Нормативные акты понятие классификация

24. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки и классификация

Нормативные акты понятие классификация

Нормативно-правовойакт (НПА)– этоофициальный юридический документ,созданный компетентными органамигосударственной власти, который содержитобщеобязательные юридические нормы(правила поведения). Нормативно-правовойакт является основным источником правав романо-германской правовой системе.

Видынормативно-правовых актов:

1. Законы– это нормативно-правовые акты, обладающиевысшей юридической силой, принятые вособом порядке высшими представительнымиорганами государственной власти илинепосредственно народом на референдумеи регулирующие наиболее важныеобщественные отношения.

Виды законов:

А) на федеральномуровне:

конституции– основные законы государств, обладающиевысшей юридической силой, принятые посамой сложной законодательной процедуре,существующей в государстве;

федеральныеконституционные (органические) законы(ФКЗ) -детализируют положения конституции(например, ФКЗ «О судебной системеРоссийской Федерации»);

федеральныезаконы, втом числе кодексы и модельные законы.

Б) на уровнесубъекта федерации:

-основные законы– конституции в республиках и уставыв иных субъектах России;

-текущие законы(закон «Об административной ответственностив Кировской области»).

Вунитарном государстве законы принимаютсятолько на одном – общегосударственномуровне.

Кодексыявляются основными источниками вопределенной отрасли права, которым немогут противоречить другие законы –источники данной отрасли.

Модельные законыносят рекомендательный характер,принимаются чаще всего на федеральномуровне как образцы для принятия подобныхзаконов субъектами федерации.

2.Подзаконные нормативно-правовые акты нормативныеакты, изданные компетентными органамии должностными лицами на основе и воисполнение законов.

– акты главыгосударства и высших должностных лицсубъектов РФ (указы);

– акты правительств(постановления);

– акты министерстви ведомств (инструкции, приказы);

– акты органовместного самоуправления (постановления,распоряжения).

*Локальныенормативные акты такжеможно считать правовыми, хотя некоторыеученые склонны относить их к разновидностикорпоративных норм (уставы юридическихлиц, коллективные договоры на предприятии,должностные инструкции, положения).

Таким образом,нормативно-правовые акты отличаютсяот иных правовых актов тем, что содержатнормы права.

25. Действие нормативно-правовых актов

Действиенормативно-правовых актов возможно впространстве, во времени и по кругу лиц.

1. Действие нормативно-правовых актов в пространстве

А) Натерритории государства:

-на всей территории (федеральные законы,конституция действуют на всей территорииРоссии);

-на части территории государства (законыобласти действуют только на ее территории).

Б) Экстерриториальноедействие:нормативно-правовые акты действуют наквази-территории государства в отношенииего граждан (на территории посольств,консульств, на военных судах).

2. Действие нормативно-правовых актов во времени

Нормативно-правовыеакты действуют с момента вступления вюридическую силу до момента ее утраты.

Способы вступлениянормативно-правовых актов в юридическуюсилу:

А) Сустановленного в тексте нормативно-правовогоакта срока:

– с момента подписания(указы президента);

– с моментаопубликования (законы);

– с точно указаннойдаты (любые нормативно-правовые акты).

Б) Если в текстенормативно-правового акта срок неуказан, то законвступает через10 днейс момента опубликования, актыпрезидента и правительства – через7дней.

В) Смомента возникновения определенныхобстоятельств(объявление военного или чрезвычайногоположения).

Г) Сдаты фактического полученияакта исполнителем для нормативно-правовыхактов, которые не публикуются (инструкциипо осуществлению оперативно-розыскнойдеятельности).

Неопубликованныезаконы применяться не могут!

Ретроспективность– распространение действиянормативно-правового акта на отношения,возникшие до его вступления в юридическуюсилу. Так действуют нормативно-правовогоакта нормативно-правового актанормативно-правового акта, которыеотменяют или смягчают юридическуюответственность или улучшают положениелица, отбывающего наказание.

Основания утратыюридической силы (прекращение действияНПА):

А) Истечениесрокадействия нормативно-правового акта,если он был установлен.

Б)Прямая отмена -издание нормативно-правового акта,который отменяет действие другогонормативно-правового акта (указ президентаотменяет действие постановленияправительства).

В)Фактическая отмена– принятие нового нормативно-правовогоакта поэтому же вопросу (федеральныйзакон «О гражданстве РоссийскойФедерации» 2002 г. фактически отменяетдействие аналогичного закона 1992 г.).

Г) Измененияобстоятельств– отмена действия закона «О военномположении» в результате успешногоотражения агрессии.

Ультраактивность(переживаниезакона во времени)продолжениедействия норм НПА после его отмены.Такая ситуация возможна при пробельностинового акта.

Источник: https://studfile.net/preview/5797066/page:19/

Виды нормативных актов

Нормативные акты понятие классификация

VIDOTIP

Сервис по определению видов

VIDOTIP

Сервис по определению видов

Волеизъявления государства подлежат обязательному закреплению. В России такая информация носит официальный характер и содержится в нормативных правовых актах. Издаются они в строгом соответствии с правилами и имеют влияние на всё население. Разберём, что они собой представляют, и рассмотрим их классификацию.

Понятие и виды нормативных актов

Нормативный акт является официальным документом. Принимается или издаётся такой документ правотворческим органом в пределах его полномочий.

Целью создания является установить, изменить или отменить какую-либо правовую норму. Нормы права, в свою очередь, представляют собой предписание общеобязательного характера.

Рассчитаны они на многократное применение и распространяют своё влияние на неопределённый круг лиц.

Существуют несколько основных видов нормативных актов. Выделяются они по своей юридической силе. Ими являются:

  1. Законы.
  2. Подзаконные акты.
  3. Внутригосударственные договоры, которые регулируют отношения между Российской Федерацией и её субъектами, например, вопросы о совместной экономической деятельности.

Ещё одним видом считаются международные договоры, которые регулируют отношения между РФ и иностранными странами или организациями. Однако, выделим его отдельно, поскольку его трудно классифицировать во взаимосвязи с другими актами.

Классификация нормативных актов по различным основаниям

Классифицировать акты можно по различным основаниям. Приведём наиболее значимые из них для российской правовой системы.

Законы по юридической силе подразделяются на:

  1. Конституцию – является основой.
  2. Федеральные конституционные, к примеру, «О Государственном гербе РФ».
  3. Федеральные, например, «О связи».

По правовой (юридической) значимости подзаконные классифицируются следующим образом:

  1. Постановления Государственной думы («О назначении на должность аудитора Счётной палаты Российской Федерации»).
  2. Указы Президента («О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова»).
  3. Постановления Правительства («О внесении изменений в Положение о государственном надзоре в области рекламы», «Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных организаций в сфере образования»).
  4. Предписания Федеральных органов исполнительной власти (Приказ Министерства внутренних дел РФ «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним»).
  5. Предписания субъектов Российской Федерации, в том числе законы (Указ Главы Республики Башкортостан «О стипендиях Главы Республики Башкортостан», Закон Республики Татарстан «Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2018 год»).
  6. Официальные документы органов местного самоуправления («Положение об архиве муниципалитета внутригородского муниципального образования Войковское в городе Москве»).
  7. Внутриорганизационные, предназначенные для регламентации внутренних вопросов (уставы, должностные инструкции).

В зависимости от срока действия бывают:

  • постоянными, к примеру, Конституция;
  • временными, которые ограничиваются конкретными датами или обстоятельствами, например, Положение о годовом бюджете.

По правовому положению субъектов, издавших акты, подразделяются на принятые:

  • по результатам референдума;
  • государственными органами;
  • местным самоуправлением.

Нормативные акты могут быть классифицированы по предмету, которые ими регулируется. В соответствии с этим выделяют:

  • государственно-правовые;
  • уголовные;
  • административные;
  • гражданско-правовые и т. д.

Вышеприведённая классификация является весьма условной. Объясняется это тем, что акты по своему содержанию неоднородны. Существуют документы, которые содержат предписания, касающиеся только одной правовой отрасли, например, уголовной. Однако, наряду с такими, издаются и предписания комплексного значения. В них включены нормы сразу нескольких отраслей права.

Приведём ещё одну классификацию. В зависимости от сферы своего действия акты подразделяются на:

  • общегосударственные, оказывающие своё влияние на всю территорию страны;
  • региональные, действующие только на одной или нескольких территориальных единицах.

Источник: https://vidotip.com/dokumenty/vidy-normativnyh-aktov/

Нормативно – правовой акт: понятие и классификация

Нормативные акты понятие классификация
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;

2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;

3. имеет официальный характер;

4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

o наименование акта (например, закон, постановление, приказ);

o наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);

o дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;

6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;

7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;

8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;

9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта “Призыв на военную службу”, в которой изложены основные положения Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:

o государственный орган;

o общественные организации;

o народ (референдум).

2. По сфере их распространения:

o федеральные НПА;

o акты субъектов РФ;

o акты муниципальных органов;

o локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

3. По времени их действия:

o акты, принятые на неопределенное длительное время;

o акты временные (на определенный период).

4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно – правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно.

(Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:

o Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО);

o Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека.

(Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Читать далее: http://legalmap.ru/articles/kp/norma/npa-ponyatie/#ixzz42NOiAFA4

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1x3646.html

Нормативно-правовые акты: понятие и классификация

Нормативные акты понятие классификация

Классификация НПА производится по различным основаниям: по юр. силе, по содержанию, по объему и хар-ру действия, по субъектам их издающим.

Юридическая сила – место НПА в иерархии НПА – это соответствие соподчиненности НПА нижестоящими органами нижестоящих.

По юр. силе все НПА делятся на законы и подзаконные акты. Юр. сила НПА явл. наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе гос. нормативного регулирования.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества НПА вышестоящих правотворческих оргнаов обладают высшей юр. силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов.

Последние издаются на основе и во исполнение НА, издаваемых вышестоящими органами.

Закон – правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Главный источник права в современном мире – закон. Является основным источником права в странах континентальной правовой системы.

Признаки:

– Содержит нормы права.

– Принимается высшим органом государственной власти.

– Регулирует наиболее значимые общественные отношения.

– Обладает высшей юридической силой – а) невозможность признания его утратившим юридическую силу, это может сделать только тот орган, который его принял; б) содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

– Является фундаментальным юридическим документом – служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.Принятие закона включает 4 стадии: внесение законопроекта в законодательный орган, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование (обнародование).

Законы не подлежат контролю или утверждению к.-л. другими орагнами Г. Они могут быть отменены или изменены только законодат. вл. Констит. суд может признать закон неконституц., но отменить может только законод. орган. Законы представляют собой ядро всей правовой системы Г, они обуславливают структуру всей совокупности НПА, юр.

ислу каждого из них, субординацию НПА по отношению др. к др. Ни один поодзаконный акт не может вторгаться в сферу законод. регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. В свою очередь законы подразделяются на конституц. и обыкновенные. Конституц. законы определяют начала гос. и общ.

строя, правовое положение личности и организации. Среди законов прослеживается след. иерархия(в РФ):

1) Конституция – основной закон государства, является основой всего законодательства России. Все остальные законы принимаются в строгом соответствии с К.

2) Федеральный конституционный закон (ФКЗ) – принимается по вопросам, предусмотренным Конституцией, и отличается особым порядком принятия (2/3 ГД и 3/4 СФ).

3) Федеральный закон (ФЗ).

4) Законодательство субъектов РФ.

Подзаконные акты – это издаваемые на основе и во исполнение законов правотворческие акты компетентных органов, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр.

силой, чем законы и призваны конкретизировать основные принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивид. интересов. По своему содержанию подз. акты явл. актами различных органов исполнит. вл.

По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, метсные, ведомственные и внутриорганизационные акты.

Общие подз. акты. Это НПА общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц, в пределах территории страны. По своей юр. силе и значению они следуют за законами. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной вл. Они исходят от През. или Главы Прав-ва. Существует 2 разновидности общих подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента РФ – ст. 83-90 Конституции РФ. Они могут быть нормативными и ненормативными. Они обязат. для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить К. и законам. Они регламентируют различные сторооны общ. жизни, связанные с гос. управлением

Постановления и распоряжение Правительства РФ – постановления принимаются по особо важным вопросам, а распоряжения по текущим. Они издаются на основании К., ФЗ,… нормативных Укавзов През.

и обязательны к исполнению на территории РФ. В случае противоречия они могут быть отменены През.

Исполнение Постановлений обеспечивается в пределах предмета ведения и полномочий РФ и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

2. Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной власти на местах. Их издают местные органы исполн. вл. и орагны местного самоуправления. Действие этих актов ограничено подвластной им территорией. Акты органов местного самоупр.

устанавливают статус муницип. территории и еее органов, налоги и сборы, правила местного хар-ра и др. вопросы местного значения.

Нормативные акты органов местного самоуправления – акты представительных органов, акты глав администраций районов, городов, муниципалитетов, акты принимаемые на референдуме.

3. Ведомственные НПА (приказы, интсрукции) – это НПА общего действия, но они распростран. только на ограниченную сферу общ. отношений (таможенные, банковские, транспортные) и они издаются различными министерствами и ведомствами

4. Внутриорганизационные (корпорационные) НПА Локальные нормативные акты, которые регулируют внутреннюю жизнь предприятий. Они распространяются на членов этих проедприятий, регулируют самые различные отношения, возникающие в конкретной сфере деятельности гос. учреждений, предприятий, в/ч и др. организаций.

НПА классифицируются и по содержанию, но такое деление условно. Эта условность объективно объясняется тем, что не во всех НПА содержатся нормы однородного содержания.

Существуют акты, содержащие нормы только одной отрасли права (УП, СП, ТП). Но наряду с отраслевыми НПА имеются НПА, имеющие комплексный хар-р. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни.

(хозяйственное, торговое, военное, морское зак-во – комплексные НПА)

По объему и хар-ру действия НПА подразделяются на:

– акты общего действия – охватывающие всю совокупность отношений определнного вида на данной территории;

– акты ограниченного действия – только на часть территории или на определенный круг людей, находящихся на данной территории;

– акты исключитеольного (чрезвычайного) действия . Их регулятивные возможности реализуются только при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчиттан акт (военные действия, стихийные бедствия).

Т.о. в нормативном регулировании общ. отношений главное и определяющее место занимает закон. Подз. каты играют вспомогательную и детализирующую роль. В правовом гос-ве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он явл. главным гарантом коренных институтов, прав и свобод личности.

Акты палат Федерального Собрания.

Акты федеральных органов исполнительной власти – приказы, инструкции, постановления, положения, письма, уставы и др.

Акты субъектов Федерации:

а) указы и распоряжения главы субъекта Федерации,

б) постановления и распоряжения правительства субъекта Федерации.

По субъектам правотворчества:

Принятый законодательным органом.

Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

Конституционный.

Административный.

Гражданский.

Уголовный и т.д.

По сроку действия:

Постоянный.

Временный.

Также существуют и другие виды законов: чрезвычайные, тематические, бюджетные и т.п.

Понятие юридической силы правового акта.

Понятие и классификация законов.

Соотношение форм и источников права.

Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве, по кругу субъектов. Обратная сила закона.



Источник: https://infopedia.su/8x1094e.html

Нормативно-правовые акты: понятие, классификация

Нормативные акты понятие классификация

Нормативно-правовые акты (НПА) – документально оформленные акты права, содержащие общие положения для регулирования повторяющихся отношений.

Признаки:

1. имеют документальную форму.

2. принимаются, как правило, государственными органами (только у государства монополия на принуждение).

3. сложная процедура принятия.

4. принимаются для регулирования многократно повторяющихся общественных отношений по поводу персонально неопределенных лиц.

Виды НПА:

* законы (законодательные акты)

* подзаконные акты.

ЗаконНПА высшей юридической силы, принимаемый по наиболее важным вопросам общественной жизни. Этимологически слово “закон” происходит от древнерусского слова “кон”, которое означало границу, предел чего-либо.

Признаки:

1.-4.

+

5. юридическая сила выше, чем у подзаконных актов.

6. предмет закона – наиболее важные отношения: основы Конституционного строя регулируются законами (не ниже), права и свободы человека утверждаются только законом, обороноспособность и безопасность, правовой статус высших органов государственной власти и положение ключевых субъектов социально-экономической деятельности.

В РФ неопубликованные законы применению не подлежат.

Виды законодательных актов:

По юридической силе:

* Конституция – основной закон государства и общества.

фактическая (реальное положение человека).

юридическая (сам текст).

Принимается всенародно, поскольку касается проблем всеобщего значения (основы общественно-политического строя, статус верховной власти, каталог права, свобод и обязанностей, основы избирательной системы, местного самоуправления и порядок пересмотра самой Конституции).

Конституция РФ имеет прямое действие, а значит, ее нормы применяются без дополнительного нормотворчества.

* ФКЗ о поправках к Конституции

* ФКЗ (перечень поименован в самой Конституции)

* ФЗ – правовой акт, исходящий от высшего органа законодательной власти (Парламента) и обладающий высшей юридической силой.

Практически любая сфера общественных отношений, регулируемая правом, находит свое отражение в законах. В каждой отрасли права количество законов различно, только уголовное право, как отрасль права, имеет единственный закон – УК.

Существуют различные виды ФЗ:

– ФЗ

– Кодексы (кодифицированные законы)

– Основы законодательства (кодифицированные законы)

При конкуренции кодифицированных и некодифицированных законов приоритет отдается кодифицированным; при конкуренции специальных и общих законов – специальным.

* Законы субъектов РФ – НПА, принятый высшим органом представительной власти субъекта РФ и обладающий высшей юридической силой.

При конкуренции закона субъекта РФ и ФЗ приоритет отдается ФЗ в том случае, если регулируемые общественные отношения относятся к предмету ведения, закрепленному в ст.71-73 КРФ.

Виды подзаконных актов(во исполнение законов):

* УП не должны противоречить Конституции и ФЗ.

УП – акт исполнительно-распорядительного, а не законодательного органа.

Некоторые кодексы прямо предусматривают подчиненное положение УП по отношению к кодексам и ФЗ. В КРФ четко не очерчены рамки компетенции по изданию УП.

В некоторых случаях УП могут играть роль законов, но временно (чтобы не прийти к «указному праву»). УП имеют одинаковую юридическую силу на всей территории РФ и являются актами прямого действия.

Президент имеет право издавать распоряжения. Юридическая наука исходит из положения, что УП – нормативные акты, распоряжения – индивидуальные акты.

* ПП

Ст.115 КРФ установила, что ПП издаются на основании и во исполнение КРФ и ФЗ, подобное положение и в ст.23 ФКЗ «О Правительстве РФ». ПП содержат в себе нормы общего и обязательного характера, рассчитанные на многократность применения и неопределенный круг лиц.

Распоряжения Правительства носят индивидуальный характер.

* Федеральные ведомственные акты

приказы,

– инструкции,

– распоряжения министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Данные акты принимаются строго в сфере своей компетенции и не должны противоречить КРФ, ФКЗ, ФЗ, УП и ПП.

* НПА органов исполнительной власти субъектов РФ.

– ПП республик,

– Указы и распоряжения Президентов республик,

– Постановления и распоряжения глав администраций краев, областей, городов федерального значения.

Должны носить характер конкретизации законов.

* Акты органов местного самоуправления хотя и не издаются государственными органами, но обладают всеми признаками НПА.

– уставы муниципальных образований (принимаются либо на референдуме, либо представительным органом).

– постановления и решения глав муниципальных образований.

* Локальные (корпоративные) нормативные акты – в основном, акты трудового права, а также уставы и другие учредительные положения государственных и негосударственных предприятий (например, правила внутреннего распорядка).

Особенности:

– должны носить строго подзаконный характер,

– носят общеобязательный характер для работников этих предприятий.

По сферам действия:

* Общефедеральные,

* Акты субъектов РФ,

* Акты органов местного самоуправления.

* Локальные акты.

+

По субъектам правотворчества:

1. Принятый законодательным органом.

2. Принятый в результате референдума.

По предмету правового регулирования:

1. Конституционный.

2. Административный.

3. Гражданский.

4. Уголовный и т.д.

По сроку действия:

1. Постоянный.

2. Временный.

Источник: https://cyberpedia.su/6x3225.html

Нормативные акты: понятие, классификация

Нормативные акты понятие классификация

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 4Следующая ⇒

Нормативный правовой акт — это акт, содержащий правовые нормы. Именно этим он отличается от индивидуальных правовых актов. Например, в таком судебном акте, как приговор или решение суда по гражданскому делу, никаких общих норм не содержится (имеется в виду российская правовая система).

Нет их и в приказе руководителя о приеме на работу. Нет в постановлении о наложении штрафа на конкретного гражданина или в Указе Президента о награ­ждении гражданина орденом, хотя все названные акты являются правовыми.

Таким образом, для отграничения нормативного акта от ненормативного следует обратиться к тому, как представляется пра­вовая норма, какова, в частности, ее структура.

Право, как бы его ни понимали, в своем инструментальном воз­действии на общественные отношения мыслится в качестве опреде­ленных правил поведения, в виде общих норм, рассчитанных на ти­пичное массовидное воплощение в фактической жизнедеятельности.

Норма права — особая разновидность социальных норм наряду с нормами морали, нормами каких-то отдельных (негосударствен­ных) социальных общностей. От других норм ее отличают, во-пер­вых, всеобщий характер, своего рода обезличенность, распростране­ние на всех участников общественных отношений независимо от их воли и желания.

Во-вторых, правовая норма в отличие, например, от морали призвана регулировать внешнее поведение людей, обращена к их воле и сознанию в расчете на определенный поступок. В-треть­их, правовая норма отличается от других субъектом своего подтвер­ждения в качестве таковой. Окончательно норма признается право­вой только государством.

До того она может существовать, может обосновываться учеными, ею могут руководствоваться сами участ­ники общественных отношений, но пока полномочные органы госу­дарства не признали ее, не поставили под свою защиту, данную нор­му трудно рассматривать в качестве правовой.

Это еще один отличи­тельный признак правовой нормы — обеспеченность ее государственной поддержкой, государственной защитой, силой госу­дарственного принуждения.

Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством обще­обязательное правило, из которого вытекают права и обязанности уча­стников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения.

Норма права — критерий Правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее фор­мальная определенность, конкретность, позволяющие практику ре­шить юридическое дело.

По своей структуре каждая норма включает в себя три элемента (части): диспозицию, гипотезу и санкцию.

Диспозиция указывает на суть и содержание самого правила пове­дения, на те права и обязанности, на страже которых стоит государ­ство.

Гипотеза содержит перечень условий, при которых норма дейст­вует.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (пози­тивные или негативные последствия), наступающие в случае соблю­дения или, напротив, нарушения правила, обозначенного в диспози­ции нормы. Иногда в статье закона формулируется только часть нор­мы, а другие ее части следует обнаруживать в других статьях или в ином нормативном акте.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права, прежде всего от инди­видуального предписания. Последнее основывается на норме и ис­черпывается разовым исполнением.

Индивидуальное предписание рассчитано на строго определенный случай на однократное действие, на конкретных лиц. С другой стороны, норма права отличается от общих принципов права.

Последние, хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования.

Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система. Эта система характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.

Система нормативных актов в Российской Федерации включает в себя правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, акты местного самоуправления, а также акты прямого народного волеизъявления, т.е.

референдумы.

Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации.

В зависимости от особенности правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

· нормативные акты законодательных органов;

· нормативные акты исполнительных органов;

· нормативные акты правоохранительных органов;

· нормативные акты органов местного самоуправления;

· нормативные акты контрольно-надзорных органов;

· нормативные акты, принятые в порядке референдума.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на:

· общефедеральные;

· акты субъектов Федерации;

· акты органов местного самоуправления.

В зависимости от срока действия различают:

· акты неопределенно длительного действия;

· временные акты.

В зависимости от способов установления нормативно-правовые акты подразделяются на:

· принятые государством;

· санкционированные государством;

· признанные государством.

По юридической силе нормативно-правовые акты классифицируют :

· законы;

· подзаконные нормативные акты.

Таким образом, общему построению системы законодательств в любом государстве свойственно деление на законы и подзаконные нормативно- правовые акты. Такое деление отражает не только формальную сторону (верховенство закона), но и особенности содержание законов. В них содержатся основополагающие первичные нормы, базовые положения по основным вопросам государственно-правовой общественной жизни.

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Поиск по сайту:

Источник: https://studopedya.ru/2-81921.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.