Нормативно правовой акт является результатом

Каковы отличия нормативно-правовых актов?

Нормативно правовой акт является результатом

Правила поведения социума во всех сферах социальной жизни всегда регулируются документами, имеющими юридическую силу, обладающими властными полномочиями и указывающими на последовательность действий, которым должен следовать индивид в отношении конкретного явления или события.

Законодательство любой страны не может существовать без нормативно-правовых актов (НПА), упорядочивающих социальные, экономические и политические процессы в стране, так как отсутствие правовой документации приведет к хаосу в социуме и полной анархии.

Что представляет собой НПА

Официальный документ, соответствующий определенной форме, который принимается и издается по имеющимся компетенциям уполномоченного органа или специальной законодательной процедуры, называется нормативно-правовым актом.

К данному понятию относятся законы (все виды), кодексы (существующие в настоящее время), подзаконные акты (инструкции, уставы, положения, своды правил, приказы, распоряжения).

Главным нормативно-правовым актом любой страны является Конституция.

НПА может приниматься не только органами, имеющими правомочие в отношении документов, регулирующих социальные отношения (в РФ – Государственной Думой, Федеральными Собраниями депутатов), но и социальными структурами:

  • муниципалитетами;
  • профсоюзами;
  • обществами акционеров.

НПА может быть принят также на всенародном референдуме, путем соблюдения всей юридической процедуры, закрепленной в конституционном законодательстве государства. Данный документ появляется только в результате правотворчества, и содержит правовые нормы. Совокупность всех НПА, находящихся на территории страны, образует единую систему, которая формирует юридические отрасли.

Разработанный и принятый субъектами, нормативно-правовой акт представлен разработанной формой, содержит необходимую правовую информацию и относится к элементам писаного права.

На любом НПА всегда указывается ведомство, к которому оно относится, дата принятия и вступления в силу, название, и обязательно ставится виза вышестоящего органа, утверждающего момент (календарные сроки) вступления в силу.

Признаки нормативно-правового акта

Документы имеют властный, общеобязательный характер. В регулировании правоотношений между индивидами использует императивный метод (неукоснительных предписаний и обязательного выполнения). Нормативно-правовые акты, являясь официальной документацией, всегда рассчитаны на неоднократное применение. Они устанавливают или отменяют существующие правоотношения между сторонами.

К особенностям НПА относятся следующие характерные признаки:

  1. Общеобязательность.
  2. Результат правового творчества.
  3. Нормативность.
  4. Правоприменение.
  5. Документационная форма.
  6. Слаженная последовательность группирования норм права.

Чтобы нормативный акт имел силу, он должен:

  • отражать существующую реальность;
  • иметь четкую структуру (реквизиты, оглавление, вводную часть (преамбула), общие положения, выводы и заключения, приложения);
  • быть доступными (для ознакомления и восприятия).

Нормативно-правовые акты, являясь официальными документами, подразумевают их неоднократное применение. Они устанавливают или отменяют действующие правоотношения между сторонами.

Разновидности нормативно-правовых актов

Система НПА имеет в России иерархическую структуру:

  1. Основной Закон и международные соглашения (в том числе, директивы, постановления).
  2. Все виды законов: конституционные, отраслевые (административные, трудовые, семейные, уголовные, земельные, налоговые и т. д.), кодексы, Федеральные законы.
  3. Документы в виде актов: министерств, ведомств, служб.
  4. Уставы субъектов РФ.
  5. Акты в виде законов и постановлений властных государственных субъектов, а также органов муниципалитета.
  6. Локальные НПА (нормативные договоры для сторон социального партнерства некоторых видов законодательства – трудового, финансового, налогового).
  7. Подзаконные акты (указы, постановления, распоряжения).

Законы обладают высшей правовой силой и составляют основу законодательства, наряду с правовыми нормами, которые вытекают из них. Данные документы имеют право разрабатывать, принимать, дополнять и отменять лишь высший аппарат государственного управления – в РФ это Государственная Дума.

Все Законы одобряет и визирует Президент. Если документ составлен неверно, имеет юридические ошибки, нарушает права и свободы граждан, согласно установленным конституционным правовым нормам, Президент может наложить на них «Вето» (запрет на опубликование). И тогда, в соответствии с его пожеланиями, документ либо дорабатывают, либо отменяют.

К особенностям всех законов относится то, что они могут быть изданы либо на постоянной основе, либо на временной или чрезвычайной. Распределяясь по отраслям права, они относятся к определенной области.

Кодифицированные положения законов, с указанными в них нормами, объединяют в Кодексы (Уголовный, Гражданский, Трудовой и т.д.). Сфера законодательства постоянно дорабатывается. Благодаря современным инновациям, начал разрабатываться цифровой формат всех видов нормативно-правовых актов.

Особенности НПА в РФ

Россия, как правопреемник СССР, в основе законодательства использует большинство принципов, которые были в советском социалистическом праве.

Это относится, как к нормативно-правовым положениям Основного Закона, так и к кодексам.

Например, основы Административного, Трудового и Семейного Кодексов полностью составлены и скопированы с документов одноименных названий, с небольшими обновлениями и редакцией, начиная с 2001 г.

Потребность в новых НПА стала толчком для создания новых отраслей и определяющих их документов. Например, для налогового и финансового права был разработан Налоговый Кодекс, для корпоративного – Корпоративный Кодекс и т.д.

Вся правовая информация по актам закрепляется в письменной форме, и имеет текстовый вид. Данные документы имеют главы, параграфы, разбиты на пункты и статьи.

Для России нормативно-правовые акты считаются основными правовыми источниками. Главным НПА в РФ считается Конституция. Опираясь на данный документ, создаются положения всех нижестоящих законодательных документов.

Нормы Конституции изменить или отменить имеет право только Конституционный Суд, который считается Высшим Судебным Органом, а также всенародный государственный референдум, если его положения будут признаны социумом антинародными, и нарушающими основные права гражданина.

Публикация в СМИ и официальных властных источниках нормативно-правового акта говорит о том, что он вступил в силу. Текст документа находится в свободном доступе для прочтения всеми людьми.

На лицевой части документа всегда указывается его название, дата принятия и число, месяц и год вступления в силу.

Документы государственного уровня публикует «Российская газета», а также официальный сайт «Госуслуги», в разделах, к которому относится конкретный изданный закон.

Публикует его также и страница органа, принявшего НПА. В печатных изданиях тексты документов всегда составлены в порядке хронологии, то есть, в определенной последовательности, по разделам.

Удобное разделение актов на законы и акты в иерархии под ними, помогает узнать место НПА в иерархии законодательства и определить его в конкретную отрасль. Благодаря данным документам, субъекты права в РФ могут понимать и осознавать правомерность своих действий, государственную защиту и правоотношения между лицами во всех сферах жизни.

Особенностью современных НПА в РФ является также то, что они нуждаются в улучшении редакции, логической связи, точного указания решаемой проблемы, уточнений основных понятий, которые приняты во внимание правовыми институтами, и активно дорабатываются данными образованиями.

Отличие НПА от актов применения права

Некоторые исследователи юридической науки считают, что приговоры, решения, распоряжения, приказы относятся к только к актам применения, используемых для исполнения воли некоторых ведомств, предприятий, местных аппаратов управлений, имеющих небольшой масштаб, и лишь в некоторой степени исполняющих волю государства.

Например, человек решил уволиться по собственному желанию, написал заявление, проработал 2 недели, которые положено отработать каждому гражданину по Трудовому Кодексу, пока на его место подыщут работника.

В связи с увольнением по предприятию, в котором лицо работало, выпускают приказ. Он обязательно имеет номер, реквизиты предприятия и визу руководителя компании. Номер приказа внесут в трудовую книгу, при осуществлении записи при увольнении. Он (номер) будет иметь значение только для самого предприятия, при выдаче справки в Пенсионный фонд, когда придет время оформлять пенсию.

В самой трудовой книжке укажут лишь статьи закона действующего трудового законодательства, на основании которых происходит увольнение работника. Сам приказ не является НПА, имеющим государственное значение, поэтому его относят к акту применения права, считающийся подзаконным.

Различия между НПА и актами заключаются в виде таких моментов, которые можно представить в виде таблицы.

НПА – это основа для составления акта применения права, разработанная на его принципах и нормах, поэтому второе понятие считают подзаконным документом. В иерархии юридических понятий правоприменительный акт занимает низшую степень.

Также стоит указать, что он издается в пределах небольшого учреждения, и действует строго определенное время, устанавливаясь специальным государственным органом. Подзаконные акты могут прилагаться к НПА, в виде приложений (дополнения, схемы, статистика, и т.д.).

Главный нормативно-правовой акт

Основным, главным и высшим НПА России является Конституция. На ее основе строится вся система права, распределяются отрасли и ветви власти, намечаются пути развития государства и социума. Данный документ содержит конституционные нормы, которые определяют все сферы жизни гражданина, в пределах действия российского законодательства.

Высшая юридическая сила Конституции подчиняет себе все действующее законодательство, которое строится, согласно ее основным положениям. Документ полностью отвечающий нуждам страны и народа, закрепляющий основные права и обязанности гражданина и государства, в лице уполномоченных органов, провозглашает конституционные ценности, и основан на принципах демократии.

Основной Закон был принят 12.12.1993 года. Днем вступления его в силу считается 25 декабря того же года. Он провозглашает и регламентирует:

  • строй и государственное устройство страны;
  • понятия человека и гражданина;
  • подтверждает ее неизменность и влияние на все сферы жизни социума;
  • деятельность субъектов власти и законодательной инициативы (Государственной Думы, Президента, Правительства, Совета Федерации).

Основной документ состоит из 9 основных глав, и, помимо введения, имеет заключительные и переходные положения. Документ стремится упорядочить жизнь социума и государства, определить роль уполномоченных органов, осветить ветви власти, существующую правовую систему и подробно раскрыть права, свободы, которые имеются у индивидов.

В отличие от закона (как понятия), Конституция закрепляет строй, систему и форму государства, обладает властной юридической силой, подчиняющей себе любые вопросы повседневной жизни, отличается стабильностью, сложной последовательностью принятия и внесения изменений, является юридической базой и имеет прямое действие.

Голосование по поправкам, вносимым в Конституцию, всегда выносится на всеобщий народный референдум. Права и свободы индивида Основной документ признает высшей ценностью.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/kakovy-otlichiya-normativno-pravovyh-aktov/

Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России

Нормативно правовой акт является результатом

Хахов, А. А. Нормативные правовые акты и их место в системе правовых актов современной России / А. А. Хахов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 437-439. — URL: https://moluch.ru/archive/287/64973/ (дата обращения: 21.01.2021).



В данной статье рассматривается нормативный правовой акт как самая распространенная форма права в современной России.

Несмотря на то, что в юридической литературе нет однозначного определения нормативного правового акта, представляется весьма обоснованным определение характерных признаков данного понятия.

В статье определяется место нормативных актов в системе правовых актов Российской Федерации.

Ключевые слова: форма права, правовые акты, система правовых актов, нормативный правовой акт.

This article discusses a normative legal act as the most common form of law in modern Russia. Despite the fact that in scientific and legal literature there is no unambiguous definition of a normative legal act, it seems very reasonable to define characteristic features of this concept. The article defines the place of normative acts in the system of legal acts of the Russian Federation.

Keywords: form of law, legal acts, system of legal acts, normative legal act.

В современной жизни российского общества правотворчество занимает одно из ведущих мест, служит начальным этапом жизни права, формирует и оформляет его.

В правовом регулировании общественных отношений в Российской Федерации как в государстве, относящемся к странам семьи континентального права, важнейшую роль играют нормативные правовые акты, которые являются основным источником российского права, при этом никакой другой вид источников права не обладает настолько широкой сферой применения и регулятивными возможностями.

Такое руководящее положение нормативного акта предполагает наличие глубокой теоретико-методологической базы, которая обеспечит устойчивость, систематичность и саморазвитие объекта [1].

От признания документа нормативным правовым актом зависит решение вопроса о необходимости его опубликования, государственной регистрации, порядок обжалования.

При этом важное значение имеет правильный выбор вида и формы нормативного правового акта, а также определить место будущего акта в системе нормативных актов с тем, чтобы «не допустить его противоречия действующим нормативным правовым актам» [2].

В юридической литературе России нет однозначно определенного понятия нормативного правового акта.

По мнению одних ученых, нормативный правовой акт — это изданный в особом порядке официальный документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права [3].

По мнению других, нормативный правовой акт — официальный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права [4].

В связи с отсутствием точного определения нормативного правового акта, рассмотрение его характеристик, отличающих их от иных форм правовых актов представляется весьма актуальным.

В первую очередь, нормативные правовые акты представляют собой документы правотворческих органов.

Признак формальной определенности нормативного акта позволяет четко фиксировать их содержание, вытекающие из них права и обязанности субъектов правоотношений, что предполагает обеспечение соблюдения принципа единообразия правоприменения, исключающего разноплановое и противоречивое толкование таких норм.

Однако необходимо отметить, что действующее законодательство допускает существование и нормативных и ненормативных актов одной и той же формы, принятых одними и теми же органами в одинаковом порядке.

Кроме того, в отличие от правоприменительных и интерпретационных актов, нормативные правовые акты содержат юридические нормы, то есть «обобщающие положения, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и ситуаций» [6].

Нормативный акт рассчитан на регулирование всех случаев возникновения определенного рода отношений, независимо от времени, места их возникновения, состава лиц, участвующих в них.

«То есть, он является универсальным средством регулирования, позволяющим как устанавливать единые правила поведения для всех участников в рамках правовой системы и одновременно помогает этим участникам прогнозировать результаты своего поведения в тех или иных случаях и конечно же, оценку такого поведения государством как правомерного или неправомерного» [7].

Можно сказать, что нормативные акты отличаются от иных (ненормативных) актов правотворчества по своему предназначению, юридической миссии в системе юридической регламентации общественных отношений. Нормативные правовые акты предназначены для того, чтобы быть нормативными регуляторами общественных отношений. [8]

Таким образом, нормативный акт выступает основой для правоприменительных, интерпретационных и индивидуально-правовых актов. Именно поэтому, ошибки, допущенные в процессе принятия нормативного правового акта, с неизбежностью повлекут за собой ошибки в правоприменении, толковании и автономном регулировании.

Более того, «здоровье» системы нормативных правовых актов заметно влияет на «здоровье» системы всех иных правовых актов [9].

Однако необходимо отметить, что дефекты, возникающие в правоприменительных, интерпретационных и договорных актах, могу в свою очередь повлиять на систему нормативных правовых актов, а именно парализовать их или исказить их действие.

Нормативные правовые акты занимают руководящее положение в отечественной правовой системе, в то время как иные формы правовых актов ограничены теми разрешительными рамками, устанавливаемыми законодательством.

Таким образом, нормативный правовой акт представляет собой источник права, который имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими источниками.

Так, нормативный акт как регулятор общественных отношений более оперативен и гибок в его приспособленности к быстроизменяющимся социальным процессам.

Данное обстоятельство обосновывается тем фактом, что нормативный правовой акт может быть оперативно принят при возникновении необходимости регулирования новых процессов и явлений в обществе. Соответственно, в случае необходимости он может быть изменен и отменен.

Литература:

  1. Бошно С. В., Васюта Г. Г. Система нормативных правовых актов: современное состояние и потребности в развитии//Современное право. 2009. № 11.
  2. Анциферова О. В. Система нормативных правовых актов Российской Федерации//Вестник ЧелГу. 2002. № 2.
  3. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 1997. С.334.
  4. Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. С.268.
  5. Алексеев С. С. Право: азбука–теория–философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999. С.77.
  6. Исаков Н. В., Малько А. В., Шопина О. В. Правовые акты: общетеоретический аспект исследования/ / Правоведение. 2002. № 3.
  7. Савченко В. В. Правовая природа нормативного правового акта как источника права // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. № 1.
  8. Козулин А. И. Нормативные правовые акты и иные акты правотворчества // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — Екатеринбург: УрО РАН, 2001, — Вып. 2.
  9. Исаков Н. В., Малько А. В., Шопина О. В. Правовые акты: общетеоретический аспект исследования// Правоведение. 2002. № 3.

Основные термины(генерируются автоматически): нормативный правовой акт, акт, нормативный акт, официальный документ, Российская Федерация, руководящее положение, система.

Источник: https://moluch.ru/archive/287/64973/

Понятие и признаки нормативного правового акта

Нормативно правовой акт является результатом

Среди многочисленных источников права важное место занимают нормативные правовые акты государственных органов.

Большое значение нормативных правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с повышением роли государства в регулировании наиболее значимых общественных отношений.

Кроме того, нормативный правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием.

Наиболее характерным для Российской Федерации источником права является нормативный правовой акт. Правом на издание нормативных правовых актов обладают управомоченные государством субъекты правотворчества.

Прежде всего, к ним относятся законодательные (представительные) органы государственной власти и государственные органы исполнительной власти. При этом каждый орган может издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление, распоряжение и т.д.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, в государственном механизме.

Нормативно-правовые акты как источники права имеют определенные организационно-технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем они проявляются?

– во-первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные возможности, чем иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов;

– во-вторых, что в силу четких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно-правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм;

– в-третьих, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение.

Нормативный правовой акт – это:

1) выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права (Марченко).

2) официальный документ, принимаемый от имени государства в порядке установленной государством процедуры, содержащий правила поведения обобщенного характера (норму права), регулятивно-охранительное воздействие которых распространяется на неперсонифицированный круг субъектов (Р.А. Ромашов).

3) официальный государственный документ, в котором содержатся нормы права (А.Н. Соколов).

4) акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами (Л.А. Морозова).

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Особая юридическая значимость нормативного правового акта определяется рядом признаков:

1) принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры;

2) является результатом правотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т.д.) которым право на нормотворчество делегировано государством);

3) содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;

4) реализуется в особом процессуальном порядке;

5) имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.);

6) направлен на регулирование типичных общественных отношений;

7) обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

В нормативных правовых актах содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно-правовых актах, связывается наступление уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно-правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, принимаемые местными органами государственной власти и управления.

Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией, а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется также порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно-правовых актов; указывается, какой орган и в соответствии с какой процедурой издает тот или иной нормативный акт.

Так, согласно действующей Конституции России предусматривается, что высший представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное собрание (парламент) принимает законы и постановления.

Президент как глава государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Субъекты РФ принимают «законы и иные нормативные правовые акты» (ст. 76).

Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а, следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Так, например, в соответствии со ст.

114 Конституции РФ очерчивается общий круг вопросов, по которым российское правительство может издавать свои постановления и распоряжения.

Это вопросы, касающиеся федерального бюджета, проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также – единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения; осуществления управления федеральной собственностью; принятия мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики; осуществления мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правительство издает постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные полномочия», возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п. «ж» ст. 114 Конституции РФ). В Конституции особо оговаривается, что «порядок деятельности Правительства», а, значит, и порядок (процедура) издания правительственных актов определяются федеральным конституционным законом.

Нормативно-правовые акты как источники права значительно отличаются от актов, не имеющих нормативного характера. В их числе, прежде всего, акты применения норм права или индивидуальные акты, как их зачастую называют.

Нормативно-правовые и индивидуальные акты являются юридическими по своему характеру актами. Помимо всего прочего это означает, что с теми и другими связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное отличие их друг от друга заключается в следующем.

Нормативные правовые акты Индивидуальные правовые акты
содержат
общие предписания в виде норм права и рассчитаны на многократное применение не содержат в себе норм права, а содержат лишь предписания индивидуального характера
адресованы
широкому, точнее – неопределенному кругу юридических и физических лиц обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т.д.)
охватывается
весьма широкий круг общественных отношений Определенное, конкретное правоотношение с персонифицированным кругом участников
действие
продолжают действовать независимо от того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные данным актом завершается с прекращением существования конкретных общественных отношений (например, в связи с выполнением условий конкретного договора купли-продажи, подряда, поставки и т.п.). Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается по мере приведения его в исполнение (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона, предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение подобного преступления.
создаются (издаются)
в результате нормотворческой деятельности органов государства и организаций правоприменительными органами
оформляются
в виде законов, указов, положений, актов нормативного характера в виде указов, постановлений, приказов, распоряжений, относящихся к названным в них лицам и конкретным обстоятельствам

Следует отметить, что одни и те же государственные органы могут издавать по одним и тем же или по разным вопросам как нормативно-правовые, так и индивидуальные акты.

Например, согласно Конституции РФ Федеральное собрание принимает не только законы – нормативные акты, но и постановления, имеющие зачастую индивидуальный характер. Статья 102 (п. 3) и ст. 103 (п.

2) Конституции предусматривают, что Совет Федерации – верхняя палата российского парламента и Государственная Дума – его нижняя палата принимают постановления, каждая в отдельности по вопросам, отнесенным к их ведению действующей Конституцией.

Совет Федерации принимает, в частности, постановления по вопросам, связанным с утверждением указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения, с назначением на должность и освобождением от должности Генерального прокурора России, с назначением выборов Президента РФ, с назначением на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Государственная Дума, согласно Конституции, принимает постановления по вопросам, касающимся дачи согласия Президенту на назначение Председателя Правительства России, решения вопроса о доверии Правительству, назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка РФ, объявления амнистии и др.

Нормативно-правовые акты следует отличать также от актов разъяснения или толкования правовых норм. Основное отличие их заключается в характере, содержании и целях издания.

Если нормативно-правовые акты имеют своей целью установление или изменение содержания правовых норм, то акты разъяснения или толкования преследуют, как это свидетельствует уже их название, совсем другие цели.

А именно: они направлены, прежде всего, на разъяснение смысла содержания нормативно-правовых актов, а также – пределов действия ранее установленных норм.

Как верно отмечают английские юристы, основное правило толкования «законодательных положений», по отношению к которому все прочие являются второстепенными, заключается в том, что законы (статуты) следует разъяснять «в соответствии с намерениями тех, кто их создал». При этом всегда сохраняет свою силу «презумпция невнесения в действующее право изменений, выходящих за пределы, предусматриваемые толкуемым статутом».

Действуют также другие принципы толкования, сводящиеся, в частности, к тому, что толкование, «по возможности», не должно придавать статуту обратной силы, влечь за собой несправедливости или приводить к нелепым либо абсурдным последствиям»; нормы уголовного права «толкуются» только в пользу обвиняемого, и т.д.

Предыдущая12345678Следующая

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 938; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-64706.html

Нормативно-правовые акты и акты применения права

Нормативно правовой акт является результатом

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт – это акт правотворчества, который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами и содержит норму права.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Признаки нормативных правовых актов:

– нормативный характер – это правовой акт – является результатом правотворчества – общеобязательность – оформление в виде официального документа – определённый порядок группировки правовых норм.

В России установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

1. Международные договоры и соглашения России. 2. Конституция России. 3. Законы: – Федеральные конституционные законы. – Кодексы и Федеральные законы. 4. Подзаконные правовые акты: – Указы Президента России, – Постановления Правительства России. – Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, фед. служб и агентств).

5. Локальные нормативно-правовые акты.(содержит нормы трудового права)

Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу.

Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты применения права следует отличать от нормативно-правовых:

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может.

Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям.

Правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что и обусловливает их разнообразие.

Поэтому классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям.

1. По субъектам, осуществляющим применение права, акты подразделяются на:

а) акты государственных органов и общественных организаций;

б) акты главы государства – Президента РФ;

в) акты федеральных органов власти и управления;

г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;

д) акты органов правосудия;

е) акты органов прокуратуры;

и) акты органов надзора и контроля;

ж) акты коллегиальные и единоличные.

2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:

а) акты конституционно-правовые;

б) акты административно-правовые;

в) акты уголовно-правовые;

г) акты применения материального и процессуального права.

3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:

а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;

б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.

4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:

а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;

б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений. Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.

5. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные – это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).

6. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/26670.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.