Нормы законов и нормы подзаконных актов

Законы: понятие, признаки и виды

Нормы законов и нормы подзаконных актов

Определение 1

Закон является нормативным актом, который принимается в особом порядке в лице органа законодательной власти или по результатам референдума, выражающего волю народа. Также он обладает высшей юридической силой и регулирует самые важные общественные отношения.

Закон и его признаки можно классифицировать следующим способом:

  • прием в лице органа законодательной власти или на основании референдума;
  • подготовка и издание определяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и регламентом палат Федерального Собрания Российской Федерации;
  • выражение воли и интересов народа;
  • обладание высшей юридической силой, включая соответствие и непротиворечие всех подзаконных актов;
  • регулировка самых важных, ключевых общественных отношений.

Замечание 1

На основании данных признаков закон выделяется в системе других нормативных актов и ему придается качество верховенства. Изменение или отмену закона, его понятия и видов, имеет право вносить исключительно тот орган, которым он был принят, в ограниченном порядке.

Виды законов

На основании юридической силы, можно классифицировать следующие виды законов.

Наибольшую силу имеет Конституция (закон законов), которая также является основополагающим учредительным политико-правовым актом, закрепляющим конституционный строй, права и свободы граждан.

Помимо этого, ею определяется форма правления и государственного устройства, а также учреждаются федеральные органы государственной власти.

Следующим видом закона является Федеральный конституционный закон, который принимается относительно вопросов, предусмотренных и органически связанных с Конституцией (к примеру, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде Российской Федерации, о судебной системе, о референдумах, о Правительстве Российской Федерации и т.д.)

Федеральные законы являются актами текущего законодательства, которые посвящены отдельным сторонам в социально-экономической, политической и духовной жизни общественности (к примеру, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и Семейный кодекс Российской Федерации и другие).

Законы субъектов Федерации издаются в лице представительных органов и распространяются исключительно на соответствующей территории (к примеру, закон Саратовской области о муниципальной службе Саратовской области, о социальных гарантиях и др.).

Опиши задание

Закон и его виды можно классифицировать на основании различных отличительных черт:

  • субъекты законотворчества (которые были приняты народов на референдуме или в лице законодательного органа);
  • предмет правового регулирования (конституционный, административный, гражданский, уголовный и другие);
  • срок действия (постоянный или временный закон);
  • характер (текущий и чрезвычайный);
  • сфера действия (общефедеральный и региональный);
  • содержание (экономический, бюджетный, социальный, политический и другие);
  • степень систематизации (обычный и кодификационный, или органический – Гражданский или Уголовный кодекс РФ и другие);
  • значимость норм, которые в нем содержатся (конституционный и обыкновенный);
  • объем регулирования (общий и специальный).

Подзаконные нормативные акты

Определение 2

Подзаконные акты являются актами, которые издаются на основе и для исполнения законов. У них меньшая юридическая сила, чем у законов, но они базируются именно на них.

В нормативно-правовом регулировании общественных отношений основное и определяющее место принадлежит законам, но у подзаконных актов также довольно важная роль в жизни общества, они играют вспомогательную и детализирующую функцию.

Виды подзаконных актов

Существуют различные виды подзаконных актов.

  1. Основными из них являются Указы Президента Российской Федерации, которые обязательно должны быть исполнены на территории России, но не должны противоречить Конституции Российской Федерации и ее федеральным законам (на основании 90 статьи Конституции Российской Федерации); Они должны быть подготовлены в пределах полномочий президента и быть предусмотрены на основании конституционных и законодательных норм. Президентом в качестве главы государства принимаются акты, занимающие место сразу после законов.Важная роль отдается указам, и в подавляющем большинстве с их помощью главой государства реализуются его полномочия и элементы правового статуса. На сегодняшний день сфера регулирования, которую охватывают указы, достаточно широка. Издание нормативных указов обусловлено пробелами в праве. Определенные, немногочисленные указы, к примеру о введении военного или чрезвычайного положения, должны быть утверждены в лице Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Акты Президента РФ можно найти в качестве публикаций в официальных изданиях. Конституционный Суд Российской Федерации может проверить конституционность актов Президента. Ежегодные полсания Президента Российской Федерации Федеральном Собранию являются официальным документом и имеют большую политическую значимость, при этом в них не содержатся нормы права, на основании чего они не носят нормативный характер.
  2. На втором месте по значимости среди подзаконных актов находятся постановления Правительства Российской Федерации, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Особенность актов Правительства заключается в том, что их могут принять исключительно на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Данные постановления должны быть подписаны в лице Председателя Правительства Российской Федерации и опубликованы не позже, чем спустя 15 дней после того, как были приняты.
  3. Приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти являются актам, которые принимаются на основании законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства и регулируют общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данных исполнительных структур. Среди них можно обнаружить те, которые имеют общее значение и могут выходить за рамки определенных министерств и ведомств, распространяясь на широкий перечень субъектов. К примеру, акты, принятые Министерством финансов Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Центральным банком, Государственным таможенным комитетом, Федеральным надзором РФ оп ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службой лесного хозяйства РФ и другими.
  4. Решения и постановления, принятые местными органами государственной власти, например областными представительными законодательными структурами – Саратовской областной Думой, Астраханским областным Представительным Собранием и другими.
  5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областные главы администраций, губернаторы и т.д.).
  6. Нормативные акты, принятые муниципальными (негосударственными) органами. Данные акты могут приниматься в пределах компетенции данных структур и действовать на территории определенных районов, городов, сел и т.д.
  7. Локальные нормативные акты, которые являются нормативными предписаниями, принятыми на уровне конкретных предприятий, учреждений и организаций. Данные акты регулируют внутреннюю жизнь, например правила внутреннего трудового распорядка.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/vidy-zakonov/

Закон и подзаконные акты как источники права

Нормы законов и нормы подзаконных актов

Нормативныйправовой акт– это правовой акт, принятый полномочнымна то органом и содержащий правовыенормы, т.е. предписания общего характераи постоянного действия, рассчитанныена многократное применение.

Нормативныеакты издаются органами, обладающиминормотворческой компетенцией, в строгоустановленной форме. Нормативный актявляется официальным документом,носителем юридически значимой информации.

Нормативныйакт занимает особое место в системеправовых актов. Его следует отличатьот актов применения и толкования права(подробнее в других главах учебника).

Поюридической силе все нормативные актыподразделяются на две большие группы:законыи подзаконные акты.

Видызаконов:

1)Конституция (закон законов) – основополагающийучредительный политико-правовой акт,закрепляющий конституционный строй,права и свободы человека и гражданина,определяющий форму правления игосударственного устройства, учреждающийфедеральные органы государственнойвласти;

2)федеральные конституционные законы -принимаются по вопросам, предусмотренными органически связанным с КонституциейРФ (например, федеральные конституционныезаконы об арбитражных судах, о военныхсудах, о Конституционном Суде РФ, осудебной системе, о референдуме, оПравительстве России и т.п.);

3)федеральные законы – это акты текущегозаконодательства, посвященные различнымсторонам социально-экономической,политической и духовной жизни общества(например, Гражданский кодекс РФ,Уголовный кодекс РФ, Семейный кодексРФ и пр.);

4)законы субъектов Федерации – издаютсяих представительными органами и действиеих распространяется только насоответствующую территорию (например,закон Саратовской области о муниципальнойслужбе в Саратовской области, о социальныхгарантиях и т.п.).

Видыподзаконных актов:

1)указы Президента РФ – высшие по юридическойсиле подзаконные нормативные акты;

2)постановления Правительства РФ – актыисполнительного органа государства,наделенного широкой компетенцией поуправлению общественными процессами;

3)приказы, инструкции, положения министерств,ведомств, государственных комитетоврегулируют, как правило, общественныеотношения, находящиеся в пределахкомпетенции данной исполнительнойструктуры;

4)решения и постановления местных органовгосударственной власти;

5)решения, распоряжения, постановленияместных органов государственногоуправления;

6)нормативные акты муниципальных органов;

7)локальные нормативные акты – этонормативные предписания, принятые науровне конкретного предприятия,учреждения и организации (например,правила внутреннего трудового распорядка).

Взависимости от особенностей правовогоположениясубъекта правотворчества все нормативныеактыподразделяются на:

нормативныеакты государственных органов;

нормативныеакты иных социальных структур(муниципальных органов, профсоюзов,акционерных обществ, товариществ ит.п.);

нормативныеакты совместного характера (государственныхорганов и иных социальных структур);

нормативныеакты, принятые на референдуме.

Взависимости от сферы действия нормативныеактыделят на:

общефедеральные;

нормативныеакты субъектов Российской Федерации;

нормативныеакты органов местного самоуправления;

локальныенормативные акты.

Взависимости от срока действия нормативныеактыклассифицируют на:

нормативныеакты неопределенно длительного действия;

временныенормативные акты.

Такимобразом, в зависимости от юридическойсилы все нормативные акты группируютсяв определенную систему, в которой каждыйиз актов занимает свое место и играетсвою роль.

Закон– это нормативный акт, принятый в особомпорядке органом законодательной властиили референдумом, выражающий волюнарода, обладающий высшей юридическойсилой и регулирующий наиболее важныеобщественные отношения.

Признакизакона:

1)принимается только органом законодательнойвласти или референдумом;

2)порядок его подготовки и изданияопределяется Конституцией России иРегламентами палат Федерального СобранияРФ;

3)в идеале закон должен выражать волю иинтересы народа;

4)обладает высшей юридической силой, ивсе подзаконные акты должны соответствоватьему и ни в чем не противоречить;

5)регулирует наиболее важные, ключевыеобщественные отношения.

Именноданные признаки и выделяют закон всистеме иных нормативных актов и придаютему качество верховенства. Изменитьили отменить закон вправе только тоторган, который его принял, причем встрого оговоренном порядке.

Классификациязаконовможет проводиться по различным основаниям:

поих юридической силе (Конституция РФ,федеральный конституционный закон,федеральный закон, закон субъектовФедерации);

посубъектам законотворчества (принятыев результате референдума или законодательныморганом);

попредмету правового регулирования(конституционные, административные,гражданские, уголовные и т.п.);

посроку действия (постоянные законы ивременные);

похарактеру (текущие и чрезвычайные);

посферам действия (общефедеральные ирегиональные);

посодержанию (экономические, бюджетные,социальные, политические и т.п.);

постепени систематизации (обычные икодификационные, другими словами,органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);

позначимости содержащихся в них норм(конституционные и обыкновенные);

пообъему регулирования (общие и специальные)и т.д.

Подзаконныеакты– это изданные на основе и во исполнениезаконов акты, содержащие юридическиенормы.

Подзаконныеактыобладают меньшей юридической силой,чем законы, базируются на них. Несмотряна то что в нормативном правовомрегулировании общественных отношенийглавное и определяющее место занимаетзакон, подзаконные акты имеют тожеважнейшее значение в жизни любогообщества, играя вспомогательную идетализирующую роль.

Выделяютследующие видыподзаконныхактов, расположенные по иерархии.

1.Указы Президента РФ. Обязательны дляисполнения на всей территории РоссийскойФедерации, не должны противоречитьКонституции РФ и федеральным законам,подготавливаются в пределах президентскихполномочий, предусмотренных конституционными(ст.

8 – 90 Конституции РФ) и законодательныминормами. Президент, будучи главойгосударства, принимает акты, которыезанимают следующее после законов место.Важная роль отводится указам.

Благодаряим глава государства реализует полномочияи элементы своего правового статуса.

Всовременный период сфера правовогорегулирования, охватываемая указами,весьма широка. Нормативные указы издаютсяобычно в случае пробелов в праве.Отдельные, очень малочисленные указы(например, о введении военного,чрезвычайного положения) подлежатутверждению Советом Федерации ФедеральногоСобрания РФ.

Акты Президента публикуютсяв официальных изданиях. Конституционностьактов главы государства может бытьпроверена Конституционным Судом РФ.

Ежегодные послания Президента РФФедеральному Собранию представляютсобой официальный документ большойполитической значимости, но не содержатнорм права и поэтому не носят нормативногохарактера.

2.Постановления Правительства РФ.Обязательны к исполнению в РоссийскойФедерации. Особенностью актов Правительстваявляется то, что они могут быть принятына основании и часто во исполнениезаконов РФ, а также указов ПрезидентаРФ. Постановления Правительства РФподписываются Председателем ПравительстваРФ и подлежат официальному опубликованиюне позднее 15 дней со дня их принятия.

3.Приказы, инструкции, уставы, положенияминистерств, ведомств, государственныхкомитетов. Эти акты, принимаемые наоснове и в соответствии с законами РФ,указами Президента РФ, постановлениямиПравительства РФ, регулируют общественныеотношения, находящиеся, как правило, впределах компетенции данной исполнительнойструктуры.

Однако есть среди них и такие,которые имеют общее значение, выходятза рамки конкретного министерства иведомства, распространяются на широкийкруг субъектов.

Например, акты Министерствафинансов, Министерства внутренних дел,Центрального банка, Министерства РФ поналогам и сборам, Государственноготаможенного комитета, Федеральногогорного и промышленного надзора,Федеральной службы безопасности и т.п.

4.Решения и постановления местных органовгосударственной власти (например,областных представительных, законодательныхструктур – Саратовской областной Думы,Астраханского областного ПредставительногоСобрания).

5.Решения, распоряжения, постановленияместных органов государственногоуправления (например, областных главадминистраций, губернаторов и пр.).

6.Нормативные акты муниципальных(негосударственных) органов. Эти актыпринимаются в пределах компетенцииназванных структур и действуют натерритории соответствующих городов,районов, сел, поселков, микрорайонов ит.п.

7.Локальные нормативные акты. Этонормативные предписания, принятые науровне конкретного предприятия,учреждения и организации и регулирующиеих внутреннюю жизнь (например, правилавнутреннего трудового распорядка).

Следовательно,законы и подзаконные акты представляютсобой две большие группы нормативныхактов, в свою очередь подразделяющиесяна соответствующие виды.

Источник: https://studfile.net/preview/6210654/page:20/

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.2 Норма права. Источники права. Нормативный правовой акт. |

Нормы законов и нормы подзаконных актов

  • Норма права. Понятие.
  • Состав нормы права.
  • Формы норм права.
  • Особенности норм права.
  • Виды норм права.
  • Источники права.
  • Нормативный правовой акт. Понятие, признаки.
  • Виды нормативно-правовых актов.

Норма права.

Норма права (правовая норма) – охраняемое государством общеобязательное право , которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определённые права и обязанности.

Состав нормы права.

  • Гипотеза (предположение) – описывает условия применения права (ЕСЛИ пешеход переходит дорогу).
  • Диспозиция (распоряжение) – описывает само правило (ТО должен переходить дорогу на зелёный свет светофора).
  • Санкция (взыскание) – предусматривает последствия невыполнения нормы (ИНАЧЕ от будет оштрафован).

Формы ном права.

  • Дозволение – предоставление права на совершение определённых положительных действий (что можно делать).
  • Предписание – установление обязанности совершать определённые действия (что нужно делать).
  • Запрет – установление требования воздержаться от определённых действия (чего нельзя делать).

Особенности норм права.

  • Закреплённость в законе или других нормативных правовых актах.
  • Общеобязательность: их обязаны соблюдать все – и отдельные лица и организации.
  • Конкретность, детализированность.
  • Обеспеченность силой государства.

Виды норм права:

  • конституционные законы
  • нормы законов
  • нормы подзаконных актов.

Источники права.

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

  • Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт — властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор — правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Признаки нормативно-правового акта.

  • Содержит нормы права.
  • Предназначен для регулирования общественных отношений.
  • Общеобязателен для исполнения.
  • Выражает волю государства, сформулированную как общеобязательное требование.
  • Издаётся компетентными органами государства или принимается всенародным анием – путём референдума.
  • Имеет вид письменного документа.
  • Характеризуется неконкретностью адресата, то есть обращён к индивидуально-неопределённому субъекту.
  • Рассчитан на многократное применение.
  • Гарантируется принудительной силой государства.

Закон.

Закон – нормативно-правовой акт, имеющий следующие признаки:

  • принимается в особом порядке органами законодательной власти или референдумом,
  • выражает волю народа,
  • обладает вышей юридической силой,
  • регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

  • Основные законы (Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральные конституционные законы).
  • Обыкновенные законы (текущие) – федеральные законы, законы субъектов РФ.

Различайте!

Федеральные конституционные законы – законы, регулирующие вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, то есть к предмету ведения Конституции РФ (например, Закон «О чрезвычайном положении», «О выборах Президента РФ» и др.)

Федеральные законы – законы, регулирующие важнейшие вопросы общественной жизни, не относящие к ведению Конституции РФ (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, «Об акционерных обществах» и др.)

Подзаконный акт.

Подзаконный акт — нормативно-правой акт, изданный на основе и во исполнение закона:

  • обладает меньшей юридической силой, чем закон,
  • базируется на законе, обладая вспомогательной и детализирующей ролью.

Виды подзаконных актов.

  • Указы Президента РФ.
  • Постановления Правительства РФ.
  • Приказы, инструкции, положения министерств и других федеральных органов исполнительной власти.
  • Решения и постановления органов законодательной власти субъектов РФ.
  • Решения, распоряжения, постановления органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • Нормативные правовые акты муниципальных образований.
  • Локальные нормативные правовые акты (предприятий, учреждений, организаций).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-56/

newinspire

Нормы законов и нормы подзаконных актов

Ключевые слова: понятие, признаки, виды, закон, подзаконных, актов

Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;

2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

  • по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  • по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  • по сроку действия (постоянные законы и временные);
  • по характеру (текущие и чрезвычайные);
  • по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  • по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);
  • по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
  • по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии.

1. Указы Президента РФ. Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.

8 – 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам.

Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

2. Постановления Правительства РФ. Обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов.

Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды. … читать далее …

Источник: http://newinspire.ru/l/3/34/397-ponyatie-priznaki-vidy-zakonov-i-podzakonnykh-aktov.html

Законы и подзаконные акты: понятие и классификация

Нормы законов и нормы подзаконных актов

Закон – это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

Классификация законов:

  • по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  • по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  • по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  • по сроку действия (постоянные законы и временные);
  • по характеру (текущие и чрезвычайные);
  • по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  • по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
  • по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);
  • по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
  • по объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Подзаконные акты – это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов.

Характерными признаками подзаконных актов является то, что они принимаются на основе закона, принимаются во исполнение закона, не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов РФ в порядке убывания юридической силы:

· указы Президента;

· постановления Правительства;

· акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

· акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

· акты органов местного самоуправления;

· локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

21. Норма права: понятие и элементы. Структура нормы прав. Соотношение нормы права и статьи правового акта.

Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

Признаки нормы:

1) общеобязательный характер – правило поведения, содержащееся в норме, распространяется на большое количество жизненных ситуаций и неопределено большой круг лиц;

2) формальная определенность – норма права выражается в письменной форме в официальных документах;

3) устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающее содержание – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов.

Структура нормы права – внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие. Гипотезы подразделяются на простые, указывающие на одно условие реализации нормы, и сложные. Среди сложных гипотез выделяют:

1) кумулятивные – норма вступает в действие при одновременном наличии нескольких условий;

2) альтернативные – норма вступает в действие при наличии одного из указанных в ней условий.

Диспозиция устанавливает права и обязанности субъектов при наступлении ситуации, описанной в гипотезе. Диспозиции также могут быть простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными. По форме выражения диспозиции могут быть управомочивающими, обязывающими и запрещающими.

Санкция выражает вид и меры юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, отраженных в диспозиции. Санкции бывают простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными.

Также санкции классифицируются:

1) по степени определенности:

а) абсолютно определенные (лишение свободы на 2 года);

б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей);

в) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);

2) в зависимости от отраслевой принадлежности:

а) уголовно-правовые;

б) административно-правовые;

в) дисциплинарно-правовые;

г) гражданско-правовые.

Логическую структуру нормы права можно выразить в формуле: «Если…, то…, иначе…».

Важное научное и практическое значение имеет вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Смешение и отождествление приводит к неправильному понятию о внутренней структуре юридической нормы, к отрицанию ее трехэлементного состава, а также усложняет процесс закрепления права правоохранительными органами.

Норма права – это не что иное, как правило поведения, которое состоит из гипотезы, диспозиции и санкции и относится права. При этом статья законодательного акта является внешней формой выражения правовой нормы как средства ее воплощения. Таким образом, содержание юридической нормы может быть фиксировано в статьях закона или иного нормативного акта следующим образом:

1. структурные элементы правовой нормы располагаются в нескольких статьях разных нормативных актов;

2. несколько правовых норм включаются в одну статью нормативного акта;

3. все элементы структуры нормы права излагаются в одной статье нормативного акта;

4. разные элементы нормы права закрепляются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта: прямой, отсылочный и бланкетный.

При прямом способе все три элемента нормы права заключаются в статье нормативно-правового акта. Это типичный вариант, при котором норма права и статья закона или другого нормативно-правового акта совпадают. При этом полнота изложения структурных элементов нормы права может быть различной. Таким образом, бывают простой и развернутый способы изложения:

1) при простом способе изложения отсутствуют развернутые определения, а также квалификационные признаки, которые раскрывают содержание элементов правовой нормы ввиду их явной очевидности;

2) при развернутом способе изложения, наоборот, делается акцент на признаки и понятия, с помощью которых раскрывается содержание гипотезы, диспозиции и санкции. Большинство норм уголовного права излагается именно этим способом.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье (статьям) этого же нормативного акта. Например, ст.

12, 13, 14 Семейного кодекса РФ имеют условия заключения брака (гипотеза); ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция); ст.

27, 28, 30 говорят об основаниях и последствиях признания брака недействительным (санкция).

Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил.

Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч. 2 ст. 65 Конституции РФ принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Обычно тексты нормативных правовых актов могут быть примером довольно экономного изложения социальной информации. При этом должно быть взвешено каждое слово и предложение, с тем чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов».

Источник: https://studopedia.ru/10_49329_zakoni-i-podzakonnie-akti-ponyatie-i-klassifikatsiya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.