Нормативные акты государственных органов пример

Государственная и муниципальная служба

Нормативные акты государственных органов пример

Конституция Российской Федерации.

Конституция РФ юридически закрепила существование института государственной службы в Российской Федерации и основные принципы ее организации: верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст.

4); единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ч. 3 ст. 5); приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие (ст.

18); обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2); разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (ст. 10); равный доступ граждан к государственной службе (ч. 4 ст. 32); некоторые обязанности всех должностных лиц (ч. 2 ст. 24, ч. 3 ст. 41, ч. 2 ст. 46 и др.).

Установление Конституцией РФ института федеральной государственной службы (п. «т» ст.

71), находящейся в исключительном ведении Российской Федерации, обязывает законодателя, во-первых, регулировать законом данный институт; во-вторых, осуществлять регламентирование, контроль и управление государственной службой Российской Федерации как самостоятельным предметом ведения Российской Федерации в полном объеме.

Федеральные законы Российской Федерации.

1. Федеральный закон № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года. В соответствии с Конституцией РФ этот закон:

  • определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой;
  • юридически закрепляет видовую классификацию государственной службы, организационное и правовое обособление государственной гражданской, военной и правоохранительной служб как самостоятельных ее видов;
  • устанавливает основы регламентирования: должности государственной службы (должности федеральной государственной гражданской службы) (ст. 8); реестры должностей (ст. 9); реестры государственных служащих (ст. 15); правовое положение (статус) федерального государственного служащего (п. 4 ст. 10); формирование кадрового состава государственной службы (ст. 11); поступление на государственную службу, ее прохождение и прекращение (ст. 12); классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания (ст. 13); стаж (общая продолжительность) государственной службы; персональные данные государственных служащих (ст. 14); управление государственной службой (ст. 16); кадровый резерв для замещения должностей государственной службы (ст. 17); финансирование государственной службы и программы ее реформирования и развития (ст. 18);
  • являясь базовым, устанавливает общие принципы и основные положения правового регулирования государственной службы, устраняет возникшие в последние годы серьезные противоречия в законодательстве, на его основе принимаются «видовые» федеральные законы о государственной службе, в том числе о государственной гражданской службе, о правоохранительной службе, законы субъектов федерации, в частности о государственной гражданской службе субъектов федерации;
  • выделяет, юридически описывает основные подинституты государственной гражданской службы: классификация должностей, порядок их занятия, аттестация, переподготовка и резерв кадров гражданских служащих, их правовое положение и другие традиционные для современной государственной службы положения.

2. Федеральный закон № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июня 2004 г. содержит правовые нормы, регламентирующие вопросы государственной гражданской службы как одного из видов государственной службы Российской Федерации.

В нем отражены правовые проблемы реформирования государственной гражданской службы, ее принципы, правовое положение федерального гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта федерации, дается классификация должностей государственной гражданской службы и квалификационные требования к должностям гражданской службы, порядок поступления на эту службу и ее прохождения, основные условия труда служащих, механизм урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе и ряд других вопросов.

Многие нормы закона вводятся впервые:

  • гражданская служба осуществляется не в отдельном государственном органе, а является видом государственной службы по обеспечению полномочий Российской Федерации или ее субъекта, при этом полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта федерации возложены на руководителя государственного органа, а также на лицо, замещающее государственную должность, либо их представителей;
  • учреждены четыре новые категории должностей государственной гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты, что позволит более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, уровень заработной платы и социальные гарантии;
  • введен конкурсный отбор при приеме на работу лиц, претендующих на замещение государственных должностей гражданской службы;
  • основной формой соглашения о приеме на работу предусмотрен служебный контракт (долгосрочный или заключаемый на определенный период), при этом срочные служебные контракты касаются преимущественно руководителей, их заместителей и помощников (советников);
  • в целях повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностей введен должностной регламент, рейдирующий служебную деятельность, который включает в себя квалификационные требования; перечень вопросов, по которым служащий вправе самостоятельно принимать решения; перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям; показатели эффективности служебной деятельности и др.;
  • для определения соответствия служащего занимаемой должности он один раз в три года должен проходить аттестацию, в состав аттестационной комиссии должны входить независимые эксперты численностью не менее одной четверти от общего количества членов;
  • устанавливаются классные чины вместо квалификационных разрядов, присвоение чина осуществляется по результатам квалификационного экзамена персонально (к компетенции Президента РФ отнесено присвоение только классных чинов действительногогосударственного советника Российской Федерации 1, 2 и 3 классов);
  • гражданским служащим разрешается при условии уведомления нанимателя заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением коммерческой или предпринимательской, если это не приводит к конфликту интересов;
  • механизм разрешения возможных конфликтов между государственными и личными интересами на государственной службе включает образование соответствующих комиссий с участием независимых экспертов;
  • станет более доступной для общества информация о функционировании гражданской службы, будут шире использоваться возможности информационных ресурсов, интернет-технологий и других видов электронной инфраструктуры;
  • установлен единый порядок формирования кадрового резерва посредством включения в него наиболее перспективных работников на конкурсной основе в целях качественной работы по профессиональной подготовке и повышению квалификации лиц, рассматриваемых в качестве кандидатов для замещения вышестоящих должностей, а также оперативного решения вопросов назначения на вакантные должности;
  • с целью усиления мер по предотвращению коррупции сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера служащего должны представляться в кадровую службу; вводится ограничение после увольнения с гражданской службы в течение двух лет нельзя занимать должности в организациях, если какие-либо функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
  • введен новый порядок оплаты служебной деятельности служащих с учетом эффективности деятельности государственного органа, а также комплекс материальных и моральных поощрений и награждений за безупречную и эффективную службу;
  • для привлечения на государственную службу высококвалифицированных специалистов из выпускников высших и средних специальных учебных заведений предусмотрена возможность заключения договора между представителем нанимателя, образовательным учреждением и студентом на подготовку с последующим обязательством прохождения последним государственной службы.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

  • впервые закреплены основания для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, которые будут осуществляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три года;
  • установлена прямая зависимость карьерного роста служащего от результатов полученного им дополнительного образования, что должно способствовать усилению мотивации к обучению;
  • введен единый для государственных органов порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное образование гражданских служащих.

Отдельного внимания заслуживает должностной (служебный) регламент государственного служащего. Он станет основным правовым актом, регламентирующим служебную деятельность гражданскою служащею, в том числе должностные и служебные права, обязанности и ответственность.

Благодаря регламенту каждый служащий будет знать перечень самостоятельно принимаемых им решений, сроки рассмотрения и процедуры их принятия.

В целом должностной регламент должен включать в себя функции, задачи и полномочия государственного служащего; регулировать взаимодействие государственного органа с гражданином, участие заявителей в принятии решений; определять сферу ответственности чиновника; содержать процедуру рассмотрения споров и конфликтов.

Таким образом. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» охватывает основные направления регулирования деятельности государственных гражданских служащих.

В результате принятия закона в целом была реализована основополагающая идея Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации о публично-правовом характере государственной службы, об определении ее как института, призванного обеспечивать регулирование отношений между гражданами и государственными органами, а не только исполнение полномочий последних. Идея о публично-правовом статусе государственного служащего означает, что государственная служба относится к предмету публичного права, а государственный служащий перестает быть обычным наемным работником с особенностями правового статуса.

Важную роль в регулировании отношений, связанных с гражданской службой, играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Указы Президента Российской Федерации. Акты Президента РФ представляют собой основной оперативный источник служебного законодательства. Значительная часть указов относится к организации государственной службы и реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе». Все указы Президента РФ можно разделить на несколько групп:

1. Указы по вопросам организации и управления государственной службой.

2. Указы по проблемам повышения квалификации, переподготовки и стажировки государственных служащих.

3. Указы по вопросам финансирования государственной службы и денежного содержания государственных служащих.

В первые дни вступления в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» опубликованы следующие указы Президента РФ: «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации», «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений», «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», «О примерной форме служебного контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации», «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».

Следует отметить, что указы содержат в основном нормы прямого действия, адресованные к исполнению как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Акты Правительства Российской Федерации. Важная роль в организации государственной службы принадлежит Правительству РФ. Правительство РФ принимает правовые и организационные меры по исполнению законов и указов Президента РФ о государственной службе.

Фактически акты Правительства РФ образуют существо повседневного управления федеральной государственной службой (подготовка проектов нормативных актов по вопросам государственной службы, организация формирования конкурсных комиссий, организация аттестаций, конкурсов, государственных квалификационных экзаменов и т.д.).

Правительством РФ определен порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также взаимодействия этих федеральных органов с министерствами и образовательными учреждениями, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации государственных служащих. Под контролем Правительства РФ должна осуществляться и нормотворческая деятельность государственных органов по вопросам гражданской службы.

Акты федеральных органов государственной власти. К числу источников законодательства о государственной службе относятся и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые закрепляют особенности прохождения государственной службы в федеральных органах государственной власти.

К подзаконным нормативным правовым актам по вопросам федеральной государственной службы относятся постановления и разъяснения существовавшего до 2004 г.

Магистерства труда и социального развития РФ, правила, инструкции, приказы, положения министерств и ведомств (например, приказ министра здравоохранения и социального развития от 9 декабря 2004 г.

«Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включается в стаж государственной службы»).

Источник: https://isfic.info/gosserv/duty12.htm

Нормативные акты Президента, Правительства, министерств, ведомств, субъектов и органов местного самоуправления РФ

Нормативные акты государственных органов пример
Определение 1

Нормативные правовые акты Президента РФ содержат нормы права, регулируют разнообразные сферы общественной жизни.

Они могут быть изданы в форме указа или распоряжения, и на основании общего правила одновременно вступают в силу на территории России по прошествию недели после дня, когда они были официально опубликованы (в большинстве случаев публикуются не позже, чем через 10 дней с того момента, как были подписаны).

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации могут быть изданы как постановления и распоряжения и должны вступить в силу по прошествию недели после того дня, когда они были официально опубликованы.

Для нормативно-правовых актов Президента РФ источниками, где они официально публикуются, являются издание «Российская газета», «Собрание законодательства РФ» и с 10.11.2011 – «Официальный интернет-портал правовой помощи». Акты Правительства Российской Федерации публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете».

Акты, содержащие сведения, которые являются государственной тайной (утверждены на основании Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года под номером 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»), и сведения конфиденциального характера, которые утверждены на основании Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года под номером 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», должны вступать в силу с того дня, когда были подписаны и не должны быть опубликованы.

Замечание 1

В соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации, проекты актов Правительства Российской Федерации обязательно должны быть согласованы с руководством не более чем 3 федеральных органов исполнительной власти, находящимися под руководством Президента или Правительства Российской Федерации.

В большинстве случаев это ведомства, сферой деятельности которых являются проблемы, содержащиеся в проектах. Правительством Российской Федерации проект не может рассматриваться в случае отсутствия согласования с органами, если оно не было оформлено в указанные сроки.

Правительством не были выполнены решения Конституционного суда в количестве 58 единиц за обширный период времени с 1996 года, которые требуют того, чтобы разрабатывались новые законопроекты и подзаконные акты.

В соответствии с 70 статьей Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года под номером 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ» его решения должны вступать в силу незамедлительно после того, как были оглашены.

В статье под номером 80 предписывается, что правительство после того, как закон признан неконституционным должно внести через 3 месяца в Государственную думу законопроект, который исправляет правовой пробел.

В соответствии с данными Конституционного суда в 2011 году были выполнены 13 постановлений суда разных лет, 8 законопроектов находились в разработке, а 47 – не были исполнены.

Опиши задание

Нормативные акты министерств и ведомств

Нормативно-правовые акты министерств и ведомств должны быть изданы исключительно как постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения. Акты, которые издаются в другом виде (к примеру, письмо или телеграмма) не должны быть нормативно-правового характера.

Обязательное условие для того, чтобы нормативно-правовые ведомственные акты вступили в силу – они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ и официально опубликованы. Такие требования действительны для всех актов относительно вопросов прав, свобод и обязанностей граждан и правового статуса организаций.

Данные акты должны вступить в силу как правило когда прошло 10 дней с момента, когда их официально опубликовали в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Акты, содержащие сведения, которые являются государственной тайной или другие конфиденциальные сведения должны вступать в силу со дня, когда их зарегистрировали в Министерстве юстиции РФ (в случае, если в самих актах не установлен более поздний срок).

Замечание 2

Некоторые ведомственные акты (ГОСТ или СНиП) не обязательно должны быть зарегистрированы. Данные акты, включая другие нормативно-правовые акты, признанные в Министерстве юстиции РФ, не подлежат государственной регистрации а должны быть опубликованы в порядке, которые определяется в соответствующих ведомствах, которые их утвердили.

Для нормативных актов по налоговым и таможенным вопросам предусматривается специальный порядок того, как они вступают в силу. Данные акты в большинстве случаев вступают в силу после того, как истекает один месяц с официальной публикации и не раньше первого числа очередного налогового периода по соответствующим налогам.

То, как вступают в силу акты таможенного законодательства Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана имеет определенные особенности.

Федеральные законы, которые вносят изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части, где устанавливаются новые налоги и сборы, должны вступать в силу не раньше, чем 1 января года,который следует за годом, когда они были приняты, но не раньше чем 1 месяц со дня, когда они были официально опубликованы.

В таблицах, размещенных на ресурсе Google Docs по адресу: goo.

gl/N6mH9, можно ознакомиться с источниками опубликования и порядком того, как вступают в силу законы и различные нормативно-правовые акты, специальным порядком вступления в силу актов по налоговым и таможенным вопросам, а также актов, которые не подлежат государственной регистрации. Более подробную информацию можно найти в справках, представленных в СПС.

Нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации должны вступать в силу на основании порядка, который установлен законодательством соответствующих субъектов.

В соответствии с общим правилом нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации должны вступать в силу не раньше, чем через 10 дней после того, как их официально опубликовали в источниках, которые указаны в законодательстве субъекта.

Определение 2

Официальное опубликование нормативно-правовых актов органов гос.власти Республики Дагестан – это первая публикация текста в «Дагестанской правде» или в «Собрании законодательства Республики Дагестан».

Официальное опубликование нормативно-правовых актов исполнительных органов власти Республики Дагестан – это первая публикация текста в «Дагестанской правде» или в «Вестнике Министерства юстиции Республики Дагестан». Публикация нормативно-правовых актов также возможна как отдельное издание.

Статьи 59-60 Закона Республики Дагестан от 1 6.04.1 997 № 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан».

Вывод 1

Для получения информации о порядке вступления в силу НПА органов местного самоуправления, необходимо ознакомиться с уставом соответствующих муниципальных образований.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/poisk-pravovoj-informatsii/normativnye-akty-prezidenta-pravitelstva-ministers/

Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права

Нормативные акты государственных органов пример

Продолжаю серию заметок “Правоведение для чайников”. Первые две части можно прочитать здесь – “Что такое право?” и “Правоотношения, юридические факты и правосубъектность”, а сегодня расскажу об источниках права, законах и подзаконных актах.

Прошу моих читателей – “нечайников” указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования. То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин.

Здесь же нельзя поворачивать!» В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?». Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».

Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое. Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении. Так плавно мы подходим к понятию «источник права».

Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.

Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.

Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.

Существуют следующие виды источников права: нормативные правовые акты; нормы международного права; обычаи; судебные прецеденты; акты высших судов; договоры нормативного содержания; научные труды (доктрина); религиозные нормы; принципы права. Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения. Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.

Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы. Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы. Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах. Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).

Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.

Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

1) Законы

а) Конституция РФ б) федеральные конституционные законы (ФКЗ) в) федеральные законы (ФЗ)

2) Подзаконные акты:

а) указы президента РФ б) постановления правительства РФ в) приказы министерств и ведомств Чем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

Законы

Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс. Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).

Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон.

Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.

Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).

Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.

3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Федеральных конституционных законов не очень много. Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О референдуме РФ», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ». Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.

Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?

Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.

законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.

) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).

Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).

Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет. Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов. Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу. Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу». Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.

Подзаконные акты

Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»). В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:

«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».

Источник: https://zakon.ru/blog/2016/3/17/pravovedenie_dlya_chajnikov_%E2%80%93_2_normativnye_pravovye_akty_kak_istochniki_prava

Список нормативных правовых актов

Нормативные акты государственных органов пример

Конституция Российской Федерации

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Налоговый кодекс Российской Федерации (Главы 23 и 25.3)

Трудовой кодекс Российской Федерации

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Федеральный закон от 15 августа 1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»

Федеральный закон от 13 июня 2015 г. № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»

Федеральный закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение»

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 г. № 755 «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 г.

№ 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение»

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 487 «Об утверждении формы ходатайства работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста»

Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание»

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме»

Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов»

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»

Постановление Правительства РФ от 06 февраля 2012 г. № 93 «Об утверждении перечня научных и инновационных организаций, которые имеют право приглашать в Российскую Федерацию иностранных граждан в качестве научных или педагогических работников для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью без разрешения на привлечение и использование иностранных работников»

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г.

№ 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц»

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 «О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг»

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. № 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг»

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2013 г.

№ 800 «Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 г. № 236 «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»

Приказ Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)»

Приказ Минздрава России от 29 июня 2015 г.

№ 384н «Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний»

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. № 1153 «Об утверждении порядка и критериев включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. № 1154 «Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и технических требований к нему»

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. № 1156 «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена»

Приказ Минобрнауки России от 26 января 2015 г. № 21 «Об утверждении формы документа о прохождении экзамена на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2017 г. № 856 «Об утверждении перечня образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации»

Приказ МВД России от 19 июня 2017 г. № 390 «Об утверждении форм бланков разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства»

Приказ МВД России от 19 июня 2017 г. № 391 «Об утверждении формы бланка патента, выдаваемого иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»

Приказ МВД России от 19 июня 2017 г. № 392 «Об утверждении формы заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников»

Приказ МВД России от 26 июня 2017 г.

№ 409 «Об утверждении формы справки об обучении иностранного гражданина (лица без гражданства) по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию»

Приказ МВД России от 26 июня 2017 г.

№ 410 «Об утверждении Перечня уполномоченных территориальных органов МВД России, в которые представляются документы для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу и продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»;

Приказ МВД России от 14 августа 2017 г. № 635 «Об утверждении форм заявлений, представляемых в связи с оформлением патента, его переоформлением, выдачей его дубликата или внесением изменений в сведения, содержащиеся в патенте»

Приказ МВД России от 14 августа 2017 г. № 637 «Об утверждении форм заявлений, представляемых в связи с оформлением разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, его продлением, выдачей его дубликата или внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства»

Приказ МВД России от 4 сентября 2017 г.

№ 700 «Об утверждении Требований и обязательным реквизитам письменного предложения о въезде в Российскую Федерацию высококвалифицированного специалиста и Порядка взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов на региональном уровне и дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации при оформлении иностранному гражданину или лицу без гражданства обыкновенной деловой визы».

Приказ МВД России от 20 октября 2017 г. № 800 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации»

Приказ МВД России от 01 ноября 2017 г. № 827 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства»

Приказ МВД России от 13 августа 2018 г.

№ 514 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешительных документов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации»

Приказ МВД России от 04 июня 2019 г.

№ 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации»

Источник: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/emvd/guvm/%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0/%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA-%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.