнительных документов.

  2. ФЗ о поправках к Конституции РФ – это продолжение конституционного текста.

  3. ФКЗ – их принятие предусмотрено самой конституцией. Имеют ту же юридическую силу, что и конституция. (ФКЗ « О правительстве РФ» , ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О конституционном суде РФ»).

  4. Постановления КС РФ – они обязательны для всех. В этих актах осуществляется проверка действий и решений гос. органов на соответствие конституции.

  5. Акты международного права – Это составная часть НПА (Резолюция федеральной ассамблеи ООН, международные договоры и соглашения (Венская конвенция «О защите прав человека и основных свобод», Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакт о гражданских и политических правах).

  6. Кодексы – это кодифицированные, крупноблочные нормативные акты, которые регулируют наиболее общие, принципиальные вопросы в пределах целой отрасли права. Одним из формальных показателей самостоятельности отрасли права, считается кодекс. Кодификации поддаются только стабильные нормативно-правовые акты, рассчитанные на длительное действие.

  7. Основы законодательства РФ – это изобретение федеративного государства. Основы законодательства – это модельный эталон, образец, который предполагает фед. Законодатель для законотворчества в субъектах РФ.

    Частично основы включают императивные нормы от которых отступать нельзя, а также частично предлагающие региональным законодательным органам модельные положения не обязательной силы (Основы законодательства о нотариате, Основы законодательства об охране здоровья граждан, Основы законодательства о культуре).

  8. Федеральные обычные законы – это акты высшей юр. силы принимаемые высшими представительными органами государства или народом на референдуме по наиболее важным вопросам общественной жизни (По правам и обязанностям граждан, по юр. статусу органов гос. власти, по вопросам обороны и безопасности охраны правопорядка).

Всевышеперечисленные акты образуют понятиезаконодательства.

  1. Постановления высших судов – поскольку они восполняют пробелы в законодательстве и на основе обобщения судебной практики касаются вопросов законодательного уровня, эти постановления по своей юр. силе равны закону и дополняют сами законы.

  2. Указы Президента – это акты издаваемые непосредственно президентом страны по кругу его законных прерогатив. Президент издает как нормативные так и не нормативные акты.

    Нормативные устанавливаю общеобязательные правила постоянного действия, а не нормативные предписывает конкретным лицам.

    Нормативный( Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») Ненормативный (Указ о награждении гражданина А орденом).

  3. Постановления Правительства – как коллегиального органа, который координирует работу исполнительных органов власти во исполнение законов страны (Постановление Правительства РФ от “Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств”).

  4. Ведомственные акты(инструкции) (министерства издают приказы) – призваны установить механизм конкретизации и детализации вышестоящих юридических актов.

  5. Ниже ведомственных правовых актов по юридической силе располагаются правовые акты субъектов РФ, которые копируют и воспроизводят иерархию федеральных правовых актов.

  6. Ниже актов субъектов РФ находятся локальные правовые акты.

НАСЫРОВ:

НПА– официальный правовой акт, содержащийв себе нормы права и принятый в определенномпорядке, имеющий реквизиты.

Правовойакт – понятие родовое. Делится нанормативно-правовой акт и на индивидуальныйправовой акт.

Плюсы:оперативность, строгая документальнаяформа, что облегчает систематизацию.

НПАиздаются по особой процедуре и обладаютопределенной юридической силой.

Минусы:НПА – это наиболее этатисткий источникправа, он содержит угрозу правотворческоговолюнтаризма. Также НПА может быть«голым», то есть необеспеченным, аобычай, прецедент быть таким не могут.

Поюридической силе: законы и подзаконныенормативные акты.

Закон– это НПА,принятый законодательным органом иливсем народом в результате референдума,принятый по особой процедуре, регулирующийнаиболее важные социально-значимыеобщественные отношения и обладающийвысшей юридической силой.

    1. Конституция РФ

    2. ФЗ о поправках и внесении изменений в Конституцию РФ

    3. ФКЗ

    4. ФЗ (текущие, кодифицированные)

    5. Законы субъектов РФ

ПодзаконныеНПА– НПА, который принят на основе и воисполнение законов и его положениядолжны соответствовать закону.

  1. Нормативные Указы Президента

Керимов:в Конституции некорректно сформулированач. 3 ст. 90, так как закреплен лишь одинпризнак подзаконного НПА (не противоречитьзакону) и отсутствует признак – наоснове и во исполнение закона, чтопозволяет Президенту заниматься«указным» законотворчеством. Есликакие-то отношения не урегулированы взаконах, то Президент может издать указпо этому вопросу.

  1. Постановления Правительства РФ

  2. НПА федеральных министерств и ведомств (запрет издавать нпа в виде писем и телеграмм)

  3. НПА органов исполнительной власти субъектов РФ

  4. НПА органов местного самоуправления

  5. Локальные НПА

Есливопрос о соотношении Законов субъектови Указов Президента, то ответ – они недолжны пересекаться, так как изданы поразным вопросам.

Источник: https://studfile.net/preview/3836397/page:28/

Нормативно-правовой акт определение, признаки НПА, виды, примеры

Нпа по силе действия

Понятие нормы права определяет общественные правила поведения, которые регулируют отношения в обществе, гарантируемые законом, и отражают деятельность жителей, организаций.

Нормативно правовой акт – это правотворческая деятельность, включающая в себя нормы права. Акт разрабатывается и издается уполномоченными лицами.

Нормативно-правовой акт (НПА) что это такое

Нормативный правовой акт представлен в форме, установленной законодательством.

Может приниматься путем референдума, если процедура соблюдается согласно закону.

Признаки НПА

Определить НПА можно, если ему присущи следующие черты:

  • представляется в виде заверенной письменной бумаги,
  • бумага утвержденной формы и структуры, с реквизитами,
  • имеются последствия правотворческой деятельности,
  • принимается уполномоченными лицами правовой деятельности,
  • базируется на правовых нормах и регулирует их,
  • соблюдение порядка норм права при принятии бумаги,
  • является обязательным к исполнению,
  • предусматривает публикацию для широкого круга людей,
  • возможен для повторной реализации.

Виды нормативно-правовых актов

Российская Федерация издает общие федеральные НПА согласно международным правовым актам и отдельные, только для субъектов РФ. Иерархия НПА в Российской Федерации распределена по высшей степени юридической силы.

Все правовые бумаги в юриспруденции распределяются на 2 вида закон и подзаконные акты.

Подзаконные акты:

  • распоряжения и указы президента,
  • постановления органов власти, у которых имеются полномочия по регулированию общественной деятельности,
  • издаваемые ведомством или министерствами приказы, положения, инструкции, контролирующие общественность, находятся в полномочиях этих подразделений,
  • нормативная документация государственной власти на местах,
  • нормативные бумаги муниципальных структур,
  • локальные документы, которые издаются управлением предприятия, организации.

Документация бывает разного срока действия:

  • временная,
  • длительно-неустановленного.

Акты разделяются на акты специального назначения и узкого. Специально предназначенные акты для определенной категории населения. Общие применяются ко всему населению.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

В РФ все НПА принимаются согласно федеральных законов (ФЗ) страны и не должны им противоречить.

В законодательстве РФ нормативные документы делятся на:

  1. Основные по отношению к другим законодательным документам имеют самостоятельную значимость.
  2. Производные те акты, которые утверждают другие. Они имеют форму правил, уставов, положений, порядков и др. в рамках требований законодательства.
  3. Вспомогательные нормативные документы, которые изменяют или отменяют другие.
  4. Дополнительные объясняет или указывает порядок реализации основного документа.

Как создаются НПА

Все нормативные документы проходят установленную конституцией государства последовательность подготовки, а называется эта подготовка – нормотворчество. Процесс нормотворчества включает в себя совокупность действий, совершающихся в определенный промежуток времени для его подготовки.

Поэтапная расшифровка создания нормативно-правового документа:

  1. Создание проекта:
    • выдвижение вопроса о необходимости принять правовой акт и утверждение решения создания проекта,
    • материально-техническое обеспечение проекта,
    • схема сбора необходимой информации об общественных отношениях, которые нуждаются в урегулировании,
    • подготовка концепции проекта, который раскрывает цели готовящегося к изданию документа. На этой стадии принимается инициатива проекта.
  2. Рассмотрение проекта. Проект изучается и корректируется уполномоченными органами и службами. Выясняется список доказательств обоснованности проекта в экономической, социально-политической и юридической сферах.
  3. После рассмотрения проекта, компетентным субъектом принимается решение вернуть на доработку, принять документ или вовсе отклонить его.
  4. Окончательная стадия – это подпись уполномоченными лицами и официальная публикация, после которой он вступает в силу. Документу присваивается регистрация и он вносится в реестр.

Особенности действующих НПА

Каждый нормативный документ ориентирован на регулирование разных общественных сфер деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=Ag_ODieNelw

Как определить, что перед вами действующий нормативно-правовой акт?

Вот некоторые признаки:

  • документ имеет специальные реквизиты,
  • имеется название документа (закон, постановление),
  • документ имеет непосредственное отношение к органу, издавшему его,
  • все изданные документы это часть правой системы государства,
  • обязателен к выполнению для граждан и органов власти,
  • имеет утвержденную структуру,
  • выполнение любого действующего НПА контролируется государством.

Принципы классификации НПА

Нормы права классифицируются по общим чертам, в зависимости от отрасли или содержания:

  • гражданские,
  • Уголовный кодекс,
  • административные,
  • комплексные.

Примеры нормативно-правовых актов

Вот несколько настоящих НПА:

  1. Акт местного назначения. Распоряжение от 30.04.2015 No 237-РП руководства столицы «Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города».

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/normativno-pravovoy-akt-opredelenie-priznaki-npa-vidyi-primeryi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.