Нормативные акты государственных органов

3. Нормативный договор

Нормативные акты государственных органов

Играет определеннуюроль в правовых системах многих страниграет. Он отличается от обычныхдоговоров, заключаемых в разных сферахгосударственной деятельности тем, чтосодержит в себе правила общего характера,нормы поведения, обязательные для всех.

В отечественной и зарубежной практикеприменяются, например, в урегулированиивзаимоотношений между государствамии государственными образованиями –субъектами федерации. Всегда –междугосударствами, образующими конфедерацию(например, Договор об образовании СССРот 30 декабря 1922 г., Федеративный договорот 31 марта 1992 г.).

Действующая КонституцияРФ устанавливает, что с помощью такихдоговоров могут регулироваться ивзаимоотношения внутри субъектовФедерации.

примеромправового договора может служитьколлективный договор, регулирующий напредприятиях и в учреждениях междуработодателем (администрацией) иработниками трудовые, социально-экономическиеи иные взаимоотношения.

4. Нормативный правовой акт государственных органов

нормативныйправовой акт–официальныйдокумент, созданный уполномоченным наэто государственным органом и принятыйв установленном порядке, содержащийобщеобязательные правила поведения.

Это акт правотворчества,которым устанавливаются, изменяютсяили же отменяются правовые нормы.являетсянаиболее распространенным источникомправа.В отличие от других источников права,нормативные акты наиболее полно иоперативно отражают изменяющиесяпотребности общественного развития,обеспечивают необходимую стабильностьи эффективность правового регулирования.

Все нормативныеправовые акты являются государственнымипо своему характеру: издаются илисанкционируются только органамигосударства, имеют волевой характер, вних содержится и через них проявляетсягосударственная воля.

За нарушениевелений, содержащихсяв нормативных правовых актах, наступаютуголовно-правовые, гражданско-правовыеи иные юридические последствия.

нормативныеправовые акты имеют общерегулятивныйхарактер, а правовые нормы, содержащиесяв нем, в отличие от иных источниковправа, являются конкретными, достаточноопределенными и носят, как правило,общий характер.

Отличительныепризнаки нормативного правового акта,выражающие его сущность и значение:

1.особыйпорядок создания нормативного правовогоакта.Нормативный правовой акт создается врезультате правотворческой деятельностии представляет собой официальный актправотворчества.

Правотворческаядеятельность–осуществляемаяв установленном законом порядкекомпетентными государственными органами(законодательными, исполнительными,судебными) и непосредственно народом(референдум) деятельность по подготовке,установлению, изменению и отмене нормправа;

2.Нормативный правовой акт имеетобщерегулятивныйхарактер.В нормативно-правовых актах содержатсятолько нормы права, обладающиегосударственной обязательностью.Нормативный правовые акты необходимоотличать от индивидуальных правовыхактов.

Индивидуальный правовой актраспространяет свое действие наконкретных субъектов права, рассчитанна одноразовое применение и прекращаетсвое действие с реализацией конкретногоправа или обязанности (например, приговорсуда по конкретному уголовному делу);

3.Нормативный правовой акт представляетсобой официальныйгосударственный документ;он имеет обязательные атрибуты: названиеакта (закон, указ, постановление);наименование органа, принявшего акт(парламент, президент, правительство ит. д.), регистрационный номер и датупринятия и др.;

4.Нормативный правовой акт всегда имеетвнутреннююструктуру,посредством которой нормы правагруппируются по определенным структурнымобразованиям: разделам, главам, статьям.

нормативныеправовые акты различаются по объему ихарактеру действия, по кругу субъектов,по содержанию, по юридической силе, пооргану, его издавшему, и процедурепринятия.

1. Пообъему действиянормативные правовые акты подразделяютсяна:

• общегосударственные,распространяющие свое действие на всютерриторию государства;

• региональные,распространяющие свое действие на тотили иной регион, округ;

• местные,действующие в пределах отдельнойместности.

2. Похарактеру действиянормативные правовые акты подразделяютсяна:

• актыобщего действия;

• актычрезвычайного действия, действующиетолько при наступлении исключительныхобстоятельств.

3. Покругу лиц,выступающих субъектами конкретныхправоотношений, регулируемых тем илииным нормативным правовым актом, онимогут быть подразделены на:

• общеправовыеакты, распространяющие свое действиена всех лиц, находящихся на территорииданного государства;

• специальныеправовые акты, распространяющиеся настрого определенный контингент лиц,находящихся на данной территории(законодательные акты о статусевоеннослужащих, о государственнойрегистрации юридических лиц и. т. д.).

4. Посодержаниюнормативно-правовые акты могут бытьподразделены на:

• отраслевыенормативные правовые акты, содержащиев себе нормы только одной отрасли права(например, Трудовой кодекс РФ);

• комплексные,содержащие в себе нормы несколькихотраслей права (например, Земельныйкодекс РФ).

5. Посубъектам государственного правотворчестванормативные правовые акты подразделяютсяна:

• актызаконодательной власти (законы);

• актыисполнительной власти;

• актысудебной власти.

6.Наиболее важной является классификациянормативных правовых актов, в основекоторой лежит их юридическая сила. Поюридической силевсе нормативные правовые акты делятсяна:

• законы;

• подзаконныеакты.

Система нормативныхправовых актов в каждой стране определяетсяконституцией и изданными на ее основеспециальными актами. Законодательствомустанавливаются также порядок издания,изменения, отмены и дополнения нормативныхправовых актов, орган, издающий тот илииной нормативный акт, процедура егоиздания.

Закон– этонормативный правовой акт, которыйпринимается в особом порядке законодательныморганомвласти ивыражает волю государства понаиболее важнымвопросам общественного развития.

Всистеме правового регулирования законывыделяются следующими особенностями.

1. Закон – нормативныйправовой акт, принимаемый тольковысшим представительным органом –парламентом,представляющим в формально-юридическомсмысле весь народ, или же непосредственносамим народом – путемреферендума.

2. законобладает высшейюридической силойсреди всех остальных источников права,верховенством и является главенствующейформой права.

3. законкак источник права, исходящий от высшегопредставительного органа, выражающего(по крайней мере теоретически) волю иинтересы всего общества или народа,тоже долженотражать волю и интересы всего обществаили народа.

4. закон,в отличие от других нормативных правовыхактов, издается понаиболее важным вопросам государственнойи общественной жизни.С его помощью упорядочиваются ирегулируются наиболее важные общественныеотношения.

5. законпринимается, изменяется и дополняетсяв особомзаконодательном порядке.

Существуют различныекритерии классификации законов.

В зависимости отзначимости содержащихся в них нормзаконы подразделяются на конституционныеи обыкновенные(текущие).дляпринятия или изменения конституционныхзаконов необходима особая процедура иквалифицированное (2/3, 3,4 или даже 3/5, какв конституции Греции) большинстводепутатских .

В зависимости оторганов, издавших тот или иной закон, атакже от территории, на которуюраспространяется его действие, законыв федеративном государстве подразделяютсяна федеральные(общефедеральные)и на законысубъекта федерации.И те, и другие также подразделяются наконституционныеи обыкновенные(текущие).

Наряду с названнымикритериями классификации и соответственновидами законов существуют и другиекритерии и виды законов.

ВРоссийской Федерации признаютсяследующие источники права:

1.Нормативные правовые акты федеральныхорганов государственной власти (ПрезидентРФ, Государственная Дума РФ, СоветФедерации РФ, Правительство РФ и т. д.):

а)КонституцияРФ.Она имеет высшую юридическую силу,верховенство и прямое действие натерритории всей России.

Все иныенормативных правовые акты, принимаемыена территории нашей страны, не должныпротиворечить Конституции РФ.

ОсобенностьКонституции РФ заключается еще и в том,что она принята особым субъектом –народом России и в особом порядке – навсенародном референдуме 12 декабря 1993года;

б)федеральныеконституционные законы– это законы, принимаемые в особомпроцессуальном порядке (2/3 депутатов Государственной Думы РФ и3/4 членов Совета Федерации РФ)и только по тем вопросам, которые прямоуказаны в Конституции РФ.

Например, вКонституции предусмотрено что, федеральныеконституционные законы должны бытьприняты по вопросам референдума,чрезвычайного и военного положения,гражданства и т. д.

Принятый федеральныйконституционный закон подлежит подписаниюПрезидентом РФ и не может быть имотклонен;

в)федеральныезаконы– это законы, принимаемые ФедеральнымСобранием РФ и подписываемые ПрезидентомРФ. В эту же группу входят и законы,принятые на референдуме – всенародномании.

Особенностью законов,принятых на референдуме, является то,что они могут быть изменены только врезультате другого референдума.

Федеральные и федеральные конституционныезаконы имеют верховенство на территориивсей России и, по общему правилу, высшуююридическую силу по отношению ко всемдругим нормативно- правовым актам;

г)законы, принятые Съездом народныхдепутатов РФ и Верховным Советом РФ, атакже законы, принятые Съездом народныхдепутатов СССР и Верховным Советом СССР(применяются в части, не противоречащейуказанным выше актам);

д)указыПрезидента РФ.издаютсяглавой государства во исполнениеполномочий, предусмотренных КонституциейРФ. В отличие от законов, указы ПрезидентаРФ могут быть как нормативными, так иненормативными, т. е. не содержащиминормы права.

К последним относятся,например, указы о награждении гражданорденами и медалями, о приеме в гражданство,о назначении и смещении высших должностныхлиц.

Указы, изданные главой государствав пределах его полномочий и непротиворечащие Конституции, обязательныдля исполнения на всей территорииРоссийской Федерации;

е)постановленияПравительства РФ.издаютсяво исполнение Конституции РФ, федеральныхзаконов и указов Президента РФ. Ониобязательны к исполнению на территориивсей страны, но в случае их противоречияКонституции, федеральным законам иуказам Президента они могут быть отмененыПрезидентом РФ;

ж)подзаконныеакты федеральных органов государственнойвласти(распоряжения, инструкции и письмаминистерств и ведомств, государственныхкомитетов и федеральных служб, Центральногобанка РФ, постановления палат ФедеральногоСобрания РФ).

Все акты федеральныхорганов исполнительной власти,затрагивающие права и законные интересыграждан или носящие межведомственныйхарактер, подлежат государственнойрегистрации в Министерстве юстиции РФи должны быть в установленном закономпорядке опубликованы для всеобщегоознакомления.

Любые нормативные правовыеакты, затрагивающие права, свободы иобязанности человека и гражданина, немогут применяться, если они не опубликованы.

Источник: https://studfile.net/preview/5754785/page:3/

Система нормативных актов в современной России

Нормативные акты государственных органов

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

В зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две группы:

    1. законы;
    2. подзаконные акты.

Виды законов:

    • Конституция (закон законов) – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
    • федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
    • федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
    • законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

    • указы Президента РФ (высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты);
    • постановления Правительства РФ (акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами);
    • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов (регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);
    • решения и постановления местных органов государственной власти;
    • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
    • нормативные акты муниципальных органов;
    • локальные нормативные акты (нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации, например, правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:

    1. нормативные акты государственных органов;
    2. нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
    3. нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
    4. нормативные акты, принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

    1. общефедеральные;
    2. нормативные акты субъектов Российской Федерации;
    3. нормативные акты органов местного самоуправления;
    4. локальные нормативные акты.

В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:

    1. нормативные акты неопределенно длительного действия;
    2. временные нормативные акты.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sistema-normativnich-aktov-v-sovremennoy-rossii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.