Нормативное право это

Нормативное определение права

Нормативное право это

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается силой государственного принуждения. В данном определении указаны следующие признаки позитивного права:

нормативность; системность; формальная определенность; общеобязательный характер норм права.

Взгляд на то, что право обладает свойством нормативности, настолько является общепризнанным, что практически не подвергается критике и какому–либо сомнению. Однако само понимание нормативности весьма различно. Большинство авторов смешивает понятия «нормативность» и «норма». Дело в том, что позитивное право, обладая свойством нормативности, состоит не только из правовых норм.

Различного рода индивидуальные предписания родового характера составляют существенную часть позитивного права. Любая социальная норма обладает свойством нормативности, т.е. способностью при помощи общих правил регулировать общественные отношения. Вместе с тем, не всякое нормативное явление предполагает наличие правовой нормы.

Юридические факты, решения судов по конкретным делам, распоряжения должностных лиц также обладают свойством нормативности как составная часть тех или иных правовых отношений. Понятие «норма» и «нормативность» имеют разную этимологическую основу: норма (от лат. norma) – правило, образец; нормативный (от лат. normatio) – упорядочение.

Таким образом, понятие «нормативность» шире понятия «норма». Нормативность – это более всеобъемлющий по сравнению с юридической нормой способ упорядочения общественных отношений. Свойство нормативности указывает на такое качество позитивного права, как регулирование общественных отношений, создание особого порядка в обществе и государстве, который называют правовым.

Таким образом, позитивное право включает в себя не только юридические нормы, но и правовые отношения, правопорядка и другие компоненты.

Признак системности характеризует позитивное право не как простую совокупность юридических правил, а как систему норм, находящихся в определенных отношениях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Каждая норма действует не обособленно, а в составе определенного института, отрасли права, во взаимодействии с другими нормами.

Несмотря на множество и разнообразие правовых норм, они представляют собой не механическую совокупность установленных государством правил поведения, а определенную систему правовых предписаний, т.е. право в целом обладает признаком системности.

Позитивное право – это система формально–определенных норм.

Юридические нормы в отличие от других социальных норм должны отличаться в принципе точностью, определенностью по содержанию, причем такой определенностью, при которой содержание нормы закрепляется формально, в тексте закона или другого нормативного документа. Общие правила поведения лишь тогда становятся юридическими, когда они выражены в тексте нормативного документа.

Позитивное право, в отличие от других социальных регуляторов, имеет общеобязательный характер. Юридические нормы позитивного права распространяются на всех лиц, которым они адресованы. Эти лица обязаны исполнять требования норм права независимо от своего субъективного к ним отношения.

Признак общеобязательности позитивного права включает в себя два характерных свойства: всеобщность и обязательность.

Всеобщность выражается в том, что в отличие от религиозных, нравственных, корпоративных и других социальных норм, действие юридических норм не ограничивается этнической, религиозной или любой другой принадлежностью субъекта общественных отношений.

Обязательность правовых предписаний означает неукоснительность их исполнения всеми членами общества. Общеобязательность позитивного права обеспечивается государственным принуждением. По поводу государственного принуждения как признака позитивного права в научной литературе высказаны различные суждения.

Одни авторы считают, что государственное принуждение является существенным признаком позитивного права, что право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению правовых норм.

Другие ученые полагают, что принуждение не является отличительным признаком позитивного права, что в той или иной форме принуждение характерно для религии, морали, политики, экономики. Данный спор давно приобрел уже сугубо схоластический характер, так как разные авторы по–разному понимают сам термин «принуждение». Безусловно, есть множество правовых норм, которые соблюдаются добровольно, однако, в целом действие позитивного права обеспечивается принудительной силой государства.

Нормативное понимание права оказалось недостаточным при анализе сложных правовых реальностей. Огромная сфера ненормативной правовой регламентации оказывается как бы вне сферы права, так как судебная, правоохранительная, управленческая деятельность – это ведь не система норм.

Нормативное понимание права не может служить критерием, на основании которого можно отличить правовое явление от неправового. Эти и другие недостатки нормативного подхода к праву побуждают юристов искать новые и более совершенные определения права.

Суть этих дефиниций выражается в том, что право как сложное социально–юридическое явление рассматривается и как система норм, установленных государством, и как единство правовых норм с деятельностью государственных органов по применению этих норм.

Одной из разновидностей позитивного права является легализм (от лат. lex – закон), то есть теории, которые сводят все право к позитивному закону государства. Под «законом» здесь имеется в виду все действующее (положительное) право.

Теоретическую основу легизма составляет отождествление права и закона. Сторонники легизма, исходя из того, что правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена, что всякое право есть приказ верховной государственной власти.

Словом, государство это тот источник, из которого берут начало все правовые нормы. Естественное право, по мнению легистов, – это лишь звонкая фраза, словесная фикция, которая не наполнена собственно юридическим содержанием.

Все, что выходит за рамки действующего права, не должно быть предметом юридической науки.

Теория легизма неоднократно подвергалась обоснованной критике. Вместе с тем надо иметь в виду, что право, как и любое другое явление, можно изучать с разных сторон. Легистские концепции права внесли огромный вклад в развитие юриспруденции, в разработку основополагающих понятий и категорий современного права.

Правовой позитивизм, утверждающий совершенно особую и самостоятельную природу юридического знания, наиболее ярко представлен в работах Г.Кельзена. Он проводит резкую грань между тем, что есть и тем, что должно быть, т.е. между сущим и должным. Работа Г.Кельзена называется «Чистое учение о праве».

Его учение о праве называется «чистым» потому, что оно занимается одним только правом и, по мнению автора, «очищает» познаваемый предмет от всего, что не есть право в строгом смысле. Чистое учение о праве есть теория позитивного права: позитивного права вообще, а не какого–либо конкретного правопорядка.

Это общее учение о праве, а не интерпретация отдельных национальных или международных правовых систем.

Философскую основу чистого позитивизма составляет суждение о разграничении мира реального от мира должного. Юриспруденция, по мнению Г.Кельзена, совершенно некритично расширялась за счет политической теории, этики, социологии, психологии и других социальных наук.

Суть учения Кельзена – в требовании рассматривать право изолированно от политики, экономики, истории, этики.

Он утверждает, что право не зависит от того, как в жизни применяются его нормы, так же как правила математики не изменяются в зависимости от того, для чего и как применяются эти правила в жизни.

Однако, если нормы права не зависимы от реально существующих общественных отношений, то Г.Кельзен отвечает на этот вопрос так: «Из того, что есть, не может следовать, что нечто должно быть, равно, как из того, что должно быть, не может следовать, что нечто есть».

Следовательно, правовые нормы, как и другие индивидуальные нормы, черпают свое содержание в законе, закон – в конституционной норме, а последняя может основываться на положения, исторически предшествующих ей конституций либо, если выйти за пределы данной правовой системы, на нормах международного права.

Кельзен выдвигает понятие «основная норма», которая возглавляет иерархическую лестницу правовых норм. Эта «основная норма» не может быть выведена из какой–либо другой нормы, наоборот, из нее выводятся все нормы системы права.

Обязательная сила основной нормы очевидна сама по себе или, по крайней мере, презюмируется такой. Основная норма не создается путем правовой процедуры. Абстрактный характер основной нормы – одно из главных оснований для критики чистого учения о праве.

У Кельзена остается открытым вопрос о том, где берет свое начало основная норма. Она предполагается им, существует лишь гипотетически в абстрактно–логическом мире должного. С формально–логической точки зрения теория Г.

Кельзена весьма привлекательна, так как иерархия юридических норм необходимое условие любого правового порядка. Самое слабое место в его учении понятие «основной нормы»: если ее нельзя вывести из сущного, то тем более ее нельзя вывести из ничего.

Главный недостаток всех позитивистских теорий права состоит в том, что они не дают и не могут дать ответа на вопрос: как отличить право от неправа, право от произвола суверенного законодателя.

Записи по теме

Источник: https://naparah.com/obshhestvo-i-pravo/11192775.html

Норма права и нормативные правовые акты: понятия, признаки, свойства

Нормативное право это

В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, в которых необходимо выбрать линию поведения. Это может быть работа, дом, семья, общественное место и др. Ответ на вопрос о желаемом, допустимом или должном поведении в большинстве случаев человек получает посредством социальных норм. которые сложились в определенном обществе.

Система социальных норм представляет собой элемент системы нормативного регулирования. В обществе чаще всего действуют два вида норм: технические и социальные.

Замечание 1

Норма права и нормативно-правовые акты (НПА) формируют границы, в рамках которых происходит сохранение сущности определенного явления или объекта.

Использование технических норм характерно для регулирования человеческого поведения в его отношениях с техникой и природой.

Они способны указывать на то, каким образом люди должны обращаться с трудовыми орудиями, машинами, проявлять реакцию на воздействующие природные силы.

Технические нормы напрямую связаны с уровнем развития производительных сил, а пренебрежение к ним часто приводит к необратимым последствиям.

Современная система технических норм представлена технологическими правилами, правилами техники безопасности, использования современных приборов и машин, правилами санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. В любой сфере деятельности человека, в области создания им материальных и духовных благ, он должен знать и творчески использовать предназначенные для этого технические правила.

Даже имея в распоряжении современную технику, человек, скорее всего, не сможет получить ожидаемый результат. Помимо этого, высокой является вероятность, что такие люди смогут испортить сложный прибор, а несоблюдение техники безопасности часто оборачивается производственными травмами и прочими тяжелыми последствиями для нарушителей и даже для окружающих людей.

С соблюдением технических норм связано и последующий рост ответственности человека перед обществом. Об этом свидетельствуют события, которые связаны с катастрофой на Чернобыльской атомной станции. Очевидно, что технические нормы представляют собой правила работы с природными и техническими объектами, которые разработаны на основе знания законов техники и технологии.

Большое значение здесь имеет и соблюдение социальных норм, регулирующих отношения, которые проявляются при осуществлении социальных, экономических, политических, культурных задач. Они стоят перед обществом, страной или отдельным человеком.

Замечание 2

Социальные нормы являются регуляторами, которые могут устанавливать точные границы поведения членов общественных отношений. Они включают одинаковую меру (масштаб) поведения в виде нормы и характеризуются неперсонифицированностью адресата («относятся к тому, кого это касается»), обязательным исполнением и повторяемостью действий, наличием наказания за нарушение.

Меры общественного воздействия направлены на достижение требуемого состояния отношений в обществе. По необходимости для этого используется механизм социального принуждения.

Социальные нормы характеризуются уровнем общественного развития, а сфера их действия представлены общественными отношениями. В процессе определения требуемого или возможного поведения человека, коллективы людей формируют нормы.

Таким образом, социальные нормы представляют собой правила, которые регулируют поведение человека и деятельность создаваемых им организаций в процессе взаимоотношения друг с другом.

Социальные нормы представляют собой:

  • правила поведения людей (указывают на то, какими должны быть поступки);
  • правила общего характера (отличаются от индивидуальных правил);
  • правила поведения человека (не только общие, но и обязательные правила поведения в обществе, обеспечиваемые мерами принуждения).

Благодаря рассмотренным свойствам любая социальная норма оказывает регулирующее воздействие на любого члена общества и общественные отношения в целом.

Рассмотрим классификацию социальных норм в современном обществе. Она производится в соответствии со способом создания (формирования), способом защиты (обеспечения, охраны).

В зависимости от этих критериев принято различать виды социальных норм:

  1. правовые нормы (правила поведения, которые подлежат установлению и охране государством).
  2. Нравственные нормы (нормы морали, этики) — правила поведения, устанавливаемые в обществе в зависимости от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и долге, достоинстве. Их охрана происходит с помощью силы общественного мнения или внутренних убеждений.
  3. Нормы обычаев включают правила поведения, которые вкладываются в обществе в процессе многократного повторения в течение длительного периода времени (в ходе истории). Они входят в привычку человека, охраняются от нарушений с помощью естественной внутренней потребности человека и силы общественного мнения.
  4. Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) включают правила поведения, устанавливаемые самими общественными организациями. Их охрана происходит посредством мер общественного воздействия, которые предусматривают уставы этих организаций.
  5. Религиозные нормы, формируемые различными вероучениями. Их используют в ходе совершения религиозных обрядов, а охраняют с помощью мер общественного воздействия, которые предусмотрены канонами этих религий.

Особенности норм права

Отличительные черты права в качестве социального регулятора заключаются в его формальном характере, то есть внешнем выражении в нормативных правовых актах, системности или четкой взаимосвязи правовых норм, общеобязательности предписаний, обеспеченности принуждением со стороны государства при посягательстве на них.

Замечание 3

Правовая норма представляет собой исходный элемент, который требуется для построения права. Правовую норму и объективное право можно соотнести в качестве целого и его части, но более точно необходимо рассматривать их в качестве системы (право) и ее элементов (нормы права).

В связи с вышесказанным знак равенства между свойствами права в целом и свойствами его элемента — правовой нормы ставить нельзя. Тем не менее, любая правовая норма способна обретать свои полные юридические свойства только при включении ее в право как систему.

Для правовой нормы характерно несколько свойств (качеств, признаков):

  1. Принадлежность к социальным нормам.
  2. Правовая природа.

Первое свойство ведет к проявлению следующих качеств правовой нормы как правила поведения людей в обществе, свободы волеизъявления и поведения, мер возможного и должного поведения человека:

  • нормативность, которая представляет собой эталон поведения;
  • неперсонифицированность (определение круга адресатов с помощью типовых признаков);
  • непрерывность во времени, которая способна оказывать регулирующее воздействие;
  • многократное использование, (норма начинает действовать периодически при возникновении ситуации, предусмотренной в гипотезе);
  • неисчерпаемость, то есть расчет на неограниченное количество однотипных случаев;
  • обязательность для всех (выступает как веления, требование, которое обращается от общества или его объединения к конкретному лицу);
  • принудительность (обеспечивается с помощью мер воздействия со стороны общества, объединений).

Благодаря перечисленным свойствам правовая норма в качестве разновидности социального регулятора может воздействовать на общественные отношения и сознание людей.

Опиши задание

Признаки и свойства правовых норм

Юридическая природа правовой нормы предопределяет следующие специфические признаки:

  1. непосредственный источник — государство, включая санкционирование (является государственно-властным велением);
  2. охрана силами государства, возможностью реализации с помощью его принуждения, что придает надежность и реальную осуществимость;
  3. безусловность (обязательность для всех тех лиц-адресатов, вне зависимости от их общественного положения, субъективного отношения к любому юридическому предписанию и др.);
  4. особая формальная определенность:
    1. в соответствии с внутренней организацией (внутренней формой) она должна являться конкретным и точным предписанием;
    2. в соответствии с внешней формой она должна быть включена в официальные источники (формы выражения) права (например, нормативно-правовые акты);
  5. действие в качестве интеллектуально-волевого регулятора поведения.

Этот пункт необходимо рассматривать с позиции двух аспектов. Первый из них относится к самому механизму действия правовых норм.

Так, они способны регулировать человеческое поведение только в случае осознания (интеллектуальный аспект) и с помощью воздействия на их волю посредством властного содержания (волевой аспект).

Вторая особенность правовой нормы заключается в том, что она, как и право в целом, способна выражать волю государства. По этой причине особую роль начинает играть легитимность органов государства, которые формируют нормы права.

Наряду с этим правовая норма обладает естественно-историческими истоками, является социально обусловленной и представляет собой продукт человеческой деятельности. Она способна отражать соответствие меры свободы индивида и свободы общества, выступая как модель и регулятор общественных отношений.

  1. действие в качестве формы определения и закрепления прав и обязанностей, которые устанавливают диапазон свободных действий субъектов права. С правами всегда корреспондируют обязанности, которые им соответствуют и относятся как к определенному субъекту или к не определенным лицам. Права не существуют без обязанностей, что является важнейшим принципом построения и работы любой системы права.

Регулятивные нормы права, которых большинство, обладают предоставительно-обязывающим характером, действуя с помощью предоставления субъектам юридических прав и возложения на них юридических обязанностей;

  1. системность, проявляющаяся в структурном построении нормы, кооперации норм институтов и отраслей права.

Определение 1

Таким образом, норма права представляет правило поведения, которое установлено или санкционировано государством. Оно общеобязательно и формально-определено, обеспечено с помощью силы государственного принуждения для регулирования отношений в обществе и воздействия на сознание его членов.

Воля государства выражается в качестве правовых норм (правил поведения). Она излагается с целью обеспечения возможности ознакомления с правовыми нормами самых широких слоев общества. В правовой науке формы, посредством которых государственная воля может быть возведена в общеобязательный ранг, становясь правовой нормой, обозначаются понятием «источники права».

Сегодня более используемыми являются несколько источников права:

  • правовой обычай;
  • нормативный акт права;
  • судебный прецедент;
  • доктрина и идея;
  • договор нормативного содержания;
  • религиозный текст.

В сегодняшних условиях самый распространенный способ доведения содержания правовых норм до сведения всего населения государства представлен нормативным правовым актом. Он оформлен в виде официального письменного документа (акта правотворчества), который исходит от компетентных органов и содержит решение об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм.

Нормативный правовой акт в качестве источника права имеет преимущества и недостатки.

В число первых из них входят: возможность активного влияния на отношения в обществе (государство имеет специальный аппарат для реализации всех правовых норм, обеспечивая процесс с помощью мер принуждения); оперативность (быстрое воздействие на процессы ликвидации или развитие определенных отношений в обществе с помощью мер принуждения); удобство для лиц, которые используют право (содержание правовых норм отражено в текстах); единообразное понимание и действие правовых предписаний в рамках государства (единство режима законности, равная защита гражданских прав). По разным субъективным и объективным причинам регулирование невозможно считать до конца адекватным и всеобъемлющим.

Замечание 4

Включенные в состав нормативно-правовых актов правовые нормы подлежат воспроизводству, конкретизации, дополнению, а часто и отмене с помощью правовых норм, которые содержатся в других источниках права.

Сегодняшние нормы права и нормативно-правовые акты можно считать порождением романо-германской правовой семьи. Тенденция законодательно оформлять права окончательно была выявлена в XIX в. Именно в то время в большей части европейских стран принимались различные кодексы и писаные конституции. Уже в XX в.

закон в качестве источника (формы выражения) права постепенно начинает преобладать и в прочих правовых системах, включая англо-саксонскую и мусульманскую, где раньше ведущими являлись другие юридические источники.

В государствах, в которых нормативный правовой акт представляет собой классический и первостепенный источник права (например, Россия, Германия, Франция и др.), на высшей ступени его иерархической системы располагаются конституции и законы.

Также сегодня намечена тенденция к росту ценности конституционных норм, включая усиление их главенства над другими нормативными актами, в первую очередь, над актами исполнительной власти (декреты, ордонансы, указы, постановления, инструкции).

Нормативный правовой акт современности должен:

  • издаваться компетентными органами государства, непосредственно народом в соответствующем процедурном порядке;
  • обладать государственно-властным характером;
  • охраняться государством (иногда принудительно);
  • обладать юридической силой (способность реально действовать, порождая юридические последствия);
  • существовать в определенной документальной форме, включать реквизиты;
  • являться элементом строгой иерархии и системы права.

В нашей стране нормативный правовой акт является письменным официальным документом, который принят в установленном порядке органами государства, местными органами самоуправления или населением. Он заключается в решении об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм во времени, в пространстве и по лицам.

Нормативно-правовые акты характеризуются четко выраженной структурой. Они включают указаниями о времени, месте принятия, подписи должностных лиц. Акты разбиваются на элементы в форме частей, разделов, глав, параграфов, статей. Они должны содержать четкие положения о территории или круге лиц, на которые распространяется действие, включая время вступления в силу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/norma-prava-i-normativnye-pravovye-akty/

Нормативное определение права. Признаки права

Нормативное право это

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных или санкционированных государством, реализация которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Признаки права:

Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы – индивидуально-правовые и нормативные. Первые – суть конкретные указания, вторые – правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний – кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения.

Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию.

Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода.

Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии.

Таким образом, в отличие от индивидуально-правовых предписаний нормы являются всеобщими моделями правомерного поведения лица.

Субъектами, на которых направлено действие нормативных правил, выступают не конкретные, перечисленные поименно субъекты, а однородные категории лиц – военнослужащие, пенсионеры, иностранцы, обвиняемые и потерпевшие, акционерные общества, органы местного самоуправления и т.п.

Таким образом, право регулирует поведение персонально неопределенного круга лиц, действует постоянно вплоть до отмены или изменения соответствующей правовой нормы. При этом действие нормы носит не одноразовый характер.

Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.

Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования.

Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.

Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм. В случае противоречия корпоративным правилам, морали, религии или обычаям действуют именно правовые нормы.

Общеобязательность права создает основу для формально-юридического равенства субъектов перед законом и судом, для ликвидации какой-либо дискриминации. В результате этого в общественную жизнь вносятся элементы справедливости, единства, равенства, принципиальной одинаковости.

Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Нормы права – это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально.

При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо.

Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение.

Неопубликованный закон применению не подлежит. То есть норма, не доведенная до всеобщего сведения, не порождает правовых последствий. Таким образом, право характеризуется общедоступностью, публичностью восприятия.

Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала.

Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.

Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конфликтам.

Так, в Уголовном кодексе 1996 г. (в изначальной редакции) таких неопределённых норм было достаточно много. Как показала правоприменит6льная практика, их наличие вызывало множество коллизионных ситуаций. Например, в ст.

199 УК РФ предусматривалась уголовная ответственность за уклонение от уплаты налоговых платежей и обязательных сборов во внебюджетные фонды “иным способом”. Данная формулировка давала неограниченные возможности для злоупотреблений, что приводило к отмене больших количеств приговоров судами кассационной и надзорной инстанций.

Данная формулировка была исключена в редакции УК РФ от 8 декабря 2003 г., но этот пример хорош для иллюстрации тезиса о том, что норма права должна быть конкретной и определенной.

Определенность права обеспечивает единый для всех, устойчивый правопорядок в обществе.

Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм.

Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер.

Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государство выявляет экономические, политические, социальные притязания отдельных классов, групп, слоев населения, а затем формирует и возводит в закон согласованную волю общества.

Таким образом, в праве выражается общая, интегрированная воля населения. При этом следует помнить, что право и законодательство – не тождественные понятия.

Правовым является лишь закон, соответствующий демократическим правовым идеям, принципам, ценностям, неотъемлемым правам и свободам человека.

Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его.

В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством.

В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Таким образом, государство контролирует соблюдение права участниками правоотношении, пресекает правонарушения, привлекает нарушителей к юридической ответственности. Особое значение здесь придается судебным органам, разрешающим правовые конфликты и гарантирующим каждому защиту ею нарушенных прав и свобод.

Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм – организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/21090.html

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.2 Норма права. Источники права. Нормативный правовой акт. |

Нормативное право это

  • Норма права. Понятие.
  • Состав нормы права.
  • Формы норм права.
  • Особенности норм права.
  • Виды норм права.
  • Источники права.
  • Нормативный правовой акт. Понятие, признаки.
  • Виды нормативно-правовых актов.

Норма права.

Норма права (правовая норма) – охраняемое государством общеобязательное право , которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определённые права и обязанности.

Состав нормы права.

  • Гипотеза (предположение) – описывает условия применения права (ЕСЛИ пешеход переходит дорогу).
  • Диспозиция (распоряжение) – описывает само правило (ТО должен переходить дорогу на зелёный свет светофора).
  • Санкция (взыскание) – предусматривает последствия невыполнения нормы (ИНАЧЕ от будет оштрафован).

Формы ном права.

  • Дозволение – предоставление права на совершение определённых положительных действий (что можно делать).

  • Предписание – установление обязанности совершать определённые действия (что нужно делать).

  • Запрет – установление требования воздержаться от определённых действия (чего нельзя делать).

Особенности норм права.

  • Закреплённость в законе или других нормативных правовых актах.
  • Общеобязательность: их обязаны соблюдать все – и отдельные лица и организации.
  • Конкретность, детализированность.
  • Обеспеченность силой государства.

Виды норм права:

  • конституционные законы
  • нормы законов
  • нормы подзаконных актов.

Источники права.

Источники права — это внешние официально документальные формы выражения и закрепления норм права, исходящие от государства.

  • Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения.
  • Юридический прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придали нормативно-правовой характер.
  • Нормативно-правовой акт — властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяющее отменяющее нормы права. Две стороны в данном случае юридически не равны: с одной стороны — органы государства, устанавливающие номы, с другой — субъекты, обязанные их исполнять.
  • Нормативно-правовой договор — правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон. В данном случае две стороны юридически равны, от каждой зависит, будет она подписывать тот или иной договор или нет (например, брачный договор).

Нормативно-правовой акт.

Нормативно-правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом государственной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правила регулирования общественных отношений.

Признаки нормативно-правового акта.

  • Содержит нормы права.
  • Предназначен для регулирования общественных отношений.
  • Общеобязателен для исполнения.
  • Выражает волю государства, сформулированную как общеобязательное требование.

  • Издаётся компетентными органами государства или принимается всенародным анием – путём референдума.
  • Имеет вид письменного документа.
  • Характеризуется неконкретностью адресата, то есть обращён к индивидуально-неопределённому субъекту.

  • Рассчитан на многократное применение.
  • Гарантируется принудительной силой государства.

Закон.

Закон – нормативно-правовой акт, имеющий следующие признаки:

  • принимается в особом порядке органами законодательной власти или референдумом,
  • выражает волю народа,
  • обладает вышей юридической силой,
  • регулирует наиболее важные общественные отношения.

Виды законов:

  • Основные законы (Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральные конституционные законы).
  • Обыкновенные законы (текущие) – федеральные законы, законы субъектов РФ.

Различайте!

Федеральные конституционные законы – законы, регулирующие вопросы, относящиеся к правовым основам государства, государственного строя, то есть к предмету ведения Конституции РФ (например, Закон «О чрезвычайном положении», «О выборах Президента РФ» и др.)

Федеральные законы – законы, регулирующие важнейшие вопросы общественной жизни, не относящие к ведению Конституции РФ (например, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, «Об акционерных обществах» и др.)

Подзаконный акт.

Подзаконный акт — нормативно-правой акт, изданный на основе и во исполнение закона:

  • обладает меньшей юридической силой, чем закон,
  • базируется на законе, обладая вспомогательной и детализирующей ролью.

Виды подзаконных актов.

  • Указы Президента РФ.
  • Постановления Правительства РФ.
  • Приказы, инструкции, положения министерств и других федеральных органов исполнительной власти.
  • Решения и постановления органов законодательной власти субъектов РФ.

  • Решения, распоряжения, постановления органов исполнительной власти субъектов РФ.
  • Нормативные правовые акты муниципальных образований.
  • Локальные нормативные правовые акты (предприятий, учреждений, организаций).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-56/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.